Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военного специалиста внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности'

Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военного специалиста внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1771
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военного специалиста внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности»

Окончание таблицы

I 2 3 4

7. Интеграция учебной, научно-исследовательской и практической деятельности по приобщению педагогов к профессиональным педагогическим ценностям российской культуры на уровне интериоризации внешнего во внутреннее посредством организации «единства типов впечатлений». Учет интересов личности и социокультурной среды в системе образования. Развитие личности. Повышение значимости отечественной культуры как средства развития личности. Расширение взаимодействий с другими учреждениями наука, культуры. Осознание ценностей профессиональной деятельности. Формирование устойчивой потребности и мотивации к самообразованию, само-проекгированию, рефлексии, самовоспитанию

Таким образом, обеспечение вышеперечисленных педагогических условий и включение в действие механизмов саморазвития профессионализма педагога являются ориентирами организации образовательного процесса, которые необходимо решать в муниципальных образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская// Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 115-119.

2. Бердяев, Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) /

Н. А. Бердяев. - М.; - Книга. - 1991. - 445 с.

УДК 371.234:178

С. В. Бунин, В. А. Беловолов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В выполнении задач, поставленных перед военнослужащими важное место занимает процесс их обеспечения. Наряду с боевым, техническим, тыловым обеспечением служебными документами предусмотрено и морально-психологическое, составным элементом которого является психологическое обеспечение.

Проблема психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих зародилась еще в начале IX века и в своем развитии прошла ряд закономерных этапов.

Первый этап (начало XIX века - 1917 г.) - этап эмпирического психологического обеспечения. Содержит в своей основе процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период формируются требования к боевым качествам воинов, осуществляется научное обоснование смелости, боевой активности, инициативы, наступательного порыва и др.

Второй этап (1917-1940 гг.) - этап организационного формирования процесса психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. Совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. Появляются и организационно оформляются подразделения психологической службы в отдельных видах Вооруженных Сил.

Третий этап (1940-1945 гг.) - этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности. Наряду с накоплением боевого опыта, война обнажила и недостатки в психологической подготовки. Особое развитие получили вопросы развития качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя.

Четвертый этап (1946-1960 гг.) - этап обобщения боевого опыта и становления военной психологии. Создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологическим обеспечением. Начинает вводится психологический отбор в военных училищах.

Пятый этап (1960-1992 гг.) - этап дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. Происходит становление психологической подготовки, разрабатываются методические приемы психологических тренировок, создается психологическая служба в ряде округов ВВС, совершенствуется система психологического образования военных кадров.

Шестой этап (1992 г. - по настоящее время) — этап формирования нормативно-правовой базы системы психологического обеспечения деятельности личного состава Вооруженных Сил и создания ее концепции. Понятие психологического обеспечения вводится в руководящие и боевые документы, проводятся исследования данной проблемы в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Проводимая работа способствовала осуществлению переработки документов по подготовке и ведению операций видов Вооруженных Сил и боевых действий, внесению изменений в боевые уставы.

В современных условиях проблема психологического обеспечения боевых действий во весь рост стала перед учеными и практиками, от решения которой во многом зависит дальнейшее продвижение военных реформ. Тем более, что не всегда благоприятна социальная обстановка. Постоянные ре-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ... формирования воспитательных структур не позволили сколько-нибудь существенно целенаправить усилия командиров военного управления в вопросах подготовки психики воина и психологии воинских коллективов к решению служебно-боевых задач.

Теоретические изыскания и накопленный опыт в области морально-психологического обеспечения боевых действий позволяет констатировать, что психологическое обеспечение - это комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях служебно-боевой обстановки.

Психологическое обеспечение организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командира (начальника).

Целью психологического обеспечения является достижение высокой боевой активности военнослужащих, способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в любых условиях служебно-боевой обстановки.

При этом решаются следующие задачи:

- формирование психологической готовности военнослужащих, частей и подразделений вступить в бой, применить оружие и боевую технику в условиях отягощенных опасностью;

- поддержание психологической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов боя, позволяющей сохранять высокую боевую активность;

- выработка для органов военного управления предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в войсках (силах), поддержанию здорового морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающих выполнение поставленных задач;

- предупреждение психических расстройств, оказание психологической помощи в боевой обстановке и восстановление психических и физических сил военнослужащих.

