МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 159.9:37.015.3 +159.9:61
Г. С. Корытова
БАЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Рассматриваются результаты эмпирического исследования базисных копинг-стратегий, реализуемых в профессиональной деятельности педагогов и представителей несоциономических профессий. Оценка проводилась по показателям степени выраженности и удельному весу базисных копинг-стратегий в общей структуре совладающего поведения.
Ключевые слова: совладание, копинг, копинг-стратегии, базисные стратегии, профессиональное поведение, педагогические работники, несоциономические профессии.
Существуют общезначимые факторы, стабилизирующие уязвимость индивида к психологическому стрессу. По мнению зарубежных и отечественных авторов (J. Amirchan, R. Lazarus, S. Folkman, Т. Л. Крюкова, Г. С. Корытова, В. А. Ташлыков,
Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, Т. А. Данилова и др.), к числу таких наиболее эффективных факторов относится разрешение проблемных ситуаций путем совладания с ними посредством осознаваемых копинг-стратегий [1—7]. Данное положение проверялось в эмпирическом исследовании базисных ко-пинг-стратегий, реализуемых в профессиональной деятельности педагогов и представителей несоци-ономических профессий, чье функционирование напрямую не связано с взаимодействиями в системе «человек - человек». В качестве испытуемых в исследовании приняли участие представители различных категорий педагогических работников, студенты высших учебных заведений, обучающиеся по направлениям педагогического профиля, а также работники несоциономических профессий. Эмпирическая часть исследования осуществлялась на территории Байкальского региона (Республика Бурятия, Иркутская область) в 2010-2012 гг. Общий объем исследовательской выборки составил 350 человек. В качестве диагностического инструментария был использован опросник «Индикатор копинг-стратегий» (Coping Strategy Indicator), разработанный в 1990 г. американским исследователем J. Amirchan и адаптированный к российским социокультурным условиям в НИПНИ им. В. М. Бехтерева (г. Санкт-Петербург) [1, 8].
Анализ результатов проводился на основании сопоставления данных, полученных как в целом в эмпирической группе, в том числе по отдельным категориям испытуемых педагогов («школьные учителя», «педагоги-психологи», «педагоги-руко-
водители», «преподаватели вузов», «воспитатели дошкольных учреждений», «студенты - будущие педагоги»), так и у представителей несоциономических профессий (сравнительная группа) по субшкалам опросника «Индикатор копинг-стратегий» в зависимости от степени выраженности той или иной стратегии совладающего поведения. Оценка базисных копинг-стратегий проводилась по следующим показателям: 1) определение удельного веса базисных копинг-стратегий в общей структуре со-владающего поведения; 2) определение степени выраженности базисных копинг-стратегий. На психодиагностическом этапе при помощи методики «Индикатор копинг-стратегий» в структуре совладающе-го поведения испытуемых были идентифицированы три базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание проблем», используемые для разрешения проблемных и эмоционально-стрессовых ситуаций, возникающих в их профессиональной деятельности.
В ряде проведенных исследований установлено, что адаптивные возможности копинг-поведе-ния увеличиваются под действием более сильных стрессоров [9]. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей. Как показывают относительные частоты встречаемости базисных копинг-стратегий, в структуре совла-дающего поведения среди показателей, достигнувших высокого уровня выраженности, в эмпирической группе наиболее задействованной является копинг-стратегия «разрешение проблем» (суммарный показатель равен 43,00 %). При этом максимальное значение частота встречаемости высокого уровня совладающего поведения по типу «разрешение проблем» принимает у педагогов-руководи-телей (8,33 %), школьных учителей (7,67 %)
и вузовских преподавателей (7,67 %). И, напротив, высокие частотные показатели низкого уровня «разрешения проблем» у воспитателей дошкольных образовательных учреждений (7,67 %) и у студентов - будущих педагогов (7,67 %) при одновременно самых низких по анализируемой копинг-стратегии показателях относительных частот встречаемости высокого уровня (соответственно 7,00 и 5,00 %) свидетельствуют, что для обеих обозначенных категорий испытуемых несвойственно использование данной копинг-стратегии. Полученные результаты отражают высокую интенсивность использования базисной копинг-стратегии «разрешение проблем» для совладания с профессиональными стрессорами испытуемыми из эмпирической группы, преимущественно педагогами-управлен-цами, школьными психологами, вузовскими преподавателями и школьными учителями-предметника-ми. Для разрешения проблемных ситуаций в значимых сферах эти категории педагогов задействовали имеющиеся у них знания о проблеме, опыт преодоления аналогичных ситуаций в прошлом, а также информацию о способах их разрешения, получаемую от значимых лиц. Они предпринимали попытки поиска всех возможных решений, полностью сосредотачивались на решении проблемы, действовали не импульсивно, а тщательно обдумывали про себя план действий, твердо стояли и боролись за то, что им нужно в этой ситуации.
