Научная статья на тему 'The relationship of temperament and psychological compatibility in the selection and acquisition of military units'

The relationship of temperament and psychological compatibility in the selection and acquisition of military units Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / TEMPERAMENT / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL SELECTION / ACQUISITION OF MILITARY UNITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Filatov Alexander Anatolievich

On the basis of theoretical analysis in the article addresses the need to examine the relationship structure of temperament and psychological compatibility among conscripts in order to improve the quality of selection and acquisition of military units

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Filatov Alexander Anatolievich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The relationship of temperament and psychological compatibility in the selection and acquisition of military units»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

УДК 159.9:316.6 A.A. Филатов*

Взаимосвязь темперамента и психологической совместимости при подборе и комплектовании воинских подразделений

На основе теоретического анализа в статье рассматривается необходимость изучения взаимосвязи структуры темперамента и психологической совместимости у военнослужащих по призыву в интересах повышения качества подбора и комплектования воинских подразделений.

Ключевые слова: темперамент, психологическая совместимость, профессиональнопсихологический отбор, комплектование воинских подразделений.

A.A. Filatov*. The relationship of temperament and psychological compatibility in the selection and acquisition of military units. On the basis of theoretical analysis in the article addresses the need to examine the relationship structure of temperament and psychological compatibility among conscripts in order to improve the quality of selection and acquisition of military units.

Keywords: temperament, psychological compatibility, professional-psychological selection, acquisition of military units.

Современная ситуация реформирования Вооруженных сил (ВС) в Российской Федерации осложняется рядом объективных и субъективных противоречий между структурным реформированием ВС РФ, сокращением численности военнослужащих и повышением требований к качеству подбора и комплектования воинских подразделений и формальной декларацией о высокой ответственности членов воинских подразделений при реальном снижении их материального и морального статуса.

Понятия «реформа» и «улучшение», как известно, синонимами не являются. Более того, результаты современного реформирования Вооруженных сил в нашей стране могут стать как положительными, так и негативными. Это в полной мере относится к тем процессам, которые в настоящее время происходят в ВС РФ, к реформированию, которое проводится руководством Минобороны.

Современная модель армии как результат военной реформы также до сих пор ясно не обозначена, т.к. недостаточно разъяснено, что же такое «новый облик Вооруженных сил». В России сегодня не существует принятой Национальной стратегии развития и безопасности, как и нет официально принятой Военной доктрины.

Большинству военнослужащих недостаточно понятны методы, которыми проводятся реальные действия Минобороны по сокращению частей и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, т.к. принимаемые решения зачастую просто невозможно объяснить с профессиональной и нравственной точек зрения, а попытка их скорейшей реализации любой ценой может привести к увеличению негативных настроений в армии, на флоте и в российском обществе.

Ярко проявляется и отсутствие отчетливых целей реформы, и темп, в котором она проводится без учета мнений военных профессионалов, что вызывает все большее недовольство среди действующих военнослужащих и ветеранов военной службы.

На наш взгляд, преобразование Вооруженных сил сегодня проводится, к сожалению, все еще интуитивно, бессистемно, а часто и поспешно, без достаточной интеллектуальной и информационной поддержки принимаемых решений, т.к. отсутствуют фундаментальные военно-научные исследования и разработки, достоверный прогноз опасностей и угроз, направлений формирования Вооруженных сил других государств. Именно по этим, а отчасти и некоторым другим причинам, происходящее в Вооруженных силах подвергается осуждению в большинстве средств массовой информации, вызывает недоумение и недовольство общественности. Вместе с этим возникают и нарастают в стране и Вооруженных силах негативные явления, которые определены проведением экспресс-реформы. Публичное пристальное внимание руководства государства и Министерства обороны к проблемам Вооруженных сил, к сожалению, не дает серьезных положительных результатов ни в росте боевого потенциала, ни в социальной сфере.

Во все времена успех боевых действий зависел не от самой совершенной техники, а от человеческого потенциала. Именно люди управляют могучей техникой, и от их боевого духа, высокого морально-психологического состояния и профессиональной подготовки зависит решение поставленных задач. Именно поэтому вопросы качественного комплектования подразделений, воспитания личного состава, поддержания на высоком уровне правопорядка и воинской дисциплины всегда были и остаются одной из важнейших задач командиров и начальников всех уровней.

