Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде'

Индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
820
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы суицидального поведения / типология суицидов / альтруистическое самоубийство / конфликты / диагностика суициразличных нравственно-этических / психологических / правовых и непосредственно дального поведения. / forms of suicidal behavior / typology of suicides / altruistic suicide / conflicts / diagnostics of suicidal behavior.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. А. Рыжков

В статье рассматриваются индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде. Раскрывается природа суицидального поведения и его детерминанты. Дается характеристика форм суицидального поведения, а также типология суицидов. Особое внимание уделено рассмотрению влияния конфликтов и конфликтных ситуаций на суицидальное поведение военнослужащих. Автор делает вывод о том, что использование должностными лицами приведенной информации поможет организовать деятельность по социальной и психолого-педагогической защищенности военнослужащих, снизить количество суицидальных попыток, обеспечить своевременный сбор, анализ и прогнозирование суицидальной обстановки в воинских частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CAUSES OFSUICIDAL BEHAVIOR IN THE MILITARY ENVIRONMENT.

The article deals with the individual psychological causes of suicidal behavior in the military environment. The nature of suicidal behavior and its determinants are revealed. The characteristic of forms of suicidal behavior, and also typology of suicides is given. Special attention is paid to the influence of conflicts and conflict situations on suicidal behavior of servicemen. The author concludes that the use of the above information by officials will help to organize activities on social and psychological and pedagogical protection of servicemen, to reduce the number of suicidal attempts, to ensure timely collection, analysis and forecasting of the suicidal situation in military units.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде»

упущений в процессе воспитания [7, с. 95 - 99]. Деятельность военнослужащего должна быть организована так, чтобы он не мог поступить иначе. Тогда система необходимых поступков приведет его к привычному, самостоятельному поведению. Недооценивая роль метода упражнения в организации жизни военнослужащих, командиры сетуют на отсутствие самостоятельности у них и бывают вынуждены прибегать к излишнему контролю. Отличие методики упражнения в обучении и воспитании следующее: усваивая учебное задание, военнослужащий выполняет ряд упражнений и относится к ним как к обязательным. В воспитании же «голые упражнения» неэффективны. Поручения и испытания, по А.С. Макаренко, «должны оправдываться в глазах всех определенной пользой» [3, с. 245 - 249];

3) органическое включение упражнений в жизнь коллектива, когда поручаемое военнослужащему дело становится важным не только для него, но и для всего подразделения. Например, если коллектив озабочен приучением военнослужащего к совместной работе, ему нужно однозначно дать понять, что без его помощи обойтись не могут, что кроме него эту работу делать некому. Командиры обязательно должны оценивать поступки военнослужащих: желательные - одобрять, а нежелательные - нет Важно поощрять правильное поведение. Конечно, командиры должны использовать личный пример в сочетании с методом упражнения [8, с. 174 - 178].

Воспитание упражнением предполагает большое умение и терпение командиров. Упражнение - не единственное прямое воздействие с получением немедленного результата, а длительный процесс организации жизнедеятельности военнослужащего [5, с. 267 - 270]. Воспитание самостоятельности - важнейшая задача нравственного воспитания воина. Известно, насколько важен волевой компонент в развитии человека вообще. Но если развитие воли наиболее актуально для первых месяцев службы, то дальше важно развитие самостоятельности. Каким образом воспитывать самостоятельность? Прежде всего, систематическими и различного рода упражнениями, учитывая индивидуальные особенности. Если у военнослужащего уже есть определенный уровень самоБиблиографический список

стоятельности, то он может сосредоточиться на двух задачах воспитания. Для большинства это должна быть какая-то одна задача. Для каждого коллектива, для каждого военнослужащего задача должна быть строго индивидуальна: для одних это будет проблема подготовки к полевому выходу, для других - подготовка техники к выезду, для третьих - обеспечение и проведение стрельб [9, с. 78 - 83].

С самого начала надо выбирать главную задачу. Например, если военнослужащий плохо усваивает предметы боевой подготовки, то главная задача - не заставить его хорошо учиться, такая задача для него непосильна. Ситуация «плохо усваивает» должна быть проанализирована командирами. Может, это происходит из-за плохого здоровья военнослужащего или слабо развита самостоятельность, или не организована жизнедеятельность. Необходимо, прежде всего, найти причину этих неуспехов. Затем надо поговорить с военнослужащим о том, что ему уже пора развивать в себе очень важное качество - самостоятельность. Его необходимо подвести к мысли о том, что ему нужно исправить в себе или сформировать. Важно, чтобы военнослужащий сам пришел к этой мысли - это и будет первая ступень самостоятельности. Ни в коем случае нельзя преподносить эту задачу как готовый вариант или как командирское требование, иначе это уже в самом начале лишит его самостоятельности [6, с. 121 - 122]. Обязательное условие таких бесед заключается в следующем: их надо проводить только на хорошем эмоциональном тоне, при хорошем настроении, когда военнослужащий ни в чем не провинился, и не будут вспоминаться прошлые провинности.

