Список литературы
1. Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка ребенка». - СПб.: Лань, 2003.
2. Карасев В.И. Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. - М.: Модэк, 2000.
3. Смолин О.Н., Горькавая О.Е. Почему возможности не равны? // Коррек-ционная педагогика. - 2004. - № 3 (5).
4. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Летний сад, 2000.
5. Cornellissen L. Teacher education and personal involvement - Aachen,
2004.
УДК 376.112.4
В. Н. Поникарова
Особенности совладеющего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального развития
Статья содержит новые экспериментальные данные, раскрывающие специфику способов разрешения сложных ситуаций педагогами-дефектологами на разных этапах профессионализации. Показана зависимость выбора способов от стажа работы.
The paper contains new experimental data that reveal the specifics of solutions to complex situations teachers - defectologists at different stages of professionaliza-tion. Shown the dependence of the method of length of service.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, профессиональное развитие, продуктивный и непродуктивный способы.
Key words: master behavior koping strategies, professional development, productive and unproductive ways.
Постоянно усложняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляют все более высокие требования к способности человека преодолевать жизненные трудности.
В психологии понятие «трудность» принято применять в том случае, когда субъект встречает в процессе своей деятельности препятствие или появляется «разрыв в деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972).
Понятие «трудность» связано с понятием «деятельность» и органически присуще субъекту деятельности, а следовательно, является чисто психологическим феноменом. Трудности выполняют как позитивные, так и негативные функции. Они сигнализируют о преграде, назревшем противоречии (индикаторная функция). При их преодолении актуализируются возможности личности (стимули-
рующая функция). Преодоление трудности дает возможность человеку поверить в свои силы, в свои потенциальные возможности, в силу своего «Я», в возможность и необходимость самостоятельно действовать.
Умение человека преодолевать трудности является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий их разрешения, формирование навыков гибкого использования адекватного требованиям условий ситуации, повышает позитивный потенциал личности, развивает ее психологическую устойчивость.
Выработка эффективных способов и стратегий разрешения проблемных ситуаций связана с понятием «копинг-поведения». Оно используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации.
Термин «копинг» употребляется в психологической литературе с шестидесятых годов прошлого века (Л. Мерфи, 1962; Р. С. Лаза-рус, 1966).
Термин «coping» происходит от английского «to соре» (преодолевать, реже - бороться, сражаться). Этот термин можно перевести как «преодолевающее» или «совладающее» поведение. Нами используется термин «совладающее поведение», так как он несет, на наш взгляд, более позитивное содержание.
Под совладающим поведением понимаются осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации путем ее преобразования. Само преобразование может быть как конструктивным (продуктивным), так и неконструктивным (непродуктивным).
В настоящее время проблема совладания активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Л.И. Анциферова, Ф.В. Бассин, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Д. Брайт, Ф. Джонс, Д. Гринберг, Л. Мерфи, М.Т. Мюррей , C. Maslach, R. Lazarus и др.).
Возникает вопрос, каким образом, какими способами человек совладает, справляется с трудными ситуациями в своей жизни, как он их разрешает. Способ преодоления трудностей, преодоление собственных пределов можно связать с использованием той или иной модели профессионального развития и использованием раз -личных копинг-стилей, копинг-стратегий деятельности и особенностями использования средовых и личностных копинг-ресурсов.
Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес, поскольку с ними напрямую связано решение проблемы социальной адаптации личности в условиях быстро ме -няющейся действительности; психического здоровья личности, ее
субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, профессионального долголетия.
Степень здоровья, активности и культуры молодого поколения определяет будущее страны. В последние 10-15 лет в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей и женщин репродуктивного возраста. Существенно возросла частота осложнений беременности, а число нормально протекающих родов зарегистрировано только у 30 % рожениц, соответственно, только 30 % детей рождаются здоровыми [1].
По материалам государственного доклада о состоянии здоровья населения России, у большинства детей и подростков наблюдаются нарушения психофизического развития, соматопсихические расстройства. Обращают на себя внимание результаты исследований (психологических, нейропсихологических, психогенетических, социально-психологических, неврологических) причин и детерминации отклонений в развитии у детей. Особенно актуальны те направления научных знаний, где анализируется системное воздействие социально-психологических и генетических детерминант на физическое и психическое развитие детей.
Как известно, на динамику позитивных тенденций в популяции влияют рождаемость, здоровье подрастающего поколения, смертность населения.
За последние годы в нашей стране возросла естественная убыль населения, тогда как рождаемость остается на низком уровне. Демографическая ситуация, не обеспечивающая даже простого воспроизводства населения, начала складываться еще в 1960-е годы, а в 1990-е годы суммарный коэффициент рождаемости (число рожденных детей, приходящихся на одну женщину) упал с 1,9 (1990) до 1,7 (1999).
