Научная статья на тему 'Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов'

Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2462
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОННЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмутова Марина Владимировна, Махмутов Глеб Раифович

Массовые открытые онлайн курсы продукт информационного общества, получившийся в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможности организации взаимодействия людей из разных стран мира. Феномен MOOC привлекает значительный интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. Материал настоящей статьи освещает разнообразие видов моделей MOOC, их сущностные характеристики и особенности, приводятся профили-описания зарубежных и отечественных платформ-производителей MOOC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмутова Марина Владимировна, Махмутов Глеб Раифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов»

Махмутова М.В.,1 Махмутов Г.Р.2

1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», г.Магнитогорск, кандидат пед. наук, доцент кафедры прикладной информатики,

[email protected]

2 ООО «Программный продукт», аналитик, г. Москва

МОДЕЛИ И ПЛАТФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН

КУРСОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Открытые образовательные ресурсы, коннективистский подход. АННОТАЦИЯ

Массовые открытые онлайн курсы — продукт информационного общества, получившийся в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможности организации взаимодействия людей из разных стран мира. Феномен MOOC привлекает значительный интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. Материал настоящей статьи освещает разнообразие видов моделей MOOC, их сущностные характеристики и особенности, приводятся профили-описания зарубежных и отечественных платформ-производителей MOOC.

Введение

Массовые открытые онлайн курсы (MOOC) — феномен, появившийся в онлайн обучении сравнительно недавно. Первые попытки создания MOOC предпринимались около пяти-шести лет назад, а сейчас MOOC привлекает значительный интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. MOOC можно воспринимать как средство расширения возможностей онлайн обучения, с точки зрения открытого доступа к курсам и их масштаба, они так же дают возможность внедрить новые бизнес — модели, которые включают в себя элементы открытого образования. Вместе с этим вопросы эффективности MOOC остаются дискуссионными.

Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course -MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Connectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:

- massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;

- open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;

- online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;

- course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться [8].

В рамках проекта E-Learning, Communicationand Open-data в мае 2014 годауниверситетом Аберта (г.Лиссабон, Португалия) был подготовлен отчет «MassiveMobile, Ubiquitousand Open Learning», в котором приведено современное понимание сущности MOOC [14]. (см. табл. 1).

В приведенных характеристиках отражены все существенные особенности MOOC, но в конечном итоге всё сводится к четырем основным моделям обучения:

1. Люди учатся на основании ассоциативных связей, придумывая идея или приобретая навыки поэтапно. Например, с помощью мнемотехники, отработки приемов, подражания, практических занятий. Ассоциативное обучение приводит к точному воспроизведению или вызову информации из памяти. Основной подход, применяемый в курсах MOOC с контентом —ассоциативное обучение;

2. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки с помощью активных

поисков. Например, путем проведения исследований, экспериментов, совершения открытий с участием наставника, решения задач, обдумывания и т.д. Конструктивное обучение приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. В курсах MOOC, основанных на выполнении заданий, основное внимание уделяется активному поиску нового со стороны обучающихся. В основе некоторых заданий лежит ассоциативное обучение, но большинство основывается на конструктивном обучении. Но, возможно, не следует использовать понятие «курса MOOC, основанного на выполнении заданий», потому что в ходе применения всех подходов, обучающиеся получают задания и поручения. Разница состоит в том, насколько открытым, сложным и аутентичным является задание;

3. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки во время диалога. Например, во время дискуссии, дебатов, совместной работы, совместного приобретения знаний и т.д. Социальное конструктивное обучение также приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. Основной подход первоначальных курсов MOOC — это социальное конструктивное обучение, хотя элементы конструктивного обучения также присутствуют (т.е. поиск важнее какого-либо конкретного содержания);

4. Люди учатся, участвуя в рабочем сообществе. Например, во время стажировки, обучения без отрыва от производства, легитимного периферийного участия, участия в учебной сети и т.д. Практика в определенных обстоятельствах приводит к формированию привычек, ценностей и личностей. Следовательно, нет курсов MOOC, где применяется подход, связанный с практикой в определенных обстоятельствах. Курсы MOOC, которые должны быть разработаны в соответствии с данным подходом, могут быть связаны с массовым моделированием ситуации и/или играми), с социально-информационным обучением, т.е. обучением в массовых обучающих учебных сетях в режиме онлайн, или с такими понятиями как «виртуальная стажировка» и «виртуальное обучение в сфере бизнеса» [14].

