Научная статья на тему 'Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании'

Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2586
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / XMOOC / CMOOC / SPOC / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЦОС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронова Асия Куприяновна, Миронов Эдуард Юрьевич

В данной статье исследуется применение онлайн-курсов в практике дополнительного профессионального образования. В настоящее время практика применения онлайн-курсов набирает большую популярность и тем самым рассматривается в статье как эффективный инструмент в получении дополнительного образования. В ходе наших исследований выявлены несколько существенных проблем в области массового применения онлайн-курсов по сравнению с традиционной моделью обучения: несоответствие стандартам образовательных программ, неоднородность материалов, большие затраты организаторов при первоначальном старте онлайн-курсов. Предлагается несколько решений, которые частично могут исправить нынешнее положение онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Online Courses in Additional Professional Education

The article studies the application of online courses in additional professional education. Nowadays, the application of online courses has become very popular, and thus, we consider it as an effective tool in receiving additional education. Our research revealed several vital issues in the field of mass application of online courses in comparison with traditional model of training: discrepancy to standards of educational programs, inhomogeneity of materials, big expenses of organizers at the initial stage of online courses. Several solutions were proposed which could partially improve the current situation with the online training.

Текст научной работы на тему «Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании»

УДК 377

А. К. Софронова, Э. Ю. Миронов

Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье исследуется применение онлайн-курсов в практике дополнительного профессионального образования. В настоящее время практика применения онлайн-курсов набирает большую популярность и тем самым рассматривается в статье как эффективный инструмент в получении дополнительного образования. В ходе наших исследований выявлены несколько существенных проблем в области массового применения онлайн-курсов по сравнению с традиционной моделью обучения: несоответствие стандартам образовательных программ, неоднородность материалов, большие затраты организаторов при первоначальном старте онлайн-курсов. Предлагается несколько решений, которые частично могут исправить нынешнее положение онлайн-обучения.

Ключевые слова: онлайн-обучение, онлайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы, xMOOC, cMOOC, SPOC, электронное обучение, дистанционное обучение, СЦОС, дополнительное профессиональное образование.

A. K Sofronova, E. Y. Mironov

Application of Online Courses in Additional Professional

Education

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article studies the application of online courses in additional professional education. Nowadays, the application of online courses has become very popular, and thus, we consider it as an effective tool in receiving additional education. Our research revealed several vital issues in the field of mass application of online courses in comparison with traditional model of training: discrepancy to standards of educational programs, inhomogeneity of materials, big expenses of organizers at the initial stage of online courses. Several solutions were proposed which could partially improve the current situation with the online training.

Keywords: online training, online courses, mass open online courses, XMOOC, CMOOC, SPOC, e-learn-ing, distance learning, DPS, additional professional education.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена возрастающей тенденцией применения современных образовательных технологий, о чем свидетельствует реализация приоритетного проекта на 2016-2021 гг. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является повышение доступности образования и реализация концепции непрерывного образования «за счёт развития российского цифрового образовательного пространства» [1]. В 2017 г. объем рынка онлайн-образования составил более 20 млрд рублей.

МИРОНОВ Эдуард Юрьевич - преподаватель кафедры ЭОИС Колледжа инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: emiron93@yandex.ru

MIRONOV Eduard Yuryevich - instructor, EOIS Department, College of Infrastructure Technologies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

СОФРОНОВА Асия Куприяновна - преподаватель кафедры ЭОИС Колледжа инфраструктурных технологий, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: a.sofronova046a@mail.ru

SOFRONOVA Asiya Kupriyanovna - instructor, EOIS Department, College of Infrastructure Technologies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Одним из направлений онлайн-образования являются онлайн-курсы, которые являются одним из инструментов дополнительного профессионального образования.

В 2011 г. был запущен портал Coursera.org с тремя онлайн-курсами с охватом 200 тыс. обучающихся. Для сравнения востребованности онлайн-образования в мире в 2014 г. проведено более 200 онлайн-курсов, на которых учились более 5 млн обучающихся, а в 2016 г. - 35 млн обучающихся на 2000 онлайн-курсах. Что касается России, в 2015 г. был запущен портал НПОО (ОткрытоеОбразование.рф) с 50 онлайн-курсами и 200 тыс. обучающимися. По прогнозам, к 2025 г. планируется (проект «СЦОС») 11 млн. обучающихся на онлайн-курсах и более 4000 онлайн-курсов [2].

Определение терминологии

Онлайн-курс является видом электронного и дистанционного обучения широкой категории, но не всякий дистанционный или электронный курс является онлайн-курсом. Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимается реализация образовательного процесса с применением информационно-телекоммуникационных сетей для обучения на расстоянии.