Проанализировав все сказанное, можно сделать вывод о том, что, конечно, применение методов воспитания военнослужащих должно быть комплексным, и при отсутствии этого можно не достигнуть целей воспитания. А самый эффективный метод в воспитании военнослужащих - это метод упражнения, так как при помощи него мы формируем в военнослужащем именно те привычки правильного поведения, которыми он воспользуется не только при выполнении задач в повседневной жизнедеятельности, но и в условиях боевой обстановки.

1. Бабанский Ю.К Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989.

2. Разуваев Д.С. Упражнение как метод педагогического воздействия на личность. Вестник адъюнкта. 2019; № 2 (4).

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва: Педагогика, 1986; Т. 8.

4. Разуваев Д.С. Генезис реализации метода упражнения в воспитании военнослужащих. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (68): 266 - 271.

5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. Москва: Военное издательство МО СССР 1956.

6. Алёхин И.А., Разуваев Д.С. Упражнение как метод эффективного педагогического взаимодействия. Мир образования - образование в мире. 2018; № 4 (72): 120 - 126.

7. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Москва: Воениздат, 1962.

8. Алехин И.А., Аронов A.A., Герасимов В.Н. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.

9. Алехин И.А., Авуза A.A., Богуславский В.В. и др. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.

Refеrences

1. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Razuvaev D.S. Uprazhnenie kak metod pedagogicheskogo vozdejstviya na lichnost'. Vestnik ad'yunkta. 2019; № 2 (4).

3. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva: Pedagogika, 1986; T. 8.

4. Razuvaev D.S. Genezis realizacii metoda uprazhneniya v vospitanii voennosluzhaschih. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 4 (68): 266 - 271.

5. Dragomirav M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Moskva: Voennoe izdatel'stvo MO SSSR, 1956.

6. Alehin I.A., Razuvaev D.S. Uprazhnenie kak metod 'effektivnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 4 (72): 120 - 126.

7. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. Moskva: Voenizdat, 1962.

8. Alehin I.A., Aranov A.A., Gerasimov V.N. i dr Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogikiv Vooruzhennyh Silah RossijskojFederacii: monografiya. Moskva, 2018.

9. Alehin I.A., Avuza A.A., Boguslavskij V.V. i dr Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.10.19

УДК 378

Ryzhkov A.A., adjunct, Department of Pedagogy of the Federal University for Higher Education "Military University" of the Russian Federation Ministry of Defense

(Russia), E-mail: ryzhk-olga@yandex.ru

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CAUSES OFSUICIDAL BEHAVIOR IN THE MILITARY ENVIRONMENT. The article deals with the individual psychological causes of suicidal behavior in the military environment. The nature of suicidal behavior and its determinants are revealed. The characteristic of forms of suicidal behavior, and also typology of suicides is given. Special attention is paid to the influence of conflicts and conflict situations on suicidal behavior of servicemen. The author concludes that the use of the above information by officials will help to organize activities on social and psychological and pedagogical protection of servicemen, to reduce the number of suicidal attempts, to ensure timely collection, analysis and forecasting of the suicidal situation in military units.

Key words: forms of suicidal behavior, typology of suicides, altruistic suicide, conflicts, diagnostics of suicidal behavior.

А.А. Рыжков, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва, E-mailryzhk-olga@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЕННОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде. Раскрывается природа суицидального поведения и его детерминанты. Дается характеристика форм суицидального поведения, а также типология суицидов. Особое внимание уделено рассмотрению влияния конфликтов и конфликтных ситуаций на суицидальное поведение военнослужащих. Автор делает вывод о том, что использование должностными лицами приведенной информации поможет организовать деятельность по социальной и психолого-педагогической защищенности

1551\11991-5497.МИР НАУКИ,КУЛНТУРР1, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (78) 2019

военнослужащих, сризитьколичрстро сусцидальных сопытон,абеытачит^св^е^^р^еиснныйсб^, анализ и прогнозирование суицидальной обстановки в воинсксхчастяы.

еновысож сыст фоуиы1 суицидарьсоинпоиеденид.сиаслогия суиюидов.альтруиатаческое самоубийство, конфликты, диагностика суицидального поведения.