Психологическое обеспечение достигается: своевременным и целенаправленным проведением комплекса мероприятий по психологической подготовке, формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств; управлением социально-психологическими процессами в войсках (силах); прогнозированием психологических потерь в предстоящих боевых действиях; психологической профилактикой и реабилитацией военнослужащих.

К основным направлениям работы относятся:

- психологическая подготовка;

- психологическая поддержка;

- психологическая помощь и реабилитация.

Психологическая подготовка - это система мероприятий по целенап-

равленному формированию у военнослужащих и воинских коллективов психологической устойчивости к отрицательному влиянию факторов современного боя, психических и психологических качеств, обеспечивающих высокую боевую активность в любых условиях обстанов* ки.

Целью психологической подготовки является достижение способности выдержать высокие нервно-психические и физические нагрузки и действовать в условиях, отягощенных опасностью.

Основные задачи психологической подготовки:

- психологическая адаптация к факторам боевой обстановки;

- формирование представлений у личного состава о предстоящей операции (боевых действиях), возможных действиях противника и изменениях обстановки;

- формирование способности преодолевать страх и противостоять панике;

- обеспечение устойчивости навыков владения оружием, боевой техникой и способов боевого поведения.

Психологическая подготовка организуется и проводится командирами соединений, частей и подразделений, их заместителями по воспитательной работе в едином комплексе мероприятий по подготовке и выполнению боевой задачи на основе психологических рекомендаций. При выполнении боевых задач в составе отдельных подразделений (малых групп) организуется и проводится психологом по согласованию с командиром.

Психологическая поддержка - это комплекс оперативных мероприятий по поддержанию способности военнослужащих, подразделений и частей противостоять устрашающим факторам боя и решительно действовать в боевой обстановке, по предотвращению индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, боевых психических расстройств, а также оказанию психологической помощи военнослужащим, имеющим признаки психического поражения.

Основная цель психологической поддержки - поддержание психологической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей в ходе операции (боевых действий).

Основные задачи психологической поддержки:

- анализ поведения военнослужащих в бою, их психических состояний, поддержание боевых установок и настроя на активные боевые действия;

- влияние на представления личного состава о противнике, результатах боевых действий, боевых и психологических потерях обеих сторон;

- восстановление психической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей, подвергшихся страху и панике;

- оценка степени усталости личного состава, подверженности слухам и панике, преодоление и локализация отрицательных психических явлений в ходе операции (боевых действий);

- оказание психологической помощи военнослужащим, имеющим признаки боевых психических расстройств, в случае необходимости - их эвакуация в тыл;

- своевременный анализ психологической обстановки боя и выработка рекомендаций командованию для принятия решений.

Психологическая помощь - это комплекс мероприятий направленных 11а непосредственное преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих и восстановление их боеспособности.

Цель — восстановление психического здоровья военнослужащих и их боевой активности.

Задачи психологической помощи:

- прогнозирование психологических потерь (количественная и качественная характеристика);

- быстрейшее возвращение в строй военнослужащих, не нуждающихся по характеру психогенного расстройства в эвакуации;

- преодоление психических и психологических состояний, препятствующих активному выполнению боевой задачи (эмоциональное напряжение, душевный дискомфорт, чувство вины, повышенная тревожность, страх и ир. )

Психологическая реабилитация - это комплекс поэ тапно выполняемых мероприятий, направленных на восстановление личностного и социального статуса военнослужащего с целью сохранения психического здоровья военнослужащего для оптимизации уровня его жизнедеятельности в условиях боевой обстановки.

Основными задачами являются:

- восстановление утраченных функций;

- психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих;

- рациональное распределение военнослужащих с учетом их функционального состояния.

Психологическая реабилитация организуется и проводится психологами частей и соединений, инструкторами психологической разгрузки и реабилитации в тесном взаимодействии с медицинской службой.

К силам и средствам психологического обеспечения относятся: штатные психолога, инструкторы комплексов и комнат психологической разгрузки и реабилитации, отделения психологической подготовки и имитации, подвижные комплексы психологической разгрузки и реабилитации, комнаты психологической разгрузки и реабилитации, полосы психологической подготовки, имитационные средства, компьютерные классы, тренажерные комплексы. средства бланковой и аппаратурной психодиагностики.

