Научная статья на тему 'Сущность и структура процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов'

Сущность и структура процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федак Евгений Иосифович, Макогонов Сергей Александрович

В статье представлены сущностные и структурные признаки процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов. Особое внимание уделено содержательным и логическим компонентам данного специфического социально-педагогического процесса, который реализуется в рамках целостного образовательного процесса военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов»

Библиографический список

1. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль / В.Г. Костомаров. - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960.

2. Ласера Ж. Реалии французской культуры на уроках французского языка // Лингвострановедче-ский аспект преподавания русского языка иностранцам: сб. статей / Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - М., 1974. - С. 217-224.

3. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. -М.: Флинта: Наука, 2001. - 240 с.

4. Туманян Э.Г. Язык как система социолингвистических систем. - М.: Наука, 1985. - 247 с.

5. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: ВШ, 1989. - 240 с.

6. Чеджемова Н.М. Психолого-педагогические аспекты гуманитаризации высшего образования средствами иностранного языка: монография / Н.М. Чеджемова. - Владикавказ: СОГУ, 2004. -98 с.

Е.И. Федак С.А. Макогонов

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДР

ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация: в статье представлены сущностные и структурные признаки процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов. Особое внимание уделено содержательным и логическим компонентам данного специфического социально-педагогического процесса, который реализуется в рамках целостного образовательного процесса военного вуза.

Ключевые слова: сплоченность, формирование сплоченности, коллектив кафедры, педагогический коллектив, педагогический коллектив кафедры.

В современных условиях реформирования системы военного образования, смены стандартов и требований к организации и функционированию образовательного процесса военных вузов существенно повышается роль педагогических коллективов кафедр как основных субъектов обучения и воспитания слушателей и курсантов. При этом важное значение имеет сплоченность педагогических коллективов, высокий уровень которой может способствовать повышению результативности совместной деятельности профессорско-преподавательского состава [3, с. 53]. Однако реальное состояние работы по формированию сплоченности педагогических коллективов кафедр не адекватно объективным потребностям.

Анализ литературных источников, специальные опросы и беседы с должностными лицами подразделений военных вузов и профессорско-преподавательским составом позволили определить несколько основных аспектов в понимании сущности и содержания процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов [4, с. 74]. Это дает возможность рассматривать процесс формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов как целостное социально-педагогическое образование. Предметный теоретический анализ позволил определить сущность формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов как систематический и цикличе-

© Федак Е.И., Макогонов С.А., 2013

ский социально-педагогический процесс создания в военных вузах педагогической среды, способствующей оптимизации взаимоотношений членов педагогических коллективов кафедр, выработки у них навыков совместной профессиональной деятельности и развития в коллективах обстановки взаимного доверия и готовности нести личную ответственность за общий результат.

Содержание процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов включает несколько направлений работы субъектов процесса: подбор и оптимизация структуры педагогического коллектива и функционально-ролевого распределения; формирование и развитие у членов педагогического коллектива навыков совместной деятельности при выполнении повседневных задач; развитие в педагогическом коллективе системы неформальных отношений [8, с. 28]. В свою очередь, каждый из элементов содержания исследуемого процесса реализуется на основе специфических внутренних элементов (см. табл.).

Таблица

Содержание процесса формирования сплоченности педагогических коллективов

кафедр военных вузов

Элемент содержания Внутренние элементы

Подбор и оптимизация структуры педагогического коллектива и функционально-ролевого распределения эффективное использование сильных сторон членов коллектива; распределение ролей в коллективе в интересах достижения высоких результатов; создание рабочей обстановки при формировании творческих групп в интересах решения важных и специфических задач; налаживание горизонтальных связей внутри коллектива

Формирование и развитие у членов педагогического коллектива навыков совместной деятельности при выполнении повседневных задач гармонизация общей цели коллектива с персональными целями его членов; принятие ответственности за результат деятельности педагогического коллектива в целом; конструктивное взаимодействие членов коллектива и самоуправление; принятие общего и согласованного между членами коллектива решения

Развитие в педагогическом коллективе системы неформальных отношений формирование устойчивого чувства «мы»; развитие доверия между членами коллектива и взаимопонимания; формирование единой внешней и внутренней мотивации при выполнении совместных задач; закрепление умений и навыков эффективного выполнения профессиональных задач; повышение авторитетности руководителей; выработка и развитие лояльного отношения к коллективу в целом

