Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов'

Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2479
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Е. А., Костакова И. В., Кузьмичев С. А.

Введение. В статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой психологического сопровождения профессионального становления студентов-психо-логов на примере студентов, обучающихся в Тольяттинском государственном университете. Профессиональное становление личности рассматривается с позиций современных отечественных авторов в контексте системного подхода, как процесс и как целостное явление взаимовлияния человека и профессиональной деятельности. Методология исследования. Цель исследования заключалась в изучении психологического сопровождения как фактора профессионального становления психологов на этапе профессионального обучения в вузе. Новизна исследования состоит в эмпирическом подтверждении эффективности авторского подхода к разработке и осуществлению программы психологического сопровождения студентов-психологов, обоснованием и описанием ее структурно-функциональной и методической сторон. Результаты исследования. Описываются три этапа проведенного экспериментального исследования. Цель первого этапа состояла в исследовании социально-экономической ситуации, спроса на специалистов-психологов, систематизации должностных функций и обязанностей специалиста-психолога. На втором, диагностическом, этапе анализировались требования, предъявляемые к должности психолога в различных сферах деятельности, представления студентов о профессии «психолог» и трудности, испытываемые начинающими психологами; в результате были выделены тематические разделы проблем, отмеченные начинающими профессиональную деятельность психологами. На третьем этапе было организовано психологическое сопровождение студентов -психологов ТГУ в учебно-образовательной и воспитательной деятельности для дальнейшего успешного трудоустройства. Обсуждение результатов. В содержании программы использовались личностно-ориентированные технологии профессионального развития с целью реализации функций и задач психологического сопровождения профессионального становления студентов. Осуществлена апробация программы психологического сопровождения, направленная на личностное и профессиональное развитие и становление будущих специалистов. Установлено, что система психологического сопровождения способствует профессиональному становлению студентов на этапе профессионального обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of psychology students'' professional formation

Introduction. The article discusses the problem of psychological support of psychology students' professional formation on example of Togliatti State University students. The system approach in current domestic research considers professional formation as a process and integral phenomenon of mutual influence of a human and professional activity. Methodology. The purpose of the study is to explore psychological support as a factor of psychologists' professional formation while studying at university. The paper (a) presents an empirical confirmation of the effectiveness of the author's approach to the development and implementation of the program of psychology students' psychological support; (b) discusses structural, functional, and methodical aspects of this program. Results. The paper describes three stages of the experimental study. The first stage of the study explored a socio-economic situation, the demand for psychology specialists, job functions and responsibilities of psychology specialists. The second diagnostic stage analyzed requirements for psychologists in various fields, students' representations about the profession, as well as difficulties for beginning psychologists. The problems highlighted by beginning psychologists were divided into categories. The psychological support of TSU psychology students in training and educational activities for their future successful job placement was implemented at the third stage. Discussion. The content of the program included personality-focused techniques of professional development for implementing functions and goals of psychological support of students' professional formation. The program of psychological support aimed at personal professional development and formation of future specialists gained appraisal. The system of psychological support contributes to students' professional development while studying at university.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов»

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА LABOR PSYCHOLOGY, ENGINEERING PSYCHOLOGY, ERGONOMICS

УДК 159.923.2

DOI: 10.21702/rpj.2017.2.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Елена А. Денисова*, Ирина В. Костакова, Сергей А. Кузьмичев

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Российская

Федерация

*E-mail: [email protected]

Введение. В статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов на примере студентов, обучающихся в Тольяттинском государственном университете. Профессиональное становление личности рассматривается с позиций современных отечественных авторов в контексте системного подхода, как процесс и как целостное явление взаимовлияния человека и профессиональной деятельности.

Методология исследования. Цель исследования заключалась в изучении психологического сопровождения как фактора профессионального становления психологов на этапе профессионального обучения в вузе. Новизна исследования состоит в эмпирическом подтверждении эффективности авторского подхода к разработке и осуществлению программы психологического сопровождения студентов-психологов, обоснованием и описанием ее структурно-функциональной и методической сторон.

