Научная статья на тему 'Проблемы художественно-этического воспитания актёра и режиссёра в процессе профессионального обучения в театральной школе'

Проблемы художественно-этического воспитания актёра и режиссёра в процессе профессионального обучения в театральной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
708
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / АКТЁР / РЕЖИССЁР / ЭТИКА / АТМОСФЕРА / THEATRE / AN ACTOR / DIRECTOR / CREATIVE ETHICS / CREATIVE ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тумашов М.А.

Статья посвящена ключевым проблемам художественно-этического воспитания современных актёров и режиссёров, адресована студенческой аудитории театральных отделений российских институтов культуры и молодым педагогам, принимающим участие в подготовке драматических актёров, режиссёров, преподавателей учебных дисциплин отраслевого «театро-ведческого» цикла. Особое внимание в публикации уделено отдельным вопросам формирования особой этической и творческой атмосферы, сопровождающей процесс художественного профес-сионального воспитания студентов театральных отделений и участников любительских театраль-ных коллективов, студий и мастерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АКТЁРА И РЕЖИССЁРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ISSUES OF AN ACTOR’S AND A DIRECTOR’S ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION WHILE TRAINING IN A DRAMA SCHOOL ISSUES OF AN ACTOR’S AND A DIRECTOR’S ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION WHILE TRAINING IN A DRAMA SCHOOL

The paper is dedicated to the key issues of a today’s actor’s and a director’s artistic and aesthetic education, is meant for students taught in theatre faculties of Russian educational institu-tions of higher education, for young tutors who take participation in drama actors and directors training process, and for “theatrical” disciplines lecturers. The author pays special attention to peculiar ethical and creative atmosphere that appears in students’ and amateur theater group participants’ artistic and aesthetic education process.

Текст научной работы на тему «Проблемы художественно-этического воспитания актёра и режиссёра в процессе профессионального обучения в театральной школе»

Список литературы

1. Бережнова, Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. - 1996. - № 4. -С. 14-18.

2. Малиновская, В. Н. Введение в педагогическую профессию : учеб. пособие. - Сургут : Изд-во Сургут. гос. пед. ин-т, 1999. - 116 с.

3. Лопатина, Г. С. Творческая атмосфера - условие гуманизации учебного процесса // Современная педагогика. - 1991. - № 12. - С. 70-72.

4. Лузина, Л. М. Формирование творческой индивидуальности педагога в педагогическом вузе. -Ташкент : Фан, 1986. - 95 с.

5. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. - Уфа : Изд-во Башк. гос. пед. ин-та, 1997. - 131 с.

Nazira D. Tilekova, Ph. D. in Pedagogy Kyrgyz-Uzbek University (Osh, Kyrgyzstan)

STUDENTS' PROFESSIONAL CULTURE DEVELOPMENT

Abstract. The article outlines a set of important issues concerning literary education in an educational organization of higher education in the today's Kyrgyzstan which considers by the author as a significant factor in students' professional culture development. The author's viewpoint on elements and structural composition of a today's student's professional culture is stated. Also, the paper briefly describes the key stages of a future specialist's professional culture development.

Keywords: literary education, communication culture, components, factors, comprehension, training process, social culture, humanism.

УДК [37.036+371.383]:7.091.3-057.875

М. А. Тумашов, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

tumashov_ma59@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АКТЁРА И РЕЖИССЁРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена ключевым проблемам художественно-этического воспитания современных актёров и режиссёров, адресована студенческой аудитории театральных отделений российских институтов культуры и молодым педагогам, принимающим участие в подготовке драматических актёров, режиссёров, преподавателей учебных дисциплин отраслевого «театроведческого» цикла. Особое внимание в публикации уделено отдельным вопросам формирования особой этической и творческой атмосферы, сопровождающей процесс художественного профессионального воспитания студентов театральных отделений и участников любительских театральных коллективов, студий и мастерских.

Ключевые слова: театр, актёр, режиссёр, этика, атмосфера.

