Научная статья на тему 'Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения'

Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
547
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защитно-совладающее поведение педагогов / стратегии совладания / эффективные стратегии совладания / психологическая защита / конструктивная психологическая защита. / protective and coping behaviour of educators / coping strategies / effective coping strategies / psychological defence / construc- tive psychological defence.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишин Антон Александрович

Актуальность исследования особенностей защитно-совладающих стратегий педагогов обусловлена наличием негативных и небезопасных проявлений в их поведении, связанных с большим количеством стрессовых и трудных ситуаций в их профессиональной деятельности и повседневной жизни. Цель представленного в статье исследования состоит в изучении и анализе тенденций предпочтений защитно-совладающих стратегий поведения педагогов, находящихся на разных этапах профессионального развития. Предположительно работающие педагоги, по сравнению с будущими специалистами, склонны к выбору более эффективных копинг-стратегий и к более конструктивной психологической защите. Исследование выполнено на выборках студентов педагогического колледжа (n = 46) и работающих учителей общеобразовательных школ (n = 46) с применением психодиагностических методик «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой), «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт в адаптации Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенникова). Установлено наличие у учителей тенденции к выбору эффективных проблемно ориентированных копинг-стратегий на фоне как конструктивной, так и примитивной психологической защиты; будущие педагоги выбирают менее эффективные защитно-совладающие стратегии с выраженной тенденцией к дистанцированию и отрицанию. Результаты исследования имеют практическую значимость для разработки программ формирования и развития навыков осознанного и безопасного защитно-совладающего поведения у практикующих учителей и будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Tendencies Related to Educators’ Choice of Protective and Coping Behaviour Strategies

Urgency of the study of coping and protective strategies peculiarities in educators is conditioned by the presence of negative and unsafe behavioral manifestations related to complicated stressful situations in their professional activity and everyday life. The purpose of the study is to investigate and analyse preference tendencies regarding protective and coping strategies in the behaviour of educators at various stages of professional development. It is presupposed that full-time educators in comparison with students majoring in education, tend to choose more effective coping strategies and more constructive psychological defence. The study was conducted on a sample of teacher training college students (n= 46) and secondary school teachers (n = 46) with application of the following psycho-diagnostic techniques: “Ways of coping behavior” (R. Lazarus, S. Folkman, adaptated by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva), “Lifestyle Index” (R. Plutchik, G. Kellerman, H. Kont, adapted by E. S. Romanova and L. R. Grebennikova). We have found out that presence of tendencies towards the choice of effective problem-oriented coping in practicing teachers is accompanied by a number of both constructive and primitive psychological defences, while future teachers choose less effective defensive and coping strategies with better expressed tendencies towards distancing and denial. The results of the study have practical significance for the development of programmes for forming and developing skills of conscious and safe defensive and coping behaviour in full-time teachers and future educators.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения»

УДК 159.9:37.015.32

Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения

А. А. Мишин

Мишин Антон Александрович, преподаватель, кафедра психолого-педагогических дисциплин, Севастопольский педагогический колледж имени П. К. Менькова, anton.vоron80@mail.ru

Актуальность исследования особенностей защитно-совлада-ющих стратегий педагогов обусловлена наличием негативных и небезопасных проявлений в их поведении, связанных с большим количеством стрессовых и трудных ситуаций в их профессиональной деятельности и повседневной жизни. Цель представленного в статье исследования состоит в изучении и анализе тенденций предпочтений защитно-совладающих стратегий поведения педагогов, находящихся на разных этапах профессионального развития. Предположительно работающие педагоги, по сравнению с будущими специалистами, склонны к выбору более эффективных копинг-стратегий и к более конструктивной психологической защите. Исследование выполнено на выборках студентов педагогического колледжа (п = 46) и работающих учителей общеобразовательных школ (п = 46) с применением психодиагностических методик «Способы со-владающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой), «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт в адаптации Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенникова). Установлено наличие у учителей тенденции к выбору эффективных проблемно ориентированных копинг-стратегий на фоне как конструктивной, так и примитивной психологической защиты; будущие педагоги выбирают менее эффективные защитно-совладающие стратегии с выраженной тенденцией к дистанцированию и отрицанию. Результаты исследования имеют практическую значимость для разработки программ формирования и развития навыков осознанного и безопасного защитно-совладающего поведения у практикующих учителей и будущих педагогов. Ключевые слова: защитно-совладающее поведение педагогов, стратегии совладания, эффективные стратегии совлада-ния, психологическая защита, конструктивная психологическая защита.

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-270-277 Введение

трудными ситуациями является одной из причин расстройств здоровья, ухудшения качества работы и жизни. В этой связи актуальным представляется исследование тенденций выбора педагогами, находящимися на разных этапах своего профессионального развития, стратегий защитно-со-владающего поведения с целью их оптимизации. Результаты такого исследования позволят очертить направления психокоррекционной работы с работающими педагогами, а также формирующей и развивающей работы с будущими педагогами на этапе их профессиональной подготовки.

