Научная статья на тему 'Становление и развитие высшего педагогического образования в Туве'

Становление и развитие высшего педагогического образования в Туве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫЗЫЛСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING SPECIALISTS / TEACHER EDUCATION / КЫЗЫЛСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / TUVA STATE UNIVERSITY / КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / KYZYL PEDAGOGICAL INSTITUTE / KYZYL TEACHER''S INSTITUTE / STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE OF KYZYL / KYZYL INSTITUTE OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Х. Д. -н, Караоол Л. С.

В данной работе на основе изданных работ описывается история становления и развития высшего педагогического образования в Туве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN TUVA

In this paper, on the basis of published work, the history of the formation and development of higher pedagogical education in Tuva is discussed

Текст научной работы на тему «Становление и развитие высшего педагогического образования в Туве»

______________________________________________________НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ТУВЕ

Х.Д.-Н. Ооржак, Л. С Кара-оол

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN TUVA

H.D.-N. Oorzhak, L.S. Kara-ool

Tuvan State University, Kyzyl

В данной работе на основе изданных работ описывается история становления и развития высшего педагогического образования в Туве.

Ключевые слова: Кызылский учительский институт, Кызылский государственный педагогический институт, Тувинский государственный университет, Кызылский педагогический институт, подготовка специалистов, педагогическое образование.

In this paper, on the basis of published work, the history of the formation and development of higher pedagogical education in Tuva is discussed

Key words: Kyzyl Teacher's Institute, State Pedagogical Institute of Kyzyl, Tuva State University, Kyzyl Pedagogical Institute, Kyzyl Institute of Pedagogy, training specialists, teacher education.

27 ноября 1951 года Правительство и Совет Министров СССР в ответ на просьбу Тувинского обкома КПСС издал распоряжение №22644-Р «Об открытии в Кызыле с начала 1952-1953 учебного года Учительского института и о строительстве учебного корпуса».

К началу учебного года первого вуза Тувы была проделана большая подготовительная работа: укомплектование преподавательского состава и вспомогательного персонала; назначение ректора; его заместителей; организация работы приемной комиссии; прием первых абитуриентов т.д.

1 сентября 1952 года Кызылский учительский институт (КУИ) принимает первых своих студентов на два отделения с двухгодичным сроком обучения: физико-математическое, языка и литературы, по 50 студентов. В этом же учебном году открывается трехгодичное заочное отделение.

Первым ректором Кызылского учительского института был кандидат исторических наук, доцент Алексей Александрович Селеменев (1905-1965). Выпускник Иркутского педагогического института с 1947 по 1952 годы работал старшим преподавателем, затем проректором

по учебно-научной работе Читинского педагогического института, а перед назначением в Кызылский учительский институт - проректором по учебно-научной работе Ачинского учительского института Красноярского края.

Александр Алексеевич успешно закончил аспирантуру Ленинградского государственного университета, защитив кандидатскую диссертацию [1: 39, 42].

АА. Селеменев, как ученый с большим опытом работы и высокой квалификацией, серьезно подошел к вопросу подбора педагогических кадров для вновь открывшегося института. Проректором КУИ по учебно-научной работе был назначен Вячеслав Михайлович Межевский, заведующим кафедрой русского языка и литературы -высокообразованный и эрудированный преподаватель В.П. Барцевич, а кафедру физики и математики возглавил кандидат физико-математических наук Т.Н. Метляев, кафедру марксизма-ленинизма - Б.П. Бажутин, кандидат исторических наук.

На отделении языка и литературы работали преподаватели тувинского и русского языков как К.Х. Оргу и Е.И. Коптева, которые уже имели опыт работы в тувинских школах.

И в 1954 году состоялся первый выпуск: из 100 поступивших окончили 94, и 38 человек получили дипломы с отличием. За годы своего существования Кызылский учительский институт выпустил 671 учителей, из которых 448 человек окончили по очной форме.

