Научная статья на тему 'Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности'

Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЙ / ОТРЕАГИРОВАНИЕ / РЕДУКЦИЯ / ПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / НЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / OVERCOMING BEHAVIOUR / EMOTIONAL PRESSURE / MECHANISMS OF AUTOREGULATION OF EMOTIONAL EXPERIENCE / REACTION / REDUCTION / PRODUCTIVE STRATEGIES / UNPRODUCTIVE STRATEGIES / RELATIVELY PRODUCTIVE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брагина Вера Дмитриевна, Поникарова Валентина Николаевна

Проблема снижения эмоционального напряжения педагогов-дефектологов связана с использованием специфических паттернов преодолевающего (копинг) поведения, которые закономерно изменяются в зависимости от этапов профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брагина Вера Дмитриевна, Поникарова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of teachers-defektologs' coping-behaviour at different stages of their vocational growth

The problem of decreasing the emotional pressure of teachers-defektologs is connected with the use of specific patterns of the overcoming (coping) behaviour which naturally change according to stages of their vocational growth

Текст научной работы на тему «Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности»

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 376.112.4:159.943 ББК 74.30

В. Д. Брагина, В. Н. Поникарова Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности

Проблема снижения эмоционального напряжения педагогов-дефектологов связана с использованием специфических паттернов преодолевающего (копинг) поведения, которые закономерно изменяются в зависимости от этапов профессионального становления.

The problem of decreasing the emotional pressure of teachers-defektologs is connected with the use of specific patterns of the overcoming (coping) behaviour which naturally change according to stages of their vocational growth

Ключевые слова: преодолевающее поведение, эмоциональное напряжение, механизмы саморегуляции переживаний, отреагирование, редукция, продуктивные стратегии, непродуктивные стратегии, относительно продуктивные стратегии.

Key words: overcoming behaviour, emotional pressure, mechanisms of autoregulation of emotional experience, reaction, reduction, productive strategies, unproductive strategies, relatively productive strategies.

Педагогическая профессия относится к профессиям вида «человек-человек». Существенной особенностью, отличающей труд современного педагога от многочисленной армии работников профессиональной сферы «человек-человек» является то, что он связан с одной из самых, пожалуй, трудоемких сфер духовного производства - сферой производства личности.

Большинство современных исследователей педагогического труда при всем разнообразии их подходов и трактовок усматривают содержание педагогического труда в содействии педагога психическому развитию, саморазвитию и самосовершенствованию личности ученика; личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Специфической особенностью профессионального труда педагога является высокая эмоциональная насыщенность. В структуре профессионально важных умений и качеств, связанных с различными сторонами труда педагога, значимое место отводится экспрессивности, эмоциональной восприимчивости, наблюдательской сензитивности, эмоциональной раскрепощенности, эмпатии, эмоциональной стабильности, рефлексии, высокому уровню жизненного тонуса, эмоциональному контролю и саморегуляции, комфортности и конструктивности эмоциональных состояний, творческому самочувствию. Фактически все эти качества имеют прямое отношение, как к сущности эмоциональных состояний, так и к их внешним или внутренним проявлениям. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога, по мнению ведущих специалистов в этой области, относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье.

Система подготовки студентов, будущих специалистов в разнообразных областях деятельности, предусматривает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в различных областях знаний. Вместе с тем, обучение в вузе способствует появлению ряда психических состояний, которые негативно сказываются на самочувствии будущего специалиста (А.О. Прохоров).

Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что достаточно широко в зарубежной и отечественной психологии обсуждается вопрос о факторах эмоционального напряжения в студенческом возрасте.

Так, изучая студентов, L.H. Cohen, J.S. Greenberg, D. Stokols, L.C. Towbes обнаружили, что студенты подвержены эмоциональному напряжению из-за необходимости справляться с возрастными проблемами переходного периода; из-за проблем, связанных с обучением, что препятствует академической успеваемости, а также из-за проблем с финансами, жильем, безопасностью и соматическим здоровьем. Среди факторов, вызывающих эмоциональное напряжение, наибольшую значимость, по мнению авторов, приобретают изменение образа жизни, академическая успеваемость, академическая перегруженность и др. [6].

