Научная статья на тему 'Соотношение личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы'

Соотношение личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGH SCHOOL / INDIVIDUAL STYLE / PERSONAL QUALITIES / PEDAGOGICAL SKILLS / TEACHER PROFESSIONALISM / SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Горбунков Виктор Яковлевич

В статье проведен анализ вопроса, обеспечивающего представление о соотношении личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы. По мнению авторов, этот вопрос следует рассматривать в контексте научной проблемы, связанной с профессиональным становлением и развитием субъекта деятельности. Развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателей определяется в исследовании как необходимое условие развития профессионализма деятельности и достижения вершин в педагогическом мастерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Горбунков Виктор Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of personal and in professional activity of teacher of higher school

In the article the analysis of the issue, providing insight on the relation between personal and in professional activity of teacher of higher school. According to the authors, this issue should be considered in the context of scientific issues related to professional formation and development of the subject activity. The development of professionally significant personal qualities of teachers is defined in the study as a prerequisite of professional development activities and achieve heights in pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Соотношение личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы»

ворение. Для начала - буриме, составленное на заданные рифмы (из произведений писателя). Например, гуляло-забежало, бегом-огоньком, окно-темно и т.д. Затем можно предложить поиграть в игру "Бюро находок". Воспитатель выполняет роль сотрудника бюро находок и объявляет детям, что у него множество потерянных вещей. Взять их можно тогда, когда прочтешь наизусть строчку из произведения К.И. Чуковского.

В процессе приобщения ребенка дошкольного возраста к литературе и чтению можно использовать самые разные способы, приемы, игры,театрализации, при этом важно помнить, что "Человек читающий, умеющий думать над книгой, - это общественно значимая личность.

Именно в ней надо видеть будущее страны, нации, культуры. Ее надо поддерживать и развивать..." (1; 3).

Примечания:

1. Гриценко 3. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 352 с.

2. Кошелева. Л.Ю. Проблема развития художественного вкуса будущих педагогов // Мир науки культуры и образования. - 2013. - №6(43). -С. 59-61.

3. Непомнящий B.C. Нет истины, где нет любви (из интервью с В. С. Непомнящим) // Человек без границ. Электронный ресурс: http://www.manwb.ru/ pub/Script/send.php

THE RATIO OF PERSONAL AND IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER OF HIGHER SCHOOL Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychology, Professor, E-mail: mplugina@yandex.ru

Gorbunkov Viktor Yakovlevich, DSc of Medical sciences, Professor, E-mail: vic.gorbunko v@yandex. ru

Chair of Pedagogy, Psychology and the Special Sciences, Stavropol State Medical University, Stavropol

In the article the analysis of the issue, providing insight on the relation between personal and in professional activity of teacher of higher school. According to the authors, this issue should be considered in the context of scientific issues related to professional formation and development of the subject activity. The development of professionally significant personal qualities of teachers is defined in the study as a prerequisite of professional development activities and achieve heights in pedagogical skills.

Keywords: high school; individual style; personal qualities; pedagogical skills; teacher professionalism; subject of activity.

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО УДК 378.12

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВА ТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье проведен анализ вопроса, обеспечивающего представление о соотношении личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы. По мнению авторов, этот вопрос следует рассматривать в контексте научной проблемы, связанной с профессиональным становлением и развитием субъекта деятельности. Развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателей определяется в исследовании как необходимое условие развития профессионализма деятельности и достижения вершин в педагогическом мастерстве.

Ключевые слова: высшая школа; индивидуальный стиль;личностные качества; педагогическое мастерство; преподава тель; профессионализм; су бъе ктдеятельности.

© Плугина М.И., 2016 © Горбунков В.Я., 2016

Актуальность заявленной темы объясняется, с одной стороны, запросами практики, инновационными преобразованиями, происходящими в системе высшего образования, с другой - сложностью и многогранностью деятельности преподавателей высшей школы.

Необходимость разработки обозначенного вопроса усиливается существующим в современной высшей школе противоречием между представлением преподавателей высшей школы об идеаль-

ПЛУГИНА Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, mplugina@yandex.ru

ГОРБУНКОВ Виктор Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор,

у1с.догЬипко у@уапс!ех. г и

кафедра Педагогики, психологии и специальных наук, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь

ном образе профессионала и их способностями определять вектор движения, пути и способы достижения наивысших результатов на каждом этапе профессионального становления. И, как показывают теоретические исследования, практика, одним из условий достижения успеха в педагогической деятельности является соответствие личностных характеристик субъекта деятельности требованиям профессии.

