Научная статья на тему 'Особенности совладающего поведения педагогов- дефектологов на разных этапах профессионального развития'

Особенности совладающего поведения педагогов- дефектологов на разных этапах профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совладающее поведение / копинг-стратегии / профессиональное развитие / продуктивный и непродуктивный способы / master behavior koping strategies / professional development / productive and unproductive ways

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. Н. Поникарова

Статья содержит новые экспериментальные данные, раскрывающие специфику способов разрешения сложных ситуаций педагогами-дефектологами на разных этапах профессионализации. Показана зависимость выбора способов от стажа работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В. Н. Поникарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of complex behavior of defectologists at different stages of professional development

The paper contains new experimental data that reveal the specifics of solutions to complex situations teachers – defectologists at different stages of professionalization. Shown the dependence of the method of length of service.

Текст научной работы на тему «Особенности совладающего поведения педагогов- дефектологов на разных этапах профессионального развития»

Список литературы

1. Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка ребенка». - СПб.: Лань, 2003.

2. Карасев В.И. Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. - М.: Модэк, 2000.

3. Смолин О.Н., Горькавая О.Е. Почему возможности не равны? // Коррек-ционная педагогика. - 2004. - № 3 (5).

4. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Летний сад, 2000.

5. Cornellissen L. Teacher education and personal involvement - Aachen,

2004.

УДК 376.112.4

В. Н. Поникарова

Особенности совладеющего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального развития

Статья содержит новые экспериментальные данные, раскрывающие специфику способов разрешения сложных ситуаций педагогами-дефектологами на разных этапах профессионализации. Показана зависимость выбора способов от стажа работы.

The paper contains new experimental data that reveal the specifics of solutions to complex situations teachers - defectologists at different stages of professionaliza-tion. Shown the dependence of the method of length of service.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, профессиональное развитие, продуктивный и непродуктивный способы.

Key words: master behavior koping strategies, professional development, productive and unproductive ways.

Постоянно усложняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляют все более высокие требования к способности человека преодолевать жизненные трудности.

В психологии понятие «трудность» принято применять в том случае, когда субъект встречает в процессе своей деятельности препятствие или появляется «разрыв в деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972).

Понятие «трудность» связано с понятием «деятельность» и органически присуще субъекту деятельности, а следовательно, является чисто психологическим феноменом. Трудности выполняют как позитивные, так и негативные функции. Они сигнализируют о преграде, назревшем противоречии (индикаторная функция). При их преодолении актуализируются возможности личности (стимули-

рующая функция). Преодоление трудности дает возможность человеку поверить в свои силы, в свои потенциальные возможности, в силу своего «Я», в возможность и необходимость самостоятельно действовать.

Умение человека преодолевать трудности является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий их разрешения, формирование навыков гибкого использования адекватного требованиям условий ситуации, повышает позитивный потенциал личности, развивает ее психологическую устойчивость.

Выработка эффективных способов и стратегий разрешения проблемных ситуаций связана с понятием «копинг-поведения». Оно используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации.

Термин «копинг» употребляется в психологической литературе с шестидесятых годов прошлого века (Л. Мерфи, 1962; Р. С. Лаза-рус, 1966).

Термин «coping» происходит от английского «to соре» (преодолевать, реже - бороться, сражаться). Этот термин можно перевести как «преодолевающее» или «совладающее» поведение. Нами используется термин «совладающее поведение», так как он несет, на наш взгляд, более позитивное содержание.

Под совладающим поведением понимаются осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации путем ее преобразования. Само преобразование может быть как конструктивным (продуктивным), так и неконструктивным (непродуктивным).

В настоящее время проблема совладания активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Л.И. Анциферова, Ф.В. Бассин, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Д. Брайт, Ф. Джонс, Д. Гринберг, Л. Мерфи, М.Т. Мюррей , C. Maslach, R. Lazarus и др.).