Наибольшие эмоциональные нагрузки испытывают студенты первых курсов. Это обусловлено резким изменением образа жизни, оценочной системы, академической перегруженностью, адаптацией в среде сверстников, разрывом отношений с близкими. Студенты сталкиваются не только с бытовыми, но и с более сложными проблемами, такими как: достижение эмоциональной независимости от семьи, выбором и подготовкой к профессиональной деятельности, выполнением обязательств и подготовкой к семейной жизни. Большое влияние на самочувствие студентов оказывают оценки, которым придается важное значение. Как отмечают авторы, студенты слишком серьезно относятся к получению оценок, а не к получению знаний. Близко к проблеме оценок стоит проблема академической перегруженности. Некоторые студенты, стремясь закончить университет как можно быстрее, слишком перегружают себя и расплачиваются здоровьем, утратой социальных контактов и успеваемостью. На студентов старших курсов действуют те же неблагоприятные стрессогенные факторы, что и на студентов младших курсов. Однако на старшекурсников действуют и специфические стрессоры: совмещение карьеры и обучения, конкуренция семьи и образования, неуверенность в себе.

Теоретический анализ основных психологических подходов к определению сущности эмоционального напряжения позволяет констатировать отнесенность его к категории эмоциональных состояний, призванных представлять в сознании человека личностную значимость и оценку происходящих в его жизни событий, степень удовлетворения актуальных потребностей.

Проблема снижения эмоционального напряжения связана с использованием ряда внешних (социальных) и внутренних (личностных) ресурсов. Можно предположить наличие определенного взаимодействия эмоционального напряжения личности и поведенческих и личностных ресурсов, а также то, что на разных этапах профессионального становления педагога-дефектолога возможно использование специфических паттернов преодолевающего (копинг) поведения.

n w w

В современной психологическом литературе под копингом понимаются особенности индивидуального стиля совладания с проблемами разного уровня [3].

В настоящее время выделяется несколько подходов к пониманию преодолевающего поведения.

Один из них рассматривает преодолевающее поведение с точки зрения теории психологических защит, т.е. как механизм, снижающий напряжение. В отличие от психологических защит, предполагается, что копинг обозначает сознательные усилия личности по использованию стратегий совладания со стрессом или другими, вызывающими тревогу событиями [6].

Для совладания необходимо соблюдение следующих условий: полное осознание возникших трудностей; знание эффективного способа выхода из ситуации именно этого типа; умение эффективно применить копинг на практике.

В исследовании особенностей преодолевающего поведения на разных этапах профессионального становления педагога-дефектолога приняли участие студенты Череповецкого Государственного университета, обучающиеся по специальности 050717 «Специальная педагогика и психология (дошкольная)» - 88 человек и работающие дефектологи (62 человека) специализированных МДОУ г. Череповца. У педагогов-дефектологов были выделены три подгруппы в соответствии с длительностью педагогического стажа: первая

подгруппа включала педагогов со стажем до 10 лет (адаптанты, 20 человек); вторая - педагогов со стажем от 10 до 20 (интерналы, 20 человек); третья - педагогов со стажем свыше 20 лет (мастера, 22 человека).

Нами были использованы такие методики, как методика изучения механизмов саморегуляции переживаний по Р.А. Туревской, «Индикатор стратегий преодолений стресса» Д. Амирхана; опросник «Определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма; «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления» И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова [2]; методы статистической обработки (критерий х2) и др.

Анализ функций саморегуляции переживаний (по Р.А. Туревской) у студентов показал, что у студентов I курса ведущей функцией регуляции является редукция, которая реализует функцию ослабления переживания. Ведущим защитным механизмом является подавление (выявляется у 74,2 % испытуемых).

Следующей по значимости функцией регуляции переживания является отреагирование (34,9 % первокурсников). Отреагирование непосредственно направлено на регуляцию собственного эмоционального состояния. Более чем в половине случаев представлено прямое отреагирование в виде открытой оппозиции. Последней по значимости является функция трансформации переживаний, направленная на преобразование когнитивной структуры переживаний. Ведущим защитным механизмом в данном случае выступает изоморфный юмор (38,2 %) испытуемых.

У студентов III курса также ведущей функцией саморегуляции переживаний является редукция, а ведущим механизмом - подавление. У 45,5 % испытуемых ведущая функция регуляции переживаний - скрытое отреагирование, которое предполагает определенным образом организующее воздействие на ситуацию. Трансформация переживаний имеет место у 13,6 % третьекурсников, а ведущим механизмом защиты является изоморфный юмор.