Индекс качества развития человеческого потенциала, включая индекс здоровья населения, понизился с 0,848 (1992) до 0,698 (1999).
Основными причинами депопуляции населения являются:
• тенденция роста числа детей с умственной патологией;
• загрязнение среды обитания;
• неблагополучная социально-экономическая ситуация;
• низкий уровень жизни населения с резким расслоением на социальные группы - очень богатые и нищие семьи;
• стрессовая обстановка в семьях и в образовательных учреждениях;
• нерациональная интенсификация воспитательно-образовательного процесса.
В органах социальной защиты Российской Федерации состоят на учете свыше 300 тысяч детей-инвалидов, что составляет 1 % от детской популяции.
Исходя из этого, особую значимость в современной специальной педагогике приобретает изучение эффективности деятельности дефектолога в контексте образования лиц с нарушениями развития (О. А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.М. Назарова и др.).
Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество с учетом индивидуальных особенностей с целью достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына и др.).
Как указывают многие авторы, цель системы специального образования может быть достигнута при условии, если дети с ограниченными возможностями здоровья будут пользоваться всеми социальными привилегиями наравне с другими людьми. Этот принцип во многих странах (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия и др.) получил название «нормализация» [1].
Важнейшим условием воспитания, обучения и социокультурной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями является создание комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства, под которым понимается единство места, где осуществляется процесс социокультурной интеграции; среды, которая наполняет пространство; образовательных воздействий, обеспечивающих оптимальный процесс социокультурной интеграции (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.М. Назарова и др.).
Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство требует оптимального функционирования при возможности осуществления взаимодействия всех субъектов, входящих в его структуру. Важной составляющей эффективного функционирования комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства для детей с особыми образовательными потребностями является именно педагогическая составляющая, которая предъявляет определенные требования к деятельности педагогов-дефектологов.
Для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимы специалисты, получившие дефектологическое образование, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Л.М. Назарова; А.М. Гендин, А.А. Дмитриев, М.И. Сергеев, Л.И. Дмитриева и др.).
Большой интерес представляют особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов. Фактически отсутствуют исследования, в которых отслеживалась бы динамика в проявлениях сов-
ладающего поведения на разных стадиях профессионального развития педагога-дефектолога (С.А. Круглова, В.Н. Поникарова, И.А. Букина, 2001; В.Н. Поникарова, В.Д. Брагина, 2005, 2008).
Профессиональное развитие педагога связано с поиском тех или иных способов преодоления трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессиональной деятельности. В научной литературе профессиональное становление представляется двояким образом: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Однако представление о профессиональном развитии учителя не сводимо ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам.
Профессиональное развитие педагога может проходить в рамках адаптивного поведения и собственного профессионального развития. Способ преодоления педагогом трудностей, собственных пределов можно связать с использованием той или иной модели профессионального развития и различных копинг-стилей, копинг-стратегий деятельности и особенностями использования средовых и личностных копинг-ресурсов.
Для изучения особенностей совладающего поведения педаго-гов-дефектологов были использованы следующие тесты: «Индикатор стратегий преодолений стресса» Д. Амирхана; опросник «Определения индивидуальных копинг-стратегий» по Э. Хайму; «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления» И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова; опросник поведения и переживания, связанных с работой (АУЕМ), разработанный У. Шааршмидтом, А. Фишером; методика Р.А. Туревской, направленная на диагностику механизмов и функций саморегуляции переживаний.
В эмпирическом исследовании приняли участие педагоги-дефектологи - олигофренопедагоги и логопеды (всего 145 человек), работающие в ДОУ г. Череповца, г. Вологды и Вологодского района, Архангельской области.
Среди испытуемых были выделены три подгруппы в соответствии с длительностью педагогического стажа: 1 - со стажем до 10 лет (адаптанты, 40 человек); 2 - со стажем от 10 до 20 (интерналы, 40 человек); 3 - со стажем свыше 20 лет (мастера, 45 человек).
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что в подгруппе педагогов-адаптантов типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать как достаточно наступательную в решении проблем. Вместе с тем отмечаются уравновешенность и умеренно выраженная тенденция к отказу при неудаче. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации является редукция. Средний уровень
использования стратегий преодоления стресса является ведущим. Предпочтение отдается конструктивным видам («Решение проблемы» и «Поиск социальной поддержки») стратегий преодоления стресса. Среди индивидуальных копинг-стратегий чаще используются относительно продуктивные стратегии, в основном это когнитивные стратегии. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественно использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. В целом уровень совладающего поведения можно оценить как относительно продуктивный. Стиль поведения в проблемной ситуации можно определить как преимущественно проблемно-ориентированный. Он связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации.
