дентов пользовались учебной и искусствоведческой литературой, все - источниками из интернета. Так как студенты сформировались в отдельные творческие группы, проявились их организаторские, коммуникативные и лидерские способности. К назначенному сроку были готовы все разработки.
В результате сравнения показателей исходного и конечного этапов исследования в контрольной и экспериментальной группах, получена следующая динамика развития уровней сформированности профессиональной компетенции будущих дизайнеров (см. таблицу).
Результаты исследования уровня компетенции в процессе творческой работы
Уровень компетенции До экснеримента, % В конце эксперимента, %
контрольная грун-па экспери- менталь- ная группа контрольная грун-па экспери- менталь- ная группа
1. Творческий (очень высокий) 3,1 3,5 12,5 34,5
2. Активнопоисковый (высокий) 15,б 13,8 37,5 48,3
3. Подражательный (средний) 34,4 37,9 31,2 17,2
4. Пассивный (низкий) 4б,9 44,8 18, 8 Q
В ходе анализа результатов эксперимента выявлено, что по сравнению с традиционным проектноисследовательский подход к подготовке бакалавров позволяет повысить профессиональную компетентность будущих дизайнеров, способствует формированию их способности осуществлять профессио-
нальную деятельность на качественно высоком уровне. Таким образом, в процессе учебной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию профессионально-направленного мышления у бакалавра дизайна. Следовательно, обучение должно носить целостный, развивающийся характер. Роль преподавателя заключается в постановке познавательных задач и формировании у студентов потребности к самостоятельному поиску информации. Изучение дисциплины «История искусств» необходимо направить не только на освоение узких знаний в области культуры и искусства, но и на умение их применить на практике, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности с целью создания высокохудожественных дизайнерских произведений.
Литература
1. Дунченко, Н.И. Инновационные подходы к формированию образовательной программы / Н.И. Дунченко, Л.В. Калинина, А.В. Ионов // Компетентность. - 2009. -№ 5 (66). - С.17 - 22.
2. Качалов, А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза / А.В. Качалов // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - №1/2 (62). - С. 212 - 217.
3. Технологическое образование: проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / под общ. ред. П.А. Петрякова. - Вел. Новгород, 2008.
4. Дьяконов, С.Г. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С.Г. Дьяконов, А.Р. Тузиков, Р.И. Зинурова и др. // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 3 - 15.
5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М., 2005.
6. Тухбатуллина, Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: монография / Л.М. Тухба-туллина, Л.И. Гурье. - Казань, 2010.
УДК 37.012.5
А.В. Назаренко
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.С. Тюнников
СТАНОВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В БОЛГАРИИ (1918 - 1944 гг.)
В статье рассматриваются предпосылки появления и развитие в Болгарии сравнительной педагогики как отдельной научной отрасли и университетской дисциплины. Подробно анализируются первые лекционные курсы, монографии и статьи болгарских ученых по теме сравнительной педагогики в период с 1918 -1944 гг.
Сравнительная педагогика, сравнительное образование, Болгария, компаративистика, сравнение, лекционный курс, учебная дисциплина, научная область.
The article considers the prerequisites for the emergence and development of comparative pedagogy as a separate scientific field and university discipline in Bulgaria. The first lecture courses, monographs and articles of Bulgarian scholars on the topic of comparative pedagogy in the period from 1918-1944 are analysed in details.
Comparative pedagogy, comparative education, Bulgaria, comparative studies, comparison, lectures, an academic discipline, the scientific field.
В педагогической литературе существует два понятия, обозначающих сравнительные исследования в образовании: сравнительная педагогика и сравнительное образование. Сравнительное образование -употребляется в англоговорящих странах (Comparative education), франкоговорящих странах (education comparee), испаноговорящих странах (education comparativa), русскоговорящих странах (сравнительное образование); используется также в скандинавских странах и в большей части стран Центральной и Западной Европы, странах Ближнего и Среднего Востока, Китае и Японии.
Термин «сравнительная педагогика» употребляется в основном в Восточной и иногда в Западной Германии (Vergleichende Padagogik). Термин «сравнительная педагогика» являлся основным понятием для обозначения сравнительных исследований в образовании в Советском Союзе и в России до настоящего момента. Представители болгарской компаративистики предпочитают употреблять понятие «сравнительное образование», т.к. этот термин употребляется видными компаративистами во всем мире и «сравнительное образование», значительно шире, чем термин «сравнительная педагогика». Мы также склоняемся к употреблению термина «сравнительное образование», т.к. он является наиболее подходящим при проведении исследований работ зарубежных компаративистов.