У студентов V курса также преобладает редукция как ведущая функция саморегуляции переживаний; примерно в половине случаев доминантным защитным механизмом является подавление (54,5 %). Отреагирование

переживаний занимает второе место; доминирует скрытое отреагирование. Трансформация переживаний представлена у 15,5 % пятикурсников; преобладает изоморфный юмор.

В целом можно отметить, что у студентов ведущей функцией саморегуляции переживаний является редукция, а ведущим защитным механизмом -подавление. Примерно у трети испытуемых ведущей функции регуляции переживаний является отреагирование, а ведущим защитным механизмом -скрытое отреагирование. 14 % испытуемых используют трансформацию переживаний, с ведущим защитным механизмом - изоморфным юмором. Можно отметить также, что незначительно изменяется динамика выбора тех или иных ответов (А, В или С). Студенты V курса несколько чаще выбирают ответы С, что указывает на возросшую возможность регулировать переживания во фрустирующих ситуациях.

К окончанию вуза возрастает роль интеллектуализации и неизоморфного юмора, как более совершенных защитных механизмов. Их использование связано с выбором более гибких поведенческих стратегий в эмоциогенных ситуациях.

Диагностика функций саморегуляции переживаний показала, что ведущей функцией у педагогов-адаптантов является редукция (ослабление переживаний). Она представлена у половины испытуемых. Ведущим защитным механизмом является подавление. У 26,7 % адаптантов ведущим механизмом является трансформация, которая обеспечивает смену полярности эмоции (ведущий защитный механизм - изоморфный юмор). Отреагирование переживаний представлено у 23,3 % (преобладает скрытое отреагирование).

У интерналов ведущей функцией саморегуляции переживаний также является редукция (61,8 % испытуемых). Более половины педагогов в качестве защитного механизма используют интеллектуализацию, т. е. более тонкий механизм защиты. Следующей по значимости функцией саморегуляции является отреагирование (21,8 % испытуемых); причем увеличивается использование трансформирующего отреагирования. 16,4 % испытуемых используют трансформацию; более половины испытуемых предпочитают неизоморфный юмор (58 %). По сравнению с адаптантами увеличивается использование более продуктивных функций саморегуляции переживаний и защитных механизмов.

У педагогов-мастеров на первый план выступает редукция. Сохраняется тенденция к использованию интеллектуализации, как защитного механизма. Следующей по значимости функцией саморегуляции переживаний является отреагирование (54,5 %). Трансформация как саморегуляция переживаний представлена у 17,5 %; преобладает использование изоморфного юмора как защитного механизма.

Изучение функций саморегуляции переживаний показывает, что ведущей функцией и у студентов, и у педагогов является редукция, т. е. ослабление переживаний. Однако у педагогов возрастает использование такого защитного механизма как интеллектуализация, что позволяет определенным образом преобразовывать структуру переживания. У педагогов также возрастает возможность использовать трансформацию для регуляции переживаний, в частности, механизм неизоморфного юмора. Статистические различия по использованию различных функций регуляции переживаний не выявлены (х2 = 2,03, не значимо).

Полученные данные по методике «Индикатор стратегий преодоления стресса» позволяют отметить, что по стратегии «Решение проблемы» все испытуемые показали высокий уровень. В использовании данной стратегии педагоги (75 %) несколько опережают студентов (55 %). Это значит, что все испытуемые предпочитают использовать конструктивные стратегии.

«Решение проблемы» - стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему, Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять, думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией.

Использование стратегии «Поиск социальной поддержки» позволяет отметить, что педагоги на 15 % реже, чем студенты (25 %) используют ее (получены статистически значимые различия по высокому и низкому уровню). Можно предположить, что поиск социальной поддержки более значим для студентов, чем для педагогов.

Иду к другу, чтобы он помог мне почувствовать проблему лучше, принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей, Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

В то же время стратегия «Избегание» более популярна у студентов - 20 % испытуемых показали использование данной стратегии (педагоги - 10 %). Это связано с тем, что педагоги предпочитают разрешать проблемы непосредственно.

Сплю больше обычного, фантазирую о том, что все могло бы быть иначе.

Получены статистически значимые различия (х2= 22,0, значимо на уровне Р<0,001).