Штатные психологи, инструкторы комнат и подвижных комплексов психологической разгрузки и реабилитации осуществляют весь комплекс мероприятий по планированию, организации, проведению психологического

обеспечения боевых действий войск (сил). Подвижные комплексы психологической разгрузки и реабилитации, комнаты психологической разгрузки и реабилитации обеспечивают снятие психической напряженности, поддержание и восстановление психического здоровья военнослужащих. Полосы психологической подготовки, имитационные средства, компьютерные классы, тренажерные комплексы предназначены для формирования у военнослужащих специальных психологических качеств, обеспечивающих психологическую устойчивость и готовность к боевым действиям. Средства бланковой и аппаратурной психодиагностики обеспечивают исследование и оценку индивидуальных психологических, социально-психологических качеств военнослужащих и коллективов с целью проведения мероприятий психологической профилактики, коррекции, реабилитации.

Психологическое обеспечение включает:

- снижение влияния боевой обстановки на психику военнослужащих;

- ослабление интеллектуальной, волевой и эмоциональной напряженности;

- формирование навыков поведения на поле боя;

- создание боевого возбуждения и настроя;

- снижение психологических потерь в ходе боевых действий;

- психологическая реабилитация военнослужащих, получивших травмы познавательных, эмоциональных и волевых процессов;

- пресечение страха и паники;

- укрепление психологического здоровья военнослужащих.

Организация психологического обеспечения боя.

Психологическое обеспечение боя достигается путем психологической оценки обстановки и выработки соответствующих предложений в решение командующего (командира) на организацию боя, а также в ходе операции и после боевых действий.

Психологическая оценка обстановки состоит из оценки войск противника, погодных условий и местности, оценки своих войск.

Психологическая оценка противника проводится с целью определения его устойчивости и способности к сопротивлению или активным действиям в наступлении, нахождения слабых мест в психологической устойчивости, прогнозирования его реакций, решений и действий при развитии обстановки, осуществления эффективного воздействия на моральнопсихологическое состояние противника и подрыва его.

Она включает:

а) оценку общих сведений - боевой истории части, качественного и количественного состава его сил и средств, социально-психологической обстановки, опыта участия в боях, особенностей поведения на поле боя и ведения боевых действий, степени проявления морально-боевых качеств и готовности к ведению боевых действий, наличие и состояние боевой техники и оружия, масштаба и содержания психологических диверсий;

б) оценку различных категорий военнослужащих, взаимоотношений между ними - рядовых, сержантов, офицеров, их объективных интересов, установок, преобладающих мнений, традиций, национальных, религиозных, политических особенностей;

в) оценку информационных потоков, их источники, содержание, возможности, отношение различных групп, действенность.

Психологическая оценка своих войск включает:

- оценку морально-боевых качеств (верность воинскому долгу, военной присяге, ненависть к врагу, стойкость, мужество, храбрость, стремление к победе над врагом, уровень воинской дисциплины, инициатива, самостоятельность, воинское мастерство, войсковое товарищество, взаимопомощь и др.);

- оценку психологической готовности (готовность к преодолению тягот войны в целом, готовность к выполнению боевых задач, уверенность в себе, своих знаниях, навыках и умениях, уверенность в командирах, товарищах и надежности боевой техники и оружия, уверенность в победе над врагом, нацеленность и настроенность на активные боевые действия) отдельных воинов, подразделений и частей;

- оценку психологической атмосферы в воинских коллективах (индивидуальные и коллективные оценки, мнения, суждения и настроения, особенности межличностных, групповых и межнациональных отношений),

- оценку факторов, снижающих или повышающих морально-психологическое состояние войск (сил): представлений личного состава о боевых действиях и результатах первых боев (боевых и психологических потерях обеих сторон, сильных и слабых сторонах своих войск, соседних и приданных частей, противника); оценку надежности управления (отношение к приказам и распоряжениям командиров, укомплектованность опытным офицерским составом), опыта и навыков участия в боях, степени усталости личного состава, восприимчивости к слухам, подверженности опасности, внезапности. неопределенности и новизны обстановки и прогнозирование изменений психологических качеств личного состава под влиянием психотравмирующих факторов и нервно-психических расстройств, а также психологических диверсий противника.

При этом в решение командующего могут вноситься предложения:

- по организации психологической подготовки к предстоящим боевым действиям;

- по перераспределению сил и средств с учетом психологических факторов;

- по управлению социально-психологической обстановкой в войсках, психологической атмосферой в воинских коллективах и морально-психологическим состоянием личного состава.

