Научная статья на тему 'Сравнительная педагогика - ключ к качественному образованию'

Сравнительная педагогика - ключ к качественному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПАРАТИВИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE PEDAGOGY / COMPARISON / INTERNATIONAL COMPARATIVE RESEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

В статье кратко описана роль сравнительной педагогики и ее развитие в Казахстане. Проведен анализ результатов сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS и выявлены основные причины, обеспечивающие успешность и эффективность систем образования стран-призеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Pedagogy - the Key to Quality of Education

The role of comparative pedagogy and its development in Kazakhstan is briefly described in the article. The results of comparative researches of PISA, TIMSS, PIRLS are analysed, and the main reasons, providing success and effectiveness of education system of country-prizewinners are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Сравнительная педагогика - ключ к качественному образованию»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - КЛЮЧ К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

в статье кратко описана роль сравнительной педагогики и ее развитие в Казахстане. Проведен анализ результатов сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS и выявлены основные причины, обеспечивающие успешность и эффективность систем образования стран-призеров.

стратегической задачей Казахстана является введение страны в ближайшие 10 лет в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. вхождение в число этих стран определяется по рейтингу всемирного экономического форума на основе Индекса глобальной конкурентоспособности (ИгК). Из десяти показателей ИгК два показателя относятся к развитию и качеству образования страны. в этой связи требования к качеству образования, обеспечение конкурентоспособности страны становятся важнейшей задачей государства. для решения таких масштабных задач необходимо провести анализ процессов, происходящих в образовательной сфере ведущих стран мира, их соотнесение с тенденциями развития отечественного образования.

Эту задачу решает такое направление педагогической науки, как сравнительная педагогика. сравнительная педагогика позволяет лучше осознавать приоритеты образования, направлять и прогнозировать их развитие. Она обеспечивает целостное видение современных проблем образования и показывает

А.К. Кусаинов

Ключевые слова:

сравнительная

педагогика,

компаративистика,

международные

сравнительные

исследования.

возможность их разрешения. Анализ образовательных систем позволяет не только понять динамику различных факторов, влияющих на организацию, но также формирует критический взгляд на систему образования в собственной стране.

Знание сравнительной педагогики обогащает педагогическую культуру и развивает менталитет и толерантность к другим системам ценностей и образованию.

Термин «сравнительная педагогика» впервые был введен в научный оборот французским ученым М.А. Жюльеном в брошюре «Наброски и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике» (1817), то есть около 200 лет тому назад.

В Советском Союзе сравнительная педагогика развивалась медленно. Известный ученый-компаративист, член-корреспондент РАО Б.Л. Вульфсон в своей статье «Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии» пишет: «в советское время разработка зарубежной проблематики была связана со специфическими трудностями...» [1, с.117-131].

В Казахстане первая научная работа по сравнительной педагогике была выполнена автором этих строк в 1996 г. на тему «Развитие образования в Германии и Казахстане (сравнительно-педагогическая характеристика)» [2]. В последующие годы учеными-компаративистами Казахстана: Г.К. Нургалиевой, К.С. Мусиным, Ы.А. Наби, З. Кенесариной, М.Т. Есеевой, Р.К. Турысжановой, Б.А. Жетписбаевой, Б.Р. Кульбековой, Г.К. Тлеужановой, А. Калиевой, О.Я. Сулеименовой и др., проведены исследования по изучению мирового опыта и созданию подлинно научной сравнительной педагогики [4]. Ученые-компаративисты Казахстана принимали участие в международных конференциях, которые проводились Обществом по сравнительному образованию более чем в десяти странах мира на XIII и XIV Конгрессах, проводимых Всемирным Советом обществ по сравнительному образованию (ВСОСО) в Сараеве и Анкаре.

В 2005 г. на базе Академии Педагогических Наук Казахстана создан Совет по сравнительной педагогике Казахстана (ССПК). В 2006 г. ССПК вступил в ВСОСО вторым среди стран СНГ после Совета по сравнительной педагогике России. ССПК с 2008 г. проводит республиканские научно-практические конференции по сравнительной педагогике. В 2011 г. проведена международная конференция с участием президента РАО, академика Н.Д. Никандрова.

На наш взгляд, важной проблемой является изучение развития систем образования стран СНГ в постсоветское время. Имея единую фундаментальную основу, каждая страна СНГ выбрала свой путь реформирования систем непрерывного образования. С тех пор прошло 20 лет. Было бы очень важным, внимательно изучая результаты проведенных реформ, провести анализ их достижений. Для эффективного проведения этой работы, и, в целом, повышения качества проводимых исследований нам, ученым компаративистам стран СНГ, можно задуматься о создании Совета по сравнительной педагогике стран СНГ (есть Советы по сравнительному образованию Европы, Азии и т.д.). Если Институт теории и истории педагогики РАО начнет такую работу, используя выход нового журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», мы, члены Совета по сравнительной педагогике Казахстана, всемерно поддержим такую инициативу. Думаем, эту идею поддержат компаративисты и других стран СНГ.

