Научная статья на тему 'Традиционные приёмы театральной педагогики в процессе обучения будущих актёров и режиссёров'

Традиционные приёмы театральной педагогики в процессе обучения будущих актёров и режиссёров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ И АКТЁРОВ / ТРАДИЦИЯ / THEATRE PEDAGOGY / TEACHING METHODS / TEACHING DIRECTORS AND ACTORS / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И. В.

В статье детально рассматриваются самые распространенные традиционные приёмы обучения будущих режиссёров и актёров. Описывается сущность и структура традиционных театральных упражнений (творческий полукруг, дневник наблюдений, «зачин» и т. д.). Кроме того, обобщается опыт педагогической практики выдающихся театральных педагогов нашей страны. Также приводятся примеры из собственной педагогической практики автора. Обосновывается мысль о том, что именно традиционные приёмы театральной педагогики оказывают положительное эмоциональное воздействие на процесс обучения режиссёров и актёров, повышают результативность обучения, увеличивают интерес к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL METHODS OF THEATER PEDAGOGY IN TEACHING FUTURE ACTOR AND DIRECTOR

The article studies in detail the most widespread traditional methods of training of future filmmakers and actors. The work describes the nature and structure of traditional theatrical exercises (creative semicircle, creative diary, “beginning”, etc.). In addition, the author generalizes experience of pedagogical practices of outstanding teachers of theater in our country. The researcher also provides interesting examples from her own teaching practice. The work proves an idea that the traditional methods of theater pedagogy have a positive emotional impact on the teaching process of directors and actors, increases the effectiveness of training, increase interest in future profession.

Текст научной работы на тему «Традиционные приёмы театральной педагогики в процессе обучения будущих актёров и режиссёров»

Библиографический список

1. Скворцов К.В. Модернизация образования как фактор совершенствования социализации молодёжи: монография. Москва: ИПКИР, 2010.

2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования. Москва, 1995; Вып. 2: 16 - 45.

3. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации. Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург, 1997: 20 - 37.

4. Горбунова Е.Е. Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2011.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года.

References

1. Skvorcov K.V. Modernizaciya obrazovaniya kak faktorsovershenstvovaniya socializaciimolodezhi: monografiya. Moskva: IPKIR, 2010.

2. Gazman O.S. Ot avtoritarnogo obrazovaniya k pedagogike svobody. Novye cennosti obrazovaniya. Moskva, 1995; Vyp. 2: 16 - 45.

3. Dermanova I.B., Korostyleva L.A. Nekotorye aspekty fenomena samorealizacii. Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 1997: 20 - 37.

4. Gorbunova E.E. Podgotovka buduschih specialistov sfery kul'tury k professional'no-tvorcheskoj samorealizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2011.

5. Strategiya razvitiya vospitaniya vRossijskojFederacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 996-r ot 29 maya 2015 goda.

Статья поступила в редакцию 29.01.16

УДК 378

Stepanova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

TRADITIONAL METHODS OF THEATER PEDAGOGY IN TEACHING FUTURE ACTOR AND DIRECTOR. The article studies in detail the most widespread traditional methods of training of future filmmakers and actors. The work describes the nature and structure of traditional theatrical exercises (creative semicircle, creative diary, "beginning", etc.). In addition, the author generalizes experience of pedagogical practices of outstanding teachers of theater in our country. The researcher also provides interesting examples from her own teaching practice. The work proves an idea that the traditional methods of theater pedagogy have a positive emotional impact on the teaching process of directors and actors, increases the effectiveness of training, increase interest in future profession. Key words: theatre pedagogy, teaching methods, teaching directors and actors, tradition.

И.В. Степанова, канд. пед. наук, доц. Челябинского государственного института культуры, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ АКТЁРОВ И РЕЖИССЁРОВ

В статье детально рассматриваются самые распространенные традиционные приёмы обучения будущих режиссёров и актёров. Описывается сущность и структура традиционных театральных упражнений (творческий полукруг, дневник наблюдений, «зачин» и т. д.). Кроме того, обобщается опыт педагогической практики выдающихся театральных педагогов нашей страны. Также приводятся примеры из собственной педагогической практики автора. Обосновывается мысль о том, что именно традиционные приёмы театральной педагогики оказывают положительное эмоциональное воздействие на процесс обучения режиссёров и актёров, повышают результативность обучения, увеличивают интерес к будущей профессии.

