ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б.
Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн курсов
в формате xmooc
Статья раскрывает сущность и роль массовых открытых-онлайн курсов в современной образовательной среде. Как продукт информационного общества массовые открытые онлайн-курсы стали развитием открытых образовательных ресурсов в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможность организации взаимодействия людей из разных стран мира. Появившись сравнительно недавно, такие курсы вызывают большой интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. На настоящее время выделяют три основных вида массовых открытых онлайн-курсов, различающихся по реализуемым подходам, тактике обучения, наполнения контента, взаимодействия обучающихся. В статье рассмотрены отечественные платформы хМООС: «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса», «ИНТУИТ», «Универса-риум», «Открытое образование», произведена оценка перспектив использования в рамках формального образования.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, электронное обучение.
ВВЕДЕНИЕ
Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) - феномен, появившийся в онлайн обучении сравнительно недавно. Первые попытки создания MOOC предпринимались около пяти-шести лет назад, а сейчас MOOC привлекает значительный интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. MOOC можно воспринимать как средство расширения возможностей онлайн обучения, с точки зрения открытого доступа к курсам и их масштаба, они также дают возможность внедрить новые бизнес-модели, которые включают в себя элементы открытого образования. Вместе с этим вопросы эффективности MOOC остаются дискуссионными.
Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course - MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:
- massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;
- open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;
- online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;
- course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться [6].
МЕТОДИКИ
Для обозначения видов реализации MOOC на основе данных С. Даунс ввел понятия «cMOOC» и «xMOOC» [21], позже появился еще один вид task-based MOOC.
cMOOC являются практической реализацией
© Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б.
(«доказательством возможности») коннективизма -системы педагогических взглядов, основанной на концепции связного/распределенного знания (connective knowledge), в рамках которой процесс учения отождествляется с процессом построения сети, т. е. установления связей между различными «сущностями» (участниками, экспертами, веб-ресурсами, событиями сети) [18].
Следует отметить, что модели взаимодействия участников в концепции сМООС активно разрабатывались отечественными авторами и авторами ближнего зарубежья: А. А. Андреева [1-3], В. Н. Кухаренко [1314], К. Л. Бугайчука [6], И.Ю. Травкина [18].
Task-basedMOOC - это курсы, основанные на задачах. По своей организации они очень похожи на сМООС. В них предполагается, что учащийся выполнит определенные задания. Причем он может выполнять их различными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи. Отличием task-based MOOC от cMOOC является разнообразие разрабатываемых тем и тематик. Для первых важно решение поставленных задач, для вторых - накопление материалов по теме МООС.
хMOOC - открытые курсы больших международных университетов. В их основе лежит институциональная модель учебного процесса: разработка содержания курса ведется профессиональными преподавателями и экспертами в некой предметной области, представляется четкий график учебного процесса, в курсе содержатся конкретные задания, предусмотрена аттестация участников. Запись на эти курсы свободна: участвовать может любой человек независимо от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Обычно курс ориентирован на изучение технических дисциплин, где можно автоматизировать проверку выполненных заданий, наблюдателей в курсе практически нет, преподаватели выполняют преимущественно контролирующие роли.
Курсы в формате xMOOC широко распространены, их предлагают различные академические сообщества, среди мировых лидеров которых можно назвать «Coursera» (www.coursera.org), «Udacity»
(www.udacity.com), «EDx» (www.edx.org)).
Существуют и успешные отечественные платформы, например: <^итагкеЬ> (www.edumarket.ru, www.eduhh.ru), «Ейшоп» (www.eduson.tv), «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса» (www.businesslearning.ru), «ИНТУИТ» (www.intuit.ru), «Универсариум» (universarium.org), «Открытое образование» (https://openedu.ru/). В табл. 1-4 приведены профили последних четырех из указанных платформ, составленные авторами статьи по результатам изучения размещенной в сети информации.
Дата основания платформ, рассмотренных в табл. 1-2, указывает, что отечественные МООС появились гораздо раньше зарубежных проектов. В отличие от них следующие два проекта (см. табл. 3-4) молоды, но весьма перспективны.
