УДК 159.9 : 371.13 : 37.043.2 - 055.1
В. Н. Поникарова
Система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования
В статье рассмотрена система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования. Дается понятие о ее цели, задачах, особенностях этапов психологического сопровождения, взаимодействии специалистов.
In this article we consider a system of psychological support multilevel training process for inclusive education. The concept of its objectives, tasks, especially the stages of psychological support, interaction specialists.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическое сопровождение, готовность к деятельности, взаимодействие специалистов.
Key words: inclusive education, psychological support, readiness for activity, interaction specialists.
Инклюзивное (или включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивный подход к обучению рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий [3; 4; 7].
Важным компонентом является готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования [5].
Готовность к деятельности в структуре психики человека является одним из важных определяющих факторов ее функциональной продуктивности. Готовность к деятельности рассматривается как в
© Поникарова В. Н., 2014
качестве характеристики меры настроенности человека на активное включение, так и на наиболее полную отдачу в ней в соответствии со смыслом и характером последней. Нами была разработана диагностическая программа, позволившая выявить актуальный уровень готовности осуществления педагогами инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Исследование готовности к осуществлению инклюзивного образования проводилось в период с 2006 по 2013 гг. на базе Череповецкого государственного университета, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Вологодского института развития образования, Вологодского областного центра ПМСС и ряда образовательных учреждений Северо-Западного региона РФ.
Эмпирический материал исследования базируется на выборке, включающей результаты обследования 1460 человек [5].
На основании обобщения диагностических показателей и результатов эмпирического изучения нами были определены следующие уровни психологической готовности: оптимальный,
продвинутый, минимальный. У педагогов специального и массового образования сходным является преобладание продвинутого уровня результатов (41,6 и 46,6 % педагогов). В то же время минимальный уровень отмечается более чем у пятой части педагогов.
На основании данных констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована модель психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров инклюзивного образования [2; 5; 6].
Цель психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров - создание оптимальных условий формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования.
Задачи психологического сопровождения:
• определение основных направлений психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования;
• повышение психологической компетентности будущего специалиста в области инклюзивного образования;
• предупреждение психологических проблем в процессе многоуровневой подготовки педагогов к осуществлению инклюзивного образования;
• разрешение кризисных ситуаций в процессе многоуровневой подготовки педагогов к осуществлению инклюзивного образования;
• определение результатов психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования в целом.
Указанные задачи следует считать стратегическими, определяющими весь ход психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования. В то же время в ходе реализации направлений психологического сопровождения могут возникать тактические задачи, требующие своего разрешения.
Методами психологического сопровождения выступают психоконсультирование, психокоррекция, психотерапия, психологический тренинг, психолого-педагогический практикум.
Психоконсультирование выполняет роль ознакомления и ориентации участников психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования в широком круге проблем взаимоотноношений, общения, адекватного, продуктивного разрешения возникающих проблемных ситуаций, формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, формирование иерархии ценностей.
Психокоррекция - исправление отдельных свойств личности и характера для возможной успешной реализации личности и социальной интеграции, выработка и овладение навыками оптимальной и эффективной для сохранения здоровья и психики деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психотерапия - комплексное лечение психических и психосоматических расстройств. Психотерапия предполагает также коррекцию индивидуально-психологических свойств с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.
Психологический тренинг - это метод, направленный на целенаправленное развитие качеств, свойств, умений, способностей и установок.
Психолого-педагогический практикум - прикладная дисциплина, предназначенная для формирования практико-ориентированных профессионально необходимых умений и навыков в деятельности педагога. Он включает просветительский и прикладной этапы. На
просветительском этапе даются представления о педагогической деятельности, инклюзивном образовании, копинг-поведении, профессиональном и эмоциональном выгорании специалиста инклюзивного образования.
Прикладной этап работы представляет собой систему тренинговых занятий, тематика которых меняется в соответствии с этапом вертикального и диагонального направлений психологического сопровождения. Психолого-педагогический практикум выступает в качестве метода и формы психологического сопровождения.
Формы организации психологического сопровождения включают индивидуальные, подгрупповые и групповые. Индивидуальные формы предполагают процедуру психологического консультирования, а также проведение психотерапевтических сессий. Подгруппо-вые и групповые формы включают психологическое консультирование, тренинг, психолого-педагогический практикум.
