Романова Е.В.1, Лебедев В.А.2
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва,
2Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва,
Института компьютерных технологий
КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
АСОИ, веб-сервис, образовательный процесс, обработка данных. АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы обработки данных связанные с проведением студенческих олимпиад и описывается разработанное программное средство, автоматизирующее указанные процессы.
Актуальность
Проведение очных студенческих олимпиад и онлайн туров сопряжено с необходимостью взаимодействия с участниками и систематизации большого числа документов и обработки данных. Выполнение этой работы вручную неэффективно, а для заочных олимпиад практически невозможно [4,5,7,14]. С целью автоматизации комплекса указанных процессов было разработано веб-приложение ASP.net «Система проведения олимпиад» (далее система) призванное обеспечить выполнение следующих функций:
• регистрацию и внесение информации о себе участниками и руководителями;
• генерацию документов, на основе введенных данных и выгрузку отсканированных документов в систему участниками;
• публикацию заданий в системе по таймеру и получение решений от участников в заданные сроки;
• создание и редактирование тестов членами оргкомитета и прохождение тестов участниками;
• задание критериев оценки работ участников членами оргкомитета;
• оценку анонимизированных работ участников членами жюри;
• формирование оперативной сводки о конкурсной ситуации в процессе проведения олимпиады;
• выгрузку данных об итогах проведения олимпиады (ведомости оценок по участникам, командам, членам жюри, сводную ведомость и акт об итогах).
Сбор персональных данных
Программное средство обеспечивает возможность регистрации следующих категорий пользователей: членов оргкомитета олимпиады; членов жюри; руководителей команд (сопровождающих); участников олимпиады.
Регистрация подразумевает указание адреса электронной почты, его подтверждение, заполнение анкетных данных (в зависимости от роли пользователя).
Руководители помимо собственных данных вводят название данные образовательной организации, после чего члены команд подают заявки на принадлежность.
Документы, требующие подписи сторон (договора, согласия, заявления) формируются автоматически с помощью шаблона на основании введенных при регистрации данных и предоставляются участникам (реализовано в отдельном модуле). Отсканированные подписанные документы загружаются участниками в систему в соответствующие разделы, таким образом оргкомитету представляется иерархичная система папок с документами [10, 11, 16].
Студенты, ранее принимавшие участие в олимпиадах, заполняют на своих страницах «реестр предыдущих достижений». Сущности и связи представлены на рис.1.
Лш
>ГМ1
А Си,
А >
Л
»3 5ш4«щ
' Р>ор»гЬ и **
л Чип» А 1На
> 11*ррм1
Анм*_
ънег л
Л '<1
^ СЛПС1
Л «си
Л Д«*»:«]
^кн
^ СЧч Т*Р< Л
и РгариНн V? >4 Турчат*
Кач^агсоя Ргериви
г"' 1
0К А
РПрМ4Н Л 1«
> ПММн * ПкЛЕк
А Сотпии
> Е»!|
Г, IV ап Згс-р*^«
шил
тЗ ^«рфр
■Р Тик
£ 5от1тп —
Ли
А Цитр»'
> Ннп*
> Раирог!
> шт
АМкШ
> Езг
Тит
¿3 0«!
кии1о ри»
^РявВииИ ¿Э Р1у1Ш«
¿И
> ЫпвотДпд
& 5итпп
^ Од»
' ЙкИдойвп Ргвркл!« ¿Б Т+до
/к
-о
0.1
Аимпр Л
1 " Ргерчгё«
Р Мит»
АЙВ
* Т№
А Ргезрсг?
>
А май*1
■ Ргп р#гис.
¿0 Тит
уШУ »г —
Д и
> Огг
>■ итчтку
>
Л"КРР
Л" С й'ГГ ГГ'1 г<
У 'ГС'!',
А
> '-♦си1 >У<М
- Ча*191мг| Ргорсгии
т^Аскп-р
Рис.1. Участок ERD диаграммы, иллюстрирующий организацию хранения личных данных участников
Выполнение заданий
В системе организована связь «задание — решения». Члены оргкомитета выкладывают задания до начала олимпиады (название задания, описание, прикрепленные файлы, время начала/окончания). В указанное время задание становится видимым, и участники приступают к выполнению. Решение должно быть отправлено до истечения отведенного времени.
Решения с прикрепленными файлами, загруженными на сервер, закрепляются за командой/студентом (в зависимости от того, является ли задание командным) и соответствующим заданием (рис.2).
