психологическое сопровождение военнослужащих срочной службы войск специального назначения
Самойлина Т.Г.
В статье проанализированы особенности психологического сопровождения военнослужащих в войсках специального назначения. Рассмотрены основные характеристики «повседневного» и «боевого» психологического сопровождения, их виды и этапы.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, боевое психологическое сопровождение, войска специального назначения.
Каждая хорошо организованная армия заинтересована в высоком эмоционально-психологическом состоянии военнослужащих. Именно поэтому в войсках необходимо уделять внимание психологическому сопровождению, диагностике, и коррекции психологического состояния военнослужащих [1, 2].
В войсках специального назначения этому фактору следует уделять особое внимание. Военнослужащие войск специального назначения имеют высокую боевую, огневую, физическую и психологическую подготовку. Данные подразделения первыми прибывают на место проведения операции и в их задачу входит решение специфических боевых задач силовыми методами в чрезвычайно экстремальных условиях, что требует высокого уровня моральной, психологической, идеологической, физической и боевой подготовки личного состава. Специфика деятельности спецназа - это быстрое, четкое реагирование на поставленные задачи, успешное решение которых во многом зависит от психологического сопровождения [2, 4].
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности военного психолога, направленная на создание социально-психологических условий успешной службы и выполнение боевых задач.
Психологическое сопровождение можно условно разделить на «повседневное» и «боевое» в зависимости от рода войск [10].
Задачами «повседневного» психологического сопровождения являются:
- диагностика психофизиологического здоровья каждого военнослужащего;
- изучение индивидуальных особенностей военнослужащих;
- анализ обстановки в семьях военнослужащих;
- оказание помощи в налаживании семейно-бытовых отношений;
- изучение запросов, настроений, реагирование на них;
- изучение морального климата в подразделениях, изучение и улаживание конфликтов между военнослужащими, и прогнозирование их развития;
- выявление военнослужащих с психологическими отклонениями;
- организация мероприятий по укреплению (коррекции), восстановлению (реабилитации) и поддержанию психофизиологического здоровья личного состава, повышению его психофизической надежности;
- проведение занятий по обучению военнослужащих приемам и методам оказания психофизической само- и взаимопомощи;
- осуществление взаимодействия с медицинской службы по вопросам поддержания психофизического здоровья личного состава [10]. Задачами «боевого» психологического сопровождении являются:
- изучение, оценка и прогнозирование психологического состояния войск в ходе подготовки и ведения военных операций;
- оценка психологического состояния воинских частей и подразделений и определение его влияния на их боеспособность;
- планирование, анализ и оказание направленного корректирующего воздействия на военнослужащих;
- оказание военнослужащим психологической помощи в ходе ведения операций, боевых действий;
- социально-психологическая реабилитации военнослужащих, принявших участие боевых действиях;
- подготовка военнослужащих, воинских частей и подразделений в интересах успешного ведения операций, боевых действий в сложных условиях боевой обстановки;
- выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи и определение её объёма, проведение немедленной изоляции военнослужащих с признаками тяжёлых боевых психологических расстройств, представляющих опасность для себя и окружающих;
- организация взаимодействия с медицинской службой по вопросам оказания помощи и эвакуации в тыл военнослужащих, имеющие признаки тяжёлых боевых психических расстройств;
- проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с военнослужащими, остающихся в подразделениях [10].
Целью психологического сопровождения является достижение положительного эмоционально-психологического состояния военнослужащих, которое позволяет эффективно выполнять боевые и учебно-боевые задачи в мирное и военное время.
Деятельность психологического сопровождения направлена, в первую очередь, не на само действие, а на объект и суть военной психологической деятельности - в психологическом сопровождении военнослужащих в процессе всей службы, начиная с призывного пункта [4, 9].
Сущность психологического сопровождения проявляется в заблаговременном создании у воинов и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил им действовать в бою как в знакомой, привычной среде. Быстро обнаруживать и понимать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и правильно реагировать на них, сохраняя необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравми-рующих факторов [9].
Как минимум дважды в год в войсковые части прибывают молодые воины, так называемое молодое пополнение. Это люди, которым через несколько месяцев будут вверено грозное оружие и боевая техника. В войсках специального назначения эти новобранцы вполне вероятно за период своей службы будут участвовать в одной или нескольких спецоперациях, либо выполнять боевые задачи, установленные для спецгруппы, в которую они будут входить.
