Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия с использованием методов моделирования в процессе подготовки бакалавров прикладной информатики'

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия с использованием методов моделирования в процессе подготовки бакалавров прикладной информатики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
583
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / РЕИНЖИНИРИНГ / НОТАЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ / ИТ-РЕШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Курзаева Любовь Викторовна, Подкользина Людмила Викторовна, Махмутов Родион Раифович

В статье обсуждается значимость применения различных нотаций моделирования в процессе реинжиниринга деятельности предприятия в рамках преподавания специальных дисциплин подготовки бакалавра прикладной информатики в университете. Рассматриваются возможности самых популярных средств моделирования бизнес-процессов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Курзаева Любовь Викторовна, Подкользина Людмила Викторовна, Махмутов Родион Раифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия с использованием методов моделирования в процессе подготовки бакалавров прикладной информатики»

Курзаева Л.В.1, Подкользина Л.В.2, Махмутов Р.Р.3

1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, г.Магнитогорск, к.п.н., доцент кафедры прикладной информатики

2 Cанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург, к.п.н.,

доцент кафедры высшей математики

3 Cанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург, студент института металлургии, машиностроения и транспорта

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Анализ предметной области, бизнес-процесс, реинжиниринг, нотации моделирования, ИТ-решения, профессиональная подготовка.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается значимость применения различных нотаций моделирования в процессе реинжиниринга деятельности предприятия в рамках преподавания специальных дисциплин подготовки бакалавра прикладной информатики в университете. Рассматриваются возможности самых популярных средств моделирования бизнес-процессов предприятия.

1. Введение

Сложный и динамичный характер будущей профессиональной деятельности современного бакалавра прикладной информатики, использование на практике новейших информационных технологий, которые обусловливают объективную потребность в решении проблемы качественной профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий в университете, поясняют актуальность данной статьи [15, с. 639-643].

Подготовка бакалавра по направлению 230700 (09.03.03) «Прикладная информатика» по сравнению с другими направлениями высшего профессионального образования имеет свои особенности, которые отражены в системе компетенций и формируются на основе трех групп источников. В первую группу входят требования, предъявляемые к будущему специалисту внешней средой, под которой понимается развитие ИТ-индустрии и ИТ-бизнеса, и особенностями среды, в которой они функционируют. Вторая группа требований представлена действующей профессиональной средой, в которой требуется квалифицированный работник соответствующего уровня и профиля [13, с. 77-78]. Анализ этой группы требований позволил сформулировать основные характеристики ИТ-специалиста: должен знать теоретические основы и закономерности функционирования сферы информационных технологий; должен уметь выявлять проблемы информационного характера при анализе конкретных ситуаций; должен владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; должен решать организационно-управленческие, планово-экономические, проектные, аналитические, предпринимательские и другие профессиональные задачи; должен иметь соответствующий уровень образования; должен соответствовать компетенциям личности специалиста и т.п. Третья группа требований формируется на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Таким образом, будущему специалисту необходимо овладеть всеми общекультурными и профессиональными компетенциями. Именно на достижение этой цели и направлено предлагаемое исследование [19, с. 56-64].

В мире, где только перемены постоянны, существует необходимость в инструментах и методах, которые направлены на повышение эффективности предприятий. В рамках постоянной конкуренции существует потребность найти способы становления лидером или возможности догнать лидера, пока не слишком поздно. А для этого требуются механизмы, которые помогут

упростить слишком сложные вещи. В данном случае реинжиниринг бизнес-процессов несомненно, мощное средство, которое поможет достичь поставленных целей [2, с. 299-301].

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП), начиная с 1990 года, вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. Сегодня методы РБП взяты на вооружение уже практически всеми ведущими компаниями мира, они знаменуют отход от базовых принципов построения предприятий и превращают конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Такой подход обусловлен, в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий, специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. РБП является научно-практическим направлением, возникшим на стыке двух дисциплин, и поэтому требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации — понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем [3, 5-9].

Целью данного исследования является применение инновационных профессиональных технологий в преподавании специальных дисциплин в учебном процессе подготовки бакалавров прикладной информатики на примере задачи повышения качества ИТ-услуг, предоставляемых компанией за счет реинжиниринга бизнес-процессов на основе применения методов моделирования.