Изучение генезиса более чем 100-летней истории болгарского наследия сравнительного образования помогает объяснить наиболее важные факты и процессы в современном образовательном пространстве. Исследования и фундаментальные труды болгарских ученых в области сравнительного образования, которые до сих пор лишь кратко упоминались в русских педагогических энциклопедиях, помогут исследовать национальную историю образования близкого по культуре народа и улучшить понимание глобальных образовательных изменений.
Возникновению сравнительных исследований в Болгарии предшествовали исторические, социальноэкономические и образовательные предпосылки в разные периоды болгарской истории.
Начало современному высшему образованию в Болгарии положило открытие Софийского университета «Святого Климента Охридского» 1 октября 1888 г. Софийский университет начал свою работу с одним факультетом - историко-филологическим (1888) В последующие годы были открыты и другие отделения: физико-математический (1889), юридический (1892), медицинский (1918), богословский (1921), ветеринарный (1923) и агрономический (1924).
Период 1919 - 1923 гг. - период послевоенного политического кризиса и кризиса компаративистики. Во время Первой мировой войны в Болгарии происходит упадок образования, ухудшаются материальные условия образовательной деятельности, не представляется возможным сделать обязательное образо-
вание в начальной школе. Нестабильное политическое положение в стране послевоенного правительства (1918 - 1920 гг.) оказало еще более отрицательное влияние. Основной задачей министерства народного образования в Болгарии того времени было восстановление функционирования учебного процесса, остальные вопросы уходили на задний план.
В 1923 - 1924 гг. наступает время начала стабилизации капитализма в Болгарии, характеризующимся сильным подъемом сравнительных педагогических исследований. Преодоление стагнации дало возможность активизировать экономическую жизнь в стране, а это, в свою очередь, послужило предпосылкой к развитию болгарского образования. В стране усиливается потребность в более качественно подготовленных педагогах, экономистах и управленцах. Для выполнения этой задачи в Болгарии начинается обширное исследование зарубежного образовательного опыта. Большое значение имело установление сотрудничества Министерства образования Болгарии с Бюро Международного образования в Женеве сразу после его создания в 1925 г. Бюро издавало ежегодный журнал, где публиковали свои исследования болгарские ученые (Г. Пиров, Е. Бел-дедов, Л. Ванков и др.) Сотрудничество устанавливается и с другими центрами сравнительного образования. Так, например, Генчо Пиров специализировался в Международном Институте при Педагогическом колледже Колумбийского Университета; Н. Вылканова работала в Musee Pedagogique (Музее образования) в Париже. Таким образом, болгарские компаративисты исследовали не только общие процессы, происходящие в сфере образования, но и организацию учебного процесса в зарубежных учреждениях. Большое значение для развития компаративистских исследований имело «покровительство» министров народного образования Болгарии (Н. Найденов, А. Цанков, Т. Радев, Б. Филов). Появление публикаций о зарубежных образовательных системах в болгарских педагогических изданиях прямо или косвенно стимулировались правительством.
Особенно важным моментом для развития сравнительно-педагогических исследований было выделение и утверждение сравнительного образования как научной области и университетской дисциплины в 20-х гг. XX в. Инициатором этого научного события стал Академический Совет Софийского Университета, стремившийся расширить международные связи посредством научных командировок за рубеж, стажировок болгарских преподавателей в других странах, приглашений иностранных преподавателей в Болгарию, организаций международных конкурсов и симпозиумов. Настоящим событием для болгарских компаративистов стало посещение Болгарии профессором Колумбийского Университета Paul Monroe и проведение им нескольких лекций.
О степени развития сравнительно-педагогических исследований в Болгарии в 1919 - 1944 гг. можно судить по опубликованным материалам. Исследова-
ния по сравнительному образованию публикуются в периодических изданиях: «Училищен преглед» (1934
- 1943), «Свободно възпитание» (1922 - 1944), «Учителска мисъл» (1919 - 1934), «Народна целина» (1926 - 1929), «Народна просвета» (1928 - 1940). В этот период издаются монографии ученых, сделавших большой вклад в развитие сравнительного образования: Г. Пирьов «Новото образование в Новия свят» (Новое образование в Новом свете) (1933), «Цялостно образование» (1941); Сава Гановски «Об-разованието в Далечния изток» (Образование на Дальнем Востоке) (1937). Д. Кацаров, Х. Негенцов и Г. Пиров проводят в этот период лекционные курсы в Софийском Университете. Наиболее значимым для становления сравнительного образования как университетской дисциплины в Болгарии, стал курс Х. Негенцова по общей теории школьного управления.
