Научная статья на тему 'Влияние темперамента на стрелковую перспективу'

Влияние темперамента на стрелковую перспективу Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
795
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / СТРЕЛКОВЫЙ СПОРТ / СТРЕЛОК / КУРСАНТ / ГРУППА / ХАРАКТЕР / САНГВИНИК / ХОЛЕРИК / ФЛЕГМАТИК / МЕЛАНХОЛИК / УКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / TEMPERAMENT / UPBRINGING / SHOOTING SPORT / SHOOTER / CADET / GROUP / CHARACTER / SANGUINE / CHOLERIC / PHLEGMATIC / MELANCHOLIC / STRENGTHENING THE BODY / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Афиногенов Тимофеи Петрович

Описаны типы темпераментов, которые учитываются при составлении программы тренировок стрелковой подготовки. Даны рекомендации в процессе планирования учебно-тренировочных занятий в соответствии со свойствами темперамента с целью повышения эффективности обучения техническим действиям и улучшения результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Афиногенов Тимофеи Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON THE HANDSUMENTPERSPECTIVE

The types of temperaments are described, which are taken into account when drawing up a training program for shooting training. Recommendations are given in the process of planning training sessions in accordance with the properties of temperament in order to increase the effectiveness of teaching technical actions and improving results.

Текст научной работы на тему «Влияние темперамента на стрелковую перспективу»

УДК 799.31

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА СТРЕЛКОВУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Т.П. Афиногенов

Описаны типы темпераментов, которые учитываются при составлении программы тренировок стрелковой подготовки. Даны рекомендации в процессе планирования учебно-тренировочных занятий в соответствии со свойствами темперамента с целью повышения эффективности обучения техническим действиям и улучшения результатов.

Ключевые слова: темперамент, воспитание, стрелковый спорт, стрелок, курсант, группа, характер, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, укрепление организма, физическое развитие.

Одним из видов спорта, которым может заниматься любой человек, независимо от уровня физической подготовки - стрелковый спорт. Данный вид спорта не ставит жестких рамок относительно возраста, когда можно начинать им заниматься, а также пола. Стрельбой могут заниматься, как женщины, так и мужчины. Люди, занимающиеся стрелковым спортом, не страдают от чрезмерных физических нагрузок, а также стрельба способствует укреплению организма, коррекции осанки, то есть такие занятия приносят пользу в сфере физического развития.

Но не у каждого человека при начале занятий стрелковым спортом будет получаться попадать в цель, это, в свою очередь, может стать причиной отрицательного эмоционального настроя во время тренировок, что, в свою очередь, будет служить причиной непопадания человека в цель при стрельбе. Образуется «замкнутый круг». Что с этим делать? В таких случаях, большую роль играют навыки и желание помочь у тренера. Значение имеет индивидуальный подход тренера к каждому своему ученику.

При работе с людьми, необходимо определить особенности тренировок, например, кому-то уделять больше внимания, с кем-то больше разговаривать, давать советы, подбадривать и т. д. Но перед тем, как определять особенности тренировок, необходимо учитывать темперамент каждого отдельного ученика, темпераментом в этом случае считается качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и, в значительной мере, определяющее стиль его деятельности.

К темпераменту относятся индивидуально своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности человека, которые проявляются в любой деятельности человека, независимо от ее содержания. К свойствам темперамента относят определенные индивидуальные особенности, такие как:

1. Регулирование динамики психической деятельности в целом.

2. Характерные особенности динамики отдельных психических процессов.

3. Наличие устойчивого и постоянного характера и сохранение в развитии на протяжении длительного отрезка времени.

4. Нахождение в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.

5. Однозначная обусловленность общим типом нервной системы.

Выделяют следующие типы темпераментов: холерик, сангвиник,

флегматик и меланхолик.

Люди, которым присущ холерический темперамент, характеризуются легкой возбудимостью чувств, силой и стойкостью их во времени. Холерик это человек быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Он, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Занимаясь стрелковым спортом, он не характеризуется сосредоточенностью, стремлением долго и упорно отрабатывать упражнения, добиваясь результата. Люди с таким темпераментом быстро теряют интерес к спорту при неудачах на соревнованиях или при долгих и утомительных тренировках.

Сангвиников характеризует легкая возбудимость чувств, которые не очень крепкие, но относительно устойчивы. Сангвиник это человек живой, горячий, подвижный, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен на тренировках и учебных занятиях по огневой подготовке, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого. Если стрельба не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Людям с темпераментом сангвиника необходим сильный стимул для работы, иначе стремление к результату исчезнет.

У людей флегматичного темперамента чувства трудно возбуждаемые, однако, длительные и устойчивые. Флегматик это человек неспешный, невозмутимый, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость на тренировках, оставаясь спокойным и уравновешенным. На стрельбах он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. У таких людей могут возникать трудности при скоростной стрельбе из-за пониженной реакции, низкой скорости телодвижений, прицеливания.

