УДК 159.9
ПРОФЕССИОГРАФИЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА В СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергей Анатольевич Елисеев, доктор психологических наук, профессор, Николай Васильевич Журин, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Журина, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург (БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Брянск
Аннотация
Для определения профессиональной пригодности практикующего психолога в том или ином виде профессиональной деятельности требуются профессиограммы. Их составлению, по нашему мнению, систематизированного подхода уделяется недостаточно. В результате профессиограммы оказываются умозрительными схемами, которые реально может применить диагност, ориентируясь на прошлый опыт. Но для современного спорта, где роль психологических факторов весьма значительна, в том числе роль практикующего психолога, требуются социальные разработки в области, где намечается проведение психологической диагностики в рамках общепринятых профессиографических требований. В данной работе намечены пути таких разработок.
Ключевые слова: практикующий спортивный психолог, профессиография, профессио-грамма, психограмма, способности, обучение, воспитание, тренировка, спортивная деятельность, личностный подход.
PROFESSIOGRAPHY OF PRACTICING PSYCHOLOGIST IN SPORTS ACTIVITY
Sergey Anatolievich Eliseev, the doctor of psychological sciences, professor, Nikolay Vasilyevich Zhurin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Zhurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and
Health, St. Petersburg
Annotation
To determine the professional suitability of the practicing psychologist in one form or another of professional activity the professiogram is required. In our opinion, there is not enough systematic approach devoted to their making. As a result, the professiogram appears to be the speculative schemes that diagnostician can really use focusing on the past experience. But for the modern sport, where the role of psychological factors is very significant, including the role of the practicing psychologist, the social developments are required in the area where the conducting of the psychological diagnostics in the framework of generally accepted professiographic demands is planned. In this work, the ways for this developments are noted.
Keywords: practicing sports psychologist, professiography, professiogram, psychogram, abilities, tuition, education, training, sports activity, personal approach.
Одно из направлений психологии, которое непосредственно связано с профессио-графией - психология труда [1]. Профессиональный спорт - это разновидность трудовой деятельности. Поэтому психология труда в данном случае - это психология спортивного труда. Для психодиагностики принципиально важна особенность понимания человека и профессии в их взаимодействии. Это может быть либо «ключ к замку», либо структурное соответствие. «Ключ к замку» - это точное соответствие профессиональной деятельности и человека, поэлементно точное. Структурное соответствие предполагает взаимодействие структур личности и деятельности. Здесь возможна в числе прочего личностная компенсация и формирование ИСД - индивидуального стиля деятельности. Еще можно сказать, что есть рядоположный «ключ к замку» и структурные способы согласования профессии и деятельности.
Термин и понятие профессиография, т.е. психологическое описание профессий, указывает на необходимость разработки профессиограмм [1]. Сделать это на высоком уровне всегда представляет собой сложную задачу. Даже казалось бы в отношении широко известных профессий. Потому что в любой профессиональной деятельности есть тонкие грани, оттенки, особенности. Определить их, а иногда просто заметить - сложная задача, требующая системного подхода [5].
Профессиограмма состоит из вводной части, психограммы и итоговой части с выводами и рекомендациями. Объем профессиограммы может быть разным - от страницы до книги. Всё зависит, главным образом, от того, для чего предназначена профессио-грамма - для профотбора и профориентации, для обучения, для обеспечения безопасности, для проектирования деятельности и т.д. [1, с.21-35]. При этом надо ориентироваться на профессионально значимые свойства человека, на возможность во многих случаях формирования ИСД [1, с.40-42].
При составлении профессиограмм с целью обеспечения безопасности деятельности, в том числе спортивной, в прямой или косвенной форме необходимо обозначить опасные стороны деятельности: ситуации, зоны особого внимания, опасные движения [2, с.29]. Естественно, что это не только задача тренера, но и спортивного психолога. В частности, здесь большое значение приобретает техника регуляции волевых усилий по А.Ц. Пуни [1, с.59]. Несомненно, играет большую роль выносливость. По мнению М.Н. Ильиной волевой компонент выносливости в большей мере выражен у лиц с высокой экстравертированностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой [1, с.60.].
Для профотбора и профориентации профессиограмма в выводах должна содержать информацию о том, к абсолютной или относительной профпригодности относится данная профессия. Это важно для многого, но в том числе и для того, чтобы предотвратить неправильный выбор профессии. В спортивной деятельности может быть неадекватный выбор вида спорта. А это и не успешность и очень вероятный травматизм.
Профессиограмма, предназначенная для обучения, должна раскрывать, во-первых, наиболее характерные элементы структуры профессия-деятельность, во-вторых, те элементы, которые с трудом усваиваются или являются наиболее сложными и опасными. С обучением связано воспитание и тренировка, без которых невозможно сформировать спортивного профессионала.
Составление профессиограмм должно соответствовать определенным принципам, которые К.К. Платонов обобщил следующим образом. Это принцип комплексности, целенаправленности, принцип личностного подхода, принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности), принцип перспективности и реальности, принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию и некоторые другие [1, с.21].