Результаты исследования. Описываются три этапа проведенного экспериментального исследования. Цель первого этапа состояла в исследовании социально-экономической ситуации, спроса на специалистов-психологов, систематизации должностных функций и обязанностей специалиста-психолога. На втором, диагностическом, этапе анализировались требования, предъявляемые к должности психолога в различных сферах деятельности, представления студентов о профессии «психолог» и трудности, испытываемые начинающими психологами; в результате были выделены тематические разделы проблем, отмеченные начинающими профессиональную деятельность психологами.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

яй$$1дм'р$усноГоб1сдГ1ойямдГ^1о1ТуоГ'^

На третьем этапе было организовано психологическое сопровождение студентов-психологов ТГУ в учебно-образовательной и воспитательной деятельности для дальнейшего успешного трудоустройства.

Обсуждение результатов. В содержании программы использовались личностно-ориентированные технологии профессионального развития с целью реализации функций и задач психологического сопровождения профессионального становления студентов. Осуществлена апробация программы психологического сопровождения, направленная на личностное и профессиональное развитие и становление будущих специалистов. Установлено, что система психологического сопровождения способствует профессиональному становлению студентов на этапе профессионального обучения в вузе.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, саморазвитие, компетенции, компетентностный подход, профессионально-важные качества, психолог, профессионально-психологический потенциал

Основные положения:

> для успешного психологического сопровождения профессионального становления студентов целесообразно использовать системный подход, основанный на комплексном анализе основных проблем и препятствий профессионального становления как на этапе обучения в вузе, так и на начальном этапе профессиональной деятельности;

> осуществлена апробация программы психологического сопровождения, направленная на личностное и профессиональное развитие студентов посредством личностно-ориентированных технологий профессионального развития: профессиональной психодиагностики, тренингов личностного и профессионального роста, мониторинга социально-профессионального развития, психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности;

> установлено, что система психологического сопровождения способствует профессиональному становлению студентов на этапе профессионального обучения в вузе.

Для цитирования: Денисова Е. А., Костакова И. В., Кузьмичев С. А. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 135-150.

Материалы статьи получены 30.09.2016

POCCMflCKMl nCI/IXOnon/IMECKI/ll/l «yPHAfl • 2017 TOM 14 № 2

UDC 159.923.2

DOI: 10.21702/rpj.2017.2.8

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PSYCHOLOGY STUDENTS' PROFESSIONAL FORMATION

Elena A. Denisova*, Irina V. Kostakova, Sergei A. Kuz'michev

Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation

* Correspondence author. E-mail: [email protected]

Introduction. The article discusses the problem of psychological support of psychology students' professional formation on example of Togliatti State University students. The system approach in current domestic research considers professional formation as a process and integral phenomenon of mutual influence of a human and professional activity.

Methodology. The purpose of the study is to explore psychological support as a factor of psychologists' professional formation while studying at university. The paper (a) presents an empirical confirmation of the effectiveness of the author's approach to the development and implementation of the program of psychology students' psychological support; (b) discusses structural, functional, and methodical aspects of this program.

Results. The paper describes three stages of the experimental study. The first stage of the study explored a socio-economic situation, the demand for psychology specialists, job functions and responsibilities of psychology specialists. The second diagnostic stage analyzed requirements for psychologists in various fields, students' representations about the profession, as well as difficulties for beginning psychologists. The problems highlighted by beginning psychologists were divided into categories. The psychological support of TSU psychology students in training and educational activities for their future successful job placement was implemented at the third stage.

Discussion. The content of the program included personality-focused techniques of professional development for implementing functions and goals of psychological support of students' professional formation. The program of psychological support aimed at personal professional development and formation of future specialists gained appraisal. The system of psychological support contributes to students' professional development while studying at university.

Keywords: psychological support, professional formation, professional self-determination, professional development, self-development, competence, competence approach, professionally significant qualities, psychologist, professional psychological potential

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2

Highlights

ä The system approach, based on a comprehensive analysis of the main problems of professional formation while studying at university and at the initial stage of professional activity, is appropriate for successful psychological support of students' professional formation.