Совладание, или копинг, является формой поведения, позволяющей личности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, и предполагает сформированное умение использовать определенные средства и ресурсы для преодоления эмоционального стресса, что крайне необходимо педагогам. Психологическая защита и совладание выполняют схожие задачи обеспечения адаптации личности в стрессовых и трудных жизненных ситуациях и реализуются посредством различных механизмов [1, 2]. Эффективное совла-дание подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, напряжением. Оптимально выбираемые копинг-стратегии существенно помогают педагогам преодолеть стресс, качественно изменять ситуацию.

Целью исследования стало изучение тенденций выбора защитно-совладающих стратегий поведения студентами педагогического колледжа и педагогами со стажем практической деятельности по данной специальности для последующего анализа и разработки рекомендаций по оптимизации копинг-поведения учителей на разных этапах их профессионального развития.

Современные условия профессиональной деятельности и повседневной жизни педагогов предъявляют все более высокие требования к их способности преодолевать жизненные трудности, вырабатывать новые стратегии поведения, которые позволили бы им адаптироваться к меняющимся условиям. От умения педагогов гибко регулировать свое поведение во многом зависит эффективность выполнения ими своих задач во всех сферах жизнедеятельности. Неспособность или неумение педагога оптимально справляться с

Теоретический анализ проблемы

Теоретико-методологические и практические вопросы проблематики совладающего поведения нашли отражение в работах ученых из разных стран, сторонников и представителей различных теоретических подходов.

Наиболее известными зарубежными исследователями, внесшими большой вклад в разработку проблемы совладания, считаются Р. Лазарус и С. Фолкман. В частности, названные ученые

исследовали и подчеркивали необходимость изучения влияния микро-стрессов и повседневных неприятностей на здоровье и социальное функционирование людей [3]. Также ими разработан опросник «Контрольный перечень способов ко-пинга» (Ways of Coping Questionnaire - WCC) [4], одна из русскоязычных версий которого широко используется в практике психодиагностической деятельности [5]. Считаем изучение характеристик защитно-совладающего поведения наиболее актуальным в отношении педагогических работников, условия профессиональной деятельности и повседневной жизни которых сопряжены с постоянным воздействием микро-стрессов, что может негативно влиять на их здоровье и эффективность педагогической деятельности.

Дж. Амирханом разработана классификация стратегий совладания и методика их диагностики [6], исследована обусловленность выбора стратегий совладающего поведения личностными и социальными факторами (диспозиционный контекст) [7], что также представляет интерес для нашего исследования.

Изучая копинг-нормы, Х. Вебер исследовал ситуационный контекст совладания и описал индивидуальные и социальные негативные реакции на нарушающее социальные нормы совладающее поведение [8]. Результаты этих исследований подтверждают необходимость учета социальных предикторов при анализе тенденций выбора стратегий защитно-совладающего поведения работающими и будущими педагогами, в частности степень их профессиональной включенности и ориентацию на социальные нормы и профессиональные предписания, которые могут определять выбор не всегда эффективных, но социально одобряемых копинг-стратегий.

Э. Скиннер и М. Циммер-Гембек анализировали корреляционные взаимосвязи возрастных переменных и выбора стратегий преодоления того или иного уровня - «семейства копингов» [9]. Ими выявлена и описана усиливающаяся с возрастом тенденция к выбору более эффективных копинг-стратегий: увеличение совладающего потенциала - от пассивного поиска социальной поддержки до активной ориентации на самостоятельное решение проблемы; решение проблемы изменяется от инструментальных действий до планирования решения; к поведенческим стратегиям добавляются когнитивные [10]. Ч. Карвер и Дж. Коннор-Смит также указывали на влияние индивидуальных различий и зависимость выбора копинг-стратегий от возраста, степени стресса, промежутка времени между копинг-активностью и копинг-отчетом [11].

Отечественными исследователями также изучались личностные и возрастные особенности защитно-совладающего поведения. В частности, аналогичные обусловленные возрастом тенденции были выявлены Е. Е. Бочаровой, установившей,

что подростки чаще используют сочетание эмоционально ориентированных и конфронтационных копинг-стратегий, склонны к отвлечению и избеганию (более пассивным и неадаптивным стратегиям), а проблемно ориентированные копинг-страте-гии применяют значительно реже; юношам же присущ более широкий диапазон выбора активных и эффективных стратегий совладающего поведения: проблемно ориентированные стратегии, позитивная переоценка ситуации, планирование решения, ответственность, самоконтроль [12]. В свете задач нашего исследования эти положения обусловливают необходимость сравнения характеристик и эффективности защитно-совладающего поведения педагогов с учетом возрастных различий.

