Научная статья на тему 'Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России'

Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2167
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОВОСПИТАНИЕ / FORMATION / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / PEDAGOGICAL WAYS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CULTURE / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Наталья Николаевна

Статья посвящена проблемам формирования психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России. В ней предпринята попытка раскрыть сущность и виды психологической совместимости, а также педагогические пути ее формирования у военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исаева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of psychological compatibility of military men in divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Article is devoted to problems of formation of psychological compatibility of military men of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The essence and kinds of the military men psychological compatibility, pedagogical ways of its formation in divisions of internal troops are opened

Текст научной работы на тему «Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России»

18. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

19. Шостром, Э. Человеческий выбор: манипуляция или актуализация. - М., 1989.

20. Штукина, Т. К новому измерению феномена политического лидерства. // Кентавр. -1994. - № б.

21. Herzberg, F. (1959) and al. The motivation in work. - New York: Willey.

22. Maslow, A. Motivation and personality. - N.Y., 1954.

23. McClelland, D. C. Power : The Inner Experience. - N.Y., 1975.

24. McClelland, D. C. The achieving Society. - N.Y., 19б1.

25. McClelland, D. С. (1973). Testing for competence rather for «Intelligence». // Amer. Psychologist. - V. 28. - P. 1-14.

26. McClelland, D. С. (197б). A guide to job competency assessment / Boston : McBer, McClelland, J. L, & Rumelhart, D. С (Eds.) (1988) / Explorations in parallel distributed processing : A handbook of models, programs, and exercises. - Cambridge, MA : MIT Press.

27. Murray, G. Exploration in Personality. - N.Y., 1938.

Literature

1. Adler, A. The motivation of power// The science of life. - Kiev, 1997.

2. Akperov, I., Maslikova, J. Business psychology : the manual. - Moscow, 2003.

3. Bazarov, T. Management of the personnel. - Moscow, 200б.

4. Belov, V. Organizational endowments. - St. Petersburg, 2008.

5. Zavialova, E., Posokhova, S. Business psychology. - St. Petersburg, 2004.

6. Znakov, V. Research of technique «makeavelizm» of a personality - Moscow, 2001.

7. Maslow, A., Self-activity // Psychology of the person. - Moscow, 1982.

8. Mekson, M., Albert, M., Khedouri, F. Management bases. - Moscow, 1995.

9. Practical work on psychology of management and professional work: the manual / ed. G.Nikiforov, M.Dmitrieva, V.Snetkov. - St. Petersburg, 2003.

10. Rogers, K. The Sight on psychotherapy. Formation of the person. - Moscow, 1994.

11. Sukhodolsky, V. The bases of the psychological theory of activity. - Leningrad, 1988.

12. Frankl, V. The human in search of sense. - Moscow, 1990.

13. Fromm, E. Flight from freedom. - Moscow, 1990.

14. Fromm, E. The human soul. - Moscow, 1990.

15. Khekhauzen, H. Motivation and activity. - Moscow, 1992.

16. Hiell, L, Zigler, D. The theories of personality. - St. Petersburg, 1997.

17. Chirikova, A. Personal preconditions of success of activity of the Russian businessmen //

Psychological magazine. - 1999.

18. Shadrikov, V. Problems of systemogenesis professional work. - Moscow, 1982.

19. Shostrom, E. Human choice: manipulation and actualization. - Moscow, 1989.

20. Shtukina, T. To new measurement of a phenomenon of political leadership. - 1994.

21. Herzberg, F. (1959) and al. The motivation in work. - New York: Willey.

22. Maslow, A. Motivation and personality. - N.Y., 1954.

23. McClelland, D. C. Power: The Inner Experience. - N.Y., 1975.

24. McClelland, D. C. The achieving Society. - N.Y., 19б1.

25. McClelland, D. С. (1973). Testing for competence rather for «Intelligence». // Amer. Psychologist. - V. 28. - P. 1-14.