При этом необходимо учитывать, что реформирование российского военного ведомства происходит в непростой, противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической, криминальной и религиозной обстановке. За последние несколько лет заметно изменился социальный портрет армии. Ухудшилось состояние физической подготовленности и психического здоровья призывной молодежи. Возросли пацифистские и

* Филатов, Александр Анатольевич, соискатель кафедры морально-психологического обеспечения Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала. Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». E-mail: filatoval15@mail.ru.

* Filatov, Alexander Anatolievich, associate department of the moral and psychological support of the Military educational and scientific center of the navy, «Naval academy named Admiral Kuznetsov». E-mail: filatoval15@mail.ru

© Филатов А.А., 2012

антиармейские настроения. Все большее воздействие оеказывают религиозный и национальный факторы, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании в среде подрастающего поколения.

Снизилась и квалификация личного состава. Военнослужащие по призыву служат один год. Призыв осуществляется в течение нескольких месяцев. Некоторые призывники приходят служить с недобором веса, и прежде чем обучать их военной учетной специальности, в госпитале им приходится набирать необходимую для нормы массу тела. Плохо обстоит дело и с образованностью призывного контингента: среди молодого пополнения, прибывающего на военную службу, заметно снизился образовательный уровень, молодые люди приходят служить подчас даже с начальными классами образования, а иногда и вообще безграмотными, с признаками явной социальной и педагогической запущенности.

В таких условиях и в такие сроки должным образом подготовить младших специалистов, определяющих боевую способность подразделений, представляется крайне сложным.

Однако, несмотря на серьезное влияние целого комплекса объективных факторов, отрицательно влияющих на молодежь до призыва, Вооруженные силы были и продолжают оставаться одним из самых законопослушных государственных институтов. В целях повышения эффективности комплектования воинских подразделений необходимо постоянно совершенствовать систему распределения военнослужащих по призыву по отделениям и взводам в зависимости от решаемых теми или иными воинами задач.

Подбор и расстановка военных кадров, успешность обучения и эффективность последующей деятельности военнослужащих, во многом зависят от комплектования подразделений на основе результатов, полученных при проведении профессионально-психологического отбора (ППО), сначала в период призыва в военном комиссариате по месту жительства, а после этого — по прибытии в учебный отряд для обучения военной учетной специальности.

Однако при проведении профессионально-психологического отбора все еще недостаточно, на наш взгляд, полно применяются достижения социальной психологии, касающиеся комплектования воинских подразделений с учетом типа темперамента и психологической совместимости военнослужащих.

В этих условиях представляется актуальным изучение взаимосвязи структуры темперамента и психологической совместимости у военнослужащих по призыву в интересах подбора и комплектования воинских подразделений. Получив результаты исследования, мы сможем повысить качество подбора и комплектования воинских подразделений на основе учета темперамента и психологической совместимости военнослужащих ВМФ. Высокой актуальностью и слабой научной разработанностью проблемы взаимосвязи темперамента и психологической совместимости и методов использования ее при комплектовании воинских подразделений и был обусловлен выбор направления научного исследования и темы данной статьи.

Проблемы изучения личностных особенностей военнослужащих по призыву тесно связаны с предопределяющими единство и психологическую совместимость вопросами подбора и комплектования воинских подразделений. Содержательная сторона этих понятий, на первый взгляд, не имеет принципиальных различий. Однако на практике термин «подбор» чаще используется тогда, когда нужно подобрать сложившемуся коллективу, членам экипажа, боевого расчета, подразделения оптимально подходящего недостающего специалиста. Реже, когда речь идет о замене некоторой части воинской команды (вплоть до создания нового экипажа или расчета), целесообразнее, на наш взгляд, применять термин «комплектование подразделения». Причем если комплектование предполагает поиск оптимального сочетания военнослужащих в подразделении, то при подборе следует ориентироваться как на уже изученные ранее особенности неукомплектованного подразделения, так и на изучение претендующих кандидатов. Требования к кандидатам при проведении профессиональнопсихологического отбора основываются на определении у них необходимого уровня профессионального мастерства, соответствия социальной роли кандидата в системе неформальных взаимоотношений нужному типу социальной роли в воинском подразделении, предотвращении попадания в число кандидатов лиц, расположенных к конфликтам.

Высшим показателем формирования группы является способность ее существования в форме коллектива. Коллектив — группа объединенных общими целями и задами людей, достигшая в процессе деятельности совместно высокого уровня развития [6]. Развитие коллективообразования представляется сложным процессом, содержащим как этапы стремительного продвижения по уровням, так и периоды продолжительного пребывания на одной и той же ступени и даже понижения. В этом случае группы характеризуются наличием у их членов внутренней антипатии, эгоизма в межличностных отношениях, конфликтностью и агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

Отличительными знаками коллектива являются совместная деятельность, наличие общих интересов, целей и задач, единая организация и управление, устойчивость и продолжительность функционирования.

