Научная статья на тему 'Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения'

Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1722
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агдавлетова Айман Маликовна, Белоусова Ирина Дмитриевна

В статье обсуждается значимость применения инновационных технологий при внедрении государственных образовательных стандартов. Рассматриваются виды инновационных технологий, значение инноваций в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения»

Агдавлетова А.М.1, Белоусова И.Д.2

гФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, ст. преподаватель кафедры прикладной информатики института энергетики и

автоматизированных систем, [email protected]

2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, к.п.н., доцент кафедры прикладной информатики института энергетики и автоматизированных систем, [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инновации, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, государственные образовательные стандарты.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается значимость применения инновационных технологий при внедрении государственных образовательных стандартов. Рассматриваются виды инновационных технологий, значение инноваций в системе образования.

В настоящее время уклад жизни предъявляет студенту определенные требования — это высокое качество образования, конкурентоспособность, коммуникабельность, умение ориентироваться в потоке информации.

В настоящий момент времени образование в России перешло на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения нацелены на повышение качества образования, призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [22].

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В ФГОС третьего поколения основными результатами обучения является формирование универсальных способов, действий, умений. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Актуальным вопросом являются то, каким должно быть занятие и какие педагогические технологии при этом применимы.

Под педагогической технологией понимают специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок. Одной из самых интересных педагогических технологий в современном образовании является инновационная.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников [15].

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему

• управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и преподавателя [6].

В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, но четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования — делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети [8,9,12].

Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа, внедрения. Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Педагогические инновации — это:

a) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

b) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

c) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

Внедрение инновационных педагогических технологий является требованием современного Федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель образования — это не только накопление учащимся определенных знаний, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Переход на новые образовательные стандарты предполагает изменение роли педагога. В данный момент современная педагогика рассматривает преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью учащихся. Это сложнее, чем в традиционном обучении, и требует от педагога более высокого уровня профессионально — педагогической подготовки, компетентности и мастерства. В такой ситуации преподаватель должен владеть различными инструментами организации учебного процесса. [2, 3,4]

Инновационный подход к образованию позволяет сформировать самостоятельную, творческую личность готовую к жизни в условиях динамично меняющегося современного мира. К инновационным технологиям обучения относят интерактивное обучение, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [6,15].

Рассмотрим более подробно интерактивную технологию обучения.

Система образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельной работы студентов. Поэтому информационные технологии стали ведущим компонентом учебного занятия [13].

В данный момент времени существует большое количество различных программных средств для создания всевозможных компьютерных презентаций, различных игровых заданий, для применения других ресурсов и возможностей Интернета — все это является критерием эффективности образования.

В современных образовательных учреждениях используют различные педагогические инновации. К инновационным технологиям обучения можно отнести: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [5,7,11,18,19].

Интерактивная модель своей целью ставит организацию оптимальных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. В интерактивной модели обучения у учащегося нет возможности остаться в стороне. К интерактивным методам обучения относится групповая дискуссия. В современной системе образования существует множество разнообразных вариантов организации дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ осуществления коллективной творческой деятельности

обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется многообразием целей, содержанием, организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем — мониторинга результатов деятельности малых групп [11,14].

Технология интерактивного обучения ставит цель организовать комфортные условия обучения, при которых все учащиеся активно участвуют в учебном процессе, взаимодействуя между собой. При работе с интерактивными технологиями активная деятельность преподавателя заменяется на активную деятельность обучаемого, а задача педагога — создать условия для инициативы.

Интерактивные формы обучения способствуют:

• пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине;

• эффективному усвоению учебного материала;

• самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• формированию умения организовывать собственную деятельность;

• формированию у обучающихся собственного мнения и отношения;

• установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

• формированию жизненных и профессиональных навыков.

Недостаток использования данной технологии заключается в умении преподавателя организовать работу студентов и приучить к активной работе.

«Мозговой штурм» — это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач. Отличительной особенностью этого метода является запрет критики на этапе выдвижения идей. Такая организация работы позволяет вовлечь в дискуссию наименее уверенных в себе учащихся, обеспечить развитие творческого потенциала каждой отдельно взятой личности.

Практика использования метода показывает, что учащиеся предлагают оригинальные и интересные варианты решения поставленных задач.

Подводя итог, можно сказать, что интерактивные формы и методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала; выступают в качестве основного условия самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения поставленных задач; развивают исследовательские умения [21].

Проектное обучение может рассматриваться как вариант учебного занятия. Такой вид обучения следует использовать как дополнение к другим видам обучения. При работе с данной технологией меняются роли участников педагогического процесса: педагог — руководитель, консультант, а студент исполняет роль активного участника проекта [13].

Проектная технология становится основой исследовательских навыков компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта неоспоримо, как и то, что в процессе проектной деятельности формируются качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.

Внедрение информационных технологий в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и информационных технологий.

Компьютерные технологии обучения — это процесс сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемого посредством компьютера.

Существует огромное число готовых продуктов, которые могут быть использованы преподавателем при проведении учебных занятий с применением компьютерных технологий. Такие занятия позволяют повысить мотивацию в изучении предмета, активизировать познавательную деятельность. Главным помощником на занятиях является компьютер. Позволяет каждому работать самостоятельно. Наиболее популярны на занятиях компьютерные презентации учебных тем. Занятия с применением мультимедиа-технологий интересны студентам. При помощи компьютерных технологий осуществляется контроль знаний и умений. Современное занятие сложно провести без использования таких технологий [17,20].