Люди с меланхолическим темпераментом чрезвычайно чувствительны. Чувства, легко возникают у них, являются прочными и устойчивыми во времени. Они застенчивы, малоактивны, трудно приспосабливаются к новым обстоятельствам, отмечаются болезненной впечатлительностью, быстрой утомляемостью, неуверенностью в своих

силах, плохим настроением, страхом перед трудностями. Люди с таким темпераментом редко проявляют интерес к занятиям по стрельбе из-за боязни оружия, выстрелов, а также неуверенности в своих способностях.

Таким образом, тренеру при составлении программы тренировок, необходимо учитывать особенности характера и темперамента своих учеников. Мы, изучив темпераменты людей, хотим предложить следующие рекомендации тренерам планирование для работы с людьми:

1. Работа с холериком. При работе с человеком с таким темпераментом, необходимо учитывать силу данного темперамента. Холерики направлены к своей цели. Если они определили себе цель, то они не остановятся перед ее достижением. Во время тренировок они ставят перед собой цель - овладеть техникой стрельбы и попадать в цель. Если же у них что-то не получается, то оно будет сопровождаться бурными эмоциональными реакциями, такими как ссоры, резкие жесты, обвинение других в том, что они мешают им выполнять упражнение, что, на самом деле, они все делают правильно. Тренеру необходимо предупреждать такое поведение. Для этого необходимо таких учеников обучать приемам, высвобождающим такие негативные эмоции, например, предложить отжаться, поприседать либо подтянуться, чтобы эти действия на время отвлекли его от негативных эмоций и привели его в нормальное психическое состояние.

Также одной из особенностей холериков считается неспособность длительное время выполнять однообразную работу, одни и те же упражнения. Это им быстро надоедает, усердие в отработке упражнения исчезает, количество ошибок увеличивается, что может послужить причиной эмоционального взрыва, как было описано выше. Для этого, рекомендуется менять изучаемые упражнения, делать между отработкой упражнений перерывы, которые можно заполнить разговором, в котором можно вспомнить требования безопасности, составляющие оружия, тактико-технические характеристики оружия, тренер может рассказать истории из своей практики. Холерик отвлечется и после легкой передышки, с удовольствием, приступит к отработке нового упражнения.

2. Работа с сангвиником. При работе с сангвиником тренер должен учитывать присущую данному типу поверхностность. Такие люди хотят все успеть, везде быть. Они быстро улавливают объяснения тренера, но понимать и запомнить разные детали для них проблема. Хорошо выполняют только те элементы, которые успели услышать в начале, или на которые больший упор сделал тренер. Как и холерики, сангвиники не могут длительное время сосредоточиваться на монотонной обработке одного и того же движения. Учитывая эти особенности сангвиников, тренер должен разнообразить их упражнения, как и для холериков.

Сангвиники, которые только начали учиться стрелять, очень быстро начинают пытаться поразить мишень, а не просто стрелять в голый щит, их интересуют именно попадание. Если испытывают неудачи в выполнении

определенных движений или попадании в цель - не унывают, а переходят к работе над другим движением.

Обычно на тренировки сангвиники приходят ради общения с другими членами группы, с тренером. Поэтому, если ему необходимо отработать какие-либо упражнения, отсылать его от основной группы на тренировочный щит самостоятельно обрабатывать нужно движение будет ошибкой. Если это возможно - сангвиника лучше оставлять вместе со всеми на протяжении всей тренировки, но дать индивидуальное задание для обработки. Учитывая неспособность сангвиника глубоко воспринимать разъяснения тренера, нужно давать ему индивидуальные указания по выполнению элементов техники. Эти указания будут содержать меньше информации, но количество указаний будет больше, т.е. выполнение движения для сангвиника нужно разбить на большее количество элементов.

3. Работа с флегматиком. Флегматик очень сосредоточен в себе. Объяснение тренера слушает очень внимательно, лучше понимает, когда тренер подробнейшим образом объясняет особенности выполнения определенного движения. Также гораздо лучше воспринимает объяснения тренера, когда тот говорит медленно и повторяет свое объяснение несколько раз. При практическом овладении новым навыком, флегматик должен много раз выполнить все необходимые движения под руководством тренера. Очень часто во время такого упражнения возникает необходимость повторного объяснения особенностей выполнения движения. Есть флегматику нужно достаточно много времени, чтобы понять, что нужно сделать и каким именно образом. Но, когда это стрелок поймет, он будет неустанно многократно повторять наработанные движения до тех пор, пока не достигнет филигранности в исполнении этого элемента техники. Очень часто флегматик продолжает стрелять, когда все уже закончили. Если его начинают подгонять - стрелок, стремясь ускориться, начинает делать ошибки в выполнении выстрела. Тренер должен учитывать эту особенность флегматика и давать ему возможность делать все в собственном темпе. Единственной проблемой здесь возникает необходимость научить такого обучающегося вкладываться в серии выстрелов в количество времени, которое выделяется для этого на соревнованиях. Необходимо научить флегматика делать меньшие паузы между выстрелами в серии и рационально использовать время, данное на серию выстрелов.

