УДК 159
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
И.Г. Колосова, Л.Ю. Комлик
Аннотация. В статье представлен анализ возможностей организации психологической службы в вузе для психологического сопровождения профессиональной социализации студентов, раскрыто понятие и содержание профессиональной социализации и ее специфика на разных этапах обучения, сформулированы направления и формы организации психологической службы в условиях современных требований к подготовке специалистов.
Ключевые слова: психологическая служба, профессиональная социализация студентов, наставники.
POSSIBILITIES PSYCHOLOGICAL SERVICES OF THE UNIVERSITY
IN THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS
G. Kolosova, L. Komlik
Abstract. The article presents the analysis of possibilities of organization of psychological service in the University for psychological support of professional socialization of students, the concept and content of professional socialization and its specificity at different stages of learning, the ways and forms of organization of psychological service in conditions of modern requirements to training of specialists.
Keywords: psychological service, professional socialization of students.
В настоящее время поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления процессом профессионального становления становится ведущим условием успешного преобразования российского общества. Тем более что в современных условиях специалисту с высшим образованием кроме знаний умений и навыков необходимо занимать инициативную личностную позицию: быть способным самостоятельно ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, устанавливать профессиональные и жизненные приоритеты, быть самодостаточным,
самореализующимся, конкурентоспособным. С точки зрения теории психологических систем как одного из направлений развития постклассической психологии, человек является сложной самоорганизующейся,
саморазвивающейся системой, поэтому целостный подход к процессу становления профессионализма подразумевает всесторонний учет факторов, влияющих на гармоничное развитие молодого специалиста как личности и профессионала. Такой подход заложен в принципе функционирования психологической службы в вузе, что обеспечивает оптимальное развитие и становление человека и обеспечивается особенностями рассмотрения с помощью психологии представлений человека о себе, процессе своего становления, самосовершенствования, процессе осознания личной ответственности за свои чувства, мысли, слова, поступки, цели, ценности и жизненные
смыслы. Проблема психологического сопровождения профессионального становления человека представлена в работах Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера и других. Профессиональная социализация -длительный и динамический процесс, имеющий стадии выбора профессии, осознание правил и норм профессии, соотношение их со своими возможностями и склонностями, формирование себя как профессионала, развитие личности за счет профессионального совершенствования и обогащение профессии за счет личного вклада человека. Профессиональная социализация становится самоактуализацией личности в условиях профессиональной деятельности и общения. На каждом этапе становления в процессе профессионального обучения студенту требуется сопровождение, представляющее собой систему помощи, что позволяет обеспечить психологическая служба.
Психологическая служба явление не новое, впервые психологическая служба в вузе была создана в Казанском государственном университете в 1977 г., и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации психологической помощи студентам учебных заведений. Теоретическая разработка этой проблемы и ее практическое решение прослеживается, начиная с конца 70-х годов (Кудрявцев, 1981; Пейсахов, 1981; Карандашев 1993; Коссов, 1993; Смирнов 1995, 2003; Климов, Романов 1997; Ляудис 1998, 2000; Вачков с соавт. 2002; Зеер 2003). Во многих ведущих вузах
России и регионах существует практика работы психологических служб, которые часто занимаются решением проблем, возникающих у студентов в процессе профессиональной подготовки. Задача вузовской психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создания психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего специалиста. Именно психологическая служба с множеством структурных компонентов и различными видами связей, с её способностью быть гибкой и адаптивной, может стать центром планирования, координации мероприятий, направленных на улучшение социально-психологической ситуации профессиональной социализации студентов [1;3].
На основании выделенных Э.Ф. Зеер значимых этапов профессионального развития в условиях вуза: адаптации, интесификации и идентификации, - можно определить специфику психологического сопровождения на каждом этапе. [2] На этапе адаптации, где ведущей деятельностью является учебно-познавательная, которая существенно отличается об учебной деятельности средней школы, первокурсники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новые социальные роли, весьма актуальной является проблема адаптации к новому коллективу, месту учебы, а зачастую, и жительства. Студенту необходимо освоить новые «вузовские» формы и методы учебной деятельности, освоить и (или) развить навыки самоконтроля и самоорганизации,
самостоятельной учебной деятельности. Большую роль на этапе играет развитие и укрепление учебной и профессиональной мотивации, навыки самоменджмента: умение распределять время и силы при подготовке к семинарским и прочим занятиям, зачетам, экзаменам, преодолевать информационный и экзаменационный стресс. Основными задачами психологической службы на данном этапе являются диагностика учебно-познавательной деятельности и учебных умений, мотивации и ценностей, эмоционально-волевых и
интеллектуальных особенностей,
профилактическая и обучающая работа в развитии учебных умений и регуляции жизнедеятельности; психологическая помощь и поддержка в адаптации к самостоятельной жизни и преодолении возможных коммуникативных и личностных проблем, коррекция
профессионального самоопределения.
Этап интенсификации связан с успешным или наоборот развитием общих и специальных
способностей, необходимых для овладения профессией, эмоционально-волевой регуляции, осознанности и развития ценностной основы профессиональной деятельности,
ответственности и самостоятельности как базовых качеств личностной и профессиональной зрелости. На этом этапе ведущей становится научно-познавательная деятельность,
позволяющая развить профессиональное мастерство, выработать критерии и эталоны профессионализма в работе на основе формирования профессиональной рефлексии. На данном этапе личностное и профессиональное развитие должно соответствовать
профессиограмме и психограмме, опираясь на указанные в них нормативы. Психологическое сопровождение включает диагностический анализ личностного и интеллектуального развития, психологическое консультирование и коррекцию личностного профиля в случае несоответствия требованиям профессии. На завершающем этапе - идентификации, то есть формировании профессиональной идентичности, готовности к самостоятельной практической деятельности, происходит также формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. Важной задачей данного этапа является воспитание личностной и профессиональной позиции специалиста, принятие профессиональной этики.
