Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности военнослужащих'

Психофизиологические особенности военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1052
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ГЕНОТИП / GENOTYPE / ФЕНОТИП / PHENOTYPE / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / ИНТРОВЕРСИЯ / INTROVERSION / ЭКСТРАВЕРСИЯ / EXTRAVERSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Юлия Николаевна, Карабин Ким Владиславович, Кузёмина Елена Фёдоровна, Кабанова Светлана Владимировна

Статья посвящена роли темперамента, как психофизиологической особенности военнослужащего. Анализируется сложившаяся реальность, где не удается в полной мере установить, что в плане поведения есть проявление генотипа, т.е. является свойствами темперамента, а что фенотипа, как результат прижизненных сформировавшихся черт характера. В моторной сфере проявление темперамента можно рассматривать как частные выражения общей активности, через темп, быстроту, ритм и общее количество движений. Говоря об эмоциональности, как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Различные области профессиональной деятельности требуют определенных сочетаний профессионально важных качеств. Профессия военного будет сочетать в себе качества некоторых других профессий. Рассматривая роль темперамента в деятельности, авторы напоминают о возможностях приспособления темперамента к требованиям деятельности. И профессиональный отбор, и индивидуальный подход, и формирование положительного отношения к деятельности, а так же основной и наиболее универсальный путь формирование индивидуального стиля позволяют или не допустить к определенной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента или приспособить их к условиям деятельности. Каждому человеку необходимо заранее определятся с выбором профессии, причем не стоит забывать о характере, способностях и других личностных характеристиках, не рассмотренных в данной статье, и направлять их в то русло, где они могут наиболее ярко проявиться. А прикладные психологические исследования могут помощь обследуемым в реализации их потенциальных возможностей в преодолении трудностей, мешающих в достижении поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SOLDIERS

Article is devoted to a temperament role as psychophysiological feature of the serviceman. The developed reality where it is fully not possible to set that in respect of behavior there is a manifestation of a genotype is analyzed, i.e. is properties of temperament and that a phenotype as result of the lifetime created traits of character. In the motor sphere manifestation of temperament can be considered as private expressions of the general activity, through the speed, speed, a rhythm and a total quantity of movements. Telling about emotionality as manifestation of temperament, mean impressionability, sensitivity, impulsiveness. Different fields of professional activity require certain combinations of professionally important qualities. The profession of the military will combine qualities of some other professions. Considering a temperament role in activities, authors remind of temperament adaptation opportunities to requirements of activities. Both professional selection, and individual approach, and formation of the positive relation to activities, and also main and most universal way formation of personal style allow or not to allow to certain activities of the persons which do not have necessary properties of temperament or to adjust them for activities conditions. It is necessary for each person in advance will decide on choice of profession, and you should not forget about the character, abilities and other personal characteristics which are not considered in this article and to send them to that course where they can be shown most brightly. And applied psychological researches can the help inspected in implementation of their potential opportunities in overcoming the difficulties hindering in achievement of goals.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности военнослужащих»

психологические науки

Попова Юлия Николаевна, Карабин Ким Владиславович, Кузёмина Елена Фёдоровна и другие

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

УДК 159.96

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© 2017

Попова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail: [email protected]) Карабин Ким Владиславович, курсант 4 курса Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко (350040, Россия, Краснодар, ул. Красина, д.4, e-mail: [email protected]) Кузёмина Елена Фёдоровна, кандидат философских наук, доцент Кабанова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена роли темперамента, как психофизиологической особенности военнослужащего. Анализируется сложившаяся реальность, где не удается в полной мере установить, что в плане поведения есть проявление генотипа, т.е. является свойствами темперамента, а что - фенотипа, как результат прижизненных сформировавшихся черт характера. В моторной сфере проявление темперамента можно рассматривать как частные выражения общей активности, через темп, быстроту, ритм и общее количество движений. Говоря об эмоциональности, как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Различные области профессиональной деятельности требуют определенных сочетаний профессионально важных качеств. Профессия военного будет сочетать в себе качества некоторых других профессий. Рассматривая роль темперамента в деятельности, авторы напоминают о возможностях приспособления темперамента к требованиям деятельности. И профессиональный отбор, и индивидуальный подход, и формирование положительного отношения к деятельности, а так же основной и наиболее универсальный путь - формирование индивидуального стиля позволяют или не допустить к определенной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента или приспособить их к условиям деятельности. Каждому человеку необходимо заранее определятся с выбором профессии, причем не стоит забывать о характере, способностях и других личностных характеристиках, не рассмотренных в данной статье, и направлять их в то русло, где они могут наиболее ярко проявиться. А прикладные психологические исследования могут помощь обследуемым в реализации их потенциальных возможностей в преодолении трудностей, мешающих в достижении поставленных целей.

