2. Гребенюк С.В. Комплексный подход к организации служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 248 - 254.
3. Калягин В.Н., Федак Е.И. Педагогическое обеспечение безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2014; 4: 201 - 207.
4. Ленев Ю.А., Шишков А.И. Самосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов. Мир образования -образование в мире. 2015; 1: 165 - 169.
5. Слепов В.Я. Первый бой лейтенанта: психологический аспект (воспоминания ветерана). Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 3 - 6.
6. Алехин И.А., Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст. Мир образования - образование в мире. 2015; 2: 179 - 188.
7. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 - 238.
References
1. Alehin I.A., Guzhva E.G. Gumanizm i tovarischestvo - duhovnyj potencial voennoj intelligencii Rossii novogo vremeni. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2015; 3: 36 - 41.
2. Grebenyuk S.V. Kompleksnyj podhod k organizacii sluzhebno-boevoj deyatel'nosti voennosluzhaschih vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2015; 1: 248 - 254.
3. Kalyagin V.N., Fedak E.I. Pedagogicheskoe obespechenie bezopasnosti voennoj sluzhby v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 4: 201 - 207.
4. Lenev Yu.A., Shishkov A.I. Samosovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 1: 165 - 169.
5. Slepov V.Ya. Pervyj boj lejtenanta: psihologicheskij aspekt (vospominaniya veterana). Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 1: 3 - 6.
6. Alehin I.A., Karayani A.G., Gozhikov V.Ya. Innovacionnye resursy formirovaniya kompetencij kursantov voennyh vuzov: psihologo-didakticheskij kontekst. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2: 179 - 188.
7. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 1: 233 - 238.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 37
Oleynikov S.V., adjunct, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: 9299614959@mail.ru
OBSERVING SKILLS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF AN OFFICER. In the article special attention is paid to a place, role, and features of pedagogical observation in the military education of an officer. In the definition of pedagogical observation of an officer is noted that it is a professionally important quality that allows a soldier to see features of his inner world, his feelings and mood, to understand individual psychological characteristics, identify cause-and-effect relationships, and interpret the actions and behavior of subordinate personnel, to predict the development of pedagogical situations. The author concludes that military training of officers should be targeted at the development of their pedagogical observation.
Key words: pedagogical observation, professional-important quality, military-pedagogical activity.
С.В. Олейников, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: 9299614959@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА
В статье особое внимание уделено месту, роли и особенностям педагогической наблюдательности в военно-педагогической деятельности офицера. Дано определение педагогической наблюдательности офицера, под которой понимается профессионально-важное качество, позволяющее по малозаметным, но существенным внешним признакам военнослужащего видеть особенности его внутреннего мира, его переживания и настроения, разбираться в индивидуально-психологические особенностях, выявлять причинно-следственные связи, и правильно интерпретировать поступки и поведение подчиненного личного состава, прогнозировать дальнейшее развитие педагогических ситуаций. Автор делает вывод: от того, насколько эффективно строится военно-педагогический процесс с офицерами в отношении развития у них педагогической наблюдательности, во многом зависит итоговая результативность их военно-педагогической деятельности с личным составом.
Ключевые слова: педагогическая наблюдательность, профессионально-важные качества, военно-педагогическая деятельность.
Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности, свидетельствуют, что без современной армии государство не может развиваться эффективно и чувствовать себя независимым, самостоятельным и суверенным. Благополучие страны зависит от большого количества факторов, но, безусловно, одним из важнейших является её высокопрофессиональные Вооружённые силы. Стало очевидно, что частью государственной политики является развитие системы военного образования, основным направлением которой является повышение качества подготовки офицерских кадров [1]. Если в системе военного образования офицеров готовит высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, то в войсках в роли преподавателей, руководителей занятий выступают офицеры в большей части, не имеющие педагогического опыта и образования.
Одной из важных задач, стоящих перед офицером является профессиональная подготовка военнослужащих, их умелое обучение и воспитание. Это требование обуславливает акту-
альность вопроса формирования и развития военно-профессиональных качеств офицера как военного педагога, способного не только вооружить военнослужащих необходимыми для защиты страны знаниями, умениями, навыками, но и сформировать качества воина-гражданина, воина-патриота, воина-специалиста, способного выполнить боевые задачи по защите своего Отечества.
Механизм формирования и развития необходимых морально-деловых качеств военнослужащих в военно-педагогическом процессе во многом скрыт для своевременной коррекции и эффективного контроля. Негативный результат обучения и воспитания становится известен, когда военнослужащий не в состоянии выполнить поставленную ему боевую задачу, а времени на исправление ошибок уже нет. Для того чтобы эффективно и успешно выполнять поставленные задачи по обучению и воспитанию военнослужащих, офицер-педагог должен обладать определенными профессионально-важными качествами. К их числу относят: педагогическое мышление, педагогическое воображение, педагогическая требовательность, педагогический такт и др. [2].
Одним из ключевых качеств педагога является педагогическая наблюдательность.
Исходя из существующих подходов под педагогической наблюдательностью офицера понимается профессионально-важное качество, позволяющее по малозаметным, но существенным внешним признакам военнослужащего видеть особенности его внутреннего мира, его переживания и настроения, разбираться в индивидуально-психологические особенностях, выявлять причинно-следственные связи, и правильно интерпретировать поступки и поведение подчиненного личного состава, прогнозировать дальнейшее развитие педагогических ситуаций.