Психологическая помощь призвана решить аксиологические проблемы профессиональной деятельности, найти и реализовать себя в возможном профессиональном поле.
Своевременное решение данных задач позволяет качественно ускорить процесс профессионального развития. Система психологического сопровождения, которая наиболее успешно и организационно, и содержательно может быть представлена в рамках психологической службы, позволяет преодолеть типичные и характерные особенности профессионального становления студента на этапе вузовского обучения. На основании проведенного нами исследования, были определены трудности, которые испытывают студенты в процессе профессионального обучения независимо от курса обучения:
- отсутствие четкого представления о жизненном пути (нет продуманных планов на будущее, в том числе профессиональных);
- отсутствие высокого уровня самостоятельного принятия решений, имеет место экстернальный локус контроля;
- ценности, свойственные самоактуализирующейся личности осознаются, но не являются поведенческими;
- слабое осознание собственных чувств и принятие их, что проявляется и в отношении к себе. Имеется средний уровень уважения к своей личности, более низкий уровень принятия себя (что может порождать тревожность в общении, быстрое возникновение психологической защиты и др. коммуникативные проблемы);
- средний уровень познавательной активности и креативности, что неизбежно сказывается на качестве овладения профессиональной деятельностью [4].
При организации различных форм психологического сопровождения, в том числе и через факультативы, семинары-тренинги, акцент должен делаться на организацию осмысления социально значимых ценностей (перевод во внутренний план действий), переживания социально значимых ценностей, стимуляция собственной активности личности и информирование о необходимости и способах проектировании профессионального развития. Это позволяет повлиять на профессиональную социализацию как на самоактуализацию личности в профессии. Основными критериями успешности данного процесса являются изменения в ценностно-профессиональной структуре личности, наличие реалистичности и дифференцированности жизненных и профессиональных планов, интернальность отношения к жизненному и профессиональному пути, повышение творческой направленности.
Успешная профессиональная социализация невозможна без полного включения профессиональных ценностей и норм в личностное пространство. Результатом профессиональной социализации должна выступить готовность эффективно осуществлять профессиональную деятельность, которая отражается в понятии «профессионализм», которое может иметь разные значения: как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для достижения успешного результата (нормативный
профессионализм) и как внутренняя характеристика личности (реальный
профессионализм).
Вузовская психологическая служба может включать консультативно-диагностическое
направление работы и научно-практическое [5]. В рамках первого направления возможно привлечение студентов старших курсов психологических профилей подготовки:
использование практических занятий по психодиагностике, консультативной психологии других дисциплин. Включение в учебные планы спецкурсов и курсов по выбору, разработанных преподавателями психологических дисциплин и ориентированных на профессиональное сопровождение данного профиля подготовки; в рамках дополнительно организованной деятельности возможна организация
консультаций по социальному запросу как преподавателями, так и студентами старшекурсниками. Психологическая служба может также являться базой производственной и учебной практики и обеспечить качественную практическую подготовку студентов старших курсов психологического и психолого-педагогического профиля к работе в качестве психолога (с учётом специфики выполняемой работы, не нанося психологический вред клиентам).
Научно-практическое направление может включать разработку тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций по актуальным проблемам профессиональной социализации студентов данного вуза, включая в экспериментальную часть возможность мониторинга отдельных профилей подготовки и динамику профессионального развития по этапам подготовки. Кроме того, служба может быть организована как экспериментальная площадка для научно-исследовательской деятельности преподавателей, а полученные ими новые психолого-педагогические технологии позволят повысить качество оказания психологической помощи различным категориям населения. В структуре вузовской психологической службы может быть создана лаборатория психодиагностики, деятельность которой будет направлена на изучение психологических проблем и потребностей студентов, обеспечить их классификацию и упорядочение по степени значимости. Наличие в структуре вузовской психологической службы консультативного направления, предполагающего проведение консультаций, позволяет создать клуб или постоянно действующий лекторий, который ориентирован на психологическое просвещение, распространение психологических знаний, оказание консультативной помощи
первокурсникам, проведение тренинговых занятий со студентами.
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 1997. - 298 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Желтова Е.В. Психологические аспекты обеспечения качества подготовки специалиста: тезисы / Е.В. Желтова // Наука, методика вуза: Научно-методическая конференция, 9-10 ноября 2005 г., г.
Ростов-на-Дону. Ростов н/Д.: Фолиант, 2006. - С. 122125.
4. Колосова И.Г. Исследование влияния ценностных ориентаций на профессиональную социализацию студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Г. Колосова Курск, 2006. - 225 с.
5. Токар В.М. Психологическая служба в вузе: перспективы развития / В.М. Токар // Прикладная психология. - 2002. - № 5-6. - С. 135-139.
Сведения об авторах:
Колосова Ирина Геннадьевна (г. Елец, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии Института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Комлик Любовь Юрьевна (г. Елец, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии Института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
I. Kolosova (Yelets, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychophysiology and educational psychology Institute of psychology and pedagogy, Yelets state University name I.A. Bunin, e-mail: [email protected]
L. Komlik (Yelets, Russia), candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychophysiology and educational psychology Institute of psychology and pedagogy, Yelets state University name I.A. Bunin, e-mail: [email protected]