Одной из главных задачей психологического сопровождения войск спецназначения является
также профессиональный, корректный отбор претендентов для прохождения военной службы в спецструктурах. Изучение качественных характеристик военнослужащего - это процесс, связанный с изучением его личности, его качеств, особенностей, непосредственно присущих каждому человеку [6].
Изучение качественных характеристик военнослужащего потребует знания психодиагностических приемов и способов, при помощи которых можно получить информацию о тех или иных индивидуально-психологических особенностях личности [5].
Всю эту информацию можно собрать путем личной беседы, психодиагностическим исследованием или анкетированием [9, 10].
Анкетирование (в дополнение других методов), может эффективно использоваться, например, при изучении ценностных ориентаций воина, его мировоззрения, потребностей, отношения к тем или иным событиям общественной жизни, удовлетворенности службой или отношениями в коллективе и др. Применение данного метода, позволяет достаточно оперативно опрашивать большие по численности группы воинов, получая при этом необходимый информационный «срез».
Анализ документов можно рассматривать как начальное звено процесса изучения качественной характеристики военнослужащего. Его основу составляет предварительное, обследованное знакомство воином посредством изучения документов, характеризующих его личность. Результатом такой работы выступает, как правило, получение первичной информации о биографических данных военнослужащего, состоянии его здоровья, отношениях с товарищами и поведении в коллективе, успеваемости, развитости нравственных качеств, деловитости.
Профотбор - комплекс мероприятий направленный на выявление профпригодности к определенной профессии. Для полного и точного определения профпригодности необходимо учитывать и знать требования, которые предъявляют к человеку. Психически профессионально важные качества, которые необходимы для успешности выбора профессии [9, 10].
Задачи профотбора:
1) установить профессиональное соответствие будущего специалиста установленной должности;
2) стимулировать повышение профессионально-личностного потенциала;
3) способствовать дальнейшему профессиональному росту.
Психодиагностическое исследование - эффективный метод изучения личности военнослужащего.
При помощи специально разработанных тестовых методик можно измерить уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств или состояний личности. Так, например, применяя тесты, можно выяснить свойства нервной системы и темперамента воина, его личностные качества.
Психологическое сопровождение военнослужащих срочной службы войск специального назначения носить комплексный характер. Оно включает следующие компоненты.
1. Комплектование подразделений с учетом критериев психологической совместимости.
2. Формирование сплоченных воинских коллективов в процессе учебной и боевой подготовки, в часы досуга военнослужащих.
3. Профилактика конфликтных ситуаций между отдельными воинами и микрогруппами, устранение психологической напряженности межличностных барьеров в процессе общения.
4. Ограничение физических нагрузок.
5. Проведение психологических консультаций или психокоррекции.
Задачей психологического сопровождения является также контроль психологической совместимости при комплектовании первичных подразделений, которая особенно важна при создании временно функционирующих групп, предназначенных для выполнения отдельных, отличающихся особой важностью задач в отрыве от основного подразделения, что характерно для войск спецназначения [9].
Психологическое сопровождение военнослужащих в процессе повседневной деятельности и оказание психологической помощи проводиться в тесном взаимодействии с командирами подразделений и включает в себя:
1) социально-психологическое изучение процессов, происходящих в воинских коллективах;
2) оценка степени адаптации военнослужащих к условиям военной службы и выполнению задач повседневной и боевой деятельности;
3) выявление социально-психологических причин нарушений воинской дисциплины и правонарушений среди военнослужащих;
4) выявление лиц, имеющих склонности к деструктивному поведению;
5) оказание помощи военнослужащему при выявлении у него дезадаптации или стрессовых расстройств;
6) изучение (выявление) проблем психофизического здоровья военнослужащих и членов их семей;
7) разрешение проблем психофизического здоровья консультативными, коррекционными, терапевтическими, реабилитационными методами, обучение приемам само- и взаимопомощи.
Все вышеперечисленные действия несут системный, комплексный характер и проводятся во взаимодействии со специалистами медицинской службы и не только при обращении военнослужащих к специалистам психологической работы, но и посредством постоянной психопрофилактической работы в форме целевых обследований, психологического сопровождения [9, 10].
Содержание и организация психологического сопровождения в боевой деятельности определяется целями этой деятельности [2, 4].
Цель психологического боевого сопровождения -это формирование у военнослужащих установок на решение конкретной боевой задачи, активизации, настройки психики. Военнослужащие войск специального назначения в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к выполнению боевого задания в экстренных ситуациях. В психологическом боевом сопровождении выделяются следующие этапы.