Проблематика суицида на протяжении всего периода существования чело-весесава оохрана ег сваю ^ктвжс^(^н^.Онлопйтеаи^"^а^^ншавп^есодоны дсрар^ изучения причин и условий суицидального поведения человека показывает, что оиораосматривтоксясрозл ичдыунраноьвенпо-эт ичаоних.слихологичаских.пра-вовых и непосредственно педагогических позиций.

йамоуб уСсткьоннпоЕ^н^е^п^ьщи)^янн^аосяоднойсыо^'^|:^ейшаоойыОлем Вооруженных Сил России. Исследования показали, что воинская служба относится к раитяду сеицнуоопссеыхитуюдый сегныытыЗиосьбсразоРьстуаоамоубитытпо.

Важную роль в правильной психолого-педагогической диагностике суици-аольного ооведаиоя в еоенной ееосп иоастинануекет^<^и9^усе^1^н ео прожало ний. В науке суицидальные проявления подразделяются на внутренние и внеш-ние(тьс. 1).

Оптимальному решению фактов суицида в воинской среде способствует знаниетилологии суицидов, котораярозработана Московскойшколой сухцхдо-логии с учетом таких категорий, как цель и личностный смысл (рис. 2).

Коааидирам (кнкс1ьнскам)аихзай/1естикелям пяклеинякплштииескай|ка-бале исысуици дальных явлений в воинской

среде. В основном суицидологи выделяют социальные, индивидуально-психиче-скиаивиисттеыыи е причины, разрушающие личность и ее «Я».

Анализ суицидальных случаев среди военнослужащих за период с 2015 -2018 гг даеовоздожность нам выделить следующие их причины:

а) совокупность индивидуально-психических проявлений личности военнослужащего (моральное и правовое сознание, ценностная ориентация, установка и др.);

9)стчяниз в нешней среды с его экономическими, социальными, культурными, социально-бытовыми и иными нормами и проявлениями;

вК биалогунеские качества организма, включая его генетическую основу Непосредственными причинами, которые побуждают человека лишить себя жизни, являются его взаимоотношения с ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями, где главным звеном в решении вопроса «быть или не быть» является сам военнослужащий. Именно от его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями, и не сдастся ли он под влиянием длительных обстоятельств, травмирующих психику [1].

Также значимой причиной, приводящей к суициду, является временная перспектива. Прошлое человека или общества, в котором он жил, должны непременно учитываться. Так, анализ суицидальной обстановки в РВСН свидетельствует, что конфликты, перенесенные в армейскую среду из гражданской жизни, являются важной причиной, способствующей самоубийствам.

Проанализируем эти причины подробнее. Существует разновидность суицидов, которые непосредственно связаны с причинами социального плана. В некоторых случаях общество в определенной ситуации как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные ожидания заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Все это нашло свое отражение в системе воспитания и в ряде произведений искусства [2].

Так исторически сложилось, что средством выражения гнева, протеста против оскорбления, спасения своего достоинства в некоторых случаях является самоубийство.

В жизни общества, как в прошлом, так и в настоящем религия является сильным социальным фактором, который в значительной мере влияет на количество самоубийств. Так, религиозное наказание является одной из форм борьбы за жизнь.

В мусульманских странах, где исповедуют ислам, самоубийство строго осуждается, возможно, поэтому данное явление у них встречается крайне редко. В иудаизме правоверные евреи могли преступить все религиозные законы (за исключением отречения от Бога, убийства ккбнзос^е^еш^л^айТно только ради сохранения главной ценности - жизни для Бога.

В хнкитиаастве первые христиане-мученики совершали самоубийства для того, чтобы как можно быстрее предстать перед лицом Господа, но достаточно быстро все изменилось, и стало запрещено добровольно покидать жизнь.

Христианский богослов и философ Блаженный Августин провозгласил грехом лишение себя жизни, за который человек, совершивший самоубийство, лишался прощения и спасения в мире ином. Самоубийцам не оказывали христианских почестей при погребении и позорно хоронили на перекрестках дорог, вне кладбищ. А те люди, которые совершили суицидальную попытку и остались в живых, наказывались, как убийцы, заключением или каторжными работами [3].