Психологическая оценка своих войск в ходе боевых действий дополняется оценкой психологических потерь:

а) оценка временных психологических потерь - определение количества людей временно утративших боеспособность, у которых обстановка боя вызвала сильный страх, психическое потрясение и неадекватные реакции, помутнение сознания и подавила волю, по родила чувства обреченности, повергла в паническое состояние с реакциями бегства, неспособности вести боевые действия, хаотического поведения, беспорядочной стрельбы и т. п.

При этом в решение командира вносятся предложения:

- по нейтрализации, ограничению влияния на остальных и выведению временно утративших боеспособность из их состояния и возвращению в боевые порядки;

- по пресечению паники.

б) оценка санитарных психологических потерь - определение количества людей, которые не адаптировались к обстановке боя и получили нервнопсихические травмы - психических, эмоциональных и волевых процессов, проявляющиеся потерей ощущеиия и восприятия реальности, патологическим страхом, подавленностью и, вследствие этого, неадекватностью реакций и поведения.

При этом в решение командира вносятся предложения

- по ограничению влияния долговременно утративших боеспособность на остальных, по их эвакуации с целью госпитализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическая оценка после боевых действий включает: оценку состояния объединений (соединений), сохранивших боеспособность; оценку состояния соединений, не сохранивших боеспособность; оценку временных и санитарных психологических потерь.

При этом в решение командира вносятся предложения:

- по психологической реабилитации военнослужащих;

-по психологической адаптации и способам борьбы со страхом;

- по поддержанию и восстановлению морально-боевых качеств подразделений и частей;

- по поддержанию и восстановлению готовности подразделений и частей к дальнейшим боевым действиям;

- по укреплению психического здоровья военнослужащих;

- по перегруппировке, выведению и замене войск (сил) с учетом временных и санитарных потерь, пополнения людских ресурсов.

Психологическая оценка влияния погодных условий и местности состоит из оценки положительного или отрицательного воздействия погоды, климата и рельефа местности на настроения, самочувствие и активность личного состава.

Важнейший компонент морально-психологического обеспечения воинской деятельности - психологическое обеспечение, целью которого является поддержание оптимального психологического состояния личного состава, позволяющего ему решать служебно-боевые задачи с мак-

симальной боевой эффективностью и минимальными психогенными потерями.

Таким образом, главное:

• достижение высокой боевой активности;

• способность переносить высокие нервно-психические и физические нагрузки, сохранять боеспособность в обстановке психотравмирующих, психогенных факторов.

Психологическое обеспечение представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебнобоевые задачи в любых условиях обстановки.

Таким образом, задачи психологического обеспечения:

1. Психологическая диагностика, оценка психологического состояния личного состава.

2. Психологическое прогнозирование условий эффективности предстоящей деятельности.

3. Психологическая подготовка личного состава к боевому применению техники и оружия в опасных и напряженных условиях современного скоротечного боя.

4. Психологическое сопровождение и поддержка личного состава в процессе непосредственного ведения боевых действий.

5. Психологическое изучение противника: его сильных и слабых сторон, национально-психологических особенностей, уровня профессиональной подготовленности, преобладающих психических состояний.

6. Информационно-психологическое воздействие на противника в целях его дезорганизации, создания пораженческих настроений, снижения работоспособности, формирования неуверенности в технике, оружии, командном составе, распространения слухов и т. п.

7. Оценка и восстановление психологических потерь (психологическая помощь и реабилитация) после тяжелых боев, поражений, воздействия чрезмерных по силе раздражителей, контузий, летных происшествий, аварий, катастроф и т. п.

8. Психологическое изучение и моделирование будущих условий и особенностей ведения боев (проведение командно-штабных игр, отработка навыков выхода из аварийных ситуаций на тренажерах и на учениях).

9. Обучение основам психологии и приемам саморегуляции психических состояний личного состава и активистов (инструкторов) психологической службы.

10. Мобилизация личного состава на преодоление трудностей, формирование боевого порыва, инициативы и активности.

11. Выработка для органов военного управления предложений, учиты-

вающих психологические вопросы организации и ведения служебно-боевой деятельности.

Содержание и организация работы по ПОСБД на его отдельных этапах.

ЭТАПЫ

1. Оценочно-аналитический.

2. Организационно-прогностический.