Помимо вышеперечисленных ученых проблемами сравнительного образования в этот период занимались и другие исследователи. В. Йорданов изучал образовательное дело и педагогическую теорию в Германии, Румынии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Англии, а также (впервые для болгарской компаративистики) и Японии. Проявлял интерес к педагогической подготовке учителей за рубежом, к проведению международных педагогических конгрессов, что отразил в публикации «Педагогические конгрессы в европейских странах в 1924 г». Е. Бел-дедов публиковал свои материалы в болгарских периодических изданиях по педагогике, участвовал в международных конгрессах учителей средних учебных заведений, занимался проблемой подготовки школьных педагогов в Люксембурге, Югославии, Румынии, Англии, Италии. А. Босев с конца 30-х до начала 40-х гг. XX в. публикует серию материалов, посвященных образованию в Дании, Франции, Венгрии, Германии, проводит сравнение зарубежного дошкольного воспитания. Системное изучение воспитательных проблем в Бельгии, Англии, Франции в конце 20-хх гг. проводит Е. Златоустова. В 30-х гг. ее исследование географически включает страны: Польшу, Канаду, Португалию, Данию, Венгрию, Чехословакию, Германию. Исследователь касается проблем основного и среднего образования, обучения девочек, организации вступительных экзаменов, учебных планов и др.
В 40-х гг. XX в. болгарские компаративисты Г. Керемедчиев, И. Марков, С. Попов проводят исследования просветительских реформ и процесса развития высшего образования в США, Бельгии, Албании, Германии, Англии, Австрии, Польше. В книге «Образование на Дальнем Востоке» С. Попов на основе зарубежных источников рассматривает образовательные системы Китая, Японии, Турции от детских садов до научно-исследовательских институтов. Проблемой подготовки преподавателей в разных странах занималась Е. Бреянова (1937), идею «дидактического творчества» развивал Ц. Калянджиев, сравнение болгарской школы и среднего образования в Югославии занимался Б. Янчулев и другие исследователи. Но наибольший вклад в развитие срав-
нительного образования в период 1919 по 1944 гг. внесли Д. Кацаров, Х. Негенцов и Г. Пиров.
Димитор Кацаров в 1910 - 1948 гг. работал в Софийском университете (с 1930 г. профессор; ректор в 1942 - 1943 гг.). Его научные труды тесно связаны с преподавательской деятельностью. Ученый отмечал, что педагогика должна быть основана на экспериментальных исследованиях. Д. Кацаров развивал свои идеи по реформированию системы образования в Болгарии. В центре внимания его исследований была роль школы в решении проблем, связанных с профессиональной ориентацией. Он разработал многочисленные идеи, которые актуальны и сегодня. Кацаров пропагандировал идеи свободного воспитания. В 1922 - 1945 гг. он был редактором журнала «Свободное воспитание», в котором публиковал статьи болгарских педагогов, исследующих зарубежное образование. В журнале «Свободное образование» печатались важнейшие законы, тенденции в образовании всего мира. Он одним из первых в Болгарии разрабатывал проблемы воспитания детей с задержками психического развития. Подробно изучал и публиковал исследования образовательных систем Франции (1925), Австрии (1927), Италии (1927), США (1933).
Христо Негенцов - ученый, благодаря которому можно говорить о болгарском сравнительном образовании как о научной области и об университетской дисциплине. Его научную деятельность можно разделить на три периода.
1. Исследование образовательных систем Китая, Швейцарии, Югославии, США и др. Публикация более 20 статей в педагогических журналах Болгарии «Учительская мысль», «Образование», «Народная целина». В 1926 - 1927 гг., публикует серию статей объектом изучения, которых служило образование в Дании, Швеции, Норвегии.
2. Системное использование сравнения как основного метода научного исследования в образовательных явлениях. Яркий пример такого применения
- это сравнительное исследование Х. Негенцова «Учебное дело в Германии и США» (1926 - 1927 гг.). Эта работа может служить примером двустороннего сравнения стран. Ученый использовал следующие критерии для сравнения: единообразие воспитательной работы, распределение власти по регулированию образованием между народом и правительством, независимость педагогов, влияние церкви, совместное обучение мальчиков и девочек.
