Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Психология
УДК 159.9 > 316.6 В.А. Губин *, А.А. Филатов **
Комплектование подразделений военнослужащими по призыву при учете взаимосвязи психологических характеристик с типом темперамента
На основе теоретического анализа и проведенного авторами экспериментального исследования в статье рассматривается взаимосвязь психологической совместимости военнослужащих по призыву с типом темперамента на основе их психологических характеристик. В статье нашли отражение выявленные взаимосвязи между типами темперамента с эмпирическими данными, полученными в результате проведения тестирования по анамнестическому опроснику A. Белова и результатами психодиагностических методик, применяемыми авторами в своей работе. Также в результате сравнения выборок испытуемых определены значимые отличия.
Ключевые слова: психологическая диагностика, корреляционный анализ, оценка достоверности отличий, темперамент, психологическая совместимость.
V. A. Gubin,* A. A. Filatov**. Picking units conscripts taking into account the relationship of psychological characteristics of the type of temperament. On the basis of theoretical analysis and experimental research conducted by the authors in the article examines the relationship of psychological compatibility of conscripts to the type of temperament on the basis of their psychological characteristics. The article reflects the relationship between the identified types of temperament, with empirical data obtained as a result of testing by medical history questionnaire A. Belov and the results applied by the authors in their work, diagnostics instruments. Also, a comparison test samples identified significant differences.
Keywords: psychological diagnosis, correlation analysis, evaluation of the reliability of differences. temperament, psychological compatibility.
В настоящее время важнейшим показателем боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации является не только наличие на управленческих должностях специалистов, способных достичь необходимых уровней профессионализации, но и военнослужащих по призыву, способных в различных условиях быстро и точно исполнять приказания командиров, а значит, и эффективно функционировать в рамках подразделения. Рост ответственности и сложность решаемых армией и флотом задач, сокращение численности личного состава, а также изменение облика Вооруженных Сил, повышают требования к деловым, профессиональным и индивидуальноличностным качествам военнослужащих, следовательно, возрастают требования и к наиболее рациональному и оптимальному комплектованию воинских подразделений.
Подбор и расстановка, успешность обучения и эффективность последующей деятельности военнослужащих во многом зависят от комплектования подразделений на основе результатов, полученных при проведении профессионально-психологического отбора сначала в период призыва в военном комиссариате по месту жительства, после этого - по прибытии в учебный отряд для обучения военно-учетной специальности.
Однако при проведении профессионально-психологического отбора еще недостаточно полно используются достижения социальной психологии, в частности, касающиеся комплектования воинских подразделений с учетом темперамента и психологической совместимости военнослужащих.
На необходимость учета психологической совместимости при решении задач повышения эффективности воинской деятельности, в т.ч. при комплектовании воинских подразделений, указывают многие ученые, разрабатывающие проблемы военно-психологической науки: А.Д. Глоточкин, Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков, В.Ф. Давыдов, А.Г. Караяни, В.А. Кораблин, П.А. Корчемный, М.П. Крапивин, Ю.А. Кретов, В.М. Крук, В.П. Лазарев, А.В. Липницкий, В.А. Макаров, В.Ф. Перевалов, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, А.Д. Сергодеев, Ю.Г. Сулимов, В.В. Сысоев, В.В. Федотов и др. Исследования, проведенные указанными авторами, создали основу дальнейшего развития военно-психологической науки, сформировали понимание необходимости использования достижений социальной психологии в укреплении обороноспособности страны.
Сегодня, понимая важность психологической совместимости для повышения эффективности деятельности Вооруженных Сил, органы военного управления фиксируют требования к комплектованию
* Губин, Владимир Алексеевич, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Тел. 89112602757.
** Филатов, Александр Анатольевич, соискатель кафедры морально-психологического обеспечения «Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г Кузнецова», [email protected].
* Gubin, Vladimir Alexeyevich, PhD, Honored Science Worker, professor of General and Applied Psychology Department at A.S. Pushkin Leningrad State University, 89112602757.
** Filatov, Alexander Anatolevich, the relationship of temperament and psychological compatibility in the selection and acquisition of military units Associate Department of the moral and psychological support of the Military Educational and Scientific Center of the Navy, «Naval Academy named after Admiral Kuznetsov». [email protected]
© Губин В.А., Филатов А.А., 2013
подразделений с учетом психологической совместимости в руководящих документах (напр., в ред. Приказа министра обороны РФ от 12 мая 2005 № 193): «Профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях (учебных воинских частях) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах, представляет собой комплекс мероприятий, ... направленных на: ... выработку предложений по укомплектованию подразделений (боевых расчетов, экипажей), выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки и психологической совместимости военнослужащих».