Функционирование коллектива, а особенно настроение каждого человека — члена коллектива

— в немалой степени определяются качествами характера индивидов. Зачастую происходит так, что один человек с тяжелым характером препятствует существованию коллектива. Из-за такого человека в коллективе зачастую возникают споры, разногласия, которые отражаются на работе и жизнеощущении всех людей. Коллектив может добиться гораздо больших результатов, чем каждый из его членов в сумме. Однако, коллективам редко удается задействовать даже часть своей потенциальной энергии. Зачастую это происходит при отсутствии грамотного и эффективного руководства. Такой недостаток дорого обходится любому предприятию, потому что грамотное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют свою деятельность и доводят дело до конца, несмотря на проблемы. К сожалению, многие руководители имеют весьма поверхностное представление о потенциальной ценности коллективного подхода. Вместе с тем коллективная деятельность может открыть огромные новые возможности. Коллектив потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

удовольствие от участия в коллективе, полностью посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду. Перед коллективом как группой стоит общая задача, требующая совместных усилий всех ее членов. Об эффективности коллектива говорит его вероятная способность добиваться хороших результатов. Создать хороший коллектив нелегко. Эффективные коллективы нужно создавать методически компетентно и упорно. Необходимо выстроить межличностные отношения, определить методы работы и создать положительный и воодушевляющий климат и обстановку.

Коллектив живет своей собственной деловой и эмоциональной жизнью, и одной из отличительных черт коллектива является сильное чувство общности. Деятельность человека и его управляемость в группе и в изолированности заметно отличаются. В группе, в коллективе, военнослужащий ведет себя иначе, чем в изолированных условиях. Человек осваивает и транслирует нормы и ценности общества (социализируется), осознает себя членом общества именно посредством малой группы, в которую он включен. В свою очередь, окружение воздействует на человека не напрямую, а через его малую группу. Влияние группы на личность, проявляясь во взаимоотношениях, может способствовать как подъему личности в развитии, так и ее изменению. Однако не последнюю роль играет и точка зрения самого члена группы. То, как человек активен в своем желании и устремлении к творческому самовыражению, самосовершенствованию, в большой степени способствует как его индивидуализации, так и адаптации, и интеграции в группе. Совокупность взаимоотношений, удовлетворенность ими, формируют структуру социально-психологического климата, которая обнаруживается в форме разных групповых эффектов, что также непременно оказывает свое воздействие на личность членов группы.

Личность, коммуникабельная, приносящая в коллектив душевность и понимание, имеющая способность к эмпатии, проявляющая заботу, добросовестное отношение к выполняемой работе, принципиальность и ответственность, и много других положительных качеств, безусловно, будет оказывать поддержку всему коллективу в оптимизации, улучшении трудовой и социальной деятельности. И напротив, личность, пренебрегающая нормами этики, проявляющая эгоизм, невыдержанность, непоследовательность, демонстрирующая и другие, плохие стороны своего характера, будет губить хорошие межличностные отношения, негативно влиять на социально-психологический климат, провоцировать конфликты и проблемные ситуации.

Необходимо отметить, что типологические особенности характера личности сами по себе не определяют качество межличностных отношений, а значит и состояние психологического климата. Так, хорошо воспитанный человек с холерическим темпераментом будет стараться сдерживать внешние проявления негативных чувств. Невоспитанный, с низким уровнем культуры, холерик, стабильно провоцирующий конфликты, может быть непереносимым в коллективе. Ленивый флегматик, не будучи компетентным, всегда будет препятствием и помехой в творческой деятельности коллектива.

На социально-психологический климат в коллективе большое влияние имеют и межличностные отношения, субъективный характер которых проявляется в совместимости ее членов.

Совместимость характеризуется оптимальным объединением личностных качеств людей в процессе общей деятельности, что благоприятно влияет на успешность её выполнения.

Например, гармоничное сочетание физических качеств людей, занимающихся определенной общей деятельностью, говорит нам о физической совместимости.

Залогом успеха психофизиологической совместимости выступают свойства нервной системы, а также особенности анализаторных систем.

Началом социально-психологической совместимости выступают взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые оказывают взаимное содействие благополучному выполнению социальных ролей.

