Научная статья на тему 'Обоснование программы психологического сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск'

Обоснование программы психологического сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
682
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL PROGRAM / PROFESSIONAL ACTIVITY / SYSTEM OF VALUES / PSYCHOLOGICAL CONDITION / SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасов Василий Васильевич, Корнилов Алексей Владимирович, Дьячков Алексей Анатольевич

В статье на основании анализа различной литературы представлено обоснование программы психологического сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск. Структура программы сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск включает в себя следующие различные взаимосвязанные компоненты: содержательно-предметный; организационно-управленческий; диагностическо-прогностический. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Некрасов Василий Васильевич, Корнилов Алексей Владимирович, Дьячков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL WORK OFFICERS OF INTERNAL ARMIES

The article based on an analysis of various literature presents the rationale of the program of psychological support of professional activity of officers of internal troops. The structure of the program with a professional activity of officers of internal troops comprising the various interrelated components: content-subject; organization and management; diagnostic and prognostic. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Текст научной работы на тему «Обоснование программы психологического сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-41 УДК 159.923.5

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Некрасов В.В., Корнилов Л.В., Дьячков А.А.

В статье на основании анализа различной литературы представлено обоснование программы психологического сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск. Структура программы сопровождения профессиональной деятельности офицеров внутренних войск включает в себя следующие различные взаимосвязанные компоненты: содержательно-предметный; организационно-управленческий; диагностическо-прогностический. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

Ключевые слова: психологическая программа; профессиональная деятельность; система ценностей; психологическое состояние; субъективное благополучие личности.

JUSTIFICATION PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL

WORK OFFICERS OF INTERNAL ARMIES

Nekrasov V.V., Kornilov L.V., Diachkov A.A.

The article based on an analysis of various literature presents the rationale of the program of psychological support of professional activity of officers of internal troops. The structure of the program with a professional activity of officers of internal troops comprising the various interrelated components: content-subject; organization and management; diagnostic and prognostic. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.

Keywords: psychological program; professional activity; system of values; psychological condition; subjective well-being of the individual.

Важнейшим условием достижения субъективного благополучия личности офицера, является разработанная программа психологического сопровождения данного процесса. Данное условие тесно связано с остальными условиями достижения субъективного благополучия личности офицера.

Наша исследовательская деятельность в данном направлении, заключалась в последовательной и целенаправленной работе по созданию программы, ее апробацию и внедрение в слу-жебно-боевую деятельность. При создании программы нами реализовывалась концепция по достижению субъективного благополучия личности будущего офицера, через проектирование жизненных стратегий и соблюдение остальных условий.

Под программой психологического сопровождения в нашем исследовании мы понимаем определенную комплекс мероприятий по достижению субъективного благополучия личности офицера, она включает в себя следующие компоненты: содержательно-предметный; организационно-управленческий; диагностико-прогностический (рис. 1):

Рис. 1. Программа психологического сопровождения

Цель созданной программы - формирование проектировочной профессиональной компетенции офицеров в условиях специального психологического сопровождения.

Методическая цель созданной программы - предоставление необходимых данных для совершенствования работы командиров и начальников по морально-психологическому обеспечению, позволяющему успешно выполнять служебно-боевые задачи через достижение субъективного благополучия личности на основании проектирования жизненных стратегий.

Методы, применяемые в программе: методы развивающего обучения и воспитания на основании применения передовых психолого-педагогических технологий, психолого-педагогическое наблюдение в ходе повседневной деятельности, организация психологической помощи при выполнении служебно-боевых задач, методы опроса, индивидуальной и групповой беседы, анкетирование и интервьюирование [3, 4, 5].

Созданная программа психологического сопровождения имеет следующую структуру (рис. 2).

