Научная статья на тему 'Инклюзивная практика в системе дошкольного образования'

Инклюзивная практика в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
331
Поделиться
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ФГОС ДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грознова Ольга Алексеевна

В статье приведены примеры включения инклюзивной практики в систему дошкольного образования. А также рассмотрены цели и принципы инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС ДО

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грознова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Инклюзивная практика в системе дошкольного образования»

Инклюзивная практика в системе дошкольного образования

Грознова О. А.

Грознова Ольга Алексеевна /Groznova Ol'ga Alekseevna -старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1», г. Камызяк, Астраханская область

Аннотация: в статье приведены примеры включения инклюзивной практики в систему дошкольного образования. А также рассмотрены цели и принципы инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС ДО. Ключевые слова: инклюзивное образования, дети с ОВЗ, ФГОС ДО.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155), где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым относятся также дети с задержкой психического развития (далее ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка).

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушением речи (логопаты);

4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5) дети с умственной отсталостью;

6) дети с задержкой психического развития;

7) дети с нарушением поведения и общения;

8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

• снижение работоспособности;

• неустойчивость внимания;

• более низкий уровень развития восприятия;

• недостаточная продуктивность произвольной памяти;

• отставание в развитии всех форм мышления;

• дефекты звукопроизношения;

• своеобразное поведение;

• бедный словарный запас;

• низкий навык самоконтроля;

• незрелость эмоционально-волевой сферы;

• ограниченный запас общих сведений и представлений.

Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и использование педагогом разнообразных методов и средств работы специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста -установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. (Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». - М., 2009. Прочухаева М. М., Бородин М. В. С. 12)

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с определенными особенностями в развитии. Совместное обучение обычных детей и детей с проблемами в развитии - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. Данные дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребенок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, т. е. это специализированные дошкольные группы, школы, различные учреждения компенсирующего типа. Выходя в мир после специализированных учреждений, ребенок с ограниченными возможностями здоровья абсолютно не подготовлен для жизни в обществе обычных людей, а его особенности еще и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Ведь учится такой ребенок порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но очень остро чувствует недоброжелательность, настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Поэтому немаловажной задачей при введении инклюзивного образования является воспитание готовности общества к тому, что рядом с детства будут находиться дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные проблемы. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера, как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. В свою очередь, детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками дает возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.

Нельзя не оценить и тот момент, что инклюзивное воспитание и образование дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, дает возможность стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.

Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов по поводу дальнейшей жизни в окружающем мире. Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, которой необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

И как уже говорилось, инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т. е. активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе ДОУ.

Она должна быть доступной и развивающей. Необходимо хорошее современное оборудование для игротерапии, музыкальной терапии и т. д. И важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приемами Монтессори-педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги должны обеспечить детям с проблемами в развитии психологический настрой на преодоление возможных трудностей.

В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребенка, внедряется модульная организация образовательных программ. Все это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Это можно пронаблюдать на детях, которые имея определенные проблемы в развитии, иногда попадают в обычные группы детского сада. Приведу пример. В наш детский сад в 2008 г. пришел ребенок Андрей Ш. с диагнозом ЗПР. Он очень отличался от сверстников, не усваивал возрастной программный материал, имел еще и запись в медицинской карте «немотивированная агрессивность». После периода адаптации специалистами ДОУ был разработан индивидуальный образовательный маршрут с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, направленный на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту, но еще не возникли. Задачи индивидуальной программы развития решались на индивидуальных занятиях узких специалистов и на групповых воспитателями группы. Конечно, индивидуальные занятия много дали развитию ребенка, но занятия в группе обычных детей оказывали неоценимый действие. Андрей, используя навык подражания сверстникам, быстрее усваивал новый материал, приобретал навыки коммуникативного общения, стабилизировалась его эмоциональная сфера.

Занятия с включением анималотерапии приносили благотворные плоды. Ребенок стал проявлять терпимость к сверстникам, меньше конфликтовать, стал более доброжелателен и открыт. У сверстников также воспитывалось толерантное отношение, доброжелательность, готовность прийти на помощь, адекватное восприятие нестандартного поведения особенного ребенка.

Ребенок в итоге был выпущен в обычную школу, нормально адаптировался. Это стало результатом того, что мальчик не был изолирован от обычного общества, в его круг общения входили обычные дети, развивающая среда способствовала возрастной социализации, и он более уверенно войдет в следующий этап своей жизни в окружающем обществе. В работе с родителями таких детей от педагогов требуется особая тактичность. Как правило, у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему отклонения в развитии.

На этой основе формируется определенный стиль родительского взаимоотношения - гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм). Грамотно подготовленный воспитатель в процессе сотрудничества с такими родителями должен обратить их внимание на наличие больших возможностей развития ребенка, создать у них соответствующие педагогические установки, донести до них, что посильно их ребенку в данный момент, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.

Литература

1. Борисова Н. В., Прушинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - М., 2009.

2. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. - 2001. № 1.

3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. - М., 2008.

4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // сб. статей под ред. Е. Н. Кутеповой. - М., 2010.

5. Бурлова Н. Б. Социальная защита детства / Н. Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2012, № 10. - С. 56-60.

6. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2012, № 7. - С. 42-45.

7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.