Психологическая совместимость предусматривает общность взглядов, убеждений, ценностей, отношений.

Социально-психологические исследования обнаружили, что хорошую психологическую совместимость, например, имеют люди с мотивационной установкой (по А. Маслоу) на самоутверждение, под которым понимают выраженную необходимость в общении, а также «диады» — пары лиц с сильной и слабой нервной системой, которые действуют вместе.

Формами проявления социально-психологических явлений в коллективе принято считать совместимость, групповую сплоченность и сработанность.

Совместимость — способность людей плодотворно действовать совместно, успешно разрешать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Отмечено, что человек, входя в контакт с различными людьми, не только чувствует и ведет себя по-разному, но у него и различно протекают психические процессы. Это может быть как взаимное или одностороннее выполнение основных форм деятельности с меньшими затратами сил и энергии, так и затруднение, и нейтральное влияние. Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение некоторого промежутка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями участников группы.

Совместимость — взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей [6]. Выделяют основные четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социальноидеологическую.

Физическая совместимость проявляется в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, реализовывающих совместные действия. Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, одинаковых по физическим данным. Второй пример: в отдельных видах спорта есть деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются

физические свойства. А они, при сравнительно одинаковой массе тела, могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит соревнование не масс тела, а тех физических свойств и качеств, которых достиг спортсмен тренингом при своем весе.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторных систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает отношения людей в процессе их совместной деятельности, при которой восприимчивость в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении образцова ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безуспешно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до собеседника. Они оказались физиологически несовместимыми. Также, например, две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие коллективную работу, но отличающиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Продуктивность их труда будет низкой.

Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. Исследования и наблюдения говорят нам о том, что «притирка» темпераментов происходит по определенным правилам. Замечено, что в общении хорошо совмещаются два разных темперамента (например, холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо взаимодействуют люди с одним типом темперамента (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей, например, от всех ее участников подвижности нервной системы, противоположные темпераменты мало пригодны, т.к. не обеспечивают одинакового темпа работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными качествами, которые оказывать содействие успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно близость характеров, способностей, но обязательна и важна их гармония. Как показывает практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются крепче у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один — задиристый, решительный, другой — спокойный, рассудительный, неторопливый. Один — более способный в усвоении теоретических знаний, другой — в усвоении двигательных навыков. Но это не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с антагонистическими чертами, с несхожими способностями и другими свойствами. Совместимость вероятна и при схожих темпераментах, но вероятность разногласий в общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и этическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе принято считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на прочих основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы превосходит и интегрирует все прочие основания. Психофизиологический, физический, и социально-психологический факторы, если они идут рядом с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров возможно и не будет проявляться. Это связано с тем, что групповое или коллективное старание нацелено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед крупными общностями, является основополагающим и объединяющим само по себе.

Рассматривая виды совместимости, следует учитывать, что они все могут быть представлены и в единичном действии конкретного общения, хотя такие случаи очень редки. Практически же встречается совместимость в рамках одного или двух видов — например, физическая и психофизиологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и социальноидеологическая; психофизиологическая и социально-психологическая и др.

Понятие психологической совместимости учитывает взаимную адаптацию участников группы друг к другу и в работе, и при других видах контактов, развитие межличностных эмоциональных и информационных связей, развитие стремительного и глубокого взаимопонимания, личную и общую подготовленность членов группы к коллективному труду, единство целей и мотиваций действий, взаимное дополнение членами группы физических, психических и психофизиологических потенциалов друг друга, необходимое для успешной коллективной деятельности, отсутствие антипатии, качеств, которые раздражают других, заставляют избегать контактов. При наличии психофизиологической совместимости малая группа легко обучается совместной деятельности и способна к эффективному функционированию в сложных условиях в течение длительного времени.

Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который даёт наибольший результат деятельности при малых психологических затратах взаимодействующих лиц. Если группа добивается значительных результатов в совместной деятельности при огромных тратах психической и прочий энергии, за счёт нервных срывов, то это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости её членов, а значит, и в благоприятном психологическом климате в коллективе.

