Научная статья на тему 'Изучение профессионального копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № 14. 740. 11. 0776'

Изучение профессионального копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № 14. 740. 11. 0776 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СТИЛИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / TEACHERS / INCLUSIVE EDUCATION / COPING-BEHAVIOR / STYLES OF COPING-BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поникарова Валентина Николаевна

В статье представлена актуальная проблема выявление и анализ особенностей копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Автор раскрывает особенности копинг-поведения поведения педагогов, выбор стратегий совладания, дает характеристику стилей копинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поникарова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение профессионального копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № 14. 740. 11. 0776»

Литература

1. Бижков, Г. Сравнително образование / Г. Бижков,

Н. Попов. - София, 1999.

2. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом / В.А. Капранова. - Минск, 2004.

3. Литаврин, Г. Краткая история Болгарии (С древнейших времен до наших дней) / Г. Литаврин. - М., 1987.

4. Панайотов, Ф. България 20 век / Ф. Панайотов. -София, 1999.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

6. Пиров, Г. Сто години сравнителна педагогика / Г. Пиров, 2000.

7. Попов, Н. Образователни системи в Европа / Н. Попов, Г. Бижков. - София, 1997.

УДК 371.96

В.Н. Поникарова

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

на 2009 - 2013 гг.», ГК № 14.740.11.0776

В статье представлена актуальная проблема - выявление и анализ особенностей копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Автор раскрывает особенности копинг-поведения поведения педагогов, выбор стратегий совладания, дает характеристику стилей копинга.

Педагоги, инклюзивное образование, копинг-поведение, стили копинг-поведения.

The article deals with the problem of revealing and analysing the features of teachers’ coping-behavior in the conditions of transition to inclusive education. The author reveals the features of teachers’ coping-behavior, the choice of coping strategies, and gives the characteristic of coping styles.

Teachers, inclusive education, coping-behavior, styles of coping-behavior.

В настоящее время понятие «копинг-поведение» (coping behavior) используется для описания характерных способов адаптивного поведения человека в различных стрессовых ситуациях [3]. Основными задачами копинг-поведения являются: быстрая адаптация человека к проблемной, кризисной ситуации, которая позволяет ему ослабить или смягчить ее требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение, и, таким образом, сделать максимально успешным поиск конструктивного решения, осуществить корректировку самооценки или регулирование взаимоотношений с окружающими.

Классификация копинг-поведения может осуществляться на основании продуктивности - непродуктивности [12]. Продуктивное копинг-поведение обеспечивает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макро-социальной среды, с творческой переработкой ситуации, обеспечивающей наиболее оптимальное соматическое, личностное и социальное функционирование личности. Относительно продуктивное копинг-поведение обеспечивает личности довольно эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психичес-кого напряжения. Соответственно, непродуктивное копинг-поведение не обеспечивает в полной мере выработку адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макросоци-альной среды, что приводит к нарушению процессов соматического, личностного и социального

функционирования. Но при этом личность может не испытывать выраженного дискомфорта и даже, наоборот, может считать себя вполне успешной и адаптированной.

Персональные особенности копинг-поведения можно описать через его стили, которые вносят индивидуально-типологические особенности в совла-дание. К таким стилям относятся: креативный, адаптивный, условно адаптивный и дезадаптивный.

Представим характеристику отдельных стилей копинг-поведения.

Креативный стиль копинг-поведения характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей; адекватным использованием паттернов копинг-поведения в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью; выраженной наступательностью в решении проблем. Креативный стиль обеспечивает гибкое, мобильное совладание в условиях проблемной ситуации с использованием уже имеющихся паттернов копинг-поведения и созданием новых. Характерно свободное освоение и создание собственных продуктивных паттернов копинг-поведения.

Адаптивный стиль копинг-поведения характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей; адекватным использованием паттернов копинг-поведения в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Характерны сбалансированные показатели наступательно-сти в решении проблем. Адаптивный стиль также

обеспечивает достаточно мобильное совладание в условиях проблемной ситуации с использованием уже имеющихся и хорошо освоенных паттернов копинг-поведения.