Безусловно, набор определенных личностных качеств, значимых для той или иной профессии, начинает возникать, формироваться и проявляться задолго до вхождения человека в профессию, а именно, в детском возрасте. Это объясняется тем, что развитие личности имеет более длительный временной контекст, чем развитие профессионала. Следовательно, процесс формирования и развития личностных характеристик более сложный, многогранный, а его результатом являются: установки, ценностные ориентации, профессиональные интересы и т.д. Все последующие новообразования у личности возникают под влиянием освоения новых профессиональных функций, новых социальных ролей в процессе социализации.

Поэтому вопрос о соотношении личностного и профессионального в деятельности преподавателя высшей школы находится и должен рассматриваться в контексте научной проблемы, связанной с профессиональным становлением и развитием субъекта деятельности.

Сегодня вопросы, обеспечивающие представление о профессиональном становлении преподавателей высшей школы, исследуются на основе концепций: профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжни-ков, Д. Сьюпер и др.); формирования интегративных личностных качеств (A.B. Гагарин, Л.И. Дементий, A.B. Иващенко, Н.Д. Никандров и др.); развития компетентностей личности (С.А. Анисимов, A.A. Бо-далев, В.Г. Зазыкин, Е.А. Яблокова и др.); специфики деятельности и личности преподавателя высшей школы (З.Ф. Есарева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Г.У. Матушанский, A.A. Реан, В.А. Сластенин и др.).

В этих исследованиях профессиональное становление преподавателей высшей школы раскрывается как сложный, динамический, поэтапный процесс возникновения, закрепления и преобразования содержательных характеристик потребностно-мотивационной, когнитивной, личностной и эмоционально-волевой подструктур, обеспечивающих субъекту деятельности возможность проявлять социальную и профессиональную активность; определять вектор и содержание жизненной стратегии в соответствии с содержанием и требованиями социальной ситуации профессионального развития; соотносить реальный образ с эталоном и проектировать оптимальную модель деятельности профессионала; определять точки вершинных достижений на каждом этапе профессионального становления [9].

Содержание этого процесса, его результат во многом определяются наличием и уровнем сформированности личных качеств, востребованных в педагогической профессии, что и делает саму педагогическую деятельность специфичной, отличной от других профессий системы "человек - человек".

В отечественной психологии вопрос соотношения личностного и профессионального, взаимосвязи развития личностных характеристик с процессами профессионализации и т.д. рассматривали: М.Я. Басова, Е.М. Борисова, С.Б. Елканов, Е.А. Климов, Н.Б.Лаврентьева, Г.У. Матушанский, В.А. Якунин и др. Каждый из вышеназванных исследовате-

лей предлагал то или иное обоснование для рассмотрения поставленных вопросов. И, если обратиться куже существующим исследованиям в этом направлении,™ можно выделить два противоположных по своему содержанию подхода.

Первый связан с отрицанием какого-либо влияния профессии на личность. Этот подход опирается на тезис об изначальной "профессиональности" человека, т.е. человек, занимаясь выбранной деятельностью, профессией, остается неизменным по своей сути.

Второй подход заключается в признании факта влияния профессии на личность. Эти изменения, по мнению ученых, начинают проявляться в личности с самого начала принятия решения о выборе будущей профессии (формируются определенные установки, интересы, мотивация и пр.). В последующем возникшие изменения развиваются и закрепляются на всех последующих этапах личностно-про-фессионального становления (В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова, Ю.П. Поваренков, Е.А. Климов и др.).

Сегодня второй подход является основой для разработки различных научных психолого-педагогических направлений и концепций. В частности, идея взаимообусловленности личного и профессионального отражена в типологии личности, где центральным является принцип активного приспособления личности к окружающей среде, и в классификации общепризнанных схем профессиональной деятельности человека [4; 5].

Но подробный анализ этих подходов позволяет увидеть, что и в первом, и во втором случае исследователи акцентируют внимание на индивидуальныххарактеристиках, которые необходимы для эффективного осуществления профессиональной деятельности, и на тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку. Последнее позволяет утверждать, что сама профессия, ее требования оказывает сильное влияние на личностное развитие субъекта профессионализации. И это особенно ярко проявляется в педагогической профессии.

Свою современную форму педагогическая профессия приобрела в процессе длительного исторического становления. Сегодня она аккумулирует в себе традиции и ценности предшествующих поколений работников данной профессии (воспитателей, учителей, педагогов). В этой форме, по мнению В.П. Бедерха-новой, она обладает известным приоритетом по отношению к объекту профессиональной

деятельности, так какзаставляет его следовать определённым образцам и эталонам, осуществлять необходимые операции и способы поведения [2].