Рис. 2. Программа психологического сопровождения достижения субъективного благополучия личности офицеров

В содержательно-предметный блок созданной программы вошли следующие компоненты: психологический курс «Основы достижения субъективного благополучия личности через проектирование жизненных благополучий»; комплекс психологических тренингов, направленных на преодоление эмоционального выгорания; электронная поддержка разработанного курса и комплекса тренингов (рис. 3).

Рис. 3. Содержательно-предметный блок программы психологического сопровождения достижения субъективного благополучия личности

В организационно-управленческий блок созданной программы вошли мероприятия с командным и начальствующим составом воинских и частей соединений внутренних войск, направленных на управление процессом достижения субъективного благополучия личности офицеров, ориентирование по целям и задачам морально-психологического обеспечения, проведение инструкторско-методических занятий, последовательное и покомпонентное внедрение программы в повседневную деятельность.

Диагностико-прогностический компонент программы включил в себя критерии оценки уровня субъективности личности офицеров, критерии эффективности программы, критерии эффективности психокоррекционных мероприятий, содержание и методика работы на основании полученных промежуточных и итоговых результатов по планированию дальнейших мероприятий по достижению субъективного благополучия.

При проведении работы по достижению субъективного благополучия, нами был спланирован комплекс психокоррекционных мероприятий, направленных на субъективное благополучие личности офицера внутренних войск МВД России.

Комплекс психокоррекционных мероприятий представляет собой систему деятельности органов военного управления, педагогических работников, офицеров структур по работе с личным составом, военных психологов и других должностных лиц по достижению субъективного благополучия личности [3].

Выполняет следующие функции:

- адаптационная;

- социально-культурная;

- корректирующая.

Функции комплекса психокоррекционных мероприятий реализуются посредством решения следующих задач:

- создание мероприятий по адаптации офицеров к условиям военной среды и условий жизни;

- реализация созданных мероприятий по адаптации офицеров;

- разработка комплекса мероприятий, направленных на овладение социокультурной обстановкой у каждого субъекта психокоррекционной деятельности;

- внедрение разработанных мероприятий в повседневную жизнь;

- выявление трудностей в достижении субъективного благополучия;

- прогнозирование результатов достижения субъективного благополучия на основании проектирования жизненных стратегий.

Под психокоррекционными мероприятиями в нашем исследовании понимается комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках морально-психологического обеспечения выполнения служебно-боевых задач на основании целенаправленного использования средств и методов психологии, внедрения современных достижений в области психологической науки, проведения постоянного психологического мониторинга личного состава, их социального самочувствия, психологической готовности к выполнению сложных задач войск в мирное и военное время и в любых условиях обстановки.

Основными принципами осуществления психокоррекционных мероприятий являются:

• единоначалие и укрепление его социально-психологических основ;

• единство и взаимодействие со всеми видами всестороннего обеспечения служебно-бое-вой деятельности войск;

• объективность и научная обоснованность заключений, выводов и рекомендаций;

• оперативность, своевременность, непрерывность и системность профессиональной деятельности;

• уважение прав и свобод человека и гражданина, строгое соблюдение норм профессиональной этики.

Целью психокоррекционных мероприятий является создание необходимых психологических условий готовности офицеров к качественному выполнению поставленных служебно-боевых задач, психологическое сопровождение служебно-боевой деятельности, внедрение и реализация в практической работе с личным составом специальных социально-психологических средств и методов повышения эффективности и качества выполнения военнослужащими должностных и специальных обязанностей, воинского долга, сохранение их психического здоровья и повышение эффективности функционирования воинских коллективов.

Формы и методы, реализуемые в рамках психокоррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности избираются в зависимости от выполняемых подразделениями и воинскими частями служебно-боевых задач, условий и возможностей их выполнения.

Основные формы, реализуемые в рамках психокоррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера, включают: психологический анализ служебно-боевой деятельности, социально-психологическое изучение (обследование) военнослужащих; психологическое консультирование; психогигиена, психопрофилактика и психокоррекция; психологическая реабилитация; психологическое просвещение (психолого-педагогическая подготовка) военнослужащих внутренних войск.