Возникает вопрос, каким образом, какими способами человек совладает, справляется с трудными ситуациями в своей жизни, как он их разрешает. Способ преодоления трудностей, преодоление собственных пределов можно связать с использованием той или иной модели профессионального развития и использованием раз -личных копинг-стилей, копинг-стратегий деятельности и особенностями использования средовых и личностных копинг-ресурсов.

Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес, поскольку с ними напрямую связано решение проблемы социальной адаптации личности в условиях быстро ме -няющейся действительности; психического здоровья личности, ее

субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, профессионального долголетия.

Степень здоровья, активности и культуры молодого поколения определяет будущее страны. В последние 10-15 лет в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей и женщин репродуктивного возраста. Существенно возросла частота осложнений беременности, а число нормально протекающих родов зарегистрировано только у 30 % рожениц, соответственно, только 30 % детей рождаются здоровыми [1].

По материалам государственного доклада о состоянии здоровья населения России, у большинства детей и подростков наблюдаются нарушения психофизического развития, соматопсихические расстройства. Обращают на себя внимание результаты исследований (психологических, нейропсихологических, психогенетических, социально-психологических, неврологических) причин и детерминации отклонений в развитии у детей. Особенно актуальны те направления научных знаний, где анализируется системное воздействие социально-психологических и генетических детерминант на физическое и психическое развитие детей.

Как известно, на динамику позитивных тенденций в популяции влияют рождаемость, здоровье подрастающего поколения, смертность населения.

За последние годы в нашей стране возросла естественная убыль населения, тогда как рождаемость остается на низком уровне. Демографическая ситуация, не обеспечивающая даже простого воспроизводства населения, начала складываться еще в 1960-е годы, а в 1990-е годы суммарный коэффициент рождаемости (число рожденных детей, приходящихся на одну женщину) упал с 1,9 (1990) до 1,7 (1999).

Индекс качества развития человеческого потенциала, включая индекс здоровья населения, понизился с 0,848 (1992) до 0,698 (1999).

Основными причинами депопуляции населения являются:

• тенденция роста числа детей с умственной патологией;

• загрязнение среды обитания;

• неблагополучная социально-экономическая ситуация;

• низкий уровень жизни населения с резким расслоением на социальные группы - очень богатые и нищие семьи;

• стрессовая обстановка в семьях и в образовательных учреждениях;

• нерациональная интенсификация воспитательно-образовательного процесса.

В органах социальной защиты Российской Федерации состоят на учете свыше 300 тысяч детей-инвалидов, что составляет 1 % от детской популяции.

Исходя из этого, особую значимость в современной специальной педагогике приобретает изучение эффективности деятельности дефектолога в контексте образования лиц с нарушениями развития (О. А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.М. Назарова и др.).

Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество с учетом индивидуальных особенностей с целью достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности (Н.М. Назарова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына и др.).

Как указывают многие авторы, цель системы специального образования может быть достигнута при условии, если дети с ограниченными возможностями здоровья будут пользоваться всеми социальными привилегиями наравне с другими людьми. Этот принцип во многих странах (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия и др.) получил название «нормализация» [1].

Важнейшим условием воспитания, обучения и социокультурной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями является создание комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства, под которым понимается единство места, где осуществляется процесс социокультурной интеграции; среды, которая наполняет пространство; образовательных воздействий, обеспечивающих оптимальный процесс социокультурной интеграции (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Н.М. Назарова и др.).

Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство требует оптимального функционирования при возможности осуществления взаимодействия всех субъектов, входящих в его структуру. Важной составляющей эффективного функционирования комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства для детей с особыми образовательными потребностями является именно педагогическая составляющая, которая предъявляет определенные требования к деятельности педагогов-дефектологов.

Для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимы специалисты, получившие дефектологическое образование, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, Л.М. Назарова; А.М. Гендин, А.А. Дмитриев, М.И. Сергеев, Л.И. Дмитриева и др.).

