С.А. Золотухин, канд. пед. наук, доцент, кафедра непрерывного профессионального образования, Курский государственный университет, г. Курск, Россия, [email protected]
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ
Быстрое развитие образовательного сегмента сети Интернет входит в некое противоречие с классическим образованием. Растущая популярность электронного обучения приводит либо к пересмотру традиционного дистанционного обучения, либо к его трансформации. Наибольшего внимания в этой связи заслуживает рассмотрение массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), за короткое время ставших общемировым трендом. Созданные при участии крупных университетов или финансовых компаний, MOOC являются инструментом либо развития самостоятельного обучения, либо расширения образовательной среды вуза. В представленной статье дается общая характеристика MOOC, их классификация. В частности, рассмотрены особенности коннективистского онлайн-курса MOOC (cMOOC), ведущими идеями которого является развитие образовательных и иных качеств личности через совместное создание контента, и станфордского онлайн-курса MOOC (xMOOC), философия которого строится на традиционных классических подходах. Большое внимание уделяется рассмотрению преимуществ MOOC как инновационных педагогических моделей реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Вместе с тем в статье рассматриваются и недостатки MOOC, которые обычно связывают с функционированием xMOOC: высокая стоимость создания курса, что требует привлечения различных специалистов, неустоявшаяся философия и отсутствие четкого места в связи с другими формами образования и прежде всего с классическим. Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, коннективистский MOOC, станфорд-ский MOOC, инновации в образовании, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, онлайн-обучение.
!
Впервые термин «Массовые открытые онлайн-курсы» (далее — MOOC — от англ. Massive open online courses) появился благодаря трудам канадских когнитивистов под руководством Джорджа Сименса в 2008 году*. Основная цель таких курсов — обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах2.
Данная форма взаимодействия в системе образования позволяет также уточнить понятие «дистанционное обучение» в том плане, что обучающиеся и эксперты связаны между собой через социальные сети и открытые образовательные ресурсы. Студент может использовать многие интерактивные онлайн-инструменты для общения с другими участниками и совместного обучения. Подобные инструменты могут включать видеолекции, онлайн-доски обсуждений, блоги, вики и сайты социальных сетей, таких как Twitter и YouTube. В дополнение
* Cormier D, Siemens G: Through the open door: open courses as research, learning, and engagement. EDUCAUSE Review. 2010. № 45(4). C. 30-9.
к этой онлаин-деятельности некоторые курсы предлагают также возможность проводить занятия лицом-к-лицу. Большое количество обучающихся в MOOC считают, что поддержка осуществляется самим интернет-сообществом, а не академическим персоналом. Оценка MOOC предполагает запрос письменных заданий и компьютерные тесты, в основе ее функционирования лежит попытка педагогов опосредованно стимулировать студентов к самостоятельной работе и самообразованию3.
На сегодняшний день выделяют два основных вида онлайн-курсов MOOC. Один из них носит название коннективистский MOOC, или cMOOC. Как следует из названия, данный курс опирается на концепцию коннективизма (от англ. Connect — соединять, связывать) в педагогике, где доминирующими факторами являются образовательная автономия, интерактивность, открытость, разнообразие4. В этом случае преподаватель выполняет роль посредника
Основная цель массовых открытых онлайн-курсов - обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение
педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах.
во взаимодействии с обучающимися, активно осуществляющими интеракции друг с другом. Образовательный процесс представляет собой не «передачу знаний» от учителя к ученику, а такой процесс, в котором учащиеся берут на себя ответственность за организацию процесса обучения с самоопределяемыми целями, уровнем знаний, навыками и общими интересами и участие в нем.
Дж. Сименс и С. Да-унс определяют коннек-тивизм как образование связей между узлами информации5. В соответствии с данными воззрениями, сМООС предполагает создание обучающимся собственной личной или персональной образовательной сети, в узлах которой находятся информация и другие люди.
Станфордский онлайн-курс МООС или хМООС, представлен в основном крупными университетами, а их образовательная философия более близка к традиционному классическому образованию, нежели к коннективистскому. хМООС представлен
централизованными веб-страницами преимущественно с видеоконтентом и с возможностью проведения компьютерного тестирования в конце каждой учебной недели или учебного модуля. Поддержка xMOOC престижными зарубежными вузами обеспечивает финансирование подобных проектов, поэтому xMOOC называют еще и коммерческим MOOC6.
