Научная статья на тему 'К проблеме формирования профессионально важных качеств студентов театральных специальностей как творческих личностей'

К проблеме формирования профессионально важных качеств студентов театральных специальностей как творческих личностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / STUDENTS OF THEATRICAL SPECIALTIES / CREATIVE PERSONALITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ARTISTIC-IMAGINATIVE THINKING / IMAGINATION / ASSOCIATIVE LEARNING / OBSERVATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Флоря Вера Ильинична, Лосаберидзе Кристина Рамазовна

Статья посвящена специфическим особенностям профессиональной подготовки выпускников театральных специальностей как творческих личностей. Авторы анализируют дидактические требования и условия формирования профессионально важных качеств будущих актёров и режиссёров традиционными и инновационными методами обучения, выделяя среди них необходимость развития художественно-образного мышления с помощью ассоциативного обучения. Особое внимание в статье уделяется обоснованию творческой наблюдательности как профессионально важному качеству и способам её развития через специальные упражнения и личные дневники. Рассмотрены качества, выражающие эмоционально-ценностное и эстетическое отношение обучающегося актёра, режиссёра к действительности. Особое внимание уделяется процессу формирования самообразовательных умений работы над собой, над ролью. Авторы предлагают дальнейшее развитие такой отрасли, как театральная автодидактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Флоря Вера Ильинична, Лосаберидзе Кристина Рамазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the formation of professionally important qualities of students of theatrical specialties as creative personalities

The article is devoted to the specific features of professional training of graduates of theatrical specialties as creative personalities. The authors analyze the didactic requirements and conditions for the formation of professionally important qualities of future actors and directors by traditional and innovative teaching methods, highlighting the need for them to develop artistic and imaginative thinking through associative learning. Particular attention is paid to the substantiation of creative observation as a professionally important quality and ways of its development through special exercises and personal diaries. The qualities expressing the emotional-value and aesthetic attitude of the learning actor, the director to reality are considered. Particular attention is paid to the process of forming self-educational skills to work on themselves, on the role. The authors suggest the further development of such an industry as theatrical autodidactics.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования профессионально важных качеств студентов театральных специальностей как творческих личностей»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Вера Ильинична ФЛОРЯ

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

Кристина Рамазовна ЛОСАБЕРИДЗЕ

аспирантка кафедры педагогики и психологии

факультета социально-культурной деятельности

Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Статья посвящена специфическим особенностям профессиональной подготовки выпускников театральных специальностей как творческих личностей. Авторы анализируют дидактические требования и условия формирования профессионально важных качеств будущих актёров и режиссёров традиционными и инновационными методами обучения, выделяя среди них необходимость развития художественно-образного мышления с помощью ассоциативного обучения. Особое внимание в статье уделяется обоснованию творческой наблюдательности как профессионально важному качеству и способам её развития через специальные упражнения и личные дневники. Рассмотрены качества, выражающие эмоционально-ценностное и эстетическое отношение обучающегося актёра, режиссёра к действительности. Особое внимание уделяется процессу формирования самообразовательных умений работы над собой, над ролью. Авторы предлагают дальнейшее развитие такой отрасли, как театральная автодидактика.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты театральных специальностей, творческая личность, профессионально важные качества, художественно-образное мышление, воображение, ассоциативное обучение, наблюдательность, самообразование.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS OF THEATRICAL SPECIALTIES AS CREATIVE PERSONALITIES

V. I. Floria, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

K. R. Losaberidze, doctoral student of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

The article is devoted to the specific features of professional training of graduates of theatrical specialties as creative personalities. The authors analyze the didactic requirements and conditions for the formation of professionally important qualities of future actors and directors by traditional and innovative teaching methods, highlighting the need for them to develop artistic and imaginative thinking through associative learning. Particular attention is paid to the substantiation of creative observation as a professionally important quality and ways of its development through special exercises and personal diaries. The qualities expressing the emotional-value and aesthetic attitude of the learning actor, the director to reality are considered. Particular attention is paid to the process of forming self-educational skills to work on themselves, on the role. The authors suggest the further development of such an industry as theatrical autodidactics.

Keywords: vocational training, students of theatrical specialties, creative personality, professionally important qualities, artistic-imaginative thinking, imagination, associative learning, observation, self-education.

