Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе МВД России'

Психологическое сопровождение курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СЛУЖЕБНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / ADAPTATION / SERVICE ADAPTATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SKILLS ESSENTIAL QUALITIES OF THE PERSONALITY / TRAINING / PSYCHIATRIC SERVICES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / THE FORMATION OF PVC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троицкая А. В.

Рассмотрены вопросы профессионального становления в процессе обучения в вузе, адаптации к учебной и профессиональной деятельности; имеется отражение концепции психологического сопровождения в процессе обучения; раскрываются задачи психологической службы по профессиональной подготовке, психологических особенностей курсантов МВД России, требований к профессиональной подготовке специалиста МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Троицкая А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support to the cadets and students in the learning process in college Russian Interior Ministry

The article deals with the issues of professional development in teaching at the university, the adaptation to the academic and professional activity is a reflection of the concept of psychological support in the learning process, reveals the problem of psychological services for training, is the disclosure of psychological characteristics of students of the Russian Interior Ministry, requirements for professional training specialist Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

А.В. ТРОИЦКАЯ

Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: troickaya@yandex.ru Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев

Аннотация. Рассмотрены вопросы профессионального становления в процессе обучения в вузе, адаптации к учебной и профессиональной деятельности; имеется отражение концепции психологического сопровождения в процессе обучения; раскрываются задачи психологической службы по профессиональной подготовке, психологических особенностей курсантов МВД России, требований к профессиональной подготовке специалиста МВД России.

Ключевые слова: адаптация, служебная адаптированность, профессиональная деятельность, профессионально важные качества личности, профессиональная подготовка, психологическая служба, психологическое сопровождение, формирование профессионально важных качеств.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO THE CADETS AND STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS IN COLLEGE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

A. V. TROITSKAYA

Annotation. The article deals with the issues of professional development in teaching at the university, the adaptation to the academic and professional activity is a reflection of the concept of psychological support in the learning process, reveals the problem of psychological services for training, is the disclosure of psychological characteristics of students of the Russian Interior Ministry, requirements for professional training specialist Russian Interior Ministry.

Keywords: adaptation, service adaptation, professional development, skills essential qualities of the personality, training, psychiatric services, psychological support, the formation of PVC.

Приспособление курсантов к спецификам обучения в вузе МВД России обязано включать адаптацию к требованиям, регламентирующим обыденную деятельность полицейских служащих, ко всему укладу жизни и обстоятельствам обучения, психологическую деятельность. Вопрос адаптации был и остается одним из важнейших междисциплинарных проблем, имеющим универсальный характер и обусловленным бесчисленными модификациями, овладевающими всеми уровнями и сферами жизнедеятельности человека. Сложность и разносторонность проблемы профессиональной адаптации стали основанием того, что к ней адресуются представители разных научных предметов.

Для тех разновидностей профессиональной деятельности, где совершается интеллектуальное и эмоциональное перенапряжение в обстоятельствах усиленного обучения или при выполнении профессиональных за-

даний, к числу каковых имеет отношение подготовка курсантов в вузе МВД России, личностная адаптивность обнаруживается основным профессионально существенным свойством, назначающим стрессоустойчи-вость всей структуры личности профессионала. Процесс подготовки курсантов в вузах должен быть сориентирован не только на усиленное вырабатывание профессиональных навыков и профессиональное образование, но и должен воздействовать на профессиональную и общую адаптированность личности курсанта.

Под профессиональной адаптацией курсантов к обстоятельствам обучения понимается, во-первых, установка курсантов к обстоятельствам и распорядку вуза как специфичному режимному образовательному учреждению со своим укладом, обычаями и социальной средой; во-вторых, изучение в ходе образовательного процесса порядка ролей и разнообразных конфигура-

ций учебной и служебной деятельности, отображающей суть и содержание выбранной ими профессии.

Результативность учебной и должностной деятельности курсанта определяется не только общей степенью формирования профессионально важных качеств личности, а прежде всего ее адаптивными способностями и возможностями. Учебная адаптиро-ванность курсантов раскрывается в успешности постижения ими учебного материала, позитивном отношении к учебе, умении без наружного контроля организовать учение, в сформированности личного стиля учебной деятельности. Служебная адаптиро-ванность раскрывается в результативном выполнении служебных обязанностей на фоне показанной физической нагрузки и суровых условий распорядка дня.

Успешность социально-психологического привыкания курсанта проявляется в благоприятном статусе в коллективе, уверенности в своем потенциале, неизменном положительном настроении, а также в усвоении им нескольких социальных ролей: учащегося вуза, изучающего специальность; курсанта, несущего службу; подчиненного, осуществляющего предъявленные требования и установки командиров; юноши, независимо решающего свои житейские проблемы без заботы и помощи родителей. Успешная мо-тивационная адаптация курсантов обнаруживается в устойчивости положительной эмоциональной окраски всех аспектов обучения в вузе, учебно-служебной деятельности и доминировании в иерархии устойчивых военно-профессиональных мотивов.