В разделе 2 рассматриваются понятие и методы реинжиниринга бизнес-процессов компании. В разделе 3 обсуждается применение методов моделирования ИТ-решений по реинжинирингу бизнес-процессов компании.

2. Реинжиниринг бизнес-процессов

РБП (Business Process Reengineering, BPR) — провозглашается многими как «новейший и потрясающий» метод в длинной цепи методов управления, как нечто, что делает ненужным все предыдущие шаги по улучшению управления. РБП появился на Западе в конце 80-х годов прошлого столетия. Основателями теории реинжиниринга являются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Они определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателей результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность». РБП означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основной организации и управления внутри предприятия [4, 10, 18].

Основное, что дает РБП — это способ достичь тех целей, которые долгое время считались теоретически достижимыми, но на деле, у большинства организаций не доставало ни технологий, ни мужества использовать их. Тот интерес, который существует вокруг РБП сегодня, вытекает главным образом из утверждений, провозглашающих его способом достижения большей выгоды, и это, в самом деле, является назначением метода — достижение выгоды как с точки зрения лучшего удовлетворения заказчиков, так и с точки зрения улучшения результатов работы компании [11-13, 20].

Итак, РБП — это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. РБП использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но его фокус, прежде всего, направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне. Это означает, что субпроцессы могут содержаться в рамках одной функции или подразделения, и к ним тоже можно применить РБП.

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

• компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся;

• компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.;

• компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего [14, 20].

Проект реинжиниринга бизнес-процессов компании предполагает следующие этапы:

моделирование и анализ существующих бизнес-процессов; переосмысление и разработка принципиальных новых бизнес-процессов; внедрение новых бизнес-процессов [18].

В качестве предметной области исследования определим деятельность компании, предоставляющей охранные услуги, а также занимающейся проектированием и монтажом охранно-пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения. Более подробно остановимся на процессах управления и предоставления ИТ-услуг охранным предприятием. Средствами анализа определяем методологии структурного анализа и проектирования SADT и ARIS. В рамках данных методологий основными инструментальными средствами являлись AllFusion Process Modeler BPwin (IDEF0, DFD), а также Case-средство MS Visio (EPS Diagram, Organization Chart Diagram — организационная диаграмма) [16-17].

Первый шаг РБП состоит в описании используемых в организации процессов. РБП можно использовать на разных уровнях, например, во всей организации, в отдельном подразделении, в группе подразделений, даже в отношении главной функции. Четкое решение о том, какие уровни будут задействованы, принимается в самом начале. Одним из результатов будет являться список бизнес-процессов, используемых в организации, проранжированный по их важности и текущей эффективности.

Следующий шаг — решение о том, над каким процессом начать работу в первую очередь. Это решение должно базироваться на оценке того, какой эффект даст серьезное улучшение процесса внешнему клиенту, стратегической важности данного процесса, особенно с точки зрения существующей работы конкурентов, эффекта от сильного влияния процесса на другие процессы в организации и текущего состояния процесса. Для этого строится матрица, вследствие чего предоставляется возможность сочетать стратегическую важность и текущую работу процесса. Число критических факторов успеха (КФУ), на которые влияет процесс, даст приблизительную и относительную оценку его важности. Процессы, влияющие на большое количество КФУ, будут, скорее всего, более критичными для деятельности организации, чем те, которые влияют на один или два фактора. Таким образом, таблица является полезным и практичным средством измерения важности процессов, что можно использовать при выборе процессов для реинжиниринга.

Необходимо дать оценку работы каждого процесса. Оценка работы процессов — нелегкая задача, поскольку могут отсутствовать объективные данные для того, чтобы произвести точную оценку работы каждого процесса. Рассматривая их все по очереди, необходимо поставить процессам согласованные оценки.

В зоне 1 находятся стратегически наиболее важные процессы, которые достаточно плохо работают сегодня. Эти процессы и их компоненты следует выбирать для реинжиниринга, если цель — достичь большого, быстрого положительного эффекта в работе организации.

В зоне 2 находятся процессы, дающие меньше возможностей повлиять на работу организации, но когда ресурсы освободятся после реинжиниринга процессов зоны 1, улучшение процессов в этой зоне значительно поможет достижению миссии.