Тем не менее до настоящего времени психологическая совместимость недостаточно рассматривалась в рамках отечественной военной психологии как самостоятельная научная проблема. Не установлены ведущие факторы психологической совместимости военнослужащих, отсутствуют методики их учета при комплектовании воинских подразделений.
В то же время накоплен значительный теоретический и практический опыт изучения проблемы психологической совместимости в отечественной психологии (О.В. Аллахвердова, И.Б. Антонова, В.А Бодров, А.Н. Волкова, Ф.Д. Горбов, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, А.А. Леонов, В.И. Лебедев, В.Ф. Ломов, М.А. Новиков, Н.Н. Обозов, Д.В. Ольшанский, А.А. Реан, Н.В. Третьяков и др.) и зарубежной (Р. Винч, В. Смелсер, М. Шоу, В. Шутц, В. Хейторн, и др.). Несмотря на это, ряд следующих ее существенных аспектов остался вне поля зрения ученых:
- во-первых, отсутствуют исследования, посвященные анализу факторов психологической совместимости военнослужащих в повседневной воинской жизнедеятельности, не определены эмпирические референты, не разработаны интегральные показатели совместимости личности в группе;
- во-вторых, отсутствует инструментальная база, позволяющая учитывать психологическую совместимость при комплектовании воинских подразделений.
Таким образом, в нашей работе мы поставили и пытаемся решить задачу изучения взаимосвязи темперамента и психологической совместимости, что весьма актуально как для развития социальнопсихологического знания, так и для его практического приложения в конкретных областях общественной практики, в частности, для оптимизации комплектования воинских подразделений.
Современная ситуация реформирования ВС РФ осложняется рядом объективных и субъективных противоречий между:
- структурным реформированием ВС РФ, сокращением численности военнослужащих и повышением требований к качеству подбора и комплектования экипажей и расчетов;
- декларацией о высокой ответственности членов экипажей и расчетов и реальным снижением их материального и морального статуса.
В этих условиях представляется актуальным изучение взаимосвязи темпераментной структуры и психологической совместимости у военнослужащих в интересах качественного подбора и комплектования экипажей и подразделений Военно-Морского Флота.
Для нашего исследования были привлечены курсанты 148-го учебного отряда.
Обучение в отряде производится по специальностям: специалисты гидроакустических комплексов; специалисты гидроакустических станций; специалисты радиолокационных станций (комплексов) наблюдения за ближней воздушной и надводной обстановкой; специалисты радиолокационных станций (комплексов) наблюдения за дальней воздушной обстановкой; специалисты технических средств боевого информационного поста; специалисты штурманских радиолокационных станций; специалисты радиотехнических комплексных систем; специалисты радиолокационных станций корабельной артиллерии; специалисты радиолокационных станций зенитной корабельной артиллерии; специалисты радиолокации; специалисты электронно-вычислительных машин; специалисты боевых информационных управляющих систем. Кроме того, проводятся занятия по общественно-государственной подготовке, физической подготовке, строевые занятия, занятия по огневой подготовке и общевоинским уставам ВС РФ. В свободное от занятий время проходят культурно-досуговые и спортивные мероприятия.
Общий объем выборки составил 79 (100 %) человек, из них:
Образование: основное общее - 23 человека (29,1 %); среднее (полное) общее - 29 человек (36,7 %); начальное профессиональное - 15 человек (19 %); среднее профессиональное - 10 человек (12,7 %); высшее профессиональное - 2 человека (2,5 %).
Национальность: русский - 60 человек (75,9 %); казах - 3 человека (3,8 %); башкир - 3 человека (3,8 %); татарин - 6 человек (7,6 %); даргинец - 4 человека (5,1 %); украинец - 3 человека (3,8 %).
Возраст: 18 лет - 52 человека (65,8 %); 19 лет - 14 человек (17,7 %); 20 лет - 7 человек (8,9 %); 21 год - 4 человека (5,1 %); 22 года - 2 человека (2,5 %).
Состав семьи: воспитывался в полной семье - 49 человек (62 %); воспитывался без матери - 2 человека (2,5 %); воспитывался без отца - 19 человек (24,1 %); женатые, имеющие детей - 3 человека (3,8 %); сироты - 6 человек (7,6 %).
Судимые родственники: отец - у 3 матросов (3,8 %); дядя - у 2 матросов (2,5 %).
Были приводы в милицию: за распитие спиртных напитков в общественных местах - у 3 человек (3,8 %); за нарушение общественного порядка - у 1 человека (1,3 %);
Состояли на учете в милиции: 2 человека (2,5 %).
Период обучения в отряде - 6 месяцев, с последующей отправкой для дальнейшего прохождения службы по предназначению в береговые части, на надводные корабли и подводные лодки ВоенноМорского Флота.
Исследование проводилось в три этапа.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Первый этап (пилотажное исследование) - апрель 2008 г. Обследовано 79 человек призыва «Осень-2008».
