Научная статья на тему 'Поведенческий тип реакции (ПТР) и темперамент подростков 11-17-летнего возраста'

Поведенческий тип реакции (ПТР) и темперамент подростков 11-17-летнего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1166
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русинова С. И., Тихомирова М. А.

Исследованы индивидуальные проявления темперамента и поведенческого типа реакции учащихся 11-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русинова С. И., Тихомирова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The behavioral type of reaction and adolescents' temperament of 1117 years old

An individual occurrence of temperament and behavioral type of reaction were analyzed in group of adolescents of 11-17 years old.

Текст научной работы на тему «Поведенческий тип реакции (ПТР) и темперамент подростков 11-17-летнего возраста»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

УДК 612.6

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТИП РЕАКЦИИ (ПТР) И ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ 11-17 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

© С.И.Русинова, М.А.Тихомирова

Исследованы индивидуальные проявления темперамента и поведенческого типа реакции учащихся 11-17 лет.

Темп образовательных реформ последних десятилетий выявил новые аспекты возрастной физиологии и психофизиологии. Актуальность подбора адекватных методов обучения в новых условиях школьного образования нацеливает исследователей на изучение индивидуального потенциала детей-подростков. Целью работы является выявление психофизиологического потенциала детей школьного возраста.

Широко известны представления о темпераменте, но по сей день не находят объяснения механизмов этого явления. В конечном счете, темпераменту приписывается фатальная роль [1]. Природа темперамента изучается медиками, физиологами, но чаще обсуждается психологами.

Некоторые современные исследователи склонны отождествлять всю психодинамику человека с темпераментом [2]. Темперамент является наиболее важной психодинамической организацией человека. Русалов В.М. утверждает что, не целесообразно сводить всю психодинамику человека к темпераменту, он выделяет еще два важнейших компонента - это общие способности и сенситивность [3]. И вслед за Б.М.Тепловым [4], Н.С.Лейтесом [5], Б.Г.Ананьевым [6],

B.C.Мерлиным [7] рассматривает только их врожденную психодинамическую основу. Однако каждое из указанных образований психодинамики человека (сенситивность, темперамент и общие способности) представляет собой особый комплекс психодинамических характеристик человека [8].

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский к темпераменту относит особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственную конституцию человека [9]. Согласно его представлениям, темперамент - эта та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека, т.е. является психофизиологическим параметром.

Б.Г.Ананьев относит к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового

аппарата" [10]. Он рассматривает темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" [11], что вполне согласуется с оценкой Л. С. Выготского.

Исследование общей активности как одного из основных измерений темперамента имеет длительную историю. Еще в 1909 г. Г.Хейманс и Е.Вирсма [12] рассматривали активность как один из фундаментальных компонентов разрабатываемой ими трехмерной типологии темперамента, включающей также эмоциональность и персеверативность. В дальнейшем многие исследователи показали существование в структуре темперамента такого измерения, как общая активность. В работах Б.М.Теплова - В.Д.Небыли-цына активность выступает не только как качественная, но и количественная мера взаимодействия субъекта со средой с точки зрения его динамической сопряженности. Различные уровни активности (интеллектуальной и психомоторной) изучались, как правило, изолированно друг от друга, что, естественно, затрудняло выделение единого генерального фактора активности, поскольку наряду с общей, унитарной характеристикой индивида, касающейся динамики его поведения, по-видимому, существуют также специфические факторы, относящиеся к разным сферам деятельности [13].

Признавая врожденную детерминацию темперамента, правомерно искать истоки явления в энергообмене метаболических процессов. Метаболизм в определенной мере зависит от скорости движения крови - питательной жидкости, которая прогоняется в теле, что зависит также от постройки органов кровообращения, как центрального, так и периферических, т.е. сердца и сосудов. При нормальной мышечной силе и упругости стенок, как сердца, так и сосудов, у них могут быть различные видоизменения толщины стенок и величины просвета, или калибра, сосудов [14]. Сила и быстрота течения крови имеет несомненное отношение к питанию, следовательно, и к силе и к энергии, какую могут проявить ткани человеческого тела, и к связанным с этой работой ощущениям и чувствования. Поэтому строение и форма сердца и сосудов долж-

ны иметь несомненное влияние на силу и быстроту действий и желаний каждого лица, а также на его темперамент [15].

При определенной силе сердца и упругости стенок сосудов и соответственном сопротивлении в периферических разветвлениях, чем меньше просвет сосудов, тем быстрее течет содержимое, и наоборот, чем больше просвет ствола, тем медленнее течет содержимое [16]. При одинаковых прочих условиях точно такое же значение имеет и толщина стенок сосудов: чем толще мышечные и упругие стенки сосудов, тем с относительно большей силой будет прогоняться содержимое; и наоборот, чем эти стенки будут тоньше, тем слабее будет сила, с которой содержимое протекает через сосуд [17].