Все выпускники КУИ работали в системе народного образования. Многие трудятся и сегодня, как, например, доцент кафедры литературы ТувГУ Альбина Ивановна Бирюкова, старший преподаватель кафедры физики Федор Федорович Деменский.

Труд многих первых выпускников оценен по достоинству - это директор Торгалыгской средней школы Д.Ч. Сюндюп, заслуженная учительница школ Тувинской АССР Т.С. Золотухина, заслуженный учитель школ РСФСР Д.Е. Оюн и многие другие.

В 1956 году была проведена большая работа по реорганизации учительского института в педагогический. В первую очередь решались проблемы учебно-методической и материальной базы, а также по подготовке и привлечению в педагогический коллектив ученых.

И с 1 сентября 1956 года КПИ принимает первых своих студентов на филологический и физико-математический факультеты уже с пятилетним сроком обучения.

Деканом филологического факультета была назначена A.C. Мазуревская, а физико-математического факультета - H.H. Новиков.

КПИ размещался в небольшом двухэтажном здании по улице Ленина 2, в здании бывшего педагогического училища, а сегодня это колледж искусств им. А. Чыргал-оола.

С 1959 года КГПИ возглавил кандидат филологических наук А.Ч. Кунаа, который впоследствии стал первым тувинцем, защитившем диссертацию доктора

филологических наук.

В этом же 1959 году открывается факультет педагогики и методики начального обучения, а в 1963 году - биолого-химический факультет.

В первые годы становления в КПИ ежегодно обучались по 500 студентов дневного и заочного форм обучения. Из 24 преподавателей четверо были кандидатами наук.

Педагогический коллектив КПИ был интернациональным и почти ежегодно пополнялся молодыми и достаточно опытными учеными, преподавателями. Приезжали

специалисты из ведущих вузов страны, как МГУ им. М. Ломоносова, ЛГПИ им. А.Д. Герцена, института национальных школ г. Москвы, Абаканского государственного педагогического института. Это Алдын-оол Х.С., Веденеева Е.П., Метляев Т.Н., Оргу К.Х., Салзынмаа Е.Б., Сат Ш.Ч., Скрипов Е.И., Хорошавин С.А. и др., которые стали настоящими мастерами педагогического труда. Новатор развития детского творчества С.А. Хорошавин даже был командирован институтом в США для чтения лекции американским студентам.

12 февраля 1963 года приказом №5-13 Министерства просвещения РСФСР и ректора КГПИ №56 от 26.02.1963 г. была образована кафедра тувинского языка и литературы. Увеличился ежегодный прием студентов на первый курс: 225 - на стационаре, 175 - на заочное отделение. Велась серьезная работа по разработке программ и учебно-методических пособий по теории и методике преподавания тувинской филологии.

В годы работы ректором д.ф.н. А.Ч. Кунаа КГПИ получил дальнейшее развитие. Институт приобретал статус настоящего вуза, в стенах которого разрабатываются основные направления деятельности, в том числе научного, рассматривались перспективные планы подготовки специалистов высшей квалификации. Проводились научно-практические конференции, семинары, преподаватели активно участвовали в работе конференций, проводимых в научных центрах и вузах России.

Постепенно КГПИ стал приобретать свое лицо. В результате кропотливой работы ректората у преподавателей появилась возможность учиться в аспирантурах ведущих вузов страны. И до 1965 года 10 преподавателей КГПИ защитили кандидатские диссертации по разным специальностям.

С 1965 по 1980 годы ректором КГПИ был Заслуженный учитель школ РСФСР, кандидат педагогических наук, доцент Х.С. Алдын-оол, исследователь-методист родного языка и литературы. Он был очень скромным, отзывчивым и внимательным по отношению к студентам, так и преподавателям, выделялся исключительной работоспособностью. Хомутку Сайинотович был постоянно в научных, творческих поисках, занимался проблемами улучшения качества подготовки учителей для школ республики, и внес существенный вклад в

дело становления и развития высшего педагогического образования.