При составлении профессиограммы необходимо обязательно учитывать многие факторы - психологические, экономические, психофизиологические. Особое значение будут иметь знания, навыки, умения, гигиеническая характеристика условий труда. В частности, в каких условиях будет проявляться труд спортсмена, как организовано питание, медицинское обслуживание.
Составление профессиограмм должно осуществляться на основе системного подхода [5]. Осуществлять системный подход сложно из-за большого числа взаимодействующих факторов. Но стремление к реализации системного подхода позволяет уменьшить вероятность ошибок при системогенезе спортивной деятельности, прогнозируемой конкретной профессиограммой [5, с.197]. Профессиограмма всегда требует научного исследования, где системный подход является обязательным [7, с.21].
В связи с вышесказанным становится бесспорным, почему такую важность обретают методы профессиографии. К этим методам обычно относят наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документации, самонаблюдение и другие. Есть некоторые специфиче-
ские методы, например, трудовой метод, когда профессией, хотя бы в известной мере овладевает психолог, составляющий профессиограмму. Но этот метод применим только к относительно несложным профессиям. Для профессии практикующего спортивного психолога этот метод, очевидно, применим только отчасти. Причем в первую очередь из-за разнообразия спортивной деятельности, а значит и особенностей психологии мышления, памяти, внимания и т. д. Но в особенности из-за индивидуальности личности. Поиск этих особенностей возможен через личностный подход, т. е. целостный, системный подход к человеку, о чем мы писали выше. Такой подход, в основном, подразделяются на медицинские, психофизиологические и психологические исследования [4, с.25]. Но к этому, конечно, присоединяются и другие исследования. Так, в частности, особенности исследования в экстремальных ситуациях. Здесь могут быть применены фото, кино и видеосъемка. Например, фотофиниш в плавании, повтор ситуаций в футболе, развитие ситуаций в авторалли и т.д. Такие исследования особенно важны, когда встает вопрос о личностной компенсации, формировании ИСД. Или о констатации необходимости требований абсолютной профпригодности.
Если решен вопрос о возможности формирования ИСД, то дальнейшее рассмотрение необходимо вести с позиций ИБСД, где ИБСД - индивидуальный безопасный стиль деятельности. Он формируется с позиций аксидентальных способностей, под которыми имеются в виду способности к противодействию опасности в любом виде деятельности. «В спортивной деятельности, как и в любой другой, важно достичь успешности и безопасности» [6, с.39].
Не трудно видеть, что взаимодействие профессии и личности с обобщенных позиций - структурно. Поэтому можно полагать, что структурно-функциональная система предметной спортивной деятельности и функциональная система спортивных способностей изоморфны. «Деятельность в целом и функционирование способностей, через которые реализуется деятельность, направляются одними и теми же мотивами, целями и личностными смыслами. Именно эти три компонента объединяют способности в деятельности, как совместно работающие системы» [8, с.566].
Составление профессиограмм требует также учета соотношения надежности и безопасности будущей системы человек - спорт. Дело в том, что надежность может не гарантировать безопасность, а безопасность - надежность. И явление это системное [3, с.47]. Надежность системы спортсмен - футбольное поле может быть нарушена низким качеством футбольного покрытия. Но для опытного спортсмена с адекватной профпригодностью вероятность избежать опасности травмы будет существенно зависеть от особенностей структурного взаимодействия профессии и деятельности. Для неадекватного поведения, вызванного профессиональной непригодностью или малой пригодностью структурное взаимодействие в системе спортсмен - профессия увеличивает вероятность и травматизации и не успешности.
С учетом вышеизложенного и опираясь на психограмму практикующего врача [1, с. 107-110], составим психограмму практикующего психолога в спортивной деятельности. При этом, мы отдаем отчет о приближенности построенной нами путем аналогии психограммы, о необходимости ее совершенствования.
