Научная статья на тему 'Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма'

Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ / СТРУКТУРА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ АКСИДЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЧУВСТВО ОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНАЯ ПСИХОМОТОРИКА / УСПЕШНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич

Статья содержит анализ и обобщение собственных материалов, а также данные других авторов о продуктивности применения методологического принципа системного подхода для изучения спортивного травматизма. Показана сущность системного подхода в теоретическом и практическом отношении с позиции взаимодействия успешности безопасности. В рамках системного подхода рассмотрены вопросы структурного соотношения некоторых факторов, определяющих поведение спортсмена. Психологические проблемы спортивного травматизма изложены с позиции спортивных аксидентальных способностей и их структурных составляющих чувства опасности и безопасной психомоторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approach to the psychological problems of sports injuries

The article contains the analysis and synthesis of the own findings, as well as the data from other authors on the productivity of the application of the methodological principle of the system approach to the study of the sports injuries. It shows the essence of the system approach in theoretical and practical relations from the position of cooperation of security and success. As part of the system approach the issues of the structural relations of some factors that define the behavior of the athlete are studied. Psychological problems of the sports injuries are presented from the perspective of sports accidental abilities and their structural components sense of danger and safe psychomotor.

Текст научной работы на тему «Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма»

4. Nikolaev, E.I. (2006), Psychology of children's creativity, Speech, St. Petersburg.

5. Rechitskaya, E.G. and Soshina, E.A. (2002), Development of creative imagination of younger school students in the conditions of the normal and broken hearing, VLADOS, Moscow.

6. Petlyakova, E.N. and Podgornaya S.N. (2012), Develop memory and attention, Phoenix, Moscow.

7. Andreyeva, E.V., Lelyukh, S. V., Sidorchuk, T.A. and Yakovleva, N.A. (2001), Creative tasks "Gold key", publishing house Center of a development of education, Samara.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2014.

УДК 796:159.9

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Николай Васильевич Журин, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Журина, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Сергей Анатольевич Елисеев, доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)

Аннотация

Статья содержит анализ и обобщение собственных материалов, а также данные других авторов о продуктивности применения методологического принципа системного подхода для изучения спортивного травматизма. Показана сущность системного подхода в теоретическом и практическом отношении с позиции взаимодействия успешности безопасности. В рамках системного подхода рассмотрены вопросы структурного соотношения некоторых факторов, определяющих поведение спортсмена. Психологические проблемы спортивного травматизма изложены с позиции спортивных аксидентальных способностей и их структурных составляющих - чувства опасности и безопасной психомоторики.

Ключевые слова: система, подсистема, элементы, структура, системный подход, методология, корреляция, личность, спортивные аксидентальные способности, чувство опасности, безопасная психомоторика, успешность и безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p196-200

SYSTEM APPROACH TO THE PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SPORTS

INJURIES

Nikolay Vasilyevich Zhurin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Zhurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Sergey Anatolyevich Eliseev, the doctor of psychological sciences, professor, Bryansk State University named after I. G. Petrovskiy

Annotation

The article contains the analysis and synthesis of the own findings, as well as the data from other authors on the productivity of the application of the methodological principle of the system approach to the study of the sports injuries. It shows the essence of the system approach in theoretical and practical relations from the position of cooperation of security and success. As part of the system approach the issues of the structural relations of some factors that define the behavior of the athlete are studied. Psychological problems of the sports injuries are presented from the perspective of sports accidental abilities and their structural components - sense of danger and safe psychomotor.

Keywords: system, subsystem, components, structure, system approach, methodology, correla-

tion, person, sports accidental abilities, sense of danger, safe psychomotor, success and security.

Спортивный травматизм лишь в редких случаях можно объяснить какими-либо достаточно очевидными факторами, в том числе психологическими. Обычно исследователь, эксперты сталкиваются с большим количеством причин, породивших спортивные травмы. Каждая из этих причин может оказывать влияние на предысторию происшествия непосредственно, а также через взаимодействие с другими причинами. То есть травма с этих позиций предстает как системное качество системы «вид спорта - спортсмен». Психологические факторы при таком рассмотрении представляют собой подсистему. Но в целях углубленного рассмотрения психологических факторов мы будем полагать их системой или точнее - психологической системой спортивной деятельности (ПССД).

