Научная статья на тему 'Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов'

Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4407
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЦОВ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камилов Магомедкамил Абдурахманович

Быстротечность спортивного поединка и высокая значимость психологического фактора, в частности эмоциональной устойчивости спортсменов, в соревновательной деятельности обусловили актуальность предпринятого исследования. Автором разработаны и внедрены в тренировочный процесс научно-практические рекомендации, направленные на повышение резистентности спортсменов к деструктивным факторам соревнований. Отмечена устойчивая связь между количеством и спецификой учитываемых борцами признаков, стилем и уровнем их спортивных достижений. Выявлено, что с ростом профессионализма борцов вышеназванные особенности усиливаются. В целом успешность (эффективность, результативность, психологическая совместимость, удовлетворенность) спортсменов обусловлена их индивидуальными особенностями и структурно-функциональной организацией деятельности тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL RESILIENCE AS A FACTOR IN ACHIEVING HIGH PERFORMANCE of PROFESSIONAL ATHLETES

The transience of a sports game and the high importance of the psychological factor, in particular emotional stability of athletes in competitive activity, determined the relevance of the undertaken research. The author developed and implemented in the training process scientific and practical recommendations aimed at improving the athletes resistance to destructive factors of competition. Stable relationship between the number and the specifics of wrestlers qualifying characteristics, style and level of their sport achievements is marked. It is revealed that the uplifting of professionalism level of the fighters leads to enhancement of the above mentioned features. In general, the success (efficiency, effectiveness, psychological compatibility, satisfaction) of athletes depends on their individual characteristics and structural-functional organization of the coach.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов»

УДК 159.91.612.8

м.А. Камилов ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. Быстротечность спортивного поединка и высокая значимость психологического фактора, в частности эмоциональной устойчивости спортсменов, в соревновательной деятельности обусловили актуальность предпринятого исследования. Автором разработаны и внедрены в тренировочный процесс научно-практические рекомендации, направленные на повышение резистентности спортсменов к деструктивным факторам соревнований. Отмечена устойчивая связь между количеством и спецификой учитываемых борцами признаков, стилем и уровнем их спортивных достижений. Выявлено, что с ростом профессионализма борцов вышеназванные особенности усиливаются. В целом успешность (эффективность, результативность, психологическая совместимость, удовлетворенность) спортсменов обусловлена их индивидуальными особенностями и структурно-функциональной организацией деятельности тренера.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, эмоциональная устойчивость, индивидуальные особенности борцов, спортивные достижения.

Magomed KamUov EMOTIONAL RESILIENCE AS A FACTOR

IN ACHIEVING HIGH PERFORMANCE OF PROFESSIONAL ATHLETES

Annotation. The transience of a sports game and the high importance of the psychological factor, in particular emotional stability of athletes in competitive activity, determined the relevance of the undertaken research. The author developed and implemented in the training process scientific and practical recommendations aimed at improving the athletes resistance to destructive factors of competition. Stable relationship between the number and the specifics of wrestlers qualifying characteristics, style and level of their sport achievements is marked. It is revealed that the uplifting of professionalism level of the fighters leads to enhancement of the above mentioned features. In general, the success (efficiency, effectiveness, psychological compatibility, satisfaction) of athletes depends on their individual characteristics and structural-functional organization of the coach.

Keywords: competitive activity, emotional stability, the individual characteristics of the wrestlers, sports achievements.

Атмосфера соревнования в спортивной борьбе стимулирует возникновение у спортсменов состояния повышенного нервно-психического напряжения, существенно отличающегося от тренировочного и влияющего на поведение спортсмена и на результативность соревновательной деятельности. Характер воздействия соревновательных факторов на спортсменов индивидуален и во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями личности: нервных процессов, способностей, мотивации и др. (Е.Г. Бабушкин, С.Г. Башкин, А.Н. Блеер, И. Вацула, Г.Б. Горская, В. Гошек, И.А. Григорьянц, В.Р. Малкин, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов и др.). Результативность соревновательной деятельности спортсмена определяется его психическим состоянием на данный момент, составляющими которого являются самообладание, мотивация, уверенность, быстрота и точность реагирования и др. [7].

