В своей знаменитой шпаргалке по актёрскому мастерству театральный педагог А.Е. Зубов даёт, на наш взгляд, отличную рекомендацию студентам «Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль -скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый Театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!» [9].
Поэтому традиционный девиз для будущих актёров и режиссёров гласит: «На сцену идут за удовольствием!»
- Стартовый урок. В Санкт-Петербургской театральной школе сформирована традиция проведения «стартовых уроков». Эта традиция связана с именем З.Я. Корогодского. «Стартовый урок» является обязательным упражнением, он проходит в вузе в начале учебного года. После каникул обычно в течение недели студенты готовят «стартовый урок». Это абсолютно самостоятельное творчество студентов. Только на «стартовом уроке» можно увидеть настоящее лицо студента, увидеть «творческий рост», его изменения, чем наполнен человек, что ему важно, как растет его душа, фантазия. Это своего рода рентген, который полностью просвечивает личность и показывает результат [1, с. 66 - 68].
- Формула «трёх Т». Эта любопытная формула была придумана театральным педагогом Б.В. Зоном и расшифровывается
Библиографический список
таким образом: «талант, терпение, труд». Б.В. Зон в обучении ставил талант на последнее место. Зато взаимозависимость труда и терпения была первым и главным требованием этого педагога.
- Финальные аплодисменты. Традиционно в конце занятия всегда звучат аплодисменты. Аплодисменты предназначены не только педагогу (мастеру курса), но и всем присутствующим студентам. Аплодируя друг другу, мы подтверждаем единство творческого духа в нашем коллективе, радуемся тем маленьким профессиональным успехам, которые случились на уроке и выражаем благодарность за творческий диалог и творческую атмосферу на занятии.
В свете вышеизложенного, хотелось, чтобы материал статьи послужил своеобразной памяткой для всех театральных педагогов: и для тех, кто делает первые шаги в театральную педагогику, и для тех, кто внедряет только свои авторские методы.
Исходя из собственного педагогического опыта, мы утверждаем, что использование традиционных приёмов театральной педагогики помогает естественному творческому и образовательному процессу. Именно традиционные приёмы театральной педагогики оказывают положительное эмоциональное воздействие на процесс обучения режиссёров и актёров, повышают результативность обучения и делают его более плодотворным, увеличивают интерес к будущей профессии и усиливают мотивацию.
1. Проблемы театральной педагогики: традиции и новации школы З.Я. Корогодского: материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции, 26 марта 2013 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2013.
2. Гиппиус С. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Степанова И.В. Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Челябинск, 2015; 3 (43): 84 - 89.
4. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003.
5. Тришин В.Н. Большой русский словарь-справочник синонимов системы ASIS®. 2013. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ synonims/50564/зачин.
6. Проблемы театральной педагогики: традиции и новации школы З.Я. Корогодского: материалы IX Межвузовской научно-практической конференции, 26 марта 2014 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2014.
7. Станиславский К.С. Этика. Москва: РУТИ, 2013.
8. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008. Серия: Вахтанговская библиотека.
9. Зубов А.Е. Шпаргалка по мастерству актёра. Новосибирск: Новосибирское государственное театральное училище, 2002.
References
1. Problemy teatral'noj pedagogiki: tradicii i novacii shkoly Z.Ya. Korogodskogo: materialy VIII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 marta 2013 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2013.
2. Gippius S. Akterskij trening. Gimnastika chuvstv. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2008.
3. Stepanova I.V. Tvorcheskij dnevnik - tradicionnoe sredstvo teatral'noj pedagogiki. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2015; 3 (43): 84 - 89.
4. Malochevskaya I.B. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskaya akademiya teatral'nogo iskusstva, 2003.
5. Trishin V.N. Bol'shoj russkij slovar'-spravochnik sinonimov sistemy ASIS®. 2013. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ synonims/50564/zachin.
6. Problemy teatral'noj pedagogiki: tradicii i novacii shkoly Z.Ya. Korogodskogo: materialy IX Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 marta 2014 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2014.