На психологическую совместимость влияют особенности деятельности (вид и характер деятельности, соответствие психологических особенностей членов группы выполняемым функциональным обязанностям и т.п.), особенности взаимоотношений (готовность к сотрудничеству, позитивные установки на совместную деятельность, отсутствие эгоцентрических устремлений, групповой конформизм, отсутствие взаимных антипатий, выраженность процессов взаимоиндукции и взаимоподражания), индивидуальные особенности (подготовленность каждого члена группы, его интеллектуальные возможности и особенности, одинаковые способности к обучению, взаимная дополняемость характера реакций и эмоциональных проявлений). Термин «психологическая совместимость» применяется для обозначения наиболее оптимального сочетания в группе личностных качеств участников.

Существуют два важнейших фактора, определяющие оптимальность функционирования подразделения: с одной стороны, это эффективность совместной профессиональной деятельности, формальная структура коллектива, эргономическая среда, и, с другой стороны, социальная среда коллектива, социально-психологический климат, характер связей в непрофессиональной сфере, неформальная

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

структура. Именно эти стороны, два главных фактора эффективности деятельности подразделений и выступают в качестве направлений для оптимизации при комплектовании экипажей подводных лодок.

Определяя эти факторы как относительно самостоятельные составляющие структуры малой группы, ученые определили важную взаимосвязь между ними: чем более эффективной выступает общая деятельность, тем одобрительнее взаимоотношения и, напротив, чем более высокого уровня достигает неформальная структура коллектива, тем более результативным становится его функционирование. Изучение рассматриваемых структур велось как в направлении «от деятельности к взаимоотношениям», так и в направлении «от взаимоотношений к деятельности».

Данные исследований в первом из указанных направлений привели к выводу, что для оптимизации комплектования экипажей подводных лодок (ПЛ) нужен учет устойчивых профессионально важных психологических качеств личности (ПВК), которые сложно, а зачастую и невозможно сформировать в процессе военно-профессионального обучения и воспитания в ограниченное время. Комплектование подразделений военнослужащими с необходимыми ПВК дает возможность эффективного выполнения подразделением возложенных на него боевых, служебных и учебных задач — всего комплекса функций профессиональной деятельности воинского коллектива. Результативностью профессиональной деятельности подразделения в данном случае будет являться благоприятный социальнопсихологический климат. Данное направление в настоящее время является наиболее разработанным.

Второе направление также является в достаточной степени обоснованным. Психологические исследования, посвященные влиянию характера взаимоотношений на эффективность совместной воинской деятельности, выполненные А.Д. Глоточкиным (1964), П.А. Корчемным (1979), В.П. Лазаревым (1984), А.Д. Сергодеевым (1991), В.В. Федотовым (1987), А.В. Липницким (1991), А.Г. Караяни (1993) и другими учеными убедительно доказали факт воздействия взаимоотношений между военнослужащими на эффективность их общей деятельности. Интегральной характеристикой взаимоотношений является единство подразделения (социально-психологический или морально-психологический климат в подразделении), в качестве одного из составляющих которого выступает психологическая совместимость военнослужащих наряду со сработанностью и морально-политическим единством (Ю.Г. Сулимов 1995) [8]. Таким образом, без психологической совместимости военнослужащих в воинском подразделении невозможно формирование подходящего социально-психологического климата.

Особенность психологической совместимости военных моряков состоит в том, что контакт между ними опосредован их действиями и поступками, взглядами и оценками. «Совместимость», «гармоничность», «согласованность» — понятия, описывающие одно явление: оптимальное сочетание свойств контактирующих людей, обеспечивающее эффективное их сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в поведении и поступках людей. Каждый из партнеров замечает и оценивает свое и чужое поведение, согласуя его со смыслом имеющихся отношений. Итогом совместимости становится потребность быть вместе, когда коллективный образ жизни вызывает положительные эмоции.

Феномен противоположный совместимости — несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, воздействия и поведение взаимоисключают друг друга. Этот процесс взаимодействия сопутствуется субъективной неудовлетворенностью партнеров и пространственно-временной обособленностью. При общении индивидов сходства—различия в их поведении и мотивах регулируют их симпатии-антипатии, т.е., в определенной мере, совместимость-несовместимость. Приближение-удаление от объекта, которым может быть другой человек, является одним из главных индикаторов совместимости—несовместимости. Фиксируемый внешний поведенческий параметр при приближении—избегании является важнейшей характеристикой совместимости—несовместимости людей. Это адаптивный путь формирования отношений, когда несовместимость в одной сфере компенсируется за счет совместимости в другой.