Достоверные различия, обнаруженные между показателями высокого уровня у педагогов-руково-дителей (8,33 %) и другими категориями испытуемых в эмпирической выборке, например студентами (5,00 %), могут свидетельствовать о том, что интенсивность использования активной копинг-стратегии «разрешение проблем» объясняется большим жизненным опытом педагогов-руководи-телей, занимающих определенное социальное, статусное и профессиональное положение, требующее активной жизненной позиции. Само по себе наличие копинг-стратегии «разрешение проблем» в структуре совладающего поведения у студентов свидетельствует об их активной позиции в преодолении стрессогенных ситуаций, но низкие значения показателей отражают меньший жизненный и профессиональный опыт и недостаточные знания по сравнению с другими категориями педагогов, имеющими больший стаж педагогической деятельности. Полученные результаты лишь частично соотносятся с данными, полученными в исследовании Т. А. Даниловой [10], посвященном формированию копинг-стратегий у учителей средних школ, но подтверждают гипотезу G. Vaillant [11] о том, что в процессе онтогенетического развития происходит развитие и совершенствование навыков сов-ладания с эмоционально-стрессовыми и проблем-
ными ситуациями. Содержательный анализ ресурсов, составляющих копинг-стратегию «разрешение проблем», показал общую для эмпирической выборки тенденцию, выражающуюся в том, что педагоги при совладании с профессиональными проблемами наиболее часто используют когнитивные копинг-механизмы, направленные на проведение оценки эмоционально-стрессовых ситуаций: стремление лучше разобраться в проблеме, поиск всевозможных способов решений, обдумывание плана действий для разрешения проблемных ситуаций.
Данная стратегия является наиболее предпочтительной для испытуемых из эмпирической группы, хотя они по мере необходимости используют и другие стратегии. Выбор ведущей копинг-страте-гии происходит путем первичного когнитивного оценивания конкретной стрессовой ситуации, определения ее значимости для личности, оценки ко-пинг-ресурсов, с помощью которых она может быть преодолена (семейная и дружеская поддержка, самооценка, способности, знания, умения, физические данные и т. д.). Педагоги обычно используют два варианта первичной когнитивной оценки проблемы. Они либо оценивают ее как одно из возможных изменений, если уверены, что смогут в конечном свете ее разрешить, либо оценивают как угрозу, если сомневаются в своих способностях или возможностях ее разрешения. Процесс разрешения проблемы, по мнению Н. А. Сирота, преимущественно происходит посредством поиска необходимой информации о проблеме, изучения опыта разрешения аналогичных проблем другими людьми, перебора альтернативных вариантов и попыток повысить вероятность выбора наиболее эффективных из них [8]. Пытаясь найти адекватный выход из стрессогенной ситуации, педагоги, будучи уверенными в возможности ее решения, «взглядом со стороны» оценивая проблему, берут на себя ответственность за разрешение проблемы. При этом мотивационная направленность их деятельности по преодолению проблемной ситуации ориентирована на достижение успеха. Меньшая выраженность базисной копинг-стратегии «разрешение проблем» у испытуемых из сравнительной группы отражает, скорее всего, негативный опыт ее применения, недооценку опыта других в разрешении аналогичных ситуаций, несформированность навыков активного преодоления стресса, недостаточную развитость когнитивной сферы. Действия специалистов несоциономических профессий по активному совладанию с профессиональными стрессорами сопровождаются интенсивным эмоциональным напряжением, ощущением тревоги, угрозы, характеризуются неуверенностью в возможности разрешения негативной ситуации, ведут не к кардинальному, а лишь к частичному совладанию с
проблемой. Зачастую ее разрешение осуществляется лишь в вынужденных ситуациях, малоинициативно, определяясь мотивационной направленностью на избегание неудачи, с частыми попытками переключиться на другие копинг-стратегии. После неудачных попыток совладания испытуемые переходят либо к стратегии «поиск социальной поддержки», либо к «избеганию проблемной ситуации».
