Научная статья на тему 'Психологические особенности развития сплоченности учебных групп (взводов) студентов в процессе обучения и воспитания на военной кафедре'

Психологические особенности развития сплоченности учебных групп (взводов) студентов в процессе обучения и воспитания на военной кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СПЛОЧЕННОСТЬ / PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL METHODS / MILITARY COLLECTIVE / UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каражов А. Г.

Жизнедеятельность коллектива студентов военной кафедры в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of group of students of chair of military training considerably is defined by nature of relationship between his members. For example, the benevolent relationship directed on support of each other, increases quality of educational and fighting activity, instead of developed destroys collective and complicates joint activity of his members, interferes with its unity and generates the conflicts. The commander of military collective needs to remember it always.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития сплоченности учебных групп (взводов) студентов в процессе обучения и воспитания на военной кафедре»

А. Г. Каражов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП (ВЗВОДОВ) СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ

Ключевые слова: психолого-педагогические методы, воинский коллектив, сплоченность.

Жизнедеятельность коллектива студентов военной кафедры в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Keywords: psikhologo-pedagogical methods, military collective, unity.

Activity of group of students of chair of military training considerably is defined by nature of relationship between his members. For example, the benevolent relationship directed on support of each other, increases quality of educational and fighting activity, instead of developed - destroys collective and complicates joint activity of his members, interferes with its unity and generates the conflicts. The commander of military collective needs to remember it always.

Введение

Сплоченность является одной из тех характеристик группы, которые в историческом контексте стали раньше всего привлекать к себе внимание исследователей. Интерес к сплоченности обусловлен тем, что она расценивается в качестве одного из важных факторов профессиональнопредметной и социально-психологической

эффективности группы.

Сплоченность, наряду с целями, задачами и мотивами, нормами и ценностями, совместимостью и сработанностью, выступает одной из субъектных характеристик малой группы. Причем сплоченность представляет собой наиболее сложную и неоднозначную социально-психологическую

характеристику группы.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологии и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических свойств людей. В воинских коллективах (группах) также осуществляется воспитательный процесс, а отношения между военнослужащими, как правило, складываются на основе взаимного познания,

межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинской службы.

Проблема сплоченности группы имеет

большую практическую значимость, прежде всего, для отбора групп, способных наилучшим образом решать военные, учебно-боевые задачи.

Сплоченная группа способна легче справляться с трудностями, дружно работать,

создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняться как целое в различных, в том числе неблагоприятных условиях. Вопрос состоит в том, как выявить

экспериментальными методами наличие или

отсутствие сплоченности и измерить ее выраженность в группе. Экспериментальное исследование социально-

психологических параметров группы высокого уровня развития должно учитывать ее важнейшую характеристику - опосредствованный характер складывающегося в ней группового взаимодействия.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие,

субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности,

взаимопонимания и взаимодействия

военнослужащих при выполнении различных задач.

Особо почитается в ВС РФ войсковое товарищество. По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».

В 1913 году Главным управлением военноучебных заведений во все военные училища и кадетские корпуса были разосланы «12 заповедей товарищества». Вот слова из этого исторического документа: «Товариществом называются добрые взаимоотношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании. Военное товарищество

доверяет душу, жертвует жизнью. На службе дружба желательна, товарищество же обязательно. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным. Подчиненность не исключает взаимного товарищества. Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена

товариществу. Товарищество прав собственности не уменьшает. Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение, честь товарищей нераздельна. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества».

Конфликты в коллективе

Практика свидетельствует о том, что между студентами, проходящими обучение на военных кафедрах при гражданских вузах, ежедневно по различным причинам возникают конфликты. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

- слабая исполнительность и низкая воинская дисциплина отдельных студентов (32%);

- стремление некоторых студентов занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

- неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

- отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

- действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий товарищей (5%);

- другие причины (19%).

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия между подчиненными и начальниками отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.[3]

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено

противоречие, такой конфликт признается

позитивным. Его результатом может стать:

- улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности;

- улучшение (оздоровление) моральнопсихологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

- низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;

- завышенная самооценка;

- эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

- негативизм в поведении и отношениях;

- отрицательная установка на сослуживцев, командиров (начальников);

- стремление к лидерству нечестным путем и аморальным поведением и др.

Компоненты сплоченности

Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей,

близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.

Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.

Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности воинского коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем.

При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, многие исследователи ставили перед собой цель, найти средства измерить начальный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить.

Сплоченность воинского коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей

коллективистской направленностью.

Н.Р.Коновалов и М.Н.Суляев отмечают, что достижение сплоченности в воинском коллективе курсантов невозможно без личностного роста самих курсантов. Возрастает объективная необходимость разработки новой концепции военноорганизаторской деятельности будущего офицера, отражающей технологию реализации

организаторских знаний и навыков. Именно поэтому особенно важным является формирование у курсантов таких психологических качеств, которые обеспечивали бы в последующем эффективную военно-профессиональную деятельность [1]. Следовательно, только подготовленные

специалисты могут самостоятельно предвидеть и предотвратить возникновение ошибок в военнопрофессиональной деятельности, кризисов и конфликтов в подразделениях. В этой связи чрезвычайно важную роль приобретают собственные, внутренние ресурсы, самоорганизация и саморегуляция личности студента, обучающегося на военной кафедре при гражданском вузе.

В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно

непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности. Автором ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоциональнопсихологические, но, прежде всего содержательные социально-психологические характеристики [2].