3. Целевой и психологической подготовки,

4. Психологического сопровождения.

5. Реабилитационный.

1. Оценочно-аналитический этап

а) Сбор, обработка информации по психологической оценке обстановки:

- краткие выводы из оперативной обстановки: масштаб действий, особенности боевого предназначения подразделений, частей, войск, морально-психологическое состояние, уровень готовности л/с; характер решаемых задач; особенности действий войск в регионе;

- психологическая оценка своих войск, их морально-психологического состояния;

- психологическая оценка войск противника;

- оценка социальной обстановки;

- оценка погодно-климатических условий;

б) Определение уровня психологической готовности личного состава.

Оценка своих войск:

а) оценка морально-боевых качеств (опыт, дисциплинированность, выносливость и т. п.);

б) оценка психологической готовности (к преодолению тягот, уверенность в свои возможности);

в) оценка психологической атмосферы в воинских коллективах (взаимоотношения, настроения, традиции, мнения);

г) оценка факторов повышающих (снижающих) МПС войск:

- сильные и слабые стороны;

- надежность управления;

- отношение к приказам командования;

- опыт участия в операциях;

- степень усталости;

- восприимчивость к слухам;

- отношение к психологическому воздействию противника;

Оценка войск противника:

а) общие сведения о частях, боевой истории, потерях, укомплектованности;

б) характеристика различных категорий (национальные, этнические особенности, противоречия, сословно-классовые, религиозные и т. п.)

в) возможности проведения психологических операций;

Оценка социальной обстановки:

- настроение 1ражданского населения;

- отношение гражданского населения к деятельности и намерениям воюющих сторон;

-деятельность представителей прессы и информационных служб;

- предполагаемые каналы и характер влияния населения на войска (свои и противника);

- возможности использования обстановки для повышения МПС;

Оценка физических, погодно-климатических условий:

- климат, погода, время суток, рельеф местности (горы, лес, город)

2. Организационно-прогностический этап

- определение психологических условий эффективности служебно-боевой деятельности;

- расстановка сил и средств психологического обеспечения;

- прогнозирование психологических (психогенных) потерь с одновременным обдумыванием мероприятий по их снижению;

- короткие выводы из оценки;

- формирование предложений и рекомендаций командиру для принятия решения;

-доклад.

- отдание указаний и постановка задач ответственным лицам;

- оказание помощи, материально-техническое обеспечение, принятие участия в осуществлении мероприятий, осуществление контроля, получение докладов и их обобщение.

3. Этап целевой и психологической подготовки

Морально-психологическая подготовка личного состава - целенаправленный процесс воздействия на военнослужащих, имеющий целью формирование и закрепление у них образов модели боевых действий, психологической готовности и устойчивости.

Результат морально-психологической подготовки:

А. Военно-профессиональная мораль, т. е. система норм, отвечающих общечеловеческим и патриотическим ценностям, включающая мотивы, представления и способы действий, обеспечивающие эффективную, социально полезную воинскую деятельность и личное удовлетворение от сознательного ее осуществления.

Б. Психологические свойства, процессы и состояния, соответствующие требованиям эффективной служебно-боевой деятельности, т. е. специальная боевая мотивация достижения успеха (а не избегания неудачи), характерологические, эмоционально-волевые качества, интеллектуальные и эмоционально-волевые процессы, обеспечивающие устойчивость в СБД, сте-ничное состояние интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Сферы и содержание осуществления:

- в общественно-гуманитарной подготовке развиваются преимуществен-

но мотивационно-ценностные компоненты психологической структуры деятельности: ценности правоохранительного сознания, патриотизма, самоутверждения себя средствами воинской деятельности;

- в боевой, военно-профессиональной, специальной подготовке - предварительная ориентировка в специальных служебно-боевых ситуациях, активизация мотивационных установок; приобретение знаний и представлений о реальных условиях службы и боя; адаптация эмоционально-волевой сферы к стрессогенным факторам СБД; появление навыков саморегуляции в критических ситуациях;

- в рамках физической подготовки-приобретение психологических, психофизиологических качеств, связанных с преодолением физических нагрузок, развитием сенсомоторной сферы, выносливости, координированности, уверенности в своих физических качествах и т. п.;

- в рамках специализированной психологической подготовки: приобретение умений саморегуляции эмоционального состояния: мышечной и психофизиологической мобилизации и релаксации, самомассажа, аутотренинга и гетеротренинга, дыхательной и идеомоторной гимнастики, выхода из стрессовых ситуаций без психотравм. Развитие мотивов оптимизма, гуманизма, взаимопомощи и поддержки.