В зоне 3 процессы оказывают минимальное влияние на работу организации или уже сегодня работают хорошо и оставляют мало возможностей для улучшений. За этими процессами следует наблюдать для того, чтобы они продолжали хорошо работать, улучшать их следует после того, как будет полностью закончена работа над процессами зоны 1 и зоны 2 [18].

После того как определена важность бизнес-процессов и принято решение с каких бизнес-процессов будет стартовать РБП проводится анализ выбранных бизнес-процессов, выявляются недостатки функционирования и принимается решение, как и за счет чего они будут устранены.

В соответствие с методологией функционального моделирования для описания документооборота бизнес-процессов диспетчерского отдела выбрана нотация DFD. Можно идентифицировать основные функции: ведение клиентской базы, ведение журнала заявок, информирование клиента о «сработке», контроль групп быстрого реагирования, составление рапорта (рис. 1).

Результаты анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность организации, позволили выделить несколько основных проблем, стоящих перед компанией. Исходя из которых, было определено, что проведение РБП даст возможность значительного скачка в повышении эффективности управляющих воздействий и поможет занять лидерские позиции на рынке охранных услуг [1, с. 51-54].

Следующим этапом является внедрение новых бизнес-процессов в деятельность предприятия. Применение РБП сопровождается такими же опасностями, как и другие методы, но в большинстве своем эти опасности известны и понятны. Тщательный выбор методов и умелое

управление процессом осуществления подобных проектов позволит любой организации использовать этот подход, воспользоваться его преимуществами и обеспечить свое выживание и процветание в будущем.

АЛИЗЧ ЖЩЛИКЗСА

^ ^т-г; ч ? -. , Е. л - .Г 1.-,

ЭАТЕ 03.03:2015 11.032015

СОГЧТЕХТ

ГКА_=Т

= Н ал

■ОЭГИР Ю'СвССв шяа-гэ_

ДОТО6С Г'Г!

^-форча^я о сглгч-^

-- .4- ЕГие-ГСХЭН раЗШД-НЫХ

сар-с-ки идагиатоммя

с х^ча сйь&га

пган ахра-№^=[х объесть

ПГЭ-Ы

окза-ягч:«

ч^о-о тар-'

¡па о

ООСГ|»ЕЭ«в

К,

ZSff.SK,' НЗ

обсгту»

ор 2

зкуриага

ГТ,стои журнал жо-.аг завэ«_

журнал

' статусе заяви

си-чаг

С0 3

чдо-ьые ' ОТО<гы

а сраб

А-ОСО-АЗ—в ОС

осмотре Рбьепа

фа&ши £ГЯ рапорта

ОТфкГГИЯ'ЗЭфЬГ.«

мен

сзаоопсе^гяГаР

/'цзодча^н о срэосгпсе

¿Г?.

Ср *

Ии-рОГь ГЕР

^¿а+ые кмр-аа :;гы>_

С ■ н-

рапорта

и

_рапор-

Рагор-

(орм

мгссг а з агагм^да оач рапорта

АО

ТТПЕ Сргамлиц1ля дентешмос™ диспетчерского отделе

Рис.1 Диаграмма обработки информации бизнес-процесса «Организация деятельности диспетчерского

отдела» в нотации DFD

3. Моделирование ^-решений по реинжинирингу бизнес-процессов компании

Согласно второму этапу РБП, а именно, переосмысление и разработка принципиально новых бизнес-процессов, основные принципы переосмысления и реинжиниринга бизнес-процессов для данного примера состоят в следующем:

• несколько работ объединяются в одну: интегрирование нескольких работ осуществляется в целях уменьшения интерфейсов между различными работами, сокращения времени на ожидания и другие неэффективные процедуры;

• исполнители самостоятельно принимают решения: этот принцип позволяет минимизировать количество вертикальных взаимодействий по процессу;

• работы по процессу выполняются в их естественном порядке: реинжиниринг стремится не накладывать на процесс дополнительных требований, например, связанных с организационной структурой или устоявшейся линейной технологией;

• работа выполняется там, где это наиболее целесообразно: распределение функций должно происходить от процесса и необходимости его эффективного исполнения, а не от некогда закрепленных обязанностей;

