Научная статья на тему 'О психологии безопасности на гимнастическом снаряде «Бревно»'

О психологии безопасности на гимнастическом снаряде «Бревно» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ / ГИМНАСТИЧЕСКИЙ СНАРЯД «БРЕВНО» / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКСИДЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич

В статье излагаются некоторые теоретические и эмпирические данные, связанные с обеспечением безопасности на гимнастическом снаряде «бревно» за счет психологических факторов. В основу теории положена идея об аксидентальных спортивных способностях, как способностях противодействовать опасности в любом виде спортивной деятельности. Эти способности выражаются через «чувство опасности» и «безопасную психомоторику». Используя методики: прибор В. Абалакова, тесты Спилбергера-Ханина и Г. Айзенка была исследована выборка спортсменов различной квалификации по нескольким видам спорта числом 31 человек в прыжках со скамейки и спортивного снаряда «бревно». Дальнейший анализ и обобщение проводился с учетом типа темперамента и реально работающей психологической схемой: 1) успешность – безопасность; 2) успешность – опасность; 3) неуспешность – безопасность; 4) неуспешность – опасность. Получено, что в пределах относительной профпригодности формирование индивидуального стиля деятельности как безопасного, так и опасного, определяется в значительной мере особенностями взаимосвязи реактивной и личностной тревожности со свойствами темперамента, а также соответствующей психомоторной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About psychology of safety on the gymnastic equipment “balance beam”

The article outlines some theoretical and empirical data related to the procuring of safety on the gymnastic equipment “balance beam” at the expense of psychological factors. The basis of the theory is the idea of accidental athletic abilities as the abilities to counteract the danger in any kind of sports activity. These abilities are expressed in terms of the "sense of danger" and "safe psychomotor." Using the methodology: the device of V. Abalakov, tests of Spielberger-Hanin and G. Ayzenk, the selection of athletes of different skills in several sports in an amount of 31 people has been investigated in jumping off the bench and sports equipment “balance beam”. Further analysis and synthesis have been carried out according to the type of temperament and actually working psychological pattern: 1) success – safety, 2) success – risk, and 3) lack of success – safety, 4) lack of success – risk. It has been found out that within the relative proficiency the formation of individual style both safe and dangerous is largely determined by peculiarities of the interrelation between reactive and personal anxiety and the properties of temperament, as well as related psychomotor activity.

Текст научной работы на тему «О психологии безопасности на гимнастическом снаряде «Бревно»»

ния (на примере специалистов физического воспитания) : дисс. ... канд. психол. наук /

Н.Е. Касаткина. - Санкт-Петербург, 2000. - 136 с.

4. Рокицкий, П.Ф. Биологическая статистика / П.Ф. Рокицкий. - Минск : Вышэйшая школа, 1973. - 320 с.

5. Серова, Л.К. Психологическая классификация видов спорта / Л.К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42-43.

REFERENCES

1. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.

2. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.

3. Kasatkina, N.E. (2000), Psychological factors ofprofessional self-determination (on the example of experts of physical training): dissertation, St. Petersburg.

4. Rokitsky, P.F. (1973), Biostatistics, publishing house “Vyshaya shkola”, Minsk, Belarus.

5. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42-43.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.08.2013.

УДК 154.4

О ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ

«БРЕВНО»

Николай Васильевич Журин, кандидат психологических наук, доцент,

Татьяна Николаевна Журина, кандидат педагогических наук, доцент,

Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (БФ НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Сергей Анатольевич Елисеев, доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)