Главное: формирование и закрепление образной основы модели боя посредством практического опробования служебно-боевых действий по заданному алгоритму или в условиях эвристического выбора.

4. Психологическое сопровождение СБД:

- целевая психологическая подготовка;

- анализ поведения военнослужащих в процессе СБД;

- оценка реакций, степени психологическою утомления, усталости;

- формирование установки для проведения дальнейшей боевой деятельности;

- коррекция настроения военнослужащих;

- поддержка потерпевших неудачу;

- противодействие психологическому воздействию противника;

Работа по противодействию психологического воздействия противника:

- листовки (США во Вьетнаме - более 50 млрд. листовок, по 1500 на каждого жителя; 3 недели боев в Персидском заливе - 15 млн. листовок-пропусков, 150 тыс. транзисторных приемников с фиксированной частотой приема, антииракская символика);

- подрыв морального духа противника;

- организация перехода в плен;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- психологическое давление (ложные команды по радио, содействие диссидентам).

5. Реабилитационный этап:

- восстановление утраченных психологических функций военнослужащих;

- психологическая экспертиза военнослужащих с проявлениями психогений;

- распределение воинов после получения ими психологической помощи:

- нетрадиционные методы (массаж, дыхательная гимнастика);

- медикаментозные способы;

-отдых;

- психотерапевтическая помощь;

- аутотренинг.

Предложения военного специалиста включают:

1. Формулировку главных задач психологического обеспечения.

2. Основные мероприятия по ее решению на этапах:

- подготовки;

- сопровождения;

- помощи и реабилитации.

До уровня воинского подразделения: исполнитель, время, место.

3. Силы и средства, привлекаемые для психологического обеспечения, их распределение.

4. Определение своего места.

5. Порядок взаимодействия с другими офицерами структур по работе с личным составом.

Документы:

1. Рабочая карта с оценкой МП обстановки с расчетом психологических потерь, таблицами структурой и возможностями средств психологической поддержки.

2. Из оценки МПС: выводы и предложения.

3. Личный план мероприятий.

Таким образом, проблема психологического обеспечения, в том числе и служебно-боевой деятельности, возникла вместе с началом зарождения военной психологии. Она прошла путь от накопления и распространения эмпирических знаний до научного осмысления структуры и организации психологического обеспечения. Знание и учёт психологических особенностей военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, комплексный подход в решении проблем психологического обеспечения позволит с максимальной эффективностью выполнять поставленные служебно-боевые задачи.

Библиографический список

1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.

2. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука, 1988.

3. Бурыкин, В. М. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел / В. М. Бурыкин, М. И. Марьин, В. Е. Петров и др. Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003.

4. Грановская, Р. М, Защита личности (психологические механизмы) / Р. М Грановская. - СПб.: Знание, 1998.

5. Иванов, И. П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих / И. П. Иванов. Дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 1999.

6. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях. Методические рекомендации. - М.. 1997.

УДК 74.58 + 06

Н. Я. Сухорукова

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА

В методических рекомендациях по проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения отмечается, что одно из назначений образовательных стандартов высшего образования - удовлетворять растущий спрос общества на новые компетенции [1]. При разработке ГОС ВПО нового поколения необходимо изменить подход с предметно-дисциплинарного и содержательного на компетентностный; акцентировать внимание на ожидаемых результатах образовательного процесса, на диагностике уровня достижений компетенций студентов и выпускников. Рекомендуется привлекать к выявлению общих и специальных компетенций наиболее стратегически перспективных работодателей и социальных партнеров [1; 2].

В России сложилась и до сих пор успешно функционирует система подготовки кадров для транспортной отрасли, учитывающая в первую очередь потребности работодателей. В эту систему входят 10 вузов, выпускающих специалистов для железнодорожного транспорта. Очевидно, что при разработке новых образовательных стандартов необходимо учитывать требования Открытого акционерного общества «РЖД» как основного работодателя.

Нами было проведено исследование с целью решения следующих задач:

1) определение наиболее востребованных работодателями компетенций выпуск ников вузов;

2) разработка и апробация методики измерения некоторых компетенций выпускников железнодорожного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.