Условно адаптивному стилю копинг-поведения присущи определенные трудности при выполнении профессиональных обязанностей. Отмечается умеренная наступательность в решении проблем. Условно адаптивный стиль предполагает недостаточное совладание в условиях проблемной ситуации с использованием уже имеющихся недостаточно гибких паттернов копинг-поведения.

Дезадаптивный стиль копинг-поведения характеризуется выраженными трудностями в совладании. Отмечается тенденция к отказу от деятельности при неудаче или чрезмерная наступательность в решении проблем. Дезадаптивный стиль не обеспечивает адекватное совладание в условиях проблемной ситуации вследствие использования ригидных паттернов копинг-поведения.

Продуктивное копинг-поведение включает креативный и адаптивный стили, относительно продуктивное - условно адаптивный, непродуктивное - дезадаптивный стиль. Однако, на наш взгляд, относительно продуктивное копинг-поведение может быть реализовано и через адаптивный и условно адаптивный стили копинг-поведения, а непродуктивное -через условно адаптивный и дезадаптивный стили.

Проблемные ситуации, требующие совладания, часто возникают в профессиональной деятельности. В связи с этим вопросы профессионального копинга изучались у педагогов, врачей, юристов и т.д. (М.В. Борисова, С. А. Лигер, ДР.Мерзлякова, А. А. Чазова и др.).

Становление, развитие и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями подразумевает под собой процесс его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Именно такое устойчивое представление сформировалось в педагогическом сознании в современных условиях. Ребенок с особыми образовательными потребностями является объектом и субъектом целенаправленного педагогического воздействия. В результате этого происходят изменения в его личности, способствующие его личностному, познавательному и эмоциональному развитию, определение коррекционных и компенсаторных возможностей ребенка с конкретными нарушениями в соответствии с их структурой и социально-личностными условиями их проявления (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Ма-лофеев, В.Н. Поникарова).

Современная социальная ситуация предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического, психического, социального здоровья педагогов, так как постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, к эмоциональному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), что отражается на результатах их деятельности.

Вхождение России в мировое сообщество, ратификация международных документов, регламентирующих права детей с ограниченными возможно-

стями здоровья, требуют подготовки специалистов, готовых эффективно работать с данной категорией детей в условиях инклюзивного образовательного пространства [4].

Научные и педагогические кадры, готовые действенно и эффективно осуществлять инклюзивную направленность современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждаются в многоуровневой и системной подготовке

[5].

Переход к инклюзивному образованию выдвинут в качестве одной из главных стратегий развития образования и рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. В связи с этим актуальным представляется изучение профессионального копинг-поведения пе-дагогов-дефектологов.

В констатирующей части исследования участвовало 14б0 испытуемых. Экспериментальную группу (950 человек) составили 200 студентов - будущих дефектологов и 750 педагогов-дефектологов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Республики Коми. Контрольную группу (510 человек) составили 150 студентов -будущих специалистов в области дошкольного и начального образования, 200 педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 1б0 учителей муниципальных школьных образовательных учреждений Вологодской и Архангельской областей.

Для изучения профессионального копинг-

поведения (ПКП) педагогов-дефектологов нами использовались следующие методики.

Первая группа методик была направлена на изучение структуры и особенностей базисных стратегий копинг-поведения педагогов-дефектологов (доминирующие копинг-стратегии и индивидуальные особенности стиля копинг-поведения).

Вторая группа предполагала изучение особенностей профессионального поведения педагогов-дефектологов (тип профессионального поведения; причины профессиональных и организационных трудностей в условиях инклюзивного образования).

Третья группа методик использовалась для изучения копинг-ресурсов педагогов-дефектологов (оценка профессионально-значимых качеств педагога; выбор педагогической системы в условиях перехода к инклюзивному образованию; фрустрационная толерантность; уровень субъективного контроля; уровень самоактуализации; оценка уровня освоения образовательных компетенций в условиях перехода к инклюзивному образованию) [9].

Изучение результатов констатирующего эксперимента позволило выявить, что у 29,9 % педагогов-дефектологов ПКП является непродуктивным, у 53,3 % ПКП характеризуется как относительно продуктивное и у 1б,8 % - как продуктивное.