Второй этап - декабрь 2009 г. - начало периода обучения. Обследовано 79 человек призыва «Осень-2009».
Третий этап - апрель 2010 г. - конец периода обучения. Обследовано 79 человек призыва «Осень-2009».
Первый этап проводился как пилотажное исследование - пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой, что было сделано с целью установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и условий проведения исследования.
Второй, и третий этапы обследования проводились с призывом «Осень-2009». В первом случае в начале периода обучения, когда рота была только что сформирована и военнослужащие, прибывшие из разных городов, только знакомились друг с другом и вникали в быт; во втором - в середине обучения; в третьем - в конце обучения, спустя 5 месяцев, когда уже был сформирован коллектив, прошел первый период адаптации.
Изучение личного состава в два этапа было запланировано в связи с тем, что существовала необходимость сравнить полученные результаты этапов исследования, посмотреть динамику взаимоотношений личного состава, выявить закономерности и причины взаимодействия военнослужащих с разным типом темперамента между собой, определить, насколько качественно выполняются поставленные задачи военнослужащими с тем или иным типом темперамента при совместном исполнении данных задач. Помимо этого, требовалось выяснить уровень сплоченности, сработанности и психологической совместимости личного состава в коллективе с учетом темперамента, насколько слаженно и оперативно военнослужащие действуют в составе взвода, роты в моделируемых трудных ситуациях, когда промедление в принятии решений может повлечь за собой угрозу для жизни личного состава, а именно, при ограничении временных рамок, в сложных метеоусловиях, когда необходимо длительное концентрирование внимания на технических средствах отображения информации.
Командным составом роты по результатам учебной и служебной деятельности, а также по воинской дисциплине в начале (1 этап) и в конце (2 этап) периода обучения курсантам была выставлена экспертная оценка (по 10-баллной шкале).
Следующим шагом стало проведение психологической диагностики данных групп курсантов с помощью следующих методик обследования: методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей; опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ); 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела (16-ФЛО-105-С); методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; тест МЛО - «Адаптивность»; анамнестический опросник А. Белова; социометрия.
После проведения процедуры тестирования, экспертной оценки, наблюдения за испытуемыми, анализа их документов и результатов деятельности были составлены таблицы «сырых» данных, после этого они были переведены в стэны, а затем данные в стэнах и результаты экспертных оценок были переведены в трехбалльную систему, где «1» - высокие оценки, «2» - средние оценки, «3» - низкие оценки, и также сведены в общую таблицу, причем чтобы перевести результаты всех методик в трехбалльную систему, мы перевели обратные шкалы опросника 16-ФЛО-105-С в прямые, что было необходимо для достоверности полученных нами впоследствии 3-балльных оценок. Необходимо отметить, что результаты испытуемых, получивших высокий балл по шкалам «Д» (достоверность) и «К» (контрольные вопросы на социальную желательность) методик МЛО-АМ и ОСТ, соответственно, рассмотрению не подлежали.
В результате обработки данных социометрической методики, было определено следующее.
1 этап: общее количество выборов 853 из 6162 возможных. Из них: положительных - 530; отрицательных - 323. Наибольшее количество положительных выборов: 1) 36 из 38 полученных; 2) 33 из 38; 3) 33 из 37; 4) 20 из 25. Наибольшее количество отрицательных выборов: 1) 25 из 39 полученных; 2) 24 из 27; 3) 26 из 34. Также по итогам социометрии было выявлено 59 пар взаимных предпочтений и 20 пар взаимных отвержений.
2 этап: общее количество выборов 902 из 6162 возможных. Из них: положительных - 542; отрицательных - 360. Наибольшее количество положительных выборов: 1) 33 из 33 полученных; 2) 32 из 34; 3) 25 из 25; 4) 25 из 26. Наибольшее количество отрицательных выборов: 1) 30 из 30 полученных; 2) 21 из 21; 3) 16 из 21; 4) 18 из 21. Также по итогам социометрии было выявлено 67 пар взаимных предпочтений и 26 пар взаимных отвержений.
Анализ результатов социометрии 1 и 2 этапов исследования позволяет сделать следующие выводы: на 1 этапе были определены 4 лидера - 3 из постоянного состава и 1 из нового набора. На 2 этапе данные позиции ими были сохранены. В то же время были выявлены и те, кого коллектив отвергает: на 1 этапе - 3 человека, двое из которых сохранили свое место на 2 этапе обследования. На 2 этапе к этим двум были добавлены еще 3 человека, двоим из которых были даны только отрицательные выборы.
После того как сводные ведомости были составлены в рукописном и компьютерном виде, первое, с чего мы начали, - это вычислили первичные статистики, а также выяснили, что характер распределения признака нормальный.
После первичной обработки была проведена математико-статистическая обработка данных с использованием наиболее распространенных методов параметрической статистики, таких как оценка достоверности отличий по ^критерию Стьюдента и корреляционный анализ.