В свою очередь, структура процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов включает цель, задачи, субъекты, объекты, закономерности, противоречия, принципы, методы, формы и результат, предполагающие достижение целевых установок комплекса психолого-педагогических мероприятий в четыре этапа:

первый - начало и развитие совместной деятельности членов педагогического коллектива кафедры;

второй - открытое предъявление профессиональных целей и притязаний, сопряженное с элементами конфликтного поведения, иногда и противостояния;

третий - нормализация взаимоотношений между преподавателями (сотрудниками) [9,

с. 81];

четвертый - совместная деятельность членов педагогического коллектива на максимуме профессиональных и педагогических возможностей.

Ведущими элементами исследуемого процесса являются:

- субъект (командование и должностные лица штаба военных вузов, начальники факультетов и их заместители, начальники (заведующие) кафедр, организации научной и войсковой общественности, государственные и общественные организации);

- объект формирования сплоченности (профессорско-преподавательский состав и обеспечивающий персонал кафедр).

Исходя из характера деятельности субъектов образовательного процесса определена цель процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов, которая состоит в создании в военных вузах комплекса педагогических условий, способствующих оптимизации взаимоотношений членов педагогических коллективов кафедр на основе осознания ими приоритета сотрудничества, доверия и взаимной заботы, а также выработки у них навыков совместной деятельности [1, с. 221]. Цель обусловила задачи процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов, а содержательные возможности рассматриваемого процесса реализуются посредством определенных функций, основными из которых являются: объединительная функция (выработка и развитие навыков успешного взаимодействия в различных ситуациях); нормализующая функция (нормализация взаимоотношений между преподавателями (сотрудниками)); формирующая функция (формирование «командного духа» и повышение уровня взаимного доверия и заботы); трансформационная функция (обеспечение перехода от конкуренции к сотрудничеству); группоцентрическая функция (переключение внимания с себя на коллектив); функция развития ответственности (осознание и повышение уровня личной ответственности за результат). Все функции процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов взаимосвязаны и проявляются в единстве.

Анализ сущности и содержания формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов показал, что это сложный, закономерный и противоречивый социально-педагогический процесс. К основным принципам формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов следует отнести: гуманизм руководства деятельностью сотрудников кафедры; приоритет открытости и правдивости в анализе результатов деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры [12, с. 14]; коллегиальность в обсуждении проблемных учебных и служебных вопросов и ситуаций; демократизм процедур аттестации профессорско-преподавательского состава; обоснованность, целесообразность и справедливость наказания нарушителей трудовой и учебной дисциплины и др. Принципы универсальны и предъявляют ряд требований к педагогическому инструментарию: методам, методическим приемам и формам.

Процесс формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов осуществляется с помощью различных методов, методических приемов и форм, выбор которых зависит от места и предназначения кафедр в образовательном процессе вуза,

количества сотрудников и внутренней структуры кафедр, качественного состава педагогических коллективов кафедр (половозрастные характеристики, персональный образовательный потенциал, педагогический и научно-педагогический стаж и др.), личностных качеств и управленческого опыта начальников (заведующих) кафедр и их заместителей [7, с. 154], условий и возможностей руководящих, организаторских и распорядительских воздействий командования вузов и их структурных подразделений. Методы и методические приемы формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов: коммуникативная адаптация, коммуникативное включение, коммуникативное отстранение, коммуникативная изоляция, коммуникативная «мобилизация», прямое воздействие, эффект «значимых других», исключение альтернативных воздействий, практическая эмпатия, психологическое «поглаживание» и др. [11, с. 47]. Методика формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов реализуется посредством комплекса основных форм: лекция; индивидуальная беседа; групповая беседа; вечер-чествование; вечер-портрет; общее собрание; совещание; сбор, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта; «круглые столы» с ветеранами кафедры; научно-практическая конференция; теоретическая конференция; инструктивно-методические занятия; занятия в системе командирской подготовки; показное и открытое занятие преподавателей кафедры с последующим обсуждением его методики и результатов; инициативные комплексные научно-исследовательские работы; коллективное написание и подготовка к изданию учебников и учебных пособий; экскурсия и поход по историческим местам и местам боевой славы; вечера отдыха в связи с государственными и профессиональными праздниками; индивидуальное поручение [5, с. 154] и др.