3. Разработка лекционного курса по общей теории образовательного процесса, которым Х. Неген-цов положил начало сравнительному образованию как университетской дисциплины. Содержание лекционного курса по общей теории образовательного процесса не отражало единого направления сравнительного образования того времени. Но в рамках своего курса Негенцов затрагивал организацию учебного процесса в разных странах: США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Дании, Швеции, СССР, Польши и др.
Х. Негенцов разделял свой лекционный курс на две основные части. В первой части он подробно
излагал развитие образовательного дела в XIX в. В этом блоке рассматривались: общественно-культурные основы школьной организации, наиболее важные элементы теории организации образовательного процесса, развитие профессионального образования в европейских государствах.
Во второй части внимание было обращено на теоретические вопросы учебного процесса, принципы и социальные основы школьной организации. Исследователь рассматривал образовательный процесс в разных странах через призму ответов на два вопроса: «Какое влияние оказывают на образовательный процесс экономические структуры государства?» и «Как реализуется принцип обязательного образования в этих странах?». В этой части лекционного курса Христо Негенцов представляет не только обзор воспитательной работы в каждой стране, но и широко использует метод сравнения как способ изучения образовательных проблем. Очевидно, что одна из частей лекционного курса по общей теории учебного процесса содержит в себе лекцию по сравнительному образованию.
Генчо Пиров - болгарский психолог и педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии и дефектологии, профессор, заместитель декана философско-исторического факультета Софийского университета. Пиров специализировался по педагогике и психологии в Колумбийском университете (США), что дало ему возможность изучить образовательный процесс в этой стране. Он был приверженцем американского образования, считал его образцовым. Типичная разработка сравнительного исследования отражена в статье «Выбор школы» (1935). В ней Г. Пиров рассматривает преемственность между начальной и средней школой, методы и критерии для отбора учащихся в разных странах: США, Англии, Швейцарии, Бельгии, Швеции, Германии, Испании, Австралии и др.
В научном труде «Обзор глобального образования» (1939) Г. Пиров представляет систему дошкольного среднего и высшего образования в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В публикациях «Сравнительная оценка дошкольного образования» (1939) и «Воспитательная работа в разных странах в 1934 - 1935 учебном году» ученый рассматривал различные компоненты зарубежных образовательных систем: бюджетные условия, начальное образование, среднее образование, высшие учебные заведения, подготовка педагогических кадров. Г. Пиров является автором двух книг по сравнительному образованию: «Новое образование Нового света» и «Целостное образование», где рассматривались идеи целостного образования и их практическое применение в Германии, Бельгии, США, СССР и Болгарии.
Исследователь рассматривал современное сравнительное образование в контексте условий, налагаемых западной наукой. Он считал, что это направление должно быть разработано и применяться в Болгарии. Его статья «Сравнительная педагогика и создание школ» - единственная в болгарской прессе в течение этого периода. В ней Г. Пиров раскрывает
сущность сравнительной педагогики как науки, ее значение при создании национального образовательного дела. Он отмечает, что изучение сравнительного анализа образования в различных странах экономит много дополнительных усилий, ведь можно учиться на опыте других стран, не допуская собственных подобных ошибок.
В период с 1919 по 1944 гг. компаративистские исследования в Болгарии увеличиваются по сравнению с предыдущими годами примерно на 80 %. Наиболее частым объектом исследования были образовательные системы в Германии (52 %), США (39 %), Англии (30 %), Франции (29 %), СССР (22 %) и т.д. Наиболее часто болгарские ученые исследовали зарубежное среднее образование (40 %), т.к. в Болгарии в этот период решались ключевые проблемы среднего образования. Материалов, касающихся вопросов начального обучения, насчитывалось - 20 %, а дошкольного образования - 12 %. Не меньший интерес в этот период вызывали вопросы подготовки научных и педагогических кадров за рубежом, экзаменационные испытания, образовательные реформы и др. Увеличивается число работ, характеризующихся аналитическим характером сравнений. Как и во всем мире, в Болгарии в первой половине XX в. использовались междисциплинарные подходы к исследованию образовательных явлений: психологические (Д. Кацаров, Г. Пиров), исторические (Х. Негенцов) и социологические (Ц. Калянджиев, З. Ставрева). Преобладали несистемные, ситуативные сравнения. Технология сравнения основывалась на статистике, не проводился последовательный мониторинг во всех изучаемых странах, зато широко применялись множественные сравнения. Эта модель использовалась в двух основных видах:
- сравнение выбранной проблемы более чем в двух странах (использовалась чаще);
- отслеживание нескольких проблем в ряде стран.
