Научная статья на тему 'Технологии психологического сопровождения в процессе профессионализации специалиста в системе «Человек-человек»'

Технологии психологического сопровождения в процессе профессионализации специалиста в системе «Человек-человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1041
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONALIZATION / STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / TECHNOLOGY / PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Л. А.

В статье анализируются вопросы психологического сопровождения специалистов типа профессий «человек-человек». Рассмотрены общие психологические технологии на разных этапах профессионализации, а также направления работы с применением данных технологий. В качестве практической составляющей рассмотрен опыт разработки и применения программы психологического сопровождения с фельдшерами по приему-передаче вызовов) службы скорой медицинской помощи г. Пятигорска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PROFESSIONALIZATION SPECIALIST IN THE PROFESSIONS "PEOPLE-PERSON"

The paper analyzes the issues of psychological support professionals such as professions "people-person". The general psychological technologies at different stages of professionalization, as well as areas of work with the use of these technologies. As a practical part describes the experience of the development and application of psychological support program with paramedics on reception and transmission of calls) ambulance service in Pyatigorsk.

Текст научной работы на тему «Технологии психологического сопровождения в процессе профессионализации специалиста в системе «Человек-человек»»

УДК 159.924

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Л.А. Овчинникова

В статье анализируются вопросы психологического сопровождения специалистов типа профессий «человек-человек». Рассмотрены общие психологические технологии на разных этапах профессионализации, а также направления работы с применением данных технологий. В качестве практической составляющей рассмотрен опыт разработки и применения программы психологического сопровождения с фельдшерами по приему-передаче вызовов) службы скорой медицинской помощи г. Пятигорска. Ключевые слова: профессионализация, стадии профессионального становления, психологическое сопровождение, технологии, программа психологического сопровождения, психологическое здоровье.

Как известно, под профессионализацией специалиста понимается «целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность» [1]. В российской психологической науке имеется несколько концепций периодизации жизненного пути профессионала, основными из которых являются «Стадии профессионального становления» Климова Е.А. и «Уровни профессионализма личности» Марковой А.К.

Согласно первой концепции, в профессиональном становлении личности вычленяют следующие фазы:

- оптация: период выбора профессии и пути ее приобретения;

-адаптация- вхождение в профессию;

- фаза интернала: приобретение профессионального опыта;

- мастерство: квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

- фаза авторитета: достижение наивысшей квалификации;

- наставничество: передача опыта молодому поколению. [2]

По концепции А.К. Марковой выделяются такие стадии как: «допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм (завершение профессиональной деятельности)».

[3]

На каждой из стадий профессионального становления человек испытывает социально-психологические затруднения, причиной которых могут явиться как несформированные психологические компетенции, так и его личностные особенности.

Поэтому психологическое сопровождение является необходимым условием развития профессионала на пути его карьерного роста. В нашей работе мы рассмотрим специфику психологического сопровождения в рамках типа профессии «человек-человек».

Для определения направлений психологического сопровождения представителей данного типа профессий, необходимо определиться с содержанием данного процесса. Следует упомянуть, что в настоящее время не существует единой трактовки понятия «психологическое сопровождение». В нашей работе под «психологическим сопровождением» мы будем понимать комплекс психологических мероприятий, направленных на диагностику, прогнозирование и коррекцию психического состояния профессионала, а также на освоение технологий личностного и профессионального самосохранения.

Основные направления психологического сопровождения могут включать в себя [4]:

1.Мониторинг психического состояния сотрудников.

2.Психологический анализ причин неадекватного поведения сотрудников (появление страха, паники, снижения мотивации, психического утомления и др.) и предупреждение их развития.

3.Проведение мероприятий по коррекции психического состояния (лектории, тренинги, семинары, арт-терапевтические мастерские и так далее).

4.Изучение социально-психологического климата и межличностных отношений в служебных коллективах, разработка рекомендаций по оптимизации структуры межличностных отношений.

5.Оказание помощи руководителям подразделений в сплочении коллективов, повышении эффективности групповой деятельности сотрудников.

6. Психологическую подготовку сотрудников к выполнению наиболее сложных профессиональных задач.

7.Выявление факторов, негативно влияющих на психическое состояние сотрудников и эффективность их профессиональной деятельности.

8. Выработку рекомендаций по: а) предупреждению межличностных и межгрупповых конфликтов, б) по предупреждению эмоционального выгорания; в) по поддержанию психологического здоровья.

Для более детального рассмотрения технологий психологического сопровождения специалиста на разных этапах его профессионального становления нами была разработана таблица.