Можно выделить следующие достоинства и недостатки онлайн-курсов. Основными преимуществами MOOC, на наш взгляд, являются:
— доступность — MOOC способны обеспечить большую доступность и больший потенциал для привлечения обучающихся, а также развитие концепции обучения на протяжении всей жизни. В настоящее время MOOC способны обеспечить низкий порог вхождения, свободный, гибкий график обучения без существенных первоначальных требований к участию7. Подобные условия могут быть особенно привлекательными для малообеспеченных семей или студентов из стран, где образование является труднодоступным по целому ряду причин;
— широкое привлечение студентов — основной целью MOOC является привлечение обучающихся, улучшение успеваемости студента, расширение его образовательной практики. Так, например, в проекте Coursera Высшая школа экономики предлагает большое количество курсов по своей специализации: «Экономика для неэкономистов», «Линейная алгебра», «Основы корпоративных финансов», «Понимание русских в контексте межкультурного общения» и ряд других. Подобные курсы могут использоваться не только студентами ВШЭ, но и обучающимися из других университетов и даже других стран;
— реализация принципов непрерывного образования — MOOC поощряет систему «образования в течение всей жизни», заставляя студента задуматься о целях и значении своего собственного обучения и получения образования. Взрослым обучающимся MOOC
Некоторых людей больше интересует сама форма организации обучения на массовых онлайн-
курсах, а не их предметное содержание. После того как эти преподаватели и студенты уяснили для себя основные принципы их функционирования, они самоотчисляются, так как освоение предмета обучения не входило в их задачи.
предоставляет эффективный инструмент для поддержания своей конкурентоспособ-ности8.
Вместе с тем стоит отметить ряд проблем и вопросов, которые возникают при использовании MOOC, и в особенности xMOOC.
1. Отсутствие индивидуального обучения — само название «массовые курсы» свидетельствует о необходимости включения большого количества обучающихся. В какой-то степени подобная характеристика входит в противоречие с целями индивидуального обучения. На наш взгляд, решение этой проблемы возможно путем развития программных средств, то есть использования компьютеров для сбора и анализа данных касательно индивидуальных образовательных потребностей и возможностей и последующего конструирования информационной среды для более полного удовлетворения потребностей студентов.
2. Высокий процент самоисключения — проблема досрочного завершения участия в MOOC является наиболее серьезной, это отмечают многие исследователи. Так, Р. Майер сообщает, что только 7% от общего числа студентов его курса на Coursera завершили обучение в полном объеме9. Как правило, только 10% участников онлайн-кур-сов осваивают все предусмотренные виды учебной деятельности. По сравнению с традиционными курсами такой высокий процент отчислений выглядит ужасающим.
Одной из причин частого отказа от продолжения обучения в MOOC является новизна подобных курсов, которая привлекает определенную долю любопытных из числа преподавателей и студентов других учреждений. Другими словами, некоторых людей больше интересует сама форма организация обучения на MOOC, а не их пред-= метное содержание. После того как эти преподаватели и студенты уяснили для себя основные принципы функционирования массовых онлайн-кур-сов, они самоотчисляются, так как освое-
ние предмета обучения не входило в их задачи.
Кроме того, несмотря на высокий процент отсева студентов, общая цель МООС может быть достигнута :
за счет большого числа участников курсов. Например, если на предметный курс записались пять тысяч человек и успешно его освоили только 10%, то это все равно 500 обучающихся, что превышает количество студентов на предметных курсах многих классических университетов.
3. Высокая стоимость создания МООС — считается, что на создание курса хМООС потребуется в среднем 100 часов и 10 недель (из расчета 8—10 часов в неделю на создание курса). В денежном эквиваленте стоимость разработки хМООС оценивается в 15—30 тысяч долларов США10. Как правило, МООС создаются преподавателями в свое собственное свободное время, что может вызвать у них большее снижение ответственности и внимания, нежели в своей непосредственной профессиональной деятельности.
4. Оплата — плата за обучение создает противоречия в философии МООС: если курс платный, то как он может называться «открытым»? Кроме того, даже номинальная цена может значительно снизить интерес к курсу. В этом отношении Дж. Даниэль проводит параллель с монетизацией YouTube и Facebook, которые ухудшили отношение пользователей к этим сервисам11. Хотя бизнес-мо- = дель МООС отличается от бизнес-модели YouTube и Facebook, общим остается тот факт, что монетизация негативно влияет на отношение пользователей.
5. Цифровая компетентность преподавателей и неопределенность философии МООС — ряд исследователей называют мифом информацию о том, что отдельные преподаватели могут создать курс без посторонней помощи. Создание МООС-курса требует при-
Многие недостатки использования MOOC являются следствием «молодости» концепции, неустоявшейся философии, отсутствия четкого места в связи с другими формами образования, прежде всего с классическими.