Особенности становления сплоченности

Важнейшим условием обеспечения качества военно-профессиональной подготовки офицеров запаса является организация мониторинга образовательного процесса, позволяющего перейти от бессистемного сбора случайных фактов к целенаправленному, планомерному анализу системной педагогической информации, постоянному

отслеживанию получаемых результатов.

Процесс формирования сплоченности

протекает эффективнее, если учитывается характер и содержание ведущего вида деятельности каждого воинского коллектива, правильно ставятся и достигаются психолого-педагогические задачи при организации и проведении комплекса мероприятий, целенаправленно формируются у личного состава мотивы и установки на высокое коллективистское поведение, постоянно предупреждаются и оперативно разрешаются конфликты.

Сплоченность проявляется во всех областях жизнедеятельности воинского коллектива (учебного взвода) и является важнейшим фактором его боеготовности, высокой воинской дисциплины, эффективности служебной и боевой деятельности.

Наиболее эффективными показателями сплоченности, для воинских коллективов (учебных взводов) студентов, являются: 1) деятельностное

единство; 2) психологическое единство; 3) идейнополитическое единство; 4) уровень развития

личностной сферы членов коллектива. Степень развития каждого показателя сплоченности оценивается большим количеством критериев, которые измеряются как количественно, так и качественно.

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и

привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения

конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий и сторонах личности партнера; демонстрации искренности,

заинтересованности, доброжелательности к людям и др. [3].

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки -

устойчивые формы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.

Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения сплоченности студентов учебных групп (взводов) предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная

потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Одним из показателей сплоченности коллектива является

совершенствование коммуникативной культуры студента, проходящего обучение на военной кафедре наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.

Наряду с признанием важности мотивационно-потребностной сферы личности нельзя обойти вниманием и способности - как особое психологическое условие результативности той или иной деятельности.

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях обучения на военной кафедре могут быть признаны:

- публичные выступления на собраниях, мероприятиях воспитательной работы;

- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

- индивидуальные беседы с ответственными офицерами, одногруппниками, построенные на принципах и в форме диалога;

- составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

- аутогенные тренировки с целью

повышения доверия к себе и уверенности в своих силах; - групповые социально-психологические

тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством ответственных офицеров и др.

Сплочение учебных групп (взводов) студентов осуществляется одновременно в ходе всех видов занятий, особенно на учебных сборах в процессе несения службы в нарядах, при обслуживании боевой техники. В ходе всей жизнедеятельности идет формирование комплекса психологических качеств: тактического мышления, эмоционально-волевой стабильности, морально-

психологической готовности, способности

переключаться на различные виды деятельности, адаптации к условиям, психической и физической активности. В коллективах происходит формирование психологического климата и согласованных действий.

С приобретением опыта воинской деятельности в коллективе студентов складываются микрогруппы по увлечениям, по общности интересов, на основе потребности взаимопомощи при изучении сложной боевой техники, проведения свободного времени и т. д. По силе внутригрупповых связей доминируют группы положительной направленности. Меньшей устойчивостью обладают нейтральные, либо группы отрицательной направленности. Практика показывает, что каждый четвертый студент не имеет в своем коллективе друзей и близких товарищей, для каждого шестого остро стоит проблема в обучении, что в значительной мере влияет на уровень сплоченности учебных групп (взводов).

Заключение

Военное образование является составной частью системы профессионального образования в России. Одной из отличительных особенностей военного образования является сочетание военнопрофессиональной подготовки с общеобразовательной и профильной подготовкой в соответствии с государственными стандартами.

Факультет военного обучения при Казанском национальном исследовательском технологическом университете, реализует программу подготовки офицеров запаса.

Особое внимание при организации учебно -воспитательной работы со студентами уделяется учету специфики этой возрастной группы. В этот период происходит дальнейшее развитие физической, нравственной и умственной составляющих личности молодого человека, укрепление системы ценностей, осознание своего «Я», выработка отношения к другим людям, определенным жизненным событиям, а главное, закрепление жизненного сценария, начинающего формироваться еще в дошкольном возрасте и окончательно закрепляющегося в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юношеском возрасте. Из этого следует, что основной задачей вуза, и военной кафедры в том числе, должна являться не только подготовка высококлассного специалиста в определенной профессиональной сфере, но и забота о реализации внутреннего потенциала личности, закрепление тех нравственных, гражданских и патриотических качеств, которые позволят ему стать истинным гражданином своего Отечества.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволит студентам с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении.

Таким образом, проблема развития сплоченности учебных групп (взводов), улучшение взаимоотношений студентов является сложным процессом. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных студентов повысить коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как она является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности студентов.

Литература

1. Коновалов Н.Р., Суляев М.Н. Формирование военноорганизаторских навыков у студентов гражданских вузов в процессе реформирования ВС РФ/ Н.Р.Коновалов, М.Н.Суляев // Вестник КНИТУ. Вып.9. Казань, 2011. С. 365 -366

2. Шпалинский В.В. Экспериментально-психологическое исследование плотности малых групп/ В.М. Коровин // Новые исследования в психологии. Вып.1. М., 1973. С. 32-34.

3. Тухбиев Х.Г. Проблемы формирования культуры

общения военнослужащих в системе военнопрофессиональной подготовки/ Х.Г.Тухбиев // Вестник КНИТУ. Вып.10. Казань, 2012. С.424-427.

© А. Г. Каражов - препод. ВК №2 факультета военного обучения при КНИТУ, fvovk2@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.