В подгруппе педагогов-интерналов типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать более сильной тенденцией к отказу при неудаче, умеренной наступательностью в преодолении проблем и умеренной же уравновешенностью преодолевающего поведения. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации также является редукция. Уровень использования стратегий преодоления стресса преимущественно низкий. Это имеет несомненно положительное значение в случае отказа от неконструктивного разрешения проблемы (стратегия «Избегание»), но может указывать на негативные тенденции -нежелание прибегнуть к социальной поддержке. Среди индивидуальных копинг-стратегий также используются преимущественно относительно продуктивные стратегии - когнитивные и поведенческие. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественным использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения можно оценить как относительно продуктивный. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечении других субъектов в свои пережива -ния; использование алкоголя, наркотиков и т. д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.
В подгруппе педагогов-мастеров типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать наличием выраженной тенден -ции к отказу при неудаче и умеренными показателями наступатель -
ности в преодолении проблем, а также умеренной уравновешенностью преодолевающего поведения. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации так же, как и в других группах, является редукция. Уровни использования стратегий преодоления стресса более разнообразные, чем в целом по группе: от высокого при использовании стратегии «Решение проблемы», среднего при использовании стратегии «Поиск социальной поддержки» и низкого - отказ от избегания разрешения проблемы. Данные показатели можно интерпретировать как достаточно благополучные, указывающие на довольно высокий уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций и возможность использования социальной поддержки при необходимости. К особенностям использования индивидуальных копинг-стратегий можно отнести предпочтение относительно продуктивных стратегий, преимущественно-поведенческих. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественным выбором неконструктивных стратегий копинга («Уход или бегство из трудной ситуации»). Коэффициент конструктивности так же, как и в других группах, имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения можно оценить как непродуктивный. Стиль поведения в проблемной ситуации можно определить преимущественно как стиль избегания. Он характеризуется стремлением не разрешить ситуацию тем или иным способом, а избежать решения, «отложить» на потом.
В целом по группе педагоги склонны к отказу от деятельности в ситуации неудачи; предпочитают умеренную наступательность в решении проблем; способны контролировать свое поведение. Ведущей функцией саморегуляции переживаний у педагогов является редукция. Отмечается средний уровень использования стратегий преодоления стресса («Решение проблемы» и «Поиск социальной поддержки») и низкий (стратегия «Избегание»). Это указывает в целом на положительные тенденции в преодолевающем поведении. Среди индивидуальных копинг-стратегий чаще используются отно -сительно продуктивные стратегии, в основном когнитивные. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественно использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд», «Ведущее вверх сравнение»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения в изучаемой группе можно оценить преимущественно как средний.
Предпочтение в использовании относительно продуктивных стратегий совладающего поведения указывают на преимущественно адаптивное поведение. При этом происходит подчинение профессиональной деятельности внешним и исходным интересам педагога. При этом педагог, как правило, руководствуется постула-
том экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения педагогических ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.
Следовательно, в изучаемой группе выявлены определенные закономерности совладающего поведения в зависимости от этапа профессионального становления личности педагога-дефектолога.
С увеличением профессионального стажа происходит сдвиг в сторону разрешения трудных ситуаций с помощью неконструктивных стратегий совладающего поведения, что может негативно сказываться на физическом, психическом и психологическом здоровье педагогов.
Список литературы
1. Гендин А.М., Дмитриев А.А., Сергеев М.И. и др. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004. - 176 с.
2. Денисова О.А., Кобрина Л.М., Коновалова А.П. и др. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования: мо-ногр. / под общ. ред. О.А. Денисовой. - Череповец, 2007.
3. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности: Технологии работы психолога с педагогами. - Ярославль, 1998. - 92 с.
4. Кобрина Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
5. Никольская И.М. Общие сведения о копинг-поведении // Детская психиатрия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб., 2005.
6. Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Особенности использования копинг-стратегий студентами и педагогами // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: международ. науч. конф., 23-24 апреля 2008 г. / под общ. ред. В Н. Скворцова. - СПб., 2008. -С. 252-256.
7. Реализация программы модернизации непрерывного педагогического образования при подготовке специалистов дефектологического профиля для дошкольных учреждений России (опыт, проблемы, перспективы): материалы Всерос. совещания / под ред. Т.В. Волосовец, Б.П. Пузанова, В.И. Селиверст-вова. - М.: Прометей, 2005. - 584 с.
8. Туревская Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. - № 4. - С. 29-52.
9. Lazarus R., Speisman J.C., Mordkof A. M. The Relationship Between Autonomic Indicators of Psychological Stress: Heart Rate and skin Conductance / Psychosomatic Medicine, 1963. - V. 25.
10. Schaarschmidt U., Fischer A.W. AVEM - ein diagnostisches Instrument zur Differenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenuber der Arbeit // fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. -1997. - V. 18, Heft 3. - S. 151-163.