ä The program of psychological support is aimed at personal and professional development of students through personality-focused techniques of professional development: professional diagnostics, trainings of personal and professional growth, monitoring of socio-professional development, psychological counseling on socio-professional development, self-regulation of emotional and volitional sphere, and self-recovery of the person.

ä The system of psychological support contributes to the professional development of students while studying at university.

For citation: Denisova E. A., Kostakova I. V., Kuz'michev S. A. Psychological

support of psychology students' professional formation. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 2, pp. 135-150 (in Russian).

Original manuscript received 30.09.2016

Введение

В современных условиях глобализации, построения единого межкультурного пространства, существенных социально-экономических и общественных изменений качественно новым образом встает проблема развития и реализации профессионального потенциала личности. Предъявляются более высокие требования к профессиональной компетентности специалиста, поэтому проблема профессионального становления и развития, а также психологического сопровождения профессионального становления личности является весьма актуальной в настоящее время.

Профессиональная жизнь человека является предметом пристального исследовательского интереса ученых и практиков различных отраслей науки в связи с высокой значимостью обозначенной проблемы.

Относительно профессиональной составляющей жизненного пути личности приоритет в психологических исследованиях обычно отдается профессиональному выбору и профессиональному развитию человека. Однако вопрос психологического сопровождения профессионального становления и реализации профессионального развития до последнего времени оставался вне поля зрения исследователей, и требует дополнительного изучения.

В настоящий момент быстрыми темпами развивается практическая психология в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности.

В наибольшей степени задействован потенциал практической психологии в сфере образования, проблемы которой активно обсуждаются практиками и учеными. Вузовскому образованию в этом ключе уделено меньше внимания. Вместе с тем, организация психологического сопровождения студентов в высших учебных заведениях весьма перспективна в таком важнейшем направлении, как трудоустройство и профессиональное становление будущего специалиста в процессе получения высшего профессионального образования.

Многолетние исследования показывают, что ни дипломы о высшем образовании, ни опыт работы, ни рекомендации коллег не могут гарантировать, что специалист будет успешно выполнять соответствующую профессиональную деятельность. Попытка дать точный прогноз качества выполнения работы таким специалистом связана с оценкой его компетенций. В связи с этим, происходит переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенции» и «компетентность» обучающихся. Соответственно, актуализируется компетентностью подход в образовании, как попытка отказаться от книжно-абстрактного знания как центра и смысла образования.

Методология исследования

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии многими авторами. Положения о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и профессиональной среды, о периодах и кризисах данного процесса, о соотношении личностного развития и профессионального становления позволяют объединить различные подходы к исследованию профессионального становления как процесса профессионализации (А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. П. Кряже, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и др.). Наличие различных подходов обусловлено неоднозначностью предлагаемых названными авторами определений самого понятия «профессиональное становление» в связи с тем, что они по-разному видят его соотношение с такими понятиями, как «профессиональная подготовка», «профессиональное развитие», «профессиональное формирование», «профессиональная направленность», «профессиональное самоопределение», «профессионализация», «идентификация личности с профессией» и др.

В понятие «профессиональное становление» разные авторы вкладывают в качестве ключевых следующие его характеристики: наполнение жизнедеятельности человека особым смыслом (А. К. Маркова); собственную активность, направленную на самосовершенствование и самоосуществление (Э. Ф. Зеер); стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности

ШББ!АМ РБУСНОХОСМ. -ЮйВЫА!. • 2017 У01_. 14 # 2

к пониманию своего призвания (Г. М. Белокрылова); превращение индивида в профессионала (Ю. П. Поваренков); качественное преобразование внутреннего мира человека (Н. В. Горнова, Г. И. Железовская); формирование профессиональной направленности, компетентности, личностных, социально значимых и профессионально важных качеств, готовности к постоянному профессиональному росту (Н. В. Матолыгина, Э. Ф. Зеер); вхождение в профессию, характеризующееся личностными и профессиональными качественными преобразованиями (Е. А. Рябоконь) [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Большая группа отечественных авторов проблему профессионального становления в настоящее время чаще рассматривает системно: и как процесс, и как целостное явление взаимовлияния человека и труда. Основаниями таких подходов являются: отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности (Е. А. Климов) [6], социальная ситуация и ведущая деятельность (Э. Ф. Зеер) [4], уровень профессионализма (А. К. Маркова) [2]. Этапный характер становления человека как субъекта профессионализации отмечается отечественными авторами, осуществившими методологический анализ познавательной активности и жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов).