Таблица 1. Определение и специфические характеристики МООС

Компонент аббревиатуры/названия Определение Специфические характеристики MOOC

М Массовый Онлайн-курс, разработанный для большого числа участников 1)Участников больше, чем в «нормальном» классе / аудитории (>148 = число Данбара) 2)Курс (педагогическая модель курса) разработан таким образом, чтобы объем работ всех сервисов (включая работы, выполняемые преподавателями по проведению консультаций, подготовке тестов и т.д.) не увеличивался значительным образом при росте числа участников.

О Открытый Доступ к курсу есть почти у всех в любом месте, если есть доступ в Интернет •У всех без ограничений есть доступ к курсу •Как минимум содержание курса всегда открыто для доступа •Курс доступен в любом месте, если есть доступ в Интернет

Открыт в плане выбора места, темпа прохождения и времени. У большинства современных курсов MOOC обозначены дата начала и дата окончания курса, и в принципе получается, что они не открыты в плане выбора темпа прохождения или времени. Далее, заранее установленный темп и/или фиксированная дата начала и окончания не считаются критериями, позволяющими провести четкую границу между курсами MOOC и другими курсами.

Открыт всем, при регистрации на курс требования к квалификации не предъявляются Для участия в онлайн-курсе не требуется наличие квалификации/диплома.

Курс можно пройти бесплатно Прохождение курса в полном объеме бесплатно для участников

О Онлайн Прохождение курса онлайн Все аспекты курса преподаются в режиме онлайн

К Курс Единица обучения Общее учебное время курса МООС: как минимум 1ЕСГС (обычно 1-4 ЕСГС)

Курс предлагает обучение по полной программе, включая: 5.образовательную составляющую; 6.помощь во взаимодействии с сокурсниками(включая ограниченный объем взаимодействия с преподавателями); 7.деятельность/задани я, тесты, включая обратную связь; 8.варианты (неофициального) признания в некотором виде; 9.учебное пособие /конспект 1) образовательная составляющая может включать видео — аудио -текст -игры(вкл. моделирование)- социальные сети -анимацию; 2) обеспечивает возможностями взаимодействия, такими как каналы социальных сетей, форумы, блоги или RSS-ридеры с целью создания учебной среды; 3) участникам обеспечивают обратную связь, которая может быть создана автоматически (например, опросы), только со стороны сокурсников (обратная связь между сокурсниками) и/или обратная связь общего плана от преподавателей и т.д.; 4) всегда содержит некий формат признания, такой как значки или свидетельство о прохождении курса. Официальное свидетельство выдается по выбору и чаще всего платно; 5) в учебном пособии / конспекте содержится информация о том, что можно узнать из представленных материалов и обмена информацией.

Во всех вышеперечисленных подходах подчеркивается важность активности обучающихся, конструктивной корректировке деятельности в зависимости от желаемых результатов, важность возможностей получения обратной связи для консолидации (практики) и интеграции. Однако различия в подходах заключаются в роли и важности участников, организации учебной деятельности, последовательностей учебной деятельности, акценте на сохранении/воспроизведении или рефлексии/интернализации и локусе контроля.

По-сути, модели взаимодействия участников реализуются на основе двух подходов: коннективистском и когнитивно-бихевиористском.

Виды МООС

Для обозначения видов реализации MOOC на основе данных С. Даунс ввел понятия «cMOOC» и «xMOOC» [1], позже появился еще один вид task-based MOOC.

На рис. 1 приведена диаграмма эволюции MOOC [2].