Ключевые слова: театральная педагогика, педагогические приёмы, процесс обучения режиссёров и актёров, традиция.

Время непрестанно движется вперед и, естественно, сегодня мы не вправе говорить, что существуют догмы в обучении актёров и режиссёров, но существует фундамент, на котором незыблемо стоит театральная педагогика. Её фундаментом являются, прежде всего, традиции, заложенные выдающимися театральными педагогами. Подтверждает нашу мысль Д.В. Баканов - режиссёр-педагог Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), в своей научной работе он пишет: «Смотря на нынешнее положение дел в сфере театральной педагогики, хочется призвать - не разрушать и не отрицать наше творческое наследие. Надо начать изучать, проникать в тот «ген» нравственности и профессионализма, который был открыт нашими предшественниками. Фундамент был заложен задолго до нас, нам надо только продолжать возводить здание, называемое театральной педагогикой» [1, с. 65].

Театральная педагогика, как специфическая отрасль обшей педагогики, на протяжении длительного периода времени сформировала собственный ряд традиционных принципов, форм, методов (приемов) и средств обучения студентов.

В данной статье мы подробно разберём наиболее распространенные традиционные приёмы обучения будущих режиссёров и актёров, большинство из которых применяются в нашей педагогической практике.

Хотим обратить внимание сегодняшних преподавателей на то, что в стремлении к инновационным педагогическим приёмам

и методам не стоит отрицать и забывать опыт предшественников. К.С. Станиславский, В.Э Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, Г.А. Товстоногов, М.О. Кнебель и еще целая плеяда театральных педагогов оставили достойное педагогическое наследие, которое требует трепетного отношения и развития.

Приступим к рассмотрению традиционных педагогических приёмов.

- Творческий (рабочий) полукруг. Этот традиционный приём возник из актёрского тренинга на внимание «С чего начнём?». Суть этого тренинга описана С.В. Гиппиусом (театральный педагог, кинорежиссёр) таким образом: «Прежде всего, позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве, и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики.

Педагог. Садитесь.

Сели - кто где.

Педагог. Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас... Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи.

Дружные поиски приводят к верному решению: напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: «я вижу всех, меня видят все»» [2].

Данное упражнение, как правило, возникает на самых первых занятиях по режиссуре и актёрскому мастерству. Проводится оно один раз с целью конечного результата. А конечный результат - выстраивание рабочего полукруга. Теперь с творческого полукруга начинаются все последующие занятия. Творческий полукруг самое удобное расположение студентов на занятиях, и мизансценически он объединяет их в единый коллектив. Также этот приём дисциплинирует будущих режиссёров и актёров.

- Рабочая (тренировочная) форма.

Студенты театральных факультетов (актёры и режиссёры), также как и студенты физической культуры (спортсмены), и будущие хореографы должны присутствовать на занятиях в рабочей (тренировочной) форме одежды. Это практикуется для удобства. Бытовая одежда не приемлема для тренажа в процессе обучения.

На редчайших кинокадрах начала XX столетия с занятий выдающегося режиссёра и педагога В.Э. Мейерхольда мы видим, что его ученики выполняют практические упражнения по биомеханике в тренировочной специальной форме.

Кинохроника по трём режиссёрским классам в ГИТИСе зафиксировала занятия с выдающимися педагогами (М.О. Кне-бель, А.А. Гончаровым, А.В. Эфросом), на которых запечатлены студенты в рабочей (тренировочной) одежде.

Исторические документальные кадры с режиссёрских уроков профессоров ЛГиТМиКа Г.А. Товстоногова и В.В. Меркурьева также продемонстрировали, что в процессе обучения будущих актёров и режиссёров используется рабочая (тренировочная) форма чёрного цвета.