• процессы имеют разные варианты исполнения: вместо жестких и неадаптивных процессов внедряются процессы, ориентированные на максимальное число возможных случаев их реализации; каждый из вариантов процесса выполняется в зависимости от сложившейся ситуации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• следует уменьшать количество входов в процессы: огромное количество времени тратится на сопоставление и сведение воедино разных форм представления одного и того же; чтобы усовершенствовать процесс, следует просто убирать те входы, которые нужно сопоставлять с другими входами;

• снижение доли согласований: требуется минимизировать эти работы путем сокращения точек внешнего (по отношению к процессу) контакта;

• сочетание централизованных и децентрализованных операций: современные информационные технологии позволяют регламентировать деятельность подразделений, одновременно централизовать и децентрализовать отдельные операции [20].

Руководством компании принято решение о внедрении автоматизированной системы управления охранным предприятием на базе готового специализированного программного

обеспечения. По итогам ранжирования бизнес-процессов предприятия был сделан вывод, что РБП необходимо осуществлять с бизнес-процессов главного звена предприятия — диспетчерского отела [1, с.470-473].

В качестве программного обеспечения рекомендованы к внедрению: модули CRM «Охранное предприятие» (база данных клиентов и журнал заявок, журнал событий) и другие. Внедрение предлагаемого специализированного решения позволит сократить трудовые, временные затраты за счет автоматизации запросов на необходимую информацию [4, с. 248], предоставление отчетности в различные отделы предприятия и сокращение запросов клиентов на получение информации о состоянии охраняемого объекта.

Рис.2- Диаграмма eEPC Процесс «Ведение журнала заявок»

Смоделируем новые функции и потоки данных, которые появятся в результате внедрения программных продуктов, и опишем изменения в бизнес-процессах диспетчерского отдела. Для бизнес-процесса «Ведение журнала заявок» инициирующим процессом выступает «Поступление заявки», далее диспетчер производит поиск клиента в клиентской базе, которая ведется в модуле CRM-системы «Охранное предприятие». Диспетчер получает информацию о клиенте и его объекте, если клиента не оказывается в базе, то он перенаправляется в бухгалтерию для выяснения обстоятельств, если же клиент найден в базе, то происходит оформление заявки в журнале заявок. В свою очередь технический отдел, имея доступ к данному модулю, отмечает статус выполнения заявки. Диспетчер отслеживает статус выполнения заявки и, когда заявка получает статус выполненной, формирует отчет о заявке, а также информирует клиента о завершении работ. Отчет о заявке формируется в модуле «Журнал заявок». Результат моделирования процесса «Ведение журнала заявок» представлен на рис. 2.

Бизнес-процесс «Ведение клиентской базы» значительно упрощается при внедрении модуля «Клиентская база» CRM-системы «Охранное предприятие». Так, диспетчер из базы договоров получает информацию о клиенте, создает клиента в клиентской базе, посредством ввода данных клиента и формирования карточки объекта и закрепляет имеющийся договор за конкретным клиентом. Редактирование клиента заключается в изменении данных клиента в базе, соответственно и изменения карточки объекта. Удаление клиента производится только по информированию из бухгалтерии о расторжении договора с клиентом. Так, диспетчер находит клиента в базе и удаляет его данные, в том числе и карточку объекта. Результат моделирования процесса «Ведение клиентской базы» представлен на рис. 3.

Рис. 3 Диаграмма eEPC Процесс «Ведение клиентской базы»

аи»га »

Рис. 4 Диаграмма eEPC Процесс «Составление рапорта» Бизнес-процесс «Составление рапорта». Рапорт включает в себя сведения о сработках, т.е.

время поступления тревожного сигнала, время прибытия групп быстрого реагирования на объект, информацию об осмотре объекта группой. Автоматизация этого процесса подразумевает внедрение программного обеспечения АвтоБАРЬЕР, а также модуля CRM-системы «Охранное предприятие» «Журнал событий». Таким образом, при поступлении тревожного сигнала диспетчер квитирует его, записывает время, далее формирует отчет в программе АвтоБАРЬЕР и записывает данные об осмотре объекта. Тем самым формируется рапорт события. Результат моделирования процесса «Составление рапорта» представлен на рис. 4.Внедрение приложения БарьерSMS позволит сократить время взаимодействия диспетчера с клиентами предприятия. Пользователи самостоятельно могут отслеживать состояние охраняемого объекта и лишь при необходимости связи с диспетчером напрямую, могут заказать звонок диспетчеру.