Первый этап - аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.
В качестве критериев, на которых обращается особое внимание, можно считать уровень развития:
- мотивационного компонента (наличие потребности вступить в бой, стремления победить, проявление чувства ответственности за результативность боя и др.);
- познавательного компонента (знание своего места в бою, условий обстановки, особенностей предстоящей деятельности, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.);
- эмоционального компонента (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого возбуждения и др.);
- волевого компонента (наличие решительности у воина, способности преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.);
- моторного компонента (сформированности навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.).
В целях выявления сформированности этих компонентов могут быть использованы: метод наблюдения, в том числе включенного, обобщения независимых характеристик, экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов. Кроме того, для исследования эмоционального компонента можно использовать, например, опросник Л. Рабиновича; оценку по-
знавательного компонента - Р. Гордона; волевого свойства личности В. Васильева [3].
Полученные результаты используются при принятии решения для организации психологического сопровождения, планирования мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.
Второй этап - этап целевой психологической подготовки. Его цель - сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологической готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления.
Третий этап психологического сопровождения охватывает работу с момента получения боевой задачи и ее выполнения. На этом этапе решаются следующие задачи:
- анализ поведения военнослужащих в бою, оценка степени усталости, подверженности слухам и панике;
- формирование установки на успешное эффективное продолжение боевых действий;
- оперативное управление психическими состояниями, коррекция настроений, поддержка потерпевших неудачу в первых боях, потерявших друзей, технику, оружие и т. д.;
- определение преобладающих эмоциональных состояний, усталости и запаса психических сил, необходимых для выполнения последующих боев, снятия остаточных явлений, недопущение психологического перенапряжения противодействие психологическому воздействию противника.
Четвертый этап психологического сопровождения - реабилитация и восстановление военнослужащих, получивших психические травмы. Опыт ведения боевых действий показывает, что уже после первых 2-4-х боев в мероприятиях по психологической реабилитации нуждается до 20-30 % воинов. В зависимости от интенсивности ведении боевых действий эти цифры порой вырастают до 80-85 % [6].
Работа по психологической реабилитации начинается на этапе психологического сопровождения и включает:
- психологическую диагностику, выявления отклонений и нарушений;
- организацию своевременного отдыха, психотерапевтической помощи, психологической разгрузки;
- проведение медикаментозных воздействий, а при необходимости нетрадиционных методов психокоординации (иглотерапии).
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Процесс психологического сопровождения в войсках специального назначения представляет собой ряд последовательных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи. В соответствии с ними подбирается содержание форм, способов и методов психологического воздействия.
2. Психологическое сопровождение состоит в непрерывном отслеживании, выявлении,анализе и^оценки динамики психологической обстановки морально-психологического состояния военнослужащих, оказании психологической помощи в преодолении психических расстройств, а также отслеживание и корректировка социально-психологических процессов в воинских коллективах.
3. Психологическое сопровождение носит системный, комплексный характер и проводится в взаимодействии с медицинской службой, командирами подразделений. Оказание психологической помощи проводиться не только при обращении военнослужащих, но и по средствам постоянной психопрофилактической работы. Проводятся психодиагностика, консультативные, коррекционные, профилактические мероприятия, организуется обучение методам само- и взаимопомощи, контролируется их процесс и динамики.
4. Психологическое сопровождение осуществляется как в повседневной, так и боевой обстановке его целью является формирование устойчивой психики и морально-психологического состояния военнослужащих, выполняющих поставленные перед ними задачи повышенной физической и психологической сложности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Л. Методологические проблемы военно-психологических исследований. -М., 1999.
2. Баранов Е.Г., Кандыбович С.Л. Психологические основы подготовки военнослужащих к боевой деятельности. - М., 2000.
3. Главное военно-медицинское управление // Медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих войск специального назначения: методическое пособие. - М., 1998.
4. ГУВР ВС РФ. Введение в профессию и основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга). - М., 2004.
5. ГУВР ВС РФ. Психологические особенности молодого пополнения. - М., 2000.
6. ГУВР ВС РФ - отдел психологической работы. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению
индивидуально-психологических особенностей пополнения. - М., 1997.
7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006.
8. Методическое пособие по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости. Выпуск № 8. - Ростов н/Д.: Изд-во УВР СКВО, 2001.
9. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в войсковой части в мирное время. - М., 1999.
10. Организация психологической работы в воинских частях в мирное время: учебное пособие. - М.,1999.
11. Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. - М., 2001.