Актуальность исследования обусловливается быстротечностью спортивного поединка и высокой значимостью психологического фактора, в частности эмоциональной устойчивости спортсменов, в соревновательной деятельности. Сильнейшим в поединке оказывается спортсмен, наиболее подготовленный психологически, с устойчивой психикой. Психологическая готовность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией, эмоциональным состоянием или точностью реаги-

© Камилов М.А., 2014

рования, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. В процессе спортивной деятельности совершенствуется способность управлять своими эмоциональными состояниями в условиях тренировки и соревнований, а также использовать эти навыки самореализации в других сферах жизни [2].

В качестве основных направлений развития эмоционально-волевой сферы в спортивной деятельности можно выделить следующие:

а) развитие «спортивных» эмоций и чувств (соперничество, азарт, спортивная злость, агрессия, долг, благородство, патриотизм, самоотверженность, ответственность и др.), выступающих в качестве важнейших мотивов спортсмена [4]. Эмоции и чувства очень индивидуальны, индивидуально и их влияние на деятельность спортсмена. У каждого спортсмена высокого класса формируется свой набор эмоций и чувств, обеспечивающих успешное выступление в соревнованиях [6], причем в этом наборе всегда есть и положительные, и отрицательные переживания. Спорт создает большие эмоциональные нагрузки. К примеру, перечень значимых переживаний спортсменов высокого класса, составленный P.M. Загайновым, включает в себя переживания одиночества, боязни поражения, неизвестности, неудовлетворительности, ответственности, конкуренции, бремени лидера и бремени славы, переоценки ценностей, психологической усталости [5];

б) управление эмоциями проявляется не только в умении скрыть, подавить, «уменьшить» нежелательные эмоции, но и в специальном развитии экспрессии - внешней выразительности движений, действий, деятельности и поведения. Здесь прослеживается ряд этапов. Сначала экспрессия обнаруживается лишь в деталях движений (мимика, осанка и т.п.), затем на уровне ценностных действий, исполнение которых вызывает у зрителей соответствующие ассоциации («ласточка» в гимнастике или в прыжках в воду, «волчок» в фигурном катании и т.п.). У спортсменов высокого класса складывается собственный экспрессивный (исполнительный) стиль, создающий индивидуальный «имидж» спортсмена [12];

в) совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной деятельности проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпимости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности [9]. Спорт по своей сути - «волевая деятельность», где спортсмен постоянно должен преодолевать различные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания [1].

Борьба относится к спортивным единоборствам. Она характеризуется высокой степенью влияния зрителей на состояние спортсмена, большим диапазоном знаков социальной поддержки (от максимально положительного до резко враждебного), концентрацией физических усилий и интенсивностью психических нагрузок [4]. Исследование свойств личности, агрессивности, тревожности, мотивации, уровня возбуждения и мобилизации дает представление об особенностях психологической регуляции деятельности спортсменов. Изучение не только индивидуальных особенностей спортсменов, но и социально-психологических закономерностей внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий (спортсмен - спортсмен, спортсмен - тренер, тренер - тренер и т.п.) позволяет выявить стрессогенные факторы и условия устойчивости психики борцов [8; 11].

Что касается влияния темперамента на успешность деятельности в спорте, то с помощью типологии, разработанной К. Юнгом, темперамент может быть определен достаточно точно по степени эмоциональной устойчивости и невротизма, экстраверсии и интроверсии. Экстраверсия и интровер-сия представляют собой два полюса одного психического явления. Экстраверсия - зависимость реакций и поведения индивида от внешних условий и воздействий и ориентированность на них, проявляется в легкости общения, установления контактов, в уверенности выступлений в незнакомой обстановке, стремлении к смене ситуаций, легкой адаптации к новым условиям.

Интроверсия - ориентированность реакций и поведения индивида на свое внутреннее состояние; обнаруживается в замкнутости, обращенности во внутренний мир переживаний, стремлении к уединению, трудностях при установлении контактов и адаптации к новым условиям.

