ми разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи; дискуссия, включающая элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем; «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения и другие.
На просветительском этапе давались представления о формировании готовности к осуществлению инклюзивного образования на разных этапах профессионального становления специалиста.
Проведенная оценка эффективности внедрения модели психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования с помощью методов многомерного математико-статистического анализа показала наличие положительной динамики в полученных результатах. По данным контрольно-оценочного эксперимента, отмечается рост как количественных, так и качественных показателей готовности к осуществлению педагогической деятельности инклюзивного образования.
Н.А. Прохорова
старший воспитатель, Детский сад № 10 «Радуга» г. Кольчугино, Владимирская обл.; руководитель районного методического объединения воспитателей коррекционных групп ДОУ
Методическое объединение воспитателей коррекционных групп:
первые шаги на сложном пути
По инициативе методического кабинета управления образования администрации Кольчугинского района в 2011-2012 учебном году было создано районное методическое объединение воспитателей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений. Это решение было продиктовано острой необходимостью повышения уровня дефектологических знаний воспитателей, работающих с детьми с особыми педагогическими потребностями. Основными задачами методического объединения стали изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих работу коррекционных групп, знакомство с Международной классификацией болезней (10-й пересмотр-МКБ-10), изучение психологопедагогических «портретов» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями. На заседаниях РМО воспитатели знакомятся со спецификой работы в группах для детей с ОВЗ, изучают нормативные документы, регламентирующие деятельность коррекционных групп и делятся своим опытом организации образовательной деятельности. Инклюзивное образование уверенно входит в жизнь. В нашем городе все больше детских садов в свой состав включают группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
241
Здесь следует выделить основные направления работы: речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития.
Перед педагогическими коллективами встают задачи по организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ. В рамках работы районного методического объединения воспитателей коррекционных групп ДОУ г. Кольчугино Владимирской области ведется большая работа по ознакомлению педагогов с методиками коррекционной работы и организацией педагогических условий при реализации ООП ДОУ для детей с ОВЗ. Инклюзия - это процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, обеспечение равных прав и равных возможностей для людей с отклонениями в развитии и обычных членов социума. Для ребенка с отклонениями в развитии инклюзия, прежде всего, означает включение его в коллектив обычных сверстников и возможность получить полноценное образование, независимо от его состояния здоровья, уровня развития и прочих различий. Инклюзивное образование предполагает создание образовательного пространства, в котором могут совместно получать качественные знания «особые» дети и их обычные сверстники. Нам следует научиться воспринимать индивидуальные особенности тех или иных детей не как проблему для их адаптации и образования, а как возможность более глубокого познания процессов образования и обучения. Это становится возможным только при создании соответствующих условий, учитывающих особенности каждой категории детей, их коммуникативной, когнитивной, двигательной сфер деятельности. В детских садах, где обучаются воспитанники с ОВЗ, возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения. Это система профессиональной деятельности специалистов ДОУ, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка. Вся работа ДОУ по сопровождению семьи с ОВЗ строится на основании программы, которая разрабатывается всеми специалистами детского сада. Следует отметить, что данная работа строится на интеграции сотрудников ДОУ и состоит из четырех направлений:
педагогический мониторинг - изучение своеобразия семей, их потребностей, запросов, проблем; изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваемости в ДОУ за предыдущий период времени; отслеживание динамики физического развития детей и т. д. Результаты работы ДОУ и семьи (промежуточные) отслеживаются на ПМПК, на основании рекомендаций которого строится дальнейшая работа всех специалистов ДОУ;
педагогическое образование - формирование у родителей знаний об особенностях детей с ОВЗ, способах их коррекции. Старшая медсестра, инструктор по физической культуре, педагог-психолог планируют свою работу таким образом, чтобы полнее донести информацию до родителей о состоянии здоровья детей и его укреплении, специалисты ДОУ проводят мастер-классы, семинары-практикумы;
242
педагогическая поддержка - индивидуальная адресная помощь по данному вопросу - индивидуальные консультации в рамках консультативного пункта, выпуск памяток, буклетов, рекомендаций;
педагогическое партнерство - объединение усилий для коррекции нарушений у детей, приобщение родителей к педагогическому процессу.
Считаем, что в процессе такого сотрудничества детского сада с семьей у родителей появляется реальная возможность обмениваться друг с другом и с педагогами опытом организации коррекционных игр и упражнений с детьми дома, способами оздоровления и закаливания дошкольников и тем самым пропагандировать наиболее действенные средства семейного воспитания.
Кроме того, необходимо вести большую просветительскую работу в обществе, с тем, чтобы сломать сложившиеся стереотипы о необходимости изоляции «особых» детей от обычных сверстников. Надо всячески поддерживать любые положительные попытки сверстников и взрослых вступать в коммуникацию с такими детьми, поощрять интеграцию этих детей в общество. Мы должны создать возможность любому педагогу, столкнувшемуся в своей работе с «особым» ребенком получить всестороннюю помощь и поддержку в приобретении знаний и навыков работы по инклюзивному образованию.
Не только педагоги, но и семья «особого» ребенка должна быть подготовлена к работе по интеграции его в общество сверстников и социум. К сожалению, часто родители не могут адекватно оценить, что в поведении ребенка связано с его органическими проблемами, что является недостатком воспитания - родительской педагогической некомпетентностью.
Очень часто родители находятся в стрессовой ситуации, имея детей с патологиями в развитии, и не могут адекватно оценить, что некоторые недостатки ребенка вторичны, и связаны с их желанием ограничить свое чадо от всех невзгод и трудностей на жизненном пути, а это, в свою очередь, может привести к незрелости эмоционально-волевой сферы, что еще больше осложнит процессы инклюзивного образования. Родителям необходимо помнить, что любые неадекватные методы воспитания наносят вред формирующейся личности ребенка и могут повлиять на его психическое здоровье. Следовательно, только совместные усилия педагогов, специалистов и семьи могут дать желаемые результаты по интеграции ребенка в общество обычных сверстников и в мир взрослых.
Успех инклюзивного образования зависит также от адаптации среды к данному конкретному ребенку, находящейся в ней. Программа должна быть тщательно спланирована для достижения конкретных целей обучения индивидуума.
243