Наличие определенного набора личностных качеств, востребованных профессией, и отличают преподавателей высокогоуровня профессионального мастерства. Традиционно среди этих характеристик выделяют: высокий уровень интеллекта, специальные способности, общая и профессиональная эрудиция, коммуникабельность, эмоциональность и эмоциональная устойчивость, развитые нравственные ценности, высокий уровень требований к себе и другим, высокий уровень самоорганизации, социальная и профессиональная активность, творчество, готовность к саморазвитию, критичность, мобильность и т.д. (C.B. Бажанова, В.И. Ди-анова, С.Б. Елканов, С.Г. Измайлов, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.).

В своих исследованиях В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, анализируя личностные качества преподавателя, обращают внимание на такую составляющую, как "личностная подготовленность" к педагогической деятельности, под которой они понимают способность преподавателей к нововведениям, считая именно ее системообразующим и креативным фактором профессионально-технологической культуры преподавателя, залогом успешной профессиональной деятельности [11].

В работах С.Г. Измайлова также большое внимание уделяется вопросу соответствия индивидуальных качеств преподавателя требованиям педагогической деятельности. При этом исследователь отмечает, что индивидуальные различия, выступая профессионально важными качествами, влияют на успешность деятельности, от них зависит скорость овладения педагогическим мастерством и педагогической культурой [3].

В этом плане сходны и позиции В.И. Диано-вой, Е.И. Исаева, Е.И. Рогова, В.И. Слободчико-ва и др., которые отмечают, что личностные качества преподавателя нельзя разделять на общечеловеческие и профессиональные: они формируются и развиваются в общей структуре свойств и деятельности личности. Такое представление о роли личностных качеств в общем процессе профессионализации и их влиянии на успешность деятельности подтверждает факт влияния профессии на личность, и наоборот: влияние личности на успешность овладения профессиональной деятельности, на ее результативность.

Как известно, наличие личностных, имеющих профессиональную значимость для педагогической деятельности качеств, позволяет субъекту более успешно адаптироваться ктре-бованиям профессии,овладевать педагогическими функциями, достигать вершин, определяемых как педагогическое мастерство. Но все это происходит поэтапно: от этапа профессиональной адаптации до этапа профессионального мастерства.

И здесь необходимо обратиться к исследованиям представителей акмеологического направления, которые, развивая акмеологическую закономерность о соотношении личностного и профессионального развития,утверждали, что профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) находятся в основе достижения профессионализма деятельности. Профессионализм у акмеологов понимается как сложное системное образование, определяющее разностороннюю компетентность в рамках конкретной деятельности (Деркач A.A., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Реан А.А.и др.).

Изучение и развитие профессионально значимых личностных качеств преподавателя необходимы для определения оптимальных способов действий в профессии, для достижения профессионального мастерства, выбора стратегий поведения в построения субъект -субъектных отношений с коллегами и студентами, формирования индивидуального стиля деятельности и пр.

Последнее в контексте рассматриваемой темы приобретает особое значение для понимания личности и деятельности преподавателя высшей школы, соотношения его личностного и профессионального на всех этапах профессионального становления. И это не случайно, т.к. понятие "индивидуальный стиль деятельности" сопряжено с рядом таких феноменов, как "индивидуальность", "жизненный путь", "субъектность" и т.д.

В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности стал объектом исследования в работах Е.А. Климова, B.C. Мерлина, Д.А. Ошанина, Ю.А. Самарина, В.А. Толочека и др. [4; 8; 14]. В исследованиях этих и другихуче-ных наметился четкий подход к пониманию "стиля" как индивидуального стиля деятельности субъекта профессиональной деятельности. А сам термин "индивидуальный стиль деятельности" стал использоваться для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности как субъекта труда. В частности, отмечается, что в зависимости от объективных требований деятель-

ности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях.

В конце 80-90-х годах был проведен ряд исследований, который позволил сделать выводы о том, что стили отражают не только индивидуальные особенности субъектов, но и основные типовые варианты адаптации человека к требованиям профессиональной деятельности, особенности их принятия (С.Н. Белоусов, В.Н. Клещев, Е.А. Климов и др.).

Исследования, проведенные Д.В. Вилькее-вым, С.Г. Измайловым, А.К. Марковой, Л.Н. Макаровой, А.Я. Никоновой, А.Я. Сисюк, C.B. Те-нитиловым и др., показывают, что в педагогической деятельности и в общении в зависимости от личностных характеристик могут формироваться и проявляться следующие стили: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) [3; 6; 7; 10; 13].

