Научная статья на тему 'Современные проблемы театрального образования'

Современные проблемы театрального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2408
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова К. П.

В данной статье автором рассматриваются современные проблемы театрального образования. Проводиться ретроспективный анализ опыта театральной педагогики в системах Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова, Попова, Товстоногова. Рассматривается практика применения инновационных педагогических технологий обучения актерскому мастерству на кафедре сценических искусств ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» как фундаментальной основы воспитания и формирования личности актёра нового тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы театрального образования»

УДК 37.035.461

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плотникова К.П., 2017 ТОГБОУДО «Центрразвития творчества детей и юношества», режиссер, Тамбов.

Аннотация: в данной статье автором рассматриваются современные проблемы театрального образования. Проводиться ретроспективный анализ опыта театральной педагогики в системах Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова, Попова, Товстоногова. Рассматривается практика применения инновационных педагогических технологий обучения актерскому мастерству на кафедре сценических искусств ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» как фундаментальной основы воспитания и формирования личности актёра нового тысячелетия.

Ключевые слова: театральное образование, актерское мастерство, театр, театральная педагогика.

XX век признан веком расцвета режиссёрского театра. Начиная с реформ МХТ и до конца тысячелетия, режиссура выдвинулась на первое место в театре. Расширились функции режиссёра. Он становится не администратором, а толкователем и интерпретатором пьесы, «зеркалом отражающим индивидуальные качества актёра», организатором всего творческого процесса подготовки спектакля.

Рождение крупных актёрских личностей связано с той или иной, школой системой Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова, Попова, Товстоногова и других. Высокий уровень профессионального мастерства, основы которого были получены под руководством мастеров в школах и студиях, позволяет многим актёрам легко адаптироваться в любом режиссёрском рисунке.

Великий исторический опыт духовного, ансамблевого, проповеднического русского театра XX века, подарившего миру невиданные художественные результаты и сегодня высоко оценивается многими выдающимися театральными деятелями Запада.

Сегодня, в начале нового тысячелетия всё чаще возникает мысль о первенствующей роли актёра на сцене, его самоосуществлении, самореализации, встаёт вопрос об актёрском театре. По -видимому, назрел протест против авторской, авторитарной режиссуры, перенасыщенной постановочными приёмами, где актёру не отводится главное место, режиссуры эксплуатирующей актёрское творчество. В сегодняшних режиссёрских экспериментах, антрепризах, несмотря на занятость ведущих актёров, мало открытий, лидеров. Зачастую, можно увидеть грубость, откровенную халтуру, упрощение, отказ от психологического театра, взгляд на театр только как на зрелищное искусство, не воспитывающее, а развлекающее зрителя. Поэтому заметна активизация тех актёров, которых беспокоят снижение общего профессионального уровня, возникает потребность и жажда работать с мастерами, такими, как П. Фоменко, Л. Додин или стремление самими ставить спектакли. Занятия режиссурой таких замечательных актёров, как М. Казаков, С. Юрских О. Янковский, О. Меньшиков говорят о стремлении выдвинуть на первое место актёра, а не постановочные приёмы, чем сильна сегодняшняя режиссура.

Огромный интерес у зрителя вызывают уникальные Театры-Мастерские, созданные О. Табаковым, П. Фоменко, Л. Додиным, где актёр - главная фигура, выразитель режиссёрского замысла, где формирование и воспитание личности актёра ведётся непрерывно. Жизнь, театр вновь востребовали актёра - умницу своей эпохи.

Актёрское искусство - это непрерывная работа души и ума. Сегодня определяющим в формировании личности актёра является диалектическое единство двух начал: сохранение лучших традиций, фундамента школы и непрерывного экспериментаторства, открытости миру, времени. «Творческие соприкосновения юности и зрелости, отваги и разумного консерватизма - основа всякой школы» [4, с 15].

Не случайно та проблема обусловилась в мае 2000 года на международной научно -практической конференции «Театральное образование на пороге третьего тысячелетия» в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Стремительное изменение общественной ситуации, вхождение в театральное искусства рынка, коммерциализация, возросшее самоуважение личности актёра, раскованность безусловно ставят перед театральными вузами задачу пересмотра методики преподавания профилирующих дисциплин.

Каждый новый набор студентов резко отличается от предыдущих.

Казалось бы, компьютеризация школ, расширение информационного пространства должны были обогащать интеллектуальный уровень абитуриента. Однако, практика показывает обратное. Абитуриенты плохо знают историю, литературу, менее развито воображение и фантазия, эмоциональное восприятие, более сильно рациональное мышление, индивидуализм. Сегодня со страниц газет или с экрана телевизора порой звучат призывы думать прежде всего о себе, а потом о других, великого Пушкина переводят на язык улицы, якобы, чтобы интересовать молодёжь привлечь внимание к изучению его творчества. Отвергая воспитание или воспитывая дурными примерами, мы рискуем получить полуграмотных актёров и режиссёров, телеведущих, у которых не разобрать «из -за «каши во рту» о чём они щебечут».

Воспитание и формирование личности актёра нового тысячелетия невозможно без изучения художественной мировой культуры. Гуманитарная и профессиональная подготовка актёра должны быть неделимы.