В своей статье «Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра» доктор педагогических наук И.А. Тагунова пишет: «Выявление тенденций развития образования в рамках такой модели предполагает опору на математически выверенные результаты исследований крупных международных проектов, в частности, ТИМСС, ПИЗА, ПИРЛС и другие. Исследователь при такой позиции предлагает подход к направлениям преобразования отечественной системы образования, интерпретируя результаты исследований, проведенных в глобальных масштабах» [3, с.132-146].

В действительности мировой табель об образовательных рангах складывается по результатам международных сравнительных исследований. В настоящее время таких исследований множество, но наиболее значимыми являются PISA, TIMSS, PIRLS.

Международную программу оценки знаний и умений учащихся - PISA (Program for International Student Assessment) реализует организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Ключевой вопрос исследования PISA - «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений. Основная цель исследования - сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Исследование спланировано таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся IV классов становятся учащимися VIII класса.

Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) - PIRLS является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества чтения.

В исследовании оценивались в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

• чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

• чтение с целью освоения и использования информации.

Нами были изучены результаты PISA-2003, PISA-2006, PISA-2009.

В исследовании PISA-2003 приняли участие 34 страны, в PISA-2006 -57 стран, а в PISA-2009 приняли участие 65 стран.

По оценке PISA-2003 и PISA-2006, результаты «выше среднего» во всех трех видах испытаний показали всего 9 стран: Финляндия, Гонконг, Корея, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония. В 2006 году все эти страны показали также по всем испытаниям результат выше среднего. Кроме них, в 2006 году показали такие же высокие результаты Китайский Тайбэй, Эстония и Швейцария.

Итого в 2006 г. всего 12 стран показали высокие результаты по всем испытаниям.

В 2003 году по показателю «Результаты не отличаются от среднего балла стран ОЭСР во всех видах испытаний или превосходят средний балл в одном или двух испытаниях» лидировали 6 стран: Швейцария, Бельгия, Макао, Франция, Германия, Чехия. А в 2006 г. такой показатель был у 11 стран: Бельгия, Словения, Германия, Великобритания, Макао, Австрия, Ирландия, Швеция, Польша, Дания, Франция.

По оценке PISA-2009 результаты «выше среднего» во всех трех испытаниях показали всего 14 стран: Шанхай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Корея, Япония, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Австралия,

Швейцария, Эстония, Лихтенштейн, Бельгия. По показателю «Результаты не отличаются от среднего балла стран ОЭСР» выделено 6 стран: Китайский Тайбэй, Польша, Германия, Дания, Франция, Норвегия.

Также были проанализированы результаты исследований TIMSS-2003 и TIMSS-2007.

В TIMSS-2003 принимали участие 46 стран. Результаты выше среднего показали 9 стран: Сингапур, Корея, Гонконг, Китайский Тайбэй, Япония, Бельгия, Нидерланды, Эстония, Венгрия.

Средний балл показали: Малайзия, Латвия, Словацкая Республика, Австралия, США, Литва, Англия.

В TIMSS-2007 принимали участие 59 стран. Среди учащихся IV классов по математике самые высокие результаты показали Гонконг, Сингапур, Китайский Тайбэй и Япония. По естествознанию самые высокие результаты у учащихся Сингапура, Гонконга и Китайского Тайбэя.

Значительно опережают своих сверстников учащиеся основных школ (8-классов) следующих стран: Гонконг, Сингапур, Китайский Тайбэй, Япония, Республика Корея, Великобритания и Чешская Республика.

Результаты, показанные странами-участницами на четырех этапах исследования (1995, 1999, 2003 и 2007 годах), убедительно показывают, что лидируют учащиеся фактически одних и тех же стран: Сингапур, Гонконг, Япония, Республика Корея, Китайский Тайбэй. Причем их относительные результаты меняются, но в сравнении с другими странами занимают существенно более высокие позиции.

В 2001 г. проект PIRLS осуществлялся в 35 странах мира. Самые высокие результаты по чтению продемонстрировали школьники IV классов Швеции.

Страны, результаты которых статистически значимо выше среднего -Швеция, Нидерланды, Англия, Болгария, Латвия, Канада, Литва, Венгрия, США, Италия, Германия.

Страны, показавшие средний результат - Чешская Республика, Новая Зеландия, Шотландия, Сингапур, Гонконг, Франция, Греция, Словацкая Республика.

В PIRLS-2006 четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в чтении и понимании текста.

Надо сказать о том, что страны, показывающие высокие результаты в образовании такие, как Финляндия, Шанхай (Китай), Канада, Лихтенштейн, Швейцария, Макао и другие, не принимали участие в исследованиях TIMSS и PIRLS.