Представители отечественной акмеологии связывают процесс профессионального становления не только с усвоением профессионального опыта, овладением общекультурными и профессиональными компетенциями, ценностями профессионального сообщества, а также с самореализацией и самосовершенствованием специалиста (А. А. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, И. Д. Егорычева) [2, 7, 8].

Ряд зарубежных авторов со второй половины прошлого века проявляет активное внимание к развитию профессионального потенциала и развитию карьеры на начальном этапе становления специалистов, отмечая такие проблемы, как «недостаточное количество и качество знаний и умений» и «устаревание знаний и умений» [9, 10, 11, 12, 13].

Н. С. Пряжников в контексте профессионального становления рассматривает профессиональное самоопределение, целью которого является формирование «...внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).» [14, с. 25].

Основными факторами профессионального становления выступают такие характеристики личности, как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость (Л. М. Митина) [15], а также до-профессиональное и профессиональное общение как значимый фактор успешного вхождения в мир профессии - это касается, прежде всего, профессий с высокой коммуникативной нагрузкой (А. А. Бодалев).

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова отмечают тот факт, что процесс профессионального становления человека может сопровождаться препятствиями и затруднениями различной направленности [4, 14, 16]. Такие затруднения могут быть вызваны внешними (объективные условия жизни и деятельности) и внутренними (психологическими, связанными с индивидуальными особенностями) факторами. Кризис профессионального становления может быть обусловлен: неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; перестройкой ведущей деятельности, где ведущей деятельностью для многих студентов фактически является не учебно-профессиональная, а собственно профессиональная («подрабатывающая»), зачастую не связанная с будущей профессиональной деятельностью; изменением социально-экономических условий жизни и резко возрастающими материальными потребностями студентов. Множество аспектов в комплексе влияют на продуктивность обучения будущих специалистов и, следовательно, актуализацию имеющегося у них потенциала не только для овладения будущей профессией, но и для построения успешной профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональное становление рассматривается нами как процесс прогрессивного преобразования личности, детерминированный профессиональной деятельностью, социальной средой и собственной активностью человека.

В последнее время все чаще встает вопрос о компетентном и продуктивном психологическом сопровождении профессионального становления как о движении вместе с личностью студента, своевременном указании возможных путей, при необходимости - оказании помощи и поддержки [14, 17, 18]. Помогая студенту выбрать правильную траекторию профессионального развития, психолог помогает личности наметить направления будущего, сформировать ориентационное поле развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, психологическое сопровождение представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, направленный на реализацию профессионально-психологического потенциала личности [7, 19]. Без сомнения, прежде всего в психологическом сопровождении нуждаются лица с ограниченными способностями, безработные, а также те, кто имеет очень низкий и очень высокий уровни познавательной и профессиональной активности [3, 20].

Обобщая концептуальные подходы и положения психологического сопровождения профессионального становления личности, можно отметить следующие аспекты: роль оптимальных социально-экономических условий для профессионального самоосуществления личности; необходимость

социально-психологического обеспечения и поддержки со стороны общества; возможности реализации прав личности на самостоятельный выбор способов выполнения своих профессиональных функций; гармонизация как психического развития личности, так и внешних условий социально-профессиональной жизни [3, 16].

При осуществлении психологического сопровождения на первый план выходят личностно-ориентированные технологии профессионального развития: профессиональная психодиагностика; тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития; мониторинг социально-профессионального развития; психологическое консультирование по запросам и трудностям социально-профессионального развития; ретроспекции профессиональной жизни (метод психобиографии); тренинги самоэффективности, принятия решений, самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности и др. [16]

Результатом психологического сопровождения профессионального становления, как правило, является профессиональное развитие и саморазвитие личности, а также формирование профессионально-психологического потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности [3].