У педагогов массовых учебных заведений непродуктивное ПКП выявлено у 37,5 % испытуемых, относительно продуктивное ПКП - у 47,1 %, продуктивное - у 15,4 % педагогов.

Использование критерия х2 показало статистически значимые различия (х2 = 3,9 значимо при p < < 0, 05).

У педагогов-дефектологов с непродуктивным поведением мы отметили преимущественно дезадап-тивный стиль ПКП (17,б %). У испытуемых с относительно продуктивным ПКП доминирует условно адаптивный стиль ПКП (22,1 % испытуемых). Продуктивное поведение представлено в основном адаптивным стилем (1б,8 % испытуемых).

У педагогов массовых учебных заведений с непродуктивным поведением мы отметили преимущественно дезадаптивный стиль ПКП (23,5 %). У испытуемых с относительно продуктивное ПКП включает как условно адаптивный стиль, так и адаптивный стиль ПКП (22,1 % испытуемых). Продуктивное поведение представлено также в основном адаптивным стилем (15,4 % испытуемых).

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показывает, что количественные показатели продуктивного поведения у педагогов-дефектологов и педагогов массовых учебных заведений различаются незначительно (1б,8 и 15,4 % соответственно), тогда как показатели непродуктивного поведения составляют 29,9 и 37,5 %.

Качественный анализ результатов позволяет сделать вывод, что у педагогов-дефектологов в большей степени представлены такие компоненты продуктивного поведения, как: выбор конструктивных преобразующих стратегий копинга, ориентировка на решение проблемы или поиск социальной поддержки при разрешении проблемных ситуаций в условиях перехода к инклюзивному образованию. В большей степени также представлен креативный стиль ко-пинг-поведения, позволяющий творчески разрешать возникающие проблемы. Большинство педагогов-дефектологов характеризуется средним уровнем значимости профессиональной деятельности при значительной субъективной значимости таковой. В целом, в условиях трудной ситуации педагоги предпочитают проблемный анализ и поиск социальной поддержки.

У педагогов массовых учебных заведений ко-пинг-поведение можно охарактеризовать как достаточно активное, но не чрезмерно. Это обусловлено наличием интересов, лежащих за пределами профессиональной деятельности. Разрешение конфликтов достигается через изменение собственных ожиданий, а не самой ситуации. Проявляется в стремлении понизить степень трудности обстоятельств. Педагогу легче измениться самому, чем изменить условия жизнедеятельности. Другими словами, происходит адаптация личности под обстоятельства. Предпочитаемыми стратегиями копинга являются конструктивные приспособительные стратегии и неконструктивные преобразующие стратегии.

В целом, для педагогов массовых учебных заведений характерно доминирование относительно продуктивного и непродуктивного копинг-поведения.

На основании данных констатирующего эксперимента нами разработано примерное содержание формирования продуктивного профессионального

копинг-поведения у педагогов-дефектологов в условиях перехода к инклюзивному образованию.

Цель предполагает формирование и использование педагогами компетенций ПКП, необходимых в условиях перехода к инклюзивному образованию. К указанным компетенциям мы отнесли такие, как: устойчивое стремление к профессиональнопедагогической деятельности (в том числе в условиях инклюзивного образования); личностную ценность педагогического труда и возможность самовыражения в нем, наделение его личностным смыслом собственного существования; владение фундаментальными и прикладными психологопедагогическими знаниями; совокупность профессионально значимых умений, связанных с организацией процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ - проективные, конструктивные, аналитикодиагностические и др.

Задачи формирования продуктивного профессионального копинг-поведения включают формирование ценностных ориентаций: осознание значимости деятельности педагога в условиях инклюзивного образования; формирование системы знаний по феноменологии копинг-поведения; формирование умений дифференциации непродуктивного, относительно продуктивного и продуктивного профессионального копинг-поведения; формирование умений адекватного выбора паттернов продуктивного профессионального копинг-поведения в ситуациях, связанных с педагогической деятельностью и т.д.