Основные методы реализуемые в рамках психо-коррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера, включают в себя: наблюдение; беседа; изучение документов; тестирование; опросы; эксперимент; анализ результатов деятельности; обобщение независимых характеристик; социометрия; моделирование ситуации; экспертиза; социально-психологический тренинг.

Основными задачами в рамках психо-коррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера, являются:

• оказание помощи в реализации своих способностей;

• усиление положительных и коррекция негативных качеств для достижения психологического комфорта и сохранения психического здоровья.

Основными направлениями деятельности при проведении психо-коррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера, являются:

• оценка индивидуальных психологических особенностей военно-профессиональной адаптации военнослужащих;

• углубленное изучение военнослужащих с признаками затрудненной военно-профессиональной адаптации;

• психологическая помощь лицам с признаками затрудненной адаптации, находящимся в дезадаптивных состояниях, связанных с недостаточным развитием профессионально важных качеств;

• проведение профессиональной консультации;

• психологическая поддержка при возникновении кризисных ситуаций в процессе прохождения военной службы;

• психологическая коррекция неадекватных типов реагирования на возникающие трудности;

• развитие профессионально важных качеств, необходимых для успешного овладения военно-профессиональной деятельностью;

• разработка практических рекомендаций и предложений по индивидуально-воспитательной работе с военнослужащими;

• консультирование командиров (начальников) по вопросам индивидуального подхода к воспитанию и обучению военнослужащих.

Для эффективной организации и управления процессом достижения субъективного благополучия в системе управления был выделен содержательно-управленческий компонент воздействия на данный процесс, обеспечивающий комплексную, целенаправленную деятельность в данном направлении [1, 2]. Основным уровнем мы определили уровень воинской части, который включал в себя следующие структуры:

Совещание командования воинской части. Его функции сформулированы как определение концепции и программных основ достижения субъективного благополучия личности офицера, направленность воспитательного процесса, формирование целостного и здорового психолого-педагогического климата, поддержка и развитие инициатив, инновационных идей в области воспитания и развития личностных качеств.

Заместитель командира по работе с личным составом, как непосредственный начальник организует и руководит психокоррекционными мероприятиями в полном объеме, в рамках раздела морально-психологического обеспечения «социально-психологическая работа» и отвечает за своевременное принятие мер по выводам и рекомендациям. Он обязан:

• знать цели, задачи, основные направления, формы и методы проводимой работы, ее возможности в рамках общего комплекса МПО служебно-боевой деятельности войск;

• постоянно осуществлять руководство социально-психологической службой, определять приоритетные направления ее работы в соответствии с задачами, решаемыми внутренними войсками, и реальным морально-психологическим состоянием личного состава;

• своевременно представлять предложения для принятия решения командиру (начальнику) по проблемам деятельности войск и МПО на основе аналитических выводов и рекомендаций сформулированных при реализации комплекса психокоррекционных мероприятий;

• принимать участие в разработке мероприятий программы медико-психологического обеспечения военнослужащих войск, выполняющих служебно-боевые задачи в экстремальных условиях;

• осуществлять подбор офицеров на воинские должности социально-психологической службы объединения, соединений, воинских частей и обеспечивать их профессиональную переподготовку;

• обеспечивать строгое соблюдение должностными лицами социально-психологической службы норм профессиональной этики военного психолога.

Психокоррекционные мероприятия по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера, в ходе выполнения служебно-боевой деятельности включают: социально-служебную адаптацию (к общевоинским требованиям, регламентирующим повседневную деятельность военнослужащих, ко всему укладу жизни и условиям обучения); психологическую адаптацию, связанную с формированием адекватного комплекса профессионально важных качеств; социально-психологическую адаптацию, обусловленную вхождением в воинский коллектив; психофизиологическую адаптацию, обусловленную изменениями требований деятельности к состоянию здоровья военнослужащих [6, 7].

