Научная статья на тему 'Психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации'

Психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕПОДАВА-ТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шведенко Юлия Вячеславовна

Статье рассмотрены проблемы организации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. Автором выделя-ются специфические требования педагогической профессии, факторы, сопровождающие профессиональное становление начинающих преподавателей и задачи в деятельности спе-циалистов службы психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шведенко Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации»

9. Федак Е.И. Педагогическая сущность, содержание и структура процесса формирования у курсантов вузов внутренних войск нравственных отношений между военнослужащими / Е.И. Федак, В.А. Козлов // В мире научных открытий. - 2013. - № 7. - С. 71-83.

10. Федак Е.И. Педагогические аспекты формирования культуры межнационального общения у военнослужащих в современных условиях / Е.И. Федак, А.Б. Князев // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3 (21). - С. 17-20.

11. Федак Е.И. Сборник учебных и методических материалов по реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих: учебное пособие / Е.И. Федак, С.В. Бойко. - М.: Лаборатория «ОП», 2013. - 169 с.: ил. (Серия «Воспитание»).

12. Федак Е.И. Формирование благоприятного общественного мнения воинских коллективов в отношении дисциплинированных военнослужащих / Е.И. Федак, С.В. Бойко // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3 (21). - С. 13-17.

Ю.В. Шведенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация: статье рассмотрены проблемы организации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. Автором выделяются специфические требования педагогической профессии, факторы, сопровождающие профессиональное становление начинающих преподавателей и задачи в деятельности специалистов службы психологической помощи.

Ключевые слова: адаптации, педагогическая деятельность, начинающий преподаватель, профессиональное становление, психологическая помощь.

Личность в своем развитии проходит сложный путь, а сам процесс развития сопровождается влиянием целого ряда условий, факторов, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю детерминацию. Для темы нашего исследования процесс личностного развития непосредственно связан с профессиональным становлением.

В работах Э.Ф. Зеера, Е.А.Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Дж. Сьюпера, Р. Хейвигхерста существуют указания на тот факт, что, вступая на путь профессионализации, личность неизбежно изменяется. Работая в той или иной профессиональной области, осознавая и транслируя своё отношение к работе, человек культивирует в себе новые качества личности, в том числе и профессионально важные. Уже существующие личностные свойства и качества объединяются с новыми. Существующие и приобретенные качества вступают в инте-гративное взаимодействие, влияя друг на друга.

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. В работах целого ряда исследователей (Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжни-ков и др.) выделены разные стадии этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. В контексте заявленной проблемы рассмотрим стадию профессиональной адаптации.

Следует отметить, что прохождение человеком всех стадий детерминировано его индивидуальными особенностями и имеет для него тот или иной смысл. Но независимо от того, какой смысл имеет для человека профессия, успешность профессионального становления во многом определяется внешними условиями и факторами. Особенно сильно влияние внешних факторов на этапе вхождения в профессию, когда еще не сформирован комплекс личностных

© Шведенко Ю.В., 2013

образований, профессионального опыта, которые обеспечат продуктивность и стабильность результатов. При этом также необходимо учитывать влияние, как позитивных факторов, так и факторов риска, преодоление которых во многом обуславливается оказанием профессиональной помощи и поддержки. Сегодня повсеместно разрабатываются программы психологической помощи в решении личных и профессиональных проблем.

Основываясь на гуманистической образовательной парадигме, выдвигающей педагогическую защиту, а вместе с ней и психолого-педагогическую помощь и поддержку, можно попытаться наметить пути психологического обеспечения профессионального становления личности на таком важном для личностно профессионального развития как профессиональная адаптация. Безусловно, сам процесс оказания психологической помощи, поддержки должен выстраиваться на основе четкого представления о специфике профессиональной деятельности, ее требований к личности, к выполнению профессиональных функций; о проблемах, с которыми сталкивается личность на этапе вхождения в профессию. Поэтому в настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных путей психологической помощи личности в процессе профессионализации, в целом, и на этапе профессиональной адаптации, в частности.

Исходя из заявленной проблемы, в данной статье необходимо рассмотреть вопросы организации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. Но для этого необходимо выделить и рассмотреть специфику педагогической деятельности в целом.

Анализ основных исследований по изучаемой проблеме в широком системном контексте показывает, что одной из первых характеристику профессиональной деятельности преподавателя высшего образовательного учреждения представила З.Ф. Есарева. Ее исследования послужили основой для разработки ряда вопросов, связанных с деятельностью преподавателей высшей школы: требования к деятельности и личности преподавателя; выявление и развитие педагогических способностей; определение структуры педагогической деятельности; выявление и анализ профессиональных функций; соотношение личностного и профессионального.

В дальнейшем эти вопросы стали предметом научного исследования в работах A.B. Ба-рабанщикова, Н.В. Бордовской, В.И. Горовой, Л.И. Гурье, М.И. Дьяченко, С.Г. Измайлова, В.Е. Иноземцевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Г.У. Матушанского, М.И. Плугиной, В.А. Сластенина и др.