В мировой театроведческой литературе, в трудах крупнейших мастеров сцены и теоретиков театрального искусства значительное внимание уделяется взаимовлиянию эстетики театра и театральной этики. Что вполне оправданно и закономерно, и является необходимым условием в создании художественного произведения театрального искусства - спектакля. Тем более что основным материалом художественного произведения театра является актёр - живой, действующий в художественном пространстве спектакля человек. А. Д. Попов утверждал: «не только фигура, голос и лицо, но и весь духовный склад артиста-человека» формирует художественный сценический образ [1, с. 363]. И в этом эксклюзивном органическом единстве артиста и роли и состоит профессиональный «трюк», особый «фокус» в процессе сочинения живой художественной партитуры «жизни пьесы» в драматическом спектакле. В этом естественном художественном единстве

творца и роли, артиста и роли кроется одна из основополагающих причин неразделимости в вопросах воспитания актёра: и этики, и эстетических законов, и высокохудожественной правды бытия в спектакле. И творческое состояние души артиста-и-человека, и уровень эстетики, культуры чувств, и уровень художественной правды - искомый синтез в воспитании актёра, в процессе взращивания уникальной деятельной личности художника, актёра. Жизнь человеческого духа выражается на сцене через жизнь человеческого тела. В первую очередь душа актера диктует его телу правду жизни, правду действия на сцене, она и есть «волшебная палитра», которая ему и позволяет создавать правдивый полнокровный образ. «Душа находится в теснейшем контакте со всем, что нас окружает, - с помощью органов чувств душа вбирает в себя жизненные впечатления, накапливает их и передает нашему духовному началу, которое объединяет их, выводит заключения, вырабатывает принципы» [2, с. 387]. По утверждению великого актёра, душа и тело нераздельны. Душа живёт в любой частице тела: душа - есть тело, тело - есть душа. И потому так важно для создания сценической правдивой, цельной «жизни человеческого духа» и воспитание души и тела, и этически просвещённой, эстетически сформированной личности «художника-творца».

«Наша профессия неотделима от нашей собственной повседневной личной жизни, нельзя быть культурным актером, оставаясь некультурным человеком» [2, с. 349].

Особое внимание вопросам «гигиены души», воспитанию духовности художников театра уделял Л. А. Сулержицкий, стоявший у истоков Первой Студии Художественного театра. Он настаивал на том, чтобы в каждой пьесе, выбранной для постановки, «отражалась природа высокого духа человека, всегда зовущая его к лучшей жизни». В этой устремленности «к лучшему» он видел путь совершенствования личности художника; творчество рассматривал как акт этого совершенствования.

«Я мечтал о таком театре, где всё искусство, полное всяких правд, грело бы людей любовью ко всему человеческому, чтобы театр этот поддерживал веру в человека, чтобы самая эта труппа, состоящая из людей, живущих тепло, дружно возбуждала бы в людях восхищение своей жизнью и искусством» [3, с. 381].

Без этики нет эстетики - таков постоянный лейтмотив бесед Л. А. Сулержицкого со студийцами и его практической деятельности.

Основополагающее значение для искусства театра этических законов последовательно утверждал на протяжении всей творческой жизни и К.С. Станиславский. «Роль актера не кончается с опусканием занавеса, он обязан и в жизни быть носителем и проводником прекрасного» [4, с. 255]. Кроме «специализированной» для театра «Этики», достаточно много внимания уделено им в автобиографической книге «Моя жизнь в искусстве», само название которой говорит о невозможности отторжения жизни актера от его искусства. В планы великого практика и теоретика театра входило посвятить этой проблеме полный том в так называемой «Системе» воспитания актера.

В творческой программе ученика К. С. Станиславского - Е. Б. Вахтангова, воспитанника 1-й студии, руководителя 3-й студии, «студийность» считалась сущностью, ради которой и при помощи которой существует студия, она понималась им, как совокупность художественной, этической, моральной, духовной, товарищеской и общественной жизни каждого студийца.