Особенно значимой становится поддержка психолога для всех участников образовательного процесса в период реформирования системы образования. В качестве примера хотелось бы подчеркнуть необходимость наличия психологической службы университета, позволяющей создать условия для личностного, интеллектуального, социального и профессионального развития молодых людей, для сохранения их психологического здоровья.

Психологическое сопровождение, осуществляемое специалистами психологической службы, необходимо студентам с первых дней обучения в вузе и даже раньше, в процессе предпрофильной подготовки, тогда выбор будущей профессии будет носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, изменяющиеся потребности рынка труда. Роль профессиональной ориентации важна на этапе выбора и планирования профессиональной карьеры. На начальных этапах образовательного процесса большое внимание должно уделяться процессам адаптации и помощи во вхождении в новую социальную среду, условиям и требованиям, предъявляемым системой университетского образования. Далее внимание психологов психологической службы вуза может быть переориентировано на поддержание мотивации студентов, за счет которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс. Это будет способствовать развитию навыков самоорганизации студентов, позволяющих успешно справляться с учебной

нагрузкой. Кроме того, психологическая служба может помочь в решении межличностных проблем и индивидуальных проблем, сопровождающих этап юношеского развития. На старших курсах работа специалистов психологической службы может быть направлена на осознание особенностей перехода от учебной к профессиональной деятельности, поиск ресурсов для успешной профессиональной реализации в рамках производственной, научно-исследовательской и преддипломной практик.

Эмпирическое исследование

Анализ методологических подходов к изучению психологического сопровождения как фактора профессионального становления студентов позволяет выдвинуть гипотезу о том, что разноуровневая система психологического сопровождения, включающая комплекс диагностических, просветительских и тренинговых мероприятий, будет способствовать профессиональному становлению студентов на этапе профессионального обучения в вузе.

В эмпирическом исследовании, направленном на изучение психологического сопровождения как фактора профессионального становления студентов-психологов, приняли участие студенты-бакалавры и магистры старших курсов очной и заочной форм обучения Тольяттинского государственного университета, обучающиеся на кафедре «Теоретическая и прикладная психология» - общей численностью 95 человек, 40 специалистов-психологов, 40 руководителей учреждений.

Все экспериментальное исследование условно было разделено на три этапа. Основная цель первого этапа состояла в исследовании социально-экономической ситуации, спроса на специалистов-психологов. Был проанализирован рынок труда г. о. Тольятти с целью выделения сфер, организаций и должностей, где может работать и востребован будущий специалист-психолог. В ходе сбора информации составлен список организаций и вакансий, осуществлены анализ и систематизация должностных функций и обязанностей специалиста-психолога.

Второй этап - диагностический, в нем приняли участие работодатели, практикующие психологи и студенты. В ходе данного этапа анализировались требования, предъявляемые к должности психолога в различных сферах деятельности, представления студентов о профессии «психолог» и трудности, испытываемые начинающими психологами. В результате анализа собранной информации нами выделены тематические разделы проблем, отмеченные большинством начинающих свою профессиональную деятельность психологов.

Третий этап - экспериментальный, в нем участвовали студенты, обучающиеся на психологическом направлении подготовки. Цель данного этапа

ВиББ!АЫ РБУСН01_06!СА1_ -ЮиВЫА!.• 2017 У01_. 14 # 2

состояла в организации психологического сопровождения студентов-психологов ТГУ в учебно-образовательной и воспитательной деятельности для дальнейшего успешного трудоустройства. Для реализации поставленной цели была апробирована программа психологического сопровождения, включающая комплекс просветительских и тренинговых мероприятий, направленных на профессиональное развитие и становление будущих специалистов.

В завершение экспериментального этапа подведены итоги проделанной работы, осуществлена корректировка программы, составлены рекомендации по внедрению программы психологического сопровождения студентов-психологов в учебно-образовательную и воспитательную деятельность вуза.

