ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
УДК 37.013.77
Поварёнков Юрий Павлович
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной
психологии
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Россия 150000, Ярославль, Республиканская, 108, (4852) 329-287, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ Yuri P. Povarenkov
PsD, professor of general and social psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Yaroslavl State Pedagogical University K.D. Ushinskogo»
108, Respublicanskaja, 150000, Yaroslavl, Russia, e-mail: [email protected]
PSYCHOLOGY OF PROFESSIONAL FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE PERSON AS INDUSTRY PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Аннотация: В статье обосновывается необходимость выделения
психологии профессионального становления личности в самостоятельную отрасль психологической науки. Обсуждаются причины, теоретические и практические предпосылки выделения, дается определение предмета новой отрасли психологии. Большое внимание уделяется обсуждению специфики методического и понятийного аппарата психологии профессионализации, формулируются её теоретические и практические задачи. Дана системная характеристика процесса профессионализации как формы социализации, развития и специфической формы активности личности. Раскрывается содержание психологической системы поддержки и сопровождения профессионала на разных этапах профессионального пути.
© Поварёнков Ю.П., 2014
Ключевые слова: предмет; методический и понятийный аппарат; задачи психологии профессионального становления и реализации личности; профессиональное развитие и социализация; профессиональный путь личности.
Abstract: Article substantiates the need for professional development of personality psychology as an independent branch of psychological science. The article discusses the reasons, both theoretical and practical implications of allocation, defines the subject of a new branch of psychology. Much attention is paid to the discussion of the specifics of methodological and conceptual apparatus professionalization of psychology, formulated its theoretical and practical problems. Systemic characteristic of the process of professionalization discusses as a form of socialization, and the development of specific forms of activity of the person. The content of the psychological system support and maintenance professionals at different stages of a career path.
Key words: object; methodological and conceptual apparatus; problem psychology professional development and implementation of individual professional; development and socialization; professional way of personality.
Анализ существующих подходов к проблеме профессионального становления личности, разрабатываемых в трудах В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, D.E. Super и других, а также наши собственные исследования в данной области свидетельствуют, что существует острая необходимость в выделении отдельной отрасли прикладной психологии, специально ориентированной на изучение данного процесса. Предлагаемая идея не является оригинальной, например, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова и ряд других психологов неоднократно, в той или иной форме, ее высказывали.
Можно ожидать, что в соответствии со своими теоретическими представлениями о профессионалогенезе разные авторы будут использовать неодинаковые названия для обозначения этой отрасли психологии. Так, из работ Д. Сьюпера следует, что он мог бы ее назвать «психологией профессиональной зрелости», Е.А. Климов - «психологией профессионала»,
А.К. Маркова - «психологией профессионализма». Э.Ф. Зеер в своей последней работе назвал эту отрасль «психологией профессий», а мы бы назвали психологией становления и сопровождения профессионала.
Как известно, для выделения отдельной отрасли или науки в целом должны существовать определенные основания и предпосылки, ведущее место среди которых занимает дифференциация предмета исследования. Мы исходим из того, что базовым компонентом предметной области обозначенной отрасли психологии является становление и реализация субъекта труда на различных стадиях профессионального пути человека. В дальнейшем данный процесс будем называть профессионалогенезом.
Возникает законный вопрос: а разве субъект труда не изучается в психологии? Конечно же изучается, но изучается в различных отраслях и разделах психологии, которые обладают своим устоявшимся понятийным аппаратом и методологией исследования. Получается, что каждый этап профессионализации субъекта труда исследован достаточно подробно, но целостная картина становления и реализации субъекта труда отсутствует.
В результате этого наблюдается серьезный концептуальный разнобой при психологическом описании различных этапов профессионализации. Так, например, понятие профессионального самоопределения в основном используется для описания процессов оптации, которые в свою очередь строго привязаны к юношескому возрасту. Понадобились специальные усилия, чтобы доказать, что профессиональное самоопределение в той или иной степени продолжается на всех этапах профессионального пути личности.