Необходимо отметить, что особенности за-щитно-совладающего поведения специалистов педагогического профиля изучены недостаточно, так как традиционно ученые отдают предпочтение изучению характеристик копинг-поведения людей, работающих в условиях стресса, в частности сотрудников различных подразделений МЧС и МВД, военнослужащих, менеджеров, медицинских работников и представителей других профессий. Крайне мало публикаций, посвященных изучению преодолевающего поведения у педагогов школ и дошкольных учреждений (Р. Н. Баши-лов, А. А. Бойко, Г. Ж. Болотова, Т. В. Володина, Н. В. Калинина, О. С. Мирошникова, Д. М. Никифорова, В. Н. Поникарова, Е. Г. Шубникова и др.). При этом описанные в них результаты отдельных исследований часто достаточно тревожны.

Так, по данным исследований особенностей защитно-совладающего поведения учителей общеобразовательных школ, у каждого третьего педагога ярко выражены признаки невроза [13], отмечается низкий уровень жизнестойкости педагогов [13, 14], доминирование стратегий непродуктивного совладания и неконструктивной психологической защиты [15, 16]. Студенты педагогических вузов и профессиональных учебных заведений педагогического профиля используют преимущественно неконструктивные, непродуктивные, неадаптивные и псевдоадаптивные стратегии совладания [15-17]. Как студенты педагогического профиля, так и работающие педагоги нередко демонстрируют невротичное, виктимное защитно-совладающее поведение, потенциально опасное для окружающих и самих педагогов [16, 18-20], что обусловливает актуальность и необходимость исследования тенденций доминирующей психологической защиты и причин выбора тех или иных копинг-стратегий работающими и будущими педагогами для последующей разработки моделей безопасного совладающего поведения и обучения им педагогов на разных этапах их профессионального становления [21, 22].

В связи с изложенным выше в контексте нашего исследования была предпринята попытка

выявить и проанализировать тенденции в выборе защитно-совладающих стратегий поведения работающими педагогами и студентами педагогического колледжа как представителями разных возрастных категорий, имеющими разный жизненный и профессиональный опыт, на разном уровне включенными в педагогическую деятельность и в разной степени подверженными профессиональным микро-стрессам и подчиняющимися социальным и профессиональным предписаниям и требованиям.

Выборка, методики и методы исследования

Участники исследования. На основании результатов теоретического анализа обозначенной проблемы было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей выбора защитно-совладающих стратегий в двух выборках испытуемых. В первую группу вошли работающие педагоги женского пола (п = 46) в возрасте от 23 лет до 41 года (М = 37,93) со стажем работы от 1 до 9 лет (М = 7,34). Во вторую группу вошли будущие педагоги - студенты педагогического колледжа (п = 46), 3 юношей и 43 девушки в возрасте от 18 до 20 лет (М = 19,39), обучающиеся на 3-м и 4-м курсах. Средний возраст всех испытуемых составил 28,7 года. Таким образом, были выбраны две группы респондентов разного возраста, с разной степенью включенности в педагогическую деятельность, то есть находящиеся на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Методики. Для выявления доминирующих у педагогов и студентов колледжа механизмов психологической защиты использовался тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) (авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романовой, Л. Р. Гребенникова [2]). С целью выявления тенденций выбора испытуемыми доминирующих стратегий совладания использовался опросник «Способы совладающе-го поведения» (авторы Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. За-мышляевой [5]).

Методы. Результаты исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики - описательной статистики, сравнительного анализа (ф* - углового преобразования Фишера (критерия Фишера)).

Несмотря на все чаще фиксируемые в педагогической практике случаи неэффективного и даже виктимизирующего совладающего поведения учителей, работающие педагоги, по сравнению с будущими, в силу возрастных особенностей и большего жизненного и профессионального опыта, на наш взгляд, предположительно должны быть склонны более активно и более эффективно справляться со стрессовыми и трудными жизненными ситуациями, в которых они чаще оказыва-

лись, и у них выработаны адаптивные модели защитно-совладающего поведения. Студенты колледжа, как правило, имеют меньший опыт переживания стрессов и преодоления трудных жизненных ситуаций, еще не включены в профессиональную педагогическую деятельность.

Гипотезой исследования стало предположение, что работающие педагоги, по сравнению со студентами педагогического колледжа, склонны к выбору более эффективных копинг-стратегий и к более конструктивной психологической защите. Мы предположили, что работающие педагоги из нашей выборки преимущественно склонны выбирать стратегии самоконтроля, принятия ответственности, планирования разрешения проблемы и положительной переоценки, которые многие исследователи считают эффективными [23]. Доминирующей психологической защитой у работающих педагогов предположительно будет компенсация и интеллектуализация, что, по мнению отдельных исследователей [2], является конструктивным и более зрелым механизмом психологической защиты; у студентов педагогического колледжа предположительно доминируют регрессия, подавление, отрицание, проекция и реактивное образование, то есть более примитивные и менее конструктивные виды психологической защиты.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования осуществлялся анализ эмпирических данных, полученных с помощью опросника «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляе-вой), позволивший выявить и сравнить тенденции в выборе доминирующих стратегий совладающего поведения педагогами и студентами педагогического колледжа с учетом возрастных различий, предусмотренных в средненормативных показателях в выборке стандартизации: до 20 лет - студенты, от 21 года - педагоги-практики [5].