П.Ф.Лесгафт, используя достижения XIX в., приводит данные по классификации сосудистого русла человека. У холериков сосуды отличаются малым просветом и большой толщиной стенок. Ожидаемо, что для данного типа сосудов ассимиляция и диссимиляция идут с высокой скоростью, с ограниченным интервалом времени. Для типа с сангвиническим темпераментом свойственен малый просвет и тонкие стенки сосудов, где кровь течет с высокой скоростью. Для меланхоликов характерен большой просвет и толстые стенки сосудов, кровь течет с небольшой скоростью. Для флегматиков - большой просвет сосудов и тонкие стенки, что может предрасполагать обменные процессы к медленной скорости [18]. Толщина стенок существенно влияет на обменные процессы.

Темперамент - один из параметров регуляции поведенческой реакции. В соответствии с закономерностями онтогенеза имеются дублирующие свойства - индивидуальный тип поведенческой реакции (ПТР).

Типу А (ПТА) приписывается агрессивность, нацеленность на напряженную борьбу во имя достижения цели, он как правило, не отступает и благодаря высокой мобилизации добивается успеха.

Тип Б (ПТБ) - противоположен А. Мобилизация этого типа не столь активна, но функциональная активность более продолжительна. Авторы указывают на наличие промежуточных типов, так называемых х-типов. Интеллектуальные различия между группами ПТА и ПТБ не выявлены [19].

В более поздних исследованиях ПТР дифференцирована на три группы: ПТА, ПТС, ПТБ, каждая из которых подразделяется на подгруппы [20]. ПТС рассматривается как промежуточная группа с разной степенью выраженности в поведенческой активности.

Исследования обучающихся в условиях негосударственной школы по образовательной программе А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко позволили выявить дифференциацию подростков 11-17летнего возраста по поведенческой реакции и типам темперамента.

В обследованных группах подростков представлены все три типа поведенческой реакции: поведенческий тип активный (ПТА), поведенческий тип альтернативный, инертный (ПТБ), поведенческий тип ситуативный (ПТС). Наиболее часто встречаются школьники группы ПТС.

В возрасте 11 лет встречаются активный и ситуативный типы с преобладанием ситуативного - 81,25%. Дифференциация каждой из групп ПТА, ПТС и ПТБ выявила большее число учащихся, относящихся к ПТС1 - 37,5%. Среди ПТС2 и ПТС3 - по 31,25% и 12,5%, соответственно. Среди подростков активного типа встречается две разновидности ПТА3 и ПТА2, с наибольшей встречаемостью ПТА3 - 12,5%, ПТА2 -6,25%.

В возрасте 12 лет преобладает ситуативный тип поведенческой реакции - 77,7%. Встречаются все три разновидности. Наибольший процент приходится на ПТС1 и ПТС2 - по 33,3%, соответственно. Активный поведенческий тип представлен ПТА3 - 22,2%.

У подростков 13-летнего возраста преобладает ситуативный тип - 62,5%. Среди подростков группы ПТС встречается ПТС1, ПТС2, ПТС3, с преобладанием ПТС1 - 37,5%. Учащихся, относящихся к активному типу - 37,5%, среди них встречается лишь ПТА3.

У 14-летних подростков ПТС преобладает -62,5%, с наибольшей встречаемостью ПТС2 -50%. Учащихся с активным типом поведения составляют 37,5%.

В возрасте 15 лет выявлено 4 группы ПТР, с преобладанием ПТС2 и ПТА3 - по 33,3% в каждой, а также ПТА2 - 16,6%. У 16-летних наблюдается три типа ПТР, с преобладанием ПТС -80%, ПТА2 - 20%. У 17-летних ПТА достигает 44,4%, ПТС - 55,6%.

Таким образом, в возрастных группах 11-17 лет наблюдается изменение соотношения количества учащихся, относящихся к типу А, и учащихся, относящихся к типу С. Обнаружено нарастание количества учащихся, относящихся к типу А от 11 к 13 годам, с последующим снижением в 14 и 16 лет, и увеличением количества учащихся, относящихся к данному типу в возрасте 15 и 17 лет (диаграмма 1).

ФИЗИОЛОГИЯ

Диаграмма^ Проявления поведенческого типа А в возрастных группах.

Социальная среда и школа, в частности, поощряют подростков типа А (ПТА). Более успешными становятся учащиеся, относящиеся к поведенческому типу А благодаря активной деятельности, высокой мобилизации.

Среди детей ПТС встречаются все четыре темперамента: наименьшее количество приходиться на холериков - 11,6%; наибольший процент - флегматики - 46,5%; сангвиники и меланхолики по 16,2% и 25,5%,соответственно.

Из числа ПТА наибольший процент приходится на холериков - 60,8%, сангвиники в данной группе не встречаются, на меланхоликов и флегматиков приходится по 8,6% и 30,4%, соответственно. ПТБ встречается только у одного учащегося в возрасте 12 лет.