MOOC могут быть эффективным инструментом развития инфор-мального обучения при использовании их как автономных альтернативных источников полу чения знания. В более широком понимании MOOC способствуют развитию демократизации образования и общества.
влечения широкого круга специалистов. В противном случае высока вероятность того, что разрабатываемый курс будет иметь невысокое качество12. Кроме того, Т. Бейтс = оспаривает утверждение, что МООС являются воплощением новой педагогики, в частности он отмечает, что в настоящее время методы обучения, используемые хМООС, основаны на старой и устаревшей бихевиористской педагогике, опираясь в первую очередь на передачу информации. МООС, по его словам, рассматриваются как некачественные формы обучения, которые подходят только для непритязательных студентов. Цель расширения границ высшего образования на основе хМООС остается эфемерной13;
6. хМООС являются формой продвижения корпоративных интересов — это, пожалуй, один из главных страхов развития он-лайн-курсов. Действительно, если хМООС продвигается корпорациями, то существует вероятность того, что их широкое внедрение в конечном итоге приведет к гомогенизации высшего образования, потере академической свободы, а в худшем случае — к увольнению большой доли профессорско-преподавательского состава, замена его тьюторами с громким званием «суперпрофессора» (superprofessors)14.
Таким образом, многие недостатки использования МООС являются следствием «молодости» концепции, неустоявшейся = философии, отсутствия четкого места в связи с другими формами образования, прежде всего с классическими. МООС остаются высокозатратным инструментом развития онлайн-обучения, требующим привлечения различных специалистов — авторов — преподавателей курсов, инженеров-программистов, специалистов в области охраны авторского права и других.
Между тем МООС могут быть эффективным инструментом развития инфор-
мального обучения15 при использовании их как автономных альтернативных источников получения знания. Кроме того, студенты и преподаватели могут быть заинтересованы в них и как дополнительных цифровых учебных ресурсах в рамках традиционных учебных программ. В более широком понимании МООС способствуют развитию демократизации образования и общества.
Литература
1. Cormier D, Siemens G: Through the open door: open courses as research, learning, and engagement. EDU-CAUSE Review. 2010. № 45(4). С. 30-9.
2.Liyanagunawardena A.W MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2013, no. 14(3), pp. 202-227.
3. Brown S. Back to the future with MOOCs? In Proceedings of the 2013 Ed. of ICICTE. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.icicte. org/Proceedings2013/Papers%20 2013/06-3-Brown.pdf (дата обращения 15.03.2015).
4. Rodriguez C.O. MOOC sand the Al-Stanford like courses: Two successful and distinct course formats for massive open online courses. European Journal of Open, Distance and E-Learning, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurodl.org/?article=516 (дата обращения 15.03.2015).
5. SiemensG., DownesS. Good MOOCs, Bad Moocs, 2013. [Электронный ресурс]. URL:http://chronicle. com/blogs/brainstorm/tag/udacity(дата обращения 15.03.2015).
6. Daniel J. Making sense ofMOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility. Journal of Interactive Media in Education, 2012, no. 3, pp. 1-20.
7. de Waard I., Abajian S., Gallagher M.S., Hogue R., Keskin N., Koutropoulos A., Rodriguez O.C. Using mLearning and MOOCsto understand chaos, emergence, and complexity in education. International Re-
view of Research in Open and Distance Learning, 2011, no. 12(7), pp. 94-115.
8. Там же.
9. Meyer R. What it's like to teach a MOOC(and what the heck's a MOOC?). TheAtlantic, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theatlantic.com/technology/ archive/2012/07/what-its-like-to-teach-a-mooc-and-what-the-hecks-a-mooc/260000/ (дата обращения 15.03.2015).
10. Thu A.T. UW Coursera Degree: Too Good to Be True? - Seattle - News - The Daily Weekly, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.seattleweek-lycom/home/928740-129/education(дата обращения 15.03.2015).
11. Daniel J. Making sense of MOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility. Journal of Interactive Media in Education, 2012, no. 3, pp. 1-20.
12.Bates T. What's right and what's wrong about Coursera-style MOOCs, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tonybates.ca/2012/08/05/whats-right-and-whats-wrong-about-coursera-style-moocs/(дата обращения 15.03.2015).
13. Thu A.T. UW Coursera Degree: Too Good to Be True? - Seattle - News - The Daily Weekly,2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.seattleweek-lycom/home/928740-129/education(дата обращения 15.03.2015).
Rees J. The MOOC Racket. Slate, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slate.com/articles/technol-ogy/future_tense/2013/07/moocs_could_be_disastrous_ for_students_and_professors.html (дата обращения 15.03.2015).