26. McClelland, D. С. (197б). A guide to job competency assessment / Boston : McBer, McClelland, J. L, & Rumelhart, D. С (Eds.) (1988) / Explorations in parallel distributed processing : A handbook of models, programs, and exercises. - Cambridge, MA : MIT Press.

27. Murray, G. Exploration in Personality. - N.Y., 1938.

УДК 355.51 Н.Н. Исаева*

Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России

Статья посвящена проблемам формирования психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России. В ней предпринята попытка раскрыть сущность и виды

* Исаева, Наталья Николаевна. Преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, старший лейтенант. Россия, 19820б, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Isayeva, Natalia Nikolaevna. The teacher of chair of military pedagogics and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant. Russia, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

психологической совместимости, а также педагогические пути ее формирования у военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: формирование, психологическая совместимость, педагогические пути, педагогические условия, психолого-педагогическая культура, самовоспитание.

N.N. Isaeva*. Formation of psychological compatibility of military men in divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Article is devoted to problems of formation of psychological compatibility of military men of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The essence and kinds of the military men psychological compatibility, pedagogical ways of its formation in divisions of internal troops are opened.

Keywords: formation, psychological compatibility, pedagogical ways, pedagogical conditions, psychology-pedagogical culture, self-education.

Сокращение срока военной службы военнослужащими по призыву с двух лет до одного года ставит перед офицерами внутренних войск МВД России ряд задач по совершенствованию системы работы, направленной на изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных, формирования у них в более короткие сроки качеств, необходимых для построения уставных взаимоотношений, благоприятного морально-психологического климата в воинском коллективе, способном успешно выполнять поставленные служебно-боевые задачи.

Анализ состояния дисциплины и правопорядка в войсках показывает, насколько актуально решение задачи обеспечения психологической совместимости. В настоящее время отмечается постоянный рост правонарушений на почве межличностных конфликтов в воинских подразделениях: «.. .за превышение должностных полномочий, связанное с насильственными действиями в отношении подчиненных, осуждено 14 офицеров (в 2008 г. - 15), что составляет 39% от общего числа осужденных за общеуголовные преступления.», «.в структуре воинских преступлений на 10 процентов возросло количество преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (с 51 до 57)» [3, с. 2-4]. Нельзя не отметить и особую социальную значимость таких чрезвычайных происшествий. Проблема психологической несовместимости в воинском подразделении даже нескольких человек, выливающаяся в трагедию (уход с боевого поста с оружием, дезертирство, расстрел караула), становится серьезным происшествием в рамках не только отдельной воинской части, но и целого региона, а зачастую и всей страны.

Одним из путей укрепления воинской дисциплины и правопорядка, позволяющим улучшить морально-психологический климат в коллективе, снизить конфликтность в межличностных отношениях и тем самым повысить качество решения служебно-боевых задач, является изучение и формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.

Термин «психологическая совместимость» широко используется в научных источниках и в повседневной жизнедеятельности людей, в т.ч. и в войсковой практике. Однако авторы вкладывают в это понятие разное содержание, что затрудняет его толкование, дезориентирует войсковых психологов, командиров и начальников в согласованной работе по использованию этого важного явления в укреплении воинской дисциплины, установлению в подразделениях и частях благоприятного морально-психологического климата и поддержанию высокой боевой готовности.

Во французских ВВС еще в 1918 г. с целью сокращения боевых потерь экипажи двухместных разведывательных самолетов комплектовались исключительно по взаимному согласию летчиков. Такое решение командования было продиктовано практикой и необходимостью достижения желаемых результатов.

Совместимость членов экипажей учитывалась и в США. Американцы с 50-х гг. также стали активно использовать систему формирования экипажей стратегических бомбардировщиков по принципу личных симпатий летчиков. Остро встала проблема психологической совместимости с дальнейшим развитием военной техники, когда люди были вынуждены исполнять обязанности либо в условиях ограниченного общения, либо длительного пребывания вместе. Исследователи столкнулись с проблемами совместимости в экипажах подводных лодок, космических орбитальных станций.