Вместе с тем у мужчин существовал и в ряде стран продолжает существовать кодекс чести, что требует спасти свою судьбу самоубийством. Один из его главных пунктов — искупление позора от военных поражений. Не случайно даже в Библии, где воплощено антисуицидальное отношение религии иудеев, все же

Типология, основанная на категории цели Настоящие суициды, покушения и тенденции - Лишить себя жизни. Как конечный результат ожидается смерть

Демонстративно шантажное суицидальное поведение - не лишение себя жизнь, а демонстрация этого намерения

Самоповреждение - ограничивается повреждением того или иного органа

Несчастные случаи - другие цели

Типология, основанная на категории смысла Протест, месть

Призыв; избежание (наказания, страдания)

Самопокарание

Отказ от существования

Рис. 2. Типология суицидов

Внутренние формы суицидального поведения

Формы суицидального поведения Характеристика форм суицидального поведения

Антивитальные переживания Размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках «жить не стоит», «не живешь, а существуешь», где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни, при системном воздействии каких-либо негативных эмоции

Пассивные суицидальные мысли Мысли характеризующиеся представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как произвольной активности. Примером может быть высказывание: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» и др.

Суицидальные замыслы Активные формы проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Продумываются способы суицида, время и метод.

Суицидальные намерения Намерения предусматривающие присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Внешние формы суицидального поведения

Суицидальная попытка Практические суицидальные действия различных типов, связанные с использованием тех или иных средств и способов, приводящих к завершенному суициду или так и оставаясь его попыткой, попыток может быть несколько, при не реализованной первой

Завершенный суицид Попытка суицида повлекшая смерть

Рис. 1. Формы суицидальных проявлений

упоминаются самоубийцы, а именно Саул, что решил заколоть себя после поражения в бою, но не сдаться врагу.

В Вооруженных Силах РФ причинами социального плана, способствующими суицидам, могут являться нарушения уставных правил взаимоотношений, когда положение военнослужащего в коллективе становится очень тяжелым и невыносимым. Для того чтобы избавиться от страданий, издевательств, угроз и унижений, человек принимает решение покончить жизнь самоубийством.

Характерными особенностями поведения военнослужащих в этот период являются замкнутость, стремление к обособлению вплоть до полной изолированности, потеря интереса к тому, что происходит вокруг, а также проявляются осторожность, решимость, хладнокровие и даже агрессивность [4].

Одним из факторов формирования суицидального поведения личности воина может стать его семья. С точки зрения диагностики суицидального поведения можно выделить следующие группы семей: интегрированные, гармоничные и альтруистические семьи, которые удерживают от суицидов, и дезинтегрированные, дисгармонические, корпоративные семьи, которые, наоборот, провоцируют конфликты, приводящие к самоубийству.

Также в процессе службы должностным лицам необходимо обращать внимание и на другие социальные причины, способствующие добровольному лишению себя жизни. Так, знаменитый юрист и публицист начала двадцатого века Анатолий Кони приводит данные, что в российских городах процент суицидов в три раза выше, чем в сельской местности [5].

Культура существенно влияет на суицидальную обстановку в обществе. Так, знаменитый роман Гете «Страдания молодого Вертера», где была описана жизнь и смерть от несчастной любви юного человека, породил лавину самоубийств в Европе, а широкое обсуждение в прессе версии о самоубийстве популярной голливудской актрисы Мэрилин Монро, внушило суицидальные мысли десяткам и даже сотням американцев, которые добровольно лишили себя жизни.

Альтруистическое самоубийство - это акт самопожертвования, когда человек сознательно отдает свою жизнь ради блага своей социальной группы, что показывает на влияние групповой идентификации [6]. Примером этого вида самоубийства могут служить героические поступки защитника древнего Рима Муция Сцеволы, советского воина Александра Матросова (1924 - 1943) во время Великой Отечественной войны.

В тяжелый период, который переживает сегодня наше общество, наблюдается появление значительного количества негативных факторов, которые способствуют усилению суицидальных тенденций. Это - проблемы экологии, снижение жизненного уровня населения, безработица, рост миграции и эмиграции населения. В особенно тяжелом состоянии оказались наименее защищенные и наиболее страдающие от психических стрессов слои населения: студенты, неполные и многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Именно в этих общественных категориях сейчас наблюдается увеличение числа самоубийств.

Большое значение для диагностики и предупреждения суицидального поведения военнослужащих имеет изучение мотивов поведения: в социальном плане - социальная изоляция, а среди индивидуально-психических - депрессивные расстройства, алкоголизм и расстройства личности.

Анализируя этот негативный вид поведения, необходимо изучить его внутренние причины, которыми являются мотивы и мотивации суицидального поведения конкретного военнослужащего.

В связи с тем, что разнообразие мотивов и мотиваций суицидального поведения почти не поддается учету, целесообразно рассмотреть важнейшие классификации суицидальных мотивов. Согласно одной из классификаций, мотивы

Библиографический список

суицидального поведения подразделяются на интерперсональные и интрапер-сональные.