Фактором совместимости является эмоциональная сплоченность. Сплоченность группы как показатель межличностных отношений является одним из основных факторов, определяющих характер взаимодействия в коллективе (экипаже). Наряду с этим сплоченность группы — это следствие оптимальной совместимости ее членов и условие эффективности групповой работы. Совместимость, как и единство, характеризуется эмоциональными и когнитивными процессами. Сплоченность -единство когнитивное, совместимость - эмоциональное, сработанность - поведенческое.

При отсутствии эмоциональных отношений (симпатий-антипатий) взаимодействие, в частности, идентификация, должно иметь промежуточное значение, испытывая влияние других, т.е. неэмоциональных факторов, таких как время знакомства и совместной работы, автономность группы, распределение функций лидер-ведомый.

Для совместимости необходимо и важно, чтобы люди были идейно похожи. Индивиды, сходные по ценностным ориентациям социальным установкам образуют более стабильные группы. Совместимость военных моряков означает, что данный состав экипажа или подразделения возможен для обеспечения выполнения его функций, что члены экипажа могут взаимодействовать. Совместимость можно рассмотреть с позиции оценки ее, как состояния. Состояние можно обусловить как временное, ситуативное явление.

Совместимость как феномен взаимодействия, общения людей, может определяться как результат и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект совмещения и взаимодействия индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников (темперамента, характера, потребностей, интересов, ценностных ориентаций) - условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей - процесс совместимости. Взаимодействие, а не сочетание, есть уже процесс, следствием которого является совместимость или несовместимость людей (результат или эффект).

Таким образом, изучение взаимосвязи темперамента и психологической совместимости крайне актуально как для формирования социально-психологического знания, так и для его практического приложения в определенных областях общественной практики, в частности для оптимизации комплектования воинских подразделений. В настоящий момент необходимо создание комплексной методики выявления взаимосвязи темперамента и психологической совместимости военнослужащих

- членов воинских подразделений, что и является актуальной научной задачей для проводимого научного исследования, теоретические результаты которого мы и хотели изложить в настоящей статье.

Список литературы

1. Глоточкин, А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1964.

2. Караяни, А. Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений : автореф. дис. ... канд. психол.наук. - М: ГА ВС, 1993. - 17 с.

3. Корчемный, П. А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности лётных экипажей по обучению курсантов : дис... канд. психол. наук. - М., 1979.

4. Лазарев, В. П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 204 с.

5. Липницкий, А. В. Сплочение боевых расчетов войск ПВО (социально-психологическое исследование) : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 254 с.

6. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003 - 639 с.

7. Сргодеев, А Д. Социально-психологические особенности процесса сплочения воинских коллективов и их учет заместителем командира полка по политической части : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 261 с.

8. Сулимов, Ю. Г. Психологические основы сплочения воинского коллектива // Военная психология. - М., 1995.

9. Федотов, В. В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 163 с.

УДК 159.9.016.2 Ю.А. Шаранов*

Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел

Данная статья посвящена вопросам развития правоохранительной деятельности и проводимой реформе органов внутренних дел.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, полиция, право, эффективность права, идеалы в праве, цели права, развитие, эффективность реформы, стратегия, противоречия, управление, морально-психологическое обеспечение.

Y A. Sharanov*. Psychology-juridical view of the modern strategy of law enforcement in light of the reform of the Interior. This article is devoted to the process improving law enforcement activities. The main discussed problem is how to reform law enforcement agencies to achieve successful operating.

Keywords: justice, law enforcement, law enforcement activities, police, effectiveness, values, aims of law enforcement, development, provision of psychological services, strategy, contradiction, management.

В психологической науке сложилось стойкое убеждение, что предметность относится к непсихологическому содержанию деятельности [7]. Может быть, по этой причине психологи, которые много знают и еще больше умеют, не отваживаются высказываться по многим социальным проблемам, не поддающимся непосредственной психологической редукции. С подобной позицией трудно согласиться. Если рефлексирующий психолог видит мир с профессиональной точки зрения, то и предметность для него будет выступать в качестве психологической категории. Поэтому оппозицией неюридическому подходу в настоящей статье может выступать подход психологический.

Проблема развития правоохранительной деятельности была нами подвергнута исследованию в рамках субъектно-формирующей концепции более пятнадцати лет тому назад [31]. Целью теоретического уровня исследования выступало прослеживание развития, преобразования, трансформации предмета

* Шаранов, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: niospba@mail.ru

* Sharanov, Yuri Alexandrovich, professor of the department of legal psychology of the St. Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia, the doctor of psychological sciences, professor, honoured worker of higher school of the Russian Federation. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: niospba@mail.ru

© Шаранов Ю.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.