Наиболее часто синонимами психологической совместимости становятся такие термины, как сплоченность, сработанность, уживчивость людей, хороший морально-психологический климат, бесконфликтность общения, коллективность, общность взглядов на жизнь и совместную деятельность, единство целей, мотивов, ценностей, высокое взаимное доверие партнеров и др.

Психологи А.А. Леонов В.И. и Лебедев, работавшие над проблемой психологической совместимости экипажей космонавтов, рассматривая психологическую несовместимость, определяли ее как структурную характеристику: «Это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности» [2, с. 47].

Известный отечественный психолог К.К. Платонов рассматривает психологическую совместимость как один из видов групповой совместимости, наличие которого часто бывает незаметным, но отсутствие которого резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту исполнителей. Уделяли внимание проблеме совместимости ученые, работавшие в военной сфере. Ими психологическая совместимость рассматривалась в рамках исследований сплоченности воинских коллективов, взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, конфликтов между ними.

Так, профессор В.Ф. Перевалов видит проблему совместимости военнослужащих в их готовности к наилучшему взаимодействию в процессе совместного труда. Он различает социальнопсихологический, психологический, психофизиологический и физиологический уровни совместимости.

Имеющиеся на сегодняшний день данные показывают, что высшие уровни совместимости не являются достаточно устойчивыми: профессор Н.Н. Обозов считает, что «в иерархической системе уровней совместимости самые верхние, могут регулироваться сознательно» [4, с. 27]. Следовательно, психологическая совместимость на данных уровнях может быть сформирована целенаправленным педагогическим воздействием офицеров, командиров подразделений, офицеров воспитательных структур, войсковых психологов.

В данном случае речь идет о социально-психологической адаптации, формировании общей военно-профессиональной направленности, мотивации к толерантному (терпимому) уставному поведению, ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства воинского коллектива.

В рамках стратометрической концепции коллектива А.В. Петровского выделяется поверхностная, внешняя страта (слой) межличностных отношений, «.где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы» [5, с. 210]. Именно данная страта межличностных отношений продуцирует проблему психологической совместимости.

Проведенные исследования показывают, что в настоящее время именно в усилении действия данного фактора кроются наиболее важные причины роста числа правонарушений насильственного характера в войсках: неуставных взаимоотношений, дезертирства, самоубийств и др. Так, в исследованиях В.Н. Селезнева и В.А. Макарова отмечается, что до 80% неуставных взаимоотношений развиваются в поверхностных слоях межличностных отношений. Тем не менее до настоящего времени не установлены ведущие факторы психологической совместимости, отсутствуют методики их учета при комплектовании воинских подразделений и при выполнении ими служебно-боевых задач, не ведется целенаправленная, научно обоснованная воспитательная деятельность по формированию психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.

С точки зрения формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России следует рассматривать совместимость как предпосылку успешности и эффективности служебно-боевой деятельности при взаимодействии в профессиональной и внепрофессиональной сферах. Таким образом, перспективным является направление оптимизации процесса формирования психологической совместимости на основе обеспечения благоприятного социально-психологического климата в подразделении, коррекции его неформальной структуры за счет обеспечения максимальной психологической совместимости военнослужащих путем педагогического воздействия как на каждого военнослужащего, так и на подразделение в целом. На основе вышеизложенного психологическую совместимость можно определить как явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений военнослужащих в духовно-нравственной, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности. Говоря о психологической совместимости в подразделении, следует учитывать, что взаимоотношения в нем строятся по уставу, вместившему в себя многовековой опыт, традиции и результаты современных научных исследований. Любое отступление от требований устава в конечном итоге приводит к возникновению межличностных конфликтов и нарушениям воинской дисциплины, к снижению уровня боеготовности и эффективности совместного ратного труда.