7. Stanislavskij K.S. 'Etika. Moskva: RUTI, 2013.
8. Zahava B.E. Masterstvo aktera irezhissera. Moskva: RATI-GITIS, 2008. Seriya: Vahtangovskaya biblioteka.
9. Zubov A.E. Shpargalka po masterstvu aktera. Novosibirsk: Novosibirskoe gosudarstvennoe teatral'noe uchilische, 2002.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 316.6
Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Mishin R.V., adjunct, Military University the Ministry of Defense of the Russian Federation(Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SYSTEM OF SUICIDE PREVENTION IN U.S. ARMY. The study researches the views of foreign military authorities on the problem of suicides among military personnel, as well as suicide prevention practices used in foreign armies, comprehensive work of commanders of all levels, organizational structures and special bodies for increasing the morale condition of military personnel. The authors conclude that the higher command is aware of the urgency of the problem under study and is interested in the minimization of the phenomenon of suicide among military personnel and their families. To resolve this problem not only the commanders of units and military experts are involved, but also civilian and electronic resources are also widely used. Among privates and non-commissioned officers of various branches of the armed forces of the United States there is a special program "Take care of your companion and help him". The army uses extracurricular activities for the prevention of suicides.
Key words: suicide, suicidal behavior, suicide prevention, moral and psychological stability, military leadership.
Е.И. Федак, канд. пед. наук, проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Р.В. Мишин, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: mishinromanl [email protected]
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА В АРМИИ США
В работе рассмотрены взгляды военного руководства США на проблему самоубийств в вооруженных силах, организация работы по профилактике суицидальных явлений, система комплексной работы командиров всех степеней, соответствующих организационных структур и специального аппарата по предотвращению суицида. Авторы делают выводы, что высшее командование США осознаёт актуальность проблемы и заинтересовано в минимизации такого явления как суицид среди военнослужащих и членов их семей; для решения данной проблемы привлекаются не только командиры подразделений, военные специалисты, но и гражданские, так же широко используются электронные ресурсы. Среди рядового и сержантского состава различных видов вооружённых сил США действует специальная программа «Побеспокойся о своём товарище и окажи ему помощь», проводятся внеплановые занятия по предотвращению суицидов.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, профилактика суицидов, морально-психологическая устойчивость, военное руководство.
В последнее время во многих странах мира отмечается рост числа самоубийств. Сегодня наша жизнь с большими и малыми кровавыми конфликтами с их многочисленными жертвами, исковерканными жизнями, разрушенным жильём, тысячами изгнанных и затравленных людей, безработицей и неуверенностью в завтрашнем дне, стала средой для эпидемии самоубийств [1]. Руководство Министерства обороны США уделяет особое внимание разработке мер по предотвращению самоубийств среди военнослужащих. Основополагающим документом, в данной сфере, является «Национальная стратегия деятельности федеральных министерств и ведомств по предотвращению самоубийств», принятая в январе 2008 г. В данном документе определён основной орган министерства обороны США, координирующий указанную деятельность - это «Управление по предотвращению суицидов и снижению рисков», в состав которого входят представителями всех видов вооруженных сил. Помощник министра обороны США по медицинскому обеспечению осуществляет общее руководство деятельностью данного управления. В целях организации работы на местах в составе каждого из видов вооруженных сил созданы специальные органы, отвечающие только за проведение антисуицидальных мероприятий [2].
Для руководителей воинских подразделений недавно были откорректированы такие документы, как наставление 600-63 «Сохранение здоровья» (Army Regulation 600-63, Health Promotion) и инструкция 600-64 «Сохранение здоровья, сокращение риска и предотвращение самоубийств» (Army Pamphlet 600-24, Health Promotion, Risk Reduction and Suicide Prevention) [3]. В этих документах подробно расписаны все действия, которые должны предпринимать командиры в отношении своих подчиненных, находящихся в сложных ситуациях.
Сегодня солдаты армии США и члены их семей в кризисных ситуациях могут обратиться за помощью в Национальную службу предотвращения самоубийств (National Suicide Prevention Lifeline) по телефону или через сайт в Интернете. Должным образом подготовленные консультанты этой службы в любое время суток семь дней в неделю и 365 дней в году всегда окажут необходимую помощь обратившимся к ним [4].
Борьба с ростом числа самоубийств среди американских военнослужащих является прерогативой не только указанных организаций, но и всего командного состава Вооруженных сил США. В войсках ответственность за это возложена на командиров подразделений, военных священников и психологов из со-
Библиографический список
става служб медицинского обеспечения. Руководство министерства обороны к решению данного вопроса активно привлекает гражданских специалистов. Так, в октябре 2013 года руководство министерства армии США заключило контракт стоимостью 50 миллионов долларов с Национальным институтом психиатрии на проведение исследований о причинах самоубийств в сухопутных войсках и выработке мер по их предотвращению [5].