При нем воспитательная работа среди студентов приобретает новое направление: вводится система кураторства в учебных группах, появиляются новые виды и формы учебной и внеаудиторной деятельности студентов.

За 15 лет его работы около 30 преподавателей защитили кандидатские диссертации. Среди них были Анисимов М.И., Антипин Л.Ф.. Бажутин Б.П., Бурхинов Д.М., Копеел В.Л., Курбатский Г.Н., Набатов A.B., Ондар Х.О.. Петрова Р.Ф., Салчак К.Б., Салчак Л.П., Салчак С .С., Саая Х.М.. Хворов Ю.А. и др. [1:45].

За плодотворную работу и вклад в дело развития педагогического образования Тувинской АССР X. Алдын-оол удостоен звания «Заслуженный учитель школ РСФСР», награден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1980-1987 годы ректором КГПИ стал к.ф-м.н., доцент Х.О. Оидар.

Он продолжил и обогатил традиции, существовавшие в институте. Ежегодно укреплялась материально-техническая база вуза. Большое внимание уделялось подготовке высококвалифицированных кадров, молодых ученых. И с этой целью были установлены широкие связи с другими вузами страны. Хеймер-оол Опанович ввел в систему обучения студентов «Факультет общественных профессий», на 12 кружках было охвачено более 300 студентов, и в одном только хоре КГПИ пели около 100 человек.

Большое внимание уделялось профориентационной работе со школьниками. Организовывались выезды преподавателей и студентов в школы республики, функционировали очные и заочные школы юного педагога. Для подготовки абитуриентов открыли подготовительные отделения, где слушатели повышали свои знания по русскому языку, математике и другим предметам. Выпускники подготовительного отделения составляли костяк поступавших студентов-первокурсников КГПИ.

За большие заслуги перед народным образованием республики Х.О. Ондар отмечен многими правительственными наградами и почетными званиями: «Отличник народного образования», «Отличник физической

культуры и спорта РТ», медалью «За доблестный труд» и т.д.

В 1987-1994 годы ректором КГПИ становится A.B. Набатов, кандидат ф-м.н., доцент. Заслуженный работник высшей школы РФ. Он в числе первых выпускников 1961 года окончил КГПИ с отличием.

В годы его руководства пристальное внимание уделялось совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин в вузе и в общеобразовательной школе, повышению качества знаний студентов. Александр Владимирович имел особый подход к профессорско-преподавательскому составу, всегда старался принять самый оптимальный вариант решения проблемы преподавателя. В эти сложные социально-экономические годы он сохранил всех дипломированных специалистов, создал здоровую рабочую обстановку в коллективе. Работа осложнялась отсутствием необходимого финансирования, резким снижением престижа педагогической профессии. Но благодаря его умелому руководству к моменту создания Тувинского государственного университета (1995 г.), КГПИ был единственным из трех объединившихся вузов и Кызылского педагогического училища, который прочно стоял на ногах [1: 51].

КГПИ усилил связь со школой, активизировал работу преподавателей вуза в школах, что в определенной мере способствовало повышению научного и методического уровня преподавания учебных предметов и ориентацию учащихся на педагогическую профессию. Научно-исследовательская работа кафедр в значительной мере выполнялась совместно с педагогическими коллективами школ. Например, на школьных экспериментальных площадках сел Бай-Хаак, Сосновки, Сарыг-Сепа, Межегея, пгт. Каа-Хем и школ № 5, 9 г. Кызыла проводились опытно-экспериментальные работы, где на практике проверялись теоретические разработки.

Научным отделом института и его кафедрами проводились совместные научно-методические семинары, «круглые столы», симпозиумы, конференции.

Руководящая работа О.Б. Бузур-оола, кандидата математических наук, доцента, Заслуженного учителя РФ связана с периодом реорганизации Кызылского государственного педагогического института, филиалов Красноярского политехнического института, Красноярского аграрного университета и

Кызылского педагогического училища в единый ТувГУ (Указ Президента РФ от 30 сентября 1995 г. за № 989).