В нашей работе [4] рассматривалась система психологического противодействия травматизму с позиции потенциальной возможности такого противодействия. Было осуществлено системное отображение связей, т.е. на основе корреляционного анализа построена структура связей системы.

Далее [8, С. 1] нами был в теоретическом и практическом отношении применён системный подход, основные положения которого для психологии спортивной деятельности изложены в указанном источнике. В частности, там говорится, что «на основе системного подхода к деятельности человека был получен богатый материал, вскрывающий основные закономерности планирования и осуществления приспособительных реакций, направленных на удовлетворение основных потребностей организма».

Возвращаясь к нашей работе [4, С. 36], отметим существенную сторону системного подхода - его ориентацию на целостность системы. Стремление найти целостность системы через её структуру и опора на статистически значимые линейные корреляции показало, что в группе «везучих» по самооценке спортсменов почти в два с половиной раза теснота корреляционных связей превышает тесноту связей в группе «невезучих» по самооценке спортсменов. То есть личность в группе «везучих» предстает со значительным превышением системного показателя целостности в структуре её самооценки. Подтверждение этому выводу мы получили при детальном рассмотрении построенных корреляционных плеяд.

Здесь важно отметить принципиальную сторону системного подхода к спорту, которая в свое время была нами обозначена [1, С. 19]. А именно: «Осуществить системный подход для индивидуального игрока или для команды сложно из-за большого числа факторов, в том числе взаимосвязей. Но стремление к реализации системного подхода позволяет уменьшить вероятность ошибки при системогенезе конкретной деятельности. Примерами здесь могут быть системный обзор поля, системное взаимодействие внутри команды, с командой противника, судьями, болельщиками, покрытием поля, погодными условиями и т.д.». При этом, как системный подход осуществлялся нами, содержится и в вышеизложенном материале и в излагаемом ниже.

В теоретическом отношении в отечественной психологии для развития системного подхода большое значение имели работы Ломова Б.Ф. и другие работы. В частности, опираясь на одну из них, были представлены мысли, важные для нас в отношении применения системного подхода в спортивной деятельности [7, С. 57-58]. Здесь указывается, что при рассмотрении многообразия качеств человека нужно рассматривать совокупность всех систем. Так мы и стремились поступать, рассматривая психологию безопасности на гимнастическом снаряде «бревно» [6]. Но конкретизировать применение системного подхода мы сможем, изложив хотя бы в общих чертах содержательный смысл акси-дентальных способностей. Аксидентальные способности (от лат. «падать, случаться») -способности к противодействию опасности в любой системе деятельности. Спортивные аксидентальные способности [1] - способности к противодействию опасности в спортивной системе деятельности. Психологическая сущность этих способностей опирается на теорию функциональной системы Анохина П.К. и концепцию способностей Шадрикова

В. Д. В спортивных аксидентальных способностях как системе были выделены две взаимодействующие подструктуры «чувство опасности» и «безопасная психомоторика», в которые включены соответствующие элементы. Конкретизируя далее с позиции системного подхода наше исследование в системе «бревно - скамейка» [6], мы построили схему системно-структурного взаимодействия аксидентальных спортивных способностей с координацией движений на бревне и скамейке. Результатом проведенных исследований стало подтверждение относительной профпригодности в условиях спортивной деятельности, активизации адаптивных возможностей личности по формированию индивидуального безопасного стиля деятельности (ИБСД) и индивидуального опасного (ИОСД), но успешного стиля деятельности. Это и было практическое применение системного подхода к определению относительной профпригодности в системе «бревно - скамейка», определяемом многократно проанализированными и обобщенными нами параметрами:

1) успешность - безопасность;

2) успешность - опасность;

3) безуспешность - безопасность;

4) безуспешность - опасность.