В основе представленной модели психологического сопровождения лежат принципы:
1) деятельностный принцип предполагает достижение планируемых результатов освоения образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
2) принцип диалогизации взаимодействия, полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха;
3) принцип психологического события, т. е. в процессе взаимодействия членов группы должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, для обеспечения наиболее насыщенной безоценочной обратной связи, позволяющей увидеть свое отражение в глазах других людей, понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами переживают почти то же самое;
4) принцип самодиагностики, т. е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем, условия для этого создаются участниками и руководителями группы;
5) принцип натурной материализации психологических феноменов. Благодаря этому многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных теоретических понятий, а, будучи глубоко пережиты, становятся достоянием их личного опыта.
6) принцип личностного подхода. Глубинное, продуктивное общение, базирующееся на субъект-субъектных отношениях, составляет и основную среду, в которой протекает работа группы, является основным средством воздействия группы на своих участников и основным результатом такого воздействия в виде соответствующих новых знаний, умений и опыта в области межличностного общения;
7) принцип учета выявленных диагностических особенностей готовности к осуществлению образовательной деятельности кадров для интегрированного и инклюзивного образования;
8) системообразующим критерием выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необходимых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.
Механизмами психологического сопровождения выступают идентификация, подражание, присвоение профессиональных ценностей, адаптация; мотивационный механизм смыслоообразования, механизм ценностно-смыслового самоопределения, механизм обеспечения смысловой и временной перспективы и др.
Психологическое сопровождение многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования включает три направления: горизонтальное (модули сопровождения) и вертикальное сопровождение (стадии становления профессионала), «диагональное» сопровождение в рамках формирования соответствующих структурных компонентов психологической готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования.
Горизонтальное направление психологического сопровождения осуществляется на каждой стадии становления профессионала.
Горизонтальное направление психологического сопровождения включает следующие модули: диагностика, проектирование, реализация и рефлексия.
Диагностика предполагает изучение готовности будущих педагогов и педагогов к осуществлению профессиональной деятельности педагога интегрированного и инклюзивного образования, проектирование предполагает разработку программу сопровождения, реализация - осуществление разработанной программы сопровождения, рефлексия - изучение результатов сопровождения.
Вертикальное сопровождение также включает в себя ряд этапов. Каждый из этапов сопровождения имеет собственное содержание, соответствующее стадии становления профессионала.
Содержанием I этапа является установление контакта, выявление и осознание клиентом (клиентами) проблемы (проблемной ситуации), диагностика индивидуальных стилей профессиональной деятельности, определение возможных форм психологической помощи. Ведущие механизмы: идентификация, подражание, присвоение профессиональных ценностей, адаптация.
II этап предполагает формирование личностных новообразований педагога инклюзивного образования. Ведущие механизмы: мотивационный механизм смыслоообразования, ценностносмыслового самоопределения, обеспечения смысловой и временной перспективы.
III этап включает стабилизацию индивидуальных стилей профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования. Ведущие механизмы: формирования профессионального самосознания, профессиональной индивидуализации, профессиональной самоактуализации.
VI этап предполагает расширение возможностей педагога инклюзивного образования в профессиональной деятельности. Ведущие механизмы: целеполагание, рефлексия, переживание.
I этап предполагает психологическое сопровождение профессиональной ориентированности будущих педагогов в области инклюзивного образования (условно соответствует М! курсам бакалавриата).
II этап предполагает психологическое сопровождение формирования у будущих педагогов системы знаний по феноменологии инклюзивного образования (условно соответствует Ш-М курсам бакалавриата).
III этап предполагает психологическое сопровождение направленности на профессиональное саморазвитие педагога инклюзивного образования. На данном этапе уточняются, закрепляются и обобщаются знания, умения, навыки профессиональной деятельности (условно соответствует кМ курсам магистратуры).
VI этап предполагает психологическое сопровождение дальнейшей оптимизации профессиональной деятельности через создание условий для обеспечения саморазвития и самообразования, обеспечение условий для общения и взаимодействия, подготовки информации для дополнительного изменения/адаптации системы
подготовки (условно соответствует следующим ступеням послевузовского образования - курсы повышения квалификации, курсы переподготовки и т.д.).