Большой интерес представляют особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов. Фактически отсутствуют исследования, в которых отслеживалась бы динамика в проявлениях сов-

ладающего поведения на разных стадиях профессионального развития педагога-дефектолога (С.А. Круглова, В.Н. Поникарова, И.А. Букина, 2001; В.Н. Поникарова, В.Д. Брагина, 2005, 2008).

Профессиональное развитие педагога связано с поиском тех или иных способов преодоления трудностей, с которыми он сталкивается в своей профессиональной деятельности. В научной литературе профессиональное становление представляется двояким образом: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Однако представление о профессиональном развитии учителя не сводимо ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам.

Профессиональное развитие педагога может проходить в рамках адаптивного поведения и собственного профессионального развития. Способ преодоления педагогом трудностей, собственных пределов можно связать с использованием той или иной модели профессионального развития и различных копинг-стилей, копинг-стратегий деятельности и особенностями использования средовых и личностных копинг-ресурсов.

Для изучения особенностей совладающего поведения педаго-гов-дефектологов были использованы следующие тесты: «Индикатор стратегий преодолений стресса» Д. Амирхана; опросник «Определения индивидуальных копинг-стратегий» по Э. Хайму; «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления» И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова; опросник поведения и переживания, связанных с работой (АУЕМ), разработанный У. Шааршмидтом, А. Фишером; методика Р.А. Туревской, направленная на диагностику механизмов и функций саморегуляции переживаний.

В эмпирическом исследовании приняли участие педагоги-дефектологи - олигофренопедагоги и логопеды (всего 145 человек), работающие в ДОУ г. Череповца, г. Вологды и Вологодского района, Архангельской области.

Среди испытуемых были выделены три подгруппы в соответствии с длительностью педагогического стажа: 1 - со стажем до 10 лет (адаптанты, 40 человек); 2 - со стажем от 10 до 20 (интерналы, 40 человек); 3 - со стажем свыше 20 лет (мастера, 45 человек).

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что в подгруппе педагогов-адаптантов типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать как достаточно наступательную в решении проблем. Вместе с тем отмечаются уравновешенность и умеренно выраженная тенденция к отказу при неудаче. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации является редукция. Средний уровень

использования стратегий преодоления стресса является ведущим. Предпочтение отдается конструктивным видам («Решение проблемы» и «Поиск социальной поддержки») стратегий преодоления стресса. Среди индивидуальных копинг-стратегий чаще используются относительно продуктивные стратегии, в основном это когнитивные стратегии. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественно использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. В целом уровень совладающего поведения можно оценить как относительно продуктивный. Стиль поведения в проблемной ситуации можно определить как преимущественно проблемно-ориентированный. Он связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации.

В подгруппе педагогов-интерналов типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать более сильной тенденцией к отказу при неудаче, умеренной наступательностью в преодолении проблем и умеренной же уравновешенностью преодолевающего поведения. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации также является редукция. Уровень использования стратегий преодоления стресса преимущественно низкий. Это имеет несомненно положительное значение в случае отказа от неконструктивного разрешения проблемы (стратегия «Избегание»), но может указывать на негативные тенденции -нежелание прибегнуть к социальной поддержке. Среди индивидуальных копинг-стратегий также используются преимущественно относительно продуктивные стратегии - когнитивные и поведенческие. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественным использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения можно оценить как относительно продуктивный. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечении других субъектов в свои пережива -ния; использование алкоголя, наркотиков и т. д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

В подгруппе педагогов-мастеров типологию преодолевающего поведения можно охарактеризовать наличием выраженной тенден -ции к отказу при неудаче и умеренными показателями наступатель -