Количественный анализ индивидуальных копинг-стратегий позволяет сделать вывод, что использование относительно продуктивных стратегий преобладает в обеих группах - педагоги - 52 %, студенты - 45 %. У педагогов чаще всего используются такие стратегии, как «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты» и «Стараюсь отвлечься и расслабиться». У студентов более популярны такие стратегии, как «Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном все хорошо», «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности», «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую», «Стараюсь отвлечься и расслабиться».

По использованию продуктивных стратегий педагоги (28 %) незначительно опережают студентов (25 %). Наиболее популярные стратегии - «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» и «Стараюсь отвлечься и расслабиться».

Непродуктивные стратегии чаще используются студентами - 30 % -«Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях», «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» и «Я впадаю в состояние безнадежности».

Статистически значимые различия между испытуемыми по использованию индивидуальных копинг-стратегий не выявлены.

Среди продуктивных стратегий у педагогов наиболее популярны поведенческие стратегии (28,6 %). Среди указанных стратегий у студентов также чаще используются поведенческие (36,7 %) стратегии, причем чаще, чем у педагогов.

Среди относительно продуктивных стратегий у педагогов наиболее популярны когнитивные (32,7 %). У студентов чаще используются поведенческие (46,9 %).

Среди непродуктивных стратегий у педагогов (16,3 %) и у студентов (26,5 %) чаще используются стратегии эмоциональные.

Практически всеми испытуемыми мало используются непродуктивные стратегии.

У педагогов наиболее популярны поведенческие паттерны: «Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном все хорошо», «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» и «Я изолируюсь, стараюсь остаться

наедине с собой»; «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей», «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» и «Стараюсь отвлечься и расслабиться», а также «Я стараюсь всё проанализировать, всё взвесить и объяснить себе, что же случилось», «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» и «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

У студентов чаще используются паттерны - «Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном все хорошо», «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» и «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» - совпадает с мужчинами; «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк», «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» и «Стараюсь отвлечься и расслабиться», а также -«Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном все хорошо», «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации», «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» и «Это несущественные трудности, не всё так плохо, в основном все хорошо», «Я впадаю в состояние безнадежности» и «Я старюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих трудностях».

С целью уточнения и дополнения полученных данных нами была использована методика «Когнитивно-поведенческих стратегий преодоления» И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова.

Среди доминирующих конструктивных преобразующих стратегий у педагогов преобладают когнитивная репетиция (67 %) и идущее вверх сравнение (33 %). У студентов в качестве доминирующих стратегий чаще используются коррекция ожиданий и надежд (44 %), когнитивная репетиция (32 %), и идущее вверх сравнение (34 %).

Статистически значимые различия получены (х2= 18,3, значимо на уровне Р<0,001).

Неконструктивные преобразующие стратегии копинга чаще встречаются у студентов, чем у педагогов (7,1 и 5,6 соответственно).

Коэффициент конструктивности одинаков в обеих группах испытуемых и составляет 0,6.

Итак, профессиональная деятельность педагога-дефектолога, по мнению ведущих специалистов в этой области (Н.М. Назарова, В.А. Березина, Д.С. Шилов и др.) относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы такие черты, как физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье. Профессия педагога-дефектолога предъявляет также повышенные требования к социальным качествам личности.

Теория и практика специального образования убедительно показывают, что сегодня существует острая потребность в специалистах, способных компетентно решать вопросы диагностики, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Эмоциогенность труда педагога-дефектолога указывает на необходимость профилактики эмоционального напряжения уже на ранних этапах профессионального становления специалиста данного профиля и формирование продуктивных паттернов преодолевающего поведения на всех этапах профессионального становления педагога-дефектолога.

Список литературы

1. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Питер, 2003. -С. 208.

2. Клиническая психология в социальной работе: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. Б.А. Маршинина. - М.: Академия, 2002.

3. Никольская И.М. Общие сведения о копинг-поведении // Детская психиатрия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005.

4. Назарова Н.М. Проблемы и перспективы подготовки психологопедагогических кадров для работы в системы специального образования лиц с ограниченными возможностями / В.А. Березина, Д.С. Шилов // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 2000. - С. 128-134.

5. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - №1. - С. 47-54.

6. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 564.

7. Туревская Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. - № 4. - С. 29-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.