Командир подразделения призван осуществлять свою управленческую деятельность через коллектив подчиненных. В настоящее время выпускники военных вузов, молодые офицеры -командиры подразделений слабо теоретически подготовлены как управленцы, не имеют практического опыта в руководстве подразделений. Они часто забывают, что проблема взаимоотношений в воинском коллективе - одна из центральных в военной педагогике и психологии, что учет психологической совместимости в процессе руководства коллективом имеет прямую, устойчивую связь с эффективностью служебной деятельности.

В войсках имеет место такой порядок формирования коллектива - вхождение новых людей в уже существующие коллективы, сохраняющие свои основные социально-психологические характеристики. В настоящее время, когда военнослужащие по призыву проходят службу в течение одного года, управление офицерами процессом формирования психологической совместимости в подразделениях особенно значимо. Для этого офицеры призваны обладать необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, у них должна быть высокая мотивация к самосовершенствованию и самовоспитанию. Эти знания и умение самосовершенствоваться следует воспитывать у будущих офицеров - нынешних курсантов, чтобы, распределившись в подразделения внутренних войск, они могли успешно осуществлять управленческую деятельность процессом формирования психологической совместимости военнослужащих, формировать коллективное мнение, настроение, групповые позитивные ценности, интеллектуальное и эмоциональное единство подразделения.

Психологическая совместимость военнослужащих в подразделении развивается под воздействием внутренних и внешних факторов. Решающую роль при этом играет совместная учебная и боевая деятельность, определяющая межличностные отношения и обеспечивающая достижение единства в решении служебно-боевых задач.

Психологическая совместимость формируется посредством механизма подобия и взаимного усиления свойств и особенностей людей, входящих в состав данного подразделения или возникает

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

как результат компенсации и взаимодополнения отсутствующих или недостаточно развитых тех или иных качеств и свойств личности, для обеспечения максимальной эффективности их совместной деятельности.

Изучая взаимоотношения в воинских коллективах, мы выявили, что эффективной совместной деятельности соответствует оптимальный уровень взаимоотношений. Задача состоит в том, чтобы сформировать этот оптимальный уровень, определить, как он взаимосвязан с эффективностью деятельности подразделения. Для решения этой задачи была разработана авторская Программа формирования психологической совместимости военнослужащих и апробирована на базе одной из частей внутренних войск МВД России по охране важных государственных объектов.

Исследование психологической совместимости военнослужащих в контрольном и экспериментальном подразделениях показало следующие результаты, которые сведены в табл. 1:

Таблица 1

Оценки уровня психологической совместимости военнослужащих в подразделениях

Подразделения Оценка показателей психологической совместимости до проведения эксперимента Оценка показателей психологической совместимости на заключительной стадии проведения эксперимента

Контрольное 25,68 26,12

Экспериментальное 26,48 29,13

Таким образом, по данным опросника «Определение уровня психологической совместимости военнослужащих в подразделении», психологическая совместимость в контрольном и экспериментальном подразделениях в начале эксперимента были практически одинаковыми (25,68 и 26,48). В процессе внедрения авторской «Программы оптимизации процесса формирования психологической совместимости военнослужащих» психологическая совместимость в экспериментальном подразделении выросла на 2,65, а в контрольном результат остался практически не изменившимся. Показатель 26,12 (выросший на 0,44) говорит о том, что в данном подразделении стихийно и медленно протекает процесс формирования психологической совместимости военнослужащих. Можно предположить, что этот показатель ситуативный и не постоянен.

Отдельные показатели психологической совместимости по измерительным шкалам: эмоционального единства, единства целей и мнений, организационно-деятельного единства, их динамику в процессе экспериментальной работы можно увидеть в табл. 2, 3.

Данные таблиц показывают, что в экспериментальном подразделении положительная динамика наблюдается по всем шкалам. Особенно заметно выросли показатели по шкале «эмоционального единства» (на 2,06); в контрольном подразделении этот показатель вырос на 0,1.

Показатель по шкале «единство целей и мнений» вырос в экспериментальном подразделении на 0,39, а в контрольном подразделении - на 0,24.

Изменились показатели по шкале «организационно-деятельного единства»: в экспериментальном подразделении показатель вырос на 0,2, а в контрольном - на 0,1.