С другой стороны, отдельные виды профессионалогенеза изучаются в разных отраслях психологической науки. Так, рабочие профессии
традиционно исследуются в психологии труда, управленческие - в социальной или организационной психологии, педагогическая деятельность -
в педагогической психологии, деятельность и подготовка врачей -в медицинской и т.д. Следует признать, что фактически отсутствует устойчивая тенденция использовать наработки в одних отраслях, например в психологии труда, для изучения профессионального становления педагога, инженера или руководителя.
Концептуальные нестыковки обостряют проблему преемственности между различными стадиями профессиональной социализации. Это находит свое отражение в том, что преподаватели вузов и других учреждений профессионального образования не довольны качеством подготовки
выпускников школы, а работодатели - подготовкой выпускников профессиональных училищ, техникумов, вузов. К сожалению, сохраняет свою актуальность установка: «забудь, чему тебя учили в школе, ты теперь учишься в вузе; забудь, чему тебя учили в вузе, ты теперь работаешь на заводе».
В теории и на практике не преодолена и другая установка: в помощи и поддержке нуждаются только начинающие профессионалы, зрелые специалисты в состоянии справиться со своими профессиональными проблемами самостоятельно. Отражением данной установки является активное исследование закономерностей профессионального развития субъекта труда на начальных этапах профессионализации и практически полное их отсутствие на поздних этапах.
Все эти прикладные и теоретические проблемы могут быть решены, если будет выделена специальная отрасль психологии, в которой профессионалогенез личности будет исследоваться в целом, как единый и непрерывный процесс. Но для этого должна быть расширена предметная область данной отрасли. Наряду с субъектом труда в ее состав необходимо включить методы взаимодействия и воздействия на него, способы
сопровождения и поддержки субъекта на различных этапах профессионализации.
Таким образом, предметом психологии становления и сопровождения профессионала выступает субъект труда, процесс его становления и реализации, его сопровождение и поддержка на различных этапах профессионализации. Отсюда вытекают и две ведущие задачи данной отрасли:
- изучение психологических закономерностей профессионалогенеза как целостного и непрерывного процесса, охватывающего часть жизненного пути личности на основе единого концептуального аппарата, адекватного для всех этапов профессионализации;
- разработка и реализация технологий непрерывного сопровождения и поддержки субъекта труда, обеспечивающих преемственность методов воздействия на разных этапах профессионализации; оказание реальной помощи субъекту труда, организаторам производства и процесса профессионализации.
Следующим важным условием выделения отдельной отрасли науки является разработка ее теоретической основы и концептуального аппарата. Рассмотрим основные теоретические проблемы, которые необходимо в этой связи решить.
Прежде всего нуждается в развернутом определении и операционализации понятие субъекта труда. Надо признать, что в психологии разработка категории субъекта в основном происходит на уровне философской методологии. И это необходимый этап для конкретно-научного понимания любой сложной междисциплинарной категории. Следующий этап концептуального продвижения категории субъекта труда в рамках психологии заключается в осмыслении данной категории с позиций теоретикоэмпирических задач, которые непосредственно решаются в рамках прикладных отраслей психологической науки, включая психологию труда и психологию профессионального становления личности.
В свое время Б.Г. Ананьев писал: «При изучении человека как субъекта труда выделяются свойства, необходимые для продуктивного выполнения тех или иных видов деятельности...» [2, с. 178]. Ведущим показателем
продуктивности деятельности является ее эффективность, которая в свою очередь оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности.
Исходя из сказанного следует, что в качестве компонентов психологической структуры субъекта труда выступают те качества и свойства личности и индивида, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности. Эти качества в психологии труда традиционно называют профессионально важными качествами (ПВК). Например, В.Д. Шадриков определяет ПВК как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее выполнения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [19, с. 68].
Анализ работ Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и ряда других авторов убеждает нас в том, что имеет смысл говорить о двух ведущих уровнях психологического анализа субъекта труда: функциональном
и структурном. На первом уровне раскрывается содержание активности (деятельности) субъекта труда с использованием таких понятий, как мотив, цель, программа деятельности и т.д. На втором уровне описываются профессионально важные и профессионально значимые качества (ПВК и ПЗК), через которые реализуется операциональная составляющая и которые влияют на ее эффективность.