Основными критериями успешности проведения данной работы являются: успешность обучения; дисциплинированность; эффективность практической деятельности; характер динамики психологических особенностей личности; состояние здоровья; характер взаимоотношений в коллективе. Данные критерии оцениваются через следующие показатели:

• успешность военно-профессиональной деятельности - оценки командиров по овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями;

• дисциплинированность - количество взысканий, характер нарушений воинской дисциплины, исполнительность и др.;

• эффективность практической деятельности - оценки за усвоение программы боевой подготовки, несение службы в караулах, внутренних нарядах и т.п.;

• динамика психологических особенностей - характер динамики психологических особенностей личности (например, позитивная или негативная);

• состояние здоровья - наличие жалоб на состояние здоровья, обращение за медицинской помощью, показатели функционального состояния организма;

• взаимоотношение в коллективе - наличие конфликтов с окружающими, характеристика социального статуса.

Данные показатели выявляются при проведении социально-психологического и психофизиологического изучения военнослужащих.

Основные направления осуществления психокоррекционных мероприятий по психологическому сопровождению субъективного благополучия личности офицера реализуются следующим образом:

1. Изучение особенностей военно-профессиональной адаптации к условиям прохождения военной службы в подразделении (воинской части).

Для решения задач данного направления используются методы: анализ результатов деятельности; анализ заболеваемости; опрос командиров (начальников), а также групповые психологические и психофизиологические обследования, позволяющие оценить психическое состояние и характер взаимоотношений в коллективе.

2. По результатам социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования оценивается уровень адаптированности военнослужащих по каждому из рассмотренных критериев. Общая адаптированность определяется по совокупной успешности различных аспектов военно-профессиональной адаптации. Она считается достаточной или недостаточной в зависимости от того, к какому из указанных уровней был отнесен военнослужащий по большинству из рассматриваемых критериев. Если хотя бы по одному из критериев адаптированность была признана как низкая или дезадаптационная, таковой соответственно считается и общая успешность этого процесса.

3. Со всеми военнослужащими, уровень адаптированности которых был оценен как низкий или дезадаптационный, проводится углубленное психологическое обследование для выявления основных факторов, вызывающих осложнение процесса адаптации.

Оказание индивидуальной психологической помощи и коррекция социально-психологического климата в коллективе. По итогам изучения особенностей военно-профессиональной адаптации военнослужащих намечается комплекс мероприятий по оптимизации этого процесса, разрабатываются рекомендации по совершенствованию индивидуального подхода к вос-

питанию, коррекции социально-психологического климата в воинских коллективах и индивидуальной психологической коррекции.

4. Мероприятия по оказанию индивидуальной психологической помощи включают в себя: индивидуальное психологическое консультирование; психологическую коррекцию функционального состояния; тренинг психических познавательных процессов и развития личностных качеств.

5. Коррекция социально-психологического климата в коллективе предполагает проведение следующих мероприятий: разработки рекомендаций по подбору младших командиров и актива подразделения; изучения общественного мнения и коллективных настроений; разработки рекомендаций для командования подразделений (воинской части) по учету психологических особенностей личного состава.

6. Одним из основных направлений работы в структуре осуществления психокоррекционных мероприятий явилось предупреждение эмоционального выгорания личности офицера в процессе профессиональной деятельности.

Эмоции сопровождают любые события нашей жизни. Но у одних людей волнения протекают относительно безболезненно для психики, довольно быстро гаснут, заменяясь положительными эмоциональными переживаниями. А у других отрицательные эмоции надолго «застревают», накапливаются, затрудняя их профессиональный и личностный рост, приводя их к эмоциональному «выгоранию».

Под эмоциональным «выгоранием» понимается синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В офицерском коллективе, являющимся объектом исследования, симптомы эмоционального «выгорания проявлялись в нарушении сферы отношений: негативные установки в отношении себя, своей работы, повышении своего профессионального уровня.