Данные методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» подтвердили повышение индекса сплоченности как в контрольном, так и в экспериментальном подразделениях. Наглядно это можно увидеть по данным, представленным в табл. 4.

Таблица 4

Индекс групповой сплоченности Сишора в подразделениях

Подразделения Оценки показателе й в группах

эмоциональное единство единство целей и мнений организационнодеятельностное единство

Контрольное 11,75 8,43 5,50

Экспериментальное 11,92 8,20 6,36

Из данных, представленных в таблице, можно видеть, что в контрольном подразделении за время экспериментальной работы, стихийно протекает процесс сплочения коллектива военнослужащих (об этом говорит показатель 25,47). Протекает он очень медленно, и за время эксперимента повысился на 0,24. В экспериментальном же подразделении индекс групповой сплоченности вырос на 2,17.

Для формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России необходимо наличие определенных условий. Их можно условно разделить на: социальные, организационно-педагогические, социально-психологические условия. Социальные условия:

- факторы социальной среды;

Таблица 2

Отдельные показатели психологической совместимости военнослужащих в подразделениях на начальной стадии проведения эксперимента

Подразделения Оценки показателей в группах

эмоциональное единство единство целей и мнений организационнодеятельностное единство

Контрольное 11,85 8,67 5,60

Экспериментальное 13,98 8,59 6,56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Отдельные показатели психологической совместимости военнослужащих в подразделениях на заключитеьной стадии проведения эксперимента

Подразделения Показатель на начальной стадии проведения эксперимента Показатель на заключительной стадии проведения эксперимента

Контрольное 25,23 25,47

Экспериментальное 25,48 27,65

- гуманитарная среда жизнедеятельности военнослужащих;

- правовая база и правовой статус коллектива;

- материально-ресурсная обеспеченность жизнедеятельности коллектива, в том числе наличие литературы, времени, возможностей.

Организационно-педагогические условия:

- уровень организации обучения и внутреннего порядка;

- наличие литературы, времени, возможностей;

- содержание конкретных психолого-педагогических ситуаций.

Социально-психологические условия:

- характер межличностных отношений в коллективе;

- направленность лидерства и микрогрупп;

- групповые позитивные ценности, нормы, традиции;

- стиль руководства;

- единство взглядов и целей у офицеров по формированию психологической совместимости в подразделении;

- достаточный уровень обучаемости;

- мотивация к самосовершенствованию: высокий уровень мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости.

Основными педагогическими путями формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск, обеспечивающими эффективность выполнения ими служебно-боевых задач, можно считать:

- повышение психолого-педагогической культуры офицеров;

- повышение мотивации в самовоспитании и саморегуляции уставных, психологически совместимых взаимоотношений;

- формирование и постоянное поддержание уставных отношений;

- накопление и внедрение передового опыта воспитательной деятельности в решении данной проблемы.

Формирование личной ответственности у военнослужащих за толерантное, терпимое отношение к сослуживцам является одним из путей формирования психологической совместимости в подразделении. Эта задача невыполнима без тщательной, кропотливой воспитательной работы по формированию толерантности в межнациональных отношениях, а это, в свою очередь, невозможно без представлений о многообразии социальной, личностной и культурной идентичности, о конструктивных способах разрешения конфликтов, о формах позитивного отношения к существующим психофизиологическим различиям между военнослужащими.

В настоящий период проблема воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России в духе национальной терпимости, дружбы и преодоления негативных явлений на межнациональной почве заслуживает постоянного внимания. Офицеры подразделений в своей деятельности призваны учитывать национальные особенности, т.к. на отношения в многонациональных коллективах существенное влияние оказывают элементы национальной духовной культуры. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам воинской службы. Ни один случай проявления в воинском коллективе национализма, интолерантности (нетерпимости), попыток военнослужащими той или иной национальности добиться привилегированного положения не должен остаться без внимания. В подразделениях внутренних войск офицерам педагогически целесообразно регулярно проводить

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

разъяснительную и воспитательную работу по формированию доброты и уважения к представителям других наций и религиозных конфессий.