Первый вопрос, который здесь возникает, состоит в следующем: какие ведущие формы профессиональной активности реализует субъект труда. Сразу же необходимо признать, что профессиональная деятельность, т. е. деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности с целью создания потребительных стоимостей, - не единственная функция субъекта труда. Другая, не менее важная функция субъекта - это преобразование, изменение самого себя, которое осуществляется в форме развития (саморазвития) и научения. «Изучая личность как субъекта деятельности, - отмечает А.Г. Асмолов, - исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самого себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности» [3, с. 309].
Нет необходимости специально доказывать, что эти функции тесно связаны между собой, поскольку личность реально изменяет себя в основном через преобразование предметной действительности. С другой стороны, именно в рамках профессиональной деятельности чаще всего возникают причины, побуждающие субъекта к тем или иным формам профессионального развития, а его результаты становятся основой для более эффективного выполнения деятельности.
В работах ряда авторов выделяется еще одна важная функция субъекта -регулятивная. Она направлена не на качественное преобразование субъекта труда, а на настройку, сенсибилизацию и корректировку компонентов психологической системы профессиональной деятельности. Это тоже изменение субъекта, но в рамках данного уровня развития. Если регулятивные механизмы не обеспечивают эффективного достижения цели деятельности, тогда уже включаются механизмы качественного преобразования субъекта труда: научение и развитие.
Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить следующие ведущие формы активности субъекта труда: преобразование действительности с целью создания потребительной стоимости и преобразование самого себя в целях самореализации и повышения эффективности деятельности. Вторая форма активности в свою очередь делится еще на две: профессиональное развитие (профессиональное научение) и регуляцию.
Регулироваться может как процесс преобразования действительности, так и преобразование самого субъекта.
В соответствии с ведущими формами активности субъекта труда выделяются 4 группы ПВК: ПВК профессиональной деятельности, ПВК профессионального развития и научения, ПВК регуляции профессиональной деятельности субъекта и ПВК регуляции его развития.
Какие индивидуальные качества личности и индивида могут влиять на эффективность функционирования и формирования субъекта, т. е. выступать в качестве ПВК и определять уровень его профессионализма? Отвечая на этот вопрос, Е.А. Климов пишет: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала... Профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека.» [6, с. 368-387].
Далее Е.А. Климов подробно перечисляет различные компоненты, которые, по его мнению, определяют профессионализм субъекта труда. Назовем основные из них:
1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности).
2. Праксис профессионала (коммуникативные, регулятивные, исполнительские и другие умения, навыки).
3. Г нозис профессионала.
4. Информированность, знания, опыт, культура профессионала.
5. Психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области.
6. Осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области.
Б.Г. Ананьев высшей интеграцией субъективных свойств рассматривает творчество, а наиболее обобщенными эффектами и потенциалами -способности и талант. В качестве наиболее существенных свойств субъекта деятельности он также выделяет одаренность, сознание, знания и умения.
A.К. Маркова считает, что функцию ПВК могут выполнять психические процессы (мыслительные, речевые, сенсорные, мнемические), психические состояния, мотивы и отношения, профессиональные способности, профессиональное сознание.
Опираясь на данные, представленные в работах Б.Г. Ананьева,
B.С. Мерлина, К.К. Платонова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и ряда других психологов, мы выдели четыре подструктуры индивидуальных качеств, которые могут являться ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, профессиональную одаренность, профессиональное самосознание, качества личности (характер, темперамент).
Не трудно заметить, что механизм влияния индивидуальных качеств, например способностей и мотивации, на эффективность формирования и функционирования субъекта труда различен. Поэтому в дальнейшем индивидуальные качества человека, которые влияют на эффективность функционирования и формирования субъекта труда, будем называть профессионально ориентированными качествами (ПОК). В зависимости от механизма влияния на эффективность деятельности и развития субъекта ПОК делятся на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). В качестве ПВК выступают профессиональные знания, профессиональные способности, а в качестве ПЗК - профессиональные интересы, установки, черты характера и ряд других.
ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Надо признать, что большинство профессий требуют от человека определенной системы отношений к их содержанию и условиям. В противном случае у него не формируется внутренняя профессиональная мотивация, а иногда он просто вынужден отказаться от избранной профессии. Например, хорошо известно, что человек может стать врачом только в том случае, если он «спокойно» переносит вид крови, препарирование трупов в анатомическом театре и т.д. Влияние ПЗК на эффективность не прямое, а косвенное. В рамках экспериментального исследования это влияние описывается коэффициентами корреляции невысокого уровня значимости.