При этом методологически существенно, что совсем спрятаться от опасности человек не может. Опасность и успешность могут не совпадать и совпадать в структурном отношении, но исследование безопасности с позиции системного подхода должно проводиться только с учетом успешности [3]. Иначе мы прогнозируем цену ошибки в современном спорте, профессиональном спорте особенно, которая очень велика. За счет этой цены ошибки резко возрастает риск, соответственно возрастает вероятность травмы.

Продуктивен системный подход и в оценке себя по «жизненным показателям» в отношении чувства опасности и безопасной психомоторики [2]. В частности, чувству опасности соответствует реакция на обмолвки и оговорки, которыми человек невольно, а точнее, бессознательно раскрывает секреты своей психики. Не пропустить обмолвки и оговорки - во многом укрепить свою безопасность, причем именно в целом, в многообразных взаимосвязанных аспектах.

Системный подход заставляет включать в рассмотрение также «жизненный фактор» повторного травмирования, в том числе микротравмирования (мелких порезов, ушибов, ссадин, не приводящих к потери трудоспособности).

Все «жизненные показатели», которые в свое время были рассмотрены нами и здесь отражены, суть системы - они взаимосвязаны между собой, и целостная картина этих показателей складывается только при системном подходе к их по возможности максимально исследованному психологическому содержанию.

Системный подход был заложен в основу учебного пособия [5]. Соответственно были проанализированы и обобщены конкретные методы исследования спортивного травматизма, определявшегося личным фактором. В частности, это методы наблюдения, индивидуального опроса и непосредственного обращения, метода повторяющихся психологических предпосылок аксидентов (МПППА), метод обобщения независимых характеристик. В этой же работе была раскрыта безопасная и успешная деятельность спортсмена как система. В обобщенном виде, речь шла о формировании поведения спортсмена с позиции системогенеза успешной и безопасной деятельности.

Отметим здесь исключительно важное системное явление - проекцию опасности на других людей. То есть подсознательная мысль о том, что если травма случится, то не со мной [5, С. 68]. Поэтому для тренера важно сформировать у спортсмена специфические навыки - навыки безопасности.

Сначала формировать простые навыки, потом формировать навыки более сложные, затем развивать эти навыки. Крыловым А.А. было введено понятие «включение» Так вот включение простых действий в единый процесс информационных преобразований, а тут они обязательно будут, заставит спортсмена думать, как действовать в той или

иной ситуации, в том числе экстремальной. И вот так постепенно будет формироваться сложный, по сути, системный навык безопасности.

Примеры системных навыков безопасности [5, С. 68-69]:

1. Не наводить ни при каких условиях на других людей огнестрельное оружие. Если человек наводит на кого-то оружие, значит у него не переведено на уровень бессознательного действие, что оружие на человека наводить нельзя, т.е. навык не выработан.

2. Навык аккуратности, потому что, если, например, неаккуратно положить тяжелые вещи, и они упадут на ногу, может произойти травма.

3. Навыком безопасности может быть сформированная критичность мышления в оценке собственного психического состояния при подготовке к соревнованиям, внутреннее осознание вероятной опасности, когда, в крайнем случае, лучше не участвовать в соревновании.

Глубокое понимание психологической сущности системного подхода позволяет формировать системное мышление в отношении опасности, взаимосвязанной с успешностью. Увидеть в безопасном опасное - выработка ещё одного навыка безопасности, развитие чувства опасности. Проводя учебные занятия на 4 курсе факультета физической культуры Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского по предмету «Психологические основы безопасности», мы давали задание изобразить на листе бумаги какие-либо предметы, которые не представляют с первого взгляда опасности, но всё же содержат в себе её. Многим это задание выполнить не удалось. Во-первых, потому, что брались для рассмотрения изначально опасные предметы, например, пистолеты. Или какие-нибудь колющие, режущие предметы. Во-вторых, потому, что опасность, в общем-то, изначально правильно выбранного предмета не достаточно мысленно развивалась.

Вот некоторые примеры, представляющие интерес по нашему мнению (табл.1).