Форма подготовки педагогов реализуется на мак-ро и мезоуровнях. На макроуровне - это очные и заочные формы обучения, сокращенные программы и программы повышения квалификации. На мезоуров-не форма подготовки - это образовательные технологии, используемые при подготовке педагогов. В качестве методов обучения используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

Итак, профессиональное развитие педагога связано с развитием тех или иных способов преодоления трудностей, с которыми он встречается в своей профессиональной деятельности. В научной литературе профессиональное становление представляется двояким образом: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Однако представление о профессиональном развитии педагога не сводимо ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам.

Профессиональное развитие педагога может проходить в рамках адаптивного поведения и собственно профессионального развития. Способ преодоления педагогом трудностей, преодоление собственных пределов можно связать с использованием той или иной модели профессионального развития и использованием различных копинг-стилей, копинг-стратегий деятельности и особенностями использования средовых и личностных копинг-ресурсов, что приобретает особую значимость в условиях перехода к инклюзивному образованию.

Литература

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - Т. 15. - С. 3 - 18.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96 - 103.

3. Белинская, Е.П. Совладание как социальнопсихологическая проблема / Е.П. Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2009. - № 1 (3). - URL: http://psystudy.ru

4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы».

5. Денисова, О.А. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, А.П. Коновалова, В.Н. По-никарова и др. / под общ. ред. О.А. Денисовой. - Череповец, 2007.

6. Лигер, С.А Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностнопрофессиональное развитие врача: дис. ... канд. психол. наук / С. А. Лигер. - Бишкек, 1997.

7. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекци-

онной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. -1996. - № 1. - С. 3 - 10.

8. Мерзлякова, Д.Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: дис. ... канд. психол. наук / Д.Р. Мерзлякова. - Ижевск, 2006.

9. Поникарова, В.Н., Брагина, В.Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефекто-логов на разных этапах их профессионального становления / В.Н. Поникарова, В.Д. Брагина. - Череповец, 2010.

10. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. - № 181-ФЗ, ст. 4563.

11. Чазова, А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: дис. ... д-ра психол. наук / А.А. Чазова. - М., 1998.

12. Heim, E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping / Heim E. // Psychother., Psycho-som., med. Psychol. - 1988. - № 1. - Р. 8 - 17.

13. Lasarus R.S., Folkman S. The Concept of Coping / R.S. Lasarus, S. Folkman // Stress and Coping: an anthology. -N.Y., 1991. - P. 189 - 206.

УДК 373.5.016:78

Т.Н. Редреева

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.М. Кашапова

МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В статье рассматривается структурно-функциональная модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы. Особое внимание автором уделено взаимозависимости компонентов, формирующих оценочное представление о мировоззренческой системе на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства, способствующего будущей успешной социализации младшего школьника в современном обществе.

Социализация, музыкальное образование, структурно-функциональная модель, семья, школа, педагогические условия.

The structural and functional model of the younger schoolchildren’s socialization by means of music art through the co-operation of family and school is considered in the article. The author pays special attention to the cooperation of components which form the estimate presentation about the world-outlook system based on the usage of the transformative potential of music art contributing to the young schoolchildren’s socialization in the modern society.

Socialization, music education, the structural and functional model, family, school, educational conditions.

В настоящее время в системе российского образования происходит кардинальная структурная модернизация, обусловленная потребностью государства в социально-активных, творчески мыслящих, гуманистически ориентированных членах общества. В этой связи настоятельной необходимостью становится задача всестороннего и полноценного развития личности ребенка.

Следует отметить, что семья и школа выступают значимыми институтами социализации в период становления личности индивида. Поэтому важно, чтобы процесс воспитания ребенка был совместным, целенаправленным, продуктивным и давал положительные результаты. Особое место такой стратегии отведено в Концепции федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования, где в содержании ключевых задач отмечено социальное становление человека как «...формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил» [6, с. 17].

Сущностный смысл социализации обуславливает междисциплинарный характер самого процесса, а соответственно, и связанные с ним проблемы и отдельные аспекты, которые изучают философы, этнологи, социологи, психологи, педагоги, представители других наук: К.А. Альбуханова-Славская, Л.Л. Боч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.