Еще один источник связи этики и эстетики в искусстве театра - коллективность творческого процесса, коллективный характер создания целостного художественного произведения, коим является спектакль.

Именно потому, что искусство театра основано на гармоничном сочетании и слиянии в одно сценическое целое многих и разнородных творчеств (драматурга, режиссёра, актеров, художников, музыкантов и т.д.), чтобы стать основой художественности, - оно должно осуществляться на высоком уровне «ансамбля». Творческий художественный ансамбль является основной задачей и общей целью для всех деятелей сценического искусства, и не только «художественной» его части, но и всех «рабочих» цехов театра. Театр - это художественное учреждение. А этика - основа художественности сценических произведений театра - коллективного, собирательного и живого искусства, где происходит художественный синтез всех творческих, технических усилий и стараний всех цехов его и служб.

Разрабатывая тему этики и творческой самодисциплины, введя её в употребление драматического артиста, настаивая на соблюдении её позиций, К. С. Станиславский преследовал благую цель: «урегулировать между собой работу многих творцов» и сберечь свободу каждого из них в отдельности. Именно для этого необходимы нравственные начала, «создающие уважение к чужому творчеству, поддерживающие товарищеский дух в общей работе, оберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дурные инстинкты каждого из коллективных работников в отдельности» [4, с. 425].

Самое главное требование «Этики» заключается в том, что каждый артист, режиссёр и любой другой сценический деятель обязан способствовать успеху и гармонии коллективного сценического творчества. Потому что самое малейшее несоблюдение элементарных норм этики «за кулисами» обязательно отразится на сцене, в спектакле. Художественные беды и потери в спектакле происходят от малой этической культуры артиста. Артистическая этика, профессиональное соблюдения её норм является основой художественности драматических зрелищ театра. «Можно и должно учиться у МХАТа, который не на словах, а на деле подчинил всю машину театра, начиная с афиши, программы, занавеса, ковра, фотографий, фойе, коридора, сцены, спектакля, автора своим идейным и эстетическим принципам» [1, с. 144].

Этика и эстетика театра вместе образуют единую атмосферу художественности и обретают реальную силу воздействия на все стороны воспитания истинного профессионала театрального искусства.

«Наши знаменитые предки, прежние артисты, говорили: истинный церковнослужитель во всякую минуту своего пребывания в храме чувствует присутствие в нем алтаря. Так точно и подлинный артист должен постоянно чувствовать в театре близость сцены. Из того, кто не способен к этому, никогда не выйдет подлинного артиста!» [4, с. 347].

В «Настольной книге драматического артиста» под пунктом а) у Станиславского значится -«создание благотворной атмосферы для свободного развития таланта». Между «специализированной» им для театрального искусства этикой и атмосферой для развития таланта стоит знак тождества.

Исходя из основных позиций Этики К. С. Станиславского, легко выявить и сформулировать слагаемые, которые способствуют здоровому развитию таланта. «Талант требует для своего нормального развития: а) правильного питания».

«Правильным питанием» для развития и взращивания таланта является всё то, что «облагораживает человеческий дух и мысль». Важно наличие в ряду компонентов этической атмосферы, сопутствующей ученичеству, широта, глубина и качество художественных впечатлений. Они имеют различные источники: впечатления от произведений искусства, от природы, архитектуры, города, памятников культуры, литературы, разнообразные впечатления жизни в повседневном её проявлении и множество других, формирующих художественные впечатления.

Искусство театра - искусство собирательное, синтетическое. Театр пользуется одновременно творчеством многих искусств: литературы, живописи, музыки, танца, скульптуры и проч. Будущий режиссёр и актер в период профессионального воспитания должны быть погружены в атмосферу этих искусств. Они должны расти и воспитываться в постоянном соприкосновении с ними, в постижении их законов, обогащаясь ими.

«Театр есть частное понятие более общего понятия - искусства, которое в свою очередь является частным понятием к еще более общему понятию - культура, которое в свою очередь является частным понятием по отношению к еще более общему понятию - большой реальной действительности человечества» [5, с. 195].