Ключевые слова: темперамент, характер, генотип, фенотип, поведение, адаптивность, интроверсия, экстраверсия, профессиональная деятельность, индивидуальный стиль.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SOLDIERS

© 2017

Popova Yuliya Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor State University the Cubans technology (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya str., 2, e-mail: [email protected]) Karabin Kim Vladislavovich, course 4 course Krasnodar higher military school named after General of the army S. M. Stamina

(350040, Russia, Krasnodar, St. Fail, d. 4, e-mail: [email protected]) Kuzemina Elena Fedorovna, candidate of philosophy sciences, associate professor Kabanova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor State University the Cubans technology (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya str., 2, e-mail: [email protected])

Abstract. Article is devoted to a temperament role as psychophysiological feature of the serviceman. The developed reality where it is fully not possible to set that in respect of behavior there is a manifestation of a genotype is analyzed, i.e. is properties of temperament and that - a phenotype as result of the lifetime created traits of character. In the motor sphere manifestation of temperament can be considered as private expressions of the general activity, through the speed, speed, a rhythm and a total quantity of movements. Telling about emotionality as manifestation of temperament, mean impressionability, sensitivity, impulsiveness. Different fields of professional activity require certain combinations of professionally important qualities. The profession of the military will combine qualities of some other professions. Considering a temperament role in activities, authors remind of temperament adaptation opportunities to requirements of activities. Both professional selection, and individual approach, and formation of the positive relation to activities, and also main and most universal way - formation of personal style allow or not to allow to certain activities of the persons which do not have necessary properties of temperament or to adjust them for activities conditions. It is necessary for each person in advance will decide on choice of profession, and you should not forget about the character, abilities and other personal characteristics which are not considered in this article and to send them to that course where they can be shown most brightly. And applied psychological researches can the help inspected in implementation of their potential opportunities in overcoming the difficulties hindering in achievement of goals.

Keywords: Temperament, character, genotype, phenotype, behavior, adaptability, introversion, extraversion, professional activity, individual style.

Нам представляется, что исследования личности военнослужащих особенно ценно с точки зрения психофизиологических особенностей. Данные исследования позволят более глубоко и подробно отследить их проявление в профессиональной сфере, сделать выводы и скорректировать в рамках определенного стиля деятельности.

В данной статье мы не будем раскрывать всю давнюю и сложную историю учения о темпераменте. Напомним лишь, что темперамент как динамическая характеристика психической деятельности проявляется в общей ак-

тивности, в особенности моторной сферы и в свойствах эмоциональности. Так общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. Инертность, пассивность, инициативность, активность, стремительность, вот параметры, которые используют при описании человека. В моторной сфере проявление темперамента можно рассматривать как частные выражения общей активности, через темп, быстроту, ритм и общее количество движений. Говоря об эмоциональности, как проявлении темперамента, то имеют в виду

Popova Yuliya Nikolaevna, Karabin Kim Vladislavovich, Kuzemina Elena Fedorovna and others psychological

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS ... science

впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

Определение типа темперамента у взрослого человека, представляет собой достаточно сложную задачу. Уже И.П. Павлов, основываясь на определенные факты, отказался ориентироваться в определении типа НС на картину поведения и сделал вывод о том, что типы НС должны определиться только по лабораторным процедурам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности [1, с. 358-359; 2, с. 123.].

И.П. Павлову принадлежит и идея изменить значение слова «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, а фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Так понятие «генотип» было Павловым связано с темпераментом, а фенотип с понятием «характер» [3, с. 158-160].

Важными являются и выводы Б.М. Теплова, указывающие на отсутствие прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Так свойства нервной системы, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют фундамент, на котором одни формы формируются легче, а другие труднее [4, с. 126].

Сегодня, говоря о темпераменте как о характеристики человека, мы подразумеваем динамические особенности его психической деятельности, а именно темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степень эмоциональности.

Все эти свойства имеют соответствующие проявления не только в общении, но и в профессиональной деятельности. Современная реальность предъявляет все новые и новые требования к человеку. В век цифровой экономики, когда линейный подход сменился экспоненциальным, когда появились новое измерения времени - наносекунды, к человеку предъявлены новые вызовы. Такие качества как гибкость, поиск нестандартного подхода в любой сфере деятельности, владение методами больших данных, высокая степень адаптивности, инициативность, стрессоустойчивость будут основой многих профессий [5, с. 87].

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Поведенческие проявления свойств темперамента, как и проявления типологических свойств нервной системы, характеризуется многомерностью. Следовательно, необходимо принимать во внимание проявление сочетаний свойств темперамента, присущих конкретному человеку, и в ориентировочных, и в исполнительных, и в контрольно-оценочных компонентах деятельности [6, с. 24].