Как первому ректору ТувГУ, Орлану Бузыровичу, человеку с аналитическим и прогностическим умом удалось не только создать работоспособный коллектив, но и разработать научно обоснованную концепцию развития вуза.

Качество подготовки педагогических кадров поднялось на порядок выше: учебный процесс осуществлялся современным компьютерным оборудованием и другими техническими средствами обучения.

В университете открылась аспирантура по специальностям: отечественная история, языки народов РФ, экология, а также функционирует ФПК. Ректорату ТувГУ удалось установить межвузовские и международные научные связи и привлечь к преподавательской деятельности крупных ученых других вузов. открыть новые лаборатории и педагогическую специальность «Физическая культура и спорт».

Тувинский государственный университет, безусловно, с первого года создания является центром развития науки и образования, особенно педагогического образования в Туве.

Николаю Григорьевичу Дубровскому большой опыт работы деканом естественно-географического факультета (13 лет) помог, как ректору, видеть и решать проблемы, связанные с развитием ТувГУ.

С 1999 года помимо других специальностей открыты новые педагогические специальности: «Педагогика и психология», «Английский язык», «Юриспруденция».

Большое внимание уделяется укреплению и развитию материальной, учебно-методической и научной базы как важнейших факторов и благоприятных условий для деятельности преподавателей и студентов. Введен в эксплуатацию новый учебный комплекс на Студенческом квартале: учебные корпуса, общежитие студентов и преподавателей.

Увеличилось количество факультетов (9) и научных лабораторий (6). Совершенствование подготовки педагогических кадров и специалистов по другим отраслям проводится по 21 специальностям, из них 13 являются педагогическими: тувинский язык и литература, математика и физика, информатика, химия и биология, география,

история, русская филология, английский язык, физическая культура и спорт, педагогика и методика начального обучения, педагогика и методика дошкольного обучения, педагогика и психология, юриспруденция.

Из года в год пополняются специальности аспирантуры, растет число защитивших диссертации на соискание ученой степени по разным специальностям, в том числе и кандидатов педагогических наук, доцентов.

Совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов проводится через расширение читальных залов и систематического обеспечения студентов необходимой учебной и научно-методической литературой. Создается компьютерный центр, студенты и преподаватели начали широко использовать современные технические средства в обучении.

В 2007 году на должность ректора ТувГУ по конкурсу был избран д.б.н. С.О. Ондар.

Сегодня в ТувГУ 9 факультетов и Кызылский педагогический институт, Кызыл-ский педагогический колледж, факультет переподготовки и переквалификации кадров, институт непрерывного образования, а также аспирантура по 17 специальностям.

При поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РТ в лице министра П.А. Морозова для улучшения системы подготовки педагогических кадров в 2009 году создан Кызылский педагогический институт ТувГУ (приказ ректора ТувГУ за № 1028 от 07.09.2009 г.), на базе факультетов начального обучения и педагогики и психологии ТувГУ.

С первых дней руководство института (и.о. директора, к.и.н. Л.Ш. Ондар) начало решать вопросы по практической подготовке нового поколения учителей: подписан Договор о сотрудничестве с базовыми 7 дошкольными образовательными учреждениями, 4 школами, Государственным лицеем РТ, республиканским центром «Гуманный» [3:9].

И на сегодняшний день КПИ сотрудничает и поддерживает тесную связь со следующими школами республики: кафедра педагогики и психологии (зав. кафедрой Л.М. Ондар) с МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла на базе которой проводится эксперимент и ежегодная научно-практическая конференция «Толерантность в пространстве образования», также стало традиционным проведение выездных научно-практических семинаров для педагоги-

ческих коллективов школ Чедн-Холского кожууна, г. Чадана «Основы научно-исследовательской работы в школе» (Ондар JIM., Фрокол A.C.. Иргит ЕЛ., Оюн O.K.).

Преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования (зав. кафедрой Ч.М. Ондар) сотрудничают со многими школами: Карелина Е.К. - научный руководитель РИП, автор экспериментальной программы духовного воспитания школьников «Мир, в котором я живу» в МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла; Сагды Ч.Т. - научный руководитель школы по инновационной деятельности «Реализация требований ФГОС НОО второго поколения» в гимназии № 9 г. Кызыла; Даваа К.Д. - научный руководитель школы по проблеме «История родного края» в МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык; Самбыла Ч.Н. -консультант Станции юных натуралистов г. Кызыла РТ по биологическому направлению.

Преподаватели кафедры теории и методики языкового образования и логопедии в лице Бартан Ф.М.. Сегленмей С.Ф. поддерживают связь с Шагонарской школой №2. Бартан Ф.М. оказывает научную помощь школам 3, 9, 14 г. Кызыла. Кара-оол JI.C. является куратором школьного музея им. Н.Д. Ажикмаа-Рушевой (МБОУ СОШ с. Сесерлиг), где каждый год проводятся встречи в дни музея, а также оказывается помощь учащимся при подготовке к конкурсу «Шаг в будущее», по итогам прошлого года ученица 11 класса Салчак Ай-кыс приняла участие в московском конкурсе, в этом году проведен диспут «Нельзя жить только для себя», посвященный юбилею Нади Рушевой.

С 2011 года установлена связь с начальной тувинской школой с. Цэнгэл (Монголия) (Х.Д-Н. Ооржак, Н.Ч. Дамба, Л.С. Кара-оол, С.Я. Ооржак). Дамба Н.Ч является научным руководителем МДОУ № 11 г. Кызыла, где работает Центр развития родной (тувинской) речи детей.

Каждый год в КПИ организуются семинары, мастер-классы и открытые лекции с участием ученых и научных сотрудников из других вузов России. Например, семинар-тренинг «Исполнение желаний» под руководством Вячеслава Щепкина к.псих.н. (г. Москва) и мастер класс «Я - гордость», семинар «Разрешение конфликтов» руководителя медицинской психологии Дорианы Майзер (г. Томск) участвовали студенты и преподаватели трех кафедр - ПиПРЛ, СРиСП, ТиМОРиТЯНШ. А

также 21 октября 2011 г. прослушали лекцию академика, член-корр. РАМН, доктора мед. наук, профессора ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН В.Т. Манчука «Суицидальное поведение подростков Республики Тыва».

Преподаватели КПИ тесно сотрудничают с Институтом развития национальной школы, по заказу Министерства образования и науки РТ в соответствии с требованиями нового ФГОС подготовлены и изданы учебники и учебно-методические пособия для начальной школы с родным (тувинским) языком обучения: Бартан Ф.М. - Учебник «Азбука» для 1 класса тувинской школы (2011) и учебно-методическое пособие «Развернутое

тематическое планирование по учебнику «Азбука» для 1 класса тувинской школы.

(2011), Кара-оол Л.С. - примерная программа «Литературного чтения» для 2-4 классов (2011)? перевод с русского и научное редактирование учебников и рабочих тетрадей «Окружающего мира» для 1 класса (2011), для 2 класса (2012), учебник и рабочая тетрадь «Литературного чтения» для 2 класса (2012). Дамба Н.Ч. и Ондар Н.М. подготовили учебник и рабочую тетрадь «Тувинского языка» для 2 класса

(2012).

За последние два года изданы две монографии: Фуряевой Т.В., Ондар Ч.М., Салчак Б.В. «Дошкольное образование: культурно-антропологический подход» (2011), Cam Н.Д. «Жанровая поэтика «народных рассказов» Л.Н.Толстого» (2011).