Аннотация

В статье излагаются некоторые теоретические и эмпирические данные, связанные с обеспечением безопасности на гимнастическом снаряде «бревно» за счет психологических факторов. В основу теории положена идея об аксидентальных спортивных способностях, как способностях противодействовать опасности в любом виде спортивной деятельности. Эти способности выражаются через «чувство опасности» и «безопасную психомоторику». Используя методики: прибор В. Аба-лакова, тесты Спилбергера-Ханина и Г. Айзенка была исследована выборка спортсменов различной квалификации по нескольким видам спорта числом 31 человек в прыжках со скамейки и спортивного снаряда «бревно». Дальнейший анализ и обобщение проводился с учетом типа темперамента и реально работающей психологической схемой: 1) успешность - безопасность; 2) успешность - опасность; 3) неуспешность - безопасность; 4) неуспешность - опасность. Получено, что в пределах относительной профпригодности формирование индивидуального стиля деятельности как безопасного, так и опасного, определяется в значительной мере особенностями взаимосвязи реактивной и личностной тревожности со свойствами темперамента, а также соответствующей психомоторной деятельностью.

Ключевые слова: психологический фактор безопасности, гимнастический снаряд «бревно», тревожность, темперамент, индивидуальный стиль деятельности, аксидентальные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p67-72

ABOUT PSYCHOLOGY OF SAFETY ON THE GYMNASTIC EQUIPMENT

“BALANCE BEAM”

Nikolay Vasilievich Zhurin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Tatyana Nikolaevna Zhurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg,

Sergey Anatolievich Eliseev, the doctor of psychological sciences, professor,

Bryansk State University named after I. G. Petrovskiy

Annotation

The article outlines some theoretical and empirical data related to the procuring of safety on the gymnastic equipment “balance beam” at the expense of psychological factors. The basis of the theory is the idea of accidental athletic abilities as the abilities to counteract the danger in any kind of sports activity. These abilities are expressed in terms of the "sense of danger" and "safe psychomotor." Using the methodology: the device of V. Abalakov, tests of Spielberger-Hanin and G. Ayzenk, the selection of athletes of different skills in several sports in an amount of 31 people has been investigated in jumping off the bench and sports equipment “balance beam”. Further analysis and synthesis have been carried out according to the type of temperament and actually working psychological pattern: 1) success - safety, 2) success - risk, and 3) lack of success - safety, 4) lack of success - risk. It has been found out that within the relative proficiency the formation of individual style both safe and dangerous is largely determined by peculiarities of the interrelation between reactive and personal anxiety and the properties of temperament, as well as related psychomotor activity.

Keywords: psychological safety factor, gymnastic equipment “balance beam”, anxiety, temperament, personal style of activity, accidental abilities.

В современном профессиональном спорте четко наметилась тенденция к поиску некой экстремальности, сопровождаемой риском для здоровья и жизни, но доставляющей вместе с тем удовольствие. Это соответствует одному из вариантов рискованного поведения, поскольку второй вариант направлен на практическую реализацию определенного решения в условиях, требующих риска и исключающих альтернативу ему. С этих позиций представляет интерес гимнастический снаряд «бревно», имеющий репутацию «коварного» снаряда. И «риск ради удовольствия» и «риск ради победы» допускают травматичное падение, даже если оно произошло на мягкий, упругий мат.

В соревновании на первое место может выходить и тот, и другой вариант риска, что определяется индивидуальностью спортсмена, а также реально работающей схемой:

1) успешность - безопасность;

2) успешность - опасность;

3) неуспешность - безопасность;

4) неуспешность - опасность.

Эта схема была неоднократно проанализирована и обобщена нами [1, С. 19].

Отметим также в порядке общих замечаний следующие детали. Помимо координации движений упражнения на бревне развивают вестибулярный аппарат, чувство равновесия. В качестве основного исследовательского метода был использован прибор

В. Абалакова. Кроме того применялись тест Спилбергера-Ханина и тест Г. Айзенка соответственно для диагностики реактивной и личностной тревожности, а также экстраверсии, интроверсии, нейротизма.

Параметры выборки. Она была объединением двух частей. Первая (20 человек) -

Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, а вторая (11 человек) - Брянского государственного училища (техникума) олимпийского резерва. Итого 31 человек.