Подлинная терпимость является ценным нравственным качеством сформированной личности, которая имеет свои ценности и интересы и готова, если понадобится, их защищать, но вместе с тем с уважением относится к воззрениям и ценностям других людей. Иными словами, толерантные военнослужащие - это военнослужащие, которым ради самоутверждения и повышения собственной значимости не требуется унижение или физическое оскорбление кого-то другого. Следствием несформированной личности являются проявления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах на почве межнациональных разногласий.

В подразделениях внутренних войск проходят службу по призыву и контракту военнослужащие 7-15 национальностей [1, с. 27]. В связи с расширением и ростом представительства национальностей в подразделениях, частях и соединениях внутренних войск МВД России, возникают новые сложные психологические явления и процессы, которые, в свою очередь, зависят от умения офицеров сплачивать многонациональный воинский коллектив, воспитывать военнослужащих этнически толерантными личностями.

В целях самоутверждения и саморазвития личности военнослужащего любой национальности офицеры должны стремиться к тому, чтобы авторитетное положение в многонациональном коллективе смог занять каждый воин. Основание для этого может быть любое: успехи в боевой подготовке, знание и умелая эксплуатация техники, хорошее владение личным оружием, активное участие в общественной работе, художественной самодеятельности, спорте, оказание помощи товарищу в изучении военного дела, добросовестное выполнение должностных обязанностей. Для формирования авторитета военнослужащего в коллективе не требуется больших усилий, необходимо внимательное отношение к подчиненным, при достижении ими успехов - поддерживать, хвалить и поощрять личный состав. Очень важен личный пример офицеров.

В формировании уставных взаимоотношений в многонациональном воинском коллективе огромную роль играет индивидуальная воспитательная работа. Для успешного ее проведения требуется глубоко изучить индивидуальные особенности, направленность подчиненных, их взаимоотношения и социально-психологический статус каждого в подразделении. При этом следует проявлять деликатность, чтобы не унизить прогрессивных национальных чувств и национального достоинства своих подчиненных.

Воспитательная работа по формированию доброго, терпимого отношения к сослуживцам, тесно связанная с вопросами укрепления воинской дисциплины и правопорядка, должна носить комплексный и разносторонний характер. Методы такой работы должны применяться самые различные: от жестких, решительных, с приглашением на встречу с отдельными военнослужащими представителей правоохранительных органов, привлечения нарушителей к уголовной ответственности. Например, зная, что для народностей Кавказа слово старших, а особенно родителей - закон, целесообразно приглашать их на встречу с нарушителями уставных взаимоотношений.

Формирование добрых, уважительных, терпимых, следовательно, психологически совместимых отношений в многонациональных воинских коллективах является важным фактором дальнейшего повышения боевой готовности, сохранения боеспособности в экстремальной обстановке, укрепления дисциплины, организованности и целостности подразделений.

Повышение психолого-педагогической культуры офицеров подразделений является одним из основных путей формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделении.

Под психолого-педагогической культурой офицеров подразделений внутренних войск МВД России следует понимать качественную характеристику степени ее совершенства, выраженную в научной обоснованности определяемых целей и задач, выбора информационно-содержательного материала, применяемых методов и средств воспитательных воздействий и форм организации педагогического взаимодействия с подчиненными, в утверждаемых и используемых ценностях и принципах, а также в достигаемой результативности. А совершенствование психолого-педагогической культуры офицеров означает рост ее научной обоснованности, диагностируемости воспитательных целей и задач, совершенствование применяемых технологий и увеличение показателей результативности.

В современной военной педагогике самовоспитание военнослужащих рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных жизненных ориентиров. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов военно-профессиональной деятельности. Именно эти развитые качества позволяют успешно формировать психологическую совместимость военнослужащих в подразделениях. Следовательно, формирование и развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих является одним из путей формирования у них психологической совместимости.