Таблица 1

Технологии психологического сопровождения на разных этапах профессионального становления_

Этап профессионального становления Задачи этапа Технологии психологического сопровождения

1 .Адаптация Приспособление к новым условиям профессиональной деятельности; включение в систему производственных и социальных отношений. Снятие эмоционально-психологических барьеров, возникающих при вхождении в профессиональную среду. - тренинги коммуникативной компетентности; - тренинги личностного роста, направленные на коррекцию самооценки и выявление профессионально важных качеств.

- лектории и практикумы по теме «регуляция эмоциональных состояний». - тренинги по тайм-менеджменту. - деловые игры.

2. Социализация (фаза интернала) Вхождение в профессиональную среду; овладение навыками и умениями, обусловленными спецификой работы. Знание норм, ценностей и традиций учреждения. Успешное выполнение профессиональных обязанностей. - тренинги влияния и противостояния влиянию; - мотивационные тренинги; - лектории и практикумы по теме «Психология делового общения», «Психологическое здоровье»; - практикумы по регуляции эмоциональных состояний; - практикумы по развитию навыков межличностной коммуникации (в том числе профилактике и разрешению конфликтов).

З.Самореализация (мастерство) Решение как простых, так и самых трудных профессиональных задач. Владение индивидуальным стилем деятельности, использование инициативы. - практикумы по теме «Психологическое здоровье»; - мотивационные тренинги; - личностные тренинги «Самореализация личности» - профилактика эмоционального выгорания (практикумы).

4-5. Авторитет и наставничество Успешное решение профессионально-производственных задач, достижение вершин профессионализма. -Тренинги личностного роста - Практикумы по развитию наставнической деятельности. - тренинги по профилактике и работе с профессиональнм выгоранием; - тренинги командообразования, развития корпоративного духа; -индивидуальные консультации по коррекции эмоционального состояния.

Одна из приоритетных задач психологического сопровождения профессионального и личностного становления человека - это оказание своевременной психологической помощи и поддержки на разных этапах профессионализации, обучение новым формам самоотношения, самореализации и взаимодействия в пространстве своей профессии. Результатом психологического сопровождения личностного и профессионального становления является развитие и саморазвитие личности, реализация своего потенциала, обеспечение профессионального самосовершенствования, удовлетворенность жизнью, профессиональными успехами, повышение эффективности профессионального труда.

Говоря о разработке программ психологического сопровождения лиц определенной профессии, нужно принимать во внимание не только этапы профессионализации, но и те специфические психологические «факторы риска», которые характерны для данного вида профессии. На примере данный тезис можно продемонстрировать, используя опыт работы автора статьи со специалистами-диспетчерами (фельдшерами по приему-передаче вызовов) службы скорой медицинской помощи г. Пятигорска во втором квартале 2014 года.

В качестве основы для разработки программы психологического сопровождения диспетчеров, нами была изучена специфика профессиональной деятельности, требования к профессиональным и личностным способностям, выявлены стрессогенные факторы, причины возможной дезадаптации и профессиональной усталости.

Было выявлено, что для данной профессиональной деятельности важное значение имеют такие способности, как: коммуникативные способности и умения (в том числе грамотная речь, навыки активного слушания); навыки эмоциональной саморегуляции (стрессоустойчивость, способность работать в экстремальных условиях); когнитивные способности (развитая память, быстрота реакции), особые характерологические свойства (доброжелательность, ответственность, организованность), профессиональные знания.

На основании первичного анкетирования сотрудников было выявлено, что все сотрудники достигли фазы мастерства, имеют большой опыт работы (от 10 до 30 лет), характеризуются высокой квалификацией.

На основании изучения специфики данной профессии нами были сформулированы цели процесса психологического сопровождения: стимуляция процессов поддержания психологического здоровья и обучение приемам коррекции симптомов «профессиональной усталости», под которой понимается «многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, снижение работоспособности, хроническая усталость» [5].

В связи с заявленной целью была разработана программа, включающая в себя несколько блоков:

1.Диагностика психоэмоционального состояния. Для реализации этого блока было проведено анкетирование на тему «Профессиональная деятельность и ее влияние на психоэмоциональное состояние». Также использовались методики «Метод цветовых выборов», «Самочувствие, активность, настроение» (САН).

Результатом диагностики стал тот факт, что для большинства опрошенных характерны признаки «профессиональной усталости»: тревожные состояния; колебания артериального давления, неврологические расстройства и усталость. Интересно то, что специалисты относят свою профессию к «опасной», что связано с неоднократными угрозами «клиентов» и даже, возникающими конфликтами на этой почве.

2.Индивидуально-психологические особенности и их влияние на качество жизни.

Профессиональный рост, или хотя бы стабильное функционирование в профессии невозможно без личностного

роста.

С помощью методик Г. Айзенка, К.Леонгарда были изучены психологические качества темперамента и

характера, показаны основы формирования взаимоотношений с другими людьми.