Исследователями выделяются и другие подходы к определению индивидуального стиля педагогической деятельности:

- эмоционально-импровизационный; эмоционально-методический; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методический [7];

- репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, творческий [3].

При этом отмечается, что в зависимости от индивидуальных особенностей преподавателя, его личных, имеющих профессиональную значимость качеств, профессионального и социального опыта, от той социальной общности, в которой он осуществляет совместную профессиональную деятельность, от уровня освоения этапов профессионального становления и пр., у педагога вырабатывается тот или иной стиль педагогической деятельности и общения, который и определяет степень успешности воздействия на обучаемых.

Сформированный и устоявшийся индивидуальный стиль деятельности педагога, если он соответствует ведущей образовательной парадигме и не идет в разрез с основными задачами, стоящими перед образовательными системами, способствует формированию собственного имиджа, обеспечивает ему (педагогу) авторитет в глазах учеников, студентов, коллег. На протяжении всего профессионального становления педагога идет становление и совершенствование его индивидуальности и его индивидуального стиля деятельности. А вместе с ним происходит овладение всеми компонентами педагогической деятельности, совершенствование педагогического мастер-

ства, рост профессиональной и личностной Я-концепции [1]. И в этом случае индивидуально-психологические особенности, которые являются ядром индивидуального стиля, либо содействуют, либо противодействуют успешному освоению педагогической деятельности, достижению вершин профессионализма и мастерства.

Не случайно представители акмеологичес-кого направления в качестве главной идеи рассматривают задачу формирования профессионализма деятельности через призму профессионализма личности (Деркач А.А., За-зыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и др.). И это наиболее четко прослеживается в педагогической профессии, кода высокий уровень "сплава" таких личностных качеств, как ответственность, широкий кругозор, эмпатия и др. выступает основой для формирования профессионализма деятельности и достижения вершин (АКМЕ) в профессии.

Проведенный анализ показывает, что вопрос соотношения личного и профессионального в процессе профессионализации должен рассматриваться в контексте их взаимообусловленности с учетом специфики самой деятельности и ее требований кличности, ее профессионально значимым качествам. В педагогической профессии эта взаимосвязь представлена наиболее сильно, т.к. никакая другая профессия не предъявляет такой высокий уровень требований к профессионализму личности преподавателя. И это обусловлено социальным заказом общества к подготовке конкурентоспособного будущего специалиста. Подготовить такого специалиста может только компетентный, активный, творчески мыслящий, ответственный преподаватель вуза.

Примечания:

1. Агапов B.C., Фельдман И.Л., Шайденкова Т.Н. Развитие профессионального самопознания в струк-

туре Я-концепции учителя начальных классов. -М., 2005. -201 с.

2. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : монография / В.П. Бедерханова. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2001. - 220с.

3.Измайлов С.Г. Развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения квалификации : дис. канд. психол. наук. -М., 2001.-166 с.

4.Климов Е.А. Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань : Изд-во Казанского унта, 1969. - 278 с.

5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н /Д., 1996. - 262 с.

6.Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. - В 2-х частях. - М. : Томбов, 2000. - 243 с.

7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. - М.,1993. - 191 с.

8. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986. -56 с.

9. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы : монография / М.И. Плугина. - М. : ПКЦ Альтекс, 2008. - 380 с.

Ю.Сисюк А.Я. Формирование стиля педагогического общения у преподавателей высших учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 27 с.

11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. : Магистр, 1997. -308 с.

12. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: ак-меологический контекст // Педагогичское образование и наука. - 2002. - №4. - С. 4-9

13.Тентилов C.B. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вуза : автореф. дис. ... кандидата пед. наук.-М., 2001.-26 с.

14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М. : Смысл, 2000. - 199 с.

PERIODS AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIA IN PRE-WAR AND POST-WAR PERIODS (1900-1953s)

Reutova Lyudmila Petrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Theory and Methods of Professional Education, Karachay-Cherkessia State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk

Zhuravleva Julia Ivanovna, Senior Professor, Chair of Physical Culture and Health, Pyatigorsk Medical Pharmaceutical institute, branch of Volgograd State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Pyatigorsk E-mail: kalnka555@mail.ru

The article describes the periods and stages of development of physical education, determined by specific historical situation and the level of social development, and cased by the change in pedagogical theory and targets in the content of school curricula in physical education; it also presents the results of historical and pedagogical analysis of study programs that broaden the scientific understanding of the formation and development of physical education and make it possible to track the dynamics of its development. The article will help the teachers to assess

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.