Отношение большинства военнослужащих к самовоспитанию преимущественно положительное. Однако его направленность и содержание ценностных ориентиров различаются по опыту воинской службы и во многом зависят от социальных, экономических, культурных и других процессов, происходящих в жизни общества, государства, Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД России. Это позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной организаторской и педагогической деятельности офицеров воспитательных структур по актуализации самовоспитания всех категорий военнослужащих.

Самовоспитание - сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение военнослужащих как к себе, так и к окружающим сослуживцам, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. В тех случаях, когда самоизменение происходит неосознанно, стихийно и импульсивно, под влиянием только внешних воздействий, самовоспитания в собственном смысле слова еще нет. Поэтому офицеру важно уметь при изучении своих подчиненных отличать видимость самовоспитания, желание им заниматься от действительного самосовершенствования.

Исходным компонентом процесса самовоспитания психологической совместимости, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической работе над собой. Основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания военнослужащих по формированию у себя психологической совместимости, выступают: осознанные положения о защите государственных интересов Отечества, требования законов, общевоинских уставов и приказов, положительные жизненные идеалы, личный пример офицеров и сержантов, сослуживцев и др.

К организации самовоспитания по повышению мотивации по формированию совместимости относится и целенаправленное, систематическое проведение мероприятий, которые способствуют выработке у военнослужащих положительного отношения к самосовершенствованию, формированию соответствующей установки на преодоление негативных качеств, которые проявляются у конкретного военнослужащего. Эта работа включает:

- разъяснение сущности и значения профессионального самовоспитания воинов в период их службы в армии;

- ознакомление с методами, приемами и средствами работы над собой;

- обобщение и распространение передового опыта профессионального самовоспитания военнослужащих;

- оказание воинам конкретной помощи в разработке рекомендаций по самовоспитанию, в оценке уровня развития своих качеств, в уточнении целей и задач самосовершенствования, в корректировании развития личности и т.д.

Жизнь убедительно доказывает, что призывы офицеров к самовоспитанию, не подкрепленные их личным примером, конкретными делами, не достигают цели. Подчиненные не воспринимают их. В этом случае если они и занимаются самовоспитанием, то под влиянием других факторов.

Опытные офицеры проявляют постоянную заботу о создании необходимых условий подчиненным для целенаправленной и систематической работы над собой. Речь идет:

- о настойчивом внедрении во все сферы воинской жизни элементов научной организации труда;

- о своевременной поддержке разумной инициативы воинов, внимательном и заботливом отношении к их военно-профессиональному росту, к стремлению стать лучше;

- о своевременной и объективной оценке всех действий и поступков военнослужащих.

Большую роль играет продуманная и обоснованная система стимулирования процесса

профессионального самовоспитания конкретного военнослужащего. Она способна вызвать у него желание и стремление дальше совершенствовать свои личностные качества воина. Система стимулирования включает словесное одобрение положительных действий и приемов работы над собой, объективный рассказ офицера о передовых воинах, об их умении организовывать и планировать свою работу и т.д. Необходимым условием повышения мотивации самовоспитания психологической совместимости является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе обучения и воспитания подчиненных.

Таким образом, процесс профессионального самовоспитания по формированию и развитию мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости может стать эффективным при определении групповых и индивидуальных программ профессионального развития с учетом индивидуально-психологических, возрастных, образовательных особенностей военнослужащих и специфики выполняемых ими служебно-должностных задач.

Экспериментальная работа показала, что повышение уровня психологической совместимости военнослужащих в подразделениях зависит от качества и последовательности проведения целого ряда конкретных индивидуальных и коллективных педагогических мероприятий, объединенных в единую научно обоснованную программу. Основным содержанием этой программы является: формирование готовности у офицеров к осуществлению высокорезультативной воспитательной деятельности по осуществлению мероприятий формирования психологической совместимости военнослужащих; формирование уставных взаимоотношений и повышению психолого-педагогической культуры различных категорий военнослужащих.