С целью обучения личного состава американских вооруженных сил основам психологической помощи в программу оперативной и боевой подготовки видов вооруженных сил США в первом полугодии 2014 года включен специальный курс занятий по предотвращению суицидов. Среди рядового и сержантского состава действует специальная программа «Побеспокойся о своем товарище и окажи ему помощь». Проводятся и внеплановые занятия по предотвращению суицидов [6].
Таким образом, проведённый нами анализ работы военных и гражданских специалистов по профилактике самоубийств показал, что:
- руководство, высшее командование, осознаёт актуальность проблемы и заинтересовано в минимизации такого явления как суицид среди военнослужащих и членов их семей;
- для решения данной проблемы привлекаются не только командиры подразделений, военные специалисты, но и гражданские, также широко используются электронные ресурсы;
- высшим военным руководством планируются и используются значительные финансовые средства для привлечения гражданских специалистов - психологов к проведению данной работы, заключаются долгосрочные договора;
- профилактические мероприятия проводятся не только с военнослужащими, но и членами их семей, каждый из них имеет право обратиться за помощью к специалистам и получить квалифицированную помощь;
- особенностью программы оперативной и боевой подготовки видов вооруженных сил США является специальный курс плановых занятий по предотвращению суицидов;
- среди рядового и сержантского состава видов вооруженных сил США действует специальная программа «Побеспокойся о своем товарище и окажи ему помощь», проводятся внеплановые занятия по предотвращению суицидов.
Суицидальные явления среди военнослужащих вызывают серьёзную озабоченность руководства и высшего командования и для решения этой проблемы они используют все возможные средства и силы.
1. Алехин И.А., Чесноков Н.А. Угрозы и опасности психолого-педагогического характера для образовательных систем Российской Федерации. Мир образования - образование в мире. 2014; 2: 162.
2. Богуславский В.В., Федак Е.И., Добряков А.В. Профилактика суицидальных явлений в воинской части: методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов по работе с личным составом: методическое пособие. Москва, 2007.
3. Гилинский Я.И., Юнацкевич П.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: учебное пособие. Санкт-Петербург, 1999.
4. Герасимова Т.Н., Чесноков Н.А. Мотивация обеспечения психолого-педагогической безопасности у педагогических работников. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 221 - 228.
5. Емец В.С., Деникин А.В., Марков А.С. Диада «решительность - осмотрительность» в процессе развития субъектности курсанта. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 139 - 145.
6. Ленев, Ю.А., Шевцова С.В. Самосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов. Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 165 - 169.
7 Петров П. Самоубийства в сухопутных войсках США. Зарубежное военное обозрение. 2008; 6: 79 - 85.
8 Поляков, С.П., Шевцова С.В. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 167-173.
9 Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.
References
1. Alehin I.A., Chesnokov N.A. Ugrozy i opasnosti psihologo-pedagogicheskogo haraktera dlya obrazovatel'nyh sistem Rossijskoj Federacii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 2: 162.
2. Boguslavskij V.V., Fedak E.I., Dobryakov A.V. Profilaktika suicidal'nyh yavlenij v voinskoj chasti: metodicheskoe posobie dlya komandirov, oficerov shtabov i organovpo rabote s lichnym sostavom: metodicheskoe posobie. MoskVa, 2007.
3. Gilinskij Ya.I., Yunackevich P.I. Sociologicheskie i psihologo-pedagogicheskie osnovy suicidologii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1999.
4. Gerasimova T.N., Chesnokov N.A. Motivaciya obespecheniya psihologo-pedagogicheskoj bezopasnosti u pedagogicheskih rabotnikov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 221 - 228.
5. Emec V.S., Denikin A.V., Markov A.S. Diada «reshitel'nost' - osmotritel'nost'» v processe razvitiya sub'ektnosti kursanta. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2015; 3: 139 - 145.
6. Lenev, Yu.A., Shevcova S.V. Samosovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2015; 1: 165 - 169.
7 Petrov P. Samoubijstva v suhoputnyh vojskah SShA. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2008; 6: 79 - 85.
8 Polyakov, S.P., Shevcova S.V. Strukturnye komponenty professional'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 1: 167-173.