ности в преодолении проблем, а также умеренной уравновешенностью преодолевающего поведения. Преобладающей функцией саморегуляции переживания в стрессовой ситуации так же, как и в других группах, является редукция. Уровни использования стратегий преодоления стресса более разнообразные, чем в целом по группе: от высокого при использовании стратегии «Решение проблемы», среднего при использовании стратегии «Поиск социальной поддержки» и низкого - отказ от избегания разрешения проблемы. Данные показатели можно интерпретировать как достаточно благополучные, указывающие на довольно высокий уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций и возможность использования социальной поддержки при необходимости. К особенностям использования индивидуальных копинг-стратегий можно отнести предпочтение относительно продуктивных стратегий, преимущественно-поведенческих. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественным выбором неконструктивных стратегий копинга («Уход или бегство из трудной ситуации»). Коэффициент конструктивности так же, как и в других группах, имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения можно оценить как непродуктивный. Стиль поведения в проблемной ситуации можно определить преимущественно как стиль избегания. Он характеризуется стремлением не разрешить ситуацию тем или иным способом, а избежать решения, «отложить» на потом.

В целом по группе педагоги склонны к отказу от деятельности в ситуации неудачи; предпочитают умеренную наступательность в решении проблем; способны контролировать свое поведение. Ведущей функцией саморегуляции переживаний у педагогов является редукция. Отмечается средний уровень использования стратегий преодоления стресса («Решение проблемы» и «Поиск социальной поддержки») и низкий (стратегия «Избегание»). Это указывает в целом на положительные тенденции в преодолевающем поведении. Среди индивидуальных копинг-стратегий чаще используются отно -сительно продуктивные стратегии, в основном когнитивные. Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления характеризуются преимущественно использованием конструктивных преобразующих стратегий копинга («Коррекция ожиданий и надежд», «Ведущее вверх сравнение»). Коэффициент конструктивности имеет средний уровень. Уровень совладающего поведения в изучаемой группе можно оценить преимущественно как средний.

Предпочтение в использовании относительно продуктивных стратегий совладающего поведения указывают на преимущественно адаптивное поведение. При этом происходит подчинение профессиональной деятельности внешним и исходным интересам педагога. При этом педагог, как правило, руководствуется постула-

том экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения педагогических ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Следовательно, в изучаемой группе выявлены определенные закономерности совладающего поведения в зависимости от этапа профессионального становления личности педагога-дефектолога.

С увеличением профессионального стажа происходит сдвиг в сторону разрешения трудных ситуаций с помощью неконструктивных стратегий совладающего поведения, что может негативно сказываться на физическом, психическом и психологическом здоровье педагогов.

Список литературы

1. Гендин А.М., Дмитриев А.А., Сергеев М.И. и др. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004. - 176 с.

2. Денисова О.А., Кобрина Л.М., Коновалова А.П. и др. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования: мо-ногр. / под общ. ред. О.А. Денисовой. - Череповец, 2007.

3. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности: Технологии работы психолога с педагогами. - Ярославль, 1998. - 92 с.

4. Кобрина Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

5. Никольская И.М. Общие сведения о копинг-поведении // Детская психиатрия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб., 2005.

6. Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Особенности использования копинг-стратегий студентами и педагогами // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: международ. науч. конф., 23-24 апреля 2008 г. / под общ. ред. В Н. Скворцова. - СПб., 2008. -С. 252-256.

7. Реализация программы модернизации непрерывного педагогического образования при подготовке специалистов дефектологического профиля для дошкольных учреждений России (опыт, проблемы, перспективы): материалы Всерос. совещания / под ред. Т.В. Волосовец, Б.П. Пузанова, В.И. Селиверст-вова. - М.: Прометей, 2005. - 584 с.

8. Туревская Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. - № 4. - С. 29-52.

9. Lazarus R., Speisman J.C., Mordkof A. M. The Relationship Between Autonomic Indicators of Psychological Stress: Heart Rate and skin Conductance / Psychosomatic Medicine, 1963. - V. 25.

10. Schaarschmidt U., Fischer A.W. AVEM - ein diagnostisches Instrument zur Differenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenuber der Arbeit // fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. -1997. - V. 18, Heft 3. - S. 151-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.