Как видно из рис. 1, появление феномена MOOCсвязано с реализацией идеи открытых образовательных ресурсов (OER) в контексте развития коннективизма.

cMOOC являются практической реализацией («доказательством возможности») коннективизма — системы педагогических взглядов, основанной на концепции связного/распределенного знания (connective knowledge), в рамках которой процесс учения отождествляется с процессом построения сети, т. е. установления связей между различными «сущностями» (участниками, экспертами, веб-ресурсами, событиями сети) [29].

Задача участников cMOOC заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети).

Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как таковой — значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернет. Чтобы понять и объяснить, как это происходит, С. Даунс выделяет четыре типа деятельности участника курса: агрегация, ремикс, повторное использование и распространение [29].

£000-07

200В

2009

2010

2011

2012

2013

—Opon EdiKa1>№-

.Qson UiwtrMy Opera V Opuf*-«™

StHirDD V 4

Soflvae \ *

4V

OER—

/I

!

Contonl '

MIT

Opci-.SouricWarc

ConrrtJCbM.sl iJ(OOC_ [(AKKK-J

»FLHmili-am

Ч Л

SUnlon/ vtOOC <iMOOC)

'-'ЪННТ cdx

----AI.тыпсг -oirciityffJainJ

Рис. 1. Этапы развития MOOC

Основные принципы построения: массовость, открытая регистрация, доступность данных и по завершению курса, равноправие участников: студент и преподаватель — коллеги. К минусам относятся: большое количество информации (особенно на раннем этапе), наличие собственной цели у каждого участника и отсутствие контроля со стороны организаторов курса.

Следует отметить, что модели взаимодействия участников в концепции сМООС активно отечественными авторами и авторами ближнего зарубежья авторами А. А. Андреева [1-3], В. Н. Кухаренко [12,13], К. Л. Бугайчука [8], И.Ю. Травкина [29].

В качестве примера сМООС приведем описание курса «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие", разработанного И.Ю. Травкиным. Это коннективистский онлайн-курс, цель участников которого заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети). Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как такового — значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернете. Предметом рефлексии является организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества. Программа курса предполагает дискуссии в Skype и видеовстречи с экспертами. Для участия в курсе участникам предлагается создание личных блогов.

Кроме блогов слушатели курса могут использовать любые сервисы Twitter и Diigo для публикации ссылок на дополнительные ресурсы, Netvibes для подписки на блоги сокурсников, Facebook для общения с коллегами в группах, YouTube для поиска и публикации видео, Mindmeister или Bubbl.us для создания ментальных карт.

Task-basedMOOC — это курсы, основанные на задачах. По своей организации они очень похожи на сМООС. В них предполагается, что учащийся выполнит определенные задания. Причем он может выполнять их различными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи.

Одним из примеров таких курсов является проект ds106 «Цифровой рассказ историй» (http://ds106.us). Как говорят основатели проекта: «Цифровой рассказ историй» — это использование новых цифровых инструментов, чтобы помочь обычным людям рассказать свои «правдивые истории» в убедительной и эмоционально привлекательной форме». Эти истории обычно принимают форму относительно коротких рассказов (менее 8 минут) и могут включать в себя интерактивность. Т.е. это открытый курс, куда может присоединиться каждый для создания своей истории. Он может использовать различные инструменты, попросить у участников

сообщества помощи, в любой момент можно выйти. Задачи ставятся на основании тем, предложенных руководителями курса, так и исходя изтемы дня.

Отличием task-based MOOC от cMOOC является разнообразие разрабатываемых тем и тематик. Для первых важно решение поставленных задач, для вторых — накопление материалов по теме MOOC.

хMOOC — открытые курсы больших международных университетов. В их основе лежит институциональная модель учебного процесса: разработка содержания курса ведется профессиональными преподавателями и экспертами в некой предметной области, представляется четкий график учебного процесса, в курсе содержатся конкретные задания, предусмотрена аттестация участников. Запись на эти курсы свободна: участвовать может любой человек независимо от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Обычно курс ориентирован на изучение технических дисциплин, где можно автоматизировать проверку выполненных заданий, наблюдателей в курсе практически нет, преподаватели выполняют преимущественно контролирующие роли.