4. Работа с меланхоликом. Меланхолик чрезвычайно замкнутый в себе, в своих чувствах, тренировку воспринимает очень эмоционально, постоянно ощущает свое тело, свои физические ощущения. Поэтому объяснять меланхолику особенности выполнения определенного элемента техники лучше опираясь на эту его особенность, то есть отдельно указывать, что должен меланхолик почувствовать и когда именно, как сделать, чтобы получить эти ощущения во время выполнения движения.

Меланхолики очень хорошие теоретики. Они всегда находятся в мыслительном процессе. Поэтому с целью как можно лучшего усвоения этими людьми определенных элементов техники, им нужно подробно разъяснять, почему именно таким образом нужно делать. Тренер обязательно должен учитывать еще такую особенность меланхолика, как сосредоточение на своих неудачах. Меланхолики всегда видят то, что они не могут и не замечают то, что они могут. Задачей тренера является обращение внимания меланхолика на его успехи, на его достижение. При оценке качества выполнения определенного элемента техники в коем случае не нужно сравнивать меланхолика с другими стрелками. Нужно обращать внимание на предыдущий уровень этого ребенка в выполнении определенного движения, т.е. обратить внимание на то, что сейчас уже намного лучше, чем было раньше, а значит, может быть еще лучше.

Для подтверждения своей теории мы провели эксперимент, в котором приняли участие 20 курсантов. Участников эксперимента нам помог выбрать психолог, у которого были результаты психологических тестов на темперамент обучающихся. Курсанты были поделены на две равные группы. Цель эксперимента - отследить изменение качества стрельбы у группы с учетом индивидуальных особенностей в зависимости от темперамента каждого курсанта и при этом у группы без использования индивидуального подхода к каждому по общие принятой системе обучения. Таким образом, мы выбрали по 5 представителей четырех вышеназванных.

Так, работая с пятью курсантами, имеющих темперамент холерика, преподаватель начинал и заканчивал занятие по стрельбе физическими упражнениями (20 приседаний и 20 отжимания) для эмоциональной и физической разгрузки курсантов. Также в течение занятия курсантам предлагалось отрабатывать не одно, а несколько упражнений, постоянно их чередуя.

В течение месяца работы с сангвиниками, преподаватель отрабатывал с ними упражнения по частям, постепенно соединяя все движения, чтобы курсанты хорошо запоминали и усваивали последовательность и технику упражнения. Также курсантам-сангвиникам предлагалось отрабатывать нормативы с кем-нибудь в паре или всем вместе, чтобы они чувствовали поддержку товарищей.

Работая с флегматиками, преподаватель давал для отработки одно упражнение, которое надо было выполнять на протяжении всей пары. Курсанты вместе с руководителем стрельб разбирались во всех тонкостях упражнения и делали его много раз подряд, доводя до совершенства. Это позволило стрелкам не спеша ознакомиться с техниками стрельбы, отрабатывая их в своем удобном темпе.

На учебных занятиях по огневой подготовке преподаватель уделял большое внимание психологической подготовке меланхоликов к стрельбе, разговаривая с ними о борьбе со своими страхами, о необходимости

сосредотачиваться на своих успехах, а не неудачах. Также при разъяснении техники, акцентировалось внимание на ощущениях стрелка, которые должны быть при выполнении упражнений.

Так, спустя месяц, по окончанию проведенного эксперимента было выявлено, что курсанты в экспериментальной группе заметно улучшили свои результаты. Внимание у стрелков не рассеивалось и повысилось на 10 %, по сравнению с обычной группой. Они не теряли интерес к стрельбе в течение занятия, стали допускать меньше ошибок, а техника стрельбы стала более наработанной и четкой. Точность попаданий возросла на 5 %, а время выполнения нормативов сократилось - скорость выполнения улучшилась на 7 %. Также мы заметили, что курсанты стали намного уверенней выполнять упражнения и нормативы, не допуская ошибок.

Таким образом, знание темперамента обучаемых необходимо для повышения эффективности обучения и улучшения результатов стрелковой подготовки.

Список литературы

1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: учеб. пособие. М.: Direct MEDIA, 2014.

2. Панферов В.Н. Психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2013.

3. Баин С.А., Кузнецов С.В. Огневая подготовка: учебник. М.: Альянс, 2015.

4. Шульшедов Л. Огневая подготовка: учебник. М.: КноРус. 2017.

Афиногенов Тимофей Петрович, канд. пед. наук, начальник кафедры, nev()4l2l973amail. ги. Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации

INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON THE HANDSUMENTPERSPECTIVE

T.P. Afinogenov

The types of temperaments are described, which are taken into account when drawing up a training program for shooting training. Recommendations are given in the process of planning training sessions in accordance with the properties of temperament in order to increase the effectiveness of teaching technical actions and improving results.

Key words: temperament, upbringing, shooting sport, shooter, cadet, group, character, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, strengthening the body, physical development.

Afinogenov Timofey Petrovich, candidate of pedagogical sciences, head of Department, nev()4l2l973 amail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.