Следующий весьма перспективный проект интересен тем, что несколько ведущих вузов в тесном сотрудничестве с государством создают единую
национальную платформу онлайн-образования.
Заключение и обсуждение
С появлением открытых образовательных ресурсов, так или иначе, связывают возможность отказа от институциональных форм получения образования в пользу самообучения. С возникновением феномена МООС вопросы о возможности реализации данной идеи стали ставится чаще. Несомненно, наличие МО-ОС повышает имидж учебного заведения и имеет большой потенциал в обновлении традиционных методов, средств и форм организации учебного процесса. При этом хМООС содержат в свободном доступе уникальные учебные материалы и методические разработки ведущих вузов, для которых массовые открытые онлайн-курсы - это демонстрация того, что содержание и технологии обучения соответствуют международным требованиям.
Таблица1
Профиль «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса»
Характеристика Описание
Веб-сайт www.businesslearning.ru
Логотип ■иннш
Дата создания 2000 г.
Штаб-квартира Москва
Основатели Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа» (www.allmedia.ru) и Международный институт менеджмента ЛИНК (www.ou-link.ru) при поддержке правительства Москвы
Количество курсов 104 модуля по курсам: 1. Основы предпринимательства 2. Управление персоналом 3. Учет и налоги 4. Стратегия для бизнеса 5. Практика предпринимательства 6. Безопасность 7. Конкурентоспособность 8. Право 9. Основы гуманитарных знаний 10. Экономика 11. Маркетинг 12. Основы математики и естествознания 13. Менеджмент 14. Финансы 15. Информационные технологии
Категории пользователей Взрослые, желающие повысить квалификацию в сфере предпринимательской деятельности
Структура курсов Модульный принцип организации обучения предоставляет возможность самостоятельного выбора необходимого курса и набора модулей. Тесты, включенные в структуру модуля, позволяют пройти дистанционную аттестацию
Оплата Прохождение курсов бесплатно. При желании получить сертификат обучающийся должен в очном порядке пройти итоговую контрольную процедуру
Количество пользователей 140000 пользователей из 3759 городов, 123 стран
Дополнительная информация Нацелена, в том числе, на корпоративное обучение
Таблица 2
Профиль «ИНТУИТ»_
Характеристика Описание
Веб-сайт www.intuit.ru
Логотип ЙИНТУИТ ^^^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дата создания 2014 г. (дата создания первого курса)
Штаб-квартира Москва
Характеристика курсов Суммарно представлено более 700 учебных курсов по компьютерным наукам, информационным технологиям, математике, физике, экономике, менеджменту и другим. Видеотека проекта насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов ученых
Категории пользователей Взрослые, студенты, преподаватели.
Структура курсов Все учебные курсы имеют следующую структуру: • теоретический материал, представленный в виде лекций; • обязательное тестирование после каждой лекции (прохождение теста по текущей лекции является доступом к следующей); в качестве дополнения: • практикум, на котором рассматривается решение типовых задач; • задания для самостоятельной работы; контрольные работы; экзамен в форме комплексного теста по завершении каждого курса
Оплата Курсы находятся в свободном доступе. Лица, изучившие материалы курса и успешно прошедшие итоговое тестирование, получают сертификат бесплатно. Удостоверение о повышении квалификации, профессиональной подготовке платно
Количество пользователей Учебные материалы «ИНТУИТ» активно используются в образовательном процессе более 500 вузов в РФ и в других странах
Дополнительная информация Пользователям предоставляется сервис «Учебные группы», предназначенный для совместного обучения. Любой пользователь может создать свою учебную группу (всего в настоящее время около 900 учебных групп). Все обучающиеся онлайн имеют возможность использовать сервис «Вопросы и ответы», общаться на форумах. Каждый пользователь может создать свою индивидуальную учебную программу, а также сравнивать результаты своего обучения с результатами других участников учебного процесса по различным профилям: в рамках курса, направления, специальности, учебной группы. Кроме курсов и видеокурсов предлагаются программы высшего образования, второго высшего, 547 курсов переподготовки
Таблица 3
Профиль «Универсариум»_
Характеристика Описание
Веб-сайт www.universarium.org
Логотип :Й^Универо1РИ^ ЭД мы учим учиться
Дата создания 2014 г.