9. Fedak E.I. Pedagogicheskaya reabilitaciya voennosluzhaschih vnutrennih vojsk MVD Rossii, vypolnyavshih sluzhebno-boevye zadachi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 738.1
Kardapoltseva V.N., Doctor of Culturology, Professor, Head of Department of Artistic Designing and Creation Theory, Ural State
Mountain University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Shadrina A.V., senior teacher, Ural State Mountain University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
RUSSIAN ART PORCELAIN AS "DOCUMENTARY EVIDENCE" OF ORIGINALITY OF ART SPACE OF 18-19 CENTURIES.
The article studies the Russian art porcelain. The theme is very relevant, because in the history of porcelain different phenomena of Russian culture are reflected. The objective of the work is to analyze the development of the history of Russian porcelain using examples of best samples of porcelain production, which express genuine understanding of beauty. Methods used in the article include comparison and analysis of products of state enterprise - Imperial porcelain factory and private enterprises - porcelain factories of Gardner, Safronova , which are "documentary evidence" of originality of art space of 18-19 centuries. Talented authors and sculptors of porcelain factories showed their love to the images of Russian life, observation and aspiration for expressing their attitude to reality. These things were not created by copyists, but by pure creators-artists.
Key words: Imperial porcelain factory, sculptor, statuette, small porcelain plastic, costume.
В.Н. Кардапольцева, д-р культурологии, проф., зав. каф. художественного проектирования и теории творчества,
Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
А.В. Шадрина, ст. преподав каф. художественного проектирования и теории творчества, Уральский
государственный горный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР
КАК «ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО» СВОЕОБРАЗИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА XVIII-XIX ВЕКОВ
Статья посвящена русскому художественному фарфору. Тема является очень актуальной, так как в истории фарфора отражаются различные явления русской культуры. Цель работы - проанализировать развитие истории русского фарфора на примере лучших образцов фарфоровых изделий, явившихся выражением истинного понимания красоты. Используется метод сравнения и анализа произведений государственного предприятия - Императорского фарфорового завода и частных предприятий - фарфоровых заводов Гарднера, Сафронова, являющихся «документальным свидетельством» своеобразия художественного и культурного пространства. У талантливых авторов и скульпторов фарфоровых фабрик, проявилась любовь к картинам русской жизни, наблюдательность, стремление выразить свое отношение к действительности. Эти вещи создавали не копиисты, а подлинные творцы- художники.
Ключевые слова: Императорский фарфоровый завод, скульптор, статуэтка, малая фарфоровая пластика, костюм.
Человек - активный строитель собственной жизни, участник взаимодействия с окружающими людьми. Основной вопрос, на который нам необходимо найти ответ: как создать внешние условия для максимальной реализации внутреннего потенциала молодого человека? Как помочь ему быть не объектом обучения, а субъектом, активно ищущим и выбирающим направление своего развития? Поиск гармонии с миром связан со способностью человека воспринимать мир во всех его красках и многообразии. Соприкасаясь с произведениями разных творцов, воспринимая иные способы, стили переживания, осознавая, что близко, что чуждо, сравнивая свое отношение с иным отношением, человек отчетливее ощущает себя как личность. Для студентов художественных специальностей чрезвычайно важно изучать историю русского фарфора в рамках дисциплин декоративно-прикладное искусство, история мировой культуры и искусства, скульптура и лепка, история искусства, музееведение. Цель данной статьи -проанализировать некоторые аспекты исследования русского художественного фарфора и использовать полученные результаты для поиска новых, более эффективных форм подготовки специалистов художественного профиля.
Зарисовки традиционных костюмов, праздников, игр, забав и отдыха, путевые заметки, жанровые сцены и другие исследования России иностранцами в XVIII - начале XIX века представляют несомненную историческую и культурную ценность. Рисунки достопримечательностей, картины и гравюры Корнелия де Брюина, Дж.А. Аткинсона, Жана-Батиста Лепренса прославляют великие деяния русских монархов и проникнуты симпатией к изображаемому быту. Среди многочисленных изданий, посвящённых изображению русских простонародных типов «Живописное изображение манер, обычаев и развлечений русских» с рисунками Дж.А. Аткинсона, «Различные порядки и обычаи России, посвя-щённые господину Буше» Лепренса. Печатная графика служила образцом для разнообразных фарфоровых изделий, многие из которых их точно копировали.
В области моды XVIII века лидером была Франция. Во второй половине XVIII века произошло основополагающее стилистическое изменение, когда изогнутые линии периода рококо вышли из моды, и были признаны классические формы. К середине XVIII века важную роль в украшении стола, декорации гостиных и кабинетов играли фарфоровые статуэтки. Сюжет их