В исследованиях М.И. Плугиной проведен ретроспективный анализ понятия «педагогическая деятельность», который показал, что в разное время педагоги и психологи представляли собственные определения этого понятия, в содержании которых заявлены требования к личности и деятельности преподавателя. Наиболее часто используются следующие определения, которые позволяют понять совокупность этих требований:

- целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых (М.И. Дьяченко, 1978);

- деятельность, которая основывается на «широкой эрудиции педагога, его этической и психологической культуре, такте, умении индивидуально работать с учащимися, создавать атмосферу сотрудничества» (Н.В. Басова, 2000);

- сложный психологический акт, требующий от преподавателя больших раздумий, выдержки, самообладания и твердого характера (А.И. Щербаков, 1976);

- профессиональная активность педагога, в которой решаются задачи образования (Маркова, А.К., 1993);

- сложное интегральное образование, включающее в себя разнообразные виды деятельности (Э.Ф. Зеер, 2003);

- деятельность, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов образовательного процесса, проявление их личностных функций (В.В. Сериков, 1994);

- особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного роста и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин, 1976) [2].

Существующие определения показывают, что среди основных требований выделяются: широкая образованность, наличие высокого уровня культуры, профессиональной компетентности, гуманность, способность работать над собой, педагогическое творчество, высокий уровень эмпатийности, доброжелательность, сдержанность, ответственность, продуктивность, потребность в самоактуализации и реализации творческого потенциала и т.д.

На наш взгляд, наиболее полное представление о специфике личности и деятельности вузовского преподавателя дают профессиографический (учитывается широкий круг характеристик: социальных, психологических, физиологических, технологических и т.д.) и акмео-графический подходы (рассматриваются проблемы субъекта профессионального труда, творческой готовности, социальной зрелости личности, саморазвития зрелого человека, потребности в самоактуализации, самореализации творческого потенциала, организации продуктивной созидательной деятельности на пути к достижению мастерства, условий и факторов, сопутствующих достижению вершин профессионализма.

Использование различных подходов позволяет не только более глубоко осмыслить специфику педагогической деятельности, но и определить сущностное содержание каждого этапа профессионального становления преподавателя высшей школы. Теоретические исследования показывают, что наиболее сложным этапом в освоении педагогической профессии является этап профессиональной адаптации. Главная проблема этого этапа - адаптация, на которой происходит осмысление сущностной характеристики научно-педагогической деятельности как феномена; освоение новой социальной роли; формирование профессионально значимых характеристик; преобладание адаптивной модели профессионального становления. Условно этап профессиональной адаптации длится до 3-5 лет, но все зависит от влияния внешне и внутренне обусловленных детерминант.

Исходя из наличия целого ряда проблем, противоречий, факторов риска, с которыми сталкивается начинающий преподаватель вуза, мы поставили задачу, связанную с организацией психологической помощи личности на этапе профессиональной адаптации.

Значительный вклад в разработку проблем психологической помощи личности профессиональной деятельности внесли: Деркач А. А., Дмитриева М.А., Забродин Ю.М., Каши-рин В.П., Корнеева Л.Н., Никифоров Г.С., Ю.М. Забродин. Целью психологического обеспечения профессиональной деятельности эти и другие исследователи видели в обеспечении продуктивного развития каждого субъекта деятельности и создании наилучших условий труда, позволяющих приобретать общие и специальные знания, умения, навыки.

А.А. Деркач, выделил важнейшую структурную часть психологического обеспечения - психологическая помощь субъекту и сопровождение его деятельности, которое определяется как целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности или конкретного практического психолога [1].

Исходя из существующих представлений о содержании, структуре, направлениях психологической помощи, ее можно определить как область практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности людей. Содержание и объём психологической помощи обширен уже в первом приближении к этому понятию. Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность, использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений. Психокоррекционная работа не может строиться без диагностических данных. Таким образом, в психологическую помощь добавляется психодиагностическое направление.

В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи, применяются две основные формы работы: индивидуальная и групповая. Опыт деятельности практических психологов в образовательных системах позволил нам выявить ведущую цель и основные задачи психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. Так главной целью деятельности практических психологов в совместной работе с молодыми преподавателями является оказание им помощи в эффективном освоении профессиональной деятельности, в адаптации к ее требованиям. Задачи организации психологической помощи связаны с формированием у начинающих преподавателей установок, ценностей, направленностей, обеспечивающих конструктивное принятие требований профессии, освоение новой роли, профессиональных функций, развитие профессионального самосознания, психолого-педагогической компетентности и т.д. Осуществляется все это посредством изучения и развития профессиональных и личностных качеств молодого специалиста, профилактики возможных деформаций, минимизацией факторов риска при освоении новой профессиональной роли.

Таким образом, на основании изученной литературы, существующего практического опыта организации психологической помощи субъектам профессиональной деятельности, в целом, и преподавателям высшей школы, в частности, мы можем сделать следующий вывод. Психологическая помощь на этапе профессиональной адаптации может рассматриваться как сложный, системный и интегративный процесс, включающий в себя совокупность мероприятий психолого-педагогического воздействия формирующего, развивающего и коррекционно-го характера на личность и деятельность молодого специалиста при освоении им новой социальной роли. Содержание психологической помощи направлено на создание психологических предпосылок эффективного развития личности и продуктивного освоения профессиональной деятельности, обеспечивающих достижение вершин профессионализма на последующих этапах профессионального становления.

Библиографический список

1. Деркач А. А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования / А. А. Деркач. -М.: РАГС, 2006. - 247 с.

2. Плугина М.И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы: монография / М.И. Плугина. - М.: Альтекс., 2008. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.