Благодаря педагогической наблюдательности офицер может в режиме онлайн управлять военно-педагогическим процессом, а именно, осуществлять диагностику состояния и поведения военнослужащего, контроль за его эмоциональным состоянием и эффективностью педагогических воздействий. С наблюдательности, с изучения индивидуальных особенностей воинов, фактически, начинается процесс сознательного влияния на подчиненных. Не зная особенностей личности военнослужащего, практически невозможно осуществлять эффективное взаимодействие, отслеживать динамику развития личности воина, определять цели, задачи и методы подготовки. Успехи наблюдения зависят от подготовки офицера. Наиболее полные данные о предмете или явлении может получить тот, кто хорошо понимает, что именно необходимо наблюдать, понимает важность этой работы, обучен приемам и правилам наблюдения, имеет хорошие навыки выполнения этой задачи. Педагогическая наблюдательность офицера служит ему основой для определения склонностей и способностей подчиненных, помогает найти положительные качества, опереться на них в боевой подготовке. От наблюдательного офицера не может ускользнуть ни одна мелочь в поведении воина, ни один штрих в его характере, которые иногда становятся причиной как успехов, так и недостатков подчиненного. Но для этого надо вести продуманную и целенаправленную работу, результаты наблюдений фиксировать, проводить систематический анализ данных, не делая поспешных выводов, что позволяет прогнозировать развитие событий. Особенно ценным оказываются наблюдения за воинами при их столкновении с трудностями воинской службы [3], когда явными становятся личностные качества военнослужащих, их отношение к товарищам, командирам, должностным обязанностям. Ещё более важна наблюдательность офицера-военного педагога на последующих
Библиографический список
этапах, в динамике военно-педагогический процесса. Благодаря этому качеству офицер может вовремя заметить изменения в облике воина, внести соответствующие коррективы в свою работу, определить положительное в ней, исправить допущенные ошибки, наметить перспективу совместной деятельности.
Формирование педагогической наблюдательности - процесс весьма сложный и длительный [4]. Одним из факторов, способствующих развитию военно-профессиональных качеств, является высокий уровень мотивации офицеров к повышению качества подготовки военнослужащих. Развитию педагогической наблюдательности, во многом, способствует самостоятельная работа военнослужащих. Ее результаты являются показателем активности, выявляют степень его подготовленности к решению профессиональных задач без постороннего участия [5]. Формирование педагогической наблюдательности в процессе профессиональной подготовки офицеров обусловлена тем, что:
во-первых, позволяет офицерам адекватно воспринимать и понимать психические состояния военнослужащих, различать и интерпретировать их динамику; для офицера, обладающего развитой педагогической наблюдательностью, поза, мимика, жесты, реплика, походка, осанка военнослужащего являются информативным источником, который позволяет прийти к правильному решению и осуществить обратную связь в процессе обучения и воспитания;
во-вторых, педагогическая наблюдательность служит тем средством, с помощью которого офицер может получить знания, необходимые для правильного понимания внутреннего мира военнослужащего, его мыслей и чувств; она позволяет распознавать характерные личностные качества, избегать конфликтные ситуации;
в-третьих, педагогическая наблюдательность позволяет офицеру не только видеть, но и прогнозировать различные психические процессы, состояния военнослужащих, предвидеть последствия педагогических решений, возможные затруднения, потенциальные возможности и тенденции развития.
Таким образом, от того, насколько эффективно строится военно-педагогический процесс с офицерами в отношении развития у них педагогической наблюдательности, во много зависит итоговая результативность их военно-педагогической деятельности с личным составом [6-8]. Тем самым считаем, что формирование военно-педагогической наблюдательности является важным компонентом профессиональной подготовки будущих офицеров.
1. Лпехин ИЛ., Тенитилов C.B. Проблема педагогического идеала и его формирование у преподавателей высших учебных заведений. Мир образования - образование в мире. 2015; 4: 27 - 33.
2. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 -238.
3. Барабанщиков A.B., Муцинов C.C. Педагогическая культура офицера. Москва: 1985.
4. Тенитилов C.B., Олейников C.B. Научные подходы к проблеме наблюдательности педагога. Мир образования - образование в мире. 2015; 2: 140 - 145.
5. Шевцова C.B. Aнализ современного состояния формирования профессиональной ответственности у курсантов в военном университете МО РФ. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 172-178.
6. Ллехин ИЛ., Караяни A.T., Гожиков B^. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст. Мир образования - образование в мире. 2015; 2: 179 - 188.
7. Ленев ЮЛ., Шишков АИ. Cамосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов. Мир образования -образование в мире. 2015; 1: 165 - 169.
8. Малоземов A.B., Тенитилов C B. Психолого-педагогическое содержание интенсивной подготовки военнослужащих. Мир образования - образование в мире. 2015; 4: 212 - 216.
References
1. Alehin I.A., Tenitilov S.V. Problema pedagogicheskogo ideala i ego formirovanie u prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2015; 4: 27 - 33.
2. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 1: 233 - 238.
3. Barabanschikov A.B., Mucinov S.S. Pedagogicheskaya kul'tura oficera. Moskva: 1985.
4. Tenitilov S.V., Olejnikov S.V. Nauchnye podhody k probleme nablyudatel'nosti pedagoga. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2: 140 - 145.
5. Shevcova S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u kursantov v voennom universitete MO RF. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 172-178.
6. Alehin I.A., Karayani A.G., Gozhikov V.Ya. Innovacionnye resursy formirovaniya kompetencij kursantov voennyh vuzov: psihologo-didakticheskij kontekst. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2: 179 - 188.
7. Lenev Yu.A., Shishkov A.I. Samosovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 1: 165 - 169.
8. Malozemov A.V., Tenitilov S V. Psihologo-pedagogicheskoe soderzhanie intensivnoj podgotovki voennosluzhaschih. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2015; 4: 212 - 216.
Статья поступила в редакцию 27.01.16