Таблица 1 - Сравнительная психограмма спортивного психолога
№ п/п Параметры практикующего врача Параметры практикующего психолога Содержание деятельности спортивного психолога
1. Крепкое здоровье Крепкое здоровье Тяжесть и напряженность труда
2. Высокие требования к собственной нервной системе Здоровье в отношении нервной системы Как правило, наличие собственных переживаний ситуации
3. Выразительный голос Приятный голос Убеждение, внушение, психокоррекция
4. Владение мимикой лица с умением подавлять его неприятное выражение Владение мимикой лица с умением подавлять его неприятное выражение Убеждение, внушение, психокоррекция, психотренинг, обучение, воспитание
№ п/п Параметры практикующего врача Параметры практикующего психолога Содержание деятельности спортивного психолога
5. Умение быстро и точно пользоваться своими знаниями, навыками, умениями Умение в достаточной мере пользоваться своими знаниями, навыками, умениями Формирование готовности спортсмена или спортсменов к соревнованиям
6. Внешнее внимание Внешнее внимание Наблюдательность в ходе постоянного наблюдения
7. Память на зрительные впечатления, в частности на лица Память на зрительные впечатления отдельного человека или спортивной команды Мнемическая деятельность со спортсменами - своими и конкурентами
8. Эрудиция, разносторонность интересов, что облегчает общение Разносторонность общих и спортивных интересов, эрудиция Установление контактов со спортсменом или группой
9. Капризный характер вредит врачу Капризный характер вредит спортивному психологу Ситуативное общение, особенно в сложных ситуациях
10. Первостепенное значение к вопросам естествознания, физиологии человека Первостепенное значение к вопросам психологии человека Формирование личности спортсмена
11. Умение ладить с коллегами Умение ладить с коллегами Стремление к избеганию конфликтности в коллективе
12. Решительность в характере, особенно в сложной ситуации Решительность в характере, особенно при проведении сложных элементов тренировок и в рекомендациях спортсменам к соревнованиям Волевые действия в ходе обучения, воспитания и тренировки
13. Внушение, оказываемое на больного и имеющее большое влияние на успех лечения Внушение, оказываемое на спортсмена или группу спортсменов в значительной мере определяющее успех и безопасность соревнования или тренировки Воздействие на бессознательные компоненты в структуре личности, главным образом, на ее эмоциональную сферу
14. Умение принять на себя ответственность за жизнь и здоровье пациента Умение принять на себя ответственность за успех спортсмена или команды, за их жизнь и здоровье наряду с врачом,тренером Деятельность обычная и в экстремальных ситуациях
15. Чувство непроизвольного стремления к оказанию помощи Чувство непроизвольного стремления к подготовке спортсмена к победе Наука и искусство спортивного психолога - практика
16. Организаторские и педагогические навыки и умения Организаторские и педагогические навыки и умения Организаторская и педагогическая деятельность
17. Аккуратность и порядок как черты характера в управлении поведением других людей и собственным поведением Аккуратность и порядок как черты спортивной требовательности, целеустремленности, дисциплины, самообладания, особенно в обстановке, когда под воздействием психолога спортсмены должны поверить в свои силы и возможности Формирование высокого результативного уровня волевой и эмоциональной сфер деятельности спортсменов, развитие их мыслительной деятельности, а также личности в целом
18. Профессиональное чувство ответственности за жизнь и здоровье пациентов Профессиональное чувство ответственности за психодиагностику, психокоррекцию, эффективное психологическое консультирование Деятельность с системным проявлением ответственности
Подводя итог в данной работе, еще раз подчеркнем, что предложенная психограмма спортивного практического психолога выполнена по аналогии, естественно имеющей свои границы. Поэтому для ее расширения и углубления требуется применение других методов - анкетного, по адекватным опросникам, а возможно трудового и экспериментального. Главное же, к чему мы стремились, достигнуто, намечены пути разработок и их совершенствований в области профессиографии практикующего спортивного психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология : учебное пособие / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 224 с.
2. Елисеев, С.А. Профессиография безопасности / С.А. Елисеев // Человек и Вселенная. -2006. - № 7 (60). - С. 26-30.
3. Елисеев, С.А. Взаимосвязь надежности и безопасности при изложении предмета «Инженерная психология» / С.А. Елисеев // Человек и Вселенная. - 2010. - № 3 (74). - С. 4-7.
4. Журин, Н.В. Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 196-200.
5. Журин, Н.В. Спорт и способности / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Материалы науч.- практ. конф. «Лесгафтовские чтения - 2015». - Брянск, 2015. - С. 38-40.
6. Психологические факторы спортивного травматизма : учебное пособие / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев, И.И. Задиран. - Брянск : Курсив, 2012. - 128 с.
7. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований : учебное пособие / В.И. Тю-тюнник. - М. : УМК «Психология», 2002. - 208 с.
8. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В. Д. Шад-риков. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 656 с.
REFERENCES
1. Dmitrieva, M.A., Krylov, A.A. and Naftulev, A.I. (1979), Psychology of work and engineering psychology: tutorial, Publishing House of Leningrad University, Leningrad.
2. Eliseev, S.A. (2006), "Professiography of safety", Man and the Universe, No. 7 (60), pp. 2630.
3. Eliseev, S.A. (2010), "The relationship of reliability and safety in presentation of the subject "Engineering psychology"", Man and the Universe, No. 3 (74), pp. 4-7.
4. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2014), "Systematic approach to psychological problems of sports injuries", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 196200.
5. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2015), "Sports and abilities", Materials of scientific-practical conference "Lesgaftovskie Chteniya - 2015", Bryansk, pp. 38-40.
6. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N., Eliseev, S.A. and Zadiran, I.I. (2012), Psychological factors of sports injuries: tutorial, Cursive, Bryansk.
7. Tyutyunnik, V.I. (2002), Fundamentals of psychological research: tutorial, TMC "Psychology", Moscow.
8. Shadrikov, V.D. (2009), From individual to individuality. Introduction to psychology, Publishing House "Institute of psychology of RAS", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2016
УДК 378.14:159.9
ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)
Александр Андреевич Ерошенко, кандидат психологических наук, доцент,
Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВО «ВГАФК»),
Волгоград
Аннотация
В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-психологов, посредством применения в образовательном процессе активных методов. В ней также представлены итоги экспериментальной работы по изучению вопроса об эффективности использования метода анализа конкретных ситуаций на учебных занятиях по дисциплине «Педагогическая психология», приведены научно обоснованные доказательства.