ПВК, в отличие от ПЗК, определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения. Именно они обеспечивают целеполагание и планирование деятельности, реализацию целей и планов, контроль над результатами деятельности, ее регулирование в случае необходимости. Влияние ПВК на эффективность прямое. В ходе диагностических замеров оно оценивается коэффициентами корреляции с относительно высоким уровнем значимости.
Профессионально ориентированные качества формируются на базе индивидуальных качеств человека, однако связь между ними не прямая, а опосредованная. Это означает следующее. Во-первых, ПОК как свойства субъекта труда могут быть адекватно поняты и определены лишь в качестве интегральных системных образований. Они не могут быть определены исключительно исходя из индивидных и иных индивидуализированных качеств человека. Свою качественную и количественную определенность ПОК приобретают в рамках системы, в которой личность профессионала является одним из компонентов.
Во-вторых, для того чтобы раскрыть сущность ПОК, мы должны «выйти за рамки» индивида и обратиться к категории «сверхчувственных» системных качеств. «Исходным материалом» для формирования ПОК в процессе профессионализации являются индивидуальные и личностные свойства человека, психологические и физиологические особенности, морфологические,
соматические, биохимические признаки и т.д. Главное требование ко всем перечисленным свойствам человека одно - парциальное или комплексное влияние на эффективность отдельных форм профессиональной активности и на процесс профессионализации личности в целом.
Таким образом, под ПОК субъекта труда будем понимать интегральные системные качества, которые влияют на эффективность его профессиональной деятельности, на результативность профессионального развития и научения, адекватность регуляции формирования и функционирования субъекта
По форме и по происхождению ПВК-ПЗК относятся к категории системных качеств: являясь качествами конкретного человека и полностью отражая его индивидуальность, они тем не менее реализуются как качества «надындивидуальные», поскольку формируются с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивают ее воспроизводство, сохранение и развитие.
Именно индивидуальное «наполнение» ПВК-ПЗК определяет индивидуальную неповторимость личности профессионала и позволяет ему обогащать профессионально ориентированные качества личности свойствами своей индивидуальности.
Нуждается в уточнении и понятие сопровождения профессионала.
Э.Ф. Зеер выделяет понятие «психологическое сопровождение становления профессионала», которое он определяет как «целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности» [5]. С этим определением можно согласиться, если включить в его содержание понятие оценки и акцентировать внимание на активной роли в процессе сопровождения субъекта труда.
Действительно, в процессе сопровождения происходит не просто изучение профессионала, а оценка его состояния, профессиональной готовности и профессиональной пригодности, профессиональной направленности. Инициатором профессионального сопровождения является субъект сопровождения, в качестве которого могут выступать учителя, преподаватели профессиональных образовательных учреждений, кадровые службы предприятий. Существование независимых кадровых агентств и профконсультационных служб свидетельствует о том, что инициатором профессионального сопровождения может выступать и сам субъект труда, который обращается в соответствующие инстанции за квалифицированной помощью и поддержкой.
Учитывая все вышесказанное, сопровождение профессионала следует рассматривать в качестве системы непрерывного взаимодействия и взаимосодействия субъекта труда и субъекта сопровождения, в рамках которого активная роль может принадлежать как первому, так и второму. С позиции субъекта сопровождения основная цель данного процесса заключается в поддержании процесса профессионализации личности на уровне социально-профессиональных требований, на основе психологической помощи
субъекту труда, а также на основе использования различных форм воздействия на него в ходе профессионализации. С позиций субъекта труда цель психологического сопровождения состоит в самореализации его потенциала и удовлетворении потребностей.
Профессиональное сопровождение субъекта труда может осуществляться в различных формах, назовем некоторые из них: профессиональная
диагностика, профессиональное консультирование, проектирование профессиональной карьеры, тренинги профессионального роста, профессиональная аттестация и т.д.
Следующая важная теоретическая проблема - определение самого понятия «профессиональное становление субъекта труда». Мы попытаемся это сделать через его соотнесение с ведущими процессуальными категориями психологии, такими как «социализация», «жизненный путь» (жизнедеятельность), «активность» (деятельность).