Список литературы

1. Колпаков, В. Ю., Кособуцкий, А. О., Менжега, Ю. Д. и др. Особенности воспитательной работы по сплочению многонационального воинского коллектива. - СПб.: Санкт-Петербургский ВИ ВВ МВД России, 2005.

2. Леонов, А. А., Лебедев, В. И. К проблеме психологической совместимости в межпланетном полете // Вопросы философии. - М., 1982. - № 9.

3. Обзор об осуждении военнослужащих внутренних войск, о состоянии воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в 1-м полугодии 2009 года. - М.: ГК ВВ МВД России, 2009.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

4. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. - СПб., 2000.

5. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского; науч.-исслед. ин-т

общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1979.

Literature

1. Kolpakov, V. J., Kosobutskij, A. O., Menjega, U. D. etc. Features of educational work on rallying multinational military collective. - St. Petersburg, 2005.

2. Leonov, A. A., Lebedev, V. E. To a problem of psychological compatibility in interplanetary flight // Questions of philosophy. - Moscow, 1982. - № 9.

3. The review about condemnation of military men of internal armies, about a condition of military discipline and the law and order in internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 1-st halfyear 2009. - Moscow, 2009.

4. Obozov, N. N. Compatibility’s transports and common work of people. - St. Petersburg, 2000.

5. The psychological theory of collective / Ed. A.V. Petrovskij. - Moscow, 1979.

УДК 159.9:34.01 Н.П. Маюров*

Теоретико-методологические проблемы психологии правопорядка и безопасности

В данной статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы психологии правопорядка - системы, состоящей из элементов правовой, духовной и технологической безопасности, направленных на создание благоприятных условий для воспроизводства и функционирования культуры правоотношений, ценностей человеческого достоинства и общественной нравственности.

Ключевые слова: психология правопорядка, культура правоотношений, проблемы безопасности, психология безопасности, профессиональная деятельность.

N.P. Mayurov*. Theoretical-methodological problems of psychology of law and safety

In this article are examined the theoretical-methodological problems of psychology of law - the system, which consists of the elements of the legal, spiritual and technological safety, directed toward the creation of favorable conditions for the reproduction and the functioning’s of the culture ofjuridical relationships, values of human dignity and public morals.

Keywords: psychology of law, the culture ofjuridical relationships, problem of safety, psychology of safety, professional activity.

Практическая значимость постановки теоретических проблем психологии правопорядка и безопасности обоснована целым рядом существующих сегодня угроз в политической, экономической и гуманитарной сферах. Имеются в виду такие риски, как усиление радикальных экстремистских политических течений, вопросы энергетической безопасности, обострение конкуренции на внешних рынках, глобальные социальные угрозы и многие другие, которые не могут не представлять интереса со стороны психолого-юридической науки. Теория, как правило, дает общий взгляд на проблему в целом, позволяя тем самым выявлять общие закономерности генезиса новых видов криминальных угроз без чего невозможно управлять правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельностью. Необходимо обратить внимание на то, что данная проблематика еще недостаточно полно освещена в научной литературе, не осмыслена ее конфигурация, элементный состав, поскольку наш опыт интенсивного применения юридической психологии в интересах укрепления правопорядка пока незначителен. Концептуальный анализ обеспечения безопасности и правопорядка на современном этапе развития России позволит в первом приближении сформулировать наиболее оптимальную модель психологии правопорядка и безопасности личности, государства и общества, определить основные направления ее реализации.

Исторический анализ показывает, что проблемы безопасности и правопорядка относятся к числу перманентно-тотальных. Человечество с самых ранних стадий своего развития обращало

* Маюров, Николай Петрович, доктор юридических наук, Заслуженный юрист РФ, доцент, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, i98206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. i. Д.т. 752-62-24, Мб. 8-92i-3i5-28-5i

* Mayurov, Nikolai Petrovich, the doctor of juridical sciences, the deserved jurist RF, docent, the chief of the department of cadre and educational work of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Colonel of the police. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, i98206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, i.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.