Штаб-квартира Москва
Характеристика курсов В настоящее время на платформе «Универсариум» размещено более 80 различных курсов от 30 ведущих университетов страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и др.). Все обучение будет построено по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса
Категории пользователей Курсы ориентированы на несколько целевых аудиторий: • мотивационные (ранние профориентационные) курсы для школьников 710-х классов; • курсы дополнительного образования, предназначенные для повышения квалификации или переподготовки специалистов в различных областях; • просветительские и информационные курсы для широкой аудитории
Хараетеристика курсов Общая длительность курса (время изучения) составляет 7-10 недель в зависимости от насыщенности и сложности программы. Каждый модуль включает в себя видеолекцию, самостоятельную работу, домашнее задание и тестирование
Оплата Курсы и сертификация бесплатны
Количество пользователей Более 480 000 человек (390 000 через портал www.universarium.org и около 90 000 человек с использованием мобильных приложений). 24% слушателей -это граждане других стран (Республика Беларусь, Казахстан, Украина и др.)
Дополнительная информация Курсы и образовательные программы, представленные в «Универсариуме», будут создаваться совместно с лучшими преподавателями ведущих вузов страны, вошедших в проект. Курсы «Универсариума» позиционируются как элементы образовательных дисциплин в областях знаний. Формированием списка курсов «Универсариума» будет заниматься экспертный совет
Таблица 4
Профиль «Национальная платформа открытого образования»_
Характеристика Описание
Веб-сайт https://openedu.ru/
Логотип иткрытое образование
Дата создания 2015
Основатели Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО
Количество курсов 46 курсов
Категории пользователей Студенты разных уровней высшего образования, все желающие пройти обучение
Характеристика курсов Контент российской МООС планируется поделить на 3 условные группы: • первая - курсы, являющиеся частью стандартных образовательных программ вузов-авторов; • вторая - дополнительный высококачественный контент; • последняя группа - общеобразовательные курсы для всех желающих
Оплата Основная масса контента в свободном доступе, плата может взыматься за услуги, связанные с проведением очного экзамена или идентификации личности
Количество пользователей Данных нет
Дополнительная информация В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности: 1) все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС; 2) все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах; 3) особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения
Список литературы
1. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы и МООС // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Электронное обучение в непрерывном образовании 2014 (с элементами научной школы для молодежи)». Т. 1. Ульяновск, 2014. С. 188-194.
2. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6.
3. Андреев А.А. Эволюция и содержание дистанционных образовательных технологий // Материалы XIV международной науч.-практ. конф. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы. Т. 1. 2012. С. 16-18.
4. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т.18. № 1. С. 25-28.
5. Белоусова И.Д., Солдатенкова Ю.Б. Разработка учебного курса на основе Moodle // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 8.
6. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. №3.
7. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения. Научные труды SWorld. 2009. Т.14. №1. С.77а-79.
8. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С.54-61.
9. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения // Информатика и образование. 2009. № 2. С.111-113.
10. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. 2011. №10. С.99-105
11. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке : сборник материалов 6-й междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2014.
12. Курзаева Л.В, Григорьев А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики // Новые информационные технологии в образовании: мате-
риалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1013 марта 2015 г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. С. 250-253.
13. Кухаренко. В.Н. Инновации в e-Leaming: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 93-99
14. Кухаренко В.Н. Массовый открытый онлайн курс «Дистанционное обучение от А до Я» // e-Learning World: сайт. URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965 (дата обращения: 21.06.2015).
15. Попова И.В., Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Риски использования e-Learning в процессе подготовки ИТ-специалистов // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-learning: сб. науч. тр. III Российской науч.-метод. конф., 13-14 декабря. М., 2007. С. 264-271.
16. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. URL: http://json.tv /ict_telecom_analytics_view /rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii -i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340 (дата обращения: 21.06.2015).
17. Тимкин С.Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Развитие единой образовательной информационной среды: на пути к обществу знаний: материалы XI междунар. конф. (Томск, 25-26 сентября 2012 г.). Томск, 2012. С. 51-55. URL: http://ou.tsu.ru/seminars/eois2012/articles/timkin.pdf (дата обращения: 29.06.2015).
18. Травкин И.Ю. Учебный процесс // Fun of Teaching. -2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com /post /91139632311 /cmooc (дата обращения: 1.07.2015)
19. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83-90 URL: http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whats-the-problem-with-moocs (датаобращения: 21.06.2015 ).
20. Чистяков Д.А., Курзаева Л.В. К вопросу о реализации электронного обучения средствами Microsoft Sharepoint // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы II Междунар. на-уч.-практ. конф. Воронеж: ВЦНТИ, 2014. С. 147-153.
21. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011. URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения: 21.06.2015 ).
22. Yuan Li, Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. Bolton: University of Bolton: CETIS, 2013. 20 p.
Information in English
Domestic Experience of Implementing Mass Open On-line Courses in xMOOC Format
Chichilanova S.A., Kurzaeva L.V., Grigoryev A.D., Novikova T.B.
The article reveals the essence and role of mass open online courses in modern educational environment. As a product of the information society mass open online courses have developed into open educational resources in an effort to ensure the openness of knowledge and the possibility of interaction of people from different countries. At present, there are three main types of mass open online courses, which differ in approaches implemented, training tactics, content filling, interaction of students. To understand these features, the article provides examples of domestic and foreign practice. The authors describe domestic platforms of mass online open courses and prospects of using them in formal education.
Keywords: mass open on-line courses, e-learning.
References
1. Andreev A.A. Otkrytye obrazovatelnye resursy i MOOC [Open Educational Resources and MOOC],/ All-Russian scientific and practical conference Electronic Education in Lifelong Learning 2014 (with elements of scientific school for the youth), vol. 1, UlGTU Ulyanovsk, 2014, pp. 188-194.
2. Andreev A.A. Rossiyskie otkrytye obrazovatelnye resursy i massovye otkrytye onlain kursy [Russian Open Educational Resources and Mass Open On-line Courses], Higher education in Russia, 2014, no. 6.
3. Andreev A.A. Evolyutsiya i soderzhanie distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy [Evolution and Content of Distant Educational Technologies], Proceedings of XIV international scientific conference Quality of On-line educa-
tion: concepts, problems, vol. 1, 2012, pp. 16-18.
4. Belousova I.D. Diagnostika vnedreniya informatsionnykh tekhnologiy v protsess obucheniya studentov vuza [Monitoring of Information Technologies Introduction into Process of University Students Education], Collection of scientific papers Sworld, 2008, vol.18, no.1, pp. 25-28.
5. Belousova I.D. Razrabotka uchebnogo kursa na osnove Moodle [Development of Moodle based Course] /I.D. Belousova, Yu. B. Soldatenkova, Modern scientific research and innovations. 2014, no.6-3(38), p. 8.
6. Bugaychuk K.L. Massovye otkrytye distantsionnye kursy: istoriya, tipologiya, perspektivy [Mass Open On-line Courses: History, Typology, Prospects], Higher education in Russia, 2013, no.3.
7. Gluschenko T.B. Povyshenie professionalnoy kvalifikatsii prepodavateley kak pedagogicheskoe uslovie podgotovki buduschego uchitelya k ispolzovaniyu novykh informatsionnykh tekhnologiy v formirovanii imidzha obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Advanced Vocational Training of Lecturers as Pedagogical Condition of Future Teacher Training in Application of New Information Technologies in the Process of Educational Institution Image Forming], Scientific articles SWorld, 2009, vol.14, no.1, pp.77-79.