Результаты, полученные с помощью методики Р. Лазаруса, показали, что у работающих педагогов достоверно значимо, по сравнению со студентами педагогического колледжа, доминирует склонность к выбору проблемно ориентированных совладающих стратегий - самоконтроля, планирования разрешения проблемы, положительной переоценки, принятия ответственности (табл. 1).

При этом практикующие педагоги достоверно чаще, чем будущие специалисты, в стрессовых и сложных жизненных ситуациях прибегают к поиску социальной поддержки, опоры на внешние ресурсы, что может объясняться необходимостью их жесткой ориентации на общественные нормы и профессиональные предписания, наличием негативного опыта совладания, стремлением привлечь внимание окружающих к ситуации, а

Таблица 1 / Table 1

Сравнительный анализ выраженности параметров копинг-стратегий в выборках педагогов (n = 46) и студентов-педагогов (n = 46) Comparative analysis of coping strategy parameters manifestation in the samples of secondary school teachers (n = 46) and teacher training college students (n = 46)

Параметры Выборка педагогов Выборка студентов q*-value p-level

M M

Конфронтационный копинг 8,47 5,66 1,271 р < 0,05

Дистанцирование 9,76 12,45 4,407* р <0,01

Самоконтроль 12,58 5,52 8,968* p < 0,01

Поиск социальной поддержки 10,08 7,73 2,719* p < 0,01

Принятие ответственности 7,02 4,91 3,443* p < 0,01

Бегство-избегание 12,06 12,69 0,427 p < 0,05

Планирование решения проблемы 12,21 4,67 8,656* p < 0,01

Положительная переоценка 11,41 5,10 8, 613* p < 0,01

также некоторыми индивидуально--личностными предикторами (высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, заниженная самооценка и др.).

Незначимо, но чаще, чем студенты колледжа, работающие учителя склонны прибегать к конфронтационному копингу, что может быть связано, с одной стороны, с действием компенсаторно-защитных механизмов, обусловленным стремлением к эмоциональной разрядке в условиях повышенного напряжения и социальных ограничений, а с другой - со стремлением активно отстаивать свои интересы и свою позицию, противостоять трудностям и умением активно их преодолевать. О наличии активной жизненной и профессиональной позиции может также свидетельствовать наличие незначимо меньшей склонности работающих педагогов к стратегиям бегства-избегания и дистанцирования.

В целом можно констатировать, что наше предположение о преобладании у педагогов-

практиков, в сравнении с будущими специалистами, тенденций выбора более эффективных копинг-стратегий подтвердилось. Полученные данные обусловливают необходимость развития адаптивного совладающего потенциала у будущих педагогов, а также более детального изучения ситуативных причин и последствий конфронтации, избегания и поиска социальной поддержки у работающих учителей с целью оптимизации и коррекции их совладающего поведения.

Так как в основе выбора неэффективных ко -пинг-стратегий могут быть выражены неконструктивные, примитивные виды психологической защиты (как первые неосознаваемые импульсы к действию или бездействию), с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (авторы: Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романовой, Л. Р. Гребенникова) нами изучалась и сравнивалась доминирующая психологическая защита у практикующих и будущих педагогов (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Сравнительный анализ выраженности параметров психологической защиты в выборках педагогов (n = 46) и студентов-педагогов (n = 46) Comparative analysis of psychological defense parameters manifestation in the samples of secondary school teachers (n = 46) and teacher training college students (n = 46)

Параметры Выборка педагогов Выборка студентов y*-value p-level

M M

Отрицание 58,83 68,86 2,854* 0,01

Подавление 36,39 42,5 0,427 0,01

Регрессия 60,17 68,84 0,201 0,01

Компенсация 62,82 58,69 2,321* 0,01

Проекция 59,87 43,93 2,561* 0,01

Замещение 62,19 42,92 4,781* 0,01

Интеллектуализация 67,6 29,92 8,738* 0,01

Реактивное образование 54,56 53,26 0,211 0,01

В выборке работающих учителей значимо преобладает склонность к интеллектуализации, замещению, проекции и компенсации, то есть, наряду со зрелой и конструктивной психологической защитой, у педагогов-практиков выражена склонность и к более примитивной защите.