Активный тип представлен в основном девочками - 75%. Ситуативный тип: ПТС3 - 100% девочки, ПТС2 - 40% мальчики, ПТС 1-50% девочки и 50% мальчики. Среди ПТСЗ встречаются два типа темперамента (сангвиники и холерики), среди ПТС2 - флегматики и холерики; среди ПТС1 встречаются все четыре темперамента, причем больший процент приходится на флегматиков и сангвиников, по 33,3%. Среди ПТА2 встречаются только флегматики; сангвиники и холерики в равных соотношениях присутствуют в ПТ АЗ.

Процентное соотношение поведенческих типов реакции

га

м

ПТС1 ПТС2 ПТСЗ ПТАЗ ПТА2

Среди ПТС1 75% встречаются мальчики и 25% девочки. Среди ПТС2 все мальчики. Среди ПТС3 - девочки. Среди ПТАЗ в равном соотношении встречаются мальчики и девочки. Среди ПТС 1 встречаются ученики с преобладанием флегматичного темперамента - 75% и холериче-

ского - 25%. Среди ПТС2 наибольший процент приходится на меланхоликов - 75%, на флегматиков - 25%. Среди ПТС3 - 100% составляют флегматики. Среди активного типа 100% составляют флегматики.

Встречаемость темпераментов среди девочек 12 лет

Встречаемость темпераментов среди мальчиков 12 лет

У 13-летних подростков в группе ПТС встречается два типа темперамента: флегматики и меланхолики, с преобладанием флегматиков - 60%. Среди ПТА преобладают ученики холерического темперамента - 66,6%, с меньшей встречаемостью меланхоликов.

У учеников 14-летнего возраста представлены все четыре типа темперамента, с преобладанием сангвиников среди детей ситуативного типа поведенческой реакции - 60%. Холерики доминируют у представителей активного типа поведенческой реакции (ПТА) - 66,6%.

Встречаемость темперамента среди 1 ^летних учащихся

Гглнгвішикн 2-флегматики З-мсланхлтккн 4-холерики

В возрасте 15 лет среди детей ситуативного типа поведенческой реакции холерики составляют 20%, меланхолики и флегматики по 40%. ПТА - 100% холерики.

В 16-летнем возрасте у детей ситуативного типа поведения преобладает меланхоличный тип темперамента - 50% флегматики составляют 33,3%, холерики - 16,6% от общего количества.

В возрасте 17 лет у детей активного типа поведения встречается два типа темперамента: холерики и флегматики в равном соотношении. Среди детей ситуативного типа поведения дан-

ного возраста преобладают меланхолики - 50% от общего числа.

Выводы:

1) в группе ПТА наиболее часто встречаются представители холерического темперамента;

2) в группе ПТС преобладают представители флегматиков, а меланхолики встречаются в два раза чаще, чем в других типах поведенческой реакции;

3) наибольший процент ПТА выявлен в возрасте 14 лет, ПТС - в возрасте 11 лет, ПТБ выявлен в одном случае в возрасте 12 лет;

4) наибольший процент сангвиников встречается в возрасте 11 лет, в возрасте 12, 13, 15, 16 лет ученики с данным типом темперамента отсутствуют; в возрасте 11 и 16 лет наибольший процент приходится на флегматиков; в 11, 15 лет - на холериков; в наибольший процент меланхоликов приходится на возраст 13, 16 лет.

5) проявление темперамента не зависит от возраста и половой принадлежности, тогда в ПТР нарастают показатели активности от 11 к 17 годам, выполняя регуляторную роль в проявлении темперамента.

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.13-15.

2. Мясищев В.М. Проблема личности и ее роль в вопросах психологии и физиологии, в кн.: Исследование личности в клинике в экстремальных условиях труда. Л., 1969. С.6-17.

3. Теплов Б.М. проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С.17-22.

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. С.32-37

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.17-23.

6. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С.62-64.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926. С.23-27.

8. Павловские среды: протоколы и стенограммы физиологических бесед. М., Л., 1949. С.16-34.

9. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. М., 1946. С.15-23.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.13-15.

11. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945. С.42-45.

12. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952. С.42-45.

13. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С.62-64.

14. Белоус В.В. Обусловленность психологического симптомокомплекса типов нервной системы // Вопросы психологии, 1968, №6. С.77-86.

15. Белоус В.В. Обусловленность психологического симптомокомплекса типов нервной системы // Вопросы психологии, 1968, №6. С.77-86.

16. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

С.24-26.

17. Guilford J.P. Personality. New York: Wiley, 1959.

18. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч.1. СПб., 1900. С.154-155.

19. Rosenman R.H., Friedman M., Byers S.O. Glucose metabolism in subjects with behavior pattern A and hyperlipemia // Circulation. 1966. V.33, N6. P.704-707.

20. Русинова С.И., Назипова Г. А., Сабитова Л.М., Билалова Г.А. Возрастные аспекты здоровья. // Физиология человека: Материалы Междунар. конф. М., 2000. С.258-356.

THE BEHAVIORAL TYPE OF REACTION AND ADOLESCENTS’ TEMPERAMENT OF 11-17 YEARS OLD

S.I.Rusinova, M.A.Tikhomirova

An individual occurrence of temperament and behavioral type of reaction were analyzed in group of adolescents of 11-17 years old.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.