Профессиональное образование будущих актёров и режиссёров - уникальный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие выпускников как уникальных творческих личностей. Содержание такого образования должно основываться на классической театральной культуре, свободе творчества, духовности и нравственности. Концептуальные положения профессионального образования будущих актёров и режиссёров, разработанные в отечественной театральной педагогике, представлены в трудах Е. Б. Вахтангова, А. А. Гончарова, Б. Е. Захавы, Ю. А. Завадского, В. С. Мейерхольда, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского, Г. А. Товстоногова и многих других. Профессионально-практическому аспекту образования будущих актёров и режиссёров уделяли внимание Д. М. Генкин, В. А. Триадский, П. Ю. Тарасов, И. Г Шароев, Н. Н. Яро-шенко и другие.

Концептуальные и учебно-методические аспекты профессиональной подготовки студентов театральных специальностей в учебных заведениях рассматривались в научных трудах Э. Б. Абдуллина, Н. К. Баклановой, Н. С. Белой, Л. Г. Горюновой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Л. В. Зотовой, Л. С. Зориловой, А. Г. Казаковой, В. В. Королева, С. В. Левицкой, Л. С. Май-ковской, А. В. Наумовой, В. И. Флори, Т. В. Христидис и других авторов.

Как показывает проведённый теоретический анализ научно-методической педагогической литературы, на сегодняшний день в профессиональной подготовке студентов театральных специальностей применяется система традиционных и инновационных методов и средств обучения. Они отражают специфические особенности профильного обучения и последующей творческой работы будущих актёров и режиссёров.

Сложившиеся традиции профессиональной подготовки студентов театральных специальностей в России бережно хранят и воспроизводят основополагающие принципы и методы воспитания актёров отечественной театральной системы К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, которая стала во всех отношениях - и организаторских, и творческих -мировой театральной школой.

Лучшие традиции отечественной театральной школы отражают процесс профессиональной подготовки будущих актёров и режиссёров как единый целостный процесс обучения и воспитания в вузе. Единство воспитания и обучения будущих актёров и режиссёров актуализирует значимость когнитивного, мотивационного, ценностно-смыслового, эмотивного и художественного компонентов формирования будущих специалистов как творческих личностей. В этом процессе целостность выражается в совокупности приобретаемых художественно-ценностных знаний о театре, драматургии, о музыке, природе творчества и о многом другом. Целостность выражается в формировании умений, навыков, установок, опыта профессиональной деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций. В целостном подходе большое значение приобретает воспитательный аспект профессиональной подготовки, отражающий острую необходимость духовно-нравственного, эстетического, мировоззренческого развития, формирования художественных профессиональных идеалов будущих специалистов. Все эти качества выпускников театральных специальностей формируются в процессе воспитания и обучения в вузе и в процессе самостоятельной работы над собой.

Одним из императивов эффективной профессиональной подготовки специалистов в области театрального искусства является их формирование как творческих личностей с высоким уровнем развития гражданских, личностных и профессионально важных качеств. В этом процессе особое место занимает проблема активизации и развития фантазии, творческого воображения, прежде всего - художественно-образного мышления, так необходимого актёру и режиссёру для создания целостного сценического образа спектакля, передачи образа, рождённого в сознании драматурга. Художественно-образное мышление в театральном искусстве - коренной вопрос в познании глубинных процессов театрального творчества.

Проблемы формирования художественно-образного мышления достаточно обстоятельно изучены в философских и психологических работах.

В трудах Ю. П. Азарова, А. А. Аронова, Г С. Батищева, А. В. Иконниковой, М. С. Кагана и других рассмотрены вопросы образной природы творчества и искусства в целом. В трудах Ю. Б. Гиппенрейтер и В. П.Зинченко детально разработаны вопросы образного мышления с точки зрения психофизиологии зрительного восприятия. Проблемы художественно-образного мышления, музыкантов, художников, дизайнеров разрабатывалась в трудах О. А. Авсиян, В. С. Кузина, О. И. Олонцева, В. А Фаворского, В. В Чижикова и других.