В. Э. Мейерхольд заострял внимание на том, что режиссёр должен изучить и познать всё, что достигнуто в области искусства в прошлом, на том, что необходимо постоянно слушать музыку, посещать музеи, выставки живописи, потому что театр - «искусство не самостоятельное» [6, с. 462]. Он призывал режиссёров «вооружаться» знаниями всех тех искусств, что использует режиссёр в своем творчестве. Вот почему так необходимы в период его профессионального становления «хождения по музеям» [6, с. 446].

«Режиссёр - инженер искусства». Все «цеха» искусства входят в сферу его профессионального интереса, и без умения применять все эти знания в практике театра он не может считаться настоящим «мастером» сцены. В период режиссёрского и актёрского ученичества «атмосфера»

воспитательного процесса должна быть насыщена большим искусством, имеющим, по словам Г. Н. Бояджиева, «магическую силу воздействия на человеческую душу».

«Атмосфера ученичества», в которой проходило становление К. С. Станиславского, была насыщена, с самого раннего детства в его доме царило «сборище искусств». «Я еще застал чудесных, необыкновенных артистов Малого театра, целый букет талантов и гениев. Я был избалован расточительным богатством талантов» [4, с. 35].

Г. А. Товстоногов: «Я учился на спектаклях, поставленных Константином Сергеевичем, учился, глядя на воспитанных им артистов, учился у тех, кого он научил и в кого верил» [7, с. 35].

Важно отметить, что высокий уровень художественности произведений искусства во многом определяет цельность и действенность этой атмосферы, атмосферы, которая оказывает влияние на формирование той духовной среды, что растит талант ученика.

Научить искусству режиссёра (актёра) нельзя, режиссёром (актёром) следует быть «от бога», но создать благоприятные условия для свободного развития таланта и можно, и необходимо. В этом задача театральной педагогики. Создать условия и правила, чтобы актёр и режиссёр не обучались, а учились сами.

Воспитание режиссёра и актера происходит не только в классе, но и за его пределами. Воспитывает город, выставки и путешествия, легенды и памятники, значительность и художественность той среды, что его окружает и является настоящим воспитателем актера, режиссёра.

Самой идеальной школой режиссёра является сам театр. Современность театра, его воздух, атмосфера, сопричастность с ним и через него с «искусством», «культурой», «большой реальной действительностью человечества», возможность непосредственного участия в нем создают благоприятные условия и стимулируют рост таланта.

Живой театр содействует художественному и эстетическому воспитанию. К. С. Станиславский, касаясь проблем «режиссёрского факультета», провозглашал теснейшую связь Школы с театром, чтобы ученики постоянно общались с труппой, были в самой гуще артистической жизни, имели бы товарищеские беседы и советы с «живыми артистами», имели бы возможность наблюдать вживе искусство театра. Школа с помощью театра создает атмосферу, благоприятную для развития таланта, атмосферу, влияющую на его стремление к самосовершенствованию, и облагораживающую вкус.

Студент должен в совершенстве изучить организм театра, все процессы и стадии его художественных и постановочных работ, наиболее легко это сделать и организовать практику в школе-студии при театре.

«Театр не только фабрика декораций, он и фабрика человеческих душ. Театр - художественная мастерская и школа для артистов» [4, с. 240].

М. И. Туманишвили так говорил о годах своего режиссёрского становления: «Систематические поездки в Москву как бы сместили центр мироздания. Будто бы кто-то подвел нас к огромному телескопу, разрешил заглянуть в него, и вдруг мы увидели доселе неведомые театральные планеты» [8, с. 28]. Необходимо, чтобы каждый, прошедший школу театрального воспитания, мог без труда поднять из памяти своей театральной юности чреду выдающихся имен и истинно художественных спектаклей. Только «хорошее искусство» оказывает благотворное воздействие на «ум, волю и характер», и помогает формированию мировоззрения, эстетических и художнических принципов.