Возрастная категория: 17 лет - 15 человек, 18 лет - 10 человек, 19 лет - 5 человек, 24 года - 1 человек. Средний статистический возраст - У=17,1, то есть выборка в возрастном отношении однородна, что важно для исследовательских целей.

По структуре видов спорта легкой атлетикой в данной выборке занимаются 11 человек, вольной борьбой - 2 человека, футболом - 4 человека, футболом и хоккеем - 1 человек, рукопашный бой - 1 человек, баскетбол - 4 человека, волейбол - 2 человека, акробатика - 4 человека, спортивная гимнастика - 1 человек, тяжелая атлетика - 1 человек. Давая развернутую характеристику выборки, мы, тем самым, показываем, что с одной стороны она однородна по возрасту, а с другой - представлена различными видами спорта с преобладанием в количественном отношении легкой атлетики и футбола, в особенности легкой атлетики.

Мы полагаем, что такое соотношение спортсменов в исследовательской выборке дает некоторое основание говорить об изучении обобщенных результатов по всей выборке и по отдельно взятой личности по её индивидуальным особенностям. Методами исследования были: тест Спилбергера-Ханина, тест Г. Айзенка, методика прибора В. Аба-лакова, наблюдение и беседа.

Испытуемые выполняли прыжок на гимнастической скамейке и на гимнастическом бревне, установленном на соревновательную высоту (120 см), а затем вычислялась разность между соответствующими высотами прыжка. То есть в одном случае, условия для прыжка были проще, а в другом они экстремизировались.

Таблица 1

Ранговое сопоставление категорий спортсменов по видам спорта______________

№ п/п Вид спорта Количество спортсменов ранг

1 Легкая атлетика 11 1

2 Вольная борьба 2 4

3 Футбол 5 2

4 Рукопашный бой 1 5

5 Баскетбол 4 3

6 Акробатика 4 3

7 Тяжелая атлетика 1 5

8 Волейбол 2 4

9 Спортивная гимнастика 1 5

Количественный анализ разностей мы начали с тех случаев, когда испытуемый падал или на скамейке или на бревне. Таких испытуемых оказалось трое. При этом один упал при прыжке со скамейки, а двое других с бревна. Занесем эти данные в таблицу 2.

В таблице 2 максимальная разность на скамейке и бревне равна 40 см. А обратная разность - (-18 см.). Сопоставляя типы темперамента, получаем, что в том и в другом случае мы имеем дело с проявлением сангвинического (вариабельно) темперамента, средней экстраверсией и нейротизмом, при эмоциональной стабильности.

Казалось бы, что испытуемые не должны были упасть, но факт остается фактом. То есть рассмотренный вопрос подтвердил известную истину: упасть можно и в экстре-мизированных и в простых условиях и с лучше проявившейся психомоторикой:

Д | 40 | >Д | 18 |

Подтверждает вышеизложенное и п. 2 табл. 2, где экстраверт, сангвиник, эмоционально стабильный тоже падает. И тогда можно записать: Д | 40 | >Д | 30 | >Д | 18 |

Таблица 2

Результаты спортсменов, упавших со снаряда_______________________

№ Высота прыжка (см) Разность (см) Темперамент

На скамейке На бревне

1. 53 (падение) 13 40 Флегматик-сангвиник, среднее значение экстраверсии и нейротизма

2. 51 21(падение) 30 Сангвиник, экстраверт, эмоционально стабилен

3. 61 79(падение) -18 Сангвиник, экстраверт, эмоционально стабилен

Таблица 3

Поэлементное сопоставление отношения реактивной тревожности к личностной с _____________________некоторыми параметрами темперамента___________________________

№ п/п Отношение р/л Темперамент

1 1,1 Меланхолик-холерик

2 0,7 Меланхолик (интроверт), среднее значение нейротизма

3 1,1 Сангвиник-холерик (экстраверт), среднее значение нейротизма

4 1,1 Сангвиник (экстраверт), среднее значение нейротизма

5 0,8 Меланхолик (интроверт)