Изучение методики работы с актёром Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Михаила Чехова должны быть сегодня в арсенале театрального педагога, чтобы впоследствии актёр мог выбирать свой путь работы над ролью, близкой его индивидуальности. Нападки на духовность театра, тенденция к созданию буржуазного театра, обязывают готовить актёра не только к работе над ролью в театре, но и к жизни, формировать его духовные потребности. Важно, что несёт актёр со сцены, как воспринимает пьесу, роль. А для этого нужно, прежде всего, сформировать душу, ведь на сцену надо выходить с душой, глубоко наполненной эмоциями, и огромную роль в этом процессе играет учебный репертуар - обращение к классической драматургии, как к отечественной, так и зарубежной, к сильным и характерам, умеющим противостоять обстоятельствам. Строже относиться к выбору современной пьесы, так как много и откровенно слабой интеллектуально-ориентированной драматургии.

Ещё в конце XIX века говорилось о штучном воспитании актёра и режиссера. Но коллективная природа театра требует воспитания и развития индивидуальности актёра в условиях коллективного творчества, умение подчинять своё творчество замыслу режиссёра. Сегодня как и прежде актуальна мысль о формировании личности художника, воспитания чувства ансамбля, этических норм, а не подчинения учебного процесса «раскручиванию звёзд». Ещё М.О. Кнебель предостерегала педагогов от скоропалительных оценок ярких дарований, которые могут быстро потускнуть в условиях самостоятельного творчества. Одна из важнейших проблем театрального образования - научить самостоятельности в работе над собой, методике работы над ролью в пьесе любого жанра и стиля. Чем разнообразнее учебный репертуар, чем шире диапазон сыгранных ролей, требующих разной манеры актёрской игры в разных жанрах, тем скорее и успешнее адаптируется актёр в самостоятельной работе, в любом режиссёрском рисунке. Воспитанный на высокохудожественном репертуаре, актёр вырастает как личность, приобретает другой, более широкий взгляд на мир, высокий вкус и чутьё. Чувство ответственности за своё профессиональное мастерство, воспитанное ещё в институте, не позволяет актёру опускать планку ниже. Истинный актёр - художник и в условиях рынка не изменяет своих позиций, не позволит опуститься до ремесла и халтуры, заполонившей сегодня некоторые театры и студии.

Очень важная проблема театрального образования сегодня - финансовая и экономическая -обеспечение учебного процесса современной технологией: компьютерами, видеомагнитофонами и учебной литературой. Кафедра сценических искусств ТГУ имени Г.Р. Державина, издавая методические пособия, программы по курсам, монографии, каким-то образом решает эти проблемы, но государство, университет мало помогает. Оформление аудиторий, изготовлений ширм, кубов осуществляется на курсах, за счёт заработанных от спектаклей денег, но не решает проблемы выпуска и подготовки профессионального учебного спектакля. Большинство спектаклей оформляется из подсобного материала условно. На каждом курсе приходится проявлять чудеса изобретательности,

чтобы создать зрительный образ спектакля. Правда, за последнее время ситуация изменилась и Университет выделяет деньги на оформление учебных спектаклей.

В институте опытнее педагоги воспитывают, лелеют актёров всё-таки в благоприятных условиях. Задача современной театральной педагогикой, дать такие профессиональные основы актёру, которые не могли бы сломать разные формы и режиссёрские эксперименты. И здесь можно было бы использовать опыт западных театральных школ. В Америке, например, нет такой педагогической опеки студента, как у нас. Педагог - Мастер ставит задачи перед студентом, проверяет и подробно анализирует работу.

Так известный режиссёр и педагог Девид Чемберс, работая над пьесами Шекспира, на каждом показе даёт определённое задание. На первом - освоить стихотворный текст, на втором - сыграть в действии, на третьем - сыграть мизансценически, не четвёртом включить характеры. Или, например, вызывает четверых студентов и даёт задание: за час сыграть пьесу Шекспира. Это удивительно, по отзывам педагогов, наблюдавших такую «методику» воспитания актёра, результаты великолепные. Актёры блестяще умеют импровизировать, репетиции в последствии весьма продуктивны.

И раньше приходилось слышать от театральных деятелей, ставящих спектакли за рубежом, что актёры моментально могут включиться в репетиционный процесс, настроить свой психологический аппарат на работу, не тратив ни минуты на раскачку, как зачастую в отечественных театрах.

Итак, театру нового тысячелетия нужен активный, неравнодушный, вдумчивый виртуозно владеющий техникой актёр, равно блистающий в комедии и трагедии.

Сегодняшний театр не место для щекотания нервов, а прежде всего мощное духовное преображение человека.

Только внимательное изучение, единение в театральной педагогике, наследия Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда в области работы с актёром, изучение достоинств и недостатков всех актёрских школ, применение лучшего опыта современной отечественной и зарубежной театральной педагогики поможет успешно решать проблему воспитания актёра третьего тысячелетия.

Список литературы

1. Карпушкин М.А. Размышления о театральной педагогике. Самара, 2001;

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984;

3. Кристи Г.В. Воспитание актёра школы К.С. Станиславского. 2е изд. М.: Искусство, 1973;

4. Лапина Г. Образование и искусство // Театральная жизнь №8, 2000 г., с. 15;

5. Мастерство актёра: Сб. статей. М.: Искусство, 1973;

6. Проблемы театральной педагогики: Сб. лекций для студентов РТО 1 - 4 курс. Тамбов, 1990;

7. Станиславский К.С. Моё гражданское служение России. М.: Просвещение, 1990.М.: Просвещение, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.