Наиболее выражено преобладание у практикующих учителей значений показателей интеллектуализации, которую исследователи трактуют как механизм бессознательного контроля индивидом своих эмоций и побуждений путем рационального истолкования происходящего события [2], что может являться конструктивной основой для адаптивных проблемно ориентированных моделей совладающего поведения педагогов.

Достоверно значимо у работающих педагогов, по сравнению с будущими специалистами, преобладает склонность к замещению, что может приводить к виктимизации школьников: нередко эрзац-объектами, на которые педагоги высвобождают свои скрытые негативные эмоции, становятся учащиеся. В этом же контексте небезопасной в некоторых ситуациях может оказаться и выявленная у практиков тенденция к проекции и компенсации. Полученные данные обусловливают необходимость формирования и развития у будущих педагогов навыков сознательного применения конструктивной психологической защиты [24], а также развития навыков осознанного совладания у практиков.

Отсутствию осознания определенных стрессовых ситуаций, фактов, психотравмирующих событий, чувств (болезненность при их осознании), имеющихся элементов своего жизненного и совладающего опыта может способствовать склонность к отрицанию, значимо выраженная у студентов педагогического колледжа. Отрицание травмирующего воздействия событий и проблем, как правило, не стимулирует к поиску вариантов их решения и конструктивного совладания с ними, а также не способствует снижению эмоционального напряжения, что может становиться причиной немотивированных поступков, профессиональной деформации педагогов.

В целом присущие практикующим педагогам из выборки доминирующие стили защитно-со-владающего поведения можно условно выразить формулой: «высокая степень выраженности склонности к выбору проблемно ориентированных копинг-стратегий - значимое преобладание склонности к поиску социальной поддержки -выраженная склонность к интеллектуализации, компенсации, замещению и проекции».

Полученная структура защитно-совладаю-щего поведения педагогов из выборки наглядно демонстрирует сильные и слабые ее звенья. С одной стороны, копинг-стратегии практиков можно считать достаточно адаптивными и эффективными, так как они ориентированы на когнитивную

переоценку и поиск разрешения проблемы, самоконтроль и принятие ответственности, в основе которых лежат интеллектуализация и компенсация. С другой стороны, условия жизнедеятельности педагогов, связанные с постоянными стрессовыми, конфликтными, сложными ситуациями, необходимостью соответствовать социальным и профессиональным требованиям, обусловливают стремление к социальной поддержке, а нередко и к конфронтации, неосознаваемым замещению и проекции, последствия которых могут оказаться небезопасными для окружения и самих учителей.

В структуре стилей защитно-совладающего поведения студентов педагогического колледжа, в отличие от практикующих учителей, четко выделяются следующие компоненты: «высокий уровень выраженности склонности к дистанцированию - средняя степень выраженности тенденции к бегству-избеганию (различия незначимы) - высокий уровень склонности к отрицанию -умеренная (различия недостоверны) склонность к регрессии и подавлению». То есть будущие педагоги из выборки при необходимости совладания со стрессами и трудными жизненными ситуациями обнаруживают незрелость, неэффективность и неразвитость совладающего потенциала и избегание разрешения проблем.

Выявленные значимые различия в структуре защитно-совладающего поведения работающих и будущих педагогов могут объясняться наличием у учителей-практиков большего жизненного и профессионального опыта, способствующего выработке у них более эффективных и адаптивных проблемно ориентированных копинг-стратегий, но при этом и повышению степени напряженности психологической защиты. Полученные результаты убедительно демонстрируют не только необходимость, но и направления дифференцированной развивающей и коррекционно-формирующей работы с будущими педагогами и практикующими учителями.

Выводы

Наличие большого количества стрессовых и конфликтных ситуаций, а также негативных и небезопасных поведенческих проявлений в профессиональной деятельности и повседневной жизни современных учителей обусловливает необходимость и актуальность исследования особенностей их защитно-совладающего поведения. Анализ последних публикаций свидетельствует о недостаточной изученности данной проблемы, а также о необходимости исследования защитно-совладающих поведенческих стилей педагогов на разных этапах их профессионального становления и развития с учетом возрастных, социальных и личностных (диспозиционных) предикторов и ситуационного контекста совладания.

Проведенное исследование и анализ тенденций выбора защитно-совладающих стратегий поведения у практикующих учителей и будущих педагогов позволили подтвердить рабочую гипотезу: практикующие педагоги, по сравнению со студентами педагогического колледжа, склонны к выбору более эффективных копинг-стратегий и к более конструктивной психологической защите. Доминирующими стратегиями защитно-совлада-ющего поведения учителей-практиков являются: высокая степень склонности к проблемно ориентированным копинг-стратегиям - значимая склонность к поиску социальной поддержки - высокая склонность к интеллектуализации, компенсации, замещению и проекции. Наличие тенденций к конфронтации и выраженности примитивных защитных механизмов обусловливает необходимость формирования и развития у работающих педагогов навыков применения осознанного за-щитно-совладающего поведения с учетом ситуационного контекста, а также разработки моделей безопасного защитно-совладающего поведения и обучения им как педагогов-практиков, так и будущих специалистов педагогического профиля.