Анализ результатов исследовний Р^А-2003, Р^А-2006, Р^А-2009, TШSS-2003, TШSS-2007, PIRLS-2001, PIRLS-2006 показывает, что странами-призерами, учащиеся которых стабильно показывают самые высокие образовательные достижения и демонстрируют эффективность системы школьного образования являются: Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия, Китайский Тайбэй и Шанхай (Китай).

Анализ опыта функционирования и условий обеспечения высоких результатов школьного образования этих стран позволил нам выявить основные причины, обеспечивающие их успешность и эффективность:

• государственная политика, в том числе образовательная политика, стран азиатского региона направлена на сохранение национальных приоритетов, своей традиционной культуры, традиционных ценностей и ориентиров Востока, наряду с ориентацией реформы образования на глобальные тенденции развития образования, такие как гуманизация, гуманитаризация, переход на личностно-ориентиро-ванную парадигму с доминирующим компетентностным подходом и др.;

• первостепенной задачей эффективной системы школьного образования является воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности;

• успешность системы школьного образования обеспечивается сложившимися подходами в достижении качества профессиональной деятельности учителей:

- высокий социальный и правовой статус профессии учителя;

- система отбора абитуриентов для подготовки в педагогические вузы;

- качество подготовки студентов в вузе;

- система отбора кандидатов на должность учителя при найме на работу;

- эффективные и разнообразные системы повышения квалификации учителей;

- оценивание качества педагогической деятельности учителей;

- повышение качества педагогической деятельности;

- система государственной поддержки и стимулирования труда учителей;

• важнейшей ступенью в качественной подготовке школьников определена 6-летняя начальная школа. Особое внимание уделяется каче-

ству воспитания и обучения в начальной школе, так как оно определяет будущие образовательные достижения школьников;

• первостепенное значение успешности образовательных достижений школьников придется кадровой политике государства в сфере образования;

• высокое материально-техническое обеспечение системы школьного образования.

При внимательном изучении систем образования этих стран можно найти десятки примеров, как вышеуказанные положения реально воплощены в жизни, в учебном процессе, в обществе: уважение и почитание старших суть воспитательной работы всех школ азиатских стран, что проявляется в повседневной школьной жизни. Несмотря на то, что эти страны в экономическом плане сильно развиты, в школе учат детей ухаживать за пожилыми людьми, беречь окружающую среду, убирать мусор, готовить национальные блюда и т.д.

«Учитель - национальное достояние», «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», - гласит народная мудрость восточных стран. И она воплощена в жизнь. Самое высокое звание в Японии «Учитель» - «Сэнсэй». Почетнее носить звание «Сэнсэй», чем звание профессора. Сэнсей, в первую очередь, должен быть духовно-нравственно-воспитанным человеком. Он должен хорошо знать свой предмет, быть хорошим методистом и психологом, уметь играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, хорошо танцевать, владеть искусством физической культуры и, главное, должен быть для детей примером для подражания. Только такой учитель может быть прекрасным воспитателем и дать детям хорошие знания.

Также в странах-призерах учителям предъявляются высокие требования. К примеру, в Южной Корее в педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов из числа лучших 5-ти процентов, а в Финляндии - из числа 10-ти процентов. К преподаванию в начальной школе в Финляндии допускаются только магистры.

При желании многое из этого можно реализовать и в Казахстане без особых финансовых затрат. Разве уважение старших, почитание учителя не было в традиции казахского народа? Разве мудрые аксакалы села не воспитывали детей односельчан? И многое другое.

В азиатских странах-призерах понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в школе больше воспитательная, чем образовательная. Ибо в народе считается, что лучше быть человеком хо-

рошим, чем человеком ученым. Эта суть образовательной политики этих стран, которая обеспечивает повышение человеческих ресурсов, экономический подъем в стране, единство народа и сохранение стабильности.

важной задачей образовательной политики является также достижение здорового психологического и физического здоровья детей. Повышается объем занятий физкультурой, развивается массовый спорт и многое другое. Принимаются серьезные меры по уменьшению видеонасилия. в этом плане ни один ребенок не остается вне поля зрения общества и государства.

Над реализацией образовательной политики работают все ветви государственной и местной власти, все министерства и ведомства, общественные и молодежные организации.

Одна из важных задач ученых-компаративистов, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, глубже изучая особенности систем образования стран-призеров, обобщить их опыт, подготовить приемлемые предложения для его внедрения в отечественную систему образования, сохраняя свои традиционные особенности.

Литература

1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - №1. - С.117-131.

2. КусаиновА.К. Развитие системы образования в Федеративной республике Германии и республике Казахстан // Дис. ...д-ра.пед.наук. - Алматы, 1996. - 326 с.

3. Тагунова И.А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - №1. - С.132-1146.

4. www.apnk.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.