На I и II этапах наиболее целесообразно психологическое сопровождение в форме психологической помощи, тогда как на III и VI этапах - в форме психологической поддержки.
Реализация психологического сопровождения может быть осуществлена в процессе формирования компонентов психологической готовности (диагональное направление):
• на ценностно-мотивационном уровне. Основная задача уровня: повышение активности специалиста инклюзивного образования, актуализация потребности в работе, потребности в самопознании и саморазвитии;
• на когнитивном уровне. Основная задача уровня: повышение самооценки, коррекция представлений специалиста инклюзивного образования о самом себе, окружающем мире, формирование позитивного мышления;
• на операционально-деятельностном уровне. Основная задача уровня: формирование эффективных умений и навыков, обеспечивающих оптимальную адаптацию специалиста инклюзивного образования к социальной среде;
• на аффективном уровне. Основная задача уровня: коррекция текущего состояния специалиста инклюзивного образования, перевод негативных эмоций в позитивные, а также овладение навыками саморегуляции.
Эти уровни являются содержанием «диагонального» направления системы психологического сопровождения.
Каждый из этапов сопровождения имеет собственное содержание на соответствующей стадии становления профессионала.
Содержанием I этапа является установление контакта, выявление и осознание клиентом (клиентами) проблемы (проблемной ситуации), диагностика индивидуальных стилей профессиональной деятельности, определение возможных форм психологической помощи.
II этап предполагает формирование личностных новообразований педагога инклюзивного образования.
III этап включает стабилизацию индивидуальных стилей профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования.
VI этап предполагает расширение возможностей педагога инклюзивного образования в профессиональной деятельности.
Содержание этапов определяется стадией становления профессионала и варьирует в зависимости от формы обучения. Так, психологическое сопровождение бакалавриата предполагает развернутую модель и соответствует годам обучения, тогда как двухгодичное обучение в магистратуре предполагает сжатый вариант психологического сопровождения и примерно соответствует каждому семестру. Обучение в магистратуре учитывает квалификацию магистранта. При условии, что уже были осуществлены указанные этапы на уровне бакалавриата, проводится индивидуальная работа по запросу студента.
На курсах переподготовки и повышения квалификации сопровождение также осуществляется по результатам диагностики, индивидуальным запросам с преимущественным использованием консультирования в наиболее удобном для обучающихся виде.
Предлагаемая нами модель учитывает следующие ведущие закономерности образовательного процесса: непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов; поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; интеграция учебной и практической деятельности; содержательная преемственность восходящих ступеней образования; поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира; сочетание линейного (горизонтальное направление психологического сопровождения), концентрического (вертикальное направление психологического сопровождения), и спиралевидного расположения материала (диагональное направление психологического сопровождения) [1].
В ходе реализации психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования осуществлялось взаимодействие специалистов. Под взаимодействием специалистов мы пониманием их совместную деятельность, обеспечивающую интеграцию индивидуальных действий в единую систему.
Диагностический модуль психологического сопровождения предполагает диагностику профессионально важных качеств, диагностику готовности к осуществлению инклюзивного образования, которые осуществляются в рамках деятельности психолога.
Проектировочный модуль психологического сопровождения включает определение целей, направлений, задач, методов, механизмов, принципов психологического сопровождения и предполагает совместную деятельность всех специалистов.
Модуль реализации психологического сопровождения также включает совместную деятельность всех специалистов, но с дифференциацией ее видов. Так, психологическое консультирование осуществляет клинический психолог; психологический тренинг проводят психолог и клинический психолог; психологическую коррекцию осуществляют клинический психолог, специалисты по БОС-терапии, реабилитолог; психологическое просвещение и психологическую профилактику осуществляют все заявленные специалисты.
Рефлексивный модуль психологического сопровождения предполагает определение результатов психологического сопровождения в целом осуществляются в рамках деятельности психолога и клинического психолога, но могут подключаться все специалисты.
В рамках совместной деятельности психолог осуществляет психологическое сопровождение, принимает участие в диагностике, сотрудничает с участниками образовательного процесса, при необходимости направляет их на консультацию к специалистам.
Клинический психолог на основании данных диагностики осуществляет психоконсультирование, при необходимости - психокоррекцию, в отдельных случаях - психотерапевтические мероприятия.