Одним из примеров таких курсов является MOOC «Изменение климата» университета Аберта (http://imooc.uab.pt/about). Его целью является изучение причин и последствий изменения климата, а также разработка мероприятий и предложений по тому, как адаптироваться к ним и справиться с его негативными эффектами, будь то наводнения, нехватка воды, повышение уровня моря или береговой эрозии и пр. Объем в часах соответствует примерно 100 (26 часов = 1 ECTS). Даты начала и окончания обучения устанавливаются с 6 мая по 1 июля ежегодно.

Обучающиеся самостоятельно изучают учебные ресурсы, разработанные преподавателями университета Aberta, находят и знакомятся с другими соответствующими материалами, выполняют предлагаемые задания с возможностью проанализировать свои учебные достижения, производят артефакты для подтверждения освоения темы и сформированности соответствующих компетенций. Они также должны участвовать во взаимодействии с другими участниками и принимать активную роль в диалоге по темам курса. Они несут ответственность за свое обучение и за вклад в динамическую поддержку образовательного сообщества. Для участников предоставлена формальная процедура оценивания, призванная, в том числе обеспечить самокоррекцию, но при этом участникам рекомендуется осуществлять обратную связь друг с другом на протяжении всей учебной деятельности [30].

Содержание курса разработано в рамках Европейского проекта «Жизненный опыт по изменению климата LECHE» (www.leche.open.ac.uk).

Авторы разрабатывали курс с учетом возможности использования в рамках подготовки бакалавров и перезачета кредитов, что может осуществляться между партнерами в рамках проекта OpenupEd (www.openuped.eu)H др. европейскими проектами, в которых принимает участие университет Aberta.

Документы об окончании:

•Сертификат об окончании курса;

• Платная формальная сертификация (4 ECTS), если этого хотят участники в срок до 3-х месяцев после курса, в ожидании последующего формальная оценка работы в ходе и face-to-face экзамен.

В 2013 году было: 1020 зарегистрированных участников, 200 участников осуществляли регулярный доступ, 92 участника прошли итоговую аттестацию, 11 участников, изъявив желание, прошли сертификационную аттестацию с выдачей платного сертификата.

Обзор некоторых платформ

Курсы в формате xMOOC широко распространены, их предлагают различные академические сообщества, среди мировых лидеров которых можно назвать «Coursera» (www.coursera.org), «Udacity» (www.udacity.com), «EDx» (www.edx.org) и другие, профили которых представлены в таблицах 2-5 (по данным компании Crunchbase. J'son & Partners Consulting, приведенным в [27]).

Coursera, EDx предлагают курсы формата хMOOC, доступные по расписанию (см. табл. 2-4).

Характеристика Описание

Веб-сайт www.coursera.org

Логотип

Дата создания Весна 2012 года

Штаб-квартира Mountain View, CA

Основатели Профессора Стэнфорда Эндрю Нг и Дафной Келлер

Инвестиции Более $65 млн

Количество пользователей Более 7,1 млн.

Количество курсов 641

Предметы Гуманитарные, естественнонаучные, прикладные курсы.

Университеты 108 университета из США, Европы, Азии

Структура Курс включает видео-лекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены.

Целевая аудитория Студенты, взрослые, преподаватели (есть отдельный раздел TeacherProfessionalDevelopment)

Экзамены Очные экзамены с помощью онлайн сервиса ProctorU, где экзаменатор контролирует слушателей через веб-камеру. Стоимость такого экзамена — $60-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признание сертификатов Американское министерство образования (AmericanCouncilonEducation) рекомендовало колледжам засчитывать результаты некоторых курсов Coursera при оценке студентов — кредиты за эти курсы можно использовать в рамках традиционного обучения

Партнёрство В октябре 2013 г. объявлено о партнерстве с Высшей Школой Экономики, МФТИ и СПбГУ

Дополнительная информация • Бесплатное прохождение курсов, платный диплом по окончании курса ($50-80 за курс) • DigitalOctober занимается переводом курсов на русский

Таблица 3. Профиль «edX»

Характеристика Описание

Веб-сайт www.edx.org

Логотип edX

Дата создания Апрель 2012

Штаб-квартира Cambridge, MA

Основатели Anant Agarwal — Президент

Инвестиции $30 млн от Гарварда и МИТ

Количество пользователей 2,5 млн.