Следует признать, что в психологии отсутствует целостное, а значит, и адекватное представление о процессе становления профессионала (профессионального становления человека). Немногочисленные попытки раскрыть его содержание чаще всего заканчиваются перечислением основных форм социального управления профессионализацией (профотбор, профориентация, профобучение и т.д.) либо описанием различных феноменов самосознания личности, связанных с планированием и реализацией профессиональной карьеры.
По нашему мнению, дать адекватную характеристику процессу и результатам профессионального становления человека - это значит описать его как полисистемный процесс, который регулируется субъектом труда на основе учета комплекса разнородных факторов. Чтобы вскрыть полисистемный характер профессионального становления и описать его реальные механизмы, необходимо проанализировать его, во-первых, как форму социализации и индивидуализации, во-вторых, как часть жизненного пути личности, в-третьих как специфическую форму научения и развития, в-четвертых, как одну и ведущих форм проявления активности личности.
Перечисленные категории в той или иной степени пересекаются между собой, что, несомненно, скажется на «чистоте» проводимого анализа. Вместе с тем перечисленные аспекты не исчерпывают друг друга и каждый из них обладает своей спецификой. Это и позволяет зафиксировать всю многоплановость и многомерность психологического содержания процесса профессионального становления человека.
Профессиональное становление это прежде всего специфическая форма активности субъекта труда, которая по своим масштабам сопоставима с категорией жизнедеятельности. Она не сводится к профессиональной деятельности, но имеет принципиально общую психологическую структуру с другими формами активности человека. Поэтому ее анализ осуществляется в направлении изучения мотивации, целей и планов профессионального
становления, актов выбора, контроля и коррекции профессионализации, ее информационной основы.
В психологии выделяются различные виды активности личности. Профессиональное становление не может быть сведено ни к одной из них, хотя на разных стадиях становления профессионала она может реализоваться в форме учебной или трудовой деятельности, в форме познания, общения и профессиональной адаптации. В данном случае отмеченные формы активности рассматриваются лишь как частные средства решения отдельных задач профессионального становления.
Становление интегративной формы профессиональной активности также идет через последовательное освоение ее частных форм, которые в дальнейшем представлены в ней в «свернутом» виде, но в определенной степени оперативной готовности. Отдельные формы профессиональной активности актуализируются субъектом всякий раз, когда возникают соответствующие задачи профессионального развития или профессиональной деятельности. Мы считаем, что в качестве такой интегративной формы профессиональной активности, которая объединяет весь процесс становления и реализации профессионала, выступает профессиональное самоопределение субъекта труда.
Для анализа процесса СП как формы активности с успехом могут использоваться приемы, сложившиеся в рамках концепций психологического анализа трудовой деятельности. Вместе с тем существует острая необходимость в разработке специальных процедур психологического анализа процесса профессионализации в целом.
Профессиональное становление выступает как одна из форм социализации и индивидуализации личности. Наиболее адекватно механизмы становления профессионала как формы социализации раскрываются с позиции категории «общественная задача», предложенной К.А. Абульхановой-Славской. С этой точки зрения профессионализация рассматривается в качестве процесса принятия и решения общественной задачи, в рамках которой формулируются требования, предъявляемые к человеку как будущему профессионалу. Эти требования конкретизируются в форме нормативно-одобренных способов деятельности, в форме фиксации соответствующего уровня производительности, качества и надежности профессиональной деятельности. Одним из способов доведения нормативных требований до человека является профессиограмма, должностные инструкции и обязанности, модели профессионала и т.д. Механизмы принятия нормативных профессиональных требований в общем совпадают с механизмами принятия социальных норм, которые описаны в социальной и возрастной психологии.
Таким образом, анализ профессионализации как формы социализации позволяет вскрыть основные направления, средства и механизмы социальной регуляции обществом процесса профессионального становления. Поэтому данную форму социализации следует называть профессиональной. Социальная
регуляция не является автоматической, она зависит от степени принятия субъектом профессионализации как задачи, понимания ее роли, наличия у человека определенных индивидуальных качеств. Другими словами, профессиональная социализация личности всегда сопровождается профессиональной индивидуализацией.