Итак, представленные результаты моделирования ИТ-решений реинжиниринга бизнес-процессов диспетчерской службы охранного предприятия позволят компании повысить эффективность деятельности диспетчерского отдела посредством автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и выдачи информации, необходимой для выработки управляющих действий со стороны руководства, передачи команд (сигналов), решения расчетных и информационных задач, за счет внедрения организационно-технического комплекса электронных средств, специального математического и программного обеспечения. 4. Выводы

В ходе исследования было установлено, что для повышения качества подготовки бакалавра прикладной информатики в университете необходимо применять современные инновационные технологии исследования бизнес-процессов предприятия, используемые в ИТ-индустрии и ИТ-бизнесе, что предполагает расширение индивидуальной базы знаний будущего ИТ-специалиста, актуализацию поля личностного смысла его подготовки; построение его индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, в данном исследовании приведено уточнение содержания понятия реинжиниринга бизнес-процессов, описано из каких этапов состоит проект РБП и представлена характеристика каждого этапа.

В соответствие с первым этапом РБП дана характеристика предметной области, построена модель AS-IS деятельности диспетчерского отдела, выполнено ранжирование процессов по степени значимости для определения последовательности реализации проекта РБП. На основании полученных рекомендаций представлено обоснование решения о проведении реинжиниринга бизнес-процессов диспетчерского отдела компании. Согласно второму этапу РБП, а именно, переосмысление и разработка принципиально новых бизнес-процессов, представлены результаты моделирования ИТ-решений проекта реинжиниринга бизнес-процессов диспетчерского отдела компании, обоснована необходимость внедрения специализированного программного обеспечения.

Рассмотренный пример реинжиниринга бизнес-процессов предприятия на основе методов моделирования дает четкое понимание необходимости интеграции методов и технологий теоретического и практического обучения в вузе с профессиональными технологиями ИТ-индустрии и ИТ-бизнеса.

Литература

1. Kurzaeva L.V., Ovchinnikova I.G. International experience in quality management of education based on frameworks//«The scientific debate: questions of sociology, political science, philo-sophy, history»: the materials of VI International correspondence scientific and practical conference. Part II (17 October 2012). -Moscow: Publishing house «International Centre for Science and Education», 2012. Pp. 51-56.

2. Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза/И.Д. Белоусова//В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 299-302.

3. Веремеенко О.О., Ефимова И.Ю. Информационный менеджмент в образовании / В сборнике: Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 32-33.

4. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251

5. Гайсина А.Д., Махмутова М.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности автоматизированной системы предприятия / в сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации / Сборник научных трудов XII-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. Курск, 2015. С. 290-293.

6. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256

7. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302

8. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете / Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43-47.

9. Махмутова М.В., Васильев М.В. Моделирование решений по внедрению системы службы поддержки пользователей для компании «БАТ Россия» г. Магнитогорск / В сборнике: Современные инновации в науке и технике / Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 98-102.

10. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.

11. Махмутова М.В., Махмутов Г.Р. Создание схемы данных для сервера Oracle с помощью Allfusion Erwin Data Modeler / Научные труды SWorld. 2010. Т. 3. № 2. С. 58a-61.

12. Махмутова М.В., Махмутов Р.Р. Разработка проектных решений по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами VTIGER CRM | В сборнике: Современные инновации в науке и технике / Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 94-98.

13. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе/И.Н. Мовчан//Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. № 4. С. 77-80.

14. Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема// Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ 2014. — 957 с. — 978-5-9556-0165-6. — С. 639-664.

15. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VII Международ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015. — С. 470-475. — Библиограф. с. 475.

16. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322

17. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327

18. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// lib100.com /

19. Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ 2010. -158 с.

20. Яблочников Е.И., Молочник В.И., Фомина Ю.Н. Реинжиниринг бизнес- процессов проектирования и производства / Учебное пособие — СПб: СПбГУИТМО, 20014. — 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.