Количество курсов Более 215

Предметы Электроника, инженерия, здравоохранение, экономика и финансы, медицина, музыка, филантропия, социальные науки, анализ данных и статистика и др.

Университеты 53 ВУЗа (США, Европа, Азия, Австралия)

Продолжительность курсов От 4 до 15 недель

Дополнительная • edX — некоммерческий проект в сфере онлайн-обучения,

информация созданный Гарвардом и MIT в 2012 г. • Разработчики открыли программный код 1 июня 2013 г. (https://github.com/edx)

Курсы, доступные в любое время, предоставляют Udemy и Khan Academy (см.табл. 4-5). Таблица 4. Профиль «Udemy»

Характеристика Описание

Веб-сайт www. udemv. com

Логотип udemy

Дата создания 2010

Штаб-квартира Сан Франциско, Калифорния

Основатели Oktay Caglar, Eren Bali, Gagan Biyani

Инвестиции 48 млн. долл от венчурных инвесторов

Количество пользователей 4 млн.

Количество курсов 20 000 курсов

Количество инструкторов 10 000 человек

Объём контента 3,4 млн. минут

Поддержка языков Платформа поддерживает 53 языка

Дополнительная информация 80 000 лекций завершается каждый день

Таблица 5. Профиль «KhanAcademy»

Характеристика Описание

Веб-сайт www.khanacademy.org

Логотип »'i**. KHANACADEMY

Дата создания 2006

Штаб-квартира Mountain View, CA

Основатели Salman Khan

Инвестиции Гранты на сумму 2,2 млн. долл. Проект поддерживается пожертвованиями, часть из которых — от Google и Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

Количество курсов 100 000 интерактивных упражнений

Категории Математика, естественные науки, компьютерное программирование, история, искусство, экономика и прочие

Оплата Бесплатно

Монетизация Происходит за счет пожертвований

Дополнительная информация Некоммерческая образовательная организация

Существуют и успешные отечественные платформы, например, «Edumarket» (www.edumarket.ru. www.eduhh.ru), «Eduson» (www.eduson.tv), «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса» (www.businesslearning.ru). «ИНТУИТ» (www.intuit.ru). «Универсариум» (universarium.org). В табл. 6-8 приведены профили последних трех платформ, составленные авторами статьи по результатам изучения размещенной в сети информации.

Таблица 6. Профиль «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса»

Характеристика Описание

Веб-сайт www.businesslearning.ru

Логотип ru

Дата создания 2000 г.

Штаб-квартира Москва

Основатели Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа» (www.allmedia.ru) и Международный институт менеджмента ЛИНК (www.ou-link.ru) при поддержке правительства Москвы.

Количество курсов 104 модуля по курсам: 1. Основы предпринимательства 2. Управление персоналом 3. Учет и налоги 4. Стратегия для бизнеса 5. Практика предпринимательства 6. Безопасность 7. Конкурентоспособность 8. Право 9. Основы гуманитарных знаний 10. Экономика 11. Маркетинг 12. Основы математики и естествознания 13. Менеджмент 14. Финансы 15. Информационные технологии

Категории пользователей Взрослы, желающие повысить квалификацию в сфере предпринимательской деятельности.

Структура курсов Модульный принцип организации обучения предоставляет возможность самостоятельного выбора необходимого курса и набора модулей. Тесты, включенные в структуру модуля, позволяют пройти дистанционную аттестацию.

Оплата Прохождение курсов бесплатно. При желании получить сертификат, обучающийся должен в очном порядке пройти итоговую контрольную процедуру.

Количество пользователей 140000 пользователей из 3759 городов, 123 стран

Дополнительная информация Нацелена, в том числе, на корпоративное обучение.