Однако необходимо отметить то, что художественно-образное мышление как основа деятельности творческой личности формируется в результате ассоциативного обучения, которому долгое время в нашей стране не уделялось должного внимания. Ассоциативная теория обучения берёт свое начало в XVII веке с работ Дж. Локка, который предложил термин «ассоциация» для более глубокого обоснования своих идей о чувственном познании. Дальнейшее методологическое развитие ассоциативная теория обучения получила в педагогической теории Я. А. Коменского: в его классно-урочной системе учебных занятий, «золотом правиле дидактики», дидактическом требовании наглядности обучения.

В советской педагогике классно-урочная система учебных занятий была достаточно широко распространена, но ассоциативная теория обучения плохо согласовывалась с материалистическими основами марксистско-ленинской теории и науки и официально не поддерживалась.

Современная зарубежная педагогика и психология полностью признаёт принципы ассоциативной психологии и педагогики как теоретической базы для объяснения процессов обучения. Целесообразность развития ассоциативного обучения достаточно убедительно освещена и в российских психолого-педагогических исследованиях в русле обоснования инновационных технологий обучения. В этом ряду П. М. Эрдниева, Б. П. Эрдние-ва, которые разрабатывали вопросы укрупнения дидактических единиц усвоения учебного материала и интенсификации обучения на этой основе. Также показателен опыт применения идей ассоциативного обучения в педагогических технологиях В. Ф. Шаталова, С. Д. Шевченко, С. Н. Лысен-ковой, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой и других. Различные аспекты ассоциативного обучения рассмотрены в контексте развития творческого воображения в психологии творчества. Развитие образной компоненты мышления как психического познавательного процесса рассматривается в связи с исполнительской деятельностью студентов-музыкантов, вокалистов (Е. А. Рыкунова), художников, дизайнеров (О. И. Олонцев). Однако развитие художественно-образного мышления на основе ассоциативного обучения мало анализируется в научной литературе, так же как и вопросы подготовки современных студентов театральных специальностей в вузах культуры.

Наличие широкой научно-теоретической базы не даёт нам основания считать решенным вопрос о содержании понятия «художественно-образное мышление». Это научное понятие в театральном творчестве приобретает особую значимость и специфику, которая вытекает из синтетической природы театра, результатом чего является накопление определённого эмоционального опыта и выработка на основе ассоциативных связей способности актёра отражать данный опыт на сцене. В педагогической теории и практике исследование закономерностей развития и проявления художественно-образного мышления обуславливает процесс профессиональной творческой подготовки и воспитания неповторимой личности актёра и режиссёра. Мы глубоко убеждены в том, что эта подготовка должна быть направлена на воспитание актёров, режиссёров, творцов посредством обогащения их духовного художественно-образного мира, без подавления личности обучающегося и жёсткой стандартизации.

В структуре профессиональных компетенций особое значение имеют высокий уровень развития профессионально важных качеств будущих специалистов в области театрального искусства. Например, к числу специфических и профессиональных качеств будущих актёров и режиссёров относится творческая наблюдательность и умение её проводить. Это качество способно обеспечить достижение высоких творческих результатов в будущей профессиональной деятельности. Именно наблюдение остаётся первичным источником вдохновения театрального артиста. Черты, присущие отдельным людям, житейские сцены, увиденные в реальной жизни, представляют собой мерило объективности будущего образа. Только с этими воспоминаниями актёр может сверяться в процессе построения образа и непосредственно во время игры на сцене.

Исследование проблемы наблюдательности как профессионально важного качества проводилось применительно к профессиям юриста, врача, учителя, психолога в зарубежной и отечественной науке. Первым предпринял попытку описать психологические особенности процесса наблюдения отечественный ученный М. Я. Басов [2]. Большой вклад в разработку содержания понятия «педагогическая наблюдательность» внесли П. П. Блон-ский, Б. Г Ананьев, А. К. Маркова, К. И. Кислова и другие. И. В. Кульковой разработаны особенности функционирования и развития психологической наблюдательности кадров государственной службы, раскрыты условия функционирования, структура, условия, факторы и механизмы развития различных компонентов психологической наблюдательности.

Следующим этапом в исследовании психологической природы наблюдательности явилось изучение влияния наблюдательности на прогностические способности специалистов различных областей. В наибольшей степени эта идея была реализована в работах Л. А. Регуш [5]. Различия в структуре и содержании понятия наблюдательности, выделение эмпа-

тийного компонента представлены в трудах А. А. Бодалева, Л. Д. Ершовой, Л. И. Морисовой и других.