У будущих педагогов в структуре защитно-со-владающего поведения выражены: высокая склонность к дистанцированию - средняя склонность к бегству-избеганию (различия незначимы) - высокий уровень склонности к отрицанию - умеренная (различия незначимы) склонность к регрессии и подавлению. Преобладание склонности к менее эффективным копинг-стратегиям на фоне незрелых механизмов психологической защиты с выраженной тенденцией к дистанцированию и отрицанию свидетельствует о необходимости развития и оптимизации совладающего потенциала будущих педагогов на этапе их профессионального обучения.

Проведенное исследование позволило выявить лишь некоторые тенденции и перспективы дальнейших научно-практических разработок. Для формулировки более точных выводов необходимы дополнительные и более углубленные исследования на выборках педагогов разного возраста, с разным педагогическим стажем, с различной специализацией, работающих в учебных заведениях разного типа и уровня, включая анализ их индивидуально-личностных и социально-психологических характеристик. Сравнение результатов с выборками из представителей других профессий позволит судить о влиянии специфики педагогической деятельности на защитно-совла-дающее поведение педагогов. Результаты таких исследований позволят разрабатывать общие и индивидуальные рекомендации по коррекции и оптимизации защитно-совладающего поведения педагогов, что поможет им обрести навыки эффективного и безопасного совладания и обучать учеников конструктивному копингу.

Библиографический список

1. Кружкова О. В. Психологическая защита и совлада-ние : феноменологическое соотношение и структура // Вестн. ЛГУ имени А. С. Пушкина. Сер. Психология. 2012. Т. 5, № 1. С. 36-49.

2. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты : генезис, функционирование, диагностика. Мытищи : Талант, 1996. 144 с.

3. LazarusR., FolkmanS. Cognitive theories of stress and the issue of circularity // Dynamics of Stress. Springer, Boston, MA. 1986. Р. 63-80. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4684-5122-1_4

4. Folkman S., LazarusR. Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA : Consulting, Psychological Press, 1988. 40 р.

5. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

6. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping : The Coping Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59, № 5. P. 10661074. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066

7. Amirkhan J. H. Seeking Person-Related Predictors of Coping : Exploratory Analyses // European Journal of Personality. 1999. № 4. P. 13-30. DOI: http://dx.doi. org/10.1002/per.2410080103

8. Weber H. Breaking the Rules : Personal and Social Responses to Coping Norm-Violations // Anxiety, Stress and Coping : An International Journal. 2003. Vol. 16, № 2. P. 133-153. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/106158 06.2003.10382969

9. Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. The Development of Coping // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. IP 119-144. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-41740-0

10. Zimmer-Gembeck M. J., SkinnerE. A. The Development of Coping Across Childhood andAdolescence : an Integrative Review and Critique of Research // International Journal of Behavioral Development. 2011. Vol. 35, № 1. P. 1-17. DOI: 10.1177/0165025410384923

11. Carver C., Connor-Smith J. Personality and Coping // Annual Review of Psychology. 2010. Vol. 61, № 1. P. 679-704. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev. psych.093008.100352

12. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5. С. 580-689. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-46

13. БалакшинаЕ. В., БашиловР. Н., Башилова С. М, Антоновский А. В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности // Вестн. ТвГУ Сер. Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 15-20.

14. КалининаН. В., Володина Т. В. Психологические факторы жизнестойкости педагога // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2009. Т. 11, № 4. С. 398-403.

15. Брагина В. Д., Поникарова В. Н. Особенности копинг-поведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности // Вестн. ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2008. № 6. С. 94-102.

16. Мишин А. А. Исследование копинг-стратегий у студентов психолого-педагогического направления // Общество, наука, образование : тенденции и перспективы развития. Уфа : Аэтерна, 2018. С. 265-270.

17. Шубникова Е. Г. Развитие жизнеспособности в период ранней взрослости : анализ моделей совладающего поведения будущих педагогов // Горизонты зрелости : сб. тезисов участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шапова-ленко, М. А. Одинцова. М. : МГППУ, 2015. С. 118-122.

18. Никифорова Д. М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Сибирский психол. журн. 2016. № 62. С. 113-126. DOI: 10.17223/17267080/62/9

19. Никифорова Д. М., Бойко А. А. Модель безопасного защитного и совладающего поведения педагогов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 90-96.

20. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учен. записки Крымского инженерно-педагогического ун-та. Сер. Педагогика. Психология. 2017. № 4. С. 30-34.

21. Мишин А. А. Актуальные направления развития викти-мологии совладания // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур : материалы межведомств. науч.-практ. конф. (Севастополь, 22 ноября 2017 г.) / под ред. А. В. Гришиной, З. З. Екимовой. Севастополь : РИБЕСТ, 2017. С. 37-40.

22. Мишин А. А. Задачи виктимологии совладания в профессиональном развитии педагога // Личность в культуре и образовании : психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 14-15 декабря 2017 г.) / под общ. ред. А. В. Черной. Ростов н/Д ; Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2017. С. 565-569.

23. Дементий Л. И. К вопросу об определении эффективности копинг-поведения // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Л. И. Дементий. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. С. 18-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Долгова В. И., Кондратьева О. А. Развитие конструктивной психологической защиты студентов-волонтеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 8. С. 53-58.

Образец для цитирования:

Мишин А. А. Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 270-277. Б01: ИА^/Мог о^/10.18500/2304-9790-2019-8-3-270-277

Analysis of Tendencies Related to Educators' Choice of Protective and Coping Behaviour Strategies

Anton A. Mishin

Anton A. Mishin, https://orcid.org/0000-0001-5985-6557, Sevastopol Pedagogical College named after P. K. Menkov, 65 Sovetskaya St., Sevastopol 299011, Russia, anton.voron80@mail.ru

Urgency of the study of coping and protective strategies peculiarities in educators is conditioned by the presence of negative and unsafe behavioral manifestations related to complicated stressful situations in their professional activity and everyday life. The purpose of the study is to investigate and analyse preference tendencies regarding protective and coping strategies in the behaviour of educators at various stages of professional development. It is presupposed that full-time educators in comparison with students majoring in education, tend to choose more effective coping strategies and more constructive psychological defence. The study was conducted on a sample of teacher training college students (n = 46) and secondary school teachers (n = 46) with application of the following psycho-diagnostic techniques: "Ways of coping behavior" (R. Lazarus, S. Folkman, adaptated by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva), "Lifestyle Index" (R. Plutchik, G. Kellerman, H. Kont, adapted by E. S. Romanova and L. R. Grebennikova). We have found out that presence of tendencies towards the choice of effective problem-oriented coping in practicing teachers is accompanied by a number of both constructive and primitive psychological defences, while future teachers choose less effective defensive and coping strategies with better expressed tendencies towards distancing and denial. The results of the study have practical significance for the development of programmes for forming and developing skills of conscious and safe de-

fensive and coping behaviour in full-time teachers and future educators.

Keywords: protective and coping behaviour of educators, coping

strategies, effective coping strategies, psychological defence, constructive psychological defence.

References

1. Kruzhkova O. V. Psychological protection and coping: phenomenological correlation and structure. Vestnik LGU im. A. S. Pushkin [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2012, no. 1, pp. 36-49 (in Russian).

2. Romanova E. S., Grebennikov L. R. Mekhanizmypsiho-logicheskoj zashchity: genezis, funkcionirovanie, diagnos-tika [Mechanisms of psychological protection: Genesis, functioning, diagnostics]. Mytishchi, Talant Publ., 1996. 144 p. (in Russian).

3. Lazarus R., Folkman S. Cognitive Theories of Stress and the Issue of Circularity. In: Dynamics of Stress. Springer, Boston, MA, 1986, pp. 63-80. DOI: https://doi. org/10.1007/978-1-4684-5122-1_4

4. Folkman S., Lazarus R. WaysofCopingQuestionnaire. Palo Alto, CA. Consulting, Psychological Press, 1988. 40 p.

5. Kryukova T. L., Kuftyak E. V. Questionnary of Coping Ways {Adaptation of WCQ methodics}. Zhurnal prak-ticheskogo psikhologa [Practical Psychologist Journal], 2007, no. 3, pp. 93-112 (in Russian).

6. Amirkhan J. H. A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator. Journal ofPersonality and Social Psychology, 1990, vol. 59, no. 5, pp. 1066-1074. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.54066.

7. Amirkhan J. H. Seeking Person-Related Predictors of Coping: Exploratory Analyses. European Journal of Personality, 1999, no. 4, pp. 13-30. DOI: http://dx.doi. org/10.1002/per.2410080103

8. Weber H. Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations. Anxiety, Stress and Coping. An International Journal, 2003, vol. 16, no. 2, pp. 133-153. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10615806.2003.10382969

9. Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. The Development of Coping. Annual Review of Psychology, 2007, vol. 58, pp. 119-144. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-41740-0

10. Zimmer-Gembeck M. J., Skinner E. A. The Development of Coping Across Childhood and Adolescence: an Inte-grative Review and Critique of Research. International Journal of Behavioral Development, 2011, vol. 35, no. 1, pp. 1-17. DOI: 10.1177/0165025410384923

11. Carver C., Connor-Smith J. Personality and Coping. Annual Review of Psychology, 2010, vol. 61, no. 1, pp. 679-704. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev. psych.093008.100352

12. Bocharova E. E. Strategies of Coping Behavior of a Person's of Different Age Groups]. Sovremennye issle-dovaniya sotsialnykh problem [Russian Journal of Humanities], 2015, no. 5, pp. 580-689 (in Russian). DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-46

13. Balakshina E. V., Bashilov R. N., Bashilova S. M., An-tonovskiy A. V. The Research of Teachers Coping Behavior at Compehensive Schools as a Factor of Professional Activity]. Vestnik TvGU. Ser. Pedagogika ipsikhologiya [Herald of Tver State University. Ser. Pedagogy and Psychology], 2016, no. 4, pp. 15-20 (in Russian).

14. Kalinina N. V., Volodina T. V. Psychological Factors of Teacher's Viability. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [News of Samara Scientific Center of RAS], 2009, vol. 11, no. 4, pp. 398-403 (in Russian).

15. Bragina V. D., Ponikarova V. N. Features of Coping Behavior of Teachers-Defectologists at Different Stages of Professional Formation of the Personality. Vestnik LGU im. A. S. Pushkin [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2008, no. 6, pp. 94-102 (in Russian).

16. Mishin A. A. Issledovanie koping-strategiy u studentov psikhologo-pedagogicheskogo napravleniya [Research of Coping Strategies in Students of Psychological and Pedagogical Direction]. In: Obshchestvo, nauka, obrazovanie: tendentsii iperspektivy razvitiya [Society, Science, Education: Trends and Prospects ofDevelopment]. Ufa, Aeterna Publ., 2018, pp. 265-270 (in Russian).

17. Shubnikova E. G. Razvitie zhiznesposobnosti v period ranney vzroslosti: analiz modeley sovladayushchego povedeniya budushchikh pedagogov [Development of viability in the period of early adulthood: analysis of models of coping behavior of future teachers]. Gorizonty zrelosti: sb. tezisov uchastnikov Pyatoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po psikhologii razvitiya [Ho-

rizons of maturity: collection of theses of participants of the Fifth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology]. Eds. L. F. Obukhova, I. V. Shapovalenko, M. A. Odintsova]. Moscow, MGPPU Publ., 2015, pp. 118-122 (in Russian).

18. Nikiforova D. M. On the Safety of Protective and Coping Behavior of Students in the Educational Environment]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 2016, no. 62, pp. 113-126 (in Russian). DOI: 10.17223/17267080/62/9

19. Nikiforova D. M., Boyko A. A. Model of Safe Protective and Coping Behavior of Teachers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2017, no. 3, pp. 90-96 (in Russian).

20. Bovt O. B., Mishin A. A. Empirical Study of the Relationship between Coping Strategies and Psychological Protection with Different Types of Victim Behavior of Future Teachers]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psik-hologiya [CEPU Journal of Pedagogics and Psychology], 2017, no. 4, pp. 30-34 (in Russian).

21. Mishin A. A. Aktualnye napravleniya razvitiya vikti-mologii sovladaniya [Actual Directions of Development of Victimology of Coping]. Psikhologicheskoe obespechenie deyatelnosti silovykh struktur: materialy mezhvedomstv. nauch.-prakt. konf. (Sevastopol, 22 noyabrya 2017 g.) [Psychological Support for the Activities of Law Enforcement Agencies: Materials of the interdepartmental scientific and practical conference (Sevastopol, November 22, 2017)]. Eds. A. V. Grishina, Z. Z. Ekimova. Sevastopol, RIBEST Publ., 2017, pp. 37-40 (in Russian).

22. Mishin A. A. Zadachi viktimologii sovladaniya v profes-sionalnom razvitii pedagoga [Tasks of victimology of coping in professional development of the teacher]. Lichnost v culture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiya: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (Rostov-na-Donu, 14-15 dekabrya 2017 g.) [Personality in culture and education: psychological support, development, socialization: Materials of the V all-Russian scientific-practical conference (Rostov-on-Don, 14-15 December 2017). Ed. by A. V. Chernaya. Rostov-on-Don, Taganrog, SFedU Publ., 2017, pp. 565-569 (in Russian).

23. Dementiy L. I. K voprosu ob opredelenii effektivnosti koping-povedeniya [On the question of determining the effectiveness of coping behavior]. In: Resursyi i antiresursyi lichnosti v sovremennyih koping-issledovaniyah: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Resources and anti-resources of the individual in modern coping research: materials all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Ed. L. I. Dementiy. Omsk, University Publ., 2012, pp. 18-23 (in Russian).

24. Dolgova V. I., Kondratyeva O. A. Development of Constructive Psychological Protection of Students-Volunteers. Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept"], 2017, vol. 8, pp. 53-58 (in Russian).

Cite this article as:

Mishin A. A. Analysis of Tendencies Related to Educators' Choice of Protective and Coping Behaviour Strategies. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 270-277 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-270-277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.