Единое средство публикации заданий и сбора решений позволяет строго соблюдать сроки выполнения заданий в отличии от других средств (например, электронной почты) и иметь систематизированный каталог работ [1, 3].
Проведение тестирования
Одним из модулей системы является модуль тестирования. При создании тест закрепляется за одним из заданий. Веб-интерфейс программы обеспечивает создание теста и его редактирование. Каждый вопрос редактируется на отдельной странице. В зависимости от типа вопроса (с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, свободный, сопоставление, порядок) меняется и форма заполнения. Вопросы группируются в разделы, что позволяет обеспечить справедливую выборку сложных и простых вопросов. Для разделов назначаются веса. Тест можно импортировать в систему из текстового формата, предварительно применив специально разработанные правила разметки [9, 13].
ОЛИМП И АДА О 1: ; •" •"->• и™-™
Страница студента
Персональная информация Реестр пред. достижений Документы Задания
Результаты
Задание:
Основное задание
20.05 2015 10:15:00 20.05 2015 12:15:00
Да
основное задание-ПИ 2015 B3.pdf
КР прототипы ИС ec5d СибАДИ
20.05.2015 10:50:27 21,50
КР прототипы ИС.гаг Решение основной Typ.doc
Редактировать
Удалить решение Назад [список заданий)
Выход
Начало Окончание Командное Документы задания
Решение
Название решения
Код работы
Студент/Команда
Дата
Баллы
Файлы решения
Рис.2. Веб-старица решения отображаемая участнику
Программа предусматривает различные ограничения для тестирования: время на тест, сроки проведения, число попыток, строгий контроль. В процессе тестирования параметры фиксируются как на стороне пользователя, так и на сервере, во избежание подложных результатов. Каждое изменение ответа со стороны тестируемого отправляется на сервер. Таким образом достигается устойчивость к сбоям в Интернет соединении или питании на клиентском компьютере (в случае сбоя тест продолжается с сохранением ответов). Функция строгого контроля не позволяет пользователю переключаться между вкладками (или завершает тестирование после двух нарушений), это гарантирует самостоятельное прохождение тестирования.
Процесс оценивания работ
Для заданий оргкомитет добавляет в систему критерии оценивания (а также минимальные и максимальные баллы по критериям). После того, как команды (или отдельные участники, в зависимости от типа задания) выложили свои решения, члены жюри приступают к проверке: членам жюри представлен анонимизированный список работ участников. По каждой работе член жюри скачивает файл(ы) решения и выставляет оценки по критериям в системе. Отношения сущностей показаны на рис. 3.
При подсчете средних значений и сумм оценок 6 членов жюри для 4 заданий по 30 критериев для каждого из 100 участников необходимо в общей сложности обработать около 72 000 оценок в разных представлениях, что при ручном подходе влечет за собой большое число ошибок. Автоматический подсчет промежуточных и окончательных итогов позволяет исключить человеческий фактор [6, 17, 20].
1 >
1 4-1 О: в 1
?гсрг1|*5
1* и
А Нам«
Д1 57* аггТлгк > $Е*гЬ>М*
р ВпМиВям
¥*Э Solu.1l оп Сг г»пег
¿ВОес
" Р'ОР+ГЕ * $
Л
р МигоЬвг М#гщ
М
>> Р4КРОП
Р и •
М Ко 5,1*1
& б-ет
> ТмтИГмм! чш
■ Ыл. А««« Р|Ср*гЕИ1
»Я Тип лютпрс
Рлуп#М'
Ргоргшаз
Дк1
А г
М ипКгвП'Еу Л IЧ N
М Рл й г«5
Сс "1 |г ап1
> Смну А
> яним
> 'ЛЙ
{Я5№4ми
4В5ОКЛ1ОЛ ¿□Аыашр
ИлгЬ Л
1 ~ РгвРФП»!
# 10
^ 1|Арр**1
Рис.3. Участок ERD диаграммы, иллюстрирующий организацию принципов оценивания работ Инструментарий оргкомитета, подведение итогов.
Помимо создания и редактирования заданий / тестов членам оргкомитета доступны следующие функции:
• иерархическое отображение состава команд, анкетных данных, прикрепленных документов команд / участников (рис.4);
• отображение текущей конкурсной ситуации в личном и командном зачете;
• отчеты по регионам или другим признакам участников;
• сброс паролей и редактирование личных данных для оперативного решения проблем с доступом в ходе олимпиады;
• ведомости, формируемые в отдельном модуле:
1.член жюри — задание (все критерии, все команды/участники); 2.член жюри (все задания, все команды/участники); З.задание (все члены жюри, все команды/участники); 4.итог (все задания, все группы/участники).