Таблица 1

Интерпретация студентами предметов, содержащих в себе опасность_

№ Предмет Интерпретация предмета студентом Спортивная специализация Возможное добавление от нас Выводы

1. Мобильный телефон Опасность исходит от СВЧ излучения: воздействие на глаза, головной мозг, кровеносную систему. Настольный теннис. Мобильный телефон может быть использован для дистанционного подрыва при теракте. Игромания, интернет-зависимость. 1) Наличие навыка безопасности. 2) Практическое применение системного подхода.

2. Шариковая авторучка Может являться колющим предметом. Лыжные гонки. Можно подделать чего-нибудь в важном документе. Наличие навыка безопасности.

3. Пустая баночка из-под Кока-колы 1) Разрезанная на куски банка может создать опасность порезаться. 2) В детской игре при сильном броске останется синяк. 3) На банке можно поскользнуться, в неё можно заложить взрывчатку. 4) Чрезмерное употребление содержимого грозит возбуждающим воздействием и нарушением сна. Спортивная гимнастика Добавлений нет На основе практического системного подхода сформировано системное мышление, которое может пригодится в соревнованиях по спортивной гимнастике.

4. Окно Может разбиться, о куски стекла можно порезаться. Отдельные стёклышки в зависимости от угла падения могут стать «увеличительным стеклом» и привести к возгоранию. Тяжелая атлетика Окно может быть использовано как средство проникновения в дом, служебное помещение. Возможность падения из окна, выбрасывания травмоопасных предметов. 1) Наличие навыка безопасности. 2) Практическое применение системного подхода.

Конечно, в выводах табл.1 можно усмотреть элемент дискуссионности. Но мы учитывали ещё и общую, личностную информацию о каждом студенте, которую получали в ходе учебного процесса. Поэтому полагаем эти выводы в достаточной мере адекватными решению поставленной нами задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, С. А. Аксидентальные спортивные способности / С.А. Елисеев, Н.В. Журин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12. - С. 17-20.

2. Елисеев, С.А. Ваши способности к обеспечению безопасности / С.А. Елисеев // Человек и Вселенная. - 2009. - № 2 (70). - С. 48-55.

3. Елисеев, С.А. Методологические проблемы психологии безопасности деятельности / С.А. Елисеев // Вестник Брянского государственного университета. К 80-летию БГУ. - 2010. - С. 248-250.

4. Журин, Н.В. Психологические факторы самооценки противодействия травматизму в спортивной деятельности / Н.В. Журин, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11. - С. 35-39.

5. Психологические факторы спортивного травматизма : учебное пособие / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев, И.И. Задиран. - Брянск : Курсив, 2012. - 128 с.

6. Журин, Н.В. О психологии безопасности на гимнастическом снаряде «бревно» / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 67-72.

7. Сонин, В.А. Учитель как социальный тип личности / В.А. Сонин. - СПб. : Изд-во Речь, 2007. - 400 с.

8. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.

REFERENCES

1. Eliseev, S.A. and Zhurin N.V. (2008), 'A^denta! sport abilities", Theory and practice of physical education, No. 12, pp. 17-20.

2. Eliseev, S.A. (2000), "Your ability to ensure the safety", Man and the universe, No, 2 (70), pp. 48-55.

3. Eliseev, S.A. "Methodological problems of safe activities psychology", Bryansk State University Digest. To the 80 anniversary of BSU, pp. 248-250.

4. Zhurin, N.V. and Eliseev, S.A. (2010), "Psychological factors of self-esteem to counter injuries in sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, pp. 35-39.

5. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N., Eliseev, S.A., Zadiran, I.I. (2012), Psychological factors of sports injuries, publishing house "Kursiv", Bryansk.

6. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev S.A. (2013), "About psychology of safety on the gymnastic equipment "balance beam", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (102), pp. 67-72.

7. Sonin, V.A. (2007), Teacher as a social personality type, publishing house "Rech", St. Petersburg.

8. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

Контактная информация: zhur999@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.