Большое значение наблюдательности как профессионально важному качеству актёра уделяли многие театральные деятели, среди которых такие величины, как К. Станиславский, М. Чехов, В. Мейерхольд. Многие режиссёры создавали весьма успешные системы тренингов и упражнений для развития профессиональной наблюдательности у будущих актёров.

Анализ театроведческой и психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что актёрская и режиссёрская наблюдательность тесно связана с особой сенсорно-перцептивной организацией психических познавательных процессов: внимания, воображения, фантазии, актёрской памяти, что способствует творческому развитию личности будущего актёра, режиссёра. Без развития творческой наблюдательности невозможно усвоение, переработка и воспроизведение информации, создание театральных образов.

В процессе освоения актёрского мастерства обнаруживается диалектическая взаимосвязь между наблюдательностью и вниманием. Наблюдательность формирует интерес к изучаемым объектам, окружающим людям, откуда будущий актёр черпает материал для будущих образов, что, в свою очередь, влияет на активизацию и развитие актёрского внимания, режиссёрского мышления, памяти. Высокого уровеня наблюдательности можно достичь только путём сосредоточения объёма и концентрации внимания с помощью активных методов обучения. Однако для полноценного и эффективного формирования наблюдательности как профессионально важного качества личности будущего актёра, режиссёра необходима специальная подготовка будущего специалиста и разработка методики формирования этих умений. К. С. Станиславский постоянно говорил своим ученикам, что наблюдательность - это фундамент для творческого воображения актёра [см.: 9, 10]. Он советовал актёрам и режиссёрам записывать в личные тетради (дневники творческих наблюдений), фиксировать то, что поражает в жизни их фантазию и воображение. Станиславский замечал, что актёры могли бы в этом смысле брать пример с А. П. Чехова или Е. Б. Вахтангова. В этих записях могут быть зафиксированы разные проявления человеческих чувств (в интонациях, мимике и жестах), внешность людей, их одежда, привычки поведения, манеры, говоры, отдельные «словечки» и даже целые диалоги, удивительные по своей выразительности жизненные мизансцены, описания различных мест, происходящих событий, отдельных предметов, явлений природы и т.п.

Очень важно, чтобы студенты, будущие актёры и режиссёры, научились вести эти записи, чтобы их дневники творческих наблюдений были лаконичны, крайне конкретны и несли образно-чувственный характер. Здесь

большое значение имеют выразительные детали, мелочи, которые действуют на наши органы чувств, вызывают образные представления о предмете, помогают запомнить этот предмет, чтобы в случае необходимости его можно было бы с лёгкостью восстановить в своём воображении и на сцене.

Формируя в учебном процессе вуза профессионально важные качества, составляющие фундамент профессионального мастерства, следует обращать внимание на качества, выражающие эмоционально-ценностное и эстетическое отношение обучающегося актёра, режиссёра к действительности. Так, К. С. Станиславский пишет о качествах, с помощью которых актёр создаёт свои неповторимые образы: художественный вкус, широкий кругозор, наблюдательность, сценическое внимание, сценическая свобода, сценическое самочувствие, творческая фантазия и воображение, умение перевоплощаться, характерность, органичность, сценическое обаяние, сценическое общение, эмоциональная память, самоконтроль, чувство правды [10].

Н. В. Рождественская подчёркивает важность таких черт личности актёра, как эмпатия, эмоциональность, пластичность эмоциональных реакций, социальная смелость и способность к саморегуляции, внутренняя свобода, артистичность, независимость, доброжелательная общительность, новаторство, работоспособность и творческая воля [7]. Изучая диагностические аспекты актёрских способностей, Н. В. Рождественская пишет о следующих профессионально важных качествах актёра: творческий потенциал, сценический темперамент, психомоторика, эмоциональная отзывчивость на образ, воображение, пластическое воображение [6].