«Онлайн-курс реализуется с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий структурированная совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, обеспечивающее достижение и оценку определенных результатов обучения одновременно для любого количества, обучающихся на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического замысла электронных образовательных ресурсов» [3].

Классификация онлайн-курсов

Онлайн-обучение дополняет традиционную модель и делает более эффективным образовательный процесс. Современным случаем являются массовые открытые онлайн-курсы (МООС).

МООС в свою очередь подразделяется на хМООС (масштабируемый МООС), сМООС (МООС, основанный на совместной работе) и ИМООС (гибридный МООС) (табл.) [4].

Таблица

Сравнительная характеристика сМООС и хМООС

сМООС хМООС

Модель обучения Коннективизм Классическая

Задачи/цели обучения Ставятся обучаемым Ставятся преподавателем

Связь Между участниками С преподавателем

Процесс обучения Выстраивается обучаемым Задается преподавателем

Ресурсы Агрегируются обучаемыми Создаются разработчиками курса

Взаимодействие внутри группы Очень важно Возможно

Взаимодействие Везде (социальные сети, облака, курс...) На курсе (форум, чат)

хМООС - это такие образовательные онлайн-курсы, которые без дополнительных затрат со стороны разработчиков курса могут быть реализованы на большую аудиторию. Единственным ограничением может быть технические возможности сервера, на котором размещается онлайн-курс.

сМООС также может быть масштабируемым, однако эти курсы нацелены на взаимодействие обучающихся между собой. Для этого используются технологии взаимной оценки и обучения, поэтому эти курсы имеют привязку по времени для организации синхронной работы обучающихся.

Одним из различий xMOOC от cMOOC является использование ресурсов. В xMOOC открытый доступ к материалам, но использование данных материалов вне курса запрещено. Что касается cMOOC все материалы в свободном доступе.

Для hMOOC в учебном процессе используется организационная поддержка студентов, обучающихся на MOOC, а также синхронизация учебного плана организации с используемым MOOC. В hMOOC есть несколько моделей для организации курса. К примеру, доступ к сервисам университета может быть открыт для внешних студентов MOOC (например, использование библиотеки, ПО и т.д.), либо MOOC используется в преподавании внутри кампуса [5].

SPOC - оптимизация

С развитием MOOC образовываются небольшие закрытые онлайн-курсы - SPOC (Small Private Online Course). Это версия MOOC, используемая локально с учащимися в организации.

General Biology I: (Bio 111) Weekly Schedule

SPOC

SPOC Problem Solving &c.

SPOC Content

Рис. Результаты опыта профессора Брайана Уайта в преподавании «Общей биологии»

В Массачусетском университете Бостона профессор Брайан Уайт использовал онлайн-курс (SPOC) по дисциплине «Общая биология», чтобы разгрузить очные занятия (рис.) [6].

Проблема заключалась в том, что практических занятий было мало, а поток был большим, нужно было успеть дать теоретический материал и выработать практические навыки студентов. Для этого объем теоретического материала на очных занятиях был сокращен, большая часть материала была перенесена в самостоятельную работу студента (SPOC Content). В результате аудиторная работа осталась на разбор проблемных заданий и проведение лабораторных работ.

Из этого опыта можно выделить следующие основные положительные аспекты SPOC:

1) эффективное использование времени студентов и ассистентов;

2) практическая ориентированность;

3) методы активного обучения.

Роль онлайн-курсов в ДПО

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) включает в себя программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Вне зависимости от тематики и содержания программы ДПО можно разделить по объёму представляемого материала и задачами этих программ [7]:

• Повышение квалификации - краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).

• Профессиональная переподготовка - программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности.

Краткосрочные программы обучения, используемые на курсах повышения квалификации, можно пройти удаленно, что отлично подходит для преподавателей, которые имеют большую педагогическую нагрузку и физически не могут находиться в том учебном заведении, где планируют пройти программу обучения. Повышение квалификации является обязанностью любого компетентного работника.

Профессиональная переподготовка - это удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго высшего образования, которое длится три года и более, значительно дороже или насыщено общими предметами [8].

Преимуществом онлайн-курсов в ДПО, во-первых, является низкий барьер входа, то есть каждый может пройти обучение по любым направлениям и дисциплинам. Во-вторых, масштабируемость обучения, которая проявляется в возможности проводить занятия для большого числа обучающихся при низких затратах. В-третьих, широкая потенциальная аудитория, то есть наравне с профильными специалистами, курсы могут проходить не специализированные в данном профиле обучающиеся. В-четвертых, наличие данных и инструментов для анализа учебной деятельности.