Предложенная нами программа профилактики и коррекции эмоционального «выгорания» офицеров рассчитана на три учебных года.

Задачами первого года занятий является оценка офицерами своего психоэмоционального состояния и его коррекция через расширение сферы интересов офицеров, а также обучение методам саморегуляции. Задачами второго года является осознание офицерами личностных особенностей, мешающих профессиональному росту и их коррекция (повышение самооценки, уверенности в себе, снижение личностной тревожности, развитие позитивного самовосприя-

тия и повышение значимости профессии). Задачи третьего года - обучение коммуникативным навыкам и навыкам конструктивного поведения, в том числе в конфликтных ситуациях.

Формой организации занятий с офицерами была выбрана психологическая гостиная. Психологическая Гостиная - это психотерапевтическая группа людей, собравшаяся с целью улучшить понимание своего внутреннего мира и ориентации в окружающей действительности. Работа в группе важна для тех, кто готов к работе над собой, готов изменить свою жизнь к лучшему.

Занятия в Гостиной проходили один раз в неделю. Посещение занятий офицерами добровольное, тематика может корректироваться в зависимости от желания членов группы. На занятиях используются музыкотерапия, аромотерапия, смехотерапия, релаксация, медитация, чаепитие, дыхательные упражнения, паузы активного отдыха, упражнения, способствующие сплочению коллектива, упражнения, способствующие эмоциональному раскрепощению.

Кроме этого, четыре раза в неделю проводится «зарядка хорошего настроения», в основе которой лежат упражнения, способствующие повышению энергетического потенциала и снятию излишнего эмоционального напряжения.

В планах обогатить досуг и расширить сферу интересов всех сотрудников: совместные выезды на природу; посещение культурно-развлекательных мероприятий; организация мастер-классов сотрудников с различной тематикой.

Ожидаемым итогам программы, видится снижение процента офицеров с синдромом эмоционального «выгорания», улучшение психического, а соответственно и физического здоровья каждого офицера, сплочение коллектива, а так же повышение его активности и творческого потенциала.

Предложенная программа имеет свою специфику, ориентированную на служебный распорядок гарнизонов и караулов.

Так основной формой занятий была выбрана «Психологическая гостиная», посещение которой носило добровольный характер. «Психологическая гостиная» - это психотерапевтическая группа людей, собравшаяся с целью улучшить понимание своего внутреннего мира и ориентации в окружающей действительности. Работа в группе важна для тех, кто готов к работе над собой, готов изменить свою жизнь к лучшему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия в Гостиной проходили один раз в неделю. Посещение занятий офицерами добровольное, тематика может корректироваться в зависимости от желания членов группы. На занятиях используются музыкотерапия, аромотерапия, смехотерапия, релаксация, медитация, чаепитие, дыхательные упражнения, паузы активного отдыха, упражнения, способствующие сплочению коллектива, упражнения, способствующие эмоциональному раскрепощению.

Кроме этого, четыре раза в неделю проводилась «зарядка хорошего настроения», в основе которой лежат упражнения, способствующие повышению энергетического потенциала и снятию излишнего эмоционального напряжения.

Проведенный по итогам формирующей программы контрольный срез, с помощью того же психолого-диагностического инструментария, показал эффективность предложенной программы.

Так в ЭГ отмечен рост показателей по таким направлениям как: альтруистическое -23,48%/28,79%; праксическое - 11,36%/15,91%; гностическое - 4,55%/10,61. И снижение: коммуникативное - 14,39%/9,09%; гедонистическое - 9,09%/ 3,79%; акизитивное - 13,64%/8,33%.

Офицеры МВФ стали чаще стремиться к активным действиям и получению знаний и меньше к общению и накоплению.

Динамика результатов мотивационных факторов офицеров МВД по итогам формирующей программы показывает изменения в сфере изменения отношения к профессии. Так офицеры ЭГ стали в большей степени осознавать нужность и важность своей службы (28,25%/ 33,33% - ставят данный мотив на первое место в профессиональной деятельности) и осознавать возможности личностного развития в профессиональной деятельности (6,82%/8,33%).

