Научная статья на тему 'Изучение особенностей непродуктивного совладающего поведения у педагогов-дефектологов'

Изучение особенностей непродуктивного совладающего поведения у педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей непродуктивного совладающего поведения у педагогов-дефектологов»

• условия выращивания экологически безопасного урожая;

• роль комнатных, лекарственных растений в жизни человека;

• выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

• содержание в доме домашних животных и их значение для воспитания ребенка.

Перечень этих тем стал основой содержательного общения в сфере экологии на родительских собраниях групп и на заседаниях клубов для родителей. Постоянно проводятся практические занятия и семинары: «Закаливание детей дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти здоровым» и т. д. Мы создали три клуба: родительский клуб «Крепыш» и семейные клубы «Светлячок», «Золотой ключик». Клуб «Крепыш» создан для родителей младших дошкольников и направлен на повышение их родительской, валеологической и экологической компетентности. В клубе «Золотой ключик» дети вместе с родителями и другими родственниками участвуют в создании и показе экологических спектаклей, организуют и проводят конкурсы экологических сказок, выставки поделок их природного материала, фотовыставки и т. д. Семейный клуб «Светлячок» проводит экологические исследования, дискуссии, путешествия.

Мы видим результат нашей работы в детях, в нравственной воспитанности наших выпускников, которую отмечают учителя школ, в поддержке осуществляемой педагогическим коллективом ДОУ работы родителями, которые выступают нашими союзниками в экологическом воспитании детей.

В. Н. Поникарова

Изучение особенностей непродуктивного совладеющего поведения у педагогов-дефектологов

Профессионализм педагога - это интегральная психологическая характеристика его труда, свидетельствующая о достаточно высоком уровне овладения профессией.

Профессионализм педагога складывается из разных видов компетентности. Под педагогической компетентностью понимается готовность и способность педагога к решению разных профессиональных задач. Профессиональная компетентность -психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (Маркова А. К., 1993).

160

Профессионализм педагогической деятельности и педагогического общения, зрелость личности педагога предполагают наличие нескольких различных видов компетентности:

• социальная компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

• личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

• индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, сгоранию, умение организовать свой труд рационально без перегрузок, усталости (Маркова А. К.).

Совладающее поведение - сознательные усилия личности по использованию стратегий совладания со стрессом или другими, вызывающими тревогу событиями (Поникарова В.Н., 2010). Совладающее поведение может быть показателем компетентности педагога, причем может входить в структуру всех видов компетентности - от социальной до личностной.

В зависимости от способа и результативности разрешения проблемной ситуации, совладающее поведение может быть расценено как продуктивное, относительно продуктивное и непродуктивное.

Содержательный анализ совладающего поведения позволяет выделить его компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Остановимся на их характеристике (Поникарова В.Н., 2010).

Когнитивный компонент совладающего поведения включает знания о препятствиях, трудных ситуациях, которые являются пусковым стимулом совладающего поведения.

Эмоциональный компонент совладающего поведения включает чувства, эмоции, эмоциональные состояния, обусловленные проблемной ситуацией, и направлен на регуляцию переживаний, связанных с ее разрешением.

Поведенческий компонент совладающего поведения связан с использованием конкретных копинг-стратегий и направлен на непосредственное разрешение проблемной ситуации (Поникарова В.Н., 2010).

В исследовании приняли участие педагоги - дефектологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования - всего 375 человек, работающие в ДОУ г. Череповца, г. Вологды и Вологодского района, Архангельской области.

Среди испытуемых были выделены 3 подгруппы в соответствии с длительностью педагогического стажа:

161

1 подгруппа включала педагогов со стажем до 5 лет (адаптанты, 120 человек);

2 подгруппа - со стажем от 10 до 20 (интерналы, 120 человек);

3 подгруппа - со стажем свыше 20 лет (мастера, 135 человек).

