Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессиональной подготовки)'

Особенности психологического сопровождения педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессиональной подготовки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессиональной подготовки)»

лективу, родителям, учащимся того, что они всегда будут «услышаны» (J. Sutcliffe, США, 2013).

Кроме того, зарубежные авторы выделяют такие качества руководителя, как толерантность, любовь к людям, харизматичность, способность завладевать доверием людей (C. Paine, K. Frederick, США, 2013).

Иными словами, изменяя социальную среду, отношение социума к инклюзии и к детям с нарушениями в развитии, руководитель, осуществляющий процесс создания «образования для всех», в наше время является «социальным архитектором».

Короче говоря, грамотный руководитель инклюзивного образовательного учреждения, обладающий или, по крайней мере, активно развивающий в себе вышеперечисленные личностные качества, может успешно создать атмосферу, способствующую максимальной реализации потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В.Н. Поникарова

Череповецкий государственный университет

Особенности психологического сопровождения педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессиональной подготовки)

Инклюзивное образование активно занимает ведущие позиции в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования России, как и в других странах мира. Успех инклюзивного образования во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса.

В России отмечается насущная потребность в обеспечении образовательных организаций страны (от дошкольных до учреждений высшего профессионального образования) педагогами, готовыми к осуществлению инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

В процессе осуществления инклюзивного образования, которое пронимается нами как реализация, исполнение обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, возникает ряд объективных и субъективных трудностей, препятствующих его нормативному исполнению (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарова и др.).

В процессе работы с лицами с ОВЗ педагоги испытывают существенные физические, психические и психологические перегрузки, что ведет к проявлениям эмоционального напряжения и перенапряжения -формированию синдрома эмоционального выгорания, профессионального выгорания и профессиональной деформации (В.Д. Брагина, В.Н. Поникарова, Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин, Л.В. Чернышева, И.И. Юдин, Т.Н. Юдина и др.). Существенные трудности также вызывает проблема принятия педагогами (особенно не имеющими дефектологического образования) лиц с ОВЗ, понимания их проблем и имеющихся возможностей, а также неумения (и/или нежелания) предупреждать указанные проблемы.

238

Опытно-экспериментальное изучение педагогов проводилось в течение 10 лет. Экспериментальная выборка исследования составила 1500 испытуемых. Сравнительный анализ результатов показывает, что у педагогов специального и массового образования сходным является преобладание продвинутого уровня результатов. Можно отметить, что у педагогов специального образования эти показатели более высокие, чем у их коллег - педагогов массового образования. То же касается и уровня оптимальных результатов по всем блокам, за исключением аффективного. Следовательно, педагоги специального образования обладают более выраженной мотивацией осуществления профессиональной деятельности педагога интегрированного и инклюзивного образования, более широкими знаниями о специфике данного образования, в то же время показатели фрустрационной толерантности у них несколько ниже, чем у педагогов массового образования.

Подготовка будущих специалистов и переподготовка уже работающих требует помощи со стороны психологов, осуществления психологического сопровождения. Под системой психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров к осуществлению инклюзивного образования нами понимается результат и процесс взаимодействия ряда специалистов, направленный на формирование профессиональной готовности кадров к осуществлению инклюзивного образования.

Целью психологического сопровождения является формирование готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Содержание психологического сопровождения составляют направления, методы, формы и условия психологического сопровождения.

Направления психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования включают: горизонтальное (модули сопровождения) и вертикальное сопровождение (стадии становления профессионала), «диагональное» сопровождение в рамках формирования соответствующих структурных компонентов психологической готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в системе инклюзивного образования.

Горизонтальное направление психологического сопровождения осуществляется на каждой стадии становления профессионала и включает следующие модули: диагностика, проектирование, реализация и рефлексия.

Диагностический модуль психологического сопровождения предполагает диагностику профессионально важных качеств, диагностику готовности к осуществлению инклюзивного образования, которые осуществляются в рамках деятельности психолога и клинического психолога.

Проектировочный модуль психологического сопровождения включает определение целей, направлений, задач, методов, механизмов, принципов психологического сопровождения и предполагает совместную деятельность всех специалистов.

239

Модуль реализации психологического сопровождения также включает совместную деятельность всех специалистов, но с дифференциацией ее видов. Так, психологическое консультирование осуществляет клинический психолог; психологический тренинг проводят психолог и клинический психолог; психологическую коррекцию осуществляют клинический психолог, специалисты по БОС-терапии, реабилитолог; психологическое просвещение и психологическую профилактику осуществляют все заявленные специалисты.

Рефлексивный модуль психологического сопровождения предполагает определение результатов психологического сопровождения в целом, осуществляется в рамках деятельности психолога и клинического психолога, но могут подключаться все специалисты.

Вертикальное сопровождение также включает в себя ряд этапов. Каждый из этапов сопровождения имеет собственное содержание, соответствующее стадии становления профессионала: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование.

Каждый из этапов сопровождения имеет собственное содержание на соответствующей стадии становления профессионала.

Содержанием I этапа является установление контакта, выявление и осознание клиентом (клиентами) проблемы (проблемной ситуации), диагностика индивидуальных стилей профессиональной деятельности, определение возможных форм психологической помощи.

II этап предполагает формирование профессиональной готовности педагога инклюзивного образования.

III этап включает стабилизацию индивидуальных стилей профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования.

IV этап предполагает расширение возможностей педагога инклюзивного образования в профессиональной деятельности.

«Диагональное» направление психологического сопровождения предполагает формирование соответствующих компонентов профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного образования: ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и аффективного.

В ходе психологического сопровождения осуществляется взаимодействие специалистов.

Организация психологического сопровождения была реализована в форме психолого-педагогического семинара, включающего просветительский и прикладной этапы.

В ходе просветительского этапа использовался семинар-практикум, включающий взаимосвязанные и взаимно-дополняющие методы, такие как: проблемная микролекция - лекционная форма, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой исследовательской деятельности; доклад по материалам статьи (исследования); анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с варианта-

240

ми разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи; дискуссия, включающая элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем; «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения и другие.

На просветительском этапе давались представления о формировании готовности к осуществлению инклюзивного образования на разных этапах профессионального становления специалиста.

Проведенная оценка эффективности внедрения модели психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования с помощью методов многомерного математико-статистического анализа показала наличие положительной динамики в полученных результатах. По данным контрольно-оценочного эксперимента, отмечается рост как количественных, так и качественных показателей готовности к осуществлению педагогической деятельности инклюзивного образования.

Н.А. Прохорова

старший воспитатель, Детский сад № 10 «Радуга» г. Кольчугино, Владимирская обл.; руководитель районного методического объединения воспитателей коррекционных групп ДОУ

Методическое объединение воспитателей коррекционных групп:

первые шаги на сложном пути

По инициативе методического кабинета управления образования администрации Кольчугинского района в 2011-2012 учебном году было создано районное методическое объединение воспитателей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений. Это решение было продиктовано острой необходимостью повышения уровня дефектологических знаний воспитателей, работающих с детьми с особыми педагогическими потребностями. Основными задачами методического объединения стали изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих работу коррекционных групп, знакомство с Международной классификацией болезней (10-й пересмотр-МКБ-10), изучение психологопедагогических «портретов» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями. На заседаниях РМО воспитатели знакомятся со спецификой работы в группах для детей с ОВЗ, изучают нормативные документы, регламентирующие деятельность коррекционных групп и делятся своим опытом организации образовательной деятельности. Инклюзивное образование уверенно входит в жизнь. В нашем городе все больше детских садов в свой состав включают группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.