Мы можем отметить также среди ценностных ориентаций офицеров, снижение доли материальных ценностей (19,7%/15,15%) и рост нравственно - (9,09%/12,12%) волевых (9,09%/11,36%) ценностей, в чем мы видим успешность реализации предложенной программы. Что повлекло за собой значительный рост (на 29,6%) показателей высокого уровня проектировочной компетенции по критерию ценностных ориентаций (40,91%/53,03). Офицеры ЭГ стали чаще выбирать нравственно-волевые показатели.

Положительную динамику среди офицеров МВД можно отметить по шкалам «Служение» - 25,00%/28,79% и «Профессиональная компетентность» - 21,21%/25,00, что свидетельствует в пользу развития профессионализма военнослужащих и видение своего будущего исключительно в рядах военнослужащих.

Высокий уровень проектировочной компетенции по критерию «карьерные ориентации» возрос с 58,33% до 65,91%, что свидельствует о росте профессионализма офицеров.

Динамика результатов изучения способности к прогнозированию, среди офицеров МВД ЭГ, показала прирост высокого уровня (21,21%/25,00) и снижение низкого уровня (9,09%/6,30%). Таким образом, мы полагаем офицеры стали чаще задумываться о перспективах своей профессиональной деятельности и больше рассуждать и планировать свою жизнь.

Оптимизация уровня готовности к риску имеет положительную динамику среди офицеров ЭГ, что подтверждено и СУП.

Изучение динамики уровня удовлетворенности трудом, показало, что офицеры ЭГ стали выражать большую удовлетворенность службой, чем в начале исследования (28,03%/31,06%; 50,76%/54,55%). Это мы связываем в проведенной работой по улучшению психологического климата среди офицеров ЭГ, а также с активным содействием высшего командного состава, по оптимизации применения профессиональных способностей и возможностей офицеров на службе.

Полученные данные после формирующей программы показывают динамику развития рефлексивности офицеров МВД. Среди положительных моментов, мы можем отметить, рост среднего уровня (к чему мы и стремились) развития рефлексивности среди офицеров МВД ЭГ (56,82%/66,67%). Средний уровень позволяет военнослужащему анализировать свои поступки и действия, принимать и исправлять свои ошибки, но при этом не зацикливаться на копании в своих эмоциях.

Динамика уровня субъективного контроля позволяет отметить следующие положительные моменты, в ЭГ:

1. В целом амплитуда ответов увеличилась, что свидетельствует о пересмотре оценки в отношении себя.

2. Общая интернальность показывает еще более высокие уровневые значения (высокий -9,09%/12,88%; средний - 62,88%/70,45%), что говорит о росте личностной активности офицеров и желании контролировать свою профессиональную и личную жизнь.

Результаты контрольного среза по диагностике субъективного благополучия показывают, положительные изменения среди офицеров ЭГ. Так испытываю полное удовлетворение жизнью 15,91% против 13,64% в начале года. Эмоциональный дискомфорт испытывает один человек (не до конца решена проблема реабилитации офицера после службы в «горячей точке», мы полагаем на данную реабилитацию необходимо больше времени).

Средне уровневый показатель также позволяет отметить значительные изменения среди офицеров ЭГ (2,0454/2,2045), тогда как среди офицеров КГ такой динамики не выявлено (2,078/2,0567).

Таким образом, мы имеем основания говорить об эффективности предложенной программы психологического сопровождения офицеров МВД.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности. Дисс... канд психол. наук. - Хабаровск. 2004. 150 с.

3. Наумов П.Ю. Изучение проблем влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): Монография / П.Ю. Наумов, Д.Е. Матвеев, А.В. Вальков, А.А. Дьячков. - Saint-Louis, MO: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 с.