Требования к профессиональной подготовке специалиста МВД России традиционно выдаются с позиций влияния внешних факторов, призывающих их к ответственности за выбор решений при выполнении заданий в чрезвычайных ситуациях, осмысленного отношения к служебному долгу. Приказы, регламентирующие деятельность психологической службы, свидетельствуют о необходимости отбора кандидатов, расположенных по своим личностным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья осуществлять порученные сотрудникам МВД России обязанности. Установление соответствия этих качеств и свойств личности кандидата, устраивающегося на службу в МВД России, в соответствии с нормативно одобренными требованиями является основанием для современного профессионального психологического отбора, способного в будущем решать порученные за-

дачи кадрового обеспечения. Качество и степень профессиональной подготовки специалистов экстремального профиля деятельности должны увеличиться в связи с введением в образовательный процесс средств и технологий психологического обеспечения процесса профессиональной подготовки. Психологическая подготовка должна быть сопоставленной с современными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам подразделений МВД России и системой психологической службы. Знание специфик взаимосвязей между психологическими особенностями личности, его социальным воспитанием, спецификой обучения на факультете с процессами адаптации и степенью адаптированности в новой образовательной и служебной деятельности даст потенциал точно предсказать процесс становления профессионализма.

Профессионально важные качества курсантов МВД России различаются специфичной организацией отношений, которая направленно складывается, корректируется и улучшается в ходе особого психолого-педагогического процесса с применением технологий влияния на осознаваемые и неосознаваемые элементы психики обучающегося. Знание психологических особенностей курсантов МВД России, их психологических черт, особенностей реагирования в стрессовых ситуациях даст вероятность обнаружить наиболее информативные технологии исследования личности, мер отбора и разрешит установить верные границы категорий профессиональной психологической годности.

Организованная психологическая служба образовательных учреждений будет содержать психологические методики со свободным использованием групповых технологий работы, при которых межперсональная степень взаимодействия будущих специалистов начнет содействовать формированию профессионального разума и совершенствования, выдающихся в качестве внутренней конфигурации детерминации профессионального созревания и саморазвития. Эта служба обязана быть ориентирована на вырабатывание профессионально значительных психологических качеств. Осознание и воспитание в дальнейшем сформируют стабильный потенциал специалиста, предопределяя его зрелость как субъекта управления личным профессиональным развитием.

Концепция психологического сопровождения вырабатывания профессионально важных психологических качеств рассматривается через воздействие:

• стрессовых обстоятельств, объединенных с про-

фессиональной деятельностью на психические процессы и состояние курсантов;

• специфик профессиональной подготовки в вузе МВД России, психологического благополучия учащихся и установления их профессионально значимых психологических качеств;

• сформированной системы психогигиенических и психопедагогических актов на психические состояния и следствия деятельности обучающихся в образовательных учреждениях;

• взаимосвязи системы средств и методов психологического сопровождения создания профессионально значимых психологических качеств с действенностью службы и установлением профессионализма.

Из эмпирических методов исследования для решения разнообразных задач могут быть применены следующие методы: наблюдение и самооценка как тип самонаблюдения, психологический эксперимент, психодиагностические технологии в многообразии их целевого предназначения и форм проведения, способы опроса и беседы, рассмотрение итогов деятельности и биографический метод.

Исполнение контроля за формированием профессионально важных психологических качеств:

• разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения;

• проведение психологического мониторинга динамики вырабатывания у учащихся профессионально важных психологических особенностей и психологической готовности к службе в МВД России;

• разработка планов профессионально-личностного роста учащихся и назначений по их исполнению;

• проведение психологических тренингов, психо-коррекционных мероприятий с целью вырабатывания у курсантов профессиональных навыков и психологической грамотности;

• обнаружение лиц, обладающих склонностью к деструктивному поведению;

• персональное психологическое консультирование курсантов по вопросам самовоспитания и саморазвития;

• консультирование постоянного состава образовательных учреждений по проблемам психологического оснащения профессиональной подготовки.

Подготовка специалистов к независимой профессиональной деятельности:

• установление требований специальностей, по которым ведется подготовка в образовательном учреждении;

• оценка психологической готовности выпускников к автономной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных ситуациях;

• разработка психологических проектов (рекомендаций) профессионального приспособления выпускников к условиям служебной деятельности;

• исследование специфик социальной и профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России на местах профессиональной деятельности. Своевременная коррекция психологических действий психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств.

Результативность профессиональной деятельности зависит как от генетически определенных черт и признаков личности, так и от степени профессионально важных качеств, познаний, умений и навыков, завоеванных в ходе деятельности (учебы). Планируется, что каждая деятельность активизирует формирование конкретных индивидуально-психологических и психофизиологических характеристик индивидума, которые обладают ценностью для личностного развития, усиливают свободу предпочтения и обогащают личность. Являясь движением динамичным, деятельность инициирует формирование человека и его способностей, и в то же время должны быть отправные индивидуально-психологические характеристики, которые содействуют вырабатыванию профессионального улучшения, его профессиональных способностей.

Литература

1. Бодров В. А. Психологические проблемы профессионализации // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. М., 2001. С. 110.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 2003. 512 с.

3. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1997. 180 с.

4. Ломов Б.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. 173 с.

5. Михайловский В.Г. Организационно-педагогические основы профес-сионального становления офицерских кадров: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1995. С. 12-26.

6. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.