Специалисты по БОС-терапии и реабилитолог работают преимущественно по запросам участников образовательного процесса с соматическими симптомами.
Специалисты Ресурсного центра ФБГОУ ВПО ЧГУ осуществляют деятельность, направленную на создание универсальной образовательной среды в вузе, в том числе и непосредственную помощь будущим педагогам инклюзивного образования.
По результатам контрольного эксперимента ведущим является продвинутый уровень результатов (32,8 % у педагогов специального образования и 25,7 % у педагогов специального образования). Среди педагогов специального образования его показатели несколько уменьшились по сравнению с данными констатирующего эксперимента, но выросло число педагогов с оптимальным уровнем и уменьшилось число педагогов с минимальным.
Представим обобщенные характеристики уровней готовности к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивном образовании по результатам констатирующего эксперимента:
Оптимальный уровень готовности к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивном образовании характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей, отмечается полный объем освоения профессионально важных качеств с их
с творческим переосмыслением. Как правило, большинство педагогов отличает значимость профессиональной деятельности, которая сочетается с высокой и средней фрустрационной толерантностью. Предпочитаемая парадигма образования - личностно ориентированная. Профессионально важные качества педагога инклюзивного образования сформированы в полном объеме. Характерно адекватное использование паттернов копинг-поведения в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Педагогам свойственна выраженная наступательность в решении проблем. Отмечается широкий, гибкий, мобильный репертуар совладающего поведения, а также свободное освоение и создание собственных паттернов копинг-поведения.
Продвинутый уровень готовности к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивном образовании характеризуется адекватным выполнением профессиональных обязанностей. Объем освоения профессионально важных качеств является достаточным для осуществления профессиональной деятельности, но не предполагает его творческого переосмысления и расширения. Значимость профессиональной деятельности - умеренная, фрустрационная толерантность при этом - средняя, с формированием явлений эмоционального и профессионального выгорания. Профессионально важные качества педагога инклюзивного образования в целом сформированы, но нуждаются в дополнении, обобщении, уточнении. У педагогов отмечается достаточно адекватное использование паттернов копинг-поведение в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью за счет уже имеющихся паттернов копинг-поведения. им свойственна умеренная наступательность в решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Отмечаются трудности освоения и использования новых паттернов копинг-поведения.
Минимальный уровень готовности к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивном образовании характеризуется трудностями выполнения профессиональных обязанностей. Объем освоения профессионально важных качеств является недостаточным для осуществления профессиональной деятельности, не предполагает его переосмысления и пополнения. Значимость профессиональной деятельности у этой группы педагогов - низкая и умеренная. Фрустрационная толерантность преимущественно снижена, с выраженными симптомами эмоционального и профессионального выгорания. Профессионально важные качества педагога
инклюзивного образования сформированы недостаточно. Отмечается тенденция к отказу от деятельности при неудаче или чрезмерная наступательность в решении проблем. Характерен узкий, ригидный, неадекватный ситуации репертуар копинг-поведения
Таким образом, система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров является необходимым условием для инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Список литературы
1. Денисова О.А., Леханова, О.Л., Поникарова В.Н. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования II Дефектология. - 2012. -№3. - С. 81-90.
2. Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н. Создание универсальной среды как условие интеграции лиц с ОВЗ в образовательное пространство ВУЗа // Специальное образование: материалы IX междунар. науч. конф., 24-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013.
- Т.П. - С. 102-105.
3. Денисова О.А., Поникарова В.Н. Феноменология инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы VII все-рос.(с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 16-17 апреля 2012 I под ред. Л.А. Пепик. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012. - С. 59-63.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия.
- Ч.1. - М., 2010.- 319 с.
5. Поникарова В.Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном/инклюзивном образовании / Вестн. Череповецкого гос. ун-та: науч. журн. - 2013. - №4 (51). - Т. 1 Технические науки. Экономические науки. Филологические науки. Педагогические науки. Искусствоведение. Психологические науки. - С. 130-133.
6. Поникарова В.Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педагогов-дефектологов: моногр. - Череповец: ЧГУ, 2011. - С. 48-59.
7. Региональная концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области / А.П. Коновалова, С.В. Зорина, О.А. Денисова, И.А. Букина и др. - Вологда: ВИРО, Департамент образования Вологодской обл. - 2010. - 32 с.