8. Gluschenko T.B. Model podgotovki buduschego uchitelya k ispolzovaniyu novykh informatsionnykh tekhnologiy v formirovanii imidzha obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Model of Future Teacher Training in Application of New Information Technologies in the Process of Educational Institution Image Forming], Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009, no.3, pp.54-61.
9. Gluschenko T.B. Struktura i soderzhanie gotovnosti buduschego uchitelya k ispolzovaniyu novykh informatsionnykh tekhnologiy v formirovanii imidzha obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Structure and Content of Future Teacher Commitment to Application of New Information Technologies in the Process of Educational Institution Image Forming], Computer science and education, 2009, no.2, pp. 111-113.
10. Kalmykov A.V. Professionalnaya sotsializatsiya v e-Learning [Professional Socialization in e-Learning] // Higher education in Russia. 2011. № 10. pp. 99-105
11. Kruchinskaya V.S., Novikova T.B. Neobkhodimost podderzhki i modernizatsii sayta [The Need to Maintain and Update the Site], Burning issues of modern science of the 21st century: collection of materials of the 6th international scientific and practical conference, Makhachkala, 2014.
12. Kurzaeva L.V., Grigoryev A.D. Massovye otkrytye onlain kursy: suschnost, spetsificheskie kharakteristiki [Mass Open On-line Courses: Essence, Specific Characteristics], New information technologies in education: articles of the VIII international scientific and practical conference, Yekaterinburg, March 10-13, 2015, Russian State Professional Pedagogical Uni-
versity. Yekaterinburg, 2015, pp.250-253.
13. Kukharenko V.N. Innovatsii v e-Learning: massovyi otkrytyy distantsionnyy kurs [Innovations in e-Learning: Mass Open On-line Course], Higher education in Russia, 2011, no.10, pp.93-99.
14. Kukharenko V.N. Massovyy onkrytyy onlain kurs "Distantsionnoye obuchenie ot A do Ya " [Mass Open On-line Course "On-line Education from A to Z"], e-LearningWorld: site. - URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965.
15. Popova I.V., Zerkina E.V., Chusavitina G.N. Risk ispolzovaniya e-Learning v protsesse podgotovki it spetsialistov [Risks of e-Learning Application in IT specialists Training], Improvement of training IT specialists doing the course of "Applied Informatics" on the basis of innovative technologies and E-learning: collection of scientific papers of III Russian scientific conference, December 13-14, Moscow, 2007, pp.264-271.
16. [Market of On-line Education in Russia and in the World: Segment of On-line Courses]. URL: http://json.tv /ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340
17. Timkin S.L. Otkrytye obrazovatelnue resursy: mezhdunarodnoe sotrudnichestvo obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Open Educational Resources: International Cooperation of Educational Institutions], Development of Unified Educational Information Environment: Proceedings of XI international conference (Tomsk, September 25-26, 2012), Tomsk, 2012, pp.51-55. URL: http://ou.tsu.ru/seminars/eois2012/articles/timkin.pdf (date of access: 29.06.2015).
18. Travkin I.Yu. Uchebnyy protsess s MOOC [Academic Activity with MOOC], Fun of Teaching, 2014, URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc.
19. Schennikov S.A. Didaktika elektronnogo obucheniya [Didactics of E-learning], Higher education in Russia, 2010, no.12, pp.83-90 URL: http://edtechdev.wordpress.com /2012 /05 /04/whats-the-problem-with-moocs.
20. Chistyakov D.A., Kurzaeva L.V. K voprosu o realizatsii elektronnogo obucheniya sredstvami Microsoft Sharepoint [Some Issues of Implementation of E-learning by Means of Microsoft Sharepoint], Contemporary issues of vertical integration of education, science and business: economic, law and social aspects: Proceedings of II International scientific and practical conference, Voronezh, VTsNTI, 2014, pp.147-153.
21. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011, URL: http://www.downes.ca/post/54540.
22. Yuan Li, Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education, Bolton, University of Bolton: CETIS, 2013, 20 p.