6 1,0 Сангвиник (экстраверт)

7 1,0 Холерик (экстраверт), умеренный нейротик

8 1,1 Флегматик-сангвиник (эмоционально стабилен)

9 1,1 Сангвиник (экстраверт)

10 1,2 Флегматик-сангвиник (среднее значение экстраверсии и нейротизма)

11 1,0 Сангвиник (среднее значение экстраверсии и нейротизма)

12 1,0 Холерик (экстраверт), среднее значение экстраверсии и нейротизма

13 1,6 Меланхолик (интроверт), среднее значение экстраверсии и нейротизма

14 0,9 Холерик (экстраверт), среднее значение нейротизма

15 1,1 Флегматик-сангвиник, среднее значение экстраверсии и нейротизма

16 0,9 Холерик (экстраверт), среднее значение экстраверсии и нейротизма

17 0,8 Холерик (экстраверт), среднее значение нейротизма

18 1,0 Флегматик (интроверт), эмоционально стабилен

19 1,2 Флегматик (интроверт), эмоционально стабилен

20 1,1 Сангвиник (экстраверт), эмоционально стабилен

21 1,1 Сангвиник (экстраверт), эмоционально стабилен

22 1,1 Холерик (экстраверт), среднее значение нейротизма

23 0,8 Флегматик-меланхолик, среднее значение экстраверсии и нейротизма

24 1,0 Сангвиник (экстраверт), среднее значение нейротизма

25 1,2 Флегматик (интроверт), среднее значение нейротизма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 1,0 Холерик (экстраверт),ярко выраженный нейротик

27 0,8 Флегматик, среднее значение экстраверсии и нейротизма

28 1,2 Меланхолик (интроверт), умеренный нейротик

29 1,1 Холерик (экстраверт), умеренный нейротик

30 0,8 Сангвиник, среднее значение экстраверсии и нейротизма

31 0,8 Сангвиник (экстраверт), эмоционально стабилен

Таким образом, допустима классификация, в которой разность, которую мы обозначим Д и результаты тестов дают основание для содержательных интерпретаций.

Исходя из сделанного допущения, в рамках относительной профпригодности найти соотношение реактивной и личностной тревожности со свойствами темперамента. Для этого, прежде всего, выпишем соотношение реактивной и личностной тревожности как частное деление первой на вторую с точностью до 0,1.

При этом следует иметь ввиду, что каждый спортсмен действовал в рамках самооценки в отношении опасности, где существенную роль могут играть и духовные способности [2, С. 38]. Проецирование опасности на других людей, несомненно, связано с

познанием себя через других людей. Среднее значение р/л=0,99~1,0, т.е. разброс данных в выборке весьма мал. И поэтому каждая интерпретация роли темперамента в формировании индивидуального безопасного стиля деятельности соответствует некоторым схожим условиям, а именно:

- до 30 баллов - низкая тревожность;

- 31-45 баллов - умеренная тревожность;

- 46 баллов и выше - высокая тревожность.

Отметим так же, как существенную деталь, что никто из испытуемых не упал при прыжках ни на скамейке, ни на бревне кроме 15, 20, 31, которые уже рассматривались в таблице 2, кроме того, отметим преобладание смешанного типа темперамента.

Анализируя связь реактивной и личностной тревожности с типом темперамента по таблице 3, прежде всего, отметим следующую закономерность. В успешном и безопасном выполнении обобщенной методики участвуют все типы темперамента. Поэтому резонно говорить о наличии некой компенсации, которая как раз и приводит к индивидуальному безопасному стилю деятельности в условиях относительной профпригодности.

Подтверждают психологическую компенсацию различные значения экстраверсии, интроверсии, нейротизма, участвующие в психомоторном проявлении темперамента. И это на фоне, как правило, эмоциональной и психомоторной стабильности, несмотря на проявление тревожности [3].