В настоящее время в некоторых вузах тренировочной одежде уделяется особое внимание: она шьется или изготавливается с учётом индивидуальных особенностей того или иного режиссёрского (актёрского) курса.

- Творческий дневник. Названный педагогический приём мы детально рассмотрели в научно-исследовательской статье «Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики». Здесь лишь напомним, что дневник наблюдений является ведущим тренинговым упражнением в процессе обучения режиссёров. Впервые как разновидность упражнения был введен театральным режиссёром и педагогом Е.Б. Вахтанговым. Это упражнение традиционно используется во всех театральных вузах и вузах культуры и искусств. Эффективность использования творческого дневника доказана на примерах разных театральных педагогов (Е.Б. Вахтангов, Г.А. Товстоногов, Б.Е. Заха-ва, Б.В. Зон и др.). Основная цель этого упражнения: развитие режиссёрской и актёрской наблюдательности [3].

- Рабочий хлопок. С первого курса обучения очень важно приучать студентов к сценической культуре. Любые упражнения, тренинги, зачины, этюды, номера, инсценировки следует начинать с хлопка. Например, перед показом на сценической площадке любой малой сценической формы выходит студент, называет свои имя и фамилию, художественное название этюда и делает рабочий хлопок. После хлопка начинается сценическое действие. Рабочий хлопок акцентирует внимание аудитории на просмотр данного этюда, концентрирует внимание исполнителей (актёров).

- Зачин. Анализируя педагогический опыт Г.А. Товстоногова, исследователь И.Б. Малочевская отмечает, что в его образовательной программе предлагается использование новых форм режиссёрского тренинга, в частности, - «зачины» как способ развития зрелищного мышления режиссёров. Все упражнения визуального тренинга, используемые на первом курсе, называются заданиями в форме «зачинов» [4]. Исходя из этого, можно смело предположить, что именно Г.А. Товстоногов является родоначальникам «зачина». Также следует отметить, что в режиссёрской школе Г.А. Товстоногова «зачин» становится сквозным упражнением всех лет обучения.

Кроме того, сторонниками «зачинов» были: А. Кацман, З. Корогодский, В. Фильштинский, Л. Додин, А. Андреев и многие другие, чьё мнение в театральной педагогике, безусловно, авторитетно.

Если заглянуть в словарь синонимов, то со словом «зачин» в одном ряду стоят: введение, вступление, запев, начало, начин, почин, экспозиция [5]. По сути «зачин» - это начало занятия, отправная точка, то, что зачинает урок. Поэтому традиционно «зачины» демонстрируются в самом начале занятия по специальным дисциплинам («Актёрское мастерство», «Основы режиссуры»).

Форма «зачина» должна быть зрелищной; зачин не событи-ен. С помощью различных средств сценической выразительности он призван передать только некое эмоциональное содержание зрелища. На первом курсе он может быть игрой, с которой начинается каждый урок. Например, игрой, где в театральную форму облекается ежедневный актёрский тренинг. Музыкальность, смелость, яркость сценической формы, эмоциональность содержания - вот основные требования к игровым «зачинам» первого курса. Задачи «зачина» год от года усложняются.

На наш взгляд, «зачин» даёт неограниченную творческую свободу режиссёрской фантазии и воображению, это упражнение тренирует умение синтезировать различные виды искусства - музыку и пластику, сценографию и слово, - преломлять их через призму актёрского мастерства; этот прием провоцирует поиск новых выразительных средств, способных проникать в тайну неповторимой авторской стилистики.

По мнению педагогов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), «зачин, преследующий цель настроить студентов на творческое самочувствие, помочь отвлечься от будничных забот, «первая нота» начинающегося неповторимого творческого дня - необходимая и интереснейшая часть системы театрального образования» [6, с. 68].

- Сценическая этика. Учение о творческой дисциплине, художественные нормы, при которых формируется творческая личность, моральный кодекс поведения актёров и режиссёров в работе - все это заложено в понятие «сценическая этика» [7]. Всё, о чем писал К.С. Станиславский в работе «Этика и дисциплина», и сегодня остаётся актуальным, справедливым и современным, только важно правильно донести это до студентов. Правила этики и дисциплины традиционно должны быть введены, преподнесены, разъяснены и усвоены во взаимодействиях студентов друг с другом и с педагогами. Каждый студент обязан постигнуть эти законы на начальном этапе обучения. Будущие режиссёры и актёры должны понимать, что знание и выполнения этих законов так же важно, как верность клятве Гиппократа для врачей всего мира.