Обобщая вышесказанное, на наш взгляд, с учётом современных требований, можно также выделить важность формирования таких качеств будущего актёра, как харизматичность, эрудированность, демонстративность, стрессоустойчивость, работоспособность, музыкальность, органичность, лидерство, отзывчивость, честолюбие и стремление к успеху, развитое чувство наблюдательности, актёрская память, гибкость мышления и тела, ораторские способности, сценическая свобода, хорошая дикция, развитое воображение, логическое, ассоциативное, художественно-образное мышление. В театральных профессиях через творческий потенциал, психофизику, духовные и физические основы природы артиста выражается его мастерство. Например, тело актёра, его эмоции, мысли, сценическая речь выступают в качестве основного инструмента, продукта его творческой деятельности. Профессиональное мастерство актёра трудно измерить с помощью конкретных компетенций, подробно расписанных в государственных стандартах, на что мы обращали уже внимание в других работах [11]. В то же самое время профессиональная компетентность будущего актёра формируется в вузе и обеспечивается, с одной

стороны, в процессе освоения различных гуманитарных и специальных учебных дисциплин, а с другой - в процессе изучения и взаимодействия с другими людьми, путём накопления определённого опыта и выработки способности его отражения на сцене, в развитии своей актёрской наблюдательности, телесной, эмоциональной пластичности.

Следует отметить ещё одну особенность организации учебно-творческого процесса, отражающую специфические особенности профессиональной подготовки будущих актёров и режиссёров. В процессе профессиональной подготовки в вузе необходимо учитывать фактор постоянно и динамично изменяющегося современного мира, а соответственно -уделять внимание формированию способности студентов к самообразованию, с той целью, чтобы будущий актёр или режиссёр мог считывать изменяющиеся тенденции общества для более полной и узнаваемой реализации образа на сцене. Ведь искусство должно отражать реальную жизнь, её противоречия, но в обобщающей художественной форме через знаково-символический язык театра. Связующим звеном в этом русле выступает идея театральной автодидактики. Традиционная дидактика, равно как и инновационные исследования в этой области, ориентированы, как правило, на педагога. Но обращение к внутренней позиции студента, реальная значимость его активности в образовательном процессе требуют развития личности самого студента - актёра, режиссёра. Для этого необходимо создание основ театральной автодидактики (от греческих слов autos - 'сам' и didаktos - 'обученный'), то есть дидактики для самого студента-театрала, с целью осуществления процесса самообучения, работы над собой, над ролью, не методом проб и ошибок, а целенаправленно, под руководством педагога. Автодидактические знания и умения позволят студенту развиваться как активному специалисту, самостоятельно решать многие творческие задачи. Работа над собой формирует творческую рефлексию, столь необходимую для творческих специальностей, когда возникает опасность самовосхваления или «звёздной болезни». Работа над собой развивает способность к самооценке и самоконтролю, саморегуляции и самоуправлению. Работа над собой способствует формированию опыта решения учебных и профессиональных ситуаций, выработке творческих стратегий.

Таким образом, необходима динамичная организация профессиональной подготовки студентов в учебно-творческом процессе вуза, при которой целенаправленно будут сочетаться элементы обучения, воспитания, формирования профессионально важных качеств, самостоятельности и активности студентов. Главное, как можно внимательнее и полнее раскрыть индивидуальность студента-театрала, развивать в каждом будущем актёре или режиссёре именно ему присущие творческие способности и оригинальный творческий почерк.

Литература

1. Бакланова Н. К., Зотова Л. В. К проблеме музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 2 (70). - С. 209-214.

2. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - Москва ; Ленинград : Госиздат, 1926.

3. Кипнис М. Ш. Актёрский тренинг : Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. - Москва : АСТ ; Астрель ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2011. - 249 с.

4. Олонцев О. И. Художественно-образное мышление как составная часть педагогической модели подготовки специалиста-дизайнера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1.

- С. 117-121.

5. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 208 с.

6. Рождественская Н. В. Диагностика актёрских способностей. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 180 с.

7. Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения : учебное пособие. - Ленинград : Изд-во ЛГИТМиК, 1978. - 130 с.

8. Рыкунова Е. А. Педагогические основы формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

- 2016. - № 2 (70). - С. 228-235.

9. Станиславский К. С. Актёрский тренинг : учебник актёрского мастерства / [предисл. сост. Г Кристи]. - Москва : ACT [и др.], 2010. - 448 с.

10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008.

- 480 с.

11. Флоря В. И., Лосаберидзе К. Р. Особенности реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов театральных специальностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 2 (76). - С. 172-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.