Только в театральной школе-мастерской, основанной на здоровых этических, эстетических и художественных принципах, можно получить полноценное театральное воспитание, только в такой школе можно научиться не одной «технике», но и «методу», «своему способу делать театр». Дж. Стрелер, вспоминая учебную сцену Миланской академии драматического искусства, утверждал, что «там был уже весь театр, пусть в уменьшенном виде, но весь» [9, с. 104].

Школа играет роль соединяющего основания, что притягивает все остальные компоненты «благотворной атмосферы для развития таланта», вне которой не может состояться профессиональное воспитание. Театральная школа, театр-мастерская - это нечто столь сложное и всеохватывающее, что «собственно театр» является в этой сложной совокупности только конечной целью, пунктом назначения» [9, с. 104].

М. О. Кнебель относилась к школе как к определенному видению театра, определенной позиции художника, поэтому говорила: «Взять школу» - это я считаю необыкновенно важным». «Наша задача - дать им верный компас в профессии» [10, с. 244].

«Талант требует для своего нормального развития: правильной этики - правильной гигиены», то есть той «здоровой атмосферы» в ученическом коллективе, что «оберегает волю и талант от растлевающих начал». И здесь необходимо оговорить те условия, которые действуют разрушительно на благоприятную для развития таланта атмосферу и на те, что имеют позитивное влияние.

Коллективное искусство театра требует общения и взаимодействия многих художников в процессе сценического творчества. Значит, прежде всего, важен вопрос формирования «здорового» творческого коллектива.

В творческих коллективах всегда актуальна проблема совмещения свободы с дисциплиной, разнообразия и изменчивости с постоянством, независимости с подчинением.

В театральной практике и педагогике моделью коллектива, наиболее полно удовлетворяющей требованиям театральной этики, является студия. Самое сущностное для этики студии -вера в совершенствование и постоянное деятельное стремление к нему. «Для меня -студийность не кастовость, не «каменный забор», а особые условия творческой работы, любовь к тренажу, к самосовершенствованию» [8, с. 275]. В студии основой является самоуправление, и залогом благополучия - самодеятельность. В ней всё основано на атмосфере сотворчества. Для этого нужно так поставить жизнь студийцев, чтобы у них было стремление всё сделать самим, своими руками, собственным трудом. «Хотелось бы, чтобы каждый мог сказать «наша студия». Надо подумать о том, чтобы в студии было теплее и удобнее каждому её члену. Если все стены, вся студия будет пропитана своим трудом, приложенным для её улучшения, вы увидите, как тут вырастет вся студия» [3, с. 374].

В студии необходимо развивать вкус к инициативе и самостоятельности. Студийность освещает всё: отношение к искусству и друг к другу, проявление себя как студийца в стенах студии, и представительство «на стороне». Студийность проявляется в художественной, этической, духовной, товарищеской, общественной жизни каждого студийца.

«Хорошая атмосфера» в творческом коллективе требует гармонии между двумя сферами взаимоотношений: «взаимоотношения делового характера» и «взаимоотношения общественно-эмоционального характера».

Е. Б Вахтангов строил театр по принципу студии, коллектива, понимаемого им как одна большая семья, в которой творчество каждого неразрывно связано с его жизнью и за стенами театра. «Сознание неотделимости нашей личной жизни от жизни всего театрального коллектива воспитывалось в нас постоянно» [11, с. 10].

Основополагающим законом гигиены творчества (этики) является подчинение всех единой дисциплине (сознательное подчинение), в основе которой - уважение друг в друге художника, необходимость быть чутким, внимательным к своим товарищам. В театральном коллективе объединять всех должна любовь к общему делу и непременно служение ему. И вестись борьба со всем, что разрушает искусство.

Каждый ученик такой студии должен доказать свою незаменимость и необходимость в группе. Он должен почувствовать сам, что от его забот об учебной студии, от его внимательности, уступчивости, готовности жертвовать своим временем, своим успехом ради общего дела зависит благополучие театральной мастерской.