После проведения корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между типами темперамента, полученными в результате проведения тестирования по анамнестическому опроснику А. Белова, и результатами вышеперечисленных психодиагностических методик, как указано ниже: меланхолик - личностный адаптационный потенциал r = 0,62; p < 0,001; меланхолик - нервнопсихическая устойчивость r = 0,64; p < 0,001; меланхолик - коммуникативные способности r = 0,48; p < 0,001; холерик - моральная нормативность r = 0,34; p < 0,01; меланхолик - социальная эргичность r = - 0,5; p < 0,001; меланхолик - пластичность r = - 0,57; p < 0,001; холерик - социальная пластичность r = 0,37; p < 0,001; меланхолик - темп r = - 0,42; p < 0,001; сангвиник - темп r = 0,3; p < 0,05; меланхолик
- социальный темп r = - 0,38; p < 0,001; меланхолик - эмоциональность r = 0,47; p < 0,001; меланхолик
- социальная эмоциональность r = - 0,49; p < 0,001; меланхолик - эмоциональная нестабильность/ стабильность r = - 0,4; p < 0,001; меланхолик - спокойствие/тревожность r = 0,3; p < 0,05; меланхолик -конформность r = 0,37; p < 0,001 (где r - коэффициент корреляции Пирсона, а p - уровень достоверности).
В результате сравнения данных выборок анализ личностных характеристик показывает, что 1-й этап значимо отличается от 2-го по таким психологическим признакам, как коммуникативные способности t-Stud = -2,365, р < 0,05; моральной нормативности t-Stud = - 3,917, р < 0,001; жесткости -чувствительности t-Stud = 2,424, р < 0,05; спокойствию - тревожности t-Stud = - 2,836, р < 0,01; низкому самоконтролю - высокому самоконтролю t-Stud = 2,381, р < 0,05; расслабленности - напряженности t-Stud = - 2,176, р < 0,05; чувствительности t-Stud = - 4,383, р < 0,001; учебной деятельности t-Stud = 13,787, р < 0,001; служебной деятельности t-Stud = 13,912, р < 0,001; воинской дисциплине t-Stud = 13,173, р < 0,001(где t-Stud - t - критерий Стьюдента, а p - уровень достоверности).
Таким образом, после проведения корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между типами темперамента, полученными в результате проведения тестирования по анамнестическому опроснику Белова и результатами вышеперечисленных психодиагностических методик. Также в результате сравнения выборок испытуемых определено, что 1 этап значимо отличается от 2 этапа.
Список литературы
1. Аллахвердова, О. В. Роль срабатываемости и совместимости при совместной деятельности в экстремальных условиях // Психическая напряженность в трудовой деятельности / отв. ред. Л.Г. Дикая, А. Н. Занковский. — М., 1989. - С. 289-300.
2. Глоточкин, А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1964.
3. Горбов, В. Д., Новиков. A. M. Вопросы интегративной оценки групповой активности. - Вып. 3. - М., 1985. - С. 13-21.
4. Давыдов, В. Ф. Влияние взаимоотношений номеров боевых расчетов на качество несения боевого дежурства : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1973.
5. Караяни, А. Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений : автореф. дис. ... канд. психол.наук. - М.: ГА ВС, 1993. - 17 с.
6. Кораблин, В. А. Влияние национальных стереотипов на сплочение личного состава подразделения : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993. - 219 с.
7. Корчемный, П. А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности лётных экипажей по обучению курсантов : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979.
8. Крапивин, М. П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 203 с.
9. Кретов, Ю. А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях : дис. ... канд. социол. наук. - М.: РАН, 1995. - 162 с.
10. Лазарев, В. П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 204 с.
11. Липницкий, А. В. Сплочение боевых расчетов войск ПВО (социально-психологическое исследование) : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 254 с.
12. Ломов, Б. Ф., Душков, Б. А. Групповая деятельность операторов // Основы инженерной психологии. - М., 1986. - С. 280-296.
13. Макаров, В. А. Социально-психологические условия деятельностно-группового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 183 с.
14. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. - СПб., ЛНПП «Облик», 2000. - 212 с.
15. Психологическая совместимость // Краткий психологический словарь-хрестоматия / под ред. К.К. Платонова. - М.: Высшая школа, 1974. - С. 89.
16. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - 416 с.
17. Сергодеев, А. Д. Социально-психологические особенности процесса сплочения воинских коллективов и их учет заместителем командира полка по политической части : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 261 с.
18. Сулимов, Ю. Г. Психологические основы сплочения воинского коллектива // Военная психология. - М., 1995.
19. Федотов, В. В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности : дис. ... канд. психол. наук. М. 1987. - 163 с.
20. Shaw, M. E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. - N. Y., 1971. - 567 p.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013