Существенным обстоятельством, которое следует принимать в расчет при изучении свойств темперамента, является то, что они не проявляются в поведении человека изолированно. В зависимости от их конкретного сочетания поведенческие проявления свойств темперамента могут быть различны. Сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости приводит к поведенческой картине, которая описывается как проявление меланхолика, Сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости выражается в поведенческой картине, соответствующей темпераменту холерика [7, с. 65].

Несмотря на то, что типологические свойства нервной системы рассматриваются как физиологическая основа темперамента, жестких соответствий между определенными свойствами темперамента и типологическими свойствами нервной системы нет. По влиянию на поведение между ними возможны два типа отношений: 1) синергизм - одновременное влияние на поведение (например, и сила нервной системы, и 362

снижают устойчивость к монотонности работы; 2) отношение взаимной компенсации (маскировка проявлений одних свойств проявления других). Это необходимо использовать при анализе психодиагностических данных [8, с. 148].

Проанализировав результаты, проводимые по опроснику Г. Айзенка, обнаруживающие зависимости между темпераментами и социальным положением, мы можем наблюдать процентное соотношение разных типов темпераментов присущих людям и количественно определить, какой тип темперамента наиболее часто встречаемый, а какой, соответственно, меньше.

Полученные результаты выявили следующую картину:

1) руководители различного уровня (сангвиники -34%, холерики - 32%, флегматики - 14%, меланхолики - 20%);

2) предприниматели (сангвиники - 30%, холерики -42%, флегматики - 11%, меланхолики - 17%);

3) рабочие (сангвиники - 23%, холерики - 31%, флегматики - 12%, меланхолики - 34%);

4) студенты (сангвиники - 23%, холерики - 38%, флегматики - 10%, меланхолики - 29%);

5) пенсионеры (сангвиники - 7%, холерики - 11%, флегматики - 19%, меланхолики - 63%);

6) военнослужащие (сангвиники - 29%, холерики -34%, флегматики - 21%, меланхолики - 16%) [9 с. 4043].

Все выше представленные результаты мы сравнили с данными полученными нами в ходе опроса курсантов Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко.

Нами была определена учебная группа курсантов ВВУЗ-а, состоящая из 30 военнослужащих. Обследуемым был предложен ряд вопросов, отражающих поведенческие проявления темперамента (экстра-версия-интроверсия, нейротизм, эмоциональная стабильность) [10, с. 122] в результаты обработки данных были получены следующие результаты:

- холерическим типом обладали 14 человек (46%);

- сангвиническим типом - 4 человека (15%);

- флегматическим типом - 5 человек (16%);

- меланхолическим типом - 7 человек (23%).

Оценив сильные и слабые стороны установленного

сочетания свойств темперамента с точки зрения результативности деятельности и успешности его адаптации к социальному окружению, мы позволим себе следующие выводы.

Представленные данные свидетельствуют о том, что общая закономерность распределения темпераментов между личным составом все-таки присутствует, лишь с некоторыми отличиями, обусловленными, во-первых, недолгим сроком пребывания в армии, во-вторых, особенностями обучения в соответствующем учебном заведении и, в-третьих компенсацией других индивидуальных особенностях обучающихся [11, с. 122].

Различные области профессиональной деятельности требуют определенных сочетаний профессионально важных качеств. Профессия военного будет сочетать в себе качества некоторых других профессий, таких, например, как «человек-человек», «человек-техника», «человек-знак». Следовательно, будут выделяться такие профессиональные качества как общительность, эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, самостоятельность, организаторские способности, красноречивость, экспрессия лица и поведения, настойчивость, техническое и образное мышление, концентрация, образная память, физическая выносливость, вербальная память, аккуратность, концентрация, усидчивость [12, с. 100].

Подводя итог, о типе темпераментов и их роли в выборе профессии военнослужащего, можно заключить, что сангвиник характеризуется энергией и большой работоспособностью, ему свойственна работа, подразумевающая сменяемость деятельности, постоянно ставящая

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

психологические науки

Попова Юлия Николаевна, Карабин Ким Владиславович, Кузёмина Елена Фёдоровна и другие

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

новые задачи. Сангвиник всегда готов действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности [13, с. 146]. Итак, таким людям стоит посвятить себя командованию подразделениями различных видов и родов войск, ведь они смогут приспособиться к любым условиям в различной обстановке. Работая, ему не составит труда сосредоточиться и так же легко перестроится с одной работы на другую, однако же, он не способен вникать в детали и не может терпеть однообразия, поэтому такому человеку понадобятся заместители, имеющие несколько другие личностные характеристики.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью, работая крайне энергично, прикладывает достаточные усилия, оттого и испытывает внутреннее напряжение, полностью отдаваясь своей деятельности, зачастую неравномерно распределяя свою энергию. Поэтому ему подходит повторяющаяся деятельность, иногда требующая большой, но временной затраты энергии, чередующаяся с более спокойной работой [13 с. 146, 18 с. 77]. Как раз такой человек может оказать значительную помощь сангвинику в его руководящей деятельности.