Отсутствие внутри коллектива четко сформировавшейся «иерархии статусов» приводит к концентрации значительной части усилий и внимания всей группы студийцев на «междоусобной борьбе» за свои права и позиции в данном «содружестве». И здесь следует остановиться на педагогическом механизме, регулирующем эти взаимоотношения и направляющем их в русло профессионального, творческого характера.

«Иерархическая лестница» учебной группы должна формироваться согласно законам Студии, из потребностей в той или иной деятельности по руководству коллективом. В учебно-театральной практике существуют известные воспитательно-организационные формы, регулирующие этот процесс. Практика учебно-творческих зачинов по специальности режиссура и мастерство актёра, где в режиме студенческих дежурств по творческой «художественной жизни» группы, фактически, театра-мастерской, есть должности зачинщиков занятий. Ответственных

за выдумку зачина и за показ его в начале творческого дня перед занятиями по режиссуре, или мастерству актёра. Еженедельная сменяемость зачинщиков в учебном классе, другие творческие «должности», несут в себе не только организационные задачи, но и творческие, направленные на воспитание в студенте профессиональных режиссёрских и актёрских качеств. И развивают их профессиональную культуру творческих общений и «общежития» их в театральном коллективе.

«Трудно добиться сыгранности членов лишенного традиций коллектива» [12, с. 6]. Соперничество дурного свойства отсутствует внутри тех групп, которые имеют четко выработанную программу творческой работы, где каждый имеет свое определенное место и роль.

«Коллектив, возникший из желания отдельных его членов совместной работы, повышает творческие силы индивидуальности; коллектив же, составленный по принуждению, ослабляет индивидуальность, лишает её оригинальности и постепенно придает её действиям характер механистичности» [11, с. 257].

В условиях студийной жизни необходимо избегать опасности излишней «заорганизованно-сти» курса. Иерархическая структура, лишенная определенной самостоятельности формирования, может превратиться в своеобразный «чиновничий» аппарат, подавляющий всякую идущую не от него инициативу; или же творческий коллектив, который состоит из индивидуальностей, может в результате бездарной педагогической организации превратиться в массу, поглощающую в себе отдельные личности. Руководитель класса-студии (театра-мастерской) должен строго следить за проявлениями подобных «болезней», и своевременно устранять причины «недуга» в коллективе.

«Только при условии искренней заинтересованности каждого члена коллектива в общем деле возможно создание подлинно творческой атмосферы в театре» [7, с. 282].

Этическая сторона воспитательного процесса в студии требует приучения к каждодневному профессиональному труду. Только тот талант способен достичь вершин искусства, для которого труд - естественная, органическая потребность. Талант должен быть способен к самосозиданию. «Без упорного, кропотливого труда талант превращается в красивую побрякушку» [4, с. 370].

В студии, как и в театре, не должно быть непочетной, «черной», непрестижной работы, - всё здесь имеет целью служение искусству. Это нужно впитать в себя студийцам, вживить, чтобы никогда не было взвешивания на весах престижности той или иной деятельности в едином художественном процессе творческого коллектива. В этой области мелочей нет.

Важно, чтобы все члены «театральной семьи» думали о том, чтобы всем жилось хорошо в стенах «театра-мастерской». Только тогда коллектив сможет приблизиться к желаемой здоровой творческой атмосфере и совершенствованию в ней своего таланта.

«Охраняйте сами ваш театр от «всякия скверны», и сами собой создадутся благоприятные условия для творчества» [4, с. 243].

«Сближать людей между собой, создавать общее дело, общие цели, общий труд и радость, бороться с пошлостью, насилием и несправедливостью, служить любви и природе, красоте и богу» (3, с. 551). Одна из главных жизненных целей Студии, сформулированных Л. А. Сулержиц-ким, и не утративших своё значение и в наши дни.

Список литературы

1. Попов, А. Д. Художественная целостность спектакля / [ред. и предисл. Ю. С. Калашникова]. -Москва : [б. и.], 1959. - 295 с. : ил.