Из этого следует, что онлайн-курсы являются отличным решением как для курсов профессиональной переподготовки, так и для курсов повышения квалификации.

Однако нужно учитывать, что имеются сложности с организацией онлайн-обучения. К примеру, сложность аутентификации слушателей, так как на данный момент технически трудно обеспечить личное прохождении курса каждого обучающегося. Кроме этого нужен большой объем затрат разработчиков на старте (особенно хМООС) в силу того, что весь материал создается самими разработчиками курса, и необходимо обеспечить техническим оборудованием для проведения видео-уроков и т.д. Для курсов, использующих технологию взаимного обучения и технологии работы сотрудничества, от обучающихся требуется определённый уровень «цифровой грамотности» (особенно сМООС). Также возникает проблема неоднородности качества онлайн-курсов, так как над созданием материала обучения работают разные команды разработчиков, у которых могут быть другие представления о результатах обучения.

Онлайн-курсы как один из главных инструментов ДПО

Исходя из возможностей применения онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании (в первую очередь, для повышения квалификации), выявлено несколько основных аспектов применения онлайн-курсов.

Во-первых, онлайн-курсы в настоящее время являются достаточно востребованными, и аудитория слушателей расширяется. На 50% выросло число российских студентов, которые проходят онлайн-курсы на отечественных и зарубежных ресурсах. На основании этого эксперты в 2019 году прогнозируют дальнейший рост открытых курсов, однако это может привести к нехватке кадров для рынка онлайн-образования. В связи с этим для ДПО появляется возможность формирования нового направления по подготовке научно-педагогических кадров и профессионально-педагогических работников в области разработки и использования открытых курсов.

Во-вторых, можно отметить, что в среднем обычный вузовский онлайн-курс собирает около 5-7 тысяч человек, а для курсов, рассчитанных на ДПО, в среднем набирается 12-13 тысяч человек. Тем самым виден потенциал, заложенный в ДПО.

В-третьих, реализация МООС заключает в себе разработку всех материалов для курса профессиональными преподавателями - специалистами в своей области, разрабатывается чёткий график учебного процесса, курс содержит задания и процедуру аттестации. Записаться и пройти курс может любой человек. В ходе обучения преподаватели выполняют исключитель-

но функции контроля. По результатам опроса на 2016 год 76,2% опрошенных выступили за такой вид реализации курсов, ещё 18% выбрали курсы, основанные на задачах, и только 4,8% - курсы вида cMOOC. Курсы вида xMOOC более регламентированы и менее творчески ориентированы. Такой «способ управления» является наиболее удобными для обучающихся [9].

В-четвертых, нужно отметить, что онлайн-обучение не является полной заменой или конкуренцией традиционному обучению и образованию. Так как онлайн-обучение дополняет традиционную модель и делает обучение более информативным и эффективным.

В-пятых, составление качественного контента и грамотно организованный педагогический сценарий обучения, правильно подобранное сочетание лекций и практических заданий способны обеспечить получение определённого объема знаний. Но, по мнению экспертов, на качественное освоение материала влияет не только контент, но и общение в университетской среде при решении учебных практических задач и ситуаций, что не обеспечивает онлайн-кур-сам право заменить устоявшуюся модель обучения.

Таким образом, в рамках университета при реализации основных профессиональных образовательных программ такие курсы следует рассматривать как дополнение и расширение возможностей в обучении слушателей и студентов.

В-шестых, для университета короткие онлайн-курсы (16-48 часов) могут быть привлекательными, так как не требуют больших затрат по разработке учебного контента и больших затрат времени преподавателя [10]. Но со стороны потенциального работодателя курс может вызвать недоверие. В связи с этим поднимается проблема качества предлагаемых онлайн-курсов.

По итогам исследования нами был выявлен ряд проблем, требующих первоочередного решения.

Сейчас главной задачей, как мы считаем, является грамотная организация онлайн-курсов с существующей профессиональной образовательной программой. Также контроль ее качества, то есть оценка уровня знаний, полученных обучающимся.

Нельзя не отметить, что в ближайшем будущем грядет нехватка специалистов и преподавателей по разработке и организации онлайн-курсов. Для этого нужны программы по обучению этих кадров в системе дополнительного профессионального образования.

По опросу были выявлены основные критерии оценки онлайн-курса (требования):

1) харизматичный лектор, увлечённый материалом;

2) качественное визуальное оформление;

3) последовательность и самодостаточность курса;

4) способность курса вовлекать и удерживать обучающихся (геймификация);

5) масштабируемость;

6) лицензионная чистота (материалы разработаны авторами курса или авторы дали согласие на использование этих материалов, например, лицензия Creative Commons).