Нами был выделен ряд диагностических блоков, что позволило

комплексно подойти к изучению особенностей совладающего поведения педагогов-дефектологов - определить степень и факторы риска развития непродуктивного типа совладающего поведения в соответствии с выделенными критериями оценки.

Первый блок направлен на изучение когнитивного компонента совладающего поведения (изучение удовлетворенности жизнью в целом, условиями жизни; причины организационных и профессиональных трудностей в сфере специального образования), второй -эмоционального компонента (изучение эмоционального выгорания, психосоциального стресса и психосоциального стресса), третий -поведенческого компонента совладающего поведения (изучение основных стратегий преодоления стресса, особенности индивидуальных копинг-стратегий, профессионального поведения, уровень самоактуализации личности и локус контроля).

Анализ результатов первого блока показал, что педагоги-дефектологи отмечают следующие внешние источники стресса: ухудшение жизни, низкую материальную обеспеченность. Достаточно низкие рейтинги получили социальная и правовая защищенность, работа (характер, отношение, возможности) и отдых. Неудовлетворение данных потребностей приводит к возникновению стрессовой ситуации, развитию фрустрации.

Наиболее значимыми источниками профессионального стресса являются недостаточное моральное и материальное стимулирование труда работников системы специального образования и работа с родителями.

Указанные факторы являются причинами развития непродуктивного совладающего поведения.

Результаты изучения второго блока показали, что развитию непродуктивного совладающего поведения у педагогов-дефектологов способствуют симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей, высокий уровень психосоциального стресса, экстенсивный уровень эмоционального напряжения.

Анализ результатов третьего блока показал, что причинами развития непродуктивного совладающего поведения можно назвать недостаточно активное и неспособность дистанцироваться от проблем на производстве, большая значимость профессиональной деятельности; использование реагирования в качестве ведущей функции саморегуляции переживаний; ложная самоактуализация; интернальный локус поведения.

162

Оценка по всем блокам исследования показала, что у дефекто-логов-адаптантов и дефектологов-мастеров 20,7 % испытуемых имеют высокую степень риска развития непродуктивного поведения, у дефектологов-интерналов - соответственно - 27,5 % испытуемых.

Получены статистически значимые различия по уровню риска развития непродуктивного типа совладающего поведения между адаптантами и интерналами (х =64,4, значимо при р< 0,001).

Общие показатели по всей группе испытуемых показывают, что примерно треть испытуемых может быть отнесена к группе с высокой степенью риска развития непродуктивного совладающего поведения (30,2 % педагогов-дефектологов).

Итак, при формировании разных видов компетентности в педагогической деятельности у педагога складываются профессиональные позиции как устойчивые отношения к делу, учащимся, коллегам, к себе.

Профессионализм педагога возрастает по мере того, как он овладевает, «обрастает» новыми видами компетентности, становится универсалом в своем труде.

На протяжении профессионального становления личности педа-гога-дефектолога происходит изменение его совладающего поведения, как развитие его компетентности. При этом изменяются показатели риска развития неконструктивного совладающего поведения, которые оказываются наиболее значимыми у педагогов-интерналов. Знание особенностей совладающего поведения позволит осуществлять профилактические и текущие мероприятия, направленные на профилактику развития неконструктивного совладающего поведения и формирование соответствующих компе-тентностных компонентов педагога-дефектолога.

З. В. Прошкова

Комфортность дошкольной образовательной среды: биографический анализ*

В рамках проектов «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге», «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс современного российского человека», проводящихся в настоящее время Социологическим институтом РАН, ис-

* Исследование проводится при поддержке РГНФ по проектам «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге», 08-03-00548а (рук. - З.В. Прошкова), «Социальная реальность в системах российского образования», 08-03-00578а (рук. - Г.И. Саганенко); РФФИ по проекту «Исследователь» в разных видах эмпирического социологического исследования», 09-06-00409а (рук. -З. В. Прошкова).

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.