Комплексный анализ позволяет констатировать, что основными путями повышения эффективности процесса формирования сплоченности педагогических коллективов кафедр военных вузов целесообразно рассматривать: пропаганду и поддержание в педагогических коллективах кафедр положительных традиций [2; 10]; развитие диалогичности педагогической среды военных вузов; стимулирование инновационной деятельности педагогических коллективов кафедр [6, с. 90].

Библиографический список

1. Андриянов Е.В. Нравственный идеал как предмет воспитания / Е.В. Андриянов, А.В. Деникин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 220-223.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2001. - 318 с.

4. Мельников Д.Ю. Становление личности профессионала как предмет научного познания / Д.Ю. Мельников, С.В. Тенитилов // Инновации в образовании. - 2010. - № 6. - С. 69-76.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2000. - 200 с.

6. Тенитилов С.В. Предпосылки комплексного представления о педагогическом идеале и его формировании у современных преподавателей / Вестник Российского нового университета. - 2010. -№ 1. - С. 88-94.

7. Федак Е.И. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование / Е.И. Федак, С.В. Ценцеря // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - С. 150-156.

8. Федак Е.И. Обоснование педагогической модели нравственного идеала офицера внутренних войск / Е.И. Федак, Е.В. Андриянов // Перспективы науки. - 2013. - № 3 (42). - С. 27-29.

9. Федак Е.И. Педагогическая сущность, содержание и структура процесса формирования у курсантов вузов внутренних войск нравственных отношений между военнослужащими / Е.И. Федак, В.А. Козлов // В мире научных открытий. - 2013. - № 7. - С. 71-83.

10. Федак Е.И. Педагогические аспекты формирования культуры межнационального общения у военнослужащих в современных условиях / Е.И. Федак, А.Б. Князев // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3 (21). - С. 17-20.

11. Федак Е.И. Сборник учебных и методических материалов по реализации метода принуждения в воспитании военнослужащих: учебное пособие / Е.И. Федак, С.В. Бойко. - М.: Лаборатория «ОП», 2013. - 169 с.: ил. (Серия «Воспитание»).

12. Федак Е.И. Формирование благоприятного общественного мнения воинских коллективов в отношении дисциплинированных военнослужащих / Е.И. Федак, С.В. Бойко // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3 (21). - С. 13-17.

Ю.В. Шведенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация: статье рассмотрены проблемы организации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации. Автором выделяются специфические требования педагогической профессии, факторы, сопровождающие профессиональное становление начинающих преподавателей и задачи в деятельности специалистов службы психологической помощи.

Ключевые слова: адаптации, педагогическая деятельность, начинающий преподаватель, профессиональное становление, психологическая помощь.

Личность в своем развитии проходит сложный путь, а сам процесс развития сопровождается влиянием целого ряда условий, факторов, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю детерминацию. Для темы нашего исследования процесс личностного развития непосредственно связан с профессиональным становлением.

В работах Э.Ф. Зеера, Е.А.Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Дж. Сьюпера, Р. Хейвигхерста существуют указания на тот факт, что, вступая на путь профессионализации, личность неизбежно изменяется. Работая в той или иной профессиональной области, осознавая и транслируя своё отношение к работе, человек культивирует в себе новые качества личности, в том числе и профессионально важные. Уже существующие личностные свойства и качества объединяются с новыми. Существующие и приобретенные качества вступают в инте-гративное взаимодействие, влияя друг на друга.

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. В работах целого ряда исследователей (Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжни-ков и др.) выделены разные стадии этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. В контексте заявленной проблемы рассмотрим стадию профессиональной адаптации.

Следует отметить, что прохождение человеком всех стадий детерминировано его индивидуальными особенностями и имеет для него тот или иной смысл. Но независимо от того, какой смысл имеет для человека профессия, успешность профессионального становления во многом определяется внешними условиями и факторами. Особенно сильно влияние внешних факторов на этапе вхождения в профессию, когда еще не сформирован комплекс личностных

© Шведенко Ю.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.