Заключение

Исследовано понятие и особенности применения онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании, а также основные виды и принципы их организации. В ходе исследования выявили, что онлайн-курсы в основном применяются для получения дополнительного образования в виду того, что эти курсы имеют ряд преимуществ, позволяющих не тратить много времени и ресурсов на обучение. В традиционном обучении онлайн-курсы применяются в качестве вспомогательного инструмента, позволяющего разгрузить очные занятия в тех дисциплинах, где практика в приоритете. Кроме преимуществ также были выявлены недостатки, осложняющие проведение и организацию онлайн-курсов.

Нужно отметить, что в перспективе по совокупности политических и экономических причин целесообразным представляется создание и развитие собственного российского ПО и технологических платформ для массового открытого онлайн-образования.

Литература

1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» // CONSULTANT.RU: текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432 (дата обращения: 27.09.18).

2. Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий // URL: http//edumarket.digital (дата обращения: 01.10.18).

3. Положение об организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов // URL: http://tsput.ru/sveden/document/Pologenie_ob_online_kursah (дата обращения: 01.10.18).

4. CMOOC, XMOOC, NO MOOC // Geneva Business News. URL: https://www.gbnews.ch/cmooc-xmooc-no-mooc/ (дата обращения: 8.10.18).

5. H-MOOC framework: reusing MOOCs for hybrid education // Springer Link. URL: https://link.springer. com/article/10.1007/s12528-017-9133-5 (дата обращения: 9.10.18).

6. An edX SPOC Online Backbone of Flipped College Course. URL: https://blog.edx.org/edx-spoc-online-backbone-flipped-college (дата обращения: 12.10.18).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» статья 76 «Дополнительное профессиональное образование».

8. Что такое профессиональная переподготовка? // Мое образование. URL: https://moeobrazovanie.ru/ professionalnaya_perepodgotovka.html (дата обращения: 20.10.18).

9. Чичиланова С.А. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн-курсов в формате xMOOC / С.А. Чичиланова, Л.В. Курзаева, А.Д. Григорьева, Т.Б. Новикова // Электротехнические системы и комплексы. - 2015. - № 4(29). - С. 57-62

10. Реста П. Электронное обучение для подготовки преподавателей: создание потенциала для информационного общества. - М.: ИРИО, 2005. - С. 204-215

References

1. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaia tsifrovaia obrazovatel'naia sreda v Rossiiskoi Federatsii» // CONSULTANT.RU: tekst dokumenta v nekommercheskoi internet-versii Konsul'tantPlius URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432 (data obrashcheniia: 27.09.18).

2. Issledovaniia rossiiskogo rynka onlain-obrazovaniia i obrazovatel'nykh tekhnologii // URL: http//edu-market.digital (data obrashcheniia: 01.10.18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Polozhenie ob organizatsii obrazovatel'noi deiatel'nosti s ispol'zovaniem onlain-kursov // URL: http:// tsput.ru/sveden/document/Pologenie_ob_online_kursah (data obrashcheniia: 01.10.18).

4. CMOOC, XMOOC, NO MOOC // Geneva Business News. URL: https://www.gbnews.ch/cmooc-xmooc-no-mooc/ (data obrashcheniia: 8.10.18).

5. H-MOOC framework: reusing MOOCs for hybrid education // Springer Link. URL: https://link.springer. com/article/10.1007/s12528-017-9133-5 (data obrashcheniia: 9.10.18).

6. An edX SPOC Online Backbone of Flipped College Course. URL: https://blog.edx.org/edx-spoc-online-backbone-flipped-college (data obrashcheniia: 12.10.18).

7. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» stat'ia 76 «Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie».

8. Chto takoe professional'naia perepodgotovka? // Moe obrazovanie. URL: https://moeobrazovanie.ru/pro-fessionalnaya_perepodgotovka.html (data obrashcheniia: 20.10.18).

9. Chichilanova S.A. Otechestvennyi opyt realizatsii massovykh otkrytykh onlain-kursov v formate xMOOC / S.A. Chichilanova, L.V. Kurzaeva, A.D. Grigor'eva, T.B. Novikova // Elektrotekhnicheskie sistemy i kompleksy. - 2015. - № 4(29). - S. 57-62.

10. Resta P. Elektronnoe obuchenie dlia podgotovki prepodavatelei: sozdanie potentsiala dlia informatsion-nogo obshchestva. - M.: IRIO, 2005. - S. 204-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.