Результаты исследования

Анализ требований, предъявляемых работодателями к должности психолога в различных сферах деятельности

В эмпирическом исследовании приняли участие работодатели организаций, осуществляющих образовательные, просветительские и другие виды услуг различным категориям населения: дошкольные образовательные (детские сады), средние общеобразовательные учреждения (школы), муниципальные учреждения, частные центры. Было выявлено, что эти организации нуждаются в педагогах-психологах, гештальт-терапевтах, психодиагностах, психологах-консультантах, детских и клинических психологах. Востребованность вышеуказанных специалистов может быть вызвана спросом на психологические услуги в области образования и воспитания детей.

Требования к образованию и квалификации озвученных выше специалистов сводятся к наличию высшего психологического или психолого-педагогического образования, также приветствуется наличие сертификатов о прохождении спецкурсов, тренингов и обучающих специализированных семинаров.

Современный работодатель предъявляет четкие требования к личности, претендуемой на должность психолога. К основным профессиональным и личностным качествам кандидата, необходимым для эффективного выполнения работы, работодатель относит следующие: выдержанность, доброжелательность, коммуникабельность, креативность, лидерство, открытость, порядочность, профессионализм, стрессоустойчивость, толерантность, трудолюбие, эмпатийность. По мнению работодателя, данные качества являются важными, т. к. они влияют на положительный результат деятельности. Среди желаемых качеств отмечают: активность, исполнительность, конкурентоспособность, обаяние, обучаемость, ответственность, рефлексию, целеустремленность; приветствуется наличие высокого уровня развития коммуникативных навыков и быстрого переключения с одного вида деятельности на другой (гибкость).

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

При проведении анализа данного перечня качеств личности нами было отмечено, что большинство из названных качеств относятся к профессионально важным качествам психолога. Все вышеуказанные требования к кандидату на должность свидетельствуют о потенциальной эффективности работника и дают положительный прогноз на долговременную профессиональную деятельность.

Представление студентов-психологов о профессии «психолог»

В результате анкетирования студентов-психологов были выявлены следующие мотивы поступления на психологическое направление подготовки: интерес к психологии (44 %), личностное развитие (17 %), желание работать по профессии и самостоятельный выбор профессии (11 %), субъективная легкость поступления на данную специальность по сравнению с другими (11 %), поступление по совету друзей (6 %); 11 % студентов не смогли назвать мотив поступления. Анализ полученных данных говорит о том, что почти у половины студентов на момент поступления в вуз нет четкой профессиональной направленности и установки на осуществление профессиональной деятельности в соответствии с выбранной специальностью.

На вопрос «В какой сфере Вы видите свою профессиональную реализацию?» 17 % студентов ответили, что хотели бы работать в сфере образования, воспитания и развития личности; 28 % - в кадровых службах; 22 % - в сфере бизнеса; 33 % пока затрудняются с ответом. Полученные данные свидетельствуют о некотором замешательстве и неопределенности студентов. Кроме того, существует рассогласованность между вакансиями и выбором студентов. Наибольшее количество вакансий сосредоточено в сфере образования.

Начинающие психологи и студенты старших курсов охотно делились страхами и опасениями, связанными со своей профессией. Это опасения по поводу недостаточного уровня знаний, низкой зарплаты, недостаточной подготовленности к практической деятельности; опасения по поводу невостребованности профессии. Лишь пятая часть респондентов заявили, что не испытывают никаких страхов и опасений по поводу будущей профессии.

В результате определения перспектив дальнейшего обучения было выявлено, что 56 % респондентов планируют продолжить обучение в магистратуре или приобрести другую профессию, 11 % не задумываются о продолжении обучения по специальности, 33 % респондентов не смогли четко ответить на вопрос.

Опрос молодых специалистов позволил выявить трудности, с которыми столкнулись психологи в первые годы работы по профессии. Ниже анализируется перечень трудностей, с которыми может столкнуться начинающий психолог:

ВиББ!АЫ РБУСН01_06!СА1_ -ЮиВЫА!.• 2017 У01_. 14 # 2

- недостаток знаний, недостаточное понимание круга обязанностей, незнание особенностей деятельности организации;

- нехватка практического опыта работы с людьми, недостаток практических навыков, в частности навыков проведения тренингов;

- неготовность педагогического коллектива к взаимодействию с психологом;

- трудности с написанием интерпретации по результатам обследования;

- большое количество бумажной работы;

- трудности с набором клиентской базы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие наставника и супервизора (или дорогая оплата за профессиональную консультацию), трудности с поиском своей ниши в психологическом обществе;

- отсутствие необходимого в организации инструментария и методической литературы, недостаточная материальная база и оснащенность рабочего места, низкая оплата труда.