Типичным примером второго типа являются работы Д. Димитрова «Болгарская и зарубежная школа. Сравнительный обзор» и Г. Пирова «Образование в разных странах в 1934 - 1935 учебном году». Очень редко встречаются двусторонние исследования. В период 1919 - 1944 гг. появляются сравнительные исследования методик преподавания различных дисциплин: обучение естествознанию (Н. Ганчева), математике (Н. Бояджиев), истории (Г. Иванова), трудовому обучению (Б. Донев), музыки (З. Ставрева) и др.
Использовались как горизонтальные (сравнение систем образования в одном историческом периоде в разных странах), так и вертикальные сравнения (сравнение процесса обучения в разных временных отрезках). С полным основанием можно сказать, что в период 1919 - 1944 гг. в Болгарии происходит переход к научной обработке педагогических сравнительных исследований, т. е. к существованию сравнительного образования в качестве отдельной научной области исследования и учебной дисциплины, для укрепления которой к тому времени накопилось достаточно оснований.
Литература
1. Бижков, Г. Сравнително образование / Г. Бижков, Н. Попов. - София, 1999.
2. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом / В.А. Капранова. - Минск, 2004.
3. Литаврин, Г. Краткая история Болгарии (С древнейших времен до наших дней) / Г. Литаврин. - М., 1987.
4. Панайотов, Ф. България 20 век / Ф. Панайотов. -София, 1999.
5. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.
6. Пиров, Г. Сто години сравнителна педагогика / Г. Пиров, 2000.
7. Попов, Н. Образователни системи в Европа / Н. Попов, Г. Бижков. - София, 1997.
УДК 371.96
В.Н. Поникарова
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России
на 2009 - 2013 гг.», ГК № 14.740.11.0776
В статье представлена актуальная проблема - выявление и анализ особенностей копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Автор раскрывает особенности копинг-поведения поведения педагогов, выбор стратегий совладания, дает характеристику стилей копинга.
Педагоги, инклюзивное образование, копинг-поведение, стили копинг-поведения.
The article deals with the problem of revealing and analysing the features of teachers’ coping-behavior in the conditions of transition to inclusive education. The author reveals the features of teachers’ coping-behavior, the choice of coping strategies, and gives the characteristic of coping styles.
Teachers, inclusive education, coping-behavior, styles of coping-behavior.
В настоящее время понятие «копинг-поведение» (coping behavior) используется для описания характерных способов адаптивного поведения человека в различных стрессовых ситуациях [3]. Основными задачами копинг-поведения являются: быстрая адаптация человека к проблемной, кризисной ситуации, которая позволяет ему ослабить или смягчить ее требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение, и, таким образом, сделать максимально успешным поиск конструктивного решения, осуществить корректировку самооценки или регулирование взаимоотношений с окружающими.
Классификация копинг-поведения может осуществляться на основании продуктивности - непродуктивности [12]. Продуктивное копинг-поведение обеспечивает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макро-социальной среды, с творческой переработкой ситуации, обеспечивающей наиболее оптимальное соматическое, личностное и социальное функционирование личности. Относительно продуктивное копинг-поведение обеспечивает личности довольно эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психичес-кого напряжения. Соответственно, непродуктивное копинг-поведение не обеспечивает в полной мере выработку адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макросоци-альной среды, что приводит к нарушению процессов соматического, личностного и социального
функционирования. Но при этом личность может не испытывать выраженного дискомфорта и даже, наоборот, может считать себя вполне успешной и адаптированной.
Персональные особенности копинг-поведения можно описать через его стили, которые вносят индивидуально-типологические особенности в совла-дание. К таким стилям относятся: креативный, адаптивный, условно адаптивный и дезадаптивный.
Представим характеристику отдельных стилей копинг-поведения.
Креативный стиль копинг-поведения характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей; адекватным использованием паттернов копинг-поведения в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью; выраженной наступательностью в решении проблем. Креативный стиль обеспечивает гибкое, мобильное совладание в условиях проблемной ситуации с использованием уже имеющихся паттернов копинг-поведения и созданием новых. Характерно свободное освоение и создание собственных продуктивных паттернов копинг-поведения.
Адаптивный стиль копинг-поведения характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей; адекватным использованием паттернов копинг-поведения в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Характерны сбалансированные показатели наступательно-сти в решении проблем. Адаптивный стиль также