Из воспоминаний учеников выдающегося театрального педагога З.Я. Корогодского: «На курсе никто не мог быть просто «свободным» художником, обязательно причислял себя к какой-то «касте», группе, сообществу ответственных за свет, музыку, реквизит, костюмы, игротеку, тетрадь летописей, интересный факт, график командира (режиссёра дня), репродукции, тетрадь опозданий и тетрадь выходов на площадку и еще много всякого....» [1, с. 109].

Но одним из ярких традиционных приемов в педагогической практике З.Я. Корогодского был «творческий выкуп». В коллективе за любой дисциплинарный поступок, например опоздание, должен быть «творческий выкуп» в разнообразных формах. В нашей педагогической практике тоже существует аналогичный приём, который традиционно используется в процессе обучения будущих режиссёров. Мы условно назвали его творческое оправдание.

- Творческое оправдание. Суть приёма заключается в том, что студенты, которые опоздали на занятия или репетицию, должны творчески оправдать эту ситуацию.

Мы знаем, что иногда студенты нарушают законы сценической этики, идеальных студентов нет. Задача же педагога как раз и состоит в том, чтобы из любых обстоятельств вынести практическую пользу. К примеру, мастер курса (педагог), по отношению к опоздавшему может применить следующие действия: во-первых, не пустить студента на занятие; во-вторых, впустить и провести воспитательную беседу, и, в-третьих, впустить с условием. Этим условием и является творческое оправдание. Приём творческого оправдания напрямую не связан с этикой и дисциплиной, скорее эта связь с основами актёрского мастерства. А именно, третий закон актёрского искусства говорит: «во время пребывания актёра на сцене, все его слова, поступки, предлагаемые обстоятельства должны быть творчески оправданы» [8].

- Традиционный девиз. Частенько педагоги на занятиях, в репетиционном процессе сталкиваются с такими студентами, которые отказываются выходить на сценическую площадку, мотивируя это словами «я не могу». Конечно же, педагогу необходимо индивидуально разобраться в этой ситуации. На начальном этапе обучения эта проблема может возникнуть из-за внутренних зажимов, которые в процессе умелого тренажа со временем исчезнут. Но если студент продолжает произносить запретное слово «не могу». То это уже становится неразрешимой проблемой, связанной с профессиональной пригодностью.

В своей знаменитой шпаргалке по актёрскому мастерству театральный педагог А.Е. Зубов даёт, на наш взгляд, отличную рекомендацию студентам «Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль -скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый Театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!» [9].

Поэтому традиционный девиз для будущих актёров и режиссёров гласит: «На сцену идут за удовольствием!»

- Стартовый урок. В Санкт-Петербургской театральной школе сформирована традиция проведения «стартовых уроков». Эта традиция связана с именем З.Я. Корогодского. «Стартовый урок» является обязательным упражнением, он проходит в вузе в начале учебного года. После каникул обычно в течение недели студенты готовят «стартовый урок». Это абсолютно самостоятельное творчество студентов. Только на «стартовом уроке» можно увидеть настоящее лицо студента, увидеть «творческий рост», его изменения, чем наполнен человек, что ему важно, как растет его душа, фантазия. Это своего рода рентген, который полностью просвечивает личность и показывает результат [1, с. 66 - 68].

- Формула «трёх Т». Эта любопытная формула была придумана театральным педагогом Б.В. Зоном и расшифровывается

Библиографический список

таким образом: «талант, терпение, труд». Б.В. Зон в обучении ставил талант на последнее место. Зато взаимозависимость труда и терпения была первым и главным требованием этого педагога.