Как свидетельствует большинство исследователей [7; 2], спортсмены высокого класса обладают выраженной тенденцией к экстраверсии. Только в отдельных видах спорта обнаруживаются интроверты (например, среди стрелков, альпинистов, лыжников, шахматистов). Убедительно доказано положительное влияние экстраверсии на успешность в спортивной деятельности. При общей высокой координационной способности экстраверты значительно легче, чем интроверты, чувствуют себя в условиях публичных выступлений и меньше подвержены соревновательному стрессу [8]. Интровертам в условиях соревнований трудно удерживать уровень успешности, достигнутый на тренировочных занятиях. Соревновательный стресс имеет место у всех соревнующихся спортсменов. Состояние стресса, возникающее в ходе соревнований, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность спортсменов [6]. Американский психолог У. А. Бэртон, обнаружив у спортсменов некоторую тенденцию к интроверсии, высказал предположение, что в соревнованиях высокого уровня стрессогенные влияния среды настолько велики, что интровертизирован-ность помогает спортсмену сохранять самообладание, сосредотачиваться на спортивном действии и не отвлекаться на всякие помехи. В исследованиях, в которых участвовали 40 борцов высокого класса, интровертами оказались только трое (причем с невысокой степенью интроверсии); число спортсменов с ярко выраженной экстраверсией столь же невелико. Эти данные свидетельствуют о том, что оптимальная экстравертированность является наиболее положительным фактором спортивных достижений в борьбе.

Эмоциональная устойчивость как свойство, противоположное невротизму или тревожности, -фактор, определяющий психическую сопротивляемость сильным стрессогенным воздействиям [8]. Эмоциональная устойчивость проявляется в способности управлять своими эмоциями и, главное, не доводить уровень эмоционального возбуждения до степени, разрушающей структуру деятельности. Спортсмены в общей массе более эмоционально устойчивы, чем неспортсмены [1]. Однако зависимость между эмоциональной устойчивостью и спортивными достижениями достаточно сложна. В тех видах спорта, где есть непосредственный физический контакт, у спортсменов может обнаруживаться повышенный уровень невротизма. Борцы достаточно хорошо справляются со своими эмоциональными состояниями. Вместе с тем для успешного ведения схваток им необходимо превышение уровня невротизма по сравнению с лицами, не занимающимися спортом. В среде ограниченного контингента спортсменов с низкой эмоциональной устойчивостью (эмоционально неустойчивые) очень мало [10].

Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [2]. Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности [5]. При современной формуле соревнований в большинстве видов спорта, когда спортсмену неоднократно и в течение ряда дней приходится выходить на старт и каждый раз развивать если не предельные, то обязательно околопредельные усилия, столь продолжительно удерживать на оптимальном уровне состояние во всем комплексе его проявлений доступно далеко не многим.

Поэтому даже поступательно непрерывное повышение всех показателей состояния от предсо-ревновательного периода к финальному дню соревнований оказывается чреватым вероятностью «срыва» и ухудшения состояния как раз в момент апогея напряжения - во время полуфинальных и

финальных стартов [3]. Психическое состояние спортсмена в связи с предстоящим соревнованием возникает как активно-приспособительная реакция организма к ситуациям предсоревновательной и соревновательной деятельности [4]. При большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, обычно называемым предстартовой лихорадкой, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству, грубости в отношениях с товарищами и тренерами, к снижению самокритичности. Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец [12].

У спортсмена, для которого предстоящая деятельность не представляет интереса, и он в ней не хочет участвовать, наблюдается другое состояние: апатия, сопровождающаяся общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов, урежением и неравномерностью пульса [7]. Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют ее эффективности. За предстартовыми состояниями надо следить, знать факторы, приводящие к их возникновению, уметь их регулировать. Система психологической саморегуляции состояния вплетена в профессиональную деятельность человека, включена в нее как подсистема через ее активацион-ные компоненты. Изменения в состоянии совершаются автоматически, регулируются субъектом на неосознанном, непроизвольном уровне. Примером такой текущей «подстройки» активации к требованиям деятельности могут быть ориентированная реакция, состояние постоянной готовности к бдительности. Волевая саморегуляция - своеобразная преобразовательная деятельность, в которой объектом является организация психических функций субъекта [2]. Она обосновывает необходимость введения в ситуации утомления специальной физической активности как дополнительного вида деятельности, направленного на восстановление сил организма и активизацию работоспособности.

Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: спецификации деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллекта. Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу [6]. Слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности. Выявлено, что у боксеров, проигравших бой, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставалось один-два дня. У победителей предстартовое возбуждение развивается более своевременно (в основном, перед боем). Конечно, раннее проявление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение - к «перегоранию» и проигрышу. Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за одно-два соревнования. Следует отметить, что выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков [9].

Определение взаимосвязей конкретных проявлений психических процессов, состояний и свойств с успешностью решения различных задач физической подготовки спортсменов, целенаправленное совершенствование этих процессов, воспитание необходимых свойств, адекватное управление состоянием - все это обеспечивает повышение эффективности тренировки спортсменов путем создания психологических основ их физической подготовки [2]. Состояние психической готовности к соревнованию характеризуется установкой на достижение победы или максимально допустимого для

спортсмена соревновательного результата и определенным, обусловленным индивидуальными способностями спортсмена и видом спорта, уровнем эмоционального возбуждения, способствующим, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой стороны, точности и надежности управления этой активностью [3]. В единоборствах ведущим признаком состояния готовности является трезвая уверенность спортсмена в своих силах. Уверенность в себе считается одним из факторов, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности. Неуверенность в подавляющем большинстве случаев рассматривается как отрицательное психическое состояние, дезорганизующее деятельность и демобилизующее человека.

Психологическая подготовка - процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психологической готовности к соревнованию, которое рассматривается как целостное проявление личности спортсмена, представляющее собой своеобразный синдром, т.е. определяющую совокупность личностных признаков. Однако разные виды спорта отличаются друг от друга условиями, в которых проходят соревнования: особенностями противодействия соревнующихся сторон, своеобразием двигательных и интеллектуальных задач, способами оценки результатов соревнования.

Успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством саморегуляции действий спортсмена в зависимости от целей и условий деятельности. Что касается понятия успешности, то применительно к спорту высоких достижений успешной можно считать лишь такую деятельность, итогом которой является занятое призовое место, т.е. достижение заданной цели. Устойчивость - это такая характеристика спортивной деятельности, которая выражается в способности спортсмена показывать на соревнованиях результаты, подтверждающие его спортивный уровень [6]. Именно поэтому спортивная деятельность с необходимостью предусматривает сознательно осуществляемую и специально организуемую психологическую подготовку, которая должна строиться не только на основе общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом более конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов управления и организации деятельности спортсменов, адаптированных к их индивидуально-психологическим особенностям.

В проведенном нами исследовании психологических особенностей успешности профессиональной деятельности спортсменов участвовали 30 спортсменов - борцов вольного стиля, в том числе: борцы I юношеского раздела - 11 чел., 12-16 лет; спортсмены I взрослого разряда - 7 чел., 1518 лет; кандидаты в мастера спорта - 9 чел., 17-20 лет; мастера спорта - 3 чел.

При проведении исследования использовались следующие методы и методики:

— наблюдение - проводилось с начала и до конца исследования, т.е. поведение спортсменов наблюдалось во время всего тренировочного и соревновательного процесса;

— опрос - беседа с каждым спортсменом о его деятельности в спорте и достижении желаемых результатов;

— тест Спилбергера - Ханина, позволяющий определять уровень тревожности;

— методика измерения интроверсии-экстраверсии (невротизма) с помощью опросника Г. Айзенка. Тест служит для определения некоторых индивидуально-психологических особенностей личности.

Такое свойство темперамента, как эмоциональная устойчивость-неустойчивость, определяется по тесту Г. Айзенка. Спортсмены более эмоционально устойчивы, чем неспортсмены. Однако зависимость между эмоциональной устойчивостью и спортивными достижениями достаточно сложна. Под эмоциональной устойчивостью целесообразно понимать свойство личности, проявляющееся в целостном действии, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению цели деятельности, осуществляемой в потенциально эмоциональных условиях [2; 8].