Из профессорско-преподавательского состава КПИ ТувГУ в научных конкурсах РГНФ И РФФИ за 2012 год участвовали 4 преподавателя - Дамба Н.Ч. как руководитель и Ондар Л.М. как исполнитель регионального межкафедрального гранта 11-06-98008 по РФФИ «Лингвистические и психолого-педагогического исследования основы модели начальной школы для детей дисперсных групп этнических тувинцев Монголии». Самбыла Ч.Н. как исполнитель грантов 10-04-00364-а «Анализ закономер-ностей формирования биоразнообразия и пространственной организации растительного покрова высокогорий гумидного сектора Алтая-Саянской горной области» ЦСБС СО РАН, г. Новосибирска и 10-04-01025-а «Альпийские и субальпийские эколого-ценотигенские комплексы гумидных высокогорий Алтайской горной страны. Разнообразие пространственной организации»

ЦСБС СО РАН, г. Новосибирска ЦСБС СО РАН, г. Новосибирска. Оюн O.K. выиграла грант Председателя Правительства РТ в поддержку молодых ученых по теме «Этническая толерантность студенческой молодежи г. Кызыла».

В настоящее время в Кызылском педагогическом институте (директор д.п.н., проф. Х.Д-Н. Ооржак) обучаются 789 студентов: по очной форме - 484 студента, по заочной - 349, реализуется непрерывное образование по системе «педколледж -пединститут». В КПИ открыты учебно-научные лаборатории по проблемам преподавания на тувинском языке в начальной школе и по развитию и коррекции детской речи, функционируют учебно-методические кабинеты, обеспечивающие студентов и преподавателей учебно-методической литературой. В новом 2012 учебном году открыта аспирантура по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».

За последние годы открылись новые педагогические специальности: как

«Социальная педагогика и социальная работа», «Технология и предпринимательство» и специальное дополнительное образование по логопедии, а также в связи с переходом на новый ФГОС ВПО по двухуровневому образованию «бакалавриат и магистратура» по 7 специальностям КПИ студенты уже второй год учатся по программе бакалавриата.

В 2012 году в КПИ ТувГУ проводились мероприятия, посвященные 60-летию со дня создания высшего педагогического образования в Туве.

В январе были организованы научно-практические семинары «Образование в ДОУ, в школе и вузе: этнопедагогический подход» в КПИ (С.Я. Ооржак, Ч.М. Ондар, Т.П. Томилова), выездной научно-практический семинар «Социально-психологическая служба в школе» в МБОУ СОШ № 2 г. Турана (С.Я. Ооржак, Л.С. Кара-оол), а также научно-практический семинар «Формирование ценностных ориентаций молодежи» среди студентов КПИ (О.Д. Тапышпан, Л.С. Кара-оол).

В феврале проведена занимательная лекция для старшеклассников МБОУ СОШ № 2 «Психология как наука и практика» с использованием интерактивных методов (O.K. Оюн, А.А. Сат), и День открытых дверей для учителей и воспитателей в учебно-научной

лаборатории «Развитие и коррекция детской речи» (Т.П. Томилова).

В марте проведена республиканская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания в школе и вузе на современном этапе» (см. Резолюцию), посвященная юбилею по итогам которой издан сборник материалов.

В апреле проведена Ежегодная научно-практическая конференция студентов, на 8 секциях выступили с докладами 104 студента. По итогам работы 33 работы рекомендованы для печати в университетском сборнике. 24 студента заняли призовые места (1-3) и 8 работ были поощрены, руководителями данных докладов были следующие преподаватели: Монгуш И.И., Даваа К.Д., Дамба М.К., Ондар Ч.М., Монгуш С.А., Самбыла Ч.Н.. Ондар Н.М., Дамба Н.Ч., Кара-оол Л.С., Сат М.Д., Ондар J1.M., Иргит ЕЛ., Ликтан В.Т., Тапышпан О.Д. и Расчетина С.А.