- Финальные аплодисменты. Традиционно в конце занятия всегда звучат аплодисменты. Аплодисменты предназначены не только педагогу (мастеру курса), но и всем присутствующим студентам. Аплодируя друг другу, мы подтверждаем единство творческого духа в нашем коллективе, радуемся тем маленьким профессиональным успехам, которые случились на уроке и выражаем благодарность за творческий диалог и творческую атмосферу на занятии.

В свете вышеизложенного, хотелось, чтобы материал статьи послужил своеобразной памяткой для всех театральных педагогов: и для тех, кто делает первые шаги в театральную педагогику, и для тех, кто внедряет только свои авторские методы.

Исходя из собственного педагогического опыта, мы утверждаем, что использование традиционных приёмов театральной педагогики помогает естественному творческому и образовательному процессу. Именно традиционные приёмы театральной педагогики оказывают положительное эмоциональное воздействие на процесс обучения режиссёров и актёров, повышают результативность обучения и делают его более плодотворным, увеличивают интерес к будущей профессии и усиливают мотивацию.

1. Проблемы театральной педагогики: традиции и новации школы З.Я. Корогодского: материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции, 26 марта 2013 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2013.

2. Гиппиус С. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

3. Степанова И.В. Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Челябинск, 2015; 3 (43): 84 - 89.

4. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003.

5. Тришин В.Н. Большой русский словарь-справочник синонимов системы ASIS®. 2013. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ synonims/50564/зачин.

6. Проблемы театральной педагогики: традиции и новации школы З.Я. Корогодского: материалы IX Межвузовской научно-практической конференции, 26 марта 2014 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2014.

7. Станиславский К.С. Этика. Москва: РУТИ, 2013.

8. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008. Серия: Вахтанговская библиотека.

9. Зубов А.Е. Шпаргалка по мастерству актёра. Новосибирск: Новосибирское государственное театральное училище, 2002.

References

1. Problemy teatral'noj pedagogiki: tradicii i novacii shkoly Z.Ya. Korogodskogo: materialy VIII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 marta 2013 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2013.

2. Gippius S. Akterskij trening. Gimnastika chuvstv. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2008.

3. Stepanova I.V. Tvorcheskij dnevnik - tradicionnoe sredstvo teatral'noj pedagogiki. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2015; 3 (43): 84 - 89.

4. Malochevskaya I.B. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskaya akademiya teatral'nogo iskusstva, 2003.

5. Trishin V.N. Bol'shoj russkij slovar'-spravochnik sinonimov sistemy ASIS®. 2013. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ synonims/50564/zachin.

6. Problemy teatral'noj pedagogiki: tradicii i novacii shkoly Z.Ya. Korogodskogo: materialy IX Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 marta 2014 g. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2014.

7. Stanislavskij K.S. 'Etika. Moskva: RUTI, 2013.

8. Zahava B.E. Masterstvo aktera irezhissera. Moskva: RATI-GITIS, 2008. Seriya: Vahtangovskaya biblioteka.

9. Zubov A.E. Shpargalka po masterstvu aktera. Novosibirsk: Novosibirskoe gosudarstvennoe teatral'noe uchilische, 2002.

Статья поступила в редакцию 25.01.16

УДК 316.6

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Mishin R.V., adjunct, Military University the Ministry of Defense of the Russian Federation(Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SYSTEM OF SUICIDE PREVENTION IN U.S. ARMY. The study researches the views of foreign military authorities on the problem of suicides among military personnel, as well as suicide prevention practices used in foreign armies, comprehensive work of commanders of all levels, organizational structures and special bodies for increasing the morale condition of military personnel. The authors conclude that the higher command is aware of the urgency of the problem under study and is interested in the minimization of the phenomenon of suicide among military personnel and their families. To resolve this problem not only the commanders of units and military experts are involved, but also civilian and electronic resources are also widely used. Among privates and non-commissioned officers of various branches of the armed forces of the United States there is a special program "Take care of your companion and help him". The army uses extracurricular activities for the prevention of suicides.

Key words: suicide, suicidal behavior, suicide prevention, moral and psychological stability, military leadership.

Е.И. Федак, канд. пед. наук, проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Р.В. Мишин, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: mishinromanl [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.