Таблица 7. Профиль «ИНТУИТ»

Хар актер истика Описание

Веб-сайт www.intuit.ru

Логотип

Дата создания 2014 г. (дата создания первого курса)

Штаб-квартира Москва

Хар актер истика курсов Суммарно представлено более 700 учебных курсов по компьютерным наукам, информационным технологиям, математике, физике, экономике, менеджменту и другим. Видеотека проекта насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов ученых.

Категории пользователей Взрослые, студенты, преподаватели.

Структура курсов Все учебные курсы имеют следующую структуру: ■теоретический материал, представленный в виде лекций; ■обязательное тестирование после каждой лекции (прохождение теста по текущей лекции является доступом к следующей); в качестве дополнения: ■ практикум, на котором рассматривается решение типовых задач; ■задания для самостоятельной работы; ■контрольные работы;

экзамен в форме комплексного теста по завершении каждого курса.

Оплата Курсы находятся в свободном доступе. Лица, изучившие материалы курса и успешно прошедшие итоговое тестирование, получают сертификат бесплатно. Удостоверение о повышении квалификации, профессиональной подготовке платно.

Количество пользователей Учебные материалы «ИНТУИТ» активно используются в образовательном процессе более 500 вузов в РФ и в других странах.

Дополнительная информация Пользователям предоставляется сервис «Учебные группы», предназначенный для совместного обучения. Любой пользователь может создать свою учебную группу (всего в настоящее время около 900 учебных групп). Все обучающиеся онлайн имеют возможность использовать сервис «Вопросы и ответы», общаться на форумах. Каждый пользователь может создать свою индивидуальную учебную программу, а также сравнивать результаты своего обучения с результатами других участников учебного процесса по различным профилям: в рамках курса, направления, специальности, учебной группы. Кроме курсов и видеокурсов предлагаются программы высшего образования, второго высшего, 547 курсов переподготовки.

Как видно из даты основания, рассмотренные в табл. 6-7 отечественные МООС стартовали гораздо раньше зарубежных проектов. В отличии от них «Универсариум» (табл.8) очень молодой, но перспективный проект. Таблица 8. Профиль «Универсариум»

Характеристика Описание

Веб-сайт www.universarium.org

Логотип нП/нивЕРарии* .А] мцучим уняться

Дата создания 2014 г.

Штаб-квартира Москва

Характеристика курсов В настоящее время на платформе «Универсариум» размещено более 80 различных курсов от 30 ведущих университетов страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и др.). Все обучение будет построено по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса.

Категории пользователей Курсы ориентированы на несколько целевых аудиторий: • мотивационные (ранние профориентационные) курсы для школьников 7-10-х классов; • курсы дополнительного образования, предназначенные для повышения квалификации или переподготовки специалистов в различных областях; • просветительские и информационные курсы, предназначенные для широкой аудитории.

Структура курсов Общая длительность курса (время изучения) составляет 7-10 недель в зависимости от насыщенности и сложности программы. Каждый модуль включает в себя видеолекцию, самостоятельную работу, домашнее задание и тестирование.

Оплата Курсы и сертификация бесплатны.

Количество пользователей Более 480 000 человек (390 000 через портал www.universarium.org и около 90 000 человек с использованием мобильных приложений). 24% слушателей — это граждане других стран (Республика Беларусь, Казахстан, Украина и др.)

Дополнительная информация

Курсы и образовательные программы, представленные в «Универсариуме», будут создаваться совместно с лучшими преподавателями ведущих вузов страны, вошедших в проект. Курсы «Универсариума» позиционируются как элементы образовательных дисциплин в областях знаний. Формированием списка курсов «Универсариума» будет заниматься экспертный совет.

Выводы

С появлением открытых образовательных ресурсов, так или иначе, связывают возможность отказа от институциональных форм получения образования в пользу самообучения. С возникновением феномена MOOC вопросы о возможности реализации данной идеи стали ставится чаще. Однако, отсев контингента как на сМООС так и xMOOC достаточно высок и несопоставим с тем отсевом, который происходит в вузах. По-видимому, это связано с тем, что доля людей, обладающих нужным уровнем самоорганизации для обучения в рамках МООС достаточна мала. Сложность же идентификации участников делает проблематичным признание результатов обучения, и, следовательно, выдачу не сертификата проекта, а удостоверения установленного образца от образовательного учреждения. При этом, рядом платформ предложены решения данной проблемы, но чаще это связанно с финансовыми затратами со стороны участников.