4. Наумов, П.Ю. Социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск: Монография / П.Ю. Наумов, Н.В. Мартьянов, А.А. Дьячков, А.В. Вальков, Д.В. Смирнов. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 128 с.

5. Наумов П.Ю. Понятие, содержание и структура системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Философия образования. - Новосибирск, Новосиб. гос. пед. ун-т. 2013. № 1. С. 206-215.

6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

7. Понятие субъективного благополучия и субъективного неблагополучия / М.Ю. Бояркин, О.А. Долгополова, Д.М. Зиновьева и др. // Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. - Волгоград: Изд-во Волгоградская академия гос. службы, 2007. С. 8-17.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [The strategy of life]. - M., 1991.

2. Bakhareva N.K. Subektivnoe blagopoluchie kaksistemoobrazuyushchiy faktor tolerantnosti [Subjective well-being as a system tolerance factor]. Diss ... cand psychol. sciences. - Khabarovsk. 2004. 150 p.

3. Naumov P.Y. Izuchenieproblem vliyayushchikh na obrazovatel'nyyprotsess v VOUVPO VV MVD Rossii (opyt avtorskogo analiza) [The study of the problems affecting the educational process in VOUVPO MVD Russia (experience of the author's analysis)]: Monograph / P.Y Naumov, D.E. Matveev, A.V. Valkov, A.A. Diachkov. - Saint-Louis, MO: «Publishing House Science & Innovation Center», 2012. 128 p.

4. Naumov P.Y. Sotsial'no-gumanitarnye problemy voennoy nauki, armii i vnutrennikh voysk [The social and humanitarian problems of military science, the army and interior troops]: Monograph / P.Y. Naumov, N.V. Martianov, A.A. Diachkov, A.V. Valkov, D.V. Smirnov. - Krasnoyarsk: Research and Innovation Center, 2013. 128 p.

5. Naumov P.Y Ponyatie, soderzhanie i struktura sistemy tsennostey budushchikh ofitserov vnutrennikh voysk MVD Rossii [The concept, content and structure of the value system of the future officers of internal troops of the Russian Interior Ministry]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. - Novosibirsk, Novosib. state. ped. Univ. 2013. № 1, pp. 206-215.

6. Maklakov A.G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting extreme conditions]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2001. Vol. 22. № 1, pp. 16-24.

7. Ponyatie sub»ektivnogo blagopoluchiya i sub»ektivnogo neblagopoluchiya [The concept of subjective well-being and subjective distress] / M.U. Boyarkin, O.A. Dolgopolov, D.M. Zinoviev et al. Psikhologicheskoe i professional'noe blagopoluchie gosudarstvennykh sluzhashchikh [Psychological well-being and professional public servants]: monograph. - Volgograd: Publishing House of the Volgograd Academy of State. Service, 2007. pp. 8-17.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Некрасов Василий Васильевич, адъюнкт (аспирант) очного обучения Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия Корнилов Алексей Владимирович, аспирант кафедры педагогики и психологии Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет ул. Ильинская, 65, корп. 1, г. Нижний Новгород, Нижегородская обл., 603000, Россия Дьячков Алексей Анатольевич, заместитель командира батальона по работе с личным составом, кандидат психологических наук

Войсковая часть 3468 внутренних войск МВД России ул. Чкаловская 1а, г. Снежинск, 456773, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Nekrasov Vasiliy Vasil'evich, post-graduate full-time study Novosibirsk military institute of internal armies Kljuch-Kamyshenskoe plato str, 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia

Kornilov Aleksey Vladimirovich, Postgraduate of the Department of Pedagogy and Psychology Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction 65/1, Il'inskaya str., Nizhny Novgorod, 603000, Russia

Dyachkov Aleksey Anatol'evich, deputy battalion commander for work with personnel, Ph.D. 3468 Branch of the Russian Interior Ministry Chkalovskaja str, 1a, Snezhinsk, 56773, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.