14. Rees J. The MOOC Racket. Slate, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slate.com/articles/tech-nology/future_tense/2013/07/moocs_could_be_disas-trous_for_students_and_professors.html (дата обращения 15.03.2015).
15. Zolotykhin S.A. Informal media learning development through Web 2.0.Life Science Journal, 2014, no. 11(8s), pp. 186-189.
THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES
S.A. Zolotukhin, Candidate of pedagogy, Docent, The department of continuous professional education, Kursk State University, Kursk, Russia, [email protected]
The rapid development of the educational segment of the Internet is in contradiction with a classical education. The growing popularity of the Internet learning leads to a revision of the traditional distance learning or its transformation. The special attention in this regard the consideration of Massive open online courses deserves (MOOC), which has become a world trend in a short time. Created with the participation of major universities
or financial companies, MOOC is a tool for developing a self-study or extension of the educational environment. The article gives a general description of MOOC and its classification. In particular, the peculiarities of Connectivity MOOC (cMOOC), the leading ideas of which is the development of educational and other personal qualities through collaborative content creation and Stanford MOOC (xMOOC), the philosophy of which is based on more classical approaches. The great attention is paid to the advantages of MOOCS as an innovative pedagogical model. However, the article examines and disadvantages of MOOCS, which are usually associated with the operation of the xMOOC.
Key words: massive open online courses, Connectivity MOOC, Stanford MOOC, innovations in education, information and communication technology, Informatization of education, online learning.
References
1. Cormier D, Siemens G: Through the open door: open courses as research, learning, and engagement. EDUCAUSE Review, 2010. no. 45(4). pp. 30-9.
2. Liyanagunawardena A.W. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2013, no. 14(3), pp. 202-227.
3. Brown S. Back to the future with MOOCs?In Proceedings of the 2013 Ed. of ICICTE.Available at: http://www.icicte.org/Proceedings2013/Papers%20 2013/06-3-Brown.pdf (accessed 15.03.2015).
4. Rodriguez C.O. MOOCs and the AI-Stanford like courses: Two successful and distinct course formats for massive open online courses. European Journal of Open, Distance and E-Learning, 2012.Available at: http://www. eurodl.org/?article=516 (accessed 15.03.2015).
5. Siemens G., Downes S. Good MOOCs, Bad Moocs, 2013. Available at: http://chronicle.com/blogs/ brainstorm/tag/udacity (accessed 15.03.2015).
6. Daniel J. Making sense of MOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility. Journal of Interactive Media in Education, 2012, no. 3, pp. 1-20.
7. de Waard I., Abajian S., Gallagher M.S., Hogue R., Keskin N., Koutropoulos A., Rodriguez O.C. Using mLearning and MOOCs to understand chaos, emergence, and complexity in education. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2011, no. 12(7), pp. 94-115.
8. de Waard I., Abajian S., Gallagher M.S., Hogue R., Keskin N., Koutropoulos A., Rodriguez O.C. Using mLearning and MOOCsto understand chaos, emergence,
and complexity in education.International Review of Research in Open and Distance Learning,2011, no. 12(7), pp. 94-115.
9. Meyer R. What it's like to teach a MOOC (and what the heck's a MOOC?). The Atlantic, 2012. Availableat: http://www.theatlantic.com/technology/ archive/2012/07/what-its-like-to-teach-a-mooc-and-what-the-hecks-a-mooc/260000/ (accessed 15.03.2015).
10. Thu A.T. UW Coursera Degree: Too Good to Be True? - Seattle - News - The Daily Weekly, 2012. Available at: http://www.seattleweekly.com/ home/928740-129/education (accessed 15.03.2015).
11. Daniel J. Making sense of MOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility. Journal of Interactive Media in Education, 2012, no. 3, pp. 1-20.
12. Bates T. What's right and what's wrong about Coursera-style MOOCs, 2012. Available at: http:// www.tonybates.ca/2012/08/05/whats-right-and-whats-wrong-about-coursera-style-moocs/ (accessed 15.03.2015).
13. Thu A.T. UW Coursera Degree: Too Good to Be True? - Seattle - News - The Daily Weekly, 2012. Available at: http://www.seattleweekly.com/ home/928740-129/education (accessed 15.03.2015).
14. Rees J. The MOOC Racket. Slate, 2013. Available at: http: //www. slate. com/ articles/technology/future_ tense/2013/07/moocs_could_be_disastrous_for_ students_and_professors.html (accessed 15.03.2015).
15. Zolotykhin S.A. Informal media learning development through Web 2.0 Life Science Journal, 2014, no. 11(8s), pp. 186-189.