В тех видах спорта, где есть непосредственный физический контакт (в спортивной борьбе), у спортсменов может обнаруживаться повышенный уровень невротизма. Борцы достаточно хорошо справляются со своими эмоциональными состояниями. Вместе с тем для успешного ведения схваток им необходимо превышение уровня невротизма по сравнению с лицами, не занимающимися спортом. В данном исследовании было выявлено такое соотношение: эмоционально устойчивые спортсмены -63,4 %, эмоционально неустойчивые - 36,6 %.

Показатели эмоциональной устойчивости, изученные с помощью теста Г. Айзенка, коррелируют с уровнем тревожности, который определяется с помощью теста Спилбергера - Ханина. В организации деятельности борцов, которым свойственна эмоциональная неустойчивость, основное внимание надо уделять воспитанию сознательного, ответственного, высокоположительного отношения к тренировкам, которое включает в себя активное стремление к овладению техникой и тактикой, формирование навыков высокого дисциплинированного поведения, умение анализировать, критически мыслить, произвольно понижать уровень эмоционального возбуждения перед схваткой. Основное внимание в организации деятельности борцов со слабой нервной системой следует уделять формированию уверенности в своих силах, повышению социального статуса в группе, выработке приемов мобилизации, саморегуляции эмоциональных состояний, повышению помехоустойчивости, работоспособности, адекватной ответственности.

В соответствии с исследованными свойствами темперамента определяется четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Как показали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха, с сильным (холерик) - к гневу и ярости; сангвиник - к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным. В нашем случае сангвиников -60 %, холериков 30 %, меланхоликов 7 %, флегматиков 3 %.

Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и конечную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы спортивной деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация тренировки приводит их к быстрому утомлению, и потому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных упражнений во время тренировочного процесса. Изменение способов или типа работы тренера в целях создания оптимальных условий для функционирования их нервной системы, предохранения ее от перегрузки позволяет этим спортсменам длительное время тренироваться эффективно без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации спортивной деятельности обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Желательно формировать для спортсменов с разным типом темперамента тренировочную и соревновательную деятельность по-разному. Для более успешных достижений в спортивной деятельности одним предпочтительнее постоянные детальные инструкции и упражнения, другим - инструкции, обобщенные и содержащие разнообразное число вспомогательных указаний.

Большой процент как сангвинического, так и холерического типов темперамента позволяет судить о том, что сангвиники и холерики более успешно продвигаются в своей профессиональной деятельности, так как вольная борьба - контактный вид спорта (постоянно взаимодействие субъекта с субъектом), и врожденные свойства их личности помогают справиться в сложных условиях профессионально-спортивной деятельности.

В целом успешность (эффективность, результативность, психологическая совместимость, удовлетворенность) спортсменов обусловлена их индивидуальными особенностями и структурно-функциональной организацией стиля деятельности тренера.

Библиографический список

1. Аболин Л.М. Методическая особенность формирующего эксперимента, направленного на повышение эмоциональной устойчивости спортсменов / Л.М. Аболин, Р.И. Спектор // Психология спортивной деятельности. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. - С. 210.

2. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации: моногр. / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск, 2000. - 132 с.

3. Бакулев С.Е., Ширяев А.Г., Макаренко Е.М. и др. О тактике соревновательной деятельности спортсмена // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. - С. 89-100.

4. Барановская С.А., Захаров В.М. Основные методы развития выносливости // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 234-238.

5. Габдреев Р.В. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Р.В. Габдреев, А.И. Фукин; под общ. ред. проф. Р.В. Габдреева. - Наб. Челны: КамПИ, 2000. - 140 с.

6. Егшатян Д. В. Специальная психологическая подготовка юных борцов вольного стиля на этапе соревновательной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 7 - С. 100-103.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

8. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

9. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011.

10. Мельников В.Н. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / В.М. Мельников, В.Н. Не-попалов, Е.В. Романина // Юбилейный сб. тр. ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - Т. 3. -М., 2008. - С. 122-129.

11. Пуни А.Ц. Теория и методика физической подготовки / А.Ц. Пуни. - М.: Академия, 2004. - 136 с.

12. Шиян В.В. Теоретические и методические основы воспитания специальной выносливости высококвалифицированных борцов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: РГАФК, 2008. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.