Самый высокий прыжок на бревне с падением совершил №31 - 79 см (сангвиник), а без падения №7 - 43 см (холерик) и немного меньше №2 (меланхолик).

Отметим и самые низкие прыжки на бревне: №3 - 6 см, №10 - 9 см, №12 - 8 см. Мы полагаем, что это тоже говорит о специфической компенсации, когда неуспешности соответствует безопасность [1].

Теперь попытаемся найти закономерность в целом по выборке успешности и безопасности координации движений. Напомним, что упавших было всего три человека, что составляет 9,7% испытуемых. У остальных все было по типу безопасной успешности.

Искомая закономерность может быть выявлена из следующей схемы (рис.1).

Рис.1. Системно-структурное взаимодействие аксидентальных спортивных способностей с координацией движений в прыжках на бревне и скамейке.

Анализируя рис.1, мы, прежде всего, видим взаимосвязь тревожности с аксиден-тальными спортивными способностями, требующимися в этом виде спортивной деятельности. Влияя во взаимодействии на эти способности, реактивная и личностная тревожность тем самым создает условия индивидуализации для спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Особенности взаимосвязи реактивной и личностной тревожности отражаются на указанной индивидуализации через аксидентальные спортивные способности, этого вида мотивацию достижения, темперамент, а также параметры психомоторики. Результатом проведенных исследований стало подтверждение возможности относительной профпригодности в условиях спортивной деятельности активизации адап-

тивных возможностей личности по формированию индивидуального безопасного стиля деятельности (ИБСД) и индивидуального опасного (ИОСД), но успешного стиля деятельности. Опираясь на практический опыт проведения тренировок на гимнастическом снаряде «бревно» и объединяя его с вышеизложенными результатами, получаем, что любая тренировка требует, кроме того доведения до совершенствования непрерывного передвижения по снаряду, смены ритма движений, выполнения сложных рискованных элементов и соединений и т.д. Высший уровень спортивного мастерства (опасного и безопасного) в таких тренировках - максимальное включение бессознательного в координацию движений, в том числе в прыжках. То есть, и для ИБСД и для ИОСД важно к моменту соревнований сформировать организацию адекватного системогенеза деятельности. Эта и будет обобщенная основа повышения безопасности координации движений на гимнастическом снаряде «бревно».

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, С.А. Аксидентальные спортивные способности / С.А Елисеев, Н.В. Журин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12.- С. 17-20.

2. Журин, Н.В. Психологические факторы самооценки противодействия травматизму в спортивной деятельности / Н.В. Журин, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (60). - С. 35-39.

3. Журин, Н.В. Напряженность как фактор успешности и безопасности на гимнастическом снаряде «бревно» / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Материалы международной научно-практической конференции 29-30 ноября 2012 г. ; под ред.

С. А. Елисеева. - Брянск : Изд-во «Ладомир», 2012. - С. 43-45.

REFERENCES

1. Eliseev, SA.and Zhurin, N.V (2008), “Aksidental sports abilities”, Theory and practice of physical education, No. 12, pp. 17-20.

2. Zhurin, N.V. and Eliseev, SA. (2010), “Psychological factors of self-esteem of counteraction injuries in sports activities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 11, pp. 35-39.

3. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, SA. (2012) “Tension as a factor of success and safety on a gymnastic equipment "balance beam", Materials of the international scientific-practical conference on November, 29-30, publishing house “Ladomir”, Bryansk, pp.43-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.08.2013.

УДК 796.015.622.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМОВ БЕГОВОЙ НАГРУЗКИ И ОБЩИХ ПАРАМЕТРОВ НАГРУЗКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта,

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Аннотация

Для эффективного управления многолетней подготовкой юных спортсменов в спортивной радиопеленгации (СРП) чрезвычайно важно разработать допустимые объемы тренировочных нагрузок. С этой целью в период с 1981 по 2013 год проводилось долгосрочное исследование, где фиксировались и анализировались показатели объема беговых нагрузок и общие показатели трени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.