Если при суицидальном поведении вызываются определенные действия со стороны другой личности, изменение отношений или все это происходит одновременно, то такие мотивации называются интерперсональными.

В подобных случаях суицидальное поведение рассматривается как средство воздействия, убеждения, принуждения, манипулирования, изменения, доминирование, стимулирования или восстановления отношений. Как правило, это люди из ближайшего окружения суицидента: муж (жена), любовник(-ца), член семьи, командир, сослуживец [7]. Типичный пример - молодой воин 18 - 20 лет, у которого имеется депрессивная реакция на ссору, развод или разрыв отношений с любимым человеком. Событием, которое запускает этот сложный механизм в действие, может стать получение сообщения от любимой, из дома, где сообщаются травмирующие новости, или поездка в отпуск домой, где воин может попасть в такую ситуацию. И это впоследствии может спровоцировать совершение суицида или суицидальной попытки в карауле, отпуске, увольнении. Интрапер-сональная мотивация зачастую имеет место в более преклонном возрасте, в тех случаях, когда связь с другими людьми уже нарушена. Суицидальные действия выражают, прежде всего, внутренние стрессы и направлены на обеспечение внутренних потребностей.

Типичный пример - мужчина 60 лет, у которого в недавнем прошлом умер близкий человек; соматическое состояние плохое, дети живут отдельно.

При этом имеется глубокое чувство одиночества, чувство собственной ненужности и никчемности, ощущение прожитой жизни и бесполезности его продолжения. Настроение глубоко депрессивное, с отчуждением и психической астенией, чувством вины и желанием искупления.

Подробную схему классификации мотивов сделаем на основе анализа случаев суицида в Вооружённых силах. В основе любого суицида, суицидального поведения военнослужащего лежит определенный конфликт, конфликтная ситуация. Но не каждый из них имеет суицидоопасный характер, а только те, которые воин осознает и воспринимает как чрезвычайно важные для него, которые являются весьма сложной личностной проблемой и, как следствие, он не находит оптимальных путей их решения. Поэтому суицидальное поведение он выбирает как единственный выход из сложившейся кризисной ситуации.

Соответственно командиры, заместители по военно-политической работе и другие должностные лица должны четко помнить о наличии в любом конфликте:

1) объективных требований, предъявляемых к военнослужащему в конкретной ситуации;

2) субъективного осознания военнослужащим этих требований, их значимость и сложность для него;

3) оценки военнослужащим своих возможностей для преодоления, снятия ситуации, которая имеет фрустрационное влияние;

4) реальных действий военнослужащего в трудной сложившейся ситуации.

Таким образом, рассмотренные в статье связи между самоубийством и целым рядом разнообразных факторов, разумеется, не дают оснований считать, что этнология этого явления установлена. Однако использование командирами, заместителями по военно-политической работе и другим должностными лицами данной информации поможет организовать деятельность по социальной и психолого-педагогической защищенности военнослужащих, снизить количество суицидальных попыток, обеспечить своевременный сбор, анализ и прогнозирование суицидальной обстановки в воинских частях.

1. Боенко А.В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва,1993.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод П.С. Гуревич Москва: Республика, 1994.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Москва, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Фабероу Н. Энциклопедия суицида. Санкт-Петербург, 1988.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1990.

6. Амбрумова А.Г Мотивы самоубийств. 1987; № 6.

7. Фрейд З. Печаль и меланхолия. Суицидология: прошлое и настоящее. Москва, 2001: 255 - 270.

8. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Перевод с английского. Москва: Смысл, 2001.

Refеrences

1. Boenko A.V. Suicidal'noe povedenie voennosluzhaschih srochnoj sluzhby i ego preduprezhdenie. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva,1993.

2. Fromm 'E. Anatomiyachelovecheskojdestruktivnosti. Perevod P.S. Gurevich Moskva: Respublika, 1994.

3. Dyurkgejm 'E. Samoubijstvo: Sociologicheskij 'etyud. Moskva, 1994.

4. Faberou N. 'Enciklopediya suicida. Sankt-Peterburg, 1988.

5. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sbornik: Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1990.

6. Ambrumova A.G. Motivy samoubijstv. 1987; № 6.

7. Frejd Z. Pechal' i melanholiya. Suicidologiya: proshloe i nastoyaschee. Moskva, 2001: 255 - 270.

8. Shnejdman 'E. Dusha samoubijcy. Perevod s anglijskogo. Moskva: Smysl, 2001.

Статья поступила в редакцию 15.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.