Несомненно, наличие МООС повышает имидж учебного заведения [10] и имеет большой потенциал в обновлении традиционных методов, средств и форм организации учебного процесса [6, 7, 11-18, 21, 21-29, 18, 31]. При этом хМООС содержат в свободном доступе уникальные учебные материалы и методические разработки ведущих вузов, для которых массовые открытые онлайн курсы -это демонстрация того, что содержание и технологии обучения соответствуют международным требованиям. cMOOC весьма перспективны в плане организации повышения квалификации различных профессиональных сообществ.

Литература

1. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011. — URL: http://www.downes.ca/post/54540 (датаобращения 21.06.2015 )

2. Yuan Li, Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. — Bolton: University of Bolton: CETIS, 2013. — 20 p.

3. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы и МООС // Всероссийская научно-практическая конференция Электронное обучение в непрерывном образовании 2014 (с элементами научной школы для молодежи). — Т. 1. — УлГТУ Ульяновск, 2014. — С. 188-194.

4. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн курсы // Высшее образование в России. — 2014. — № 6.

5. Андреев А.А. Эволюция и содержание дистанционных образовательных технологий // Материалы XIV международной научно-практической конференции Качество дистанционного образования: концепции, проблемы. — Т. 1. — 2012. — С. 16-18.

6. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза/И.Д. Белоусова//Сборник научных трудов Sworld. -2008. Т. 18. -№ 1. -С. 25-28.

7. Белоусова И.Д. Разработка учебного курса на основе Moodle/И.Д. Белоусова, Ю.Б. Солдатенкова//Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 8.

8. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. — 2013.- №3.

9. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251

10. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.

11. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 99105

13. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова Т.Б. — Актуальные проблемы современной науки в 21 веке : сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. — Махачкала, 2014

14. Курзаева Л.В, Григорьев А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 623 с. -с. 250-253

15. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб. -метод. пособие / / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. — Магнитогорск: МаГУ 2012. — 60 с.

16. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие // Л.В. Курзаева. — Магнитогорск: МаГУ 2013. — 211 с.

17. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект /Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения: 25.12.2013)

18. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302

19. Кухаренко В.Н. Массовый открытый онлайн курс «Дистанционное обучение от А до Я» / / e-Learning World: сайт. — URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965(дата обращения: 21.06.2015)

20. Кухаренко. В.Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. — 2011.- № 10. — С. 93-99

21. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.

22. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322.

23. Петеляк В.Е. Проблема незрелости системы профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем // Современные информационные технологии и ИТ-образование — 2014. — № 10. — С. 664-670.

24. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327.

25. Попова И. В. Опыт исследовательской деятельности в виртуальном исследовательском пространстве университета / / Философия образования. 2007. №1. С. 45 — 49.

26. Попова И.В., Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Риски использования e-Learning в процессе подготовки ИТ-специалистов //Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-learning: сб. науч. трудов III Российской научно-методической конференции, 13-14 декабря. М., 2007. С. 264-271.

27. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. -URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340(дата обращения: 21.06.2015).

28. Тимкин С.Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Развитие единой образовательной информационной среды: на пути к обществу знаний: материалы XI международной конференции (Томск, 25-26 сентября 2012 г.). — Томск, 2012. — С. 51-55. URL: http://ou.tsu.ru/seminars/eois2012/articles/timkin.pdf(дата обращения: 29.06.2015).

29. Травкин И.Ю. Учебный процесс cMOOC [Электронный ресурс] // FunofTeaching, 8.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc (дата обращения: 1.07.2015)

30. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14

31. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83-90 URL: http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whats-the-problem-with-moocs (датаобращения 21.06.2015 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.