Наиболее трудоемким этапом, с точки зрения оргкомитета является составление отчетов. Разработанная система позволяет агрегировать данные указанные участниками при регистрации и полученные в ходе выполнения заданий в соответствии с требованиями регламентов. Данные выводятся в формате *.х^х и могут быть дополнительно модифицированы и оформлены оператором в случае необходимости. Такой функционал позволяет моментально получать отчеты
на любом этапе проведения олимпиады и предоставляет актуальную информацию о текущем
значении показателей.
7
Тесты Команды
Сбрк паролей
И 012 И НГУЭУ
И Ы1
[*] Документы £1): [+3 Решения 13);
Сумма: 53 б. [+] Транзакции Щ;
Руководи гель: Вл/р ' Л ■ ."■ 'пнд
[*) Документы Щ: [-] Студенты:
КругЧ-,-; . . Пред. достижения Ц) Г*1 Документы 121: [-3 Решения (2):
- 2838 -16 6. (Тестовое задание)
- ЗНе * 4.5 0. (Презентации! (ЛИЧНЫЙ нчетЦ Сумы*: б.
Рис.4. Веб страница иерархического списка участников Результаты работы
Разработанное программное средство автоматизирует комплекс процессов проведения олимпиады и делает возможным проведение заочных туров. Использование системы позволяет многократно снизить затраты на проведение олимпиады и исключить необходимость выполнения однотипной работы. После завершения олимпиады сформированные документы могут быть использованы для включения в отчет для контролирующих органов [15-19].
Простота и высокое качество разработки было обеспечено применением технологии ASP.NET WebForms и библиотеки Entity Framework, упрощающего работу с данными и гарантирующего согласованность компонентов системы (модели, базы данных и кода) [21, 22]. Таким образом, с минимальными издержками в сжатые сроки было получено ПС, решающее поставленные задачи.
Литература
1. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. проф. А.Д.Хомоненко. — СПб.: КОРОНА принт, 2000. — 416 с.
2. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251
3. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование нформационных систем: учебное пособие / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. — 2-е изд., испр. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ.Лабора-тория знаний, 2008.-300с.
4. Давлеткиреева Л.З. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции / Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова // Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 168 с. — С. 134-140.
5. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ 2006. -86 с.
6. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные
исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256
7. Давлеткиреева, Л. З., Сухомлин, В. А., Андропова, Е. В., Иванов, Н. Е., Якушин, А. В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей//Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. -2012. -№ 4. -360 с. -С. 86-98.
8. Давлеткиреева, Л.З. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ИТ-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения [Текст]: Перспективы развития информационных технологий/Л.З. Давлеткиреева, Г.Н. Чусавитина. -2011. -№ 5. -С. 22-27.
9. Дубейковский В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? М.:ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. — 4
10. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова Т.Б. — Актуальные проблемы современной науки в 21 веке : сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. — Махачкала, 2014
11. Лактионова Ю.С. Разработка проекта на модернизацию сайта организации «Комплексный центр социального обслуживания населения» // Ю.С. Лактионова, Ю.В. Путинина. -Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-2. С. 76-78.
12. Лебедев В.А., Алексеев С.И., Сорока Р.И. Автоматизированная система управления производством на малом предприятии «Взлет». В сб.: актуальные проблемы технических наук Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 108-111.
13. Маклаков С.В. Моделирование бизнес процессов с AllFusion Process Modeler (BPWin 4.1). М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 2004. — 240с.
14. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.
15. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Масленникова О.Е. Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров//Прикладная информатика. -2013. -№2(44) -146 с. -С.49-57.
16. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова. — Вестник компьютерных и информационных технологий. № 9. С. 49-51.
17. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322
18. Петеляк В.Е. Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем // Современные информационные технологии и ИТ-образование — 2014. — № 10. — С. 664-670.
19. Петеляк В.Е. Проблема неполноты данных для интероперабельности систем // Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ — Магнитогорск: МаГУ 2009. — С. 387-388.
20. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327
21. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. — М.: Финансы и статистика, 2001.
22. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14.
23. Губин М.А., Таранова Е.И. Разработка интернет-портала олимпиад средствами технологии ASP.NET MVC // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 280-288.