Одной из ведущих форм проявления профессиональной индивидуализации является формирование неповторимой индивидуальности профессионала, для которого характерен свой профессиональный путь, особая тактика и стратегия его реализации. К основным феноменам профессиональной индивидуализации относится индивидуальный способ и индивидуальный стиль профессионализации в целом, а также процессы компенсации, гиперкомпенсации и гиперразвития в ходе профессионального становления.
Понятие «развитие» является в отечественной психологии одним из основных, а генетический принцип - ведущим при организации экспериментальных и теоретических исследований. Однако профессиональное становление не может быть полностью сведено к развитию, важным его механизмом является научение. Специфика профессионального научения и развития заключается в том, что они подчиняются принципу оперативности, который был открыт Д.А. Ошаниным и обоснован В.Д. Шадриковым. Суть данного принципа заключается в том, что направление и уровень изменений, которые происходят с субъектом труда в ходе научения и развития, задают не общекультурные, а профессиональные требования. Применительно к психическим функциям действие данного принципа состоит в том, что операционные механизмы перестраиваются в оперативные, т.е. в адекватные профессиональным требованиям.
По своему содержанию профессиональное развитие тесно связано с общей онтогенетической эволюцией психических функций и личности в целом. Причем эта связь двусторонняя: общий уровень психического развития индивида является условием для начала профессионального развития, в свою очередь профессиональное развитие существенно влияет на общее развитие психических функций человек. Именно с его влиянием Б.Г. Ананьев связывает «второй пик» развития психических функций человека, [2].
Анализ профессионального становления как формы развития позволяет говорить о его периодизации, о критериях развития, о ведущих формах деятельности, которые обеспечивают профессиональное развитие, о субъективных и объективных факторах развития, о социальной ситуации профессионального развития в целом.
Как показано в многочисленных исследованиях, содержание профессионального становления человека не может быть адекватно понято вне категории жизненного пути личности. Хронологически жизнь человека - это промежуток времени от момента его рождения до его смерти. В этот промежуток времени человек решает множество разнообразных задач: получает образование, создает семью, организует досуг, добивается
самореализации и т.д. Одной из таких жизненных задач выступает и профессионализация. Для обозначения этой линии самоосуществления личности используются понятия «трудовой путь личности», «трудовая биография», «профессиональная карьера».
Степень принятия профессионализации как общественной задачи существенно зависит от того места, которое она занимает в структуре жизненных (экзистенциальных) ценностей человека. Соотношения здесь могут быть самыми различными: от полного совпадения (вся жизнь в работе) до полного непринятия профессионализации как социально одобряемой формы жизнеосуществления (уголовники, бомжи). В процессе жизнедеятельности человек испытывает прямое и обратное влияние профессионализации. Во-первых, профессионализация активно детерминируется динамикой жизненных циклов человека. Во-вторых, изменения, происходящие с человеком и в ходе профессионализации, могут перестраивать индивидуальный стиль жизнедеятельности человека, формировать особый тип индивидуализации. В-третьих, профессионализацией и жизнедеятельностью могут устанавливаться отношения компенсации, при невозможности добиться самореализации в одной сфере человек стремится компенсировать это в другой.
Итак, данный уровень анализа позволяет вскрыть личностные механизмы регуляции процесса профессионального становления, определить личностный смысл профессионализации для человека, зафиксировать основные этапы профессионального становления личности, поставить вопрос о субъекте профессионального пути.
Проведенный выше сравнительный анализ показывает, что процесс профессионального становления - это полисистемное образование, которое регулируется на основе социальной и индивидуальной детерминации, связан с реальной жизнедеятельностью человека, осуществляется на основе его целенаправленной активности, включая профессиональное обучение и научение, профессиональное развитие и саморазвитие, профессиональное воспитание и самовоспитание.
В дальнейшем под профессиональным становлением человека будем понимать процесс поэтапного развития и реализации субъекта профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учета внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации.
Наряду с отмеченными понятиями, в теоретическом обосновании нуждаются и такие понятия психологии становления профессионала, как: социальная ситуация профессионального развития, критерии профессионализации, периодизация профессионального становления и ряд других. Психологическая характеристика данных понятий представлена в наших работах [14; 15; 16]. Кратко остановимся еще на одной проблеме, которая неизбежно возникает при выделении самостоятельной отрасли науки, а именно: проблеме метода исследования.