Флегматик представляет собой спокойного и уравновешенного человека, упорно и старательно работающего, но только в той области, к которой он привык. Ему не свойственна работа, отличающаяся разнообразием, зато с монотонной деятельностью справляется весьма успешно. Он работает размеренно, но может достичь неплохих результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организации труда [13 с. 147, 18 с. 78]. Такие люди отлично подойдут на посты руководителей определенных отделов и служб. Они с легкостью организуют свое подразделение, будут точно знать свои задачи и непременно добьются результата в отведенной им области.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Отличается низкой производительностью труда, нежеланием брать на себя обязательства, боясь, что не сможет их выполнить. Предпочитает работать один. С помощью своей высокой чувствительности, легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей. Меланхолику подходит работа, требующая внимания [13, с.147; 14, с. 381-383]. Возможно, именно такой человек сможет составить психологический портрет бойца, сможет стать неплохим руководителем по воспитательной работе подразделения, что играет немаловажную роль в повседневной деятельности личного состава в мирное время [15, с. 24].

Из приведенных характеристик темперамента хорошо видно, что многие свойства темперамента и черты характера пересекаются. Именно поэтому, несмотря на то, что темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. «В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классификации по типам характера» [16, с. 22].

Именно поэтому, несмотря на тип нервной системы, в армии (и в некоторых других областях деятельности) могут спокойно работать люди, на первый взгляд совершенно неподходящие соответствующей специальности.

Говоря о роли темперамента в деятельности, необходимо помнить о возможностях приспособления темперамента к требованиям деятельности. И профессиональный отбор, и индивидуальный подход, и формирование положительного отношения к деятельности, а так же основной и наиболее универсальный путь - формирование индивидуального стиля позволяют или не допустить к определенной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента или приспособить их к условиям деятельности [17, с. 400].

Именно поэтому, каждому человеку необходимо заранее определятся с выбором профессии, причем не стоит забывать о характере, способностях и других личностных характеристиках, не рассмотренных в данной

статье, и направлять их в то русло, где они могут наиболее ярко проявиться. А прикладные психологические исследования могут помощь обследуемым в реализации их потенциальных возможностей в преодолении трудностей, мешающих в достижении поставленных целей [20, с. 186-187].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Павловские среды» Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Л. 1949 - С. 358-359.

2. Попова Ю.Н., Даркулов Ж.Н. Многонациональный воинский коллектив: многообразие национальных структур. Сборник научных статей XVII военно-научной конференции курсантов и операторов научной роты филиала Военной академии связи 2014. С. 122-126.

3. Гуревич П.С. Психология. [Электронный ресурс]: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С 158-160.

4. Немов Р.С. Психология. - КНОРУС, 2014. - 720 с.

5. Кабанова С.В., Корнилова Л.А., Красноок З.П. Психология и педагогика высшей школы. Учебное пособие / Краснодар: «Издательский дом Юг». Краснодар, 2014. - 125 с.

6. Кузёмина Е.Ф., Попова Ю.Н. Человек на пределе человеческого / Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 23-25.

7. Панферов В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2013.

- 480 с

8. Красноок З.П., Кабанова С.В. Студенческая группа как коллектив: взаимозависимость и взаимовлияние / Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. № S4. С. 146-149.

9. Козловский О.В., источник: «Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации»-Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. - С. 38-46.

10. Кроль В.М. Психология и педагогика - М.: Высш. шк., 2001 - С. 122

11. Попова Ю.Н., Мадатов О.Я., Михайленко А.Г., Редун Р.Г. О некоторых аспектах формирования морально-боевых качеств курсантов военных ВУЗов России/ Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 204-213.

12. Попова Ю.Н., Богатырева Ж.В., Опошнянский А.В. Современные пути развития творческих способностей у учащихся колледжа / Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 99-101.

13. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник [и др.], 2013. - 381с.

14. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-ое изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. - 671с.

15. Кузёмина Е.Ф., Попова Ю.Н. Человек на пределе человеческого / Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 23-25.

16. Ильин Е.П. - Дифференциальная психология деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 43 с.

17. Красноок З.П., Попова Ю.Н., Кабанова С.В., Корнилова Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание и тенденция дегероизации общества / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 129. С. 391-402.

18. Пасюк О.В. Психология и педагогика. [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013.

- 160 с.

19. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник [и др.], 2013. - 251с.

20. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «Юрайт», 2002. - 336 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.