С вышеупомянутыми трудностями начинающие психологи справлялись по-разному, большинство из них выбрали свои индивидуальные способы. Вот некоторые из них: дополнительное обучение на курсах, семинарах и тренингах для психологов; изучение литературы, самообразование; посещение методических объединений и обращения к профессиональному сообществу; супервизия; тайм-менеджмент, стресс-менеджмент. Среди качеств, которые помогали в процессе профессионального становления, психологи выделяют: любовь к детям, к профессии, к психологии; ответственность; настойчивость; активность; доброжелательность; заинтересованность; коммуникабельность; любознательность; настойчивость; обучаемость; оптимизм; самопрезентацию; стрессоустойчивость; терпеливость; трудолюбие; удачливость; умение планировать; упорство; целеустремленность; экстраверсию; эмпатию; энергичность.

Интересен перечень личностных качеств, особенностей и/или обстоятельств, которые затрудняли профессиональную реализацию по мнению специалистов: доверчивость, стеснительность, замкнутость, застенчивость, эмоциональность, лень, неуверенность в своей компетентности или профессиональная самоуверенность, нерешительность, попустительское отношение к документации, неаргументированное расширение круга обязанностей психолога организацией, неумение сопереживать клиентам, неразвитое чувство эмпатии, стереотипное мышление, страх оценивания, страх не быть эффективным для клиента.

Обсуждение результатов

Анализ полученного материала позволил разработать программу с учетом требований, предъявляемых работодателями к должности психолога в различных сферах деятельности, представлений студентов-психологов

о профессии «психолог», а также трудностей, с которыми сталкиваются начинающие психологи.

Программа психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов прошла апробацию и подтвердила свою эффективность и результативность. У студентов повысилась мотивация к обучению (увеличилось количество студентов, получающих повышенную стипендию по результатам экзаменационных сессий), у многих появились научный интерес и активность в этой сфере (увеличилось количество участников научных конференций и студенческих публикаций). Студенты участвуют с большим желанием в различных тренингах, семинарах и мастер-классах, в программах дополнительного обучения техникам в рамках различных направлений практической психологии (НЛП, гештальт-психологии и др.). Увеличилось количество старшекурсников, желающих вступить в «Сообщество молодых ученых» ТГУ.

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать вывод об эффективности выбранных инструментов воздействия. Так, по завершении программы увеличилось количество студентов, ориентированных на профессию, и, как следствие, на работу по изучаемой профессии (более 60 % участников планируют работать по профессии). Студенты более осознанно относятся к процессу обучения в вузе, в том числе к выбору организаций для прохождения различных видов практики; более адекватно оценивают свои профессиональные качества, навыки, умения и возможности; хорошо ориентируются в требованиях работодателей, знакомы со спецификой должностных инструкций психолога в разных организациях; правильно оценивают профессиональные риски, выражают готовность преодолевать трудности на различных этапах профессионального становления.

По результатам исследования установлено, что разноуровневая система психологического сопровождения, включающая комплекс диагностических, просветительских и тренинговых мероприятий, будет способствовать профессиональному становлению студентов на этапе профессионального обучения в вузе.

Литература

1. Белецкая Я. Б. Особенности развития профессионального мышления у студентов-психологов // Психология ХХ! века. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. - 572 с.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М. : Изд-во РАГС, 2000. - 300 с.

3. ЗеерЭ. Ф., РудейО. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учебное пособие. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. - 256 с.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2

4. ЗеерЭ. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для студентов высш. уч. заведений. - М. : Академия, 2006. - 240 с.

5. Катаева Л. И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становление нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. - 2005. -№ 1. - С. 147-156.

6. Климов Е. А. Психология профессионала. - М. : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева и др. В 2-х т. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 2.- 287 с.

8. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-33.

9. DriverM. J. Career concepts and career management in organizations // Behavioral problems in organizations / C. L. Cooper (ed.). - Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1979.

10. RollinsonD. Organizational Behavior and Analysis: An Integrated Approach. -4rd ed. - Harlow : Pearson Education, 2008. - 784 p.

11. Ogus A. Rethinking Self-Regulation // Oxford Journal of Legal Studies. -2015. - Vol. 15. - P. 97-108.

12. SuperD. E. The psychology of careers: An introduction to vocational development. - New York : Harper & Row, 1957. - 347 p.

13. SuperD.,MinorF. J. Career development and planning in organizations // Advances in organizational psychology: An international review / В. М. Bass, P. J. D. Drenth (eds.). - Newbury Park, CA : Sage, 1987.

14. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

15. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

16. Пряжников Н. С., ПряжниковаЕ. Ю. Психология труда : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2009. - 5-е изд., стер. - 480 с.

17. Микляева А. В., Румянцева П. В., Тужикова Е. С., Тупицына И. А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов. Методическое пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 67 с.

18. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дисс. ... д. психол. наук. - М., 2001. - 327 с.

19. ФельдштейнД. И. Психология развивающейся личности. - М. : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

20. Андреева Н. С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях : дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 196 с.

References

1. Beletskaya Ya. B. Features of professional thinking in psychology students. In: Psikhologiya 20 veka [Psychology of the 21st century]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2001. 572 p.

2. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markova A. K. Psikhologiya razvitiya professional [The psychology of the development of a professional]. Moscow, RAGS Publ., 2000. 300 p.

3. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [The psychology of professional self-determination in early adolescence]. Moscow, Moscow Psychological and Social University Publ., 2008. 256 p.

4. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [The psychology of professional development]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 240 p.

5. Kataeva L. I. On the issue of the essence of professional self-determination in the space of the new Russian society. Mir psikhologii - World of Psychology, 2005, no. 1, pp. 147-156 (in Russian).

6. Klimov E. A. Psikhologiyaprofessionala [The psychology of a professional]. Voronezh, Institute of Practical Psychology Publ., 1996. 400 p.

7. Anan'ev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works. In 2 volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980, V. 2. 287 p.

8. Egorycheva I. D. Self-actualization as an activity (problem statement). Mir psikhologii - World of Psychology, 2005, no. 3, pp. 11-33 (in Russian).

9. Driver M. J. Career concepts and career management in organizations. In: Behavioral problems in organizations. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall Publ., 1979.

10. Rollinson D. Organizational behavior and analysis: An integrated approach. Harlow, Pearson Education Publ., 2008. 784 p.

11. Ogus A. Rethinking self-regulation. Oxford Journal of Legal Studies, 2015, V. 15, pp. 97-108.

12. Super D. E. The psychology of careers: An introduction to vocational development. New York, Harper & Row Publ., 1957. 347 p.

13. Super D., Minor F. J. Career development and planning in organizations. In: Advances in organizational psychology: An international review. Newbury Park, CA, Sage Publ., 1987.

14. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya ipraktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 320 p.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2

15. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya [The psychology of labor and professional development of teachers]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 320 p.

16. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya truda [Labor psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 480 p.

17. Miklyaeva A. V., Rumyantseva P. V., Tuzhikova E. S., Tupitsyna I. A. Psikho-logicheskoe soprovozhdenie professional'noi deyatel'nosti nachinayushchikh psikhologov [Psychological support of beginning psychologists'professional activities]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 2003. 67 p.

18. Shneider L. B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya [Professional identity: the structure, genesis, and conditions of formation]. Diss. Dr. Sci. (Psych.). Moscow, 2001. 327 p.

19. Fel'dshtein D. I. Psikhologiya razvivayushcheisya lichnosti [The psychology of the developing personality]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., 2002. 512 p.

20. Andreeva N. S. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya vypusknikov vuzov psikhologicheskikh spetsial'nostei v sovremennykh usloviyakh [Socio-psychological characteristics of professional self-determination in psychology graduates in modern conditions]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Moscow, 2001. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.