В психологии труда ведущей исследовательской технологией выступает психологический анализ профессиональной деятельности (ПАПД). Его ведущая функция заключается в реконструкции психологической структуры профессиональной деятельности, выделении ПВК, которые обеспечивают ее реализацию и влияют на ее эффективность, т. е. в реконструкции психологической структуры субъекта профессиональной деятельности и его функционировании.
Предмет психологии становления профессионала существенно шире, и поэтому она нуждается в исследовательской технологии более широкого плана. По аналогии данную технологию можно назвать «психологический анализ становления и реализации субъекта труда» (ПАСРСТ). Функция данной технологии заключается в психологической реконструкции всего профессионального пути личности: от выбора профессии до завершения карьеры. Поскольку становление субъекта профессиональной деятельности и его реализация являются частью профессионального пути, то ПАПД следует рассматривать как часть ПАСРСТ.
По форме и содержанию ПАСРСТ относится к категории генетических методов, для которых ведущей независимой переменной выступает профессиональный возраст человека. Поэтому организационно он реализуется в двух основных формах: в форме лонгитюдинального исследования
и исследования по принципу выделения поперечных срезов. В первом случае исследуется весь профессиональный путь на одного испытуемого или группы, которые объединены единой профессией или специальностью. Во втором случае исследуются отдельные группы испытуемых, которые представляют различные этапы профессионального пути. По результатам проведенного анализа описывается профессиональный путь как нормативный для данной профессии и его возможные индивидуальные варианты.
В качестве единиц анализа профессионального пути выступают события профессионального пути, которые определяют или соотносятся со стадиями, периодами и фазами профессионализации личности. Профессиональные события могут быть объективными (увольнение с работы в связи с сокращением) или субъективными (осознание того, что не удовлетворяет в профессии), относиться к макро- или микросреде. Важная роль в структуре ПАСРСТ отводится биографическим методам.
Наряду с исследовательскими технологиями, к группе которых относится ПАСРСТ, в психологии становления профессионала используются активные или, по терминологии Е.А. Климова, конструктивные методы. Функция данных методов заключается в активном воздействии на субъект труда с целью изменения его деятельности или качеств личности, они также обеспечивают сопровождение и поддержку субъекта труда на различных этапах профессионализации.
Подводя итог, отметим следующие существенные моменты. В рамках психологии становления профессионала исследуется специфический предмет,
в качестве которого выступает субъект профессионального пути, процесс его становления и реализации, сопровождения и поддержки. В таком качестве данный предмет исследования не представлен ни в одной из отраслей психологии. Поскольку он проецируется на различные отрасли психологии, для его изучения и реконструкции используются специфический понятийный аппарат и исследовательские технологии, а для взаимодействия с ним -специфические методы сопровождения и поддержки субъекта труда. Все это указывает на то, что психология становления профессионала обладает своим предметом и методом, своим понятийным аппаратом. Следовательно, ее можно рассматривать как отдельную отрасль психологической науки.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977. -С. 224.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. -С. 380.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - С. 367.
4. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М., 1991. - С. 3 - 14.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2005. - С. 336.
6. Климов Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр. - М., 1996. -С. 530.
7. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М., 1986. - С. 152.
8. Кузнецова И.В., Поварёнков Ю.П. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза. - Сыктывкар, 2003. - С. 128.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. - С. 444.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - С. 310.
11. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 1964. - С. 304.
12. Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии
// Инженерная психология: теория, методология, практическое
применение. - М., 1977. - С. 54- 67.
13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. - С. 255.
14. Поваренков Ю.П. Введение в психологию труда. - Киров, 2006. - С. 134.
15. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. -С. 53-58.
16. Поваренков Ю.П., Шадриков В.Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психологический журнал. - 1990. - Т. 2, № 2. - С. 49-53.
17. Пономаренко В.А. Психологические духовности профессионала. -М., 1997. - С. 296.
18. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологи. - М., 1957. -
С. 148.
19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.
- М., 2007. - С. 192.
20. Super. D.E. The psychology of career. - N.Y., 1957. - P. 400.