В мае 2012 г. организован Круглый стол с ветеранами педагогического образования, куда были приглашены P.P. Бегзи, Д.А. Монгуш, М.А. Хадаханэ, Л.П. Салчак. Р.И. Биче-оол, Ф.М. Бартан, К.Д. Даваа, Ч.Т. Сагды, Н.М. Кара-Сал, Л.Н. Власова, К.Б. Доржу, С.Ф. Сегленмей, A.C. Шаалы, Р.В. Биче-оол и выпускники КГПИ разных лет.

Юбилейные мероприятия завершились в начале ноября встречей выпускников филологического и физико-математического факультетов специальности «Педагогика и методика начального обучения» и торжественным собранием в актовом зале ТувГУ.

В КПИ стало традиционным проведение республиканской научно-практической конференции «Проблемы преподавания в школе и вузе», в рамках запланированных секций которой обсуждаются наболевшие проблемы по методике преподавания, изданы три сборника материалов (2009, 2011, 2012).

В настоящее время перед КПИ ТувГУ стоят очень важные задачи, решение которых позволит педагогическому институту стать полноценным вузом, готовящим квалифицированные педагогические кадры нового поколения:

• повысить качество подготовки учителей, воспитателей дошкольных и начальных образовательных учреждений, педагогов-психологов, социальных педагогов, владеющих современными технологиями развивающего образования;

• подготовить учителей, способных «видеть» многообразие детей, учитывая в

учебно-воспитательном процессе их

возрастные индивидуальные и личностные особенности;

• в соответствии с современными требованиями совершенствовать методику преподавания педагогических дисциплин;

• создать условия для развития и реализации творческого потенциала каждого студента;

• проводить отбор абитуриентов, выявляя склонности и способности к педагогической профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1 .Салчак Л.П., Салчак К.Б. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди /Л.П. Салчак. К.Б. Салчак. - Кызыл: ТувКИ, 2003.

2Морозов П.А. О проблемах педагогического образования /П.А. Морозов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и учитель в XXI в.: проблемы и перспективы развития». 11-13 ноября 2010 г. - Кызыл: РИО ГывГУ. 2010.-С. 6-7.

3 .Ондар .1111. Подготовка педагогических кадров высшей квалификации для системы образования Тувы / Л.III. Ондар // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Образование п учитель п XXI в.: проблемы и перспективы развития». 11-13 ноября 2010 г. - Кызыл: РИО ТывГУ. 2010. - С. 7-12.

ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ

РЕЗОЛЮЦИЯ

Республиканской научно-практической конференции "Проблемы преподавания в школе и вузе на современном этапе", посвященной 60-летию со дня создания КГПИ

г. Кызыл, 30 марта 2012 года

30 марта 2012 года состоялась Республиканская научно-практическая конференция "Проблемы преподавания в школе и вузе на современном этапе", посвященная 60-летию со дня создания КГПИ.

Организатор конференции: Кызылский педагогический институт ТувГУ.

Конференция проведена с целью обмена научными и практическими результатами лучших педагогов вуза и школ РТ, публикации результатов научно-практических исследований ученых, аспирантов, докторантов и практикующих специалистов, а также распространения педагогического опыта лучших педагогов вуза и школ РТ.

В работе конференции приняли участие более 250 делегатов от 56 образовательных учреждений, в т. ч.: 48 представителей сельских и 52 представителя городских школ, 8 директоров и заместителей директоров школ, 5 представителей управления отделов образования, 3 руководителя и специалистов Министерства образования, науки и

молодежной политики РТ, 7 деканов и заведующих кафедрами факультетов с педагогическими специальностями ТувГУ, студенты очного и заочного форм обучения КПП ТувГУ.

Участниками конференции были рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

• История народного образования и педагогики в Туве

• Филологическое образование в начальной школе

• Филологическое образование в основной школе

• Средства оценивания знаний учащихся и студентов по математическим и естественнонаучным дисциплинам

• Модернизация начального и дошкольного образования

• Эстетическое воспитание в ДОУ и школе: традиции и современность

• Внеурочная деятельность в школе и

вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.