Для изучения системы представлений о самом себе была использована методика «Круг субличностей» Р. Ассаджиоли, которая позволила определить соотношение разных «частей» личности в самопредъявлении, показать те субличности, потребности которых не реализуются, что создает фундамент для психологических проблем.

3.Возможные проблемы и стрессогенные факторы.

Для реализации данного блока были использованы:

- мини-лекции «Стрессы и конфликты», «Психическое здоровье и его составляющие».

- презентации «Модель профессионального стресса», «Причины психологического нездоровья», «Конфликт-профилактика и разрешение».

- анкетирование на тему: «Критерии психического здоровья и долголетия». Выявление основных критериев психологического здоровья, оценка собственных «недочетов» в данном направлении.

-практикумы «Мой способ борьбы со стрессами». Обсуждение, выявление наиболее универсальных антистрессовых практик.

4. Техники регуляции эмоционального состояния

В этом блоке использовались следующие технологии:

- мини-лекция «Способы регуляции эмоционального состояния».

- презентации «Эмоции в личной жизни: причины проблем в межличностных отношениях», «Техники эмоционального регулирования».

- Упражнения на отреагирование эмоций, снятие мышечного напряжения и релаксации.

- тренинги в рамках арт-терапии (использование технологии правополушарного рисования и цветотерапии).

5. Использование техник позитивной и рационально-эмотивной психотерапии как средство поддержания психологического равновесия.

В ходе реализации данного блока были предусмотрены такие технологии, как:

- тренинги «Тревога и тревожность», «Я вижу позитивно»;

- упражнения «Позитивная интерпретация своих недостатков», «Гармонизация четырех уровней: телесной, ментальной, социально-коммуникативной, духовной», «Факты, рациональные и иррациональные убеждения», «Определение собственных иррациональных убеждений».

- мини-лекции с презентациями «Позитивная психотерапия. Использование историй и притч», «Схемы рационально-эмотивной терапии».

Нужно подчеркнуть, что в нашей работе мы использовали сущностный подход практической психологии, где предметом изучения является реальный живой человек со всеми его проблемами. Включенный в систему межличностных взаимоотношений. Поэтому используемые техники психологического воздействия касались не только профессиональных способностей, профилактики «выгорания», но и качества личной жизни, переосмысления неких иррациональных установок по отношению к себе и окружающим людям.

В результате проведенной работы и повторного анкетирования было выявлено, что наиболее важными аспектами в данной работе явились технологии, направленные на расширение представлений о самом себе, техники эмоциональной саморегуляции и открытие новых ресурсов самопомощи (арт-терапевтические занятия, упражнения в рамках позитивной и рационально-эмотивной терапии).

Таким образом, в нашей программе упор был сделан на «здоровьесберегающие технологии» [6], так как цель психологического сопровождения, прежде всего, касалась укрепления психологического здоровья. Такие технологии включают в себя компетентности, касающиеся:

- знаний (о составляющих психологического здоровья, основных подходов к преодолению стрессовых ситуаций

и т.д.);

- способностей (сохранять себя, адаптироваться в окружающей среде, выстраивать гармоничные отношения с окружающими и т.д.);

- готовности мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств для поддержания оптимального уровня психологического здоровья.

- умений (оценивать состояние своего психологического и физического здоровья, регулировать эмоциональные состояния и т.д.);

- характеристик и качеств личности, необходимых для реализации указанных выше способностей.

-соответствующей мотивации и опыта.

Такой подход, на наш взгляд, сделает возможным оптимизацию процесса преодоления профессиональной усталости, совершенствование профессиональной деятельности и личностное развитие специалиста.

The paper analyzes the issues of psychological support professional such as professions "people-person". The general psychological technologies at different stages of professionalization, as well as areas of work with the use of these technologies. As a practical part describes the experience of the development and application of psychological support program with paramedics on reception and transmission of calls) ambulance service in Pyatigorsk.

Key words: professionalization, stage of professional development, psychological support, technology, the program of psychological support, psychological health.

Список литературы

1. Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. М.: Акад. проект: Фонд "Мир", 2005. 846 с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов /Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

4. Цолцаева Я.С.-М. К вопросу о психологическом сопровождении сотрудников ОВД Северо-Кавказского региона

в экстремальных условиях жизнедеятельности// Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2012. №7, С. 101-116.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.

6. Середа Е.И. Компетенции здоровьесбережения как показатель эффективности технологий психологического сопровождения / Е.И. Середа, Н.Б. Парфенова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-3, С. 134-138.

Об авторе

Овчинникова Л. А. - кандидат психологических наук, доцент Института сервиса и технологий (филиал) ДГТ, так8а2004@уа^ех. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.