2. Чехов, М. А. Литературное наследие : [в 2 т.]. - Москва : Искусство, 1986. - Т. 2 : Об искусстве актёра. - 559 с. : ил., портр.

3. Сулержицкий, Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания / общ. ред. В. Я. Виленкина ; Л. А. Сулержицкий. - Москва : Искусство, 1970. - 707 с.

4. Станиславский К. С. Собрание сочинений : [в 8 т.]. - Москва : Искусство, 1954-1961. - Т. 3 : Работа актёра над собой. - Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / ред. В. Н. Прокофьев. - 1955. - 503 с. : ил., портр., нот.

5. Таиров, А. Я .О театре. - Москва : Всерос. театр. о-во, 1970. - 504 с.

6. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - Москва : Искусство, 1968. - Т. 1. - 792 с.

7. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. - 2-е изд., доп. и испр. - Ленинград : Искусство. Ленинградское отд., 1984. - Т. 1 : О профессии режиссера. - 304 с.

8. Туманишвили, М. И. Режиссёр уходит из театра. - Москва : Искусство, 1983. - 279 с. : ил.

9. Стрелер, Дж. Театр для людей. - Москва : Радуга, 1984. - 310 с.

10. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики / М. Кнебель; [предисл. Г. Товстоногова]. - 2-е изд. - Москва : Всерос. театр. о-во, 1984. - 527 с. : ил.

11. Вахтангов, Е. Б. Сборник. - Москва, 1984. - 583 с.

12. Евгений Вахтангов, 1883-1922 : [сб.] / [сост., ред., авт. коммент. Л. Д. Бенровская, Г. П. Каптере-ва]. - Москва : Всерос. театр. о-во, 1984. - 583 с.

13. Матейко, А. Условия творческого труда. - Москва : Мир, 1970. - 300 с.

Mikhail. A. Tumashov, Assistant Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) tumashov_ma59@mail.ru

ISSUES OF AN ACTOR'S AND A DIRECTOR'S ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION WHILE TRAINING IN A DRAMA SCHOOL

Abstract. The paper is dedicated to the key issues of a today's actor's and a director's artistic and aesthetic education, is meant for students taught in theatre faculties of Russian educational institutions of higher education, for young tutors who take participation in drama actors and directors training process, and for "theatrical" disciplines lecturers. The author pays special attention to peculiar ethical and creative atmosphere that appears in students' and amateur theater group participants' artistic and aesthetic education process.

Keywords: theatre, an actor, a director, creative ethics, creative atmosphere.

УДК 372.8:81*243=111+316.614-053.5

А. А. Уызбаева, Ph. D., доцент Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан)

yizbaeva@mail.ru

К. С. Селезнёва, магистрант

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан)

happy_me@bk.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Раскрывается содержание авторского подхода к организации процесса изучения иностранного (английского) языка современными казахстанскими детьми младшего школьного возраста (6-12 лет) с элементами творческой деятельности (на примере работы детской школы языков и творчества «ChArt» /г. Павлодар, Казахстан/). Аргументируется существенная педагогическая ценность творческого компонента педагогического контакта с детской аудиторией, который, на взгляд авторов, оказывает выраженное положительное воздействие на динамику и качество усвоения младшими школьниками образцов и моделей социально одобряемого поведения, совокупности правил и норм межличностной и социальной коммуникации, базовых знаний о культурном контексте общественной жизни собственной страны и государства изучаемого языка.

Ключевые слова: Казахстан, политика трехъязычия, социализация, дети, иностранный язык, методы обучения, творческий подход.

Казахстан - многонациональное, динамично развивающееся светское государство со своей особой историей и культурой. Одной из главных составляющих развитого конкурентоспособного государства является высокообразованное общество. Идея устойчивого развития общества на современном этапе связывается с понятием непрерывного образования, отражая новые потребности общества, возникшие в силу социальных изменений, а также новых экономических тенденций. При этом «связующим звеном в модели устойчивого развития являются языки, коррелирующие с развитием всего общества» [1, c. 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.