Структура современного учебного занятия должна быть динамичной, с применением различных приемов, методов. Использование инновационных технологий позволяют решить множество проблем, раскрыть неограниченные возможности для повышения качества знаний учащихся. Использование таких технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетенции преподавателя.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

• развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

• усилить мотивацию учения;

• сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

• качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

• приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Для этого компьютеры в образовании должны перестать быть только инструментом для преподавания курса информатики, но стать эффективным средством управления и развития всего учебно-воспитательного процесса.

Необходимо применять все возможности компьютера, в том числе:

• компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

• мощные информационные базы данных по отраслям знаний;

• средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.

• электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

• Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предполагает использование компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

• при изучении нового материала;

• в процессе закрепления дома или на уроке учебного материала в процессе

• интерактивного взаимодействия с компьютером;

• в ходе повторения и обобщения усвоенных знаний (навыков, умений);

• с целью самоконтроля, а также промежуточного и итогового контроля достигнутых результатов обучения;

• в процессе коррекции результатов обучения, если эти результаты не удовлетворяют ученика, родителей или учителя.

Таким образом, можно сказать, что появление понятия «информационная образовательная технология» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.

Информационные технологии [1,10] подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрация. Эти методы применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, а также от возможностей учебного заведения и компьютерной грамотности учителя.

Использование интерактивных компьютерных технологий открывает большие возможности, которые со временем будут только расширяться — это:

• получение любой информации, быстро и в необходимом объеме;

• составление собственных лекций, методических пособий, экспериментов и т.д.;

• наглядная иллюстрация текстов, формул, уравнений реакций, фотографий при изучении нового материала;

• демонстрирование анимационных экспериментов и химических явлений;

• иллюстрация методики решения сложных задач;

• проведение компьютерных экспериментов и виртуальных лабораторных работ;

• контроль уровня знаний учащихся по методике дифференцированного обучения;

• организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;

• осуществление текущего и итогового контроля знаний учащихся.

Применение компьютерных технологий в образовании способствует формированию и развитию у учащихся определенных компетенций, в первую очередь: информационных и коммуникативных [20].

Информационные компетенции включают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Использование компьютерных технологий дало возможность:

• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

• осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;

• визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реальных экспериментов;

• организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала.

Одним из стратегических направлений в образовании является инновационная деятельность образовательного учреждения. Это связано с тем, что сегодня усилия педагогического коллектива каждого образовательного учреждения направлены на поиски путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания.

Ключевой идеей инновационного подхода является поиск новых путей организации образовательной деятельности, в основе которой должен быть принцип организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий достигать качества и эффективности образования за счет активизации познавательной активности студента, развития его личностных качеств и индивидуальных способностей, за счет мотивации к самообразованию.

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики в России. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками [8].

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения, предъявляют новые требования к организации работы образовательных учреждений. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу является важным условием совершенствования системы образования.

Применяя образовательные технологии, можно совершенствовать деятельность по воспитанию и обучению студентов и добиваться более высоких результатов в работе. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие. Центральным звеном образовательной системы является педагог. Он совершенствует свои методы работы со студентами, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения того или иного образовательного материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт вводится с целью получения качественно новых результатов образования. Выпускник представляется компетентным гражданином России, способным к принятию самостоятельных решений и ответственности за свое поведение и деятельность.

Такие результаты возможны при внедрении инновационных педагогических технологий. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Образование рассматривается как системообразующий ресурс социально-экономического, политического развития государства, социально-культурной модернизации российского гражданского общества.

Внедрение инновационных педагогических технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Литература

1. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины "Информационные системы и технологии" // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/8954 (дата обращения: 05.04.2015).

2. Белоусова И.Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, И.Д. Белоусова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 4. — С. 174.

3. Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза / И.Д. Белоусова // Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 299-302.

4. Белоусова И.Д. Профессиональные стандарты в сфере обучения ИТ-специалистов // Современное: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях.

— Тамбов, 2015. — С. 20-21.

5. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251

6. Давлеткиреева Л.З., Махмутова М.В. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза / Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 118-128.

7. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256

8. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//П Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)": сборник научных трудов. Т1 -М.: НИЯУ "МИФИ", 2012. -с. 37 -40.

9. Курзаева Л.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования)/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Т.В. Захарова Т.В.//Гуманитарные и социальные науки. 2012. -№ 4; URL: http://www.hses-online.ru/2012/04/13_00_08/24.pdf

10. Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г Овчинникова// «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.) -Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012 -с. 51 -56

11. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302

12. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г, Самарокова И.В. Методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций для системы профессионального образования//Современные проблемы науки и образования. -2013. -№ 3; URL: www.science-education.ru/109-9255.

13. Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике // Мир науки, культуры, образования. 2010. №2. С. 163-165.

14. Масленникова, О.Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров /О.Е. Масленникова // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ 2014. — 957 с. — 978-5-9556-0165-6. — С. 639-651.

— Библиограф.

15. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.

16. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/

О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIIМеждународ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015. — С. 470-475. — Библиограф. с. 475.

17. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. — Магнитогорск. — Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. — 224 с. Библиогр.: с. 181-188.- 1000 экз. — ISBN 978-586781-967-5

18. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322

19. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327

20. Попова И.В. Исследовательская подготовка будущих специалистов по информационным технологиям в университете. Магнитогорск: МаГУ 2008. — 144 с. ISBN 978-5-86781-541-7

21. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт №783 от 22/12/2009г. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m783.html.

23. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Общие критерии отбора предметного содержания заданий по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 1. — С. 51-59. (0,5 п.л.)

24. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Критерии отбора и построения предметного содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 2. — С. 113-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.