Минимальная относительная частота задейст-вованности высокого уровня базисной копинг-стратегии «избегание проблем» в эмпирической группе (20,00 %) отражает факт того, что в целом педагогам несвойственно совладающее поведение, направленное на снижение эмоционального стресса, раньше, чем изменится ситуация. Особенно это касается школьных учителей (0,00 %), преподавателей вузов (0,00 %), студентов, обучающихся педагогической специальности (0,00 %), у которых одновременно была выявлена высокая частота показателей «избегание проблем», достигающих низкого уровня выраженности данной копинг-страте-гии, соответственно 8,33; 16,67 и 8,00 %. В то же время у воспитателей дошкольных образовательных учреждений (8,00 %) и педагогов-психологов (7,33 %) выше, чем у других категорий испытуемых из эмпирической группы, относительная частота базисной копинг-стратегии «избегание проблем» в структуре совладающего поведения как основного способа разрешения эмоциональнострессовых и конфликтных ситуаций при осуществлении своих профессиональных функций. По характеру активности данная стратегия относится к разряду пассивных. Она направлена на регулирование эмоций и поддержание аффективного равновесия и способствует смягчению воздействия стрессора за счет использования интрапсихиче-ских механизмов регуляции поведения в ситуациях, решение которых требует отсроченного действия. Использование мотивационной направленности избегать решения проблем происходит в тех социальных ситуациях и сферах межличностного общения, в которых испытуемые прогнозировали получение отрицательных результатов при применении активных копинг-стратегий «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки». К числу наиболее часто встречающихся интрапсихиче-ских механизмов совладания со стрессом в рамках «избегания проблем» относятся такие, как стремление не дать окружающим возможности увидеть, что дела у них (испытуемых) идут плохо, ограничение общения с окружающими людьми, предпочтение одиночества, переключение на другой вид деятельности, занятие хобби, домашними делами, просмотр телепередач, чтение книг и т. п.
На третье место по относительной частоте использования высокого уровня копинг-стратегии у
педагогов вышла активная стратегия «поиск социальной поддержки» (38,33 %), которая может быть определена как задействование социальных связей при невозможности личности самостоятельно преодолеть проблемную ситуацию как способ достижения социально-ролевой компетентности, обретения новых коммуникационных навыков, обучение способам преодоления стресса и решения социальных проблем. Функцию социальной поддержки выполняет окружающая среда (родственники, друзья, коллеги, руководители, социальные институты и т. п.), представляющая собой систему взаимоотношений и связей между индивидуумами, которые могут обеспечить или мобилизовать социальную поддержку. Наиболее часто высокая задействованность копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» встречается у педагогов-руководителей (9,33 %), воспитателей дошкольных образовательных учреждений (8,00 %), преподавателей вузов (6,00 %). Поведение педагогов, характеризующее эту стратегию, направлено на установление дружеских, доверительных, коллегиальных отношений в их социальном окружении после проведения когнитивной оценки эмоционально-стрессовых и проблемных ситуаций и оценки своих личностных ресурсов, опыта и знаний как недостаточных для их преодоления. Низкий уровень «поиска социальной поддержки» характерен для студентов (9,33 %) и преподавателей вузов (7,33 %): они чаще других отвергают обозначенную стратегию в стрессогенных ситуациях, связанных с педагогической деятельностью. Возможно, что такое положение вызвано тем, что обе категории педагогов не имеют широкой сети значимых лиц и контактов, способствующих регулированию вида и способов поддержки и, следовательно, их более эффективному использованию в проблемных ситуациях. Также можно предположить, что для социально поддерживающих связей студентов и вузовских преподавателей характерно наличие широких, но менее стабильных и эмоционально поддерживающих отношений, закономерных, в частности, для представителей юношеской возрастной группы. Сравнительно более высокие цифровые показатели «поиска социальной поддержки», отмеченные у большинства категорий педагогов по сравнению со студентами, могут быть связаны с тем, что в проблемных ситуациях педагоги более интенсивно искали помощь и успокоение у близких, друзей, социальных институтов и получали действенную поддержку и сочувствие.
Из полученных результатов видно, что в ряду базисных копинг-стратегий в общей группе педагогов активная стратегия «разрешение проблем» имеет наиболее высокую усредненную оценку в баллах (26,23 ± 0,63) и максимальный удельный вес (36,23 %). Промежуточное положение и удельный
вес в структуре копинг-поведения у представителей эмпирической группы занимает активный «поиск социальной поддержки» (соответственно
(23,87 і 0,49) балла, 32,96 %); минимальные показатели, равные (22,30 і 0,44) балла и 30,80 %, приходятся на пассивную стратегию «избегание проблем». Широкая задействованность активных ко-пинг-стратегий свидетельствует о поведенческой активности педагогов в преодолении эмоционально-стрессовых ситуаций, что само по себе может быть расценено положительно и объяснено тем, что сама специфика педагогической деятельности требует от педагога активной жизненной позиции и постоянного применения на практическом уровне профессиональных умений и навыков, в том числе и в преодолении разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе. При анализе балльных и весовых показателей у педагогов по отдельным категориям можно выявить ряд зависимостей внутри и между базисными копинг-стратегиями. В частности, внутри показателей совладающего поведения по типу «разрешение проблем» наибольший показатель -27,39 балла - одновременно имеют преподаватели вузов и педагоги-управленцы; при этом удельный вес этой копинг-стратегии в структуре поведения у первой категории (40,95 %) выше, чем у второй (35,01 %). Минимальная выраженность проявлений копинг-поведения «разрешение проблем» выявлена у студентов - будущих педагогов ((24,13 і 1,79) балла). Вместе с тем в рейтинге удельных весов, отражающих долю выраженности каждой категории педагогов в суммарном показателе, образованном при суммировании результатов, полученных педагогическими работниками, студенты занимают самую верхнюю позицию (36,13 %).
Значение показателя копинг-стратегии «разрешение проблем» ((24,45 і 0,88) балла) у представителей сравнительной группы ниже, чем в эмпирической группе ((26,23 і 0,63) балла). В таком же соотношении находятся и удельные веса этой копинг-стратегии (36,23 и 35,07 %) у педагогов и не-социономических специалистов. Причем превышение в отношении показателя удельного веса сравнительной группы наблюдается со стороны большинства категорий педагогов из эмпирической группы. Это означает, что представители не-социономических профессий менее успешны в преодолении проблемных ситуаций на рабочем месте, чем педагоги. Полученные данные несколько отличаются от зависимости в поведении педагогов, выявленной Т. А. Даниловой: «... Эффективно разрешая проблемные ситуации в сфере семейно-бытовых и личных проблем, что объясняется наличием жизненного опыта, педагоги менее эффективно разрешают проблемы, связанные с профессиональ-
ной деятельностью и воспитанием учащихся.
. Они расценивают эмоционально-стрессовые ситуации в процессе обучения и воспитания преимущественно как вызов или угрозу для себя» [10, с. 63]. В таком контексте базисная копинг-стратегия «разрешение проблем» весьма редко носит присущий ей априори стрессредуцирующий характер: хотя она и является активной, но может способствовать формированию тревоги, невротических симптомов и пассивных форм избегания.
Практически все категории педагогов в данном исследовании имеют примерно одинаковый уровень выраженности поведения по типу «разрешение проблем», за исключением воспитателей дошкольных образовательных учреждений и студентов - будущих педагогов. Показатели студентов на этапе завершения активной педагогической практики при сопоставлении с результатами педагогов, постоянно работающих в школе, имеют самую низкую ((24,13 і 1,79) балла) выраженность копинг-стратегии «разрешение проблем». Кроме того, наряду с позитивной активной составляющей этой копинг-стратегии нужно отметить и некоторый ее негативный аспект: в процессе своего обучения, а также в ходе педагогической практики студенты усваивают отрицательные модели совла-дающего профессионального поведения, которые им демонстрируют их преподаватели и учителя (переход на крик, недоброжелательная ирония в адрес ученика, разговор в приказном тоне и т. п.). Безусловно, это сказывается на эффективности ко-пинг-поведения в ходе педагогической практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Выраженность пассивной копинг-стратегии «избегание проблем» ((22,30 і 0,44) балла) в эмпирической группе уступает активным стратегиям «разрешение проблем» ((26,23 і 0,63) балла) и «поиск социальной поддержки» ((23,87 і 0,49) балла). Максимальное «избегание проблем» наблюдается в совладающем поведении школьных психологов ((24,18 і 1,25) балла), минимальное - у преподавателей высших учебных заведений ((18,38 і 0,78) балла). Аналогичное соотношение удельных весов копинг-стратегии «избегание проблем» (соответственно 32,51 и 27,48 %) обнаружено у школьных психологов и вузовских преподавателей. При сравнении балльных показателей обозначенной копинг-стратегии у сравнительной и эмпирической групп, обнаружено доминирование первой ((24,79 і 1,06) и (22,30 і 0,44) балла соответственно). Подобная картина наблюдается и в отношении удельных весов стратегии «избегание» в структуре совладаю-щего поведения: избегают, отстраняются от решения проблемных ситуаций 35,55 % несоциономи-ческих специалистов и 30,80 % педагогов. Наиболее частой реализацией «избегания» у педагогов
являются ситуации, в которых они не предпринимают активных действий, перекладывают ответственность за решение проблем на учащихся, коллег, начальников, устанавливают формальное отношение к своим функциональным и профессиональным обязанностям. Проведенные Л. М. Митиной исследования показали, что с увеличением педагогического стажа происходит снижение эмоциональной устойчивости, фрустрационной толерантности и одновременно увеличивается число неконструктивно разрешенных конфликтов путем их прерывания и избегания, что может быть связано с формированием неадекватной самооценки и предъявлением учителями повышенных требований к окружающим, в частности к учащимся и коллегам [12]. У студентов, не имеющих продолжительного опыта работы в школе, копинг-стратегия «избегание» отчетливо проявляется во время прохождения педагогической практики. Впервые сталкиваясь с трудностями, закономерными для педагогической практики, - составлением поурочных планов, подготовкой к урокам и их проведением, каждодневными внеклассными и внеучебными делами, конфликтными ситуациями, возникающими в учебно-воспитательном процессе, установлением взаимоотношений с педагогами, учащимися и их родителями, студенты расценивают их чрезмерными. Вполне закономерно, что все они провоцируют формирование негативного отношения к педагогической деятельности, поэтому после прохождения активной педагогической практики студенты, имевшие высокие показатели по копинг-стра-тегии «избегание», высказывали нежелание после окончания учебы в вузе работать учителями.
Максимально выраженная в сравнительной группе пассивная копинг-стратегия «избегание проблем» используется в тех случаях, когда испытуемые сомневаются в возможности преодоления проблемы своими силами, негативно оценивают ситуацию и возможности своих копинг-ресурсов, имеют негативный опыт преодоления сходных проблем в прошлом. Высокая тревожность увеличивает вероятность оценки проблемной ситуации как трудноразрешимой и направленность поведения на отказ от ее решения. В подобных ситуациях несоциономические специалисты привычно переключаются на отвлекающие пассивные виды деятельности (просмотр телепередач, чтение книг, прослушивание музыки, фантазирование и т. п.). Иногда, как отмечает Н. А. Сирота, одни испытуемые пытаются снять эмоциональное напряжение путем курения, употребления алкоголя, занятиями аутотренингом и различными видами релаксации, в то время как другие пытаются снизить значимость проблемы и отрицать ее наличие, открыто выражать свои эмоции при помощи плача, крика,
физической агрессии, направленной вовне или на себя, «ухода в болезнь», что порой еще больше повышает эмоциональное напряжение и оставляет без изменения причину, стрессор [8]. Зачастую для снятия эмоционального напряжения используются отказ от общения, самоизоляция, увеличение пространственной и временной дистанции с источником стресса. Индивидуальный копинг-стиль «избегание» отражает наличие у специалистов несоцио-номических профессий мотивационной направленности на избегание неуспеха, пассивный, неконструктивный характер совладания с проблемой, попытки приспособиться к среде, а не активно противостоять ей и изменять ее или себя. Неумение эффективно использовать активные копинг-стратегии и ресурсы, недостаточная развитость социальных навыков является прогностически неблагоприятным фактором социализации.
Все большее количество данных (Т. А. Данилова и др.) свидетельствует о том, что надлежащая социальная поддержка играет важную защитную роль для людей, которые испытывают тяжелый кризис или страдают от проблем длительного характера [10]. Для того чтобы социальная поддержка могла стать эффективной, люди должны уметь оценивать свое состояние и обращаться за помощью, когда она необходима. Выраженность активной копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» ((23,87 і 0,49) балла) в эмпирической группе занимает промежуточное положение: она несколько уступает активной стратегии «разрешение проблем» ((26,23 і 0,63) балла), но превышает аналогичный показатель пассивной стратегии «избегание проблем» ((22,30 і 0,44) балла). Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» максимально выражена у педагогов-руководителей ((26,76 і 0,68) балла), минимально - у студентов, обучающихся педагогическим специальностям ((21,03 і 1,18) балла). Однако самый высокий удельный вес этой копинг-стратегии в структуре совладающего поведения отмечается у воспитателей дошкольных учреждений (35,41 %) и преподавателей высших учебных заведений (34,21 %). Они предпочитают рассказывать о своих проблемах значимым для них лицам, обсуждая с ними способы разрешения стрессогенных ситуаций, просят у них помощи или советов по исправлению и преодолению возникших трудностей. Суммарный показатель копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» в сравнительной группе ((20,49 і 1,25) балла) уступает аналогичному в группе педагогов ((23,87 і 0,49) балла). Такое же соотношение (32,96 и 29,38 %) сохраняется между удельными весами выраженности «поиска социальной поддержки» в эмпирической и сравнительной группах. Выявленные различия между показателями поиска социальной поддержки от
значимых лиц в эмпирической и сравнительной группах могут свидетельствовать о том, что педагоги имеют широкую сеть социальной поддержки и контакты с ней и более эффективно, чем представители несоциономических профессий, используют имеющиеся у них ресурсы (социальные институты, семейная поддержка, друзья, коллеги, значимые другие и т. п.), с которыми у обследованных контингентов установлены эмоционально теплые, неформальные взаимоотношения, позволяющие рассчитывать на понимание и содействие в разрешении проблемных ситуаций. Поиск социальной поддержки использовался при безуспешных попытках самостоятельного преодоления проблемы. В его процессе устанавливаются новые социальные контакты или меняется качество старых, формируется иное видение проблемы и оценки своей позиции в ее преодолении. Безусловно, обращение педагогов за социальной поддержкой обогащает их опыт разрешения проблемных и эмоциональнострессовых ситуаций.
Зависимость выраженности показателей совла-дающего поведения в целом от факторов «профессия» (педагоги, представители несоциономических профессий) и «принадлежность испытуемых к той или иной категории педагогов» (школьные учителя, преподаватели вузов, педагоги-психологи, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, студенты-педагоги, педагоги-управленцы) в данном исследовании изучалась в ходе однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. В качестве зависимой переменной оценивался показатель выраженности совладающего поведения, являющийся результатом суммирования численных значений, полученных по базисным шкалам опросника «Индикатор копинг-стратегий». Вначале рассматривались две градации контролируемого фактора: «принадлежность» и «непринадлежность» испытуемого к категории педагогических работников. В соответствии с этим сопоставлялись две группы: в первую вошли испытуемые, профессионально занятые педагогической деятельностью, во вторую - представители несоциономических профессий. Нулевая гипотеза содержала утверждение об отсутствии связи в генеральной совокупности (или, что то же самое, о равенстве двух средних в генеральной совокупности). Значение -Рнабл, полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа для эмпирической и сравнительной групп, составляет 61,41; табличное значение ^крит при р = 0,05 имеет значение, равное 3,87 [13, с. 358]. Поскольку _Рнабл > Fкрит, то это дает основание отвергнуть нулевую гипотезу о равенстве средних в эмпирической и сравнительной группах и, соответственно, принять альтернативную гипотезу о том, что межгрупповая изменчивость
выше внутригрупповой, т. е. о влиянии контролируемого фактора на зависимую переменную. Другими словами, обнаружено статистически достоверное влияние фактора «профессиональная принадлежность» на выраженность совладающего поведения, а именно: средние значения суммарных показателей базисных копинг-стратегий значимо различаются у педагогических работников и у представителей несоциономических профессий. Коэффициент детерминации R2 = 0,15 показывает умеренный вклад в общую дисперсию зависимой переменной (соответствующую 15 % учтенной дисперсии), обусловленный влиянием фактора профессиональной принадлежности к эмпирической или сравнительной группе.
Процедура дисперсионного анализа по фактору «принадлежность испытуемых к той или иной категории педагогов» была аналогичной. Сопоставлялись суммарные показатели по трем базисным копинг-стратегиям опросника «Индикатор копинг-стратегий» «разрешение проблем», «избегание проблем», «поиск социальной поддержки» у шести анализируемых в исследовании групп испытуе-мых-педагогов. В результате анализа ANOVA было получено F-отношение, равное 1,81. Табличное значение F-распределения Фишера для р = 0,05 соответствует 2,24 [13]. Превышение F^ над F^ не дает основания отвергнуть нулевую гипотезу о равенстве средних в анализируемых подгруппах педагогов и, соответственно, принять альтернативную гипотезу о влиянии контролируемого фактора («категория педагогов») на зависимую переменную («выраженность копинг-поведения»). Полученный в результате статистического расчета коэффициент детерминации R2 = 0,03 отражает слабую степень влияния внутренней специфики педагогической деятельности на выраженность совладаю-щего поведения у различных категорий педагогов.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать заключение о сходстве и различиях ко-пинг-стратегий у педагогических работников и представителей несоциономических профессий. При сопоставлении среднегрупповых показателей сравнительной и эмпирической групп обнаружено, что совладающее поведение педагогов отличается предпочтением адаптивных стратегий, имеющих средний уровень выраженности, в то время как у несоциономических специалистов аналогичные показатели более гетерогенны. Копинг-поведение испытуемых из сравнительной группы в проблемных ситуациях непрямое и дезадаптивное по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Соответственно, педагоги при совладании с профессиональными проблемами наиболее часто используют когнитивные копинги, направленные на проведение оценки эмоционально-стрессовых
ситуаций: стремление лучше разобраться в пробле- социономических профессий на рабочем месте, их
ме, поиск всевозможных способов решений, обду- внутренний контекст, обусловленный спецификой
мывание плана действий для разрешения проблем- взаимоотношений в системах «субъект - субъект»
ных ситуаций. Испытуемые из сравнительной и «субъект - объект», у обеих групп является раз-
группы в проблемных ситуациях проявляют соци- личным, тем самым накладывая свой отпечаток на
альную несмелость, неуверенность, одновременно выбор стратегий копинг-поведения в профессио-
их поведение более агрессивно, манипулятивно по нальной деятельности. Внутренняя специфика
отношению к объектам профессиональной дея- труда у различных категорий педагогов, в свою
тельности. Таким образом, механизмы совладания очередь, оказывает воздействие на характер совла-
у педагогов и несоциономических специалистов дания, тем самым констатируются внутренние
имеют свою специфику, обусловленную различия- различия профессиональной деятельности у раз-
ми в содержании предмета труда. Независимо от личных категорий педагогических работников и
сходства проблемных ситуаций, возникающих у их индукция на выраженность базисных копинг-
педагогических работников и представителей не- стратегий.
Список литературы
1. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59, № 5. P. 1066-1074.
2. Lazarus R. S., Folkman S. Psychological stress and the coping process. N.Y. : McGrow-Hill, 1966. 73 p.
3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2005. 473 с.
4. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундаментальные исследования. 2006. № 11. С. 89-92.
5. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. СПб.: Изд-во психоневрол. инта им. В. М. Бехтерева. 1997. 23 с.
6. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Сравнительное исследование особенностей копинг-поведения учителей средних школ, студентов вузов и школьников // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. № 2. С. 193-194.
7. Исаева Е. Р. Возрастные и гендерные особенности стресспреодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 86-90.
8. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. ... д-ра мед. наук. Санкт-Петербург, 1994. 283 с.
9. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
10. Данилова Т. А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 211 с.
11. Vaillant G. E. Adaptation to life. Boston: MA; Brown and Co., 1977. 110 р.
12. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
13. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
Корытова Г С., доктор психологических наук, профессор кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: gkorytova@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 07.02.2013.
G. S. Korytova
THE BASIC COPING-STRATEGY IN PROFESSIONAL BEHAVIOR
In the article the results of empirical research of the basic coping-strategy realized in professional activity of teachers and representatives of unsocionomic professions are considered. The assessment was carried out on exponents of expressiveness and specific weight basic coping-strategy in the general structure of coping-behaviour.
Key words: coping, coping-strategy, basic strategy, professional behaviour, pedagogical workers, unsocionomic professions.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: gkorytova@yandex.ru