3. Bojkov, V.E. Tsennosti i orientiry obschestvennogo soznaniya rossiyan. /V.E. Bojkov. SOTSIS 2004. № 7.
4. Bogdan, E.G. O razvitii potrebnosti smysle zhizni v yunosheskom vozraste / E.G. Bogdan // Psikhologiya v vuze, 2006. № 2. s. 65-69.
5. Tovuu, N.O. Psikhologicheskie kharakteristiki etnosa tyva: monografiya/ N.O. Tovuu. M.,
2001.
6. Lebedeva, N.M. Kultura kak faktor obschestvennogo progressa / N.M. Lebedeva, A.N. Tatarko. M.: Zao "Yustitsinform", 2009. 408 s.
Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Уланова Галина Сергеевна - старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Maryuhina Valentina - PhD, Senior Lecturer, Department of Pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Ulanova Galina - Senior lecturer in social pedagogy and social work at Tuvan State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]
Frokol Anna - Senior lecturer in psychology and th pedagogy of personality development at Tuvan State University, Kyzyl.
УДК 378.14
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
И ИХ РАЗВИТИЕ
Нямаа ЦОГЗОЛМАА Педагогический институт, Улан-Батор
THE STUDENT PARTICIPATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND THEIR DEVELOPMENT
Nyamaa TSOGZOLMAA Pedagogical Institute, Ulan Bator
В статье рассматриваются проблемы участия студентов во внеаудиторных мероприятиях, благодаря которым они набираются опыта работы, развивают коммуникативные навыки и социализируются.
Ключевые слова: участие студентов, внеаудиторные мероприятия, социализация. This article discusses the problem of students' participation in extracurricular activities, thanks to which students gain work experience, develop communication skills and socialize. Key words: student involvement, extracurricular activities, and socialization.
Тувинский государственный университет
Активное участие студентов в аудиторных занятиях - это познание изучаемого материала, освоение учебной дисциплины, творческий подход и мотивация к научно-исследовательской деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях - это раскрытие таланта и способностей студентов, закрепление изученных на занятиях материалов, устранение недостатков, самоутверждение и саморазвитие в процессе совместной творческой, созидательной или испытательной деятельности. Участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях формирует базу или основу будущего специалиста.
Студент - будущий учитель по мере участия во внеаудиторных мероприятиях учится общению, содержательной речи, развивает мыслительные способности. У студента формируются необходимые для учителя морально-этические качества.
В какой степени студент участвует во внеаудиторных мероприятиях, в той же степени он будет вырабатывать умения и навыки. В частности:
> познает взаимозависимость и закономерность научных и ненаучных знаний.
^ формируется как уверенный специалист-личность;
^ подходит к любому вопросу со своей точки зрения;
^ при общении с другими может свободно выразить себя, свою точку зрения;
^ самостоятельно выносит решение;
> идет в авангарде, становится лидером;
> может предупредить риск, защитить себя;
^ раскрывает талант и способности;
> ставит цель в жизни и убежденно и уверенно ее достигает;
> знает права и обязанности;
^ вырабатывает многие умения по самообразованию.
Американский психолог Эрик Эриксон (1904-1994) в своей книге "Детство и общество" развитие человека моделировал по 8 этапам [1]. По его мнению, на каждом этапе развития образуются условия появления своеобразных конфликтов. От того, как разрешили данные конфликты, зависит результат данного этапа - положительный или отрицательный. Если 18-22 - летний возраст или конфликты студенческой поры разрешаются как следует, то молодежь хорошо понимает свое "Я". Если конфликты не будут разрешаться, то многие функции смешаются, рассеется понятие «Я».
С целью выяснения того, как студенты относятся к внеаудиторным мероприятиям и какое значение они придают им, мы провели исследование опросным методом у 99 студентов. Приведем некоторые примеры из материалов опроса:
Case 1. Студент III курса Д.А.
Участие студентов в общественных мероприятиях оказывает положительное влияние на наше развитие. В частности, знаю, что у будущего учителя язык и речь налаживаются, он учится выступать перед аудиторией, совместно работать, учится культуре поведения, правильному распределению времени и другим преимуществам.
Case 2. Студент IV курса Г.Б.
Участие студентов в общественных мероприятиях имеет положительные стороны, но некоторые студенты отстают от учебы. Поэтому я почти не принимаю участие в общественных мероприятиях.
Case 3. Студент I курса С.Т.
Вообще мне хочется участвовать, однако мне неизвестно, каким путем участвовать. Иногда участвую во внеаудиторных мероприятиях. В таких мероприятиях куратор сам выбирает студентов.
Из опросов видно, что участие студентов в общественных мероприятиях оценивается как положительное влияние на развитие студента - учителя, на его социализацию. Некоторые студенты-респонденты не знают, как участвовать в подобных мероприятиях, и отдали предпочтение занятиям.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Из диаграммы 1 видно, что 61% опрошенных (60 студентов) участвует иногда, всегда участвует 4% (4 студента), в общем участвует 15% (15 студентов), 20% (20 студентов) - не принимает участие.
Тувинский государственный университет
Судя по диаграмме 2 60% опрошенных (60 студентов) считает, что участие во внеаудиторных мероприятиях имеет очень большое значение, 30% (30 студентов) - имеет значение, 4% (4 студента) - не знает, 6% (6 студентов) - не имеет значения.
Диаграмма 3 показывает, что 97.8% опрошенных (97 студентов) хотят получать информацию об участии студентов во внеаудиторных мероприятиях.
Таким образом, путем опроса и беседы мы выявили, что участие во внеаудиторных мероприятиях положительно действует на развитие студента-учителя, на его социализацию. При этом необходима их пропаганда, которая обеспечивала бы студентов знаниями и информацией о возможностях участия во внеаудиторных мероприятиях.
Библиографический список
Эриксон Эрик Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
Bibliograficheskij spisok
Erikson Erik G. Detstvo i obschestvo. Izd. 2-e, pererab. i dop. / per. s angl. SPb.: Lenato, ACT, Fond "Universitetskaya kniga", 1996. 592 s.
Нямаа Цогзолмаа - Педагогический институт, преподаватель кафедры
методики, доктор /Ph.D/, E-mail: [email protected]
Nyamaa Tsogzolmaa - Institute of Education, teacher of technique, Ph.D., Email: [email protected]
УДК 371(02)
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯНА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ооржак С.Я. Тувинский государственный университет, Кызыл
THE ETHNO PEDAGOGICAL STUDIES ON RESEARCH MATERIAL OF THE REPUBLIC OF TUVA
Oorjak S. Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается проблема